Программа внеурочной деятельности "Волейбол"
рабочая программа по физкультуре (5 класс)

Чертанова Татьяна Ивановна

Внеурочная деятельность обучающихся, согласно Базисному учебному плану общеобразовательных организаций Российской Федерации, является неотъемлемой частью образовательного процесса.

Волейбол - один из игровых видов спорта в программах физического воспитания обучающихся общеобразовательных организаций. Он включён в урочные занятия, широко практикуется во внеклассной и внешкольной работе - это занятия в спортивной секции по волейболу, физкультурно-массовые и спортивные мероприятия (соревнования в школе, на муниципальном уровне, матчевые встречи и т.п.).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл progr._voleybol.docx44.48 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Гимназия №1»

муниципального образования «город Бугуруслан»

 Программа внеурочной деятельности

«Волейбол»

Направление: спортивно-оздоровительное

Класс: 5

(срок реализации 1 год)

                                                          Составитель:

                                                                       Чертанова Татьяна Ивановна,

                                                                       учитель физической культуры,

                                                                       МАОУ «Гимназия №1»

                                                                       высшей квалификационной категории

2020-2021 учебный год

Пояснительная записка

    Программа по внеурочной деятельности «Волейбол» разработана на основе:

- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования от 06 октября 2009 г. № 373 (в ред. Приказа Минобрнауки Российской Федерации от 31.12.2015 г. №1576);

- Колодницкий Г.А., Кузнецов В.С., Маслов М.В. Внеурочная деятельность учащихся. Волейбол: пособие для учителей и методистов (Работаем по новым стандартам) - М.: Просвещение, 2011.

Актуальность программы

Внеурочная деятельность обучающихся, согласно Базисному учебному плану общеобразовательных организаций Российской Федерации, является неотъемлемой частью образовательного процесса.

Волейбол - один из игровых видов спорта в программах физического воспитания обучающихся общеобразовательных организаций. Он включён в урочные занятия, широко практикуется во внеклассной и внешкольной работе - это занятия в спортивной секции по волейболу, физкультурно-массовые и спортивные мероприятия (соревнования в школе, на муниципальном уровне, матчевые встречи и т.п.).

Чтобы играть в волейбол, необходимо уметь быстро выполнять двигательные действия, высоко прыгать, мгновенно менять направление и скорость движения, обладать ловкостью и выносливостью. Занятия волейболом улучшают работу сердечно-сосудистой и дыхательной систем, укрепляют костную систему, развивают подвижность суставов, увеличивают силу и эластичность мышц. Постоянное взаимодействие с мячом способствует улучшению периферического зрения, точности и ориентировке в пространстве. Развивается двигательная реакция на зрительные и слуховые сигналы. Игра в волейбол требует от занимающихся максимального проявления физических возможностей, волевых усилий и умения пользоваться приобретёнными навыками. Проявляются положительные эмоции: жизнерадостность, бодрость, желание победить. Развивается чувство ответственности, коллективизма, скорость принятия решений. Благодаря своей эмоциональности игра в волейбол представляет собой средство не только физического развития, но и активного отдыха.

В программе представлены доступные упражнения, способствующие овладению элементами техники и тактики игры в волейбол, развитию физических способностей обучающихся.

     Цели данной программы – формирование и освоение основ содержания физической деятельности  спортивной направленности на углубленное изучение спортивной игры волейбол.

     Основные задачи:

- пропаганда   здорового   образа   жизни,   укрепление   здоровья,    содействие

  гармоническому физическому развитию занимающихся;

- популяризация волейбола как вида спорта и активного отдыха;

- формирование у обучающихся устойчивого интереса к занятиям волейболом;

- обучение технике и тактике игры в волейбол;

- развитие физических способностей (кондиционных и координационных);

- формирование у обучающихся необходимых теоретических знаний;

- воспитание моральных и волевых качеств.

Планируемые результаты освоения программы «Волейбол»

Личностные результаты:

- готовность и способность учащихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;  

- определять и высказывать простые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);  в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Метапредметные результаты (познавательные, регулятивные, коммуникативные УУД):

- познавательные:  добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя разные источники информации, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии; перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей команды;

- регулятивные:  определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя, а далее самостоятельно;  проговаривать последовательность действий;  уметь высказывать своё предположение (версию) на основе данного задания, уметь работать по предложенному учителем плану, а в дальнейшем уметь самостоятельно планировать свою деятельность;

-  коммуникативные:  умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль; слушать и понимать речь других;  совместно договариваться о правилах общения и поведения в игре и следовать им;  учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

       Данная программа рассчитана на 1 год, где могут заниматься обучающиеся 5-х классов (мальчики и девочки 11 лет). Занятия проходят 1 раз в неделю. Всего 34 часа.

Содержание программы

Теория. История возникновения и развития волейбола. Правила игр в мини-волейбол, волейбол. Обязательным содержанием является включение инструктажей по технике безопасности (ТБ).

Техническая подготовка.

Перемещения игрока-волейболиста. Стойка игрока (исходные положения).  Перемещение в стойке приставными шагами: правым и левым боком, лицом и спиной вперёд. Сочетание способов перемещений (бег, остановки, повороты, прыжки вверх).

Передачи мяча. Передача сверху двумя руками вперёд-вверх (в опорном положении).  Передача сверху двумя руками через сетку. Передача сверху двумя руками, стоя спиной в направлении передачи. Передача снизу двумя руками над собой. Передача снизу двумя руками в парах.

Подачи мяча. Нижняя прямая. Верхняя прямая.

Приём мяча. Приём снизу двумя руками. Приём сверху двумя руками. Приём мяча, отражённого сеткой.

Тактическая подготовка. Индивидуальные, групповые действия. Двусторонняя учебная игра.

Подвижные игры и эстафеты. Игры и эстафеты на закрепление и совершенствование технических приёмов и тактических действий. Игры, развивающие физические способности.

Общефизическая подготовка. Развитие скоростных, скоростно-силовых, координационных способностей, выносливости, гибкости.

Гимнастические упражнения. Упражнения без предметов: для мышц рук и плечевого пояса, мышц ног, брюшного пресса, тазобедренного сустава, туловища и шеи. Упражнения с предметами - со скакалками, с мячами. Из различных исходных положений. Чередование упражнений руками, ногами - различные броски, выпрыгивание вверх с мячом, зажатым голеностопными суставами; в положении сидя, лежа - поднимание ног с мячом. Легкоатлетические упражнения. Бег с ускорением до 30 м. Прыжки: с места в длину, вверх. Прыжки с разбега в длину и высоту.

Формы обучения: индивидуальная, фронтальная, групповая, поточная.

Распределение времени по разделам программы

Тема

Количество  

часов

1

Стойка игрока, перемещения

1

2

Способы перемещения

1

3

Передача мяча сверху двумя руками

6

4

Нижняя передача мяча

6

5

Приём мяча снизу, сверху двумя руками

4

6

Нижняя прямая подача

4

7

Верхняя прямая подача

2

8

Подвижные игры и эстафеты

4

9

Игровые занятия в мини-волейбол, волейбол

6

10

Физическая подготовка в процессе занятия

В течение занятий

11

Инструктажи по ТБ. История возникновения и развития волейбола. Правила игры в волейбол

В течение занятий

Итого:

34

Упражнения и контролирующие материалы для оценки планируемых результатов освоения программы внеурочной деятельности

Контрольные нормативы

5 кл.

1

Правила соревнований

+

2

Передачи в парах через сетку двумя руками сверху без потерь

10 раз

3

Передачи в парах двумя руками сверху с расстояния 3–4 м без потерь

10 раз

4

Передачи в парах двумя руками снизу с расстояния 3–4 м без потерь

10 раз

5

Подача (любая): из 6 попыток

4 раза

Календарно-тематическое планирование

Тема занятия

Характеристика деятельности учащихся или виды учебной деятельности

Коли-чество часов

Дата прове-дения

5 кл.

1

Инструктаж ТБ на занятиях по волейболу. Стойка игрока, перемещения.

 Инструктаж по технике безопасности на занятиях. Стойки и перемещения на волейбольной площадке.

Прыжки на скакалке.

1

2

Способы перемещения игрока-волейболиста.

 Перемещения в стойке приставными шагами: правым, левым боком, лицом и спиной вперёд. Общая и специальная физическая подготовка. Игра «Перестрелка».

1

3

Эстафеты с различными способами перемещений.

 Сочетания способов перемещений в эстафетах (бег, остановки, повороты, прыжки вверх). Общая физическая подготовка.

1

4

Верхняя передача мяча над собой.

 Подводящие упражнения по технике верхней передачи мяча. Жонглирование мячом (на удержание). Общая и специальная физическая подготовка (ОФП и СФП).

1

5

Верхняя передача мяча после набрасывания партнёром.

 Повторение и закрепление техники верхней передачи мяча. Игры по выбору занимающихся: «Салки с мячом», «Перестрелка», «Пионербол».

1

6

Передача мяча сверху двумя руками  в парах.

 Передачи мяча сверху с разных расстояний с партнёром. Игры по выбору занимающихся. ОФП.

1

7

Нижняя передача мяча над собой.

 Подводящие упражнения по технике нижней передачи мяча. Жонглирование мячом (на удержание). ОФП и СФП.

1

8

Нижняя передача мяча после набрасывания партнёром.

 Повторение и закрепление техники нижней передачи мяча. Игры по выбору занимающихся. СФП.

1

9

Передача мяча сверху двумя руками в парах.

 Закрепление и совершенствование техники передачи мяча (на удержание - количество раз). ОФП и СФП.

1

10

Передача мяча сверху над собой и партнёру.

 Совершенствование техники передачи мяча. Подвижные игры и упражнения на ОФП по выбору занимающихся.

1

11

Передача мяча сверху двумя руками через сетку.

 Передачи мяча через волейбольную сетку на удержание и с разных расстояний. Игра «Волейбол в кругу». ОФП и СФП.

1

12

Эстафеты с приёмами верхней передачей мяча.

 Встречные эстафеты с приёмами верхней передачи мяча на месте и после перемещения. Игры по выбору занимающихся. СФП.

1

13

Пионербол с приёмами волейбола.

 История возникновения и развития волейбола. Тактические действия игрока с приёмами верхней и нижней передач мяча.

1

14

Нижняя передача мяча в парах на ближнем расстоянии.

 Нижняя передача мяча в работе с партнёром. Применение верхней передачи при необходимости. ОФП и СФП.

1

15

Нижняя передача на удержание мяча в парах.

 Закрепление техники нижней передачи мяча. Можно на удержание мяча (количество передач). Игры по выбору занимающихся. ОФП.

1

16

Нижняя прямая подача мяча на технику выполнения.

 Подводящие упражнения по технике нижней прямой подачи мяча. Можно с различных расстояний до стены. Игры по выбору занимающихся. СФП.

1

17

Нижняя передача мяча после перемещения.

 Совершенствование техники передачи мяча: передачи с выпадом вперёд, влево, вправо. Можно в чередовании с верхней передачей мяча. Игра «Клуша и цыплята». ОФП и СФП.

1

18

Нижняя прямая подача в парах.

 Закрепление и совершенствование техники передачи мяча (на удержание - количество раз). ОФП и СФП.

1

19

Нижняя прямая подача с середины площадки.

 Правила игры в волейбол. Закрепление техники нижней подачи через сетку в середину площадки соперников. Игры и упражнения на ОФП по выбору занимающихся.

1

20

Нижняя передача мяча над собой и партнёру.

 Совершенствование техники передачи мяча. Можно выполнять нижние передачи в ходьбе. Игры по выбору занимающихся. СПФ.

1

21

Эстафеты с приёмами нижней передачей мяча.

 Встречные эстафеты с приёмами нижней передачи мяча на месте и после перемещения. Игры по выбору занимающихся. ОФП и СФП.

1

22

Нижняя подача мяча с лицевой линии площадки.

 Закрепление и совершенствование техники нижней прямой подачи мяча через сетку. Можно на количество удачных подач. Игры по выбору занимающихся. СПФ.

1

23

Приём мяча двумя руками сверху.

 Приём мяча после набрасывания партнёром сверху в парах на месте и с выпадом. Игры по выбору занимающихся. ОФП на развитие прыгучести.

1

24

Приём мяча с подачи партнёром.

 Приём мяча с передачей над собой и партнёру. Жонглирование мячом двумя руками сверху. СФП методом круговой тренировки.

1

25

Приём мяча снизу в парах на месте и в движении.

 Приём мяча после набрасывания и подачей партнёром. Можно менять расстояния при необходимости. Игра «Не урони мяч». ОФП.

1

26

Мини-волейбол с нижней подачей и приёмом мяча.

Повторение правил в волейболе. Закрепление и совершенствование техники подач и приёма мяча. Упражнения на ОФП и СФП по выбору занимающихся и рекомендациям учителя.

1

27

Приём мяча с подачей через сетку.

 Групповым методом в парах. Повторение и закрепление техники верхней и нижней передач мяча. Игры по выбору занимающихся ОФП и СФП.

1

28

Верхняя прямая подача мяча на технику выполнения.

 Ознакомление с техникой верхней подачи мяча. Выполнение с помощью партнёра. Упражнения на ОФП и СФП по выбору занимающихся и рекомендациям учителя.

1

29

Верхняя прямая подача с середины площадки.

 Повторение и закрепление техники верхней прямой подачи через сетку. Можно на количество удачных подач. Передачи через сетку. ОФП на развитие ловкости и силы рук.

1

30

Игра мини-волейбол с низко-опущенной сеткой.

Общая и специальная разминка на месте и в движении.  Повторение и закрепление знаний правил в волейболе. Закрепление техники подач и приёма мяча. ОФП.

1

31

Учебная  игра в мини-волейбол.

 Специальная разминка игрока-волейболиста на месте и в движении. Подачи мяча можно с середины площадки. СФП.

1

32

Учебная игра в волейбол. Тактические действия игроков.

 Специальная разминка игроков-волейболистов. Двусторонняя игра в волейбол, индивидуальные действия игроков.

1

33

Учебная игра в волейбол. Тактические действия команды.

 Разминка игроков-волейболистов. Двусторонняя игра в волейбол, действия игроков в группе.

1

34

Мини-соревнование по волейболу.

 Подачи можно использовать по способностям играющих. Упражнения на ОФП и СФП по выбору занимающихся.

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа внеурочной деятельности"Экспериментальная деятельность педагога. Внеурочная деятельность в 5.классе"

Следуя требованиям новым ФГОС, наш лицей участвует в эксперименте по внедрению внеурочной деятельности в среднюю школу. Данная программа содержит пояснительную записку, тематическое и поурочное планир...

Конспекты внеурочных занятий по английскому языку. Программа внеурочной деятельности по английскому языку 1-4 классы.

Представлены конспекты мероприятий для начальной школы (начальный этап изучения английского языа) и программа внеурочной деятельности по английскому языку для 1-4 классов....

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность 5-6 классы. Р

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6  классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеу...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Туосчаана" (Внеурочная деятельность по изготовлению берестяных изделий в национальном стиле)

Рабочая программа составлена на основе авторской программы "Шитье из бересты"/Оконешниковой А.Ф./: Чурапча, 2000г. План рассчитан на 1 учебный год,...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.

Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.Авторская программа «Золотое перо» для учащихся 5-9 классов. Курс составлен в соответствии с требованиями...

Занятие внеурочной деятельности «Я умею договариваться» программы внеурочной деятельности «Тропинка к своему Я»

Успешные практики включения обучающихсяс ОВЗ в образовательное пространство. Инклюзивное занятие для нормативно развивающихся учащихся и обучающихся с ОВЗ....

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ «Готовимся к сдаче нормативов ГТО» Направление внеурочной деятельности - физическая культура для учащихся 9-10 классов, 34 часов

Главная цель развития отечественной системы школьного образования определяется как формирование личности, готовой к активной творческой самореализации в пространстве общечеловеческой культуры. Физичес...