Координационные способности.
статья по физкультуре

Ходков Александр Ярославович

Для характеристики координационных возможностей человека при выполнении какой-либо двигательной деятельности в отечественной теории и методике физической культуры долгое время применялся термин "ловкость". 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл -_koordinatsionnye_sposobnosti.docx19.37 КБ

Предварительный просмотр:

Координационные способности.

В современных условиях физического воспитания человека одной из важнейших задач является улучшение двигательной функции и умение управлять собственными движениями.

Для характеристики координационных возможностей человека при выполнении какой-либо двигательной деятельности в отечественной теории и методике физической культуры долгое время применялся термин "ловкость". Начиная с середины 70-х гг. для их обозначения все чаще используют термин "координационные способности". Эти понятия близки по смыслу, но не тождественны по содержанию.

В качестве отправной точки при определении понятия "координационные способности" может служить термин "координация" (от лат. coordination- согласование, сочетание, приведение в порядок).

Что же касается самого определения "координационные способности", то содержание этого понятия более многообразно, чем буквальный перевод с латинского.

Координационные способности человека выполняют в управлении его движениями высокую функцию, а именно, согласование, упорядочение разнообразных движений в единое целое соответствующей поставленной задачи.

Н.А. Берштейн(1991) считал, что сущность двигательной координации состоит в непрерывном прилаживании эффекторных импульсов к переменным непредвиденным динамическим условиям. В соответствии с концепцией Н.А.Берштейн для решения двигательной задачи формируются многоуровневые системы, регулируемые ведущим уровнем.

Ещё  П.Ф. Лесгафт, говоря о задачах физического образования, отмечал важность «умение изолировать отдельные движения, сравнивать меж собой, сознательно управлять ими и приспосабливать к преградам, одолевать их вполне вероятно большей ловкостью».

В.М. Зациорский(1966) рассматривает ловкость как совокупность координационных способностей. Точность движений, по его мнению, - один из критериев оценки ловкости. Он также указывает, что качественными сторонами двигательной деятельности являются равновесие и «чувство пространства».

Существует ряд причин по которым объясняется значимость физического воспитания координационных способностей:

  1. Лишь только сформированные координационные возможности- важное условие подготовки детей к жизни, самообслуживанию, труду. Они содействуют действенному выполнению двигательных операций при постоянно растущих требованиях в процессе жизнедеятельности, увеличиваются способности человека в  управлении собственными движениями.
  2. Отлично развитые координационные способности считаются важными посылками для удачного обучения физическим упражнениям. Они воздействуют на темп, вид и метод усвоения техники, а также на её дальнейшую стабилизацию и ситуационно-адекватное разнообразное использование. Координационные способности ведут к большей плотности и вариативности процессов управления движениями, к наращиванию двигательного опыта.
  3. Разные варианты упражнений, нужные для развития координационных способностей – гарантия того, что возможно избежать монотонности и однообразия в занятиях, гарантировать радость от участия в активной физической деятельности.
  4. Координационные способности обеспечивают экономичное расходование энергетических ресурсов детей, воздействуют на величину их использования, так как точно дозированное во времени, пространстве и по степени заполнения мышечное напряжение и оптимальное использование соответствующих фаз расслабления ведут к рациональному расходованию сил.

Вследствие этого помимо других способностей человека, не наименее важно развивать и совершенствовать координационные способности, ещё со школьной скамьи. Младший школьный возраст считается наиболее благоприятным в данном отношении.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Гимнастические упражнения, направленные на развитие координационных способностей.

Данный урок создан на основе «Комплексной программы физического воспитания учащихся 1-11 классов» (Авторы: В.И.Лях и А.А.Зданевич.)       Тема урока:  «Гимнастически...

Влияние развития координационных способностей на бросок мяча в корзину

Как известно все физические способности развиваются в тесной взаимосвязи друг с другом. В литературных источниках чаще всего бросок мяча в корзину связывают с развитием скоростно-силовых способн...

"Развитие координационных способностей у детей школьного возраста"

Курсовая работа Платонова А.Н. на тему: "Развитие координационных способностей у детей школьного возраста"....

Программа по развитию координационных способностей: «Развитие координационных способностей подражательными упражнениями у детей с умственной отсталостью».

Цель  -  развивать координационные способности у детей с умственной отсталостью  подражательными  упражнениями....

КООРДИНАЦИОННЫЕ СПОСОБНОСТИ КАК ДВИГАТЕЛЬНО-КООРДИНАЦИОННОЕ КАЧЕСТВО (ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА)

Сделан обзор отечественной и зарубежной литературы по названной тематике. Рассмотрены различные трактовки понятия "координационные способности" как педагогического понятия, а также разновидн...

Координационные способности как один из видов двигательных способностей

Понятие «координационные способности» выделяется из общего и менее определенного понятия «ловкость», широко распространенного в обиходе и в литературе по физическому воспитанию...

Координационные способности как вид физических способностей человека.

Под координационными способностями понимаются способности человека к согласованию и соподчинению отдельных движений в единую, целостную двигательную деятельность....