соревновательно-игровая ткхнология
материал по физкультуре

Жаров Михаил Сергеевич

материал

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sorevnovatelno-igravaya_tehnologiya.doc53.5 КБ

Предварительный просмотр:

Использование соревновательно-игровой технологии на уроках физической культуры

      

Основные задачи программы:

- создание игровой модели, позволяющей школьникам посредством выполнения различных соревновательно-игровых заданий (коллективных или индивидуальных) наиболее полно реализовать свой творческий потенциал;

- развитие физических качеств школьников через соревновательно-игровую деятельность;

-  обучение школьников групповому взаимодействию, развитие его форм посредством игр и соревнований;

-  накопление двигательного опыта, формирование привычки к занятиям физическими упражнениями как результат выполнения осознанных действий и обоснованное поведение детей;

-  выработка представлений об основных видах спорта, снарядах и спортивном инвентаре, о соблюдении правил техники безопасности во время занятий; о правилах  проведения соревнований по спортивным играм

-  воспитание дисциплинированности, доброжелательного отношения  к товарищам, честности, отзывчивости, смелости;

-  повышение мотивации посредством индивидуальной системы роста каждого ребёнка.

Цель:

- повышение эффективности уроков физической культуры посредством комплексирования соревновательного, игрового методов обучения в начальной школе.

Умения и навыки

Виды соревновательно-игровых заданий

Ловкость

Эстафеты с набором различных предметов, спортивные игры, полоса препятствий

Гибкость

Упражнения с широкой постепенно возрастающей амплитудой движения – махи руками, ногами, вращения туловища

Выносливость

Беговые упражнения, кроссы, подвижные спортивные игры

Сила

Упражнения с отягощениями, с сопротивлением партнёра, лазанье, подтягивание, сгибание и разгибание рук в упоре лёжа

Быстрота

Старты из различных положений, бег на короткие дистанции, прыжки через скакалку

Научно-теоретическое и практическое обоснование

В своей педагогической деятельности опираюсь на работы П.Ф. Лесгафта, А.С Макаренко, Е.А. Покровского, К.Д.Ушинского.

П.Ф.Лесгафт  отмечал качественные особенности игры, требующей от играющих сознательности действий и умения управлять своими движениями, что способствует формированию характера. Он создал оригинальную методику преподавания игр, в основу которых была положена активность и самостоятельность играющих.

А.С.Макаренко считал, что игра имеет большое воспитательное значение, он возвысил роль игровой деятельности в формировании личности, поставив ее в один ряд с умственной, трудовой и общественной деятельностью А.С. Макаренко  заключил, что «воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре».

К.Д.Ушинский  подчеркивал важность широкого сочетания обучения с игрой. В игре, как и в жизни, вся деятельность регулируется сознанием и именно поэтому совершенствуются его психические механизмы, способствующие формированию целостной личности человека.

Е.А. Покровский подчеркивал, что игры содействуют «не только укреплению и развитию внешней телесной силы, но не менее того и образованию ума». Поэтому они, считал он, должны занять значительное место в режиме дня школьников.

Игровой и соревновательный методы обучения.  Применение их в формировании двигательных навыков и умений.

В последние годы в практике физического воспитания особую актуальность приобретает выбор методов обучения, адекватных уровню физической подготовленности, оптимальной двигательной активности и возрастным особенностям учащихся. В связи с этим возрос интерес к применению игрового и соревновательного методов.

Игровой метод — это способ организации овладения специальными знаниями, умениями и навыками, развития двигательных качеств, основанный на включении в процесс обучения компонентов игровой деятельности (воображаемой игровой ситуации, сюжета, роли, действий с предметами, правил).

Соревновательный метод — это способ, основанный на включении в данный процесс компонентов соревновательной деятельности.

Игровой метод может быть представлен в виде игры и в виде упражнений в игровой форме, которые, имея общие признаки, характерные для игровой деятельности, тем не менее, отличаются друг от друга. Физические упражнения в игровой форме являются двигательными действиями, подобранными в соответствии с конкретными задачами физического воспитания и имеющими сюжетную или ролевую окраску. Они имеют одну или несколько характеристик игровой деятельности, но остаются по своей сути физическими упражнениями, так как характер их выполнения полностью подчинен закономерностям техники данного двигательного действия, нагрузка на организм при этом может быть строго дозирована, а внимание обучаемого сосредоточено на технике выполнения изучаемого действия. Компоненты игровой деятельности, вступая во взаимодействие с обучением, делают его более привлекательным для детей. Роль оказывает стимулирующее влияние на выполнение действий, в которых эта роль находит свое воплощение, а образец, заложенный в ней, становится для ребенка эталоном, с которым он сравнивает собственное выполнение, контролирует его.

Игра же — это своеобразная деятельность, в которой используемые двигательные действия нельзя назвать упражнениями, так как они не подчинены регламентации способов их выполнения и строгой дозировке. В игре двигательная  деятельность организуется на основе образного или условного сюжета, характер и способы выполнения действия подчинены логике игрового процесса, выбор их происходит в изменяющейся обстановке, в игре наряду с формированием двигательных умений и навыков осуществляется развитие двигательных качеств и воспитание различных личностных качеств.

Соревновательный метод предусматривает использование соревновательного начала в качестве подчиненного цели обучения. Определяющей чертой его является сопоставление сил в борьбе за первенство, за возможно более высокое достижение.

 Объектом соревновательной деятельности может быть не только результат, но и качество выполнения двигательного действия, что довольно широко распространено в младшем школьном возрасте. Установка на соревновательную деятельность вызывает у детей стремление максимально проявить свои силы. Например, в ходе урока  дети  в условиях соревнования значительно улучшают свои результаты в прыжках, беге на 30 м, челночном беге, метании по сравнению с показателями в условиях прямого задания.

Применение игрового и соревновательного методов позволяет развивать двигательные качества в их взаимосвязи, а также оптимально сочетать процесс развития физических качеств и формирования двигательных навыков. Оба метода могут быть представлены различными приемами.

Успех применения обоих методов зависит от соответствия игр, игровых заданий и элементов соревнования логике учебного процесса, конкретным задачам обучения. Решающим является и умение учителя подбирать средства обучения.

Игровой и соревновательный методы ценны тем, что они дают возможность моделировать условия выполнения двигательных действий, создавать игровые ситуации с учетом их сложности и адекватности ситуациям, встречающимся в жизни. Помогают они и прививать детям в умело подобранных и построенных педагогом командных играх и соревнованиях навыки совместной деятельности, сотрудничества для достижения общей цели. Эффективность обоих методов зависит от их применения в строгом соответствии с конкретными задачами обучения.

Список литературы

  1. Ашмарин Б.А. Теория и методика физического воспитания: Пособие для учителя.- М.: Академия, 2001
  2. Белоножкина О.В.,  Егунова Г.В., Смирнова В.Г. и др. Спортивно-оздоровительные мероприятия в школе. – Волгоград: Учитель, 2007. – 173 с.
  3. Зимкин Н.В. Двигательный навык. – В кн.: Физиология человека. 4-е издание. – М.: 1975 г.
  4. Иванков Ч.Т. Методические основы теории физической культуры и спорта/Ч.Т. Иванков. – М.:Инсан, 2005, – 368с.
  5. Коробов А.В. Общие указания по обучению. В кн. «Школа легкой атлетики». – М., 1982 г. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование соревновательно-игровых методов для повышения эффективности урока физической культуры»

Урок- основная форма физического воспитания. Цель учителя сделать урок высокоэффективным.Описывается программа и её исследование на учащихся 2-3 классов.Описываются задачи, цели методической разработк...

Развитие опорно-двигательного аппарата через соревновательно- игровой метод

Соревновательно- игровой метод и его применение позволяет решать широкий круг задач в самых разлисчных условиях и показывает: что движение плюс эмоции снимают многочисленные стрессы, оказывает благотв...

Использование соревновательно-игрового метода на уроках физической культуры

Повседневная жизнь требует от занимающихся всесторонней физической подготовленности, равномерного, комплексного развития физических качеств. Именно такой подход приводит к благоприятным сдвигам в физи...

Презентация "Соревновательно-игровой метод- как средство повышения эффективности уроков физической культуры "

Применение соревновательно-игрового метода в подготовительной,основной, заключительной части урока, на занятиях ВУД, подкрепленное фотографиями...

Повышение интереса к уроку физической культуры посредством соревновательно-игрового метода.

Данная работа позволяет последовательно решать задачи физического воспитания школьников, посредством использования соревновательно-игрового метода на уроке физкультуры на протяжении всего учебного год...