Профессиональный отбор талантливых детей на уровне школы - реферат за 2012 г.
методическая разработка по физкультуре

Семченко Александр Николаевич

Опыт - основа развития образования. 

В этом реферате отражен 10 - й опыт работы всего педагогического коллектива Копанищенской школы. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Отбор и развитие одаренных детей на уровне школы.

Автор: Семченко Александр Николаевич. Учитель географии и физкультуры                                  МКОУ Копанищенская ООШ Острогожского муниципального района Воронежской области.

Аннотация.

Данный реферат полностью основан на опыте практической деятельности учителя. Кратко и в доступной форме освещен вопрос отбора и развития детей с логическим мышлением. Реферат очень актуален, так как предусматривает не только работу одного педагога, но и создание целой системы по работе с одаренными детьми различных направлений.

Введение.

Профессиональный педагогический отбор талантливых детей на уровне школы является большой проблемой. Причины, к стыду нашему, на мой взгляд, в неумении большинства преподавателей производить такой отбор, а иной раз просто замечать наличие таланта у детей. В результате именно самые талантливые дети попадают в разряд «Неучей». Отсутствуют системы отбора одаренных детей на уровне школы. А ведь именно правильно организованная система определяет успешную работу всей школы.

Вы заходите в класс. Просто посмотрите внимательно на детей. Отметьте «думающие взгляды», тем более что их не так много. При этом не обязательно ребенку вести с вами диалог. Посмотрите на то, как он работает, рисует, пишет. Окончательно же вам позволит определить наличие таланта у ребенка система из двух составляющих: освоение нового материала и его контроль. Данная работа создана на основании десятилетнего опыта отбора и развития талантливых детей в сельской школе.

Профессиональный отбор учащихся с логическим мышлением на уровне школы.

Ребенок приходит в школу. Обычно сразу обращают внимание на его поведение, умения и навыки. Но при этом совершенно отбрасывают его потенциальные способности. А ведь именно не «готовый багаж» знаний, а способности ребенка определяют уровень его таланта. Как различить то, что называют талантом, тем более что таланты у всех разные. В данном реферате мы рассмотрим способы отбора детей с логическим мышлением. Это умные дети и именно таких детей надо рекомендовать в резерв управленческих кадров. Чтобы произвести такой отбор, нужно уметь разбивать детей на три основные группы:

1) не способных самостоятельно работать репродуктивно;

2) способных самостоятельно работать только репродуктивно;

3) способных усваивать материал помимо репродуктивного плана.

Первая группа относится к «слабым» детям, которые, даже имея план работы, не могут без помощи учителя его реализовать. Уровень развития мышления таких детей ниже среднего. Задавая вопросы преподавателю и получая на них ответы, такие дети все равно могут работать не правильно или же иначе требуемого.

Вторая группа, обычные «средние» дети, на которых рассчитаны все государственные программы. Уровень развития мышления средний. Такие дети, чтобы учится на пять, много работают и нуждаются в плане работы. Задавая вопросы, достаточно свободно и уверенно корректируют свою работу.

Третья группа - группа детей, уровень мышления которых выше среднего. Они обладают отличной памятью. Им достаточно один раз прочитать или один раз услышать, чтобы усвоить материал. Помощь алгоритма или плана не обязательна. Способны «догадаться», первыми решают проблемные вопросы и задачи. Вопросы задают, чтобы расширить свои представления или увериться в чём-либо.

    Итак, применив данную классификацию, мы легко отберем таких детей. В сельских школах детей с логическим мышлением не много. Как правило, один – два человека на класс. И поэтому очень важно, уже в начальной школе, отметить таких детей и взять на особый контроль. Отметив талант для себя, учитель начинает планировать работу с одаренным ребенком и берет курс на реализацию трех направлений.

Профессиональное развитие учащихся с логическим мышлением на уровне школы.

1. Лидерориентация. Вся страна нуждается в умных, положительных лидерах и управленцах. Умные дети же очень часто не являются лидерами от природы. Поэтому, очень важно, привитие лидерских навыков уже с начальной школы. Для этого логически мыслящих детей необходимо назначать на различные руководящие должности: командир класса, физорг.

2. Предметная ориентация. Очень важно уже в начальной школе отметить предметные склонности «таланта». И начать подготовку к предметным олимпиадам. Подготовка сводится к расширенному спектру заданий по предмету (сверх программы). При этом такие нагрузки не вызывают особых затруднений у талантливого ученика.  

3. Творческая ориентация. Направлена на развитие области чувств и переживаний. Область ее реализации от классически творческих (рисование, стихи, музыка), до современных (общественных, патриотических) направлений.    

Основные проблемы при развитии логически мыслящих учащихся.

  1. Гиперактивность.
  2. Леность.
  3. Влияние общества.

Гиперактивность. Ребенок быстро думает и понимает, очень активен и подвижен. Ему «скучно» работать по государственным программам в общей группе. Если преподаватель не «нагрузит» такого ребенка большим объемом работы уже в начальной школе, то пойдет педагогическая запущенность. Особо подчеркну, что педагогическая запущенность возникнет не от проблем освоения основного материала, а от отсутствия работы сверх программы.

Леность. Элементарное нежелание работать, особенности менталитета могут выступить серьёзным препятствием. Если вовремя не заинтересовать, не увлечь учащегося, также идет педагогическая запущенность. После 6 – го класса она достигает крайних форм, и учащийся может выглядеть «ниже среднего». Увлеченность же создается постоянством работы, уверенностью в учебе, успехами в учебе.

Влияние общества. Там, где не любят выделяться, это может стать проблемой. Это могут быть и общественные стереотипы и простота родителей, и даже педагогический коллектив. Поэтому очень важно уже в начальной школе привить систематические навыки лидерства в учебе и общественной деятельности.

Формы развития таланта у учащегося.

  1. Открытая (ученик знает, к чему его ведет преподаватель). Эта форма работы удобна тогда, когда стремления преподавателя и ученика совпадают. Ребенку нравится выбранное направление, он чувствует себя в нем комфортно, поэтому готов выполнять требования учителя для достижения целей.
  2. Закрытая (ученик не знает, к чему его ведет преподаватель). Эта форма применяется тогда, когда ученик не хочет реализовывать свой талант. Но преподаватель обязан развивать систему знаний у учащегося и не допустить педагогической запущенности, поэтому он никогда и никому не говорит настоящих целей даваемых заданий.  

Создание системы отбора и развития талантливых детей на уровне                                                      основной сельской школы в расчете на полный класс (14 человек).

Данная схема соответствует одному предметному направлению.

Уже с первого класса производят отбор на управленческое направление (с логическим мышлением) и каждое предметное направление (индивидуальная склонность). Произведя уже ко второй четверти полный анализ талантов класса, формируют их списки и заносят в  специальный банк данных школы. В итоге все учащиеся попадают в списки и не талантливых детей не должно быть. Таким образом, один человек может находиться в нескольких списках. Начиная со второй четверти, начинают развивать таланты. Классный руководитель работает с управленческими кадрами, а учителя предметники работают с учащимися согласно своей линии.

Принцип отбора и развития «по двое».

Способы развития талантливых детей различны. От классических кружковых форм до специальных предметных программ. Принцип отбора «по двое» позволяет иметь «запасного таланта» для выступлений на предметных олимпиадах и общественных форумах. То есть двое учащихся работают на школьном уровне, а один из них участвует в мероприятиях рангом выше. Разделение «полов» позволяет избежать половой дискриминации. Иногда к действительно талантливому ребенку прикрепляют «прицеп» - учащегося среднего уровня. Делают это в случае недостатка талантливых детей. То есть, наполняемость банка данных обязательна для правильного функционирования развития талантливых детей на уровне школы. Работа по развитию ребенка среднего уровня более трудоемка. Однако, при усердной работе к 8 – му классу учащегося со средним уровнем мышления уже трудно отличить от учащегося с уровнем мышления выше среднего. Принцип «по двое» позволяет учащемуся избежать страха при выполнении поручений и заданий, избежать социального отторжения со стороны класса. С этой же целью иногда вместо физоргов и командиров класса назначают «помощников». Это позволяет достичь равноправия, ведь все учащиеся-помощники учителя. Поэтому вместо одного физорга может быть два помощника.

Становление предметного самосознания успешной талантливой личности.

Возраст 7-10 лет. В это время самосознание личности устойчиво. Недобирает до максимального развития за счет отсутствия некоторых знаний в виду возраста. Личность уверенная, отсутствуют элементы сомнения. Вариантов направления своего развития несколько.

Действия педагога. Создание необходимой, расширенной базы знаний сверх программного уровня. Подача знаний прямолинейна, однонаправлена. Формирование нескольких вариантов профессиональной деятельности и базы знаний к ним. Нормализация нагрузки в контексте отсутствия психологического давления.

Возраст 11-13 лет. В это время самосознание личности неустойчиво. Наблюдается некоторое падение предметного самосознания из-за переходного подросткового периода. Личность неуверенная, появляются элементы сомнения. Варианты направления своего развития отсутствуют.  

Действия педагога. Создание доверительных отношений для поддержки неустойчивой личности. Подача разнонаправленных знаний через алгоритм. Расширение спектра увлечений профессиональной и предметной деятельности. Нормализация нагрузки достигается уверенностью в своих силах.

Возраст 14-15 лет. В это время самосознание личности устойчиво. Достигает своего максимального развития. Личность уверенная, способная к исследовательской деятельности. Вариант направления своего развития один и четко сформирован.

Действия педагога.  Завершение формирования расширенной базы знаний сверх программного уровня. Подача комплексных знаний направлена на самостоятельный поиск. Окончательный выбор профессиональной деятельности. Самостоятельная нормализация нагрузки, подтвержденная успешным результатом.

Примечание. Отставание развития предметного самосознания от возрастных рамок будет говорить о педагогической запущенности.

Пример проблемного вопроса для отбора талантливой личности.

Предмет: география.

Урок: обобщения по теме «Рельеф».

Проблемный вопрос: какую форму рельефа по своему происхождению можно отнести и к антропогенной форме и к естественной?

Ответ: учащийся с логическим мышлением – «Овраг» (правильный ответ);

             средний учащийся – «Карьер»;

             слабый учащийся – «Холм».

Литература.

  1. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. «Концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России». М.: Просвещение, 2012 г.
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. М.: Просвещение, 2012 г.
  3. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий. Под редакцией Асмолова А.Г.. М.: Просвещение, 2012 г.
  4. Ясницкая В.Р. «Как сделать класс классным». М.: Просвещение, 2012 г.
  5. Голерова О.А., Гурова Е.В.  «Выбор профессии – дело семейное?». М.: Просвещение, 2012 г.
  6. Джуринский А.Н. «Воспитание в многонациональной школе». М.: Просвещение, 2012 г.  
  7. Григорьев Д.В., Кулешова И.В., Степанов П.В. «Воспитательная система школы: от А до Я». М.: Просвещение, 2012 г.
  8. Цветкова И.В. «Как создать программу воспитательной работы». М.: Просвещение, 2012 г.
  9. Соковня И.В. «Социальное взросление и здоровье школьников». М.: Просвещение, 2012 г.
  10. Шумакова Н.Б. «Одаренный ребенок. Особенности обучения». М.: Просвещение, 2012 г.

           


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система поддержки талантливых детей– одно из направлений реализации национальной образовательной инициативы « Наша новая школа»

Поддержка талантливых и одаренных детей- одна из основных и актуальных задач современной школы. Путь в большую жизнь начинается со школьного порога. Штурман - учитель. И если учитель увидел и поддержа...

Роль семьи и школы в развитии талантливых детей.

Одной из стратегических задач, стоящих перед нашим государством, является модернизация и инновационное развитие, позволяющее России стать конкурентным обществом в мире 21 века, обеспечить достойную жи...

Индивидуальный план повышения профессионального уровня на межаттестационный период 2012-2016 г.г.

Индивидуальный план повышения профессионального уровня на межаттестационный период 2012-2016 г.г....

Индивидуальный план повышения профессионального уровня на межаттестационный период 2012-2016 гг.

Программа профессионального развития педагогав межаттестационный период        Тема самообразования«Активные формы обучения и новые технологии в урочной и внеурочной...

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН ПОВЫШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО УРОВНЯ МЕЖАТТЕСТАЦИОННЫЙ ПЕРИОД на 2012 – 2017 г.г.

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН ПОВЫШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО УРОВНЯМЕЖАТТЕСТАЦИОННЫЙ ПЕРИОД на 2012 – 2017 г.г.Учителя истории и обществознанияСагитовой Натальи Александровны...

приложения к добровольная общественно-профессиональная сертификации специалистов, работающих в сфере развития и поддержки одаренных и талантливых детей и молодежи

Подтверждающие материалы к добровольной профессиональной сертификации. 5 презентаций к пяти разделам. Файл должен быть не больше 3 МБ, позтому грамоты, благодарности идипломы мелкие....