Формирование правильной осанки на уроках адаптивной физической культуры обучающихся с ОВЗ
статья по физкультуре

Физкультура, формирующая осанку для учащихся с ОВЗ

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Формирование правильной осанки учащихся на уроках физической культуры»

Работая учителем физической культуры я обратила внимание на то, что очень многие дети имеют неправильную осанку. От чего это происходит? Современные дети ведут малоподвижный образ жизни, много времени проводят за компьютером или у телевизора. Восстановить уже нарушенную осанку на уроках физической культуры трудно и зачастую невозможно, но помочь в формировании правильной осанки и профилактике ее нарушений  можно. Поэтому, одной из целей моей педагогической деятельности является формирование правильной осанки школьников средствами физической культуры.

Для достижения цели я решаю следующие задачи:

  1. Сформировать навыки правильной осанки.
  2. Сформировать мышечный корсет, способствовать выработке силовой и общей выносливости мышц туловища.
  3. Сформировать навыки правильного дыхания.
  4. Скорректировать функциональные отклонения со стороны опорно-двигательного аппарата.
  5. Способствовать овладению учениками навыков целенаправленного использования средств физической культуры для сохранения и укрепления здоровья.

Для формирования навыка правильной осанки у школьников свою работу разделяю на три этапа.

На первом этапе я создаю у детей представление о правильной осанке, показываю правильное положение тела и объясняю значение. При этом учитываю, что зрительное восприятие действует на детей гораздо сильнее объяснений. Важно правильно выбрать место для показа, чтобы создать правильное представление о положении различных частей тела.

Для детей характерна большая неточность выполняемых движений, поэтому в процессе урока я создаю условия для осязательных ощущений, сопровождающих мышечную работу во время выполнения упражнений. Для выработки правильной осанки эффективны тактильные ориентиры, имеющие место при выполнении упражнений у гладкой, без плинтуса, стены (касаясь стены затылком, лопатками, с ягодицами и пятками), с удержанием на голове предмета (мешочка с песком).

На втором этапе разучивания двигательного действия уточняю правильность выполнения деталей техники разучиваемого движения, исправляю имеющиеся ошибки и добиваюсь точного выполнения двигательного действия в целом. У детей условные рефлексы вырабатываются быстро, но закрепляются не сразу, и навыки ребенка вначале непрочны. Для образования двигательных навыков эти упражнения следует чаще повторять. В этой связи рекомендую ежедневно включать в утреннюю зарядку упражнения, направленные на формирование навыка правильной осанки и развитие координации движений.

На третьем этапе реализуется конечная цель обучения – образование прочного двигательного навыка, доведенного до определенной степени совершенства. Движение можно считать освоенным в том случае, если ребенок правильно выполняет его и в привычных условиях, и в не привычных.

Уроки физической культуры по профилактике и исправлению осанки подобраны на каждый раздел учебной программы: легкая атлетика, спортивные игры, гимнастика, подвижные игры и др.

Основными средствами проведения уроков являются физические упражнения, которые оказывают стабилизирующее влияние на позвоночник, укрепляя мышцы туловища, улучшают осанку, функцию дыхания, дают общеукрепляющий эффект. Физические упражнения подбираю в соответствии с видами нарушений осанки, они делятся на общеразвивающие, специальные и дыхательные.

Общеразвивающие упражнения (ОРУ) используются при всех видах нарушений осанки. Способствуют улучшению кровообращения и дыхания, трофических процессов. Выполняются из различных исходных положений, для всех мышечных групп - с предметами и без них. Регулярные занятия общеразвивающими упражнениями укрепляют мышечную систему ребенка, что предупреждает формирование неправильной осанки.

Коррегирующие, или специальные, упражнения. Обеспечивают коррекцию имеющихся нарушений осанки. При выполнении коррегирующих физических упражнений позвоночник делается более подвижным, устраняются дефекты физиологических кривизн. Укрепляются мышцы спины и грудной клетки, создается мышечный корсет, который удерживает позвоночник в правильном положении.

На своих уроках я обязательно сочетаю общеразвивающие, дыхательные и специальные упражнения.

Сохранение правильной осанки достигаю за счет ее постоянной коррекции точно дозированными физическими упражнениями. В процессе каждого занятия упражнения, несущие сильную нагрузку, чередуются с ограничением физиологической активности, достигаемым включением дыхательных упражнений.

Все уроки имеют чёткую структуру: подготовительную часть, основную и заключительную.

Подготовительная часть составляет 10-15 минут. Физические упражнения, используемые в подготовительной части урока, активизируют функциональные системы для выполнения последующей физической работы в течение занятия и оказывают непосредственный лечебно-профилактический эффект.

Основными в подготовительной части являются:

-упражнения в движении, направленные на профилактику плоскостопия (ходьба на разных частях стопы, ходьба по канату, передвижение по гимнастической стенке и др);

-беговые упражнения невысокой интенсивности (на носках, приставными шагами, скрестными шагами);

-комплексы общеразвивающих упражнений для профилактики осанки и развития корсетных мышц;

-дыхательные упражнения (комплексы упражнений, игры с элементами дыхательной гимнастики).

Наибольший интерес, особенно у школьников младших классов, вызывают игры с элементами дыхательной гимнастики.

Основная часть занятия решает основные оздоровительные задачи. Занимает 20 мин. урочного времени. Основное содержание составляют элементы оздоровительной гимнастики:

-с предметами (с гимнастической палкой, мячами);

-в положении лежа (на гимнастической скамейке, матах);

-в положении стоя (у гимнастической стенки).

В заключительной части урока (5 минут) используются подвижные игры, рассчитанные на профилактику нарушений осанки, упражнения в движении в сочетании с дыхательной гимнастикой, выполняющиеся в медленном темпе.

Данная система работы является действительно эффективной. Таким образом, проводимая работа способствует формированию красивой, пропорционально сложенной фигуры, развитию двигательной активности, мышечной выносливости, стабилизации функциональных нарушений позвоночника.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование правильной осанки на уроках физической культуры

В  младший школьный  период  у учащихся формируются  основы  психического  и  физического  здоровья, вырабатываются  определённые  черты  характе...

Технологическая карта урока адаптивной физической культуры для обучающихся 5 класса с умеренной и тяжелой умственной отсталостью

В ходе введения ФГОС каждый учитель сталкивается с важностью и необходимостью достижения обучающимися  планируемых образовательных результатов, сформулированных не в виде перечня знаний, ум...

Доклад «Использование альтернативной коммуникации на уроках адаптивной физической культуры у обучающихся с тяжелыми множественными нарушениями развития»

В настоящее время актуальность альтернативных средств коммуникации обусловлена тем, что всё большее количество детей испытывают трудности в процессе обучения и общения ввиду различных нарушений развит...

«Формы контроля и система оценки знаний обучающихся при дистанционном обучении на уроках адаптивной физической культуры».

laquo;Формы контроля и система оценки знаний обучающихся при дистанционном обучении на уроках адаптивной физической культуры».  Актуальность данного вопроса продиктован...

«Формирование правильной осанки на уроках физической культуры»

Формирование правильной осаник на урока физической культуры. Термин "Осанка". Комплекс упражнений на формирование правильной осанки...

Музыкально-игровая деятельность на уроках адаптивной физической культуры для обучающихся 4 класса с ОВЗ

Можно использовать в работе при планировании внеурочной деятельности по адаптивной физической культуре....