«Формы контроля и система оценки знаний обучающихся при дистанционном обучении на уроках адаптивной физической культуры».
материал по физкультуре

Андреев Александр Борисович

«Формы контроля и система оценки знаний обучающихся при дистанционном обучении на уроках адаптивной физической культуры». 

 

Актуальность данного вопроса продиктована сложившимися социальными реалиями. С марта 2020 г. наша школа, как и все учебные заведения России, переодически находятся на дистанционное обучение из-за пандемии коронавируса.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Добрый день! Уважаемые коллеги.

Меня зовут, Андреев Александр Борисович, я учитель физической культуры ГБОУ СОШ с. Кротково. Темой моего выступления будет: «Формы контроля и система оценки знаний обучающихся при дистанционном обучении на уроках адаптивной физической культуры».

Актуальность данного вопроса продиктована сложившимися социальными реалиями. С марта 2020 г. наша школа, как и все учебные заведения России, переодически находятся на дистанционное обучение из-за пандемии коронавируса.

(Дистанционное обучение в России в настоящий момент регулирует Федеральный закон от 29 декабря 2012 года 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Часто понятия «дистанционное обучение» и «электронное обучение» приравниваются друг к другу. Но вступивший в силу 1 сентября 2013 года закон об образовании разграничил их.)

Находясь в режиме самоизоляции, обучающийся, в соответствии с законодательством Российской Федерации, должен получить возможность полноценного образования. И формат дистанционного обучения должен удовлетворять такую потребность обучаемого. Однако, несмотря на высокий уровень развития информационных технологий, дистанционное образование не имеет готовых решений в преподавании школьного предмета «Физическая культура», а тем более в вопросах косаемых детей с ОВЗ (и адаптивной физической культуры).

Перед нами встает ряд педагогических проблем, таких как:

  • организация педагогического взаимодействия в дистанционном формате;
  • особенности организации занятий по физической культуре в дистанционном формате;
  • содержательные аспекты форм и средств педагогического взаимодействия педагога и обучающихся по предмету «Физическая культура» в дистанционном общении;
  • разнообразие форм контроля в дистанционном обучении по предмету «Физическая культура».

В решение данных проблем при дистанционном обучении производится при помощи информационно- телекоммуникационной сети, через которую учащиеся и учителя взаимодействуют друг с другом. Достичь определённой цели, в нашем случае это - расширение двигательной активности за счёт систематических занятий физическими упражнениями, приобщения к доступной спортивной деятельности, интересному досугу, развития собственной активности и творчества, формирования здорового образа жизни.

Чтобы организовать эффективное дистанционное обучение, мало усадить ребёнка за домашнюю парту, нужно ещё поддерживать его интерес и внимание во время занятий, а в нашем случае учитывая практико-ориентированный характер предмета.

Проводить занятия в дистанционном формате можно через специальные платформы для проведения онлайн-занятий. Например:

На мой взгляд Гугл Мит наиболее подходящая платформа: она имеет ряд преимуществ например таких как: доступность(достаточно аккаунта), совместимость практически со всеми устройствами, нет ограничения по времени, одна ссылка может быть использована в течении длительного времени(дети ни путаются в ссылках, что экономит время), возможность демонстрации Фото, видео, текстовой информации как самим докладчиком, так и участниками занятия.

      Во время проведения онлайн-занятий , демонстрацию каких либо упражнений можно заменить,  использовать видеохостинг YouTube (ссылка). На этом сайте представлено очень много видеороликов с примерами занятий по физической культуре (например), презентаций (например)и т.п.

       Для самостоятельной работы школьников можно использовать сайты «Российской электронной школы» (ссылка) и «Московской электронной школы» (ссылка).

При проведении дистанционных уроков необходимо учитывать организацию пространства и инвентарь  для занятий физической культурой они должны соответствовать технике безопасности.

Так как обучение в домашних условиях подразумевает под собой ряд определенных пространственных и иного рода ограничений, выполнение упражнений с оборудованием снижается до минимального, за исключением наличия на занятиях гимнастического коврика или альтернативной ему замены.

Среди важнейших составных частей учебного процесса особое место занимает контроль.

По определению, контроль – это соотношение достигнутых результатов с запланированными целями обучения. Основная цель контроля знаний и умений состоит в обнаружении достижений, успехов учащихся, в указании путей совершенствования, углубления знаний, умений с тем, чтобы создавались условия для последующего включения обучающихся в активную творческую деятельность.

 Контрольные функции педагога ФК традиционно сводятся преимущественно к выявлению уровня физической подготовленности при проведении мониторинга физического развития обучающихся. Однако всё очевиднее становится ограниченность такого подхода, поскольку он охватывает лишь некоторые аспекты контроля и не позволит оценить умения и навыки обучаемого в условиях дистанционного образования. Контрольно-измерительные материалы по ФК должны  состоять из практической и теоретической части.

Теоретическая часть позволит проверить теоретические знания: понимание физической культуры как средства организации и активного ведения здорового образа жизни, понимание здоровья как одного из важнейших условий развития и самореализации человека, умение организовать места занятий и обеспечить их безопасность и проч.

Практическая часть позволит оценить эффективность занятий ФК и проверит умение выполнять нормативы физической подготовки и правильность выполнения упражнений.

В своей деятельности для контроля Теоретической части использую:

Тестирование (google forms);

Анкетирование;

Онлайн-беседы;

Наблюдение;

Рефераты;

Конкурсные проекты(презентация).

Практическая часть включает в себя:

Мониторинг. Пример: выполнение обучающимися пробы Руфье для оценки работоспособности сердца и тренированности организма в целом.

Педагогическое тестирование. Пример: выполнение контрольных упражнений, возможных в условиях квартиры, как этапа подготовки к сдаче нормативов в комплексе ГТО.

Фото и видеоотчет. Пример: фото- и видеофиксация специально-подготовительных упражнений, утренней гимнастики. Также ученики могут сделать скриншоты своих пульсометров и отправить педагогу. Такой прием может мотивировать к двигательной деятельности в течение дня.

Дневник самоконтроля. Пример: регулярное наблюдение обучающегося за состоянием своего здоровья и физического развития, и их изменений под влиянием занятий ФК и спортом. Дневник самоконтроля развивает метапредметные умения. Дневник помогает занимающимся познавать самих себя, приучать следить за собственным здоровьем, своевременно замечать степень усталости от умственной работы или физической тренировки.

Однако в режиме самоизоляции работа по дистанционному образованию дала возможность реализовать прохождение учебного материала, приобрести опыт удаленной работы, который актуален так же в актированные дни дает детям возможность учиться удалённо, чтобы не забыть пройденные темы и наверстать пропущенное.

Таким образом, при организации и проведении современного урока физкультуры с использованием информационно-коммуникационных технологий в условиях дистанционного образования, позволяет успешно совмещать не только физическую, но и умственную работу, развивать интеллектуальные и творческие способности школьника, расширять общий кругозор.

Применение дистанционных и информационных технологий дает учителю физической культуры возможность расширить дидактический арсенал, разнообразие форм и методик повышает интерес учащихся к изучению предмета, делает процесс познания увлекательным, расширяет кругозор обучающихся, повышает мотивацию к изучению предмета. Поиск новых форм, методов, средств обучения позволяет педагогу повысить профессиональные компетенции.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рейтинговая система оценки знаний обучающихся как способ оптимизации учебной деятельности на уроках литературы

Школа должна стать первой ступенью к социализации ребенка. Конечной целью является формирование высококвалифицированных специалистов с традиционным  «Одним  из слагаемых компонентов фо...

Технологическая карта урока адаптивной физической культуры для обучающихся 5 класса с умеренной и тяжелой умственной отсталостью

В ходе введения ФГОС каждый учитель сталкивается с важностью и необходимостью достижения обучающимися  планируемых образовательных результатов, сформулированных не в виде перечня знаний, ум...

Доклад «Использование альтернативной коммуникации на уроках адаптивной физической культуры у обучающихся с тяжелыми множественными нарушениями развития»

В настоящее время актуальность альтернативных средств коммуникации обусловлена тем, что всё большее количество детей испытывают трудности в процессе обучения и общения ввиду различных нарушений развит...

Музыкально-игровая деятельность на уроках адаптивной физической культуры для обучающихся 4 класса с ОВЗ

Можно использовать в работе при планировании внеурочной деятельности по адаптивной физической культуре....