Конспект урока физической культуры по легкой атлетике в 5 классе. Метание мяча с 3-х шагов разбега.
методическая разработка по физкультуре (5 класс)

Жаркова Елена Васильевна

Цель урока. Обучение технике метания малого мяча с 3 - х шагов разбега. Дать знания о пользе занятий легкоатлетическими упражнениями для здоровья, обеспечить предупреждение травматизма во время занятий.

Задачи урока:

  • Предметные: иметь первоначальное представление о технике метания малого мяча с 3 – х шагов разбега, организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность с помощью разминки, упражнений направленных на развитие физических качеств и подвижных игр;
  • Метапредметные: принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, определять наиболее эффективные способы достижения результата, конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества.
  • Личностные: развитие мотивов учебной деятельности и осознание личностного смысла учения, принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие навыков сотрудничества со сверстниками в разных социальных ситуациях, развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока физической культуры по легкой атлетике в 5 классе. Метание мяча с 3-х шагов разбега.

ФИО: Жаркова Елена Васильевна, учитель физической культуры

Класс 5

Раздел программы: Легкая атлетика.      Тип урока: образовательно – обучающий

Тема урока. Техника метания малого мяча с 3 – х шагов разбега.

Цель урока. Обучение технике метания малого мяча с 3 - х шагов разбега. Дать знания о пользе занятий легкоатлетическими упражнениями для здоровья, обеспечить предупреждение травматизма во время занятий.            

Задачи урока:

  • Предметные: иметь первоначальное представление о технике метания малого мяча с 3 – х шагов разбега, организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность с помощью разминки, упражнений направленных на развитие физических качеств и подвижных игр;
  • Метапредметные: принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, определять наиболее эффективные способы достижения результата, конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества.
  • Личностные: развитие мотивов учебной деятельности и осознание личностного смысла учения, принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие навыков сотрудничества со сверстниками в разных социальных ситуациях, развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

Условия проведения: спортивный зал

Материально-техническое обеспечение: медиапроектор, теннисные мячи для метания, тренировочные фишки, волейбольные мячи.

1.ВВОДНО-ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

1.1.        Организационный момент

Цель учителя: сформировать у учащихся положительную психологическую мотивацию к решению учебных задач урока;

Задачи: 

Предметные: Знать, как правильно выполнять построение в одну шеренгу, строевые приемы, знать правила безопасности при метании мяча на уроках легкой атлетики.

Коммуникативные: точно формулировать цель и задачи совместных с другими учениками занятий физическими упражнениями; обеспечивать бесконфликтную совместную работу, слушать и слышать друг друга;

Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели; осуществлять действие по образцу и заданному правилу;

Познавательные: демонстрировать знания правил безопасности при метании малого мяча с 3 - шагов разбега.

Методы: словесный, наглядный, ИКТ /презентация/.

методы контроля: измерение морфофункциональных показателей.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Дозировка

ОМУ

Построение, приветствие,

 Создание ситуации для оценки готовности к уроку.

Организация деятельности занимающихся по актуализации знаний о легкой атлетике и метании спортивных снарядов.

- Какие виды метаний спортивных снарядов из легкой атлетики Вы знаете? (Метание диска, копья, молота, толкание ядра)

- Какой вид метания мы с Вами до этого времени выполняли на уроках?

Создание ситуации для самоопределения занимающихся и условий для развития умения ставить цель и представлять результат.

   - Кто хочет еще лучше выполнять метание мяча на дальность?

- Какой бросок мяча будет далекий с места или с разбега?

Объявление цели занятия.

- Для метания мы будем использовать волейбольный мяч.

Слайд № 1 презентации.

Построение в одну шеренгу, приветствуют учителя.

Вступают в диалог с учителем и товарищами.

Предлагают различные варианты ответов.

Формулируют учебную цель урока.

3мин

Проверить наличие спортивной формы у детей. Ее соответствие требованиям.

При возникновении трудностей, связанных с ответом на поставленный вопрос перед учениками, помочь им, задавая наводящие вопросы.

В случае затруднения при формировании цели занятия, использовать наводящие вопросы.

1.2. Опрос учащихся по заданному на дом материалу

Цель: Проверить выполнение домашнего задания учениками

Задачи:

Предметные: Знать требования, предъявляемые к ученикам при выполнении упражнений по метанию спортивных снарядов на уроках физической культуры.

Коммуникативные: Выражать готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, уметь излагать свое мнение;

Регулятивные: Определять наиболее эффективные способы достижения необходимого результатов.

Методы: словесные: беседа; наглядный: ИКТ презентация

Формы организации деятельности учащихся: фронтальный

Методы контроля: тестирование

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Дозировка

ОМУ

Создаю ситуацию с усвоением правил безопасности при метании мяча.

- Что может послужить причиной получения травмы при метании мяча на уроке?

Проверяю усвоение учащимися знаний по правилам безопасности.

Слайд № 2 – 8 презентации.

Отвечают на поставленный вопрос учителем о причинах возникновения травм при метании спортивных снарядов.

Смотрят презентацию, отвечают на поставленные перед ними в презентации вопросы о правилах безопасности на уроках по метанию спортивных снарядов.

2 мин

Демонстрация презентации с тестами по ТБ на уроках по метанию спортивных снарядов.

Заострить особо внимание учащихся на том на сколько важно соблюдать правила безопасности на уроках метания спортивных снарядов.

Для проверки использую тесты из презентации. В случае правильного ответа, осуществляется переход на следующий слайд.

1.3. Разминка:

Цель: обеспечить общую функциональную готовность организма учащихся к активной мышечной деятельности в основной части занятия.

 Задачи:

Предметные: знать, как выполнять общеразвивающие упражнения в парах.

Коммуникативные: устанавливать рабочие отношения, оказывать посильную помощь товарищу при выполнении физических упражнений;

Регулятивные: формировать умение сохранять заданную цель, адекватно оценивать свои физические силы и действия, а также действия товарищей.

Познавательные: объяснять, для чего нужно выполнять комплекс общеразвивающих упражнений в парах, уметь показать их.

Методы: словесный, наглядный, практический

Формы организации деятельности учащихся: групповой, парный.

Методы мотивирования учебной активности учащихся: похвала, поощрение.

Методы контроля: измерение морфофункциональных показателей.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Дозировка

ОМУ

ОГ

ПГ

СМГ

Измерить ЧСС.

- С чего мы с Вами начинаем наши занятия? (Разминка).

Бег, передвижение приставными шагами между тренировочными фишками лицом вперед и спиной вперед.

Измеряют ЧСС.

Отвечают на вопрос о необходимости проведения разминки.

1мин

Выполняют те упражнения, которые не противопоказаны по состоянию здоровья

Выполняют индивидуальные задания

За 6 сек., добавить ноль;

1. Бег лицом вперед между тренировочными фишками

Выполняют упражнения и контролируют свои действия ориентируясь на показ движений учителя.

3

раза

Тренировочные фишки расположены друг друга на расстоянии  1 м.

2.Бег спиной назад между тренировочными фишками

3

раза

3.Передвижение приставными шагами лицом вперед между тренировочными фишками

3

раза

4.Передвижение приставными шагами спиной вперед между тренировочными фишками

3

раза

Перестраиваю учащихся в пары.

Объясняю, демонстрирую правильность выполнения ОРУ в парах

Перестраиваются, образуют пары.

1.и.п.: стоя напротив друг друга, руки положить на плечи партнеру; выполнять наклоны вперед, помогая партнеру, нажимая ему на плечи.

Выполняют упражнения и контролируют свои действия, ориентируясь на показ движений учителем.

8-10

Обратить внимание учащихся на правильное выполнение упражнений в парах.

2.и.п.: стоя спиной друг другу, ноги врозь, руки в стороны, ладони соприкасаются; наклоны вместе  в правую и в левую стороны.

8-10

3.и.п.: стоя спиной друг другу, руки прямые над головой, кисти соприкасаются. 1 - Выпад одной ногой вперед одновременно с партнером, 2 – вернуться в и.п.; 3 – Выпад другой ногой вперед; 4 – и.п.

8-10

4.и.п.: лицом друг другу, руки в замок; одновременно поворот в одну сторону, не расцепляя рук с партнером; затем в другую.

8-10

5.и.п.: то же, но кисти рук обхватывают друг друга за верхнюю часть предплечья. Поворот туловища в одну и другую сторону не расцепляя рук.

8-10

6.и.п.: стоя лицом друг другу, взявшись за руки, туловище отклонив назад, совместное приседание.

10

2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Цель: Создать условия для активного восприятия учащимися знаний и формирования умений  метания мяча на дальность.

Цель учащихся – овладеть терминологией из легкой атлетики, освоить технику метания мяча на дальность с 3-х шагов разбега, закрепить знание понятий физических качеств.

Задачи:

Предметные: знать технику метания малого мяча с 3-х шагов разбега;технику сгибания и разгибания рук в упоре лежа на полу, правила подвижной игры «Перестелка».

Коммуникативные: сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации, обеспечивают бесконфликтную совместную работу;

Регулятивные: сохранять заданную цель, видеть ошибку и исправлять ее по указанию взрослого; формировать опыт саморегуляции эмоциональных и функциональных состояний.

Познавательные: выполнять метание малого мяча с 3-х шагов разбега, сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу, играть в подвижную игру «Перестрелка».

Формы организации деятельности учащихся: фронтальная, поточная, групповая.

Методы организации деятельности учащихся: словесный, наглядный, ИКТ (презентация), строго-регламентированный метод, игровой.

Методы мотивирования учебной активности учащихся: похвала, поощрение.

Виды контроля: текущий, измерение морфофункциональных показателей. Самоконтроль, взаимоценка

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Дозировка

ОМУ

ОГ

ПГ

СМГ

1.Создаю ситуацию первичного усвоения новых знаний и умений.

Демонстрация техники метания малого мяча с разбега в целом, используя презентацию. Показ учителем техники метания мяча.

Слайд № 9-10 презентации

Имитация кистевого броска.

Слайд № 11 презентации.

Правильное держание мяча кистью руки.

Слайд №12 презентации

Обратить внимание учащихся на неправильный хват мяча.

Слайд №13 презентации

Выполнение кистевого броска с мячом.

Слайд №14 презентации

Бросок мяча из положения «натянутого лука»

Слайд №15 – 16 презентации

Смотрят, слушают, анализируют информацию, представленную в презентации и сообщенную учителем. Задают вопросы.

Выполняют упражнения и контролируют свои действия ориентируясь на показ движений учителем.

5 мин

Выполняют упражнения не противопоказанные по состоянию здоровья

Выполняют индивидуальные задания

Использую презентацию, которую воспроизвожу через медиапроектор на стену спортивного зала.

ноги на ширине плеч, вес тела преимущественно на передней части стоп, рука с малым мячом впереди над плечом, согнута в локтевом суставе, свободная опущена вниз. Имитация броска последовательным и непрерывным выпрямлением руки вперед-вверх (без перерыва 8-10раз). Затем рука продолжает двигаться вниз, в сторону, назад и до исходного положения.

Прийти в положение «натянутого лука» сделав шаг назад, выполнить метание мяча, пронеся руку с мячом над плечом. Используя презентацию продемонстрировать неправильное положение руки с мячом при отведении руки при замахе

2.Демонстрация метания мяча из положения боком.

Поставить левую ногу в положение шага для метания с места, с поворотом туловища в направлении броска прийти в положение «натянутого лука».

Слайд № 17 презентации

Выполняют упражнение и контролируют свои действия ориентируясь на показ движений учителем.

3 мин

Обратить внимание на последовательность движений во время перехода в положение «натянутого лука»

3.Имитация выполнения скрестного шага. 

Стоя левым боком к направлению броска, выпрямленная правая рука отведена назад и находится на уровне плеча. Вес тела – на правой согнутой ноге, левая нога выпрямлена и поставлена на опору на расстоянии 2,5-3 стоп от правой, а левая рука – перед грудью. Сделать легкий скачок с левой ноги на правую с постановкой левой ноги на опору;

Выполняют упражнение и контролируют свои действия ориентируясь на показ движений учителя.

3 мин

Обратить внимание на правильность выполнения скрестного шага. Отметить тех у кого получается, поддержать и помочь тем кто с трудом справляется с заданием.

4.Метание мяча с трех шагов из исходного положения – правая нога скрестно перед левой.

Выполняют упражнение и контролируют свои действия ориентируясь на показ движений учителя.

3 мин

Контролировать выполнение учащимися метание волейбольного мяча с 3-х шагов разбега, отметить тех, кто справляется с заданием; помочь тем, кто столкнулся с трудностями, разобраться с ошибками.

Обратить внимание учащихся на возможные ошибки при метании мяча с разбега во время финального усилия.

Слайд № 18 презентации

2.Содействие развитию у обучающихся навыков самоконтроля и самооценки, взаимоценки.

- Справились ли Вы с поставленной целью выполняя эти упражнения?

- Где Вы сможете использовать полученные знания и умения? Примеры.

Проговаривают критерии оценки, приводят примеры жизненных ситуаций, где могут применить свои знания и умения.

2 мин

При затруднении в самоконтроле оказать помощь в оценивании занимающимися своей деятельности.

3.Создаю ситуацию добывания нового знания (проблемное задание): 

-Какие физические качества необходимы для выполнения метания мяча на дальность? (Сила, быстрота, ловкость).

- Какое упражнение на развитие силы можно было бы выполнить в наших условиях? (Сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу)

Принимают участие в диалоге с учителем предлагают свои варианты ответов на поставленный вопрос.

2 мин

При затруднении ответить, оказываю помощь ссылаясь на различные примеры из жизненных ситуаций.

4.С целью развития физических качеств предлагаю ученикам выполнить сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу.

Знакомлю учащихся с техникой выполнения этого упражнения.

Слайды №19 - 20 презентации.

Перед вторым подходом измерить ЧСС

Одна группа выполняет сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу, другая осуществляет контроль за правильностью движений товарищей.

2х8

Ученикам слабо физически подготовленным, предлагаю выполнить сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу в облегченном варианте: опираясь коленями о пол.

При измерении ЧСС перед вторым подходом учеников у которых пульс не опустился ниже 130 ударов не допускать к выполнению упражнения.

5.С целью применения новых знаний и умений в новой ситуации провожу подвижную игру «Перестрелка».

Приложение №1

Знакомятся с правилами игры. Играют.

6 мин

Выполняют индивидуальные задания

Обратить внимание на соблюдение учениками правил подвижной игры.

3. Заключительная часть

3.1. Снижение двигательной нагрузки, восстановление

Цель: создать  условия для постепенного снижения двигательной нагрузки,  восстановления физического и психологического состояния организма учащихся.

Задачи:

Предметные: знать правила игры «Попади мячом в цель»;

Коммуникативные:Взаимодействовать со сверстниками в процессе игры, сохранять рабочие отношения;

Регулятивные: формировать ситуацию саморегуляции эмоциональных и функциональных состояний;

Познавательные: уметь играть в игру «Попади мячом в цель», измерять ЧСС.

Форма организации деятельности учащихся: групповая.

Методы организации деятельности учащихся: игровой, словесный, наглядный.

Методы мотивирования учебной активности учащихся: похвала, поощрение.

Виды контроля: текущий,

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Дозировка

ОМУ

Объясняет правила игры малой интенсивности «Попади мячом в цель».

Приложение №2

Знакомятся с правилами игры, играют.

2 мин

В начале показать, как необходимо играть. Следить за соблюдением учениками правил игры.

3.2. Подведение итогов урока

Цель учителя: формировать у  учащихся способность к рефлексии выполнения учебной задачи урока, проверить усвоение учащимися содержания учебного материала.

Цель учащихся – оценить свою деятельность на уроке.

Задачи: 

Коммуникативные: уметь слушать и слышать друг друга и учителя, проявлять уважение, интерес и внимание к собеседнику, точно выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами;

Регулятивные: уметь адекватно понимать оценку взрослого и сверстников;

Познавательные: уметь объяснять и выполнять самоконтроль (рефлексию) своей деятельности на уроке

Формы организации деятельности учащихся: фронтальная.

Методы организации деятельности учащихся: беседа

Методы мотивирования (стимулирования) учебной активности учащихся: похвала, поощрение.

Виды контроля: измерение морфофункциональных показателей, итоговый

   Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Дозировка

ОМУ

Измерить ЧСС

Организую оценивание и самооценивания работы учащихся на уроке, выполнения поставленной цели. --Какая была цель нашего занятия?

-Справились с заданием? Или возникли какие-то трудности?

Отметить учеников.

Измеряют ЧСС

Анализируют и дают оценку своей деятельности на уроке. Оценивают успешность достижения цели урока.

        2 мин

За 6 сек

Презентация с учебной целью воспроизведена на стене.

При затруднении провести рефлексию своей деятельности на уроке оказать помощь.

3.3 Задание на дом.

Цель: побудить  учащихся к потребности в познавательной деятельности в области физической культуры и спорта, занятиям физическими упражнениями в свободное от учебы время.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Дозировка

                     ОМУ

Дать домашнее задание.

-Прочитать учебный материал на стр. 88-89;

-Выполнить упражнения, изображенные на стр. 90.

Слайд № 7 презентации

Выслушивают домашнее задание, записывают в тетрадь.

1 мин

Домашнее задание воспроизведено на стене через медиапроектор;

Используемая литература:

  1. Бегай! Прыгай! Метай! – Официальное руководство ИААФ по обучению легкой атлетике. Под общей редакцией В.В. Баланхничева и В.Б. Зелинченка. Перевод с английского яз. Анны Гнетовой. Издательство «Человек» 2013
  2. Качани Л., Горски Л. Тренировка футболистов. Пер. со словацк. Шпорт, словацкое физкультурное издательство, Братислава. 1984 г.
  3. Физическая культура. 5-7 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений/ [М.Я. Виленский, И.М. Туревский и др.]; под ред. М.Я. Виленского. – 2 – е изд. – М.: Просвещение, 2013г.
  4. Янсон Ю.А. Уроки физической культуры в школе. Новые педагогические технологии. Ростов-на-Дону. Феникс,2005г.

Интернет – источники:

1. http://gto.ru/

2. http://www.youtube.com/watch?v=0GalavwdShs

                        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по предмету: "Физическая культура", раздел-Легкая атлетика, 9 класс

Данная разработка урока позволяет осуществлять личностно-ориентированный подход с учетом состояния здоровья, пола, физического развития, двигательной подготовленности....

Конспект урока физической культуры для учащихся 4-х классов по теме "прием и передача мяча двумя руками в волейболе"

Этот открытый урок разработан для учащихся 4х классов на городской конкурс педагогического мастерства в номинации "Творческий потенциал учителя при проведении внеклассной работы".Тема урока - прием и ...

Конспект урока легкой атлетики 1 класс (метание мяча)

Конспект урока легкой атлетики для 1 класса. Тема обучение метанию малого мяча.Образовательно-познавательный урок....

Учебно-исследовательская работа на тему : "РАЗВИТИЕ СКОРОСТНЫХ КАЧЕСТВ У УЧАЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СРЕДСТВАМИ ЛЕГКОЙ АТЛЕТИКИ"

Курсовая работа на тему: " Развитие скоростных качеств у учащухся младшего школьного возраста на уроках физической культуры, средствами легкой атлетики....

Технологическая карта урока физической культуры по легкой атлетике для 7 класса

Технологическая карта урока физической культуры по легкой атлетике для 7 класса...

Конспект урока физкультуры по теме "Легкая атлетика" 5 класс

Конспект урока физкультуры по теме "Легкая атлетика" 5 класс...

Технологическая карта урока физической культуры. Раздел "Лёгкая атлетика" 7 класс

Технологическая карта урока физической культуры на тему: "Прыжок в высоту с разбега"...