Кружок Волейбол
рабочая программа по физкультуре (10 класс)

Дополнительная общеобразовательная

общеразвивающая  программа

физкультурно-оздоровительной направленности

«Волейбол»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kruzhok_voleybol_2022-23.doc204.5 КБ

Предварительный просмотр:

Дополнительная общеобразовательная

общеразвивающая  программа

физкультурно-оздоровительной направленности

«Волейбол»

Информационная карта программы

1

Образовательная организация

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Учхозская  средняя общеобразовательная школа Высокогорского  муниципального района

Республики Татарстан»

2

Полное название программы

Дополнительная общеразвивающая

программа по волейболу

3

Направление программы

Физкультурно-спортивное

4

Сведения о разработчиках

4.1

ФИО, должность

Суровцев Олег Николаевич, учитель физкультуры

5

Сведения о программе

5.1

Срок реализации

1 год

5.2

Возраст учащихся

11-16 лет

5.3

Характеристика программы:

  • Тип программы
  • Вид программы

Дополнительная        общеобразовательная программа:

Общеразвивающая

Модифицированная

5.4

Цель программы

Создание условий для полноценного физического развития и укрепления здоровья обучающихся посредством приобщения к регулярным занятиям волейболом.

6

Формы и методы образовательной деятельности

Тренировочные занятия, беседы, соревнования, тестирования, спортивные конкурсы,        праздники,        просмотры соревнований.  Командная,        малыми        группами, индивидуальная.

7

Формы мониторинга результативности

Спортивные праздники, конкурсы, матчевые встречи, товарищеские игры с командами аналогичного возраста, соревнования школьного, районного уровней. Контрольные тесты и упражнения.

8

Результат реализации

программы

  1. Дневник достижений учащихся.
  2. Портфолио учащихся.

9

Дата утверждения и последней

корректировки программы

Содержание:

Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы

1.1.Пояснительная записка

1.2.Цель и задачи программы

1.3.Содержание программы

1.4.Планируемые результаты

Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий

2.1.Календарный учебный график

2.2.Учебный план

2.3.Условия реализации программы

2.4.Формы аттестации

2.5.Оценочные материалы

2.6.Методические материалы

2.7.Список литературы

Раздел 1 Комплекс основных характеристик программы

  1. Пояснительная записка

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Волейбол» имеет физкультурно-спортивную направленность.

Актуальность программы. Волейбол – спортивная игра, которая пользуется большой популярностью во всем мире, особенно среди молодежи. Занятия волейболом способствуют развитию многих физических способностей: силы рук и плечевого пояса, прыгучести, быстроты реакции, координации движений в пространстве и во времени. Волейбол считается одним из самых доступных видов спорта, в нем могут проявить себя игроки с различными физическими данными.

Актуальность программы в том, что она позволят учащимся не только восполнить недостаток навыков и овладеть необходимыми приёмами игры, так как количество учебных часов, отведённых на изучение данного раздела в школьной программе, недостаточно для качественного овладения игровыми навыками и в особенности тактическими приёмами, но и восполняет недостаток двигательной активности, имеющийся у подростков, имеет оздоровительный эффект, благотворно воздействует на все системы детского организма, способствует укреплению физического, психического здоровья, преодолению определенных комплексов, развитию лидерские качества.

Программа является востребованной среди родителей (законных представителей) и учащихся, что подтверждается результатами мониторинга, проводимого образовательной организацией.

Педагогическая целесообразность. Программа позволяет решить проблему занятости свободного времени детей, способствует формированию физических качеств, пробуждению интереса детей к новой деятельности в области физической культуры и спорта. В условиях современной общеобразовательной школы у учащихся в связи с большими учебными нагрузками и объемами домашнего задания развивается гиподинамия. Решить отчасти данную проблему и призвана дополнительная общеобразовательная программа «Волейбол», направленная на удовлетворение потребностей в движении, оздоровлении и поддержании функциональности организма. Данная программа соответствует потребностям времени, так как учитывает специфику дополнительного образования и охватывает значительное количество желающих заниматься этим видом спорта, предъявляя посильные требования к занимающимся в процессе обучения. Программа даёт возможность детям на ранней стадии обучения приобщаться к здоровому образу жизни.

1.2.Цель и задачи программы

         Цель программы: создание условий для полноценного физического развития и укрепления здоровья обучающихся посредством приобщения к регулярным занятиям волейболом.

        Задачи: 

        Образовательные: - познакомить учащихся с видом спорта волейбол, историей возникновения игры, его ролью в формировании здорового образа жизни; - обучать техническим приемам игры и тактическим действиям, с постепенным переходом к их совершенствованию на базе роста физических и психических возможностей обучающихся; - совершенствовать уровень игровой культуры на основе изучения правил игры в волейбол и игрового опыта.

Развивающие: - развивать устойчивый интерес к систематическим занятиям волейболом; - развивать основные физические качества и повышать функциональные возможности организма;

Воспитывающие: - формировать ответственное отношение к личному здоровью и потребности ведения здорового образа жизни; - формировать позитивную психологию общения и навыки коллективного взаимодействия; - воспитывать игровую дисциплину, самостоятельность, ответственность и инициативность в выборе и принятии решений.

 Адресат программы. Дополнительная общеобразовательная программа «Волейбол» ориентирована на обучающихся в возрасте от 12 до 16 лет. Содержание общеобразовательной программы адаптировано к потребностям конкретного ребенка, проявившего выдающиеся способности, находящегося в трудной жизненной ситуации и обучающегося, проживающего в сельской местности.

Методы работы. Методы, применяемые в процессе обучения игры, удобнее рассматривать поэтапно:

  Первый этап – ознакомление с приемами игры: используются словесные и наглядные методы (рассказ, объяснение, демонстрация).

 Второй этап – изучение приемов в упрощенных условиях, разделение сложных упражнений (атакующий удар) на составные части: используются практические методы (практическая работа, упражнения), методы управления (команды, распоряжения).

 Третий этап – изучение приемов в усложненных условиях: используются игровой и соревновательный методы, что позволяет одновременно решать задачи по совершенствованию техники, развитию специальных физических качеств, а также технико-тактической подготовки.

 Четвертый этап – закрепление изученных приемов игры: используется метод анализа, игровой и соревновательный метод. Основной формой учебно-воспитательного процесса являются практические занятия – тренировки.

 Формы организации деятельности: фронтальная, групповая, работа в парах, индивидуальная.

Оборудование, используемое на занятиях по волейболу: волейбольные мячи, скакалки, гимнастические скамейки, обручи, волейбольная сетка.

Воспитательный аспект:

         1.  Формирование здорового образа жизни:

«Влияние закаливания и режима питания на физическую подготовку спортсмена» (беседа);

«Мифы и реальность о наркотиках» (беседа);

 «Умение сказать нет» (профилактика вредных привычек), (тренинг);

        2.  Формирование нравственных ценностей:

«Этика поведения спортсмена» (беседа);

«Пять подходов к решению конфликта» (беседа, тренинг);

 «Как не стать жертвой преступления, формы ответственности за себя» (беседа, тренинг).

Программа предназначена для детей в возрасте 12 – 16 лет.

Рассчитана на один  год обучения -1 (форма обучения – очная):

занятия проводятся один раз в неделю по 1 часу (с обязательным 5-10 минутным перерывом);

Содержание программы включает в себя изучение правил игры в волейбол, общую физическую и специальную подготовку, изучение технических и тактических приемов игры в волейбол, а также психологическую подготовку учащихся к соревнованиям, правил судейства, оказания первой помощи при травме, технику безопасности.

Тип занятия: тренировочный.

Формы проведения занятий: учебное занятие,  занятие-игра, тренировки, и других. Трехлетний  период программы позволяет планомерно работать с детьми разного возраста, объединяя их по физическим данным и подготовленности. Минимальное количество обучающихся в группе 10-14 человек.   Состав – постоянный. Особенности набора обучающихся в коллектив –  по желанию и по заключению врача. Занятия – групповые. Для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, детей – инвалидов, реализуются образовательный процесс с учетом особенностей психофизического развития обучающегося.

Место проведения занятий: спортивный зал, спортивная площадка

1.3. Содержание программы

Тема 1. Вводное занятие. Цель: познакомить со спецификой спортивной игры волейбол, с инвентарем, с техникой безопасности; дать понятие о возможностях травматизма и врачебном контроле.  

Ключевые понятия: волейбол – спортивная игра.

 Теоретические сведения. Зарождение игры. Оборудование, инвентарь. Техника безопасности на занятиях. Возможности травматизма. Врачебный контроль, самоконтроль.  

УМК: спортивный инвентарь, наглядные пособия.  

Ожидаемые результаты: должны знать об истоках зарождения игры, инвентарь, технику безопасности, о возможностях травматизма.  

Тема  2. Правила игры в волейбол. Цель: дать понятия о правилах игры, судейства, ведения протокола.  

Ключевые понятия: правила игры, судейство,  протокол.  

Теоретические сведения: Основные правила игры в волейбол. Обязанности судьи в игре. Ведение протокола игры.

УМК: спортивный инвентарь, наглядные пособия.

Воспитательный аспект: формирование интереса к волейболу.

Ожидаемые результаты: должны знать правила игры, обязанности судьи, правила ведения протокола.

Форма контроля по итогам раздела: Игра «Крестики нолики».

 Тема   3. Основные техники и тактики в волейболе. Цель: познакомить с основными техническими и тактическими приемами игры.  

Ключевые понятия: техника, тактика.  

Теоретические сведения. Разнообразие технических и тактических приемов, их использование. Начальные понятия комбинационной игры (расстановка по зонам, обязанности игроков на площадке во время розыгрыша).

 УМК:  спортивный инвентарь, наглядные пособия.  

Ожидаемые результаты: должны знать о приемах игры в волейбол.

 Форма контроля по итогам раздела: Викторина «Вопрос – ответ».  

Тема  4. Общая физическая подготовка. Цель:  развить физические качества воспитанников, двигательную активность.

 Ключевые понятия: бег, прыжки.

Практическая работа: Беговые упражнения: челночный бег 4 × 9 м; кроссовая подготовка – бег в среднем темпе 15 мин.; бег по пересеченной местности 5, 7 мин.; подвижные игры с элементами волейбола;  ускорения из различных положений (сидя, лежа, низкий старт).  Упражнения на подтягивание, приседание (на одной ноге 2 × 10 раз). Упражнения на развитие прыгучести: прыжки на скакалке, доставание подвешенного мяча, выпрыгивание из полного приседа 2 × 15 раз, прыжки в длину с места (в т.ч. на одной ноге) 2 × 15 м, прыжки на двух ногах с отягощением (гантели). Упражнения на развитие выносливости: бег 1 км на время.

УМК: спортивный инвентарь, наглядные пособия.  

Воспитательный аспект: формирование мотивации к здоровому образу жизни.  

Ожидаемые результаты: должны уметь выполнять физические упражнения.

Форма контроля по итогам раздела: Сдача нормативов.

 Тема 5. Специальная физическая подготовка. Цель: развить специальные навыки для игры в волейбол.  

Ключевые понятия: подача, передача.  

Практическая работа: Имитация передач (верхней, нижней) набивным мячом 4 × 20 раз. Подбрасывание набивного мяча от груди над головой 2 × 10 раз. Подбрасывание набивного мяча от колен вверх прямыми руками 2 × 10 раз. Упражнения с резиновым амортизатором (передачи верхняя, нижняя). Прямая подача с сопротивлением амортизатором правой, левой руками 2 × 30 раз. Упражнения на развитие координации: вращение мяча вокруг туловища вправо-влево, жонглирование двумя мячами (подкинув мяч над собой, принять упор присев, встав поймать мяч).  

УМК: спортивный инвентарь, наглядные пособия.  

Ожидаемые результаты: должны уметь выполнять физические упражнения.

 Тема 6. Техническая подготовка. Цель: научить основным принципам техники подач, передач.  Ключевые понятия: подача, передача.  

Теоретические сведения: Основные технические приемы подач, передач.

Практическая работа: Стойки:  средняя – для приема мяча, высокая для атакующего удара, низкая для страховки. Передвижения шагом: приставным, двойным, скрестным, скачок, падения. Передача верхняя двумя руками в опоре, в прыжке: по длине (длинная через зону, короткая – из зоны в зону, укороченная – в одной зоне); по высоте (высокие – 2м и более, средние – до 2м, низкие – до 1м); передачи выполняются в парах или у стены с отскоком. Подача нижняя прямая (подбросить мяч на высоту 30 – 40 см, осуществляется встречным движением), верхняя прямая подача (подбросить мяч на 1м над головой, выполнить замах вверх-назад, нанести удар несколько впереди игрока).

УМК: спортивный инвентарь, наглядные пособия.

Ожидаемые результаты: должны знать основные приемы подач, передач; должны уметь выполнять все основные приемы при игре.

Форма контроля по итогам раздела: Сдача нормативов.  

Тема  7. Тактическая подготовка. Цель: познакомить с тактикой игры в волейбол.  Ключевые понятия: защита, нападение.  

Теоретические сведения: приемы защиты, элементы страховки во время игры; приемы нападения: основные действия.  

Практическая работа: Тактика защиты: позиции каждого игрока во время атаки соперника, страховка. Тактика нападения: групповые тактические действия, нападения со второй передачи.  

УМК: спортивный инвентарь, наглядные пособия.  

Воспитательный аспект: воспитание духа соперничества.

Ожидаемые результаты: должны знать основные приемы защиты и нападения; должны уметь выполнять основные элементы защиты, нападения.

Форма контроля по итогам раздела: Подвижная игра с вопросами.

 Итоговое занятие. Цель: подвести итого первого года обучения, выполнить контрольные нормативы.  

Теоретические сведения: подведение итогов первого учебного года.  

Практическая работа: Сдача контрольных нормативов: прыжок с с места в высоту, челночный бег 4 × 9 на время; верхняя передача над головой на высоте 1,5 – 2 м; нижняя передача на высоте 1,5 – 2 м; нижняя подача (из пяти попыток – три попадания – на отлично).  УМК: спортивный инвентарь, наглядные пособия.

Ожидаемые результаты: должны выполнить контрольные нормативы.

Форма контроля по итогам раздела: Товарищеский матч.

1.4. Планируемые результаты

1.По окончании  обучения воспитанники должны знать:

- технику безопасности;

 - спортивный инвентарь;

- правила игры в волейбол;

- основы техники и тактики игры;

- основы общей физической и специальной подготовки;

должны уметь:

- выполнять основные упражнения общей физической и специальной подготовки;

- выполнять приемы техники и тактики игры в волейбол.

Раздел 2.  Комплекс организационно-педагогических условий

2.1.Календарный учебный график

2022-2023 уч.г.

1

Продолжительность освоения программы

35 недель

2

Начало освоения  программы

05.09.2022

3

Окончание освоения программы

29.05.2022

4

Регламентирование образовательного  процесса

По расписанию работы объединения дополнительного образования. Продолжительность занятия – 45 мин

5

Выходные и праздничные дни

Выходной – воскресенье. Праздничные дни, установленные Правительством РФ

6

Каникулы

Зимние каникулы

с 28.12.2022 по 08.01.2023

7

Входное обследование уровня подготовленности

05.09.2022

26.09.2022

8

Текущий контроль освоения программы

В течение всего периода освоения программы

9

Сроки промежуточной аттестации

Апрель  2022

10

Сроки итоговой аттестации освоения программы

Май 2022

2.2. Учебный план

Наименование разделов и тем

Общее количество часов

Теория

Практика

Формы аттестации/ контроля

1

Вводное занятие

1

1

-

2

Правила игры в волейбол

2

2

-

Игра «Крестики нолики»

3

Основные техники и тактики игры в волейбол

4

2

2

Викторина «Вопрос – ответ»

4

Общая физическая подготовка

4

-

4

Сдача нормативов

5

Специальная физическая подготовка

4

-

4

6

Техническая подготовка

5

5

Сдача нормативов

7

Тактическая подготовка

13

1

12

Подвижная игра с вопросами

8

Товарищеские и учебные игры. Итоговое задание

2

-

2

Товарищеский матч

Итого:

35

11

          32

2.3.Условия реализации программы

Материально-техническое обеспечение.

1. место для проведения занятий: спортивный зал, спортивная площадка (осень, весна)

2. ноутбук

3. Спортивный инвентарь

Реализация программы осуществляется специалистом, квалификация которого соответствует требованиям к должности «преподаватель»

2.4. Формы аттестации

В ходе реализации программы оценка ее эффективности осуществляется в рамках текущего, промежуточного, итогового контроля. Для определения вводного обследования уровня подготовленности обучающихся вполне достаточно заполнить диагностическую карту (сентябрь) на основе наблюдений (составленную по методике Н.В.Кленовойи Л.Н. Буйловой).

Для определения текущей оценки учитель, ведущий программу заполняет, диагностическую карту освоения общеобразовательной общеразвивающей программы дополнительного образования исходя из выбранных форм контроля по программе.

Промежуточная аттестация осуществляется по окончании учебного года в форме устного собеседования с педагогом объединения, по результатам которого оценивается освоение программы (освоил, не освоил)и заполняется протокол.

Итоговый контроль осуществляется по окончании прохождения всей программы в форме устного собеседования, по результатам которого оценивается освоение программы (освоил, не освоил) и заполняется протокол.

Обучающимся объединения засчитываются результаты итогового контроля при наличии документов, подтверждающих призовые места муниципальных, региональных, всероссийских и международных конкурсов.

2.5. Оценочные материалы

Игра «Крестики нолики»

У учащихся карточки «Х» и «О». На правильное утверждение учащиеся поднимают «Х», на неправильно – «О».

1. Старт - начало пути к финишу (Х)

 2. Инструмент спортивного судьи  - балалайка. (О)

 3. Боксерский корт- ринг. (Х)

 4. Раунд -боксѐрская трехминутка. (Х)

5. Спортивный снаряд для перетягивания – шнурок. (О)

 6. Мяч вне игры-аут. (Х)

7. Передача мяча в игре- гол. (О)

8. Регби - игра с мячом-дыней (Х)

9. Лапта русская народная игра в бейсбол. (Х)

10. Бейсбольная ударница- ложка. (О)

11. Танцор на льду- волейболист.(О)

Подвижная игра с вопросами «Тактика игры в волейбол»

1. Размеры волейбольной площадки (м): а) 26×14; б) 18×9; в) 30×16.

2. Ширина линий разметки волейбольной площадки (см): а) 5; б) 6; в) 8.

3. Высота волейбольной сетки (см): а) 243-муж, 224-жен; б) 305-муж, 295-жен; в) 300 у   всех.

4. Вес мяча (г): а) 300 – 400; б) 260 – 280; в) 200 - 250.

5. Во время игры на площадке с одной стороны может находиться (игроков):

     а) 4; б) 5; в) 6.

6. Кто придумал волейбол как игру:

 а) Д.Формен; б) Д.Фрейзер; в) У.Д. Морган.

7. Встреча в волейболе состоит из: а) трех партий до 23 очков; б) четырех партий до 18 очков; в) от трех до четырех партий до 25 очков.

8. Победителем встречи является команда: а) выигравшая три партии; б) выигравшая вторую половину встречи; в) набравшая хотя бы на одно очко больше соперника.

 9. Если команда без уважительных причин вовремя не выходит на площадку, то: а) ей засчитывается поражение со счетом 0:3 по 0:25 в каждой партии; б) необходимо подождать 15 минут; в) игра переносится на другой день.

10. Как начинается игра? а) вводом мяча при помощи подачи согласно жребию; б) вводом мяча из-за боковой линии; в) спорным броском.

11. Запасными игроками считаются те, которые: а) сидят на скамейке запасных; б) выходят на замену; в) не включены в начальную расстановку на данную игру.

12. Какое количество замен разрешается делать во время одной партии? а) максимум 6;    б) максимум 20;    в) количество замен не ограничено.

13. Сколько времени дается на ввод мяча в игру? а) 3 секунды;    б) 5 секунд;    в) 8 секунд. 14. Длительность тайм-аутов (с): а) 30;      б) 45;      в) 60.

15. Что происходит при нарушении расстановки? а) Автоматически  игрок выбывает из игры; б) игра продолжается; в) мяч отдается сопернику.

16. Что происходит с командой, если сделано более трех касаний мяча? а) мяч отдается соперникам; б) продолжает играть; в) засчитывается очко соперникам.

17. Что происходит при счете в пятой партии после пятнадцати очков? а) Игра продолжается до разницы в два мяча; б) назначается дополнительный период в пять минут; в) матч переигрывается на следующий день.

18. Смена площадок происходит: а) после каждой партии; б) не происходит; в) после второй партии.

19. Кто из русских спортсменов стал олимпийским чемпионом по волейболу? а) Сергей Тетюхин;  б) Александр Медведь;  в) Иван Едешко.

20. Сколько касаний мяча может сделать команда перед атакой противника?:

     а) 4;  б) 5;  в) 3.

 21. В чем может участвовать игрок либеро ? а) подача;  б) блок;   в) прием мяча

22.  Какое расстояние от линии атаки до сетки (м)? а) 6;  б) 3;  в)  4,5.

23. Окружность волейбольного мяча (см): а) 65;  б) 45;  в) 50.

24. Может ли начаться игра, если в одной из команд нет 6 игроков? а) Может;  б) не может;  в) по согласию соперника.

25. Команде засчитывается поражение из-за нехватки игроков, если во время игры игроков этой команды на площадке оказывается: а) один;  б) два;  в) три.

26. Какой частью тела можно принимать мяч: а) рукой и плечом;   б) только руками и ногами;   в) любой.

27. Сколько человек может участвовать в блоке: а) только один; б) только два; в) от одного до трех.

28. Какая команда начинает с подачи в пятой партии: а) команда, которая забила последний мяч в четвертой; б) команда, чья очередь с начала матча; в) проводится новая жеребьевка.

Викторина «Вопрос – ответ «Правила игры и судейства».

1. Движением руки показано направление:       а) разрешение на подачу; б) переход на другую сторону площадки; в) нарушение.

2. Вытянутая рука в направлении команды. Этот жест судьи означает: а) подающая команда; б) нарушение команды; в) нарушение правил трех касаний.

3. Поднято оба предплечья: одно перед грудью, другое за спиной, затем меняется позиция рук: а) смена сторон площадки; б) минутный перерыв; в) замену игрока.

4. Две открытые ладони, образующие букву «Т». Этот жест судьи означает:

а) технический фол; б) минутный перерыв; в) неправильную игру руками.

5. Вращение кулаками. Этот жест судьи означает: а) нарушение игрока; б) замену игрока; в) прокат мяча.

6. Скрещенные предплечья с вытянутыми кистями перед грудью. Этот жест судьи означает: а) конец партии или игры; б) нарушение в нападении; в) замену игрока.

7. Поднимает вытянутую руку с ладонью, обращенную вверх. Этот жест означает: а) мяч не подброшен при ударе; б) замена; в) дисквалификация.

8. Круговое движение указательным пальцем. Этот жест означает: а) мяч в поле; б) замену игрока; в) ошибка в расстановке при переходе.

Описание контрольных упражнений Физическая подготовка:

Прыжок в длину с места Исходное положение: встать около черты, ноги слегка расставить, примерно на ширину плеч, стопы держать параллельно, а руки ― вдоль туловища. Перед толчком нужно поднять руки вверх и встать на носки ног, затем присесть, согнув ноги в коленях, и, опираясь на всю ступню, туловище наклонить слегка вперед, руки опустить вперед-вниз-назад. Толчок вверх выполняется двумя ногами и должен быть сильным и резким.

Бег 20 метров 

Исходное положение: встать около черты. По сигналу тренера сделать максимальное ускорение 20 метров. Даѐтся две попытки. Лучшее время фиксируется.

Бег 600 метров

 Исходное положение: встать около черты. По сигналу тренера стартовать со средней скоростью, сохраняя силы для рывка на финальной прямой. Дистанция - 600 метров. Даѐтся две попытки. Лучшее время фиксируется.

Челночный бег (40с на 28 м) 

Исходное положение: встать около черты. По сигналу тренера сделать максимальное ускорение и на полной скорости бежать 40 секунд. Дистанция – баскетбольная площадка. Даѐтся две попытки. Лучшее время фиксируется.

Техническая подготовка:

 Упражнение – Верхняя прямая подача. 

Игрок стоит лицом к сетке, распределив вес тела равномерно на обе ноги. Мяч подбрасывается вверх левой рукой. Правая согнута в локте. Перед ударом сгибать опорную ногу, отклоняя туловище назад. В момент удара разгибается опорная нога, выпрямляются рука и туловище. Удар внутренней частью ладони.

Игровое упражнение – Приемы-передачи 

Игроки поделены на команды по три человека в каждой и находятся за лицевой. Тренер по очереди вводит мяч на половину поля одной из команд, при этом варьируя удары – сильные атакующие, скидки, броски в аут и т.д. Один игрок должен принять мяч, другой отдать передачу, третий произвести атакующий удар в первую линию (3-х метровую зону). Команды играют на счет.

Упражнение - Передача мяча вдоль сетки.  

Шесть игроков с обеих сторон сетки располагаются группами по три человека в 1-й и 5-й зонах. Игроки из 5-й зоны выходят, делают передачу

вдоль сетки, затем «нырнув» под сетку, перемещаясь, занимают позицию в конце противоположной колонны игроков, а игроки из 1-й зоны перемещаются аналогично навстречу

2.6. Методические материалы

Формы и методы, используемые в ходе реализации программы

        Основной формой организации учебно-воспитательного процесса является тренировочное занятие. Эффективность занятия во многом зависит от того, какие методы организации деятельности учащихся будут применяться. На занятиях по спортивным играм, ОФП, различным методам борьбы широко используются фронтальный, групповой, поточный методы, метод индивидуальных заданий и круговой тренировки.

        Фронтальный метод наиболее эффективен, так как упражнения выполняются учащимися одновременно, с минимальными паузами. Он может применяться во всех частях занятия при совершенствовании и повторении пройденного материала, при обучении новым движениям и при воспитании двигательных качеств. Перерывы, необходимые для отдыха, отводятся для объяснения и показа, уточнения исходных и конечных положений движения.

         Групповой метод применяется при совершенствовании техники или при выполнении различных заданий на воспитание двигательных качеств. Разбивка на группы и выполнение различных заданий требуют подготовки инструктора и актива учеников. Групповой метод позволяет контролировать занимающихся и вносить необходимые коррективы, направлять внимание на группу, выполняющую более сложные задания, либо на менее подготовленную группу.

       Применение группового метода целесообразно при ограниченном месте занятий, когда одна или несколько групп выполняют игровые упражнения или двусторонние игры, а другие группы учеников занимаются воспитанием физических качеств за пределами игровой площадки.

        Поточный метод предусматривает поочередное выполнение учащимися упражнений. Применение этого метода в сочетании с разделением на группы позволит повысить плотность занятий и их интенсивность. Метод индивидуальных занятий заключается в том, что занимающиеся получают задания и самостоятельно выполняют их. Он может сочетаться с другими методами, дополнять их.

        Круговая тренировка может применяться при совершенствовании техники и комплексном воспитании двигательных качеств. Метод требует дифференцированного определения заданий. Группы, примерно равные по подготовленности, выполняют определенные задания последовательно и в определенных местах, называемых станциями. Станции имеют порядковый номер, название и таблицу с описанием упражнений. После опробования упражнений и изучения порядка смены станции приступают к выполнению упражнений. Продолжительность выполнения упражнений на одной станции, численный состав группы и паузы при смене станций определяют опытным путем, исходя из образовательных задач и подготовленности учащихся. При круговой тренировке нагрузка дифференцируется для девочек и мальчиков. Темп и количество повторений  определяются и изменяются в зависимости от исходных и достигнутых результатов.        

        Помимо тренировочного занятия в ходе образовательного процесса также применяются такие формы организации деятельности учащихся как экскурсии, различные виды соревнований.

        В учебно-тренировочном процессе широко используются три основные группы методов обучения: словесные, наглядные и практические. Первые две группы создают предпосылки, а реализации осуществляется при непосредственном использовании практического действия – упражнения. Все методы взаимообусловлены и применяются в комплексе.

Словесные методы: рассказ, объяснение, беседа, разговор, задание, указание, распоряжение.

 Наглядные методы: показ упражнений, демонстрация наглядных пособий (схем, таблиц, кинокольцовок, кинограмм и т.д.), просмотр учебных игр или официальных соревнований.

Практические методы основываются на активной двигательной деятельности занимающихся: метод упражнения, игровой метод, соревновательный метод.

         Реализация программы не предполагает использование учебников и учебных пособий.

         Для определения текущей оценки достижения планируемых результатов у обучающихся вполне достаточно для выявления динамики достижения заполнять диагностические карты два раза в год (октябрь, май) на основе наблюдений за результатами основания программы. Учитель, ведущий программу заполняет диагностическую карту, составленную по методике Н.В.Кленовой и Л.Н. Буйловой. Промежуточная аттестация проводится в форме устного собеседования, по результатам которого оценивается освоение программы (освоил, не освоил).

Методика определения вводного обследования уровня

подготовленности обучающихся.

Мониторинг проводится по методике Н.В.Кленовой и Л.Н. Буйловой (сентябрь) по диагностической карте «Входной (вводный) мониторинг(входное обследование уровня подготовленности обучающихся).

Показатели (оцениваемые параметры)

Критерии

Степень выраженности оцениваемого качества

Баллы

Методы диагностики

Теоретические знания ребенка по темам

Теоретические знания ребенка по темам

Соответствие теоретических знаний ребенка программным требованиям

Минимальный уровень: ребенок овладел менее чем ½ объема знаний

1

В соответствии с выбранными формами контроля по программе

Средний уровень объема усвоения знаний составляет более ½

5

Максимальный уровень: ребенок освоил весь объем знаний предусмотренный программой за конкретный период

10

Владение специальной терминологией

Осмысленность и правильность использования

Минимальный уровень: ребенок, как правило, избегает употреблять специальную терминологию

1

Средний уровень: ребенок сочетает специальную терминологию с бытовой

5

Максимальный уровень: специальные термины употребляются в полном соответствии с их содержанием

10

Практическая подготовка ребенка

Практические умения и навыки предусмотренные программой (по основным разделам)

Соответствие практический умений и навыков программным требованиям

Минимальный уровень: ребенок овладел менее чем ½ навыками

1

В соответствии с выбранными формами контроля по программе

Выполнение работ (упражнений)

Средний уровень: объем умений и навыков составляет более ½

5

Максимальный уровень: ребенок освоил вест объем умений и навыков предусмотренный программой за конкретный период

10

Общее – учебные умения и навыки

Умение организовать рабочее место

Способность самостоятельно готовить свое рабочее мест и убирать его за собой

Минимальный уровень: испытывает серьезные затруднения нуждается в постоянной помощи и контроле педагогов

1

Наблюдение

Средний: работает с помощью педагога

5

Максимальный: работает самостоятельно не испытывает особых трудностей

10

Навыки соблюдения в процессе деятельности безопасности

Соответствие реальных навыков соблюдения правил безопасности программным требованиям

Минимальный уровень: ребенок овладел менее чем ½ объема навыков

1

Наблюдение

Средний уровень: объем навыков составляет более ½

5

Максимальный уровень: ребенок освоил весь объем навыков предусмотренный программой за конкретный период

10

Календарно-тематическое планирование

Месяц занятий

Дата

Время проведе ния

Форма занятий

Кол-во часов

Тема занятия

Место занятия

Форма контроля

Вводное занятие 1 ч.

1

Теория Инструктаж по т/б на занятиях волейболом

1

Инструктаж по т/б на занятиях волейболом.

Правила игры в волейбол 2 ч.

2

Теория

1

Правила игры. Игровое поле и инвентарь.

3

Теория

1

Основные правила игры в волейбол. Обязанности судьи в игре. Ведение протокола игры.

Игра «Крестики-нолики

Основные техники и тактики игры в волейбол 4 ч.

4

Теория

1

Виды передач и приемов в волейболе.

5

Теория

1

Расстановка игроков по зонам и их функции в игре. Совершенствование верхней, нижней передачи.

6

Практика

1

Упражнения на все виды передач и приемов.

7

Практика

1

Верхняя, нижняя передача мяча. Совершенствование верхней прямой подачи.

Викторина «Вопрос-ответ»

Общая физическая подготовка 4 ч.

8

Практика

1

С.Ф.П. Эстафеты с разными мячами. Передача мяча у сетки, над собой

9

Практика

1

Упражнения на развитие гибкости. Беговые упражнения.  

10

Практика

1

Работа на развитие силы рук и прыгучести

11

Практика

1

О.Ф.П. Упражнения с набивными мячами

Сдача нормативов

Специальная физическая подготовка 4 ч.

12

Практика

1

Нижняя передача. Прием мяча.

13

Практика

1

Совершенствование техники передач мяча. Упражнения для развития и тренировки пальцев.

14

Практика

1

С.Ф.П. Бег ѐлочкой, Челночный бег. Подвижные игры

15

Практика

1

Работа над подачей мяча

Техническая подготовка 5 ч.

16

Практика

1

Короткий пас, пас назад, длинный пас.

17

Практика

1

Техника защиты. Пас из неудобного положения.

18

Практика

1

Броски и ловля волейбольного и набивного мяча

19

Практика

1

Упражнения на перемещения.

20

Практика

1

Нижняя передача в парах.  Приём мяча.

Тактическая подготовка 13 ч.

21

Теория

1

Инструктаж по т/б на занятиях волейболом.

22

Практика

1

Упражнения на перемещения.

23

Практика

1

Нижняя передача в парах. Приём мяча.

24

Практика

1

С.Ф.П. Упражнения для развития чувств мяча. Совершенствование приема мяча.

25

Практика

1

Верхняя и нижняя передача над собой. Постановка блока

26

Практика

1

Основы тактики игры в волейбол. Передачи мяча через связующего  игрока.

27

Практика

1

Совершенствование имитации нападающего удара из зон(2, 4).

28

Практика

1

С.Ф.П. Беговые и прыжковые упражнения. Тактические действия в защите.

29

Практика

1

Командные тактические действия.

30

Практика

1

Совершенствование имитации нападающего удара. Тактика игры в нападении.

31

Практика

1

Отработка различных видов расстановок в защите и нападении.

32

Практика

1

Прием подачи в правой и левой задних зонах

33

Практика

1

Совершенствование Передачи-перемещения-передачи.

Подвижная игра с вопросами

Товарищеские и учебные игры 2 ч.

34

Практика

1

Товарищеская игра со школой  № 1

Спортзал

Товарищеский матч

35

Практика

1

Разбор игры. Игровая тренировка.

2.7. Список литературы

Литература для педагога

  1. Ашмарин, Б.А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании / Б.А. Ашмарин. М.: Физкультура и спорт, 2016
  2. Беляев, А.В. Волейбол на уроке физической культуры. 2-е изд. / А.В. Беляев, М.: Физкультура и спорт, 2015
  3. Беляев, А.В. Волейбол: учебник для ин-тов и акад. физ. культуры / А.В. Беляев, М.В. Савин. М.: СпортАкадем–Пресс, 2012
  4. Железняк, Ю.Д. 120 уроков по волейболу / Ю.Д. Железняк. М.: ФиС, 2011
  5. Железняк, Ю.Д. К мастерству в волейболе / Ю.Д. Железняк. М.: ФиС, 2011
  6. Железняк, Ю.Д. Волейбол в школе / Ю.Д. Железняк, Л.Н. Слупский. М.: Просвещение, 2013
  7. Козырева, Л.В. Волейбол / Л.В. Козырева. М.: Физкультура и спорт, 2013
  8. Лях, В.И. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1 – 11 классов общеобразовательной школы / В.И. Лях, Л.Б. Кофман, Г.Б. Мейксон. М.: Просвещение, 2016
  9. Официальные правила волейбола 2001-2004 гг. М.: ВФВ, ТерраСпорт, 2011
  10.  Тюрин, В.А. Методика обучения и совершенствования передвижениям и приему мяча снизу в волейболе / В.А. Тюрин. М.: ВФВ, 2014
  11.  Фомин, Е.В. Скоростно-силовая подготовка юных волейболистов / Е.В. Фомин.  М.: ВФВ, 2016
  12.  Чехов, О.С. Основы волейбола / О.С. Чехов. М.: ФиС, 2017.

Литература для детей и родителей

  1. Твой олимпийский учебник: Учеб. Пособие для учреждений образования России. -15 –е издан. В.С. Родиченко и др. –М., ФиС 2015, 144с.
  2. Клещев Ю.Н. Юный волейболист. М.: Физкультура и спорт. 2017.
  3. Фурманов А.Г. Волейбол на лужайке, в парке, во дворе. М.: Физкультура и спорт. 2014


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Кружок "Волейбол"

Пояснительная записка Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего образования   и  примерной программы по физической культуре...

Спортивный кружок "Волейбол"

Рабочая программа для спортивной секции по волейболу разработана на основе пособия А.И.Каинова «Организация работы спортивных секций в школе: программы,рекомендации» Волгоград: Учител...

Презентация"Кружок волейбол"

Занятия в кружке по волейболу во внеурочное время служат важным дополнением к урокам физической культуры....

кружок ВОЛЕЙБОЛ 2019 - 2020 с ктп

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.Волейбол - один из наиболее  массовых и любимых видов спорта у нас в стране.  Занятия волейболом улучшают работу сердечно - сосудистой ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (спортивно-оздоровительной направленность) Кружок « Волейбол»

Пояснительная запискаДанная рабочая программа составлена на основе  методической литературы по  физической культуре. Программа рассчитана  на один  год  по  2часа в недел...

кружок "Волейбол"

Программа  расчитана на 34 часа ( 1 раз в неделю) для обучающихся 6 класса...