«Спорт как один из факторов формирования лидерских способностей подростков».
проект по физкультуре (11 класс)

Сулейманова Саида Анваровна

Подростковый возраст – период, когда происходит не только физический рост, но и социальное взросление. В основе социальной зрелости подростка лежит его способность самостоятельно определять свою судьбу,  то есть  выбирать место учебы, представлять характер профессии, свои увлечения и интересы. Когда личностное развитие становится доминирующим, особое значение приобретают  отношения в ученическом коллективе, отношения со сверстниками, лидерские качества личности. Подростки могут обособляться, делиться на группы по интересам, занимать лидерские позиции или быть последователем лидера. Безусловно, человеку с развитыми  коммуникативными навыками, способностью быстро адаптироваться к меняющимся условиям и жизненным ситуациям, гораздо легче реализоваться в  современном мире. К этим качествам можно добавить и лидерские способности.

Существенную роль в формировании лидерских качеств подростков играют физическая культура и спорт.

В этом возрасте довольно быстро усваиваются и совершенствуются сложные движения, особенно эффективно обучение и самообучение трудовым и спортивным движениям. В частности, подросток легко овладевает ездой на велосипеде, лыжах, коньках, быстро усваивает сложные прыжки, па танца, координацию движений при плавании, игре в волейбол и баскетбол. Следует учесть, что если в этом возрасте не будет обращено специальное внимание на развитие ловкости, пластичности и красоты движений, то в последующий период обычно труднее овладевать ими, а неловкость и угловатость движений, присущая подростку, может сохраниться на всю жизнь. Скованность движений, неуверенность в своем внешнем виде зачастую отрицательно влияет на  коммуникативные навыки, уверенность в своих силах и возможностях, у таких подростков чаще всего слабые лидерские способности.

В социально-психологическом понимании  лидерство связано  «с более или менее организованной группой людей, объединенных общей целью, ценностями, интересами и т. п.  В качестве организационного лидера признается член группы, который лучше других способен организовать ее на выполнение деятельности, объединить участников на основе общих для них интересов и поддерживать их приверженность общим ценностям. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Приложение 4

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 «СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 5»

Тема: «Спорт как один из факторов формирования лидерских способностей подростков».

C:\Users\Пользователь\Desktop\T20TWQXz4XXXXXXXXX_!!818439731.jpg


Автор:

Сулейманова Саида Анваровна

Учитель физической культуры

г. Новый Уренгой

2022г.


Содержание

Введение

Глава I. 2. Что такое лидерские качества, как они влияют на подростков  

Глава I. 2. Спорт, как один из факторов формирования лидерских способностей подростков

Глава II. Практическое исследование влияния спорта на развитие лидерских способностей подростков

Заключение

Список литературы

«Спорт как один из факторов формирования лидерских способностей подростков»  

Руководитель: Сулейманова Саида Анваровна, учитель физической культуры МБОУ «СШ №5», г. Новый Уренгой

Введение ключевые слова: лидер, лидерство, спорт, подростковый возраст, физическая подготовка, физическая культура, социализация личности.

Аннотация: Статья посвящена обоснованию роли спорта в формировании лидерских способностей подростков. Описаны особенности подросткового возраста, дана характеристика подростков, занимающихся спортом. Раскрыто понятие лидерства и его роль.  Полученные в исследовании данные подтвердили гипотезу о роли спорта в развитии лидерских качеств и способностей.

Подростковый возраст – период, когда происходит не только физический рост, но и социальное взросление. В основе социальной зрелости подростка лежит его способность самостоятельно определять свою судьбу, то есть выбирать место учебы, представлять характер профессии, свои увлечения и интересы. Когда личностное развитие становится доминирующим, особое значение приобретают отношения в ученическом коллективе, отношения со сверстниками, лидерские качества личности. Подростки могут обособляться, делиться на группы по интересам, занимать лидерские позиции или быть последователем лидера. Безусловно, человеку с развитыми коммуникативными навыками, способностью быстро адаптироваться к меняющимся условиям и жизненным ситуациям, гораздо легче реализоваться в современном мире. К этим качествам можно добавить и лидерские способности.

Существенную роль в формировании лидерских качеств подростков играют физическая культура и спорт.

В этом возрасте довольно быстро усваиваются и совершенствуются сложные движения, особенно эффективно обучение и самообучение трудовым и спортивным движениям. В частности, подросток легко овладевает ездой на велосипеде, лыжах, коньках, быстро усваивает сложные прыжки, па танца, координацию движений при плавании, игре в волейбол и баскетбол. Следует учесть, что если в этом возрасте не будет обращено специальное внимание на развитие ловкости, пластичности и красоты движений, то в последующий период обычно труднее овладевать ими, а неловкость и угловатость движений, присущая подростку, может сохраниться на всю жизнь. Скованность движений, неуверенность в своем внешнем виде зачастую отрицательно влияет на коммуникативные навыки, уверенность в своих силах и возможностях, у таких подростков чаще всего слабые лидерские способности.

В социально-психологическом понимании лидерство связано «с более или менее организованной группой людей, объединенных общей целью, ценностями, интересами и т. п.  В качестве организационного лидера признается член группы, который лучше других способен организовать ее на выполнение деятельности, объединить участников на основе общих для них интересов и поддерживать их приверженность общим ценностям. Он наделяется группой правом принятия групповых решений и организации совместной деятельности». [Ерастова, 2015]

Лидер  -  (от англ. Leader) – «ведущий», «главный оратор», «вождь» – член группы, который спонтанно выдвигается на роль неофициального руководителя в условиях определенной, достаточно значимой для группы ситуации. [Ерастова, 2015]

Нельзя не согласиться с мнением Э.Х. Рубаева о том, что «систематические занятия физкультурой и спортом позволяют человеку подготовиться к жизни, закаляют его тело и укрепляют здоровье, а также способствуют всестороннему гармоничному развитию, способствуют воспитанию необходимых черт личности, моральных и физических качеств, необходимых будущим специалистам». [Рубаев, 2017]

Цель исследования: выявить влияние лидерских качеств баскетболисток подросткового возраста на эффективность спортивных достижений.

В современном мире физкультура и спорт стали неотъемлемой частью общей культуры. В приоритете здоровый образ жизни, полезные привычки, боди-культура – забота о своем теле как снаружи, так и изнутри, то есть его физическое состояние, а также ценностные ориентации и социальные отношения. Спорт, как и любые формы двигательной активности, становятся нормой жизни, привычкой.  Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что физическая культура и спорт представляют собой сложное общественное явление, не ограниченное решением задач физического развития, а выполняющее и другие социальные функции общества в области морали, воспитания, этики. На современном этапе общество заинтересовано молодом поколении, выросшем физически развитым, здоровым, жизнерадостным, обладающем коммуникативными и адаптивными навыками. Спорт не только благотворно влияет на физическое состояние человека, но и на эмоциональное. На этот факт нельзя не обратить внимания, как минимум из-за того, что счастливым и здоровым человек может считаться только тогда, когда все составляющие его тела и души находятся в общей гармонии и благополучии.

Объектом исследования данной работы являются лидерские качества подростка.

 А.В. Щепотьев приводит примеры положительного влияния спорта на организм: занимаясь спортом, подросток:

– меньше болеет;

– становится более внимательным;

– становится более стрессоустойчивым;

– лучше понимает и контролирует своё тело;

– лучше владеет собственными эмоциями и т. д. [Щепотьев, 2018]

Регулярные физические нагрузки помогают циркуляции кислорода и крови в организме подростка. Даже самая обычная утренняя зарядка будет полезна, так как приведёт в тонус тело. Занятия спортом позволяют подростку стать более выносливым, а это важно при нынешнем ритме жизни. Спорт формирует характер подростка, меняя его в лучшую сторону. Благодаря тренировкам развивается воля, стремление к победе, выдержка, умение бороться до последнего, не бояться поражений (уметь проигрывать достойно). Сила воли, которая формируется в процессе спортивных занятий, способствует становлению подростка в сильную личность с лидерскими качествами, способную добиться  результатов.

Предмет исследования -  особенности влияния спорта на развитие лидерских качеств подростка. 

Таким образом, гипотеза нашего исследования такова: существуют значимые различия в выраженности лидерских качеств у подростков, которые занимались спортом и у подростков, которые не занимались спортом.  Конкретизация:

1. Подростки, которые занимаются или занимались спортом, имеют более    сильную выраженность лидерских способностей, чем подростки, которые не занимались спортом.

2.Подростки, которые не занимались спортом, имеют более слабую выраженность лидерских способностей, чем подростки, которые занимались спортом и у подростков.

       Цель и гипотеза нашего исследования определила круг теоретических и эмпирических задач: 

  • анализ литературы на тему лидерских качеств человека и на тему влияния спорта на формирование личности подростка;
  • планирования исследования;
  • проведение выбранной методики;
  • обработка и анализ полученных результатов при помощи методов математической статистики;
  • оформление выводов и составление рекомендаций.

Глава I. 2. Что такое лидерские качества, как они влияют на подростков   Подростковый возраст – важнейший период в жизни человека. Это период, когда в человеке закладываются уважение к себе, самооценка, способы взаимоотношений с окружающими людьми, манера взаимодействия с людьми того же и противоположного пола. От того, к чему будет подготовлен человек в подростковом возрасте, зависят его самореализация, его карьера, то, кем он станет в жизни, чего добьется и будет ли он в конечном итоге счастлив.

В современном мире гораздо проще само реализоваться человеку, обладающему такими качествами как, коммуникативные навыки, умение гармонично вливаться в коллектив и взаимодействовать в среде сверстников, способности быстро Занятия спортом в группе или команде окрашены дополнительными  межсубъектными отношениями со своими психологическими особенностями, в которых  лидерские качества часто связаны с соперничеством и соревнованием.  В любом случае, спорт  тесно связан с понятием лидерства, поэтому в своем исследовании мы предположили, что занятия спортом являются одним из факторов формирования лидерских качеств подростков.

На этот вопрос нельзя ответить однозначно. Можно сказать, что феномен лидерства есть результат внутригруппового развития, все члены группы в той или иной степени участники этого процесса, а лидер - это член группы с наибольшим статусом, который наиболее последовательно придерживается норм и ценностей группы. Так же  лидер - это тот, кто в определенной ситуации берет на себя большую ответственность за выполнение групповых задач, чем все остальные, а лидерство – это не только умение вести за собой других, но и умение управлять собственной жизнью.

Итак, можно прийти к выводу, что лидерство - один из способов дифференциации группы в результате деятельности, общения и взаимодействия ее членов. А лидер - это член группы, который спонтанно выдвигается на роль неофициального руководителя в условиях определенной, специфической, как правило, достаточно значимой ситуации, чтобы обеспечить организацию совместной коллективной деятельности людей для наиболее быстрого и успешного достижения общей цели.

Также в организациях различают «формальное» и «неформальное» лидерство. «Формальное» лидерство связано с установленными правилами назначения руководителя и подразумевает функциональное отношение. «Неформальное» лидерство возникает на основе личных взаимоотношений участников. Поэтому у подростков официальный лидер, занимающий руководящие должности, не всегда бывает самым авторитетным человеком в коллективе. Иногда его выдвигают не столько сами подростки, сколько взрослые. Поэтому вполне может произойти такое, что возникнет конфликт между формальным и неформальным лидером.

На протяжении многих лет учёные пытались выделить основные особенности лидера. Способность человека быть лидером во многом зависит от развитости его организаторских и коммуникативных качеств. Какими характерологическими чертами личности должен обладать настоящий лидер?

  • Волевой, способен преодолевать препятствия на пути к цели.
  • Настойчив, умеет разумно рисковать.
  • Инициативен и предпочитает работать без мелочной опеки. Независим.
  • Психически устойчив и не дает увлечь себя нереальными предложениями.
  • Хорошо приспосабливается к новым условиям и требованиям.
  • Самокритичен, трезво оценивает не только свои успехи, но и неудачи.
  • Требователен к себе и другим, умеет спросить отчет за порученную работу.
  • Критичен, способен видеть в заманчивых предложениях слабые стороны.
  • Надежен, держит слово, на него можно положиться.
  • Вынослив, может работать даже в условиях перегрузок.
  • Восприимчив к новому, склонен решать нетрадиционные задачи оригинальными методами.
  • Стрессоустойчив, не теряет самообладания и работоспособности в экстремальных ситуациях.
  • Оптимистичен, относится к трудностям как к неизбежным и преодолимым помехам.
  • Решителен, способен самостоятельно и своевременно принимать решения, в критических ситуациях брать ответственность на себя.
  • Способен менять стиль поведения в зависимости от условий, может и потребовать и подбодрить.

Выделяются также такие черты характера и привычки, которые мешают и подростку, и взрослому человеку быть лидером. Ниже следует перечень этих качеств:

  •       Низкая самооценка и отсутствие уважения к себе
  • Чрезмерная склонность к обману, отговоркам, оправдания
  • Недостаточное использование своего воображения
  • Пренебрежение по отношению к своему творческому потенциалу
  • Потребность быть всегда правым
  • Слабые коммуникативные способности: неумение слушать и говорить
  • Недостаток обязательности
  • Боязнь риска и др.

    Широко распространено мнение о том, что не всех людей природа наделила лидерскими качествами. Но многие исследования доказывают, что эти качества можно приобрести. В настоящее время выделяется множество факторов, которые могут влиять на формирование и развитие лидерских качеств и способностей подростков. Одним из таких факторов является спорт.

Глава I. 2. Спорт как один из факторов развития лидерских способностей подростков

В настоящее время многие учреждения дополнительного образования (спортивные школы, кружки, секции и так далее) ставят перед собой среди множества разных целей и цель содействия повышению роли физической культуры и спорта в гармоничном и всестороннем развитии личности, путем привлечения детей и подростков к систематичным занятиям спортом. И это происходит неслучайно.

Физическая культура и спорт выступают как мощное средство социального становления личности подростков, активного совершенствования индивидуальных, личностных качеств, а также двигательной сферы. Таким образом, физическая культура и спорт выступают важнейшим условием, а физическое воспитание - важнейшим средством разностороннего развития личности. Установка на разностороннее развитие личности предполагает овладение подростками, с одной стороны, основами физической культуры, слагаемыми, которой являются: крепкое здоровье, хорошее физическое развитие, знания и навыки в области физической культуры, а с другой - формирование интеллектуальной, волевой и эмоциональной сфер подростка, его эстетических представлений и потребностей.    

Так же положительное влияние занятий спортом на развитие личности проявляется в приобретении волевых черт характера, и состоит в том, что эти занятия связаны с необходимостью проявления волевых усилий. В процессе учебно-тренировочных занятий наиболее радикальное средство формирования волевых черт характера старших подростков - нагрузка. Это необходимость овладевать сложной техникой спортивных упражнений, проявлять волевые усилия, преодолевать усталость, сохранять самообладание и работоспособность в неблагоприятных условиях внешней среды, регулировать эмоциональное состояние, сохранять и соблюдать установленный режим дня. Все эти трудности в наибольшей мере проявляются во время спортивных соревнований, которые и служат одним из основных средств формирования волевых качеств спортсмена.

Волевые качества подростков на учебно-тренировочных занятиях, как и во всех других случаях жизни, выступают в виде взаимно противоположных положительных и отрицательных проявлений: смелости и боязливости, уверенности и сомнения, выдержки и торопливости и т.п. Учитывая индивидуальные особенности подростков, необходимо создавать условия, в которых проявляются и закрепляются сильные стороны характера. При этом необходимо принимать во внимание другие, тесно связанные с волевыми качествами, качества личности: увлеченность и стремление к поставленной цели: непосредственной, близкой, далекой.

Достижение поставленных целей, даже сознание приближения к ним, - главный фактор, дающий человеку удовлетворение свой деятельностью. В ходе учебно-тренировочного процесса подростков этот эффект достигается вследствие осознания прогресса в освоении техники спортивных упражнений, в развитии двигательных и психических качеств, победы на соревнованиях и др. На учебно-тренировочных занятиях школьник как бы познает себя с новых, ранее неведомых ему сторон, утверждает себя в своем сознании. Активная двигательная деятельность регулирует процессы возбуждения и торможения центральной нервной системы. Учебно-тренировочные занятия, участие в спортивных соревнованиях, предъявляющих достаточно высокие требования к организму, могут снизить, а порой и вовсе нейтрализовать ранее возникшие негативные эмоциональные переживания.

В силу самой сущности физической культуры и спорта проявление в них негативных черт характера (трусости, безволия, грубости и т.д.) воспринимается как некрасивое, отрицательное в поведении и, наоборот, смелость, решительность, мужество - как пример для подражания.

Также важное место в формировании личности подростка в процессе учебно-тренировочных занятий занимает и эстетическое воспитание

  В формировании личности подростков, занимающихся спортом, следует указать на решающее значение личности преподавателя, направленности его действий. Морально-этические положения, которыми руководствуются старшие подростки, имеют прямую взаимосвязь с общественной сферой, в которой юный спортсмен живет, трудится, учится, и интеллектуальной атмосферой в ней.

Также глубокое влияние на процесс формирования личности подростков оказывает коллектив, в котором подросток тренируется.    

Анализ состояния проблемы по литературным источникам свидетельствует о наличии определенного педагогического опыта использования возможностей физической подготовки и спорта в решении тех или иных воспитательных задач. Именно поэтому, в данном, исследование мы, ставим перед собой цель,  экспериментально исследовать влияние спорта на формирование лидерских способностей подростков.

Глава II. Практическое исследование влияния спорта на развитие лидерских качеств подростков

Исследовательская часть данной работы включает в себя следующие этапы:

  • Формирование выборки испытуемых
  • Составление двух групп, уравновешенных по числу участников
  • Выбор методики для определения выраженности лидерских качеств
  • Проведение исследования с помощью выбранной методики
  • Обработка и анализ полученных результатов

Испытуемыми выступили учащиеся старших классов нашей школы. Всего 20 человек, в возрасте от 11 до 13 лет. Все испытуемые были распределены в две  группы:

Группа I: подростки, которые занимались или занимаются спортом.

Группа II: подростки, которые не занимались и не занимаются спортом.

Для  проведения исследования использовался тест «Диагностика лидерских способностей» Е. Жарикова и  Е. Крушельницкого. [Жариков и др., 2002] Представленный тест позволяет оценить способность человека быть лидером. Респондентам предлагалось 50 высказываний, на которые требовалось дать ответ «да» или «нет». Среднего значения в ответах не предусмотрено. Подсчет результатов осуществлялся с помощью ключа, приложенного к тесту.

Для проведения исследования была сделана выборка среди старшеклассниц: 20 девочек-подростков старших классов и 20 девочек-подростков, занимающихся баскетболом в школе на протяжении двух лет. В течение недели провели опрос, собрали и обработали результаты.

Мы предположили, что лидерские качества будут наиболее выражены у девочек, занимающихся баскетболом, так как занятия спортом связаны с достижением результатов и целей, упорством и настойчивостью, дисциплиной и регулярностью, желанием добиться успеха.

Полученные результаты мы обобщили и выявили (рис.1), что из 20 опрошенных девочек-подростков, не занимающихся спортом, у 8 человек (40%) лидерские качества выражены слабо, у 10 человек (50%) выражены средне и у 2 человек (10%) – сильно.

Рис. 1.  Уровень развития лидерских качеств у девочек-подростков, не занимающихся спортом, %

Подростков с выраженным диктатом не зафиксировано.

Подростки со слабо выраженными лидерскими качествами  (40% опрошенных) чувствуют себя некомфортно в новой обстановке, ограничивают своё общение, предпочитают уединенное времяпрепровождение и не стремятся к новым знакомствам, испытывают трудности в социализации и адаптации в обществе, проявляют стеснительность и зажатость при выступлении перед публикой, тяжело воспринимают любое проявление критики. Проявление инициативы в любых делах крайне занижено, предпочитают избегать принятия самостоятельных решений. Неконтактность и изолированность в обществе ограничивают их дальнейшую деятельность.

Половина опрошенных (50%) имеют средне выраженные лидерские качества. Для данных подростков характерно проявление общительности и способностей к организаторской деятельности. Они обладают в основном средними показателями коммуникации и стремятся к контактам с другими людьми, расширяют круг своих знакомых, занимаются планированием своей деятельности. Однако «потенциал» этих склонностей не отличается высокой устойчивостью. Данная группа подростков нуждается в постоянной воспитательной работе по формированию личностных качеств.

Сильно выраженные лидерские качества имеют всего 10%  опрошенных. Они способны быстро адаптироваться в новой обстановке и налаживать контакты с окружающими людьми, стабильно расширяют круг своих знакомых и стремятся к межличностному общению. Высокий уровень лидерских качеств позволяет им свободно выступать перед аудиторией и отстаивать свою точку зрения. Активно проявляют себя в общественной деятельности. Все это они совершают не по указанию других, а сообразно внутренним устремлениям.

Также были опрошены 20 девочек-подростков, занимающихся в секции баскетбола. Все респонденты занимаются баскетболом не менее двух лет, играют в команде, участвуют в соревнованиях, сдают нормы ГТО.

Полученные в результате тестирования результаты показали, что  слабо выраженными лидерскими качествами среди спортсменов обладает  1 человек (5%),  средне выраженными лидерскими  качествами - 9 человек (45%), сильно выраженные лидерские качества имеют 8 человек (40%), а также выявлены 2 спортсменки, склонные к диктату, что составляет 10% от общего количества опрошенных.  Важно отметить, что респондент, который имеет слабо выраженные лидерские качества – девочка, которая чаще всего играет роль запасной в команде. А те два человека, которые по результатам теста получили  по 41 баллу, что  соответствует  качествам лидера, склонного к диктату, являются действительно лидерами команды, соперничающими в своих результатах и достижениях.

На рис.2 детально изображено соотношение количества подростков-спортсменов и уровень выраженности лидерских качеств.

Рис. 2.  Уровень развития лидерских качеств у девочек-подростков,  занимающихся баскетболом, %

Таким образом, из полученных результатов видно (рис.3), что среди баскетболисток только 5% со слабым уровнем развития лидерских качеств против 40% у не занимающихся спортом, в то время как со средним уровнем практические одинаковое количество: 50% и 45%. Существенно отличается и количество подростков с сильными лидерскими качествами: среди спортсменок их 40% и  10% у не занимающихся спортом.

Рис. 3.  Сравнительные данные уровня развития лидерских качеств, %

Из полученных результатов видно, что практически половина  опрошенных  подростков-баскетболисток  и не занимающиеся спортом имеют средний уровень развития лидерских качеств. Но в оставшейся половине среди не занимающихся спортом преобладают подростки со слабым уровнем развития лидерских качеств (40%), а среди спортсменок – 40% с сильными лидерскими качествами. В качестве рекомендации опрошенным подросткам, не занимающимся спортом, было предложено попробовать заняться двигательной активностью, выбрать себе спортивные секции по интересам.

Конечно, все не могут лидерами, но развивать коммуникативные навыки, уверенность в себе очень важно. Е. Жариков и Е. Крушельницкий  (приложение) [Жариков, 2002] выделяют признаки, которыми обладает настоящий лидер, и эти признаки точно не помешают в жизни ни подростку, ни взрослому человеку:  

волевой, способен преодолевать препятствия на пути к цели;

настойчив, умеет разумно рисковать;

терпелив, готов долго и хорошо выполнять однообразную, неинтересную работу;

инициативен и предпочитает работать без мелочной опеки, независим;

психически устойчив и не дает увлечь себя нереальными предложениями;

хорошо приспосабливается к новым условиям и требованиям;

самокритичен, трезво оценивает не только свои успехи, но и неудачи;

требователен к себе и другим, умеет спросить отчет за порученную работу;

критичен, способен видеть в заманчивых предложениях слабые стороны;

надежен, держит слово, на него можно положиться;

вынослив, может работать даже в условиях перегрузок;

восприимчив к новому, склонен решать нетрадиционные задачи оригинальными методами;

стресс устойчив, не теряет самообладания и работоспособности в экстремальных ситуациях;

оптимистичен, относится к трудностям как к неизбежным и преодолимым помехам;

решителен, способен самостоятельно и своевременно принимать решения, в критических ситуациях брать ответственность на себя;

способен менять стиль поведения в зависимости от условий, может и потребовать и подбодрить.

Таким образом, наша гипотеза о том, что спорт является одним из факторов развития лидерских качеств и способностей, подтвердилась в нашем исследовании.

Заключение

В результате проделанной работы мы получили возможность изучить взаимосвязь занятий спортом и выраженности лидерских способностей в личности подростков. По итогам данного исследования можно сделать следующие выводы:

  1.  Гипотеза, сформулированная в начале работы,  о значимых различиях в уровне развития лидерских способностей у подростков, которые занимались спортом и у подростков, которые не занимались спортом, была полностью подтверждена.
  2.  С помощью средств математической статистики было выявлено, что уровень выраженности лидерских способностей значительно выше у подростков, которые занимались спортом, чем у подростков, которые не занимались спортом.
  3.  По итогам исследования можно сделать вывод о том, что занятия спортом действительно могут выступать важным условием формирования лидерских способностей у подростков.

На наш взгляд, одним из возможных путей усовершенствования данного исследования могло бы стать его проведение с привлечением большего количества испытуемых, что позволило бы дать более значимые и надежные результаты.

Проведенное нами исследование может стать достойной основой для дальнейшего, более глубокого изучения данной проблемы. Мы будем трудиться над нашей работой и в дальнейшем, потому что, на наш взгляд, существует реальная потребность в изучении факторов и способов формирования и развития лидерских качеств личности.

Список литературы

Ерастова, А. В. Лидерство: учебное пособие / А. В. Ерастова, О. В. Черкасова; Мордов. гос. ун-т. – Саранск, 2015. – Режим доступа: ЛИДЕРСТВО Ерастова, Черкасова.pdf (mrsu.ru)

Жариков, Е. Тест «Диагностика лидерских способностей» / Е. жариков, Е. Крушельницкий // Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. – М, 2002. - C.316-320. 

Рубаев, Э.Х. Спорт как один из факторов формирования лидерских способностей подростков / Э.Х. Рубаев // Территория науки. – 2017. - № 1. – С.53-60.

Щепотьев, А. В. Спорт как инструмент развития личности подростка / А. В. Щепотьев, Е. Д. Лукьянова // Школьная педагогика. - 2018. - № 3 (13). - С. 11-15. - Режим доступа: https://moluch.ru/th/2/archive/104/3645/ (дата обращения: 07.12.2021).

ДИАГНОСТИКА ЛИДЕРСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ (ЖАРИКОВ Е., КРУШЕЛЬНИЦКИЙ Е.)

ИНСТРУКЦИЯ: Вам предлагается 50 высказываний, на которые требуется дать ответ «Да» или «Нет». Среднего значения в ответах не предусмотрено. Долго не задумывайтесь над высказываниями. Если сомневаетесь, все-таки сделайте отметку на «+» или «-« («а» или «б») в пользу того альтернативного ответа, к которому Вы больше всего склоняетесь.

Тест-опросник

Часто ли Вы бываете в центре внимания окружающих?

А) да        Б)        нет

Считаете ли вы, что многие из окружающих вас людей занимают более высокое положение по службе, чем вы?

А) да        Б)        нет

Находясь на собрании людей, равных вам по служебному положению, испытываете ли вы желание не высказывать своего мнения, даже когда это необходимо?

А) да        Б) нет

Когда вы были ребенком, нравилось ли вам быть лидером среди сверстников?

А) да        Б) нет

Испытываете ли вы удовольствие, когда вам удается убедить кого-то в чем-

то?


А) да        Б)        нет

Случается ли, что вас называют нерешительным человеком?

А) да        Б)        нет

Согласны ли вы с утверждением: «Все самое полезное в мире есть

результат деятельности небольшого числа выдающихся людей»?

А) да        Б)        нет

Испытываете ли вы настоятельную необходимость в советчике, который мог бы направить вашу профессиональную активность?

А) да        Б)        нет

Теряли ли вы иногда хладнокровие в разговоре с людьми?

А) да        Б)        нет

Доставляет ли вам удовольствие видеть, что окружающие побаиваются

вас?

А) да        Б)        нет

Стараетесь ли вы занимать за столом ( на собрании, в компании и т.п.) такое место, которое позволяло бы вам быть в центре внимания и контролировать ситуацию?

А) да        Б) нет

Считаете ли вы, что производите на людей внушительное (импозантное) впечатление?

А) да        Б) нет

Считаете ли вы себя мечтателем? А) да        Б)        нет

Теряетесь ли вы, если люди, окружающие вас выражают несогласие с вами?

А) да        Б)        нет

Случалось        ли        вам        по        личной        инициативе        заниматься        организацией трудовых, спортивных и других команд и коллективов?

А) да        Б)        нет

Если то, что вы наметили, не дало ожидаемых результатов, то вы:

А) будете рады, если ответственность за это дело возложат на кого-нибудь другого

Какое из двух мнений вам ближе?

А)                настоящий руководитель должен сам делать то дело, которым он руководит        и                лично участвовать в нем

С кем вы предпочитаете работать?


Б) возьмете на себя ответственность и сами доведете дело до конца

Б)        настоящий руководитель должен только уметь руководить другими и не обязательно делать дело сам

А) с покорными людьми        Б)        с        независимыми        и

самостоятельными людьми Стараетесь ли вы избегать острых дискуссий?

А) да        Б)        нет

Когда вы были ребенком, часто ли вы сталкивались с властностью вашего отца?

А) да        Б)        нет

Умеете ли вы в дискуссии на профессиональную тему привлечь на свою сторону тех, кто раньше был с вами не согласен?

А) да        Б)        нет

Представьте себе такую сцену: во время прогулки с друзьями по лесу вы потеряли дорогу. Приближается вечер и нужно принимать решение. Как вы поступите?

А)        дадите принять решение наиболее компетентному из вас


Б)        просто        не будете                ничего делать, рассчитывая                на других

Есть такая пословица: «Лучше быть первым в деревне, чем последним в городе». Справедлива ли она?

А) да        Б)        нет

Считаете ли вы себя человеком, оказывающим влияние на других?

А) да        Б)        нет

Может ли неудача в проявлении инициативы заставить вас больше никогда этого не делать?

А) да        Б)        нет

Кто, с вашей точки зрения, истинный лидер?

А)        самый компетентный человек


Б)        тот,        у

кого        самый сильный характер

Всегда ли вы стараетесь понять и по достоинству оценить людей?

А) да        Б)        нет

Уважаете ли вы дисциплину?

А) да        Б)        нет

Какой из следующих двух руководителей для вас предпочтительнее?

А)        тот,        который        все решает сам


Б) тот, который всегда советуется и прислушивается к мнениям других

Какой из следующих стиле руководства, по вашему мнению, наилучший для работы учреждения того типа, в котором вы работаете?

А) коллегиальный        Б) авторитарный

Часто ли у вас создается впечатление, что другие злоупотребляют вами?

А) да        Б)        нет

Какой из следующих «портретов» больше напоминает вас?

А) человек с громким голосом,        выразительными жестами, за словом в карман не полезет


Б)        человек        со спокойным, тихим голосом, сдержанный, задумчивый

Как вы поведете себя на собрании и совещании. Если считаете свое мнение единственно правильным, но остальные с вами не согласны?

А) промолчите                Б) будете отстаивать свое мнение

Подчиняете ли вы свои интересы и поведение других людей делу, которым занимаетесь?

А) да        Б)        нет

Возникает ли у вас чувство тревоги, если на вас возложена ответственность за какое-либо важное дело?

А) да        Б)        нет

Что бы вы предпочли?

под


А) работать


Б)        работать самостоятельно.        Без

руководством хорошего человека


руководителей

Как вы относитесь к утверждению: «Для того, чтобы семейная жизнь была хорошей, необходимо, чтобы решение в семье принимал один из супругов?

А) согласен                Б)        не согласен

Случалось ли вам покупать что-либо под влиянием мнения других людей, а не исходя из собственной потребности?

А) да        Б)        нет

Считаете ли вы свои организаторские способности хорошими?

А) да        Б)        нет

Как вы ведете себя, столкнувшись с трудностями?

А) опускаете руки


Б) появляется сильное желание их преодолеть

Делаете ли вы упреки людям, если они этого заслуживают?

А) да        Б)        нет

Считаете ли вы, что ваша нервная система способна выдержать жизненные нагрузки?

А) да        Б)        нет

Как вы поступите, если вам предложат реорганизовать ваше учреждение или организацию?

А)        введу нужные изменения немедленно


Б)     не     буду

торопиться                и сначала        все тщательно обдумаю

Сумете        ли        вы        прервать        слишком        болтливого        собеседника,        если        это необходимо?

А) да        Б)        нет

Согласны ли вы с утверждением: «Для того, чтобы быть счастливым, надо жить незаметно»?

А) да        Б)        нет

Считаете        ли        вы,        что        каждый        человек        должен        сделать        что-либо выдающееся?

А) да        Б)        нет

Кем бы вы предпочли стать?

А)

художником, поэтом, композитором, ученым


Б)

выдающимся руководителем, политическим деятелем

Какую музыку вам приятнее слушать?

А)        могучую

и


Б)        тихую        и лирическую

торжественную

Испытываете ли вы волнение, ожидая встречи с важными и известными людьми?

А) да        Б)        нет

Часто ли вы встречали людей с более сильной волей, чем ваша?

А) да        Б)        нет

Оценка результатов тестирования

Сумма баллов за ваши ответы подсчитывается с помощью ключа к опроснику.

Ключ к опроснику.

1а, 2а, 3б, 4а, 5а, 6б, 7а, 8б, 9б,10а, 11а, 12а, 13б, 14б, 15а, 16б, 17а, 18б, 19б,

20а, 21а, 22а, 23а, 24а, 25б, 26а, 27б, 28а, 29б, 30б, 31а, 32а, 33б, 34а, 35б, 36б,

37а, 38б, 39а, 40б, 41а, 42а, 43а, 44а, 45б, 46а, 47б, 48а, 49б, 50б.

За каждый ответ, совпадающий с ключевым, испытуемый получает один балла, в другом – 0 баллов.

Оценка лидерства.

Если        сумма        баллов        оказалась        менее        25        баллов,        то        качества        лидера выражены слабо.

Если сумма баллов в пределах от 26 до 35, то качества лидера выражены средне.

Если сумма баллов оказалась от 36 до 40, то лидерские качества выражены сильно.

Если сумма баллов более 40, то данный человек, как лидер, склонен  к диктату.

Интерпретация.

Способность человека быть лидером во многом зависит от развитости организаторских и коммуникативных качеств. Какими характерологическими чертами личности должен обладать настоящий лидер? Такими признаками, как отмечают Е.Жариков и Е.Крушельницкий, могут служить следующие проявления:

Волевой, способен преодолевать препятствия на пути к цели;

Настойчив, умеет разумно рисковать. Терпелив, готов долго и хорошо выполнять однообразную. Неинтересную работу;

Инициативен и предпочитает работать без мелочной опеки.

Независим; Психически устойчив и не дает увлечь себя нереальными предложениями; Хорошо приспосабливается к новым условиям и требованиям; Самокритичен, трезво оценивает не только свои успехи, но и неудачи; Требователен к себе и другим, умеет спросить отчет за порученную работу; Критичен, способен видеть в заманчивых предложениях слабые стороны; Надежен, держит слово, на нег можно положиться;

Вынослив, может работать даже в условиях перегрузок;

Восприимчивк        новому,        склонен        решать        нетрадиционные  задачи оригинальными методами;

Стрессоустойчив, не        теряет        самообладания        и        работоспособности

в экстремальных ситуациях;

Оптимистичен, относится к трудностям как к неизбежным и преодолимым помехам;

Решителен, способен самостоятельно и своевременно принимать решения, в критических ситуациях брать ответственность на себя;

Способен менять стиль поведения в зависимости от условий, может и потребовать и подбодрить.

Представленная методика позволяет оценить способность человека быть лидером.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческий отчет "Применение ИКТ как один из путей формирования творческих способностей и использования здоровьесберегающих технологий на уроках истории и обществознания"

В докладе сделан акцент на применение ИКТ - технологий при разработке проектной деятельности на уроке истории и обществознанию....

«Исследовательская деятельность, как один из факторов формирования познавательных ценностей современного школьника»

В моей практике организация учебно- исследовательской деятельности является неотъемлемой частью работы образовательного процесса лицея, что формирует систему предметных навыков, способствует развитию ...

Создание благоприятных условий для межэтнического общения на уроках английского языка как один из факторов формирования толерантности

В современной социокультурной ситуации школа  должна стать местом, где создаются благоприятные условия для межэтнического общения, где всем учащимся прививается уважение к своей культуре и культу...

«Взаимодействие ОДОД с учреждениями спорта, как один из факторов в создании ситуации успеха для ребёнка»

Данная статья о том, что в каждом ребенке, не важно из какой он социальной среды, можно раскрыть возможность реализовать себя....

Использование ИКТ как один из факторов формирования информационно – коммуникационной образовательной среды на уроках географии

Возникшая потребность большинства членов современного  общества интенсивно познавать и реализовывать возможности информационных и коммуникационных технологий для повышения своего общекультурного ...

«Критериальный подход как один из факторов формирования положительной мотивации обучающихся»

В статье рассматриваются вопросы : достоинства и недостатки пятибалльной системы оценивания; виды критериального оценивания, его плюсы и минусы; представлены критерии оценивания для развития монологич...