Афинское и спартанское воспитание: сравнительный анализ систем
статья по физкультуре

Орлова Анастасия Дмитриевна

Афинская система воспитания предполагала формирование гармоничной личности, которая заботилась о своем образовании, развитии интеллекта и культуры тела. Вся система была пронизана принципом конкуренции. Дети демонстрируют свои лучшие качества в конкурсе музыки, красноречия, песен и т.д. Молодое поколение Афин получило образование в семье. Затем 7-летний мальчик был предоставлен в распоряжение учителя (буквальный перевод: гид). Он был рабом, часто не самого высокого качества. После семилетнего возраста мальчики, находясь на свободе, имеют возможность учиться в частных и государственных учебных заведениях. Начальное образование было представлено музыкой и тренажерным залом школы, они были лишены этого, поэтому они осуществляют свою деятельность на платной основе. Контингент Musik – школа для детей младшего возраста 7-16 лет, тренажерный зал, который также носит название палестра, - 12-16 лет. Музыкальная школа отличалась тем, что в ней в основном давалось литературное и музыкальное образование. Также даны основы предложения (4 основных арифметических действия). Палестра была направлена на развитие культуры тела, поэтому ее занятия состояли из упражнений с копьями, бега, фехтования, борьбы и т.д. Эта подготовка была необходима будущему воину (или, как его называют в Афинах, гоплиту). Для тех, кто заканчивает свое образование в обеих школах, была дана еще одна ступень: гимназия. Они делают акцент на развитии и укреплении организма.

Слава воинов Древней Спарты жива и по сей день. В истории известно, что этот маленький человек покорял другие великие ветви семьи и держал их в подчинении силой оружия. Это военное ремесло этих людей было доведено до совершенства и было основным занятием сильного пола.Необходимо было сделать из мальчиков их детства непобедимого воина, для этого была разработана специальная методика спартанского воспитания. На взгляд современного человека, его приемы могут показаться слишком суровыми, но в это время давно стала чрезвычайно эффективной техника. Строгие законы воинской дисциплины охватывают всю жизнь мальчишек с мальчишками, делая их непобедимыми воинами.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Афинское и спартанское воспитание: сравнительный анализ систем

Афинская система воспитания

Афинская система воспитания предполагала формирование гармоничной личности, которая заботилась о своем образовании, развитии интеллекта и культуры тела. Вся система была пронизана принципом конкуренции. Дети демонстрируют свои лучшие качества в конкурсе музыки, красноречия, песен и т.д. Молодое поколение Афин получило образование в семье. Затем 7-летний мальчик был предоставлен в распоряжение учителя (буквальный перевод: гид). Он был рабом, часто не самого высокого качества. После семилетнего возраста мальчики, находясь на свободе, имеют возможность учиться в частных и государственных учебных заведениях. Начальное образование было представлено музыкой и тренажерным залом школы, они были лишены этого, поэтому они осуществляют свою деятельность на платной основе. Контингент Musik – школа для детей младшего возраста 7-16 лет, тренажерный зал, который также носит название палестра, - 12-16 лет. Музыкальная школа отличалась тем, что в ней в основном давалось литературное и музыкальное образование. Также даны основы предложения (4 основных арифметических действия). Палестра была направлена на развитие культуры тела, поэтому ее занятия состояли из упражнений с копьями, бега, фехтования, борьбы и т.д. Эта подготовка была необходима будущему воину (или, как его называют в Афинах, гоплиту). Для тех, кто заканчивает свое образование в обеих школах, была дана еще одна ступень: гимназия. Они делают акцент на развитии и укреплении организма. Мальчики в возрасте 16-18 лет учатся в гимназии. Заключительным этапом (18-20 лет) становится пребывание в Эфебии. Так назывались государственные учреждения, где фигуру преподавали военному делу. Это включало в себя верховую езду, стрельбу из лука и так далее. Женское образование в Древней Греции было в основном домашним. Девочки изучают основы пения, математики, чтения и письма. Вести жизнь затворника, редко бывать на публичных мероприятиях. Религиозные церемонии были исключением. Дом стал уделом гречанки на всю жизнь [4].

Основным принципом воспитания будущих афинских граждан была гармония между физическим и духовным развитием.

До 7 лет мальчики воспитывались в семье. Затем их отправили в гимназию, где они изучают основы грамотности, математику. Чуть позже, в то же время, что и в первый раз, отправляйтесь в кифаристскую школу музыки, пения и декламации.

С 12 лет воспитание подростков продолжается в школе Палестра, где физическому воспитанию ребенка уделялось больше внимания, чем на более низком уровне образования, а также проводились беседы на темы политики и морали. 

С 16 лет молодые люди перешли на средний уровень. Гимназия, которая была государственным учебным заведением, предоставляла знания по философии, литературе, политике и продолжала физическое развитие молодого человека [8, с. 72].

Самым высоким уровнем образования и воспитания в древнегреческом обществе была Эфебия, где, помимо прочего, изучалось право и военное дело. По окончании полного курса этого обучения молодой человек считался полноправным гражданином [15, с. 299].

Физическая работа была немыслима для состоятельных граждан, поэтому физическое развитие проводилось в тренажерном зале, на первом этапе преподавалось в палестре, а не в педотрибе. Они включали бег, борьбу, прыжки, метание копья и диска. По мере взросления студентов нагрузки и сложность упражнений возрастают. Чтобы укрепить дух соперничества с раннего возраста, мальчики играли во все известные там игры. С 18 лет спортивные упражнения постепенно вытесняются военными. Последний год обучения посвящен службе на границе афинского государства [13, с. 114].

Женское воспитание полностью осуществлялось в доме, из женщин в древнегреческом обществе занимались только домашними делами. Лишь немногие были знакомы с основами грамотности.

Древнегреческая культура во многом является базовой основой для последующей западноевропейской. Афинская система образования доказала свою жизнеспособность тем фактом, что государство долгое время оставалось непобедимым, благодаря хорошо обученным солдатам и образованным политикам [4].

 Спартанская система воспитания

Слава воинов Древней Спарты жива и по сей день. В истории известно, что этот маленький человек покорял другие великие ветви семьи и держал их в подчинении силой оружия. Это военное ремесло этих людей было доведено до совершенства и было основным занятием сильного пола [14].

Необходимо было сделать из мальчиков их детства непобедимого воина, для этого была разработана специальная методика спартанского воспитания. На взгляд современного человека, его приемы могут показаться слишком суровыми, но в это время давно стала чрезвычайно эффективной техника. Строгие законы воинской дисциплины охватывают всю жизнь мальчишек с мальчишками, делая их непобедимыми воинами.

Каждого новорожденного ребенка в Древней Спарте нужно было показывать совету старейшин племени. Они осмотрели ребенка, чтобы определить повреждения. Считается, что больные дети были лишены жизни в детстве, хотя никаких доказательств этого факта не найдено (рис. 1). Возможно, истинный смысл этой легенды заключается в том, что слаборазвитые дети были просто лишены возможности войти в привилегированный класс [5].

istorija_spartanskoj_sistemy_vospitanija

Рисунок 1 - Отбор младенцев в Спарте

Военное образование для мальчика началось в возрасте 7 лет. Как только ребенку исполнилось 7 лет, его забрали из семьи, где ее несли впереди. Теперь полицейское государство и он сам несли ответственность за его дальнейшее обучение. Спартанское воспитание проходило в три последовательных этапа, пока мальчик вырастал в зрелого мужчину [5]:

7-15 лет;

15-20 лет;

20-30 лет.

После первого этапа обучения пятнадцатилетним юношей пришли эйрены, молодые воины. Испытания второго этапа закончились началом настоящей войны и выдачей полного комплекта оружия, молодой человек приступил к эфебии, службе в армии. И только в течение третьего периода, когда молодые люди уже приняли участие в боевой кампании, появились закаленные бойцы, которые приобрели статус полноправных военных представителей сообщества.

Хотя физическое развитие спартанцев было на первом месте, их обучали не только оружию и боевым искусствам. На первом этапе детей учили письму и чтению, а на втором этапе - музыке и песням. Особое внимание было уделено тому факту, что дети умели выражать свои мысли очень кратко и точно, проводя при этом много времени в полной тишине. Эта техника учила воинов терпению и эффективному взаимодействию в бою [9, с. 172].

Воспитание детей всегда было трудной задачей для родителей. Очень важно соблюдать баланс, они не переусердствуют, ведь психика ребенка может быть такой хрупкой и уязвимой. Даже если родители решили попробовать спартанскую систему воспитания, ее следует внедрять постепенно. Также было бы полезно изучить все плюсы и минусы этой методики [1]:

  • дети становятся закаленными и выносливыми, способными переносить боль и сдерживать слезы;
  • студенты развивают самостоятельность;
  • постоянные тренировки для привития дисциплины;
  • физические упражнения для укрепления здоровья;
  • испытания, лишения и ограничения, чтобы научить детей ответственности.

Конечно, есть много преимуществ, но есть и недостатки, которые могут привести к негативным последствиям. Особенно, если родители слишком суровы к детям, они отказывают ему во всем и не способствуют его успеху. Из нежелательных проявлений жестких методов воспитания детей, особенно подростков, может не быть [14]:

  • слишком много агрессии;
  • потеря взаимопонимания между поколениями;
  • антисоциальное поведение;
  • изоляция, проблемы в общении со сверстниками;
  • неспособность самостоятельно принимать решения;
  • бессознательные рефлексы в виде заикания или энуреза.

Другими словами, техника, предназначенная для того, чтобы сделать ребенка сильным, будет иметь противоположный эффект, если ее использовать неправильно. Подросток может либо стать слишком жестоким по отношению к другим людям, в том числе и к родителям, неосознанно желая отомстить за оскорбленное детство, либо произойдет полное подавление его личности. Он не сможет жить самостоятельно, как полноценный человек, будет нерешительным и безынициативным. Комплекс, приобретенный в детстве, будет нелегко разрушить в будущем.

На первом месте спартанского воспитания стояло развитие физического тела. Несмотря на это, внимание также уделялось грамотности в начальной школе, но спартанцы считали более важным научить подрастающее поколение выживать в любых условиях, переносить лишения, холод, боль. Тело спартанского воина, закаленное многими годами, должно быть хорошо развитым и сильным [2].

Все началось с того, что каждый отец должен отдать своего новорожденного ребенка старшим на рассмотрение. Совет определит дальнейшую судьбу малыша: быть полноправным гражданином и принадлежать к военному сословию или стать одним из рабов. И этого, и других детей в возрасте до семи лет они должны были привезти в свои собственные семьи, после чего их забирали из.

Сравнительный анализ систем афинского и спартанского воспитания

Греки придавали большое значение хорошим манерам, так как от этого зависит судьба государства. Недостатки в физическом воспитании могли привести к поражению в войне, а ошибки в нравственном воспитании могли привести к конфликту между старшим и младшим поколениями и внутренней дестабилизации общества. В Древней Греции сформировались две системы образования: афинская и спартанская. В Афинах отношение к детям было мягче. С детства они воспитывались в Хенекее своей матерью и медсестрой. Наказания детей разрешались, но так, чтобы не задевать их самолюбие. Игры сделаны из дерева, терракоты, металла, слоновой кости. Различные игры: игра в жмурки, качели, игры с мячом и т.д [11].

Дети находились под присмотром кормящей матери на срок до трех лет. Девочки оставались в гинекее, пока им не исполнилось пятнадцать. Под присмотром матери, чтобы скрыть чтение, изучали письмо, музыку, рукоделие, ткачество. Они могли выходить на улицу только в сопровождении старших. Мальчики находились в гинекее до тех пор, пока им не исполнилось 7 лет, затем они находились под опекой своего отца. Он попал в руки учителя, в обязанности которого входило сопровождать своих детей в школу, на публичную церемонию, которая заключалась в том, чтобы контролировать его поведение на улице, прививая основные правила этикета, основным методом воспитания была летучая мышь. Учителя плохо говорили по-гречески, злоупотребляли вином и избивали учеников, все это вызывало протесты со стороны философа [14].

Мальчики обучались в частных школах. В Афинах обучение ведется в три этапа - в школах грамматики, музыки и гимнастики. Словесные занятия освоили под руководством грамматика, который обучал чтению, давал уроки грамотности, преподавал арифметику и греческую литературу. На уроках, последними из которых были полицейские, которые были на учениках, писавших в этом стиле. Овладев первыми навыками правописания, студенты перешли к письму тростниковым пером и чернилами на папирусе. В Музианской школе дети перешли к изучению греческой литературы, основной акцент был сделан на изучении Гомера, стихотворений. Кроме того, музыка преподавалась в музыкальной школе, уроки давали кифаристы. Под звуки лиры или кифары ученики пели хором или сольно песни и гимны в честь богов. С четырнадцати лет мальчики начали серьезно заниматься в тренажерном зале, тренировками руководили педотряды. Программа включала основные виды греческой легкой атлетики - борьбу, бег, прыжки в длину, метание копья и диска. В дополнение к этим соревнованиям мальчики учились плаванию, верховой езде и кулачному бою. К восемнадцати годам образование считалось законченным. Молодой человек должен был уметь читать, писать, петь, танцевать, играть на гитаре, ездить верхом, бороться, бегать, прыгать, зная стихи Гомера, они смогут вести себя в обществе. С восемнадцати лет юноша два года жил в Эфебах, здесь их обучали военному делу. Эфебов возглавлял стратег. Ими непосредственно руководили софронисты. В свободное время эфеби изучали философию и искусство красноречия. В программу курса также входят поэзия и музыка, эфебам приходилось участвовать в религиозных торжествах. После первого года службы для эфебов был организован страновой обзор. Они были щитом, копьем в руках государства и приносили клятву верности афинскому государству. Затем они были расквартированы в крепостях и гарнизонах. Через некоторое время эфебия перестала быть обязательной для молодежи. В эпоху эллинизма он уже действовал как элитное учебное заведение, занимавшееся воспитанием сыновей состоятельных людей [3].

Спартанская система образования отличалась от афинского более значительного вмешательства государства в воспитание подрастающего поколения. Уникальность заключалась в преобладании физического аспекта над интеллектуальным и этическим. До семилетнего возраста ребенок находился под присмотром женщин. С самого начала он был знаком с перепадами температур, умывался холодной водой, легко одевался даже в холодный период. По прибытии в семилетнем возрасте ребенка забрали из семьи и включили в специальный отряд - ila. Мальчик занимался играми и физическими упражнениями, за свои проступки они были наказаны магистрофесом, который был вооружен розгами. Программа занятий соответствовала возрасту и обычно включала бег, прыжки, борьбу, обсуждение и отправку стрел. Боевые очки были исключены. Мальчиков также учили обращаться с оружием, читать и писать. От них требовалось знать традиции Спарты, несколько военных и религиозных песен, а также уметь танцевать. Особое внимание было уделено выносливости. С двенадцати лет они ходили полуголые и полуголодные, которые носили одно и то же платье, рассчитанное на год, лежа на земле, без одеяла. еда была простой и достаточно редкой, чтобы мальчики ее украли. За умные полеты они получили похвалу от людей. Эти люди считают, что вор был наказан. В качестве испытания мальчиков каждый год пороли перед алтарем Артемиды Ортии. Молодых людей избивали до крови, но они не имели права спорить и молить о пощаде. Те, кто хорошо перенес это испытание, были провозглашены «победителями алтаря» [18, с. 521].

Были случаи, когда несчастные жертвы умирали. Молодым людям было дано задание прятаться в течение года, самостоятельно добывая пропитание. Молодые люди принимали участие в кипритиях - нападении на раба. Если молодой человек успешно проходил это испытание, ему разрешалось участвовать в занятиях. С восемнадцати лет юноши служили в Эфебии. Когда им исполнилось двадцать, они стали иренами и вступили в гражданское ополчение. Только в возрасте тридцати лет они перешли в разряд стариков и основали собственную ферму. Воспитание девочки мало чем отличалось от воспитания мальчиков. Вместе с ними занимались физическими упражнениями, они учились пению и танцам. Целью образования было подготовить физически здоровую мать, способную родить крепких детей [5].

 Отличительные особенности афинского и спартанского воспитания

Образовательный процесс в Спарте должен был начинаться с самого рождения ребенка и не зависел от воли отца. Когда ребенку исполнилось семь лет, он вместе с остальными детьми поступил в специальный отряд – «агела», где дети жили и питались вместе. Учиться читать и писать, но по необходимости, остальные вырвались и преследовали единственную цель: безусловное послушание, выносливость и науку побеждать. Воспитание девочек Спарты мало чем отличалось от воспитания мальчиков. С возрастом воспитание юных спартанцев стало более серьезным: их подстригали, учили ходить босиком и играть вместе. Старики ходили туда собирать дрова, подростки - овощи. Все, что было сделано, было украдено. Любого, кого ловили, безжалостно били кнутом, как плохого, оставляли воровать. Перед самым концом обучения юным спартанцам предстояло пройти еще одно испытание - это была так называемая «криптия» [2].

Образование и воспитание в Афинах. В конце 5 века до нашей эры в Афинах не было ни одного свободного человека, который не умел бы писать с его помощью. Афиняне считали необходимым дать ребенку интеллектуальное, музыкальное и физическое воспитание. Афиняне полностью раскрыли все свои человеческие возможности. Благородное соревнование было главной движущей силой в воспитании молодежи. В соответствии с работой по воспитанию, у мальчиков в древних Афинах должно было быть три учителя: грамматик, кифарист и педотриб. Грамматик - это учитель грамоты, который учит детей читать и писать. Игре на лире или кифаре обучал кифарист, пели песни и гимны - соло или хором. Под руководством профессора гимнастики Петотрибы дети соревнуются в беге, прыжках и метании копий. Девочек, как и мальчиков, учили с семи лет. Маленькая девочка занимается гимнастикой наравне с мальчиками. Они разучивают песни и танцы [3].

Таблица 1.  – Сравнение воспитания в Спарте и Афинах

Спарта

Афины

Идеал воспитания

Физически развитый, сильный духом человек, разбирающийся в военном деле

Всесторонне развитый, прекрасный в физическом, нравственном, умственном и эстетическом отношении человек

Воспитательные приоритеты

Нравственное и физическое воспитание

Сочетание физического, нравственного, умственного воспитания

Цели воспитания

Полное подчинение личности интересам социальной группы

Формирование «совокупности добродетелей»

Отличительные черты

Авторитарный характер воспитания 

Жесткая государственная регламентация воспитания

Гипертрофированная военная подготовка

Скудный объем общеобразовательных знаний

Принцип состязательности в сфере воспитания

Применение телесных наказаний

Демократический характер воспитания 

Наличие как государственных, так и частных школ   

Упор на физическое и литературно-музыкальное образование

Физическое воспитание как развитие культуры тела

Наличие школ повышенного типа, где давался значительный объем знаний

ЛИТЕРАТУРА

  1. Андреев Ю.В. Спарта как тип полиса // Античная Греция Т.1 М., 1983. - 421 с.
  2. Аристотель, Политика // Хрестоматия по истории древней Греции/ Под.ред. Д.П. Каллистова. М., 1964.
  3. Афинская и спартанская системы воспитания [Электронный ресурс] Режим доступа: https://studwood.ru/978800/istoriya/afinskaya_spartanskaya_sistemy_vospitaniya (Дата обращения: 14.01.2022).
  4. АФИНСКОЕ ВОСПИТАНИЕ [Электронный ресурс] Режим доступа: http://pedagogic.ru/pedenc/item/f00/s00/e0000148/index.shtml (Дата обращения: 14.01.2022).
  5. Воспитание детей в древней Спарте [Электронный ресурс] Режим доступа: https://history-doc.ru/zarubezhnaya-istoriya/vospitanie-detej-v-drevnej-sparte/ (Дата обращения: 14.01.2022).
  6. Джуринский, А. Н.  История педагогики и образования в 2 ч. Часть 1. С древнейших времен до XIX века: учебник для вузов / А. Н. Джуринский. — 3-е изд., испр. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2022. — 398 с.
  7. Журавский Г.Е. Очерки по истории Античной педагогики / Государственное педагогическое издательство наркомпроса РСФСР. Москва, 1940. - 463 с.
  8. История афинской демократии: В. П. Бузескул; Вступ. ст. Э. Д. Фролова. - Санкт-Петербург: Гуманитарная Академия, 2003. - 479 с.
  9. История Древнего мира: учебник и практикум для вузов / под общей редакцией Т. В. Кудрявцевой. — Москва: Издательство Юрайт, 2022. — 437 с.
  10. Латышина, Д. И.  История педагогики и образования: учебник для вузов / Д. И. Латышина. — Москва: Издательство Юрайт, 2022. — 314 с.
  11. Лукиан, Анахарсис, или об упражнении тела, Собр.соч. изд. Асаdemia, 1935.
  12. Никишин, В. О.  История Древнего мира. Древняя Греция: учебник для вузов / В. О. Никишин. — Москва: Издательство Юрайт, 2022. — 329 с.
  13. Педагогика в 2 т. Том 2. Теория и методика воспитания: учебник и практикум для вузов / М. И. Рожков, Л. В. Байбородова, О. С. Гребенюк, Т. Б. Гребенюк ; под редакцией М. И. Рожкова. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 252 с.
  14. Педагогические идеи античных философов [Электронный ресурс] Режим доступа: https://studwood.ru/1982681/pedagogika/pedagogicheskie_idei_antichnyh_filosofov (Дата обращения: 14.01.2022).
  15. Платон. Законы, Послезаконие, Письма / Санкт-Петербург: Наука, 2014.- 519 с.
  16. Плутарх. Сравнительные жизнеописания. В 2 т. Т. 1 / Изд. подгот. С.С. Аверинцев, М.Л. Гаспаров, С.П. Маркиш; Отв. ред. С.С. Аверинцев; Ред. изд-ва H.A. Алпатова; Худож. С.Б. Генкина. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Наука, 1994. — 702 с.
  17. Рожков, М. И.  Теория и методика воспитания : учебник и практикум для вузов / М. И. Рожков, Л. В. Байбородова. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 330 с.
  18. Сергеев В.С. История Древней Греции. Под общ. ред. проф. Э.Д. Фролова. - Изд. испр. И доп. - Спб.: Издательство «Полигон», 2002. – 702 с.
  19. Сергеев, В. С.  История Древней Греции: учебник для вузов / В. С. Сергеев. — Москва: Издательство Юрайт, 2022. — 391 с.
  20. Старикова, Л. Д.  История педагогики и философия образования: учебник и практикум для вузов / Л. Д. Старикова. — 3-е изд., испр. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2022. — 435 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сравнительный анализ учебников по истории

Сравнительный анализ освещения истории СССР/ России второй половины ХХ – начала XXI века в школьных учебниках истории СССР в период «перестройки».     Можно говорить о недоста...

Разработки уроков по сравнительному анализу стихотворений русских поэтов..

Разработки уроков по сравнительному анализу лирических произведений направлены на приобщение учащихся среднего звена к постижению основ поэзии, изучению  литературоведческих терминов и анализа ст...

Статья «Сравнительная характеристика систем образования в Англии и России».

Между британской и российской системами образования существуют различия. В данной работе представлена попытка проанализировать эти  различия , даётся характеристика основных форм  школьного ...

Презентация «Сравнительная характеристика систем образования в Англии и России».

Между британской и российской системами образования существуют различия. В данной работе представлена попытка проанализировать эти  различия , даётся характеристика основных форм  школьного ...

Сравнительный анализ целей воспитания в российской довузовской военной школе в процессе исторического развития

Проблема формулирования цели воспитания, являющаяся ровесницей педагогической науки, в настоящее время приобретает особую значимость для организации процесса воспитания в условиях совершенствования до...

Логико-математический анализ темы «Комбинаторика». Сравнительный анализ содержания и логики изложения материала в учебниках А. Г. Мордковича и Ю. Н. Макарычева

В данной статье реализован сравнительный анализ содержания и логики изложения материала раздела математики "Комбинаторика" в действующих учебниках А. Г. Макарычева и Ю. Н. Мордковича. В стат...