Рабочая программа секции "Волейбол"
рабочая программа по физкультуре (9 класс)

Родионова Екатерина Александровна

Физическое воспитание является неотъемлемой частью воспитания подрастающего поколения. Цель его – воспитание всесторонне развитых, здоровых и активных граждан правового государства.

Среди различных средств физического воспитания определенное место занимает волейбол. Волейбол – одна из самых популярных спортивных игр, получившая широкое распространение в большинстве стран мира.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_voleybolu_na_2018-19_ugod.docx49.1 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Основная общеобразовательная школа села Березовка

Петровского района Саратовской области»

«Рассмотрено и согласовано »

Руководитель МО_______Ненаживина О.И.

Протокол № 1  от

« 30 » августа 2019г.

«Утверждаю»

                  Директор МБОУ ООШ с. Березовка

_____________Викулова Ю.А..

Приказ № 194-ОД от « 01 » сентября  2019г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

секции

«ВОЛЕЙБОЛ»

Класс: 5-9

Срок реализации: 1 год

Рабочую программу составила: Родионова Е.А.

с. Березовка

2019

Пояснительная записка

Физическое воспитание является неотъемлемой частью воспитания подрастающего поколения. Цель его – воспитание всесторонне развитых, здоровых и активных граждан правового государства.

Среди различных средств физического воспитания определенное место занимает волейбол. Волейбол – одна из самых популярных спортивных игр, получившая широкое распространение в большинстве стран мира.

Каждый вид спорта имеет свои присущие ему особенности, которые при правильной организации учебно-тренировочного процесса помогают решать основные задачи, стоящие перед системой физического воспитания.  Волейбол, как и другие виды спортивных игр, используется для физического развития занимающихся, воспитания у них моральных и волевых качеств.

Волейбол имеет следующие характерные особенности:

Коллективность действий. Волейбол – командная спортивная игра, в которой каждый игрок согласовывает свои действия с действиями партнеров. Различные функции, налагаемые игрой на каждого члена команды, обязывают волейболистов постоянно взаимодействовать друг с другом для достижения общей цели. Эта черта имеет важное значение для воспитания дружбы и товарищества, навыков коллективных действий, привычки подчинять свои действия интересам коллектива. Девиз игры - «один за всех и все за одного».

Соревновательный характер игровой деятельности. Процесс игры представляет собой соревнование между игроками двух команд. Стремление превзойти противников в быстроте действий, ловкости, изобретательности, в меткости бросков в корзину и в других разнообразных действиях, направленных на достижение победы, приучает занимающихся мобилизовать свои возможности, действовать с максимальным напряжением сил, преодолевать трудности, возникающие в ходе спортивной борьбы. Это особенность игры способствует воспитанию у игроков настойчивости, решительности, целеустремленности.

Комплексный и разносторонний характер воздействия на функции организма и на проявление двигательных качеств. Волейбол вовлекает в активную работу все основные группы мышц и внутренние органы. Разнообразное чередование движений и действий, часто изменяющаяся по интенсивности и продолжительности двигательная деятельность оказывают общее комплексное воздействие на организм занимающихся. Занятия волейболом способствуют развитию и совершенствованию  основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, ловкости и гибкости), формированию различных двигательных навыков и укреплению внутренних органов.

Непрерывность и внезапность изменения условий игры. Действия игроков протекают в постоянно изменяющихся условиях. Игровая обстановка меняется очень быстро. Каждый матч создает все новые и новые игровые ситуации. Все это приучает игроков постоянно следить за процессом игры, мгновенно оценивать обстановку, действовать инициативно, находчиво и быстро.

Большая самостоятельность действий. Изменчивость условий осуществления игровых действий требует проявления высокой самостоятельности участников игры. Каждый играющий должен на протяжении всей игры не только самостоятельно определять, какие действия ему необходимо выполнять, но и самостоятельно решать, когда и каким способом действовать с учетом изменяющейся игровой обстановки. Это имеет большое значение для воспитания творческой инициативности  у занимающихся.

Высокая эмоциональность игровой деятельности. Соревновательный характер игры, самостоятельность действий, непрерывное изменение обстановки, удача или неуспех вызывают проявление у игроков разнообразных чувств и переживаний, влияющих на их деятельность. Высокий эмоциональный подъем способствует поддержанию постоянной активности и интереса к игре. Эти особенности игры создают условия для воспитания у занимающихся умении сдерживать внешнее проявление эмоций, не терять контроль за своими действиями, в случае успеха не ослаблять борьбы, а при неудаче не падать духом.

Трудность регулирования физической нагрузки. Увлекательный характер игры, высокие эмоциональные проявления, изменения обстановки, различные функции игроков и большая самостоятельность действий не позволяют точно дозировать и регулировать физическую нагрузку играющих. Это относится как к регулированию нагрузки на отдельные органы, так и к регулированию общей нагрузки особенно затрудняется возможность индивидуализации нагрузки. Уменьшение или увеличение физической нагрузки в игре осуществляется изменением общей продолжительности игры или заменой волейболистов в ходе игры.

Как одно из средств физического воспитания волейбол находит широкое применение в различных звеньях физкультурного движения.

Регулярно проводятся различные соревнования по волейболу, которые носят массовый характер.

Эмоциональность игры и ее высокий зрелищный эффект привлекают к соревнованиям большое количество зрителей и соревнования по волейболу служат действенным средствам агитации и пропаганды здорового образа жизни Волейбол используется как средство активного отдыха и как вспомогательное средство при занятиях другими видами спорта.

Перечисленные особенности волейбола позволяют решать в объединении следующие задачи:

  1. Укрепление здоровья, содействие правильному физическому развитию и разносторонней физической подготовленности.
  2. Привитие интереса к занятиям волейболом и здоровому образу жизни, отвлечение от дурных привычек.
  3. Воспитание активной жизненной позиции, чувства коллективизма, товарищества, взаимопомощи, морально-волевых качеств.
  4. Воспитание физических качеств: быстроты, ловкости, силы, гибкости, выносливости и др.
  5. Обучение основам техники волейбола.
  6. Начальное обучение тактическим действиям в нападении и защите.
  7. Обучение навыкам организации, проведения и судейства соревнований.
  8. Рекомендации родителям перспективных детей по направление их в ДЮСШ и СДЮСШОР для дальнейший занятий.

Программа секции по волейболу рассчитана на школьников 10-16 лет. Она предусматривает проведение теоретических и практических занятий, контрольных испытаний, участие в соревнованиях, организацию, проведение и судейство соревнований и органически связана с основной целью работы гимназии по формированию гармонически развитой личности и воспитанию гражданских и нравственных качеств, активной жизненной позиции.

Работа секции предусматривает гармоничному физическому развитию, всесторонней физической подготовке и укреплению здоровья учащихся, привитие потребности к систематическим занятиям физическими упражнениями.

Основной принцип учебно-тренировочной работы в группах секции – универсальность в постановке задач, выборе средств и методов по отношению ко всем занимающимся, соблюдение требований индивидуального подхода и глубокого изучения особенностей каждого занимающегося.

При разработке данной программы использовалась «Примерная программа для системы дополнительного образования детей, детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва» разработанная авторским коллективом кафедры теории и методики физического воспитания и спорта Московского государственного областного университета в составе: Ю.Д.Железняк, А.В,Чачин, Ю.П.Сыромятников, 2005. – 112с.

        Количество групп, недельная нагрузка и объем компонентов тренировки планируются в зависимости от количества и возраста детей, желающих заниматься в объединении, и могут быть изменены в течение учебного года. 

Предметными результатами освоения учащимися содержания программы по волейболу являются следующие умения:

— планировать занятия физическими упражнениями в режиме дня, организовывать отдых и досуг с использованием средств физической культуры;

 — излагать факты истории развития физической культуры, характеризовать ее роль и значение в жизнедеятельности человека, связь с трудовой и военной деятельностью;

— представлять физическую культуру как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека;

 — измерять (познавать) индивидуальные показатели физического развития (длину и массу тела), развития основных физических качеств;

 — оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при выполнении учебных заданий, доброжелательно и уважительно объяснять ошибки и способы их устранения;

 — организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементы соревнований, осуществлять их объективное судейство;

 — бережно обращаться с инвентарем и оборудованием, соблюдать требования техники безопасности к местам проведения;

 — организовывать и проводить занятия физической культурой с разной целевой направленностью, подбирать для них физические упражнения и выполнять их с заданной дозировкой нагрузки;

 — характеризовать физическую нагрузку по показателю частоты пульса, регулировать ее напряженность во время занятий по развитию физических качеств;

— взаимодействовать со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований;

 — в доступной форме объяснять правила (технику) выполнения двигательных действий, анализировать и находить ошибки, эффективно их исправлять;

 — подавать строевые команды, вести подсчет при выполнении общеразвивающих упражнений;

 — находить отличительные особенности в выполнении двигательного действия разными учениками, выделять отличительные признаки и элементы;

 — выполнять акробатические и гимнастические комбинации на высоком техническом уровне, характеризовать признаки техничного исполнения;

 — выполнять технические действия из базовых видов спорта, применять их в игровой и соревновательной деятельности;

 — выполнять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в различных изменяющихся, вариативных условиях.

Структура и содержание рабочей программы

 

Задача: всесторонняя  подготовка (физическая и техническая) обучающихся;  усвоение правил игры, владение основными техническими приемами, применение полученные знания в игре, формирование первичных навыков  судейства.

Первый этап.

Физическая подготовка:

Укрепление здоровья

Увеличение объема двигательных (физических качеств) навыков.

Укрепление систем организма, несущих основную нагрузку.

Развитие специальных качеств и способностей, обуславливающих успешность игровых навыков.

Развитие специальных качеств в структуре технических приемов, специальных координационных способностей.

Развитие основных двигательных качеств:

Развитие силы и скоростно-силовых качеств.

Развитие быстроты

Развитие выносливости общей и специальной.

Развитие ловкости.

Развитие гибкости.

Техническая подготовка (техника владения мячом):

Овладение структурными звеньями приема.

Сочетание звеньев приема.

Объединение звеньев в целостный акт, выполнения приема в упрощенных условиях.

Прочное овладение основой приема.

Усложнение условий приема, овладение его способами, деталями техники.

Обеспечение надежности приема в сложных условиях игры.

Формирование гибкого навыка, обеспечивающего эффективность приема в сложных условиях игры.

Второй этап.

Тактическая подготовка:

Сочетание специальных тактических качеств с техническими приемами.

Сочетание (чередование, переключение) технических приемов и их способов.

Изучение индивидуальных тактических действий в нападении и защите.

Изучение групповых тактических действий в нападении и защите.

Изучение командных тактических действий в нападении и защите.

Переключения и выполнения тактических действий индивидуальных, групповых, командных – отдельно в нападении, отдельно в защите, в защите и нападении.

Психологическая подготовка.

1. Воспитание волевых качеств специфическими средствами и методами (специальные задания в области психологии, убеждения, поощрения, наказания).

2. Воспитание волевых качеств в процессе физической, технической, тактической и интегральной подготовки (превышение заданий  по сравнению с предыдущими, действия в условиях более сложных, чем на соревнованиях и т.д.).

3. Средства идеологического воздействия (личный пример, лекции, диспуты и т.д.).

Теоретическая подготовка.

Система знаний в области ФК и спорта, тренировки волейболиста, самоконтроль.

Умение волейболистов самостоятельно применять приобретенные знания в процессе учебно-тренировочных занятий.

Решение тактических задач.

Интегральная подготовка.

Установление связи физической и технической подготовки, технической и тактической, теоретической и практической и др.

Изучение процесса игры посредством игр, подготовка к волейболу учебной двусторонней игры.

Применение изученных технических приемов и тактических действий в учебных играх в волейболе.

Система заданий по применению технических приемов и тактических действий в игре.

Система установок на игру (специальные задания) в контрольных играх и соревнованиях.

Контрольные испытания: товарищеские турниры, встречи.

Соревновательный  период

Задача: Достижение максимальных и стабильных результатов, сохранение высокого уровня спортивной формы. (Физическая подготовка. Технико-тактическая подготовка)

Психологическая подготовка:

Единение  физической, технической, тактической подготовки.

Формирование и проявление моральных качеств волейболистов.

Коллективный характер игры.

Состав команды.

Взаимоотношения.

Психологический настрой.

Выдержка и самообладание, целеустремленность и настойчивость, решительность и смелость.

Осознание игроками особенностей предстоящей игры.

Осознание конкретных условий (время, место, освещенность, температура).

Изучение сильных и слабых сторон противника и подготовка к встрече, а также собственных возможностей.

Твердая уверенность в своих силах и возможностях в выполнении поставленных задач.

Преодоление отрицательных эмоций, вызванных предстоящей игрой.

Учет индивидуальных особенностей.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа села Березовка Петровского района Саратовской области»

(МБОУ ООШ с.Березовка)

«Рассмотрено и согласовано »

Руководитель МО_______Ненаживина О.И.

Протокол № 1       от

« 30  » августа 2018г.

«Утверждаю»

                  Директор МБОУ ООШ с. Березовка

_____________Викулова Ю.А..

Приказ № 117-ОД от « 01 » сентября  2018г.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

секции «Волейбол»

Класс: 5-9 классы

Учитель: Родионова Е.А.

Учебный год   2018-2019 учебный год

2018 год

Календарно-тематическое планирование

Секции «Волейбол»

38 часов                                                                                          время проведения 16.15-17.30

№п/п

Тема урока

Кол-во

часов

Дата

по плану

по факту

1.Т.б на занятиях волейбола. 2.Сведения о волейболе, терминология. 3.Стойка игрока.

1

07.09

1.Физическая подготовка.

2.Стойка игрока  

3. Передвижения в стойке. 4.Подвижная игра «Мяч в воздухе».

1

14.09

1. Развитие быстроты передвижения, закрепление навыков. 3.Обучение верхней передаче мяча двумя руками. 2.Подвижная игра «Мяч в воздухе».

1

21.09

1.Обучение способам приемов мяча. 2.Совершенствование навыков. 3. Обучение верхней передаче после перемещений. 4.Подвижная игра «Передача по кругу».

1

28.09

1.Совершенствование навыков. 2. Обучение нижней прямой подачи 3.Двухсторонняя игра по упрощенным правилам.

1

05.10

1.Совершенствование навыков. 2. Обучение нижней прямой подачи 3.Двухсторонняя игра по упрощенным правилам.

1

12.10

1.Совершенствование навыков. 1. Обучение приему мяча с подачи. 2. Обучение верхней передаче. 3. Обучение нижней подаче. 4.Двухсторонняя игра по упрощенным правилам.

1

19.10

1.Ознакомление с основными правилами игры в волейбол. 2.Освоение технических приемов. 3.Эстафета у стены.

1

26.10

1.Обучение приему и передаче мяча сверху двумя руками. 2. Обучение приему мяча с подачи. 3.Сочетание приемов в передачах и ловле мяча. 4.Двухсторонняя игра по упрощенным правилам.

1

02.11

1.Совершенствование навыков приема и передачи мяча сверху двумя руками. 2.Совершенствование навыков нижней прямой подачи. 3.Подвижная игра «Мяч в воздухе».

1

09.11

Теоретическое занятие.

1. Краткий обзор развития волейбола. 2.История возникновения волейбола. 3.Освоение технических приемов.4.Судейство учениками.

1

16.11

1.Нижняя прямая и боковая подачи.

2.Развитие быстроты и прыгучести. 3.Совершенствование навыков приема и передачи мяча сверху двумя руками.

1

23.11

1.Совершенствование навыков приема и передачи мяча сверху двумя руками. 2. Совершенствование навыков нижней прямой подачи. 3.Ознакомление с прямым нападающим ударом.

1

30.11

1.Совершенствование навыков перемещения.

2.Совершенствование навыков приема и передачи мяча сверху двумя руками.

3. Совершенствование навыков нижней подачи и приема мяча с подачи.

1

07.12

1.Сочетание приемов подачи и передачи мяча. 2.Подвижная игра «Мяч в воздухе».3.Двухсторонняя игра по упрощенным правилам.

1

14.12

1.Совершенствование навыков приема и передачи мяча сверху двумя руками. 2.Тактика вторых передач.

3.Двухсторонняя игра по упрощенным правилам.

1

21.12

 1.Физическая подготовка.

2. Совершенствование навыков приема и передачи мяча сверху двумя руками.

3. Совершенствование навыков нижней прямой подачи мяча. 4.подвижная игра «Мяч в воздухе».

1

28.12

1. Физическая подготовка.

2. Ознакомление с техникой легкоатлетических упражнений. 3.Двухсторонняя игра по упрощенным правилам.

1

04.01

1. Совершенствование навыков приема и передачи мяча сверху двумя руками.

2. Закрепление прямого нападающего удара.

1

08.01

1.Прием и передача сверху. 2.Обучение приему мяча снизу двумя руками. 3.Совершенствование прямого нападающего удара.

1

18.01

1.Физическая подготовка. 2.Ознакомление с техникой легкоатлетических движений. 3.Двухсторонняя игра по упрощенным правилам.

1

25.01

1.Совершенствование навыка верхней передачи. 2.Прием мяча снизу двумя руками. 3.Прямой нападающий удар. 4.Двухсторонняя игра по упрощенным правилам.

1

01.02

1. Верхние передачи.

2. Прием мяча снизу двумя руками.

3. Прямой нападающий удар.

1

08.02

1. Обучение приему мяча снизу двумя руками.

2. Обучение прямому нападающему удару.

3. Обучение верхней прямой подаче.

1

15.02

1. Совершенствование навыков приема мяча сверху и снизу двумя руками. 2. Обучение верхней прямой подаче.

3. Обучение прямому нападающему удару.

1

22.02

1. Совершенствование навыков приема мяча сверху и снизу двумя руками и второй передачи. 2. Обучение верхней прямой подаче.

3. Обучение прямому нападающему удару.

4. Ознакомление с передачей мяча в прыжке.

1

01.03

 1. Физическая подготовка.

2. Совершенствование передачи мяча в прыжке

3.Двухсторонняя игра по упрощенным правилам.

1

15.03

1. Обучение верхней передаче мяча назад, за голову.

2. Совершенствование навыков верхней прямой подачи.

3. Совершенствование навыков прямого нападающего удара.

1

22.03

1. Обучение верхней передаче мяча назад, за голову. 2. Обучение приему мяча сверху двумя руками с последующим падением и перекатом в сторону на бедро и спину, 3. Совершенствование навыков прямого нападающего удара.

1

29.03

Теоретическое занятие 1. Физическая культура и спорт в России 2. Понятие о физической культуре и спорте. 3. Волейбол, как Олимпийский вид спорта. Достижения Российских спортсменов.

1

05.04

1. Обучение верхней передаче мяча назад. 2. Обучение приему мяча сверху с падением и перекатом на бедро и спину. 3. Совершенствование навыков приема мяча от верхней прямой подачи. 4. Совершенствование навыка прямого нападающего удара.

1

12.04

1. Совершенствование навыков приема и передачи мяча сверху и снизу двумя руками. 2. Обучение приему мяча сверху с последующим падением. 3. Совершенствование навыков верхней прямой подачи.

1

19.04

1. Совершенствование навыков приема мяча сверху и снизу двумя руками. 2. Обучение приему мяча сверху с падением и перекатом в сторону на бедро и спину. 3. Совершенствование навыка прямого нападающего удара.

 4. Изучение индивидуальных тактических действий в нападении

1

26.04

 1.Обучение защитным действиям.

2.Совершенствование навыков нижней и верхней прямой подачи.

3.Совершенствование навыков нападающего удара.

1

03.05

Обобщающее занятие:

1 . Совершенствование верхней и нижней передачи мяча. 2.  Учебная игра.

1

10.05

Обобщающее занятие:

1. Совершенствование приему мяча сверху с падением и перекатом в сторону на бедро и спину. 2. Совершенствование навыка прямого нападающего удара. 3. Учебная игра

1

17.05

Обобщающее занятие:

1. Совершенствование приему мяча сверху с падением и перекатом в сторону на бедро и спину.

2. Изучение индивидуальных тактических действий в нападении

3.Учебная игра.

1

24.05

Обобщающее занятие:

1. Совершенствование навыка прямого нападающего удара.

2. Изучение индивидуальных тактических действий в нападении

3.Учебная игра

1

31.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПМ 01, 02, 03, 04, 05 Рабочая программа по бух-учету, по налогам, для специальности 080110 и рабочие программы по налогам и бух-учету для специальности 080114 и программа экзаменов для ПМ 01 и 02

Рабочие программы:ПМ 01 -Документирование хозяйственных операций и ведение бухгвалтерского учета имущества организацииПМ 02-Ведение бухучета источников формирования имущества, выполнения работ по инве...

Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)

Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...