Статья: Круговой метод как организационно-методическая форма проведения занятий
статья по физкультуре (5 класс)

Осипова Анастасия Вячеславовна

Круговой метод – это организационно-методическая форма обучения, при которой упражнения выполняются обучающимися поочередно или в группах в определенных местах, в процессе движения по кругу или по закрытой линии.  

Круговое обучение является целостной относительно самостоятельной формой физического воспитания, при этом не ограничиваясь одним методом. Данная организационно-методическая форма включает в себя ряд частных методов строго регламентированных упражнений с избирательным и общим воздействием на организм участвующих.  

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл krugovoy_metod.docx23.39 КБ

Предварительный просмотр:

Круговой метод как организационно-методическая форма проведения занятий

 

Круговой метод – это организационно-методическая форма обучения, при которой упражнения выполняются обучающимися поочередно или в группах в определенных местах, в процессе движения по кругу или по закрытой линии.  

Круговое обучение является целостной относительно самостоятельной формой физического воспитания, при этом не ограничиваясь одним методом. Данная организационно-методическая форма включает в себя ряд частных методов строго регламентированных упражнений с избирательным и общим воздействием на организм участвующих.  

В последние годы эта методологическая форма комплексного использования физических упражнений была детально проработана специалистами из Германии (Шолих М.В., 1966). 

В основе традиционной круговой тренировки лежат 3 метода: 

1. Непрерывно-поточный. Его сущность заключается в том, что упражнения выполняются одно за другим, потоком, интервалы отдых при этом небольшие. Особенность данного метода проявляется в следующем. За счет повышения мощности работы, а также увеличения объема работы (количество упражнений в одном круге) постепенное идет увеличение нагрузки на организм обучающегося. При сокращении времени выполнения упражнения увеличиваются интервалы отдыха. Двигательные качества, развиваемые при применении данного метода, развиваются комплексно. 

2. Поточно-интервальный метод. Данный метод основан на выполнении упражнений с мощность 50% от максимальной с минимальным интервалом отдыха. При этом, за счет сокращения времени прохождения круга возрастает интенсивность. Данный тип режима способствует развитию как общей, так и специальной выносливости. 

3. Интенсивно-интервальный метод. Он применяется только тогда, когда уровень физической подготовленности обучающихся достаточно высок. Мощность работы достигает 75% от максимальной, продолжительность выполнения небольшая. Отдых между упражнениями достаточно большой, до полного восстановления. Данный метод развивает максимальную и «взрывную» силу (Романенко В.А., 1986). 

Основной задачей круговой тренировки является обеспечение высокой работоспособности организма. 

Характерные черты кругового метода как организационно-методической формы представлены ниже: 

  • Регулирование работы и отдыха на каждой станции; 
  • Индивидуализация тренировочной нагрузки; 
  • Систематическое и постоянное улучшение требований к обучению; 
  • Периодическая смена тренировочных упражнений на станциях; 
  • Использование хорошо изученных упражнений; 
  • Последовательное включение различных групп мышц в работу. 

Ю.Г. Травин, Б.Н. Кондратьев считают, что при соблюдении следующих правил, польза от применения кругового метода будет наибольшей: 

– доступность и индивидуализация; 

– систематичность; 

– всестороннее гармоничное развитие; 

– чередования нагрузки и отдыха; 

– дозирования нагрузки. 

Практическую деятельность человека невозможно представить без мышечных движений, ее нужно постоянно совершенствовать. Таким образом, воздействие физических упражнений проявляется в деятельности мышц, органов, суставов, внутренних органов и коры головного мозга. (Гуревич И.А., 1980). 

Наряду с этим, применение кругового метода позволяет решать следующие воспитательные задачи: 

1. Способствовать формированию чувства ответственности за порученную работу; 

2. Воспитывать честность и добросовестность; 

3. Воспитывать настойчивость и терпеливость. 

В основе комплекса упражнений на основе применения кругового метода лежит их последовательное выполнение по заранее оговоренной схеме смены станций. Каждой станции соответствует определенный вид двигательной деятельности, большинство из которых воздействуют на разные группы мышц. (Матвеев Л.П., 1977). Применение метода круговой тренировки на занятиях физической культурой в образовательном учреждении заслуживает особое внимание, ведь его использование на занятиях позволяет одновременно и при этом самостоятельно заниматься большому количеству обучающимся. 

Применяя данный метод на занятиях по физической культуре в школе, можно развивать несколько физических качеств совместно с решением воспитательных задач. От общей физической подготовленности зависит умение обучающегося достаточно продолжительное время поддерживать заданный уровень интенсивности выполнения комплекса упражнений, направленного на развитие выносливости. ЦНС приспосабливается к устойчивому повышению процессов возбуждения, деятельность систем кровообращения и дыхания становится более эффективной. Также обучающиеся проявляют волевые усилия для того, чтобы противостоять возникающей в процессе тренировки усталости (Юрьева М.Н., 2016).

От того, какие задачи урока были поставлены педагогом, зависит и время, предназначенное для применения кругового метода. Так, например, в школе оно составляет от 10 до 15 минут. В зависимости от количества станций и кругов, упражнения в круговой тренировке подбираются таким образом, чтобы они выполнялись по четкому плану. Они должны укладываться в то время, которое было запланировано для выполнения комплекса (Неустроев Д.Р., 2017). 

В зависимости от поставленных задач круговая тренировка может быть проведена в разных частях урока. Ее применение также будет зависеть от контингента обучающихся, года обучения, физической подготовки и уровня двигательных навыков каждого класса. Если круговая тренировка применяется в начале основной части урока, ее включение будет связано с подготовкой организма обучающихся к дальнейшей работе на уроке (Багина И.С., 2016). Такой комплекс состоит в основном из общеразвивающих упражнений и сводится к решению основных задач, поставленных педагогом. Применение круговой тренировки в начале основной части обусловлено также тем, что организм обучающегося в начале урока еще не устал. Поэтому выполнение комплекса упражнений будет максимально эффективным в данных условиях. 

При недостаточной моторной плотности в основной части урока, комплекс упражнений на основе применения метода круговой тренировки может выполняться в конце основной части урока. Такое происходит достаточно редко, но является одним из способов закрепить изученный материал и совершенствовать физические качества обучающихся. 

В основном, круговой метод используется для развития общей и специальной выносливости на уроках по физической культуре по программа таких видов спорта, как легкая атлетика, гимнастика, подвижные и спортивные игры. 

Большое внимание при выполнении обучающимися упражнений из комплекса круговой тренировки обращается на правильность их выполнения, а также на ошибки, которые могут возникать в процессе. При первичном ознакомлении с комплексом упражнений все переходы между станциями и начало упражнений выполняются только по команде учителя. 

На последующих уроках каждый обучающийся обязан заполнять дневник самоконтроля. На втором уроке каждому ученику необходимо определить, какое максимальное количество повторений конкретного упражнения он сможет сделать. Интервалы отдыха между станциями регламентируются учителем.

При правильном подборе упражнений и регламентации некоторых параметров нагрузки (время, интенсивность, количество кругов, характер отдыха) можно развить те физические качества, к которым предъявляет требования специфика некоторых видов спорта. 

При составлении комплекса упражнений на основе применения кругового метода необходимо уделить особое внимание тому факту, что обучающиеся среднего возраста, с одной стороны, легче адаптируются к нагрузкам на занятиях. С другой, им тяжелее справиться с выполнением упражнения, в котором требуется проявить выносливость или силу. Чередуя упражнения в круговой тренировке, которые развивают специальную выносливость с упражнениями на скорость, гибкость и координацию, повышение уровня выносливости будет происходить более эффективно. 

Различия в функциональных возможностях мальчиков и девочек очень сильно проявляются, начиная с среднего возраста. Это следует учитывать при составлении комплекса упражнений. Возможности девочек намного меньше, чем у мальчиков, поэтому для девочек следует снизить объем и интенсивность выполнения упражнений (Гуревич И.А., 1980) 

Анализируя научную литературу, можно выделить 3 вида круговой тренировки для всестороннего воспитания различных физических качеств, которые представлены ниже: 

1. Круговая тренировка по методу непрерывных упражнений. 

2. Круговая тренировка по методике интервальных упражнений с жесткими интервалами отдыха. 

3. Круговая тренировка по методике интервальных упражнений с обычными интервалами отдыха (Матвеев Л.П., 1977). 

Круговая тренировка по методу длительных непрерывных упражнений. Сущность данного метода сводится к тому, что упражнения выполняются практически без перерыва. Отдых происходит между сменой станций. Паузы отдыха достаточно короткие для того, чтобы нагрузка в данном методе воспринималась как непрерывная. В основном, такой метод воздействует на функциональные системы организма и способствует увеличению МПК, улучшению обменных процессов в мышечной ткани. (Шолих М., 1966) Как следствие, происходит увеличение общей выносливости.  

За счет регулирования объема работы и ее интенсивности можно влиять на нагрузку при выполнении комплекса упражнений. В этом методе чаще всего используются два способа увеличения объема. Увеличение объема работы достигается за счет увеличения общего времени прохождения круга. А вот увеличение интенсивности работы можно добиться только добавлением упражнений в комплекс круговой тренировки, не изменяя при этом дозировку нагрузки. В любом из этих случаев увеличивается время прохождения одного круга, за счет чего «достигается увеличение продолжительность нагрузки» (Воронцов Н. Д., 2017). Как следствие, можно наблюдать стойкие и выраженные адаптационные изменения в работоспособности организма обучающегося. При правильном соотношении продолжительности и интенсивности выполняемой работы организм обучающегося должен будет мобилизовать все свои волевые усилия, что будет положительно сказываться на адаптационных процессах в нем (Михайлова Н. А., 2016). 

Метод «целевого времени» представляет собой форму организации круговой тренировки, при котором на первом занятии обучающиеся знакомятся с упражнения, на втором – проводят тестирование с целью выявления максимальных показателей. После этого рассчитывается индивидуальная норма нагрузки (Костычаков В.Ф., 2014). 

На третьем уроке круг упражнений выполняется без учета общего времени для того, чтобы ощутить влияние нагрузки на организм. На четвертом уроке каждый из обучающихся проходит круг, выполняя упражнения соразмерно индивидуальным максимальным показателям. Время прохождения круга записывается в карточку достижений. Это время умножается на запланированное количество кругов, из общего времени вычитается 3-4 минуты. Получившаяся разница является целевым временем (Крюкова Г.В., 2016). 

Круговая тренировка по методике интервальных упражнений с жесткими интервалами отдыха. Применяя такой вид круговой тренировки, работу на каждой станции необходимо выполнять на фоне недовосстановления. 

Продолжительность и темп упражнения, вес, количество подходов к станции и пройденных кругов, продолжительность интервалов отдыха между подходами на станции, станции и круги, все это является основными параметрами дозирования нагрузки в данном методе. За счет изменения времени работы на станциях, количества станций в круге, количества кругов увеличивается объем работы, а при изменении темпа выполнения и величины нагрузки увеличивается интенсивность. Другими способами совмещения работы и отдыха между станциями можно также достигнуть требуемого уровня интенсивности. Их сущность заключается в том, что на станциях выполняется работа, не очень длительная по времени, но при этом достаточно интенсивную. Между станциями происходит недовосстановление работоспособности организма, то есть отдых происходит в короткие промежутки времени. По окончании работы на каждой станции ЧСС должно достигать 170-180 уд/мин. При этом необходимо установить такой интервал отдыха между станциями, после которого перед началом работы ЧСС будет составлять до 130-140 уд/мин.  

Сложные физиологических механизмы, которые способствуют комплексному повышению двигательных качеств, очень разнообразны. Обобщив их, можно отметить следующие особенности круговой тренировки по методу интервального движения с жесткими интервалами работы и отдыха. Увеличение систолического объема крови достигается только тогда, когда в работе на станциях соблюдается типичный для данного метода пульсовой режим. Соблюдение продолжительности интервалов отдыха также очень важно, поэтому их необходимо соблюдать для достижения их «эффективного» влияния на работоспособность обучающегося (Скобликова Т. В., 2016). 

Развитию силовой выносливости могут способствовать определенный режим работы в анаэробных условиях и комплексы упражнений, которые направлены конкретно на развитие данного вида выносливости. По мнению многих авторов, чтобы упражнения более эффективно влияли на развитие выносливости, в комплекс круговой тренировки необходимо включать упражнения с отягощением, а именно, упражнения с весом собственного тела. В большей степени это будет положительно сказываться при развитии выносливости тех обучающихся, которые имеют достаточно низкий уровень развития физической подготовленности (Панченко П. К., 2015). 

Также в комплексе упражнений на основе применения кругового метода можно применять упражнения с отягощениями. Это могут быть упражнения с гантелями, приседания с легкими весами, прыжки с тяжелыми поясами, откидывание назад с утяжеленными мячами в руках перед грудью и многие другие (Казарян О.Г., 2016). 

Круговая тренировка по методике интервальных упражнений с обычными интервалами отдыха. Для того, чтобы практически полностью восстановить работоспособность организма обучающегося, необходимо чередовать работу на станциях с промежутками отдыха. В научной литературе для обозначения такой работы используют термин «повторная». Продолжительность интервалов отдыха находится в пределах 1,5-5 минут. Это зависит от величины отягощений, темпа и продолжительности работы, количества мышечных групп, участвующих в ее выполнении. Интервалы отдыха являются тем фактором тренировочной нагрузки, чье влияние происходит в этом типе круговой тренировки достаточно постоянно. В данном типе круговой тренировки преимущество отдается упражнениям, направленным на развитие силовых и скоростно-силовых качеств. Для того, чтобы регулировать объем нагрузки, необходимо изменять количество повторений упражнений или время работы на каждой станции, а также количество станций или кругов (Максименко А.М., 2005).

По результатам исследования, проведенного Насыровой Т.Ш. (2016), об эффективности использования различных методов организации общефизической и специальной подготовки в контрольных и экспериментальных группах показало преимущество круговых тренировок. Результаты экспериментальной группы были в основном выше, нежели результаты контрольной группе (при р<0,05). По результаты эксперимента можно сделать вывод, что применение кругового метода на занятиях по физической культуре в школе будет способствовать успешному развитию разных видов выносливости, полному освоению требований программного материала и в целом положительно влияет на общее состояние обучающихся. Подводя итог, можно сказать, что применение метода круговой тренировки способствует увеличению моторной плотности урока. Занятия становятся более разнообразными и эмоциональными, что положительно сказывается на эмоциональном фоне обучающихся. Для них появляются возможности проявить свои индивидуальные особенности, что делает такие занятия более интересными.

В заключение, следует отметить, что метод круговой тренировки можно применять на начальных этапах подготовки, так как в результате комплексного развития двигательных способностей возникает положительный перенос двигательных навыков, что положительно сказывается на эффективности развития выносливости. 

В результате, проблема специальной физической подготовки решается при использовании различных методов круговой тренировки. Применяемый при этом комплекс упражнений способствует всестороннему гармоничному развитию, что требует от обучающегося проявление всех физических способностей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья по теме самообразования «Повышение уровня мотивации обучения через внедрения активных методов обучения и нестандартных форм проведения уроков математики и физики в 5-9 классах»

Я знаю и понимаю стратегию развития образования в России и принципы образовательной политики.Основным условием усиления политической и экономической роли России и повышения благосостояния её населения...

Характеристика круговой тренировки как организационно методическая форма развития физических качеств.

Теоретический материал :Характеристика круговой тренировки как организационно методическая форма развития физических качеств....

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по внедрению интерактивной формы проведения занятий, методическое обеспечение занятий в интерактивных формах

Интерактивные формы обучения используются преподавателем в объеме не меньшем, чем предусмотрено учебным планом, а также в соответствии с  программой учебной дисциплины. Преподаватель может и...

Статья "Игра, как одна из форм проведения занятий"

Игра, является популярной формой проведения занятий, к тому же очень привлекательной для учащихся. Почему? Причин много: избыток энергии, накапливающейся пос...

Статья "Интерактивные формы проведения занятий по подготовке к ГИА-9"

Введение в практику новой модели экзамена для выпускников основной школы продиктовано необходимостью совершенствования форм итогового контроля знаний с учетом дифференцированного подхода к оценке каче...

Содержание и организационно-методические аспекты обучения на занятиях по развитию речи школьников с нарушением слуха на этапе получения ими основного общего образования

В статье говорится о учебной дисциплине "Развитие речи", которая является структурным компонентом прелметной области "Филология" и занимает важноке место в образовательно-реабилита...

Статья «Круговой метод в развитии силы мышц у детей среднего школьного возраста»

laquo;Круговой метод в развитии силы мышц у детей среднего школьного возраста» Михайлова А. Г.Учитель физической культуры       ...