Рабочая программа по физической культуре 6 класс
рабочая программа по физкультуре (6 класс)

Котелевская  Наталья Владимировна

Рабочая программа по физической культуре 6 класс. 102 часа. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_tp_6_klass_2022-2023.docx66.11 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

лицей № 395 Красносельского района Санкт-Петербурга

ПРИНЯТО

Педагогическим советом

ГБОУ лицея № 395

Протокол от 23.06.2022 г. № 9-пс

УТВЕРЖДАЮ         

директор ГБОУ лицея № 395

приказ от 23.06.2022 г. № 20-од

СОГЛАСОВАНО

Руководитель МО

Протокол от 20.06.2022 г. № 7

Баранова О.А.

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УР

Мальцева Г.П.

23.06.2022 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного предмета «Физическая культура»

для «6» класса

на 2022 – 2023 учебный год

Ф.И.О. учителя-составителя: Баранова Оксана Александровна

Квалификационная категория: высшая

Ф.И.О. учителя-составителя: Котелевская Наталья Владимировна

Квалификационная категория: высшая

Количество часов по учебному плану: 102 часа (3часа в неделю)

Количество часов по факту на конец года: ____ часов

Выполнение программы _________________________________________

                (указать, дата, подпись)

2022

Пояснительная записка

Рабочая программа по физической культуре для 6 класса составлена с учетом следующих нормативно-правовых документов:

  • Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании
    в Российской Федерации.
  • Концепция преподавания учебного предмета «Физическая культура»
    в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы (Утверждена Решением Коллегии Минпросвещения России, протокол от 24 декабря 2018 г. № ПК-1вн).
  • Приказа Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года № 1897
    «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (ред. от 11.12.2020).
  • Приказ Министерства просвещения РФ от 22 марта 2021 г. № 115
    «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – общеобразовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования».
  • Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 20 мая 2020 года № 254 «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность».
  • Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 года № 28 «Об утверждении санитарных правил СП2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания
    и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
  • Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 года № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания».
  • Физическая культура. Примерные рабочие программы. Предметная линия учебников М.Я. Виленского, В.И. Ляха. 5-9 классы: учебное пособие
    для общеобразовательных организаций / В.И. Лях. – 9-е изд. – М.: «Просвещение», 2021.
  • Основная образовательная программой основного общего образования ГБОУ лицея № 395.
  • Программа воспитания и социализации обучающихся «Воспитать петербуржца»
    на 2021-2025 годы.
  • Учебный план ГБОУ лицея № 395 на 2022-2023 учебный год.

Целью школьного физического воспитания является формирование разносторонне физически развитой личности, способной активно использовать ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации активного отдыха.

Образовательный процесс учебного предмета «Физическая культура» в основной школе направлен на решение следующих задач:

  • содействие гармоничному физическому развитию, закрепление навыков правильной осанки, развитие устойчивости организма к неблагоприятным условиям внешней среды, воспитание ценностных ориентаций на здоровый образ жизни и привычки соблюдения личной гигиены;
  • обучение основам базовых видов двигательных действий;
  • дальнейшее развитие координационных (ориентирование в пространстве, перестроение двигательных действий, быстрота и точность реагирования на сигналы, согласование движений, ритм, равновесие, точность воспроизведения
    и дифференцирования основных параметров движений) и кондиционных способностей (скоростно-силовых, скоростных, выносливости, силы и гибкости);
  • формирование основ знаний о личной гигиене, о влиянии занятий физическими упражнениями на основные системы организма, развитие волевых и нравственных качеств;
  • выработку представлений о физической культуре личности и приёмах самоконтроля;
  • углубление представления об основных видах спорта, соревнованиях, снарядах
    и инвентаре, соблюдение правил техники безопасности во время занятий, оказание первой помощи при травмах;
  • воспитание привычки к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, избранными видами спорта в свободное время;
  • выработку организаторских навыков проведения занятий в качестве командира отделения, капитана команды, судьи;
  • формирование адекватной оценки собственных физических возможностей;
  • воспитание инициативности, самостоятельности, взаимопомощи, дисциплинированности, чувства ответственности;
  • содействие развитию психических процессов и обучение основам психической саморегуляции;
  • развитие ценностных отношений к семье как главной опоре в жизни человека
    и источнику его счастья;
  • развитие ценностных отношений к труду как основному способу достижения жизненного благополучия человека, залогу его успешного профессионального самоопределения и ощущения уверенности в завтрашнем дне;
  • развитие ценностных отношений к здоровью как залогу долгой и активной жизни человека, его хорошего настроения и оптимистичного взгляда на мир;
  • развитие ценностных отношений к окружающим людям как безусловной
    и абсолютной ценности, как равноправным социальным партнерам, с которыми необходимо выстраивать доброжелательные и взаимоподдерживающие отношения, дающие человеку радость общения и позволяющие избегать чувства одиночества;
  • развитие ценностных отношений к самим себе как хозяевам своей судьбы, самоопределяющимся и самореализующимся личностям, отвечающим за свое собственное будущее.

Воспитательный потенциал предмета

Составной частью Основной образовательной программы ООО является программа «Воспитать петербуржца». В ней определяются базовые подходы к ценностям, целям, содержанию и нормам воспитательной деятельности в лицее.

В воспитании детей подросткового возраста приоритетом является создание благоприятных условий для развития социально значимых отношений школьников, и, прежде всего, ценностных отношений.

Данный ценностный аспект человеческой жизни чрезвычайно важен для личностного развития школьника, так как именно ценности во многом определяют его жизненные цели, его поступки, его повседневную жизнь. Подростковый возраст – наиболее удачный возраст для развития социально значимых отношений школьников.

Особенность данной рабочей программы

Рабочая программа не включает прохождение раздела «Лыжная подготовка»
и «Плавание» в связи с чем, углубляется прохождение материала по разделам: «Легкая атлетика», «Спортивные игры», «Гимнастика» и добавляется «Кроссовая подготовка». Все остальные темы, предусмотренные для изучения федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования по физической культуре
без изменений. Раздел «Лыжная подготовка» и «Плавание» рекомендована детям
для самостоятельно изучения.

Программа реализуется очно. При необходимости реализация данной образовательной программы может осуществляться с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.

Программа составлена с учетом включения модулей образовательной программы «Основы безопасности жизнедеятельности» для 6 класса.

Описание места учебного предмета в учебном плане

Курс «Физическая культура» изучается в 6 классе из расчета 3 часа в неделю
(102 часа в год).
Третий час на преподавание учебного предмета «Физическая культура» был введён приказом Минобрнауки от 30 августа 2010 г. № 889. В приказе было указано: «Третий час учебного предмета «Физическая культура» использовать на увеличение двигательной активности и развитие физических качеств обучающихся, внедрение современных систем физического воспитания».

Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта:

1. Виленский М.Я. Физическая культура. Методические рекомендации. 5-7 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / М.Я. Виленский, В.Т. Чичикин,
Т.Ю. Торочкова; под ред.М.Я. Виленского. – М.:Просвещение, 2019.

2. Физическая культура 5-7 классы: учебник для общеобразовательных организаций / [М.Я. Виленский, В.Т. Чичикин, И.М. Туревский, Т.Ю. Торочкова и др.]; под ред.М.Я. Виленского. – 8-е изд. – М.:Просвещение, 2020.

3. Физическая культура. Примерные рабочие программы. Предметная линия учебников М.Я. Виленского, В.И. Ляха. 5-9 классы: учебное пособие для общеобразовательных организаций / В.И. Лях. – 9-е изд. – М.: «Просвещение», 2021.

дистанционное обучение:

  1. Платформы ZOOM, Google Класс.
  2. Сайт учителя.

Интернет-ресурсы:

  • http://festival.1september.ru – Фестиваль педагогических идей «Открытый урок».
  • http://sporttenles.boom.ru – Правила различных спортивных игр.
  • http://spo.1september.ru – газета «Спорт в школе».
  • http://sportrules.boom.ru – Правила различных спортивных игр.
  • fizkultura-na5.ru – Сайт учителей физической культуры.

Общая характеристика учебного предмета «Физическая культура»

Предметом обучения физической культуры является двигательная активность человека с общеразвивающей направленностью. В процессе овладения этой деятельностью укрепляется здоровье, совершенствуются физические качества, осваиваются определенные двигательные действия, активно развиваются мышление, творчество и самостоятельность.

 Физическое воспитание в основной школе должно обеспечить физическое, эмоциональное, интеллектуальное и социальное развитие личности учащихся, формирование и развитие установок активного, здорового образа жизни. Освоение учебного предмета «Физическая культура направлено на развитие двигательной активности учащихся, достижение положительной динамики в развитии основных физических качеств, повышение функциональных возможностей основных систем организма, формирование потребности в систематических занятиях физической культурой
и спортом. В процессе освоения предмета «Физическая культура» на уровне основного общего образования формируется система знаний о физическом совершенствовании человека, приобретается опыт организации самостоятельных занятий физической культурой с учётом индивидуальных особенностей и способностей, формируются умения применять средства физической культуры для организации учебной и досуговой деятельности. С целью формирования у учащихся ключевых компетенций, в процессе освоения предмета «Физическая культура» используются знания из других учебных предметов: «Биология», «Математика», «Физика», «География», «Основы безопасности жизнедеятельности», «Иностранный язык», «Музыка» и др.

Формы организации деятельности обучающихся:

  • групповая, парная, индивидуальная деятельность;
  • игровая деятельность;
  • самостоятельная или совместная деятельность.

Методы проведения занятий:

Метод показа, метод сравнения, метод анализа, игровой, соревновательный.

При выборе содержания и методов проведения уроков используется дифференцированный подход к обучающимся с учетом состояния здоровья, физического развития, двигательной подготовленности, особенности психических свойств и качеств.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

Содержание учебного предмета «Физическая культура» направлено на воспитание высоконравственных, творческих, компетентных и успешных граждан России, способных
к активной самореализации в общественной и профессиональной деятельности, умело использующих ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации здорового образа жизни.

Информация об используемых технологиях обучения, формах уроков при организации процесса обучения в рамках данной программы предполагается применение следующих педагогических технологий обучения:

  • здоровьесбережения;
  • дистанционные образовательные технологии;
  • самоанализа и коррекции действий;
  • информационно-коммуникационные;
  • развития навыков самодиагностики;
  • коллективного выполнения заданий.

Специфические для учебного курса формы и виды контроля освоения обучающимися содержания:

  • текущий контроль: тест, устный опрос;
  • зачет;
  • контрольный норматив.

Формы контроля уровня достижения учащихся и критерии оценки

 Критерии оценки успеваемости по разделам программы:

  • Оценка «5» выставляется за ответ, в котором обучающийся демонстрирует глубокое понимание сущности материала, логично его излагает, используя
    в деятельности.
  • Оценка «4» ставится за ответ, в котором содержится небольшие неточности
    и незначительные ошибки.
  • Оценка «3» ставится за ответ, в котором отсутствует логическая последовательность, имеются пробелы в знание материала, нет должной аргументации и умения использовать знания на практике.
  • Оценка «2» выставляется за непонимание и незнание материала программы.

        Оценка техники владения двигательными действиями, умениями и навыками:

  • Оценка «5» – двигательное действие выполнено правильно (заданным способом), точно в надлежащем темпе, легко и чётко, обучающийся по заданию учителя используют их в нестандартных ситуациях.
  • Оценка «4» – двигательное действие выполнено правильно, но недостаточно легко и чётко, наблюдается скованность движений.
  • Оценка «3» – двигательное действие выполнено в основном правильно,
    но допущена одна грубая или несколько мелких ошибок, приведших к неуверенному
    и напряжённому выполнению.
  • Оценка «2» – двигательное действие выполнено неправильно, с грубыми ошибками, неуверенно, нечётко.

Обучающиеся, отнесённые по состоянию здоровья к подготовительной медицинской группе оцениваются на общих основаниях, за исключением тех видов двигательных действий и нормативов, которые им противопоказаны по состоянию здоровья.

Обучающиеся, отнесённые по состоянию здоровья к специальной медицинской группе оцениваются по уровню овладения ими раздела основы знаний, умений осуществлять физкультурно-оздоровительную деятельность и выполнение доступных для них двигательных действий.

Критериями оценки по физической культуре являются качественные
и количественные показатели.  

Качественные показатели успеваемости – это степень овладения программным материалом: знаниями, двигательными умениями  и навыками, способами физкультурно-оздоровительной деятельности.

Количественные показатели успеваемости – это сдвиги в физической подготовленности, складывающиеся обычно из показателей развития основных физических способностей: силовых, скоростных, координационных; выносливости, гибкость и их сочетаний (силовой выносливости, скоростно-силовых качеств и т. п.).  

Оценивая успехи по физической культуре, надо принимать во внимание индивидуальные особенности учащихся, значимость которых в физическом воспитании особенно велика.  

В соответствии с процессами обучения двигательным действиям, развитием физических способностей оценка успеваемости включает в себя следующие виды учёта: предварительный, текущий и итоговый.  

Предварительный учёт проводится на первых уроках учебного года, в начале изучения отдельных тем или разделов программы.  

Данные предварительного учёта следует фиксировать в специальных протоколах или рабочих тетрадях учителя. То же самое, как показывает опыт школ, целесообразно осуществлять самим учащимся в дневниках самоконтроля, паспортах здоровья.  

Текущий учёт позволяет учителю получить сведения о ходе овладения учащимся программным материалом. Это даёт возможность оценить правильность выбранной методики обучения. В процессе урока текущая отметка может быть выставлена за любые слагаемые программного материала: усвоение  знаний  и контрольного двигательного умения, достигнутый уровень в развитии двигательных способностей, выполнение домашних, самостоятельных заданий,  умение  осуществлять физкультурно-оздоровительную деятельность. В отдельных случаях учитель суммирует все полученные за занятие оценки в один поурочный балл. Текущая оценка на разных этапах обучения двигательному действию имеет свои особенности. При начальном разучивании техники предъявляется меньше требований, а само движение выполняется в облегчённых условиях.

На этапе повторения двигательного действия оно выполняется в более сложных, специально созданных условиях. Наконец, на этапе совершенствования  в условиях соревнований, игры или в усложнённых комбинациях.  

Итоговая оценка выставляется за усвоение темы, раздела, за четверть, учебный год. Она включает в себя текущие оценки, полученные учащимися за усвоение программного материала, темпы прироста физических способностей, умения осуществлять физкультурно-оздоровительную деятельность.

Тестовые нормативы: проводятся в начале и в конце учебного года в рамках урока с целью выявления динамики физического развития учащихся и с целью более правильного распределения нагрузки на уроках.

Контрольные нормативы: проверка нормативов проводится в течение учебного года с целью контроля уровня физической подготовленности учащихся на разных этапах обучения.

На уроках физической культуры целесообразно опираться на межпредметные связи
из области разных предметов: гигиены, литературы, истории, анатомии, математики, музыки (занятия под музыку), изобразительное искусство (красота движений, поз).

Планируемые результаты изучения учебного предмета «Физическая культура»

В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования Федерального государственного образовательного стандарта данная рабочая программа для 5–9 классов направлена
на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов
по физической культуре.

Личностные результаты

  • воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения
    к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических
    и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению
    и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений
    с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
  • формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
  • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения
    к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России
    и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать
    в нем взаимопонимания;
  • освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие
    в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
  • развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве
    со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
  • формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте
    и на дорогах;
  • формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
  • осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
  • развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные результаты

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить
    и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных
    и познавательных задач;
  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия
    в соответствии с изменяющейся ситуацией;
  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений
    и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность
    с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
  • умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования
    и регуляции своей деятельности.

Предметные результаты

  • понимание роли и значения физической культуры в формировании личностных качеств,
    в активном включении в здоровый образ жизни, укреплении и сохранении индивидуального здоровья;
  • овладение системой знаний о физическом совершенствовании человека, создание основы для формирования интереса к расширению и углублению знаний
    по истории развития физической культуры, спорта и олимпийского движения, освоение умений отбирать физические упражнения и регулировать физические нагрузки для самостоятельных систематических занятий с различной функциональной направленностью (оздоровительной, тренировочной, коррекционной, рекреативной
    и лечебной) с учетом индивидуальных возможностей и особенностей организма, планировать содержание этих занятий, включать их в режим учебного дня и учебной недели;
  • приобретение опыта организации самостоятельных систематических занятий физической культурой с соблюдением правил техники безопасности и профилактики травматизма; освоение умения оказывать первую доврачебную помощь при легких травмах; обогащение опыта совместной деятельности в организации и проведении занятий физической культурой, форм активного отдыха и досуга;
  • расширение опыта организации и мониторинга физического развития
    и физической подготовленности; формирование умения вести наблюдение за динамикой развития своих основных физических качеств: оценивать текущее состояние организма
    и определять тренирующее воздействие на него занятий физической культурой посредством использования стандартных физических нагрузок и функциональных проб, определять индивидуальные режимы физической нагрузки, контролировать направленность ее воздействия на организм во время самостоятельных занятий физическими упражнениями с разной целевой ориентацией;
  • формирование умений выполнять комплексы общеразвивающих, оздоровительных и корригирующих упражнений, учитывающих индивидуальные способности и особенности, состояние здоровья и режим учебной деятельности; овладение основами технических действий, приемами и физическими упражнениями
    из базовых видов спорта, умением использовать их в разнообразных формах игровой
    и соревновательной деятельности; расширение двигательного опыта за счет упражнений, ориентированных на развитие основных физических качеств, повышение функциональных возможностей основных систем организма, в том числе в подготовке
    к выполнению нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО).

Содержание учебного предмета, курса

Знания о физической культуре

История физической культуры. Олимпийские игры древности. Возрождение Олимпийских игр и олимпийского движения.

История зарождения олимпийского движения в России. Олимпийское движение
в России (СССР). Выдающиеся достижения отечественных спортсменов на Олимпийских играх.

Характеристика видов спорта, входящих в программу Олимпийских игр.

Физическая культура в современном обществе.

Организация и проведение пеших туристских походов. Требования к технике безопасности и бережному отношению к природе (экологические требования).

Физическая культура (основные понятия). Физическое развитие человека.

Физическая подготовка и её связь с укреплением здоровья, развитием физических качеств.

Организация и планирование самостоятельных занятий по развитию физических качеств.

Техническая подготовка. Техника движений и её основные показатели.

Всестороннее и гармоничное физическое развитие.

Адаптивная физическая культура.

Спортивная подготовка.

Здоровье и здоровый образ жизни. Допинг. Концепция честного спорта.

Профессионально-прикладная физическая подготовка.

Физическая культура человека. Режим дня и его основное содержание.

Закаливание организма. Правила безопасности и гигиенические требования.

Влияние занятий физической культурой на формирование положительных качеств личности.

Проведение самостоятельных занятий по коррекции осанки и телосложения.

Восстановительный массаж.

Проведение банных процедур.

Первая помощь во время занятий физической культурой и спортом.

Способы двигательной (физкультурной) деятельности

Организация и проведение самостоятельных занятий физической культурой. Подготовка к занятиям физической культурой.

Выбор упражнений и составление индивидуальных комплексов для утренней зарядки, физкультминуток и физкультпауз (подвижных перемен).

Планирование занятий физической подготовкой.

Проведение самостоятельных занятий прикладной физической подготовкой.

Организация досуга средствами физической культуры.

Оценка эффективности занятий физической культурой. Самонаблюдение
и самоконтроль.

Оценка эффективности занятий физкультурно-оздоровительной деятельностью.

Оценка техники движений, способы выявления и устранения ошибок в технике выполнения упражнений (технических ошибок).

Измерение резервов организма и состояния здоровья с помощью функциональных проб.

Физическое совершенствование

Физкультурно-оздоровительная деятельность. Оздоровительные формы занятий
в режиме учебного дня и учебной недели.

Индивидуальные комплексы адаптивной (лечебной) и корригирующей физической культуры.

Спортивно-оздоровительная деятельность с общеразвивающей направленностью. 

Гимнастика с основами акробатики. Организующие команды и приёмы.

Акробатические упражнения и комбинации.

Ритмическая гимнастика (девочки).

Опорные прыжки.

Упражнения и комбинации на гимнастическом бревне (девочки).

Упражнения и комбинации на гимнастической перекладине (мальчики).

Лёгкая атлетика. Беговые упражнения.

Прыжковые упражнения.

Метание малого мяча.

Спортивные игры. Баскетбол. Игра по правилам.

Волейбол. Игра по правилам.

Футбол. Игра по правилам.

Прикладно-ориентированная подготовка. Прикладно-ориентированные упражнения.

Упражнения общеразвивающей направленности. Общефизическая подготовка.

Гимнастика с основами акробатики. Развитие гибкости, координации движений, силы, выносливости.

Лёгкая атлетика. Развитие выносливости, силы, быстроты, координации движений.

Волейбол. Развитие быстроты, силы, выносливости, координации движений.

Баскетбол. Развитие быстроты, силы, выносливости, координации движений.

Футбол. Развитие быстроты, силы, выносливости.

Тематическое планирование рабочей программы

 по учебному предмету «Физическая культура»

№ п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

В том числе:

Проверочные

работы

Контрольные

нормативы

1.

Знания о физической культуре

3

3

2.

Способы двигательной (физкультурной) деятельности

В процессе урока

3.

Физическое совершенствование:

3.1

Легкая атлетика

29

8

3.2

Кроссовая подготовка

6

1

3.3

Гимнастика с элементами акробатики

21

7

3.4

Волейбол

17

5

3.5

Баскетбол

17

5

3.6

Футбол

9

4

Итого

102

3

30

Программный материал по основам знаний о физической культуре осваивается обучающимися в ходе освоения конкретных технических навыков и умений, развития двигательных качеств в процессе урока.

Материально-техническое обеспечение

Стенка гимнастическая.

Козел гимнастический.  

Конь гимнастический.

Перекладина гимнастическая.

Канат для лазанья.

Мост гимнастический.

Скамейка гимнастическая.

Гантели.

Маты гимнастические.

Мяч набивной (1кг, 2кг)

Мяч малый (теннисный).

Скакалка гимнастическая.

Палка гимнастическая.

Обруч гимнастический.

Секундомер.

Легкая атлетика                                  

Планка для прыжков в высоту.

Флажки разметочные на опоре.

Лента финишная.

Рулетка измерительная (10 м, 50 м).

Номера нагрудные.

Подвижные и спортивные игры.

Комплект щитов баскетбольных с кольцами и сеткой.

Щиты баскетбольные навесные с кольцами и сеткой.

Мячи баскетбольные.

Сетка для переноса и хранения мячей.

Стойки волейбольные универсальные.

Сетка волейбольная.

Мячи волейбольные.

Ворота для мини - футбола.

Мячи футбольные.

Компрессор для накачивания мячей.

Средства первой помощи.

Аптечка медицинская.

Пришкольный стадион

Легкоатлетическая дорожка.                                                                  

Сектор для прыжков в длину                

Игровое поле для футбола.

Площадка игровая баскетбольная.                                                                  

Площадка игровая волейбольная.                                                                

Гимнастический городок.                                                                

Полоса препятствий.          

Поурочно-тематическое планирование по предмету «Физическая культура»

для 6 класса на 2022-2023 учебный год

№ п/п

Тема урока

Тип урока

Планируемые результаты

Контроль

Дата проведения

Знания о физической культуре – 3 часа

История физической культуры.

УОПН

  • понимание роли и значения физической культуры в формировании личностных качеств, в активном включении в здоровый образ жизни, укреплении и сохранении индивидуального здоровья.

Тест

Физическая культура (основные понятия).

УОПН

Тест

Физическая культура человека.

УОПН

Тест

Легкая атлетика – 15 часов

Техника безопасности. Высокий старт от 15 до 30 м.

УООН

Предметные:

  • понимание роли и значения физической культуры в формировании личностных качеств, в активном включении в здоровый образ жизни, укреплении и сохранении индивидуального здоровья;
  • овладение системой знаний о физическом совершенствовании человека, освоение умений отбирать физические упражнения и регулировать физические нагрузки для самостоятельных систематических занятий с различной функциональной направленностью (оздоровительной, тренировочной, коррекционной, рекреативной и лечебной) с учётом индивидуальных возможностей и особенностей организма, планировать содержание этих занятий, включать их в режим учебного дня и учебной недели.

Бег с ускорением от 30 до 50 м. Старты из различных исходных положений.

УОТН

Скоростной бег до 50 м.

УОТН

Бег 60 м на результат.

УОТН

Зачет

Прыжки в высоту с 3-5 шагов разбега.

УОТН

Прыжки в высоту с 3-5 шагов разбега.

УОТН

Зачет

Метание теннисного мяча на дальность отскока от стены, на заданное расстояние.

УОТН

Метание теннисного мяча в вертикальную и горизонтальную цель (1х1 м) с расстояния 8-10 м.

УОТН

Зачет

Метание теннисного мяча на дальность с 4-5 бросковых шагов на дальность и заданное расстояние.

УОТН

Зачет

Прыжок в длину с 7-9 шагов разбега. Разбег.

УОТН

Прыжок в длину с 7-9 шагов разбега. Отталкивание.

УОТН

Прыжок в длину с 7-9 шагов разбега. Приземление.

УОТН

Прыжок в длину с 7-9 шагов разбега.

УОТН

Зачет

Игры и эстафеты с использованием легкоатлетического инвентаря.

УОТН

Бег 1200 м. Развитие выносливости.

УОТН

Зачет

Кроссовая подготовка – 6 часов

Равномерный бег 10 мин. На игровой площадке. Езда на велосипеде.

УОТН

Предметные:

  • понимание роли и значения физической культуры в формировании личностных качеств, в активном включении в здоровый образ жизни, укреплении и сохранении индивидуального здоровья;
  • овладение системой знаний о физическом совершенствовании человека, освоение умений отбирать физические упражнения и регулировать физические нагрузки для самостоятельных систематических занятий с различной функциональной направленностью (оздоровительной, тренировочной, коррекционной, рекреативной и лечебной) с учётом индивидуальных возможностей и особенностей организма, планировать содержание этих занятий, включать их в режим учебного дня и учебной недели.

Равномерный бег 11 мин Чередование бега с ходьбой. Любим ли мы туристические походы. Что мы знаем о походах?

УОТН

Равномерный бег 12 мин. Преодоление препятствий. Учимся оказывать помощь. Практическая работа «Первая помощь при травмах».

УОТН

Равномерный бег 13 мин.

УОТН

Преодоление вертикальных препятствий прыжком.  Бег 14 мин.

УОТН

Преодоление вертикальных препятствий.

Бег 15 мин. Любим ли мы туристические походы.

УОТН

Зачет

Гимнастика – 21 час

Техника безопасности на уроках гимнастики. Перестроения.  Строевой шаг, размыкание и смыкание на месте.

УООН

Предметные:

  • понимание роли и значения физической культуры в формировании личностных качеств, в активном включении в здоровый образ жизни, укреплении и сохранении индивидуального здоровья;
  • формирование умений выполнять комплексы общеразвивающих, оздоровительных и корригирующих упражнений, учитывающих индивидуальные способности и особенности, состояние здоровья и режим учебной деятельности; овладение основами технических действий, приёмами и физическими упражнениями из базовых видов спорта, умением использовать их в разнообразных формах игровой и соревновательной деятельности; расширение двигательного опыта за счёт упражнений, ориентированных на развитие основных физических качеств, повышение функциональных возможностей основных систем организма;
  • расширение опыта организации и мониторинга физического развития и физической подготовленности; формирование умения вести наблюдение за динамикой развития своих основных физических качеств: оценивать текущее состояние организма и определять тренирующее воздействие на него занятий физической культурой посредством использования стандартных физических нагрузок и функциональных проб, определять индивидуальные режимы физической нагрузки, контролировать направленность её воздействия на организм во время самостоятельных занятий физическими упражнениями с разной целевой ориентацией.

Сочетание различных положений рук, ног и туловища. Упражнения на гимнастической скамейке.

УОТН

Сочетание движений руками ходьбой на месте и в движении, маховыми движениями ногой, подскоками, приседаниями, поворотами. Простые связки.

УОТН

Общеразвивающие упражнения в парах.

УОТН

Зачет

Общеразвивающие упражнения с набивным мячом,

палками.

УОТН

Мальчики: махом одной толчком другой ноги подъем переворотом в упор.

Девочки: наскок прыжком в упор на нижнюю жердь; соскок с поворотом.

УОТН

Мальчики: махом назад соскок; сед ноги врозь, из седа на бедре соскок поворотом.

Девочки: размахивание изгибами; вис лежа; вис присев.

УОТН

Прыжок ноги врозь (козел в ширину, высота 100 – 110 см.)

УОТН

Зачет

Вскок в упор присев; соскок прогнувшись

(козел в ширину, высота 80-100 см).

УОТН

Два кувырка вперед слитно; «мост» из положения стоя с помощью.

УОТН

Два кувырка вперед слитно; «мост» из положения стоя с помощью.

УОТН

Подтягивания в висе (мальчики), в висе лежа  

(девочки)

УОТН

Зачет

Поднимание туловища из положения лежа, руки за головой. Отжимания.

УОТН

Зачет

Упражнения на гимнастической стенке. Прыжки на

скакалке.

УОТН

Прыжки с пружинного гимнастического мостика в глубину.

УОТН

Прыжки с пружинного гимнастического мостика в глубину.

УОТН

Зачет

Упражнения на гимнастической скамейке.  Развитие силовых, координационных способностей и гибкости.

УОТН

Эстафеты и игры с использованием гимнастических упражнений и инвентаря.

УОТН

Лазанье по гимнастической лестнице. Отжимания.

УОТН

Зачет

Лазание по канату в два приема.

УОТН

Лазание по канату в два приема.

УОТН

Зачет

Спортивные игры.

Волейбол – 17 часов

Техника безопасности на уроках спортивных игр. История волейбола. Основные правила игры в волейбол. Стойки игрока.

УООН

Предметные:

  • понимание роли и значения физической культуры в формировании личностных качеств, в активном включении в здоровый образ жизни, укреплении и сохранении индивидуального здоровья;
  • приобретение опыта организации самостоятельных систематических занятий физической культурой с соблюдением правил техники безопасности и профилактики травматизма; освоение умения оказывать первую помощь при лёгких травмах; обогащение опыта совместной деятельности в организации и проведении занятий физической культурой, форм активного отдыха и досуга.

Стойки игрока. Перемещения в стойке приставными шагами боком, лицом и спиной вперед.

УОТН

Ходьба, бег и выполнение заданий (сесть на пол, встать, подпрыгнуть и т.д.).

УОТН

Комбинации из освоенных элементов техники передвижений (перемещения в стойке, остановки, ускорения).

УОТН

Зачет

Передача мяча сверху двумя руками на месте.

УОТН

Зачет

Передача мяча сверху двумя руками на месте и после перемещения вперед.

УОТН

Передачи мяча над собой.

УОТН

Зачет

Процесс совершенствования психомоторных способностей. Обучение техники движений.

УОТН

Игровые упражнения с ограниченным числом игроков.

УОТН

Эстафеты, круговая тренировка, подвижные игры с мячом, двусторонние игры от 20 сук. до 12 мин.

УОТН

Ведение мяча в высокой, средней и низкой стойки с максимальной частотой в течении 7-10 сек.

УОТН

Зачет

Прием мяча снизу двумя руками на месте и после перемещения вперед.

УОТН

Нижняя прямая подача мяча с через сетку.

УОТН

Зачет

Прямой нападающий удар после подбрасывания мяча партнером.

УОТН

Комбинация из освоенных элементов: прием, передача, удар.

УОТН

Закрепление тактики свободного нападения.

УОТН

Закрепление техники и продолжение развития координационных способностей.

УОТН

Баскетбол – 17 часов

Баскетбол. Правила игры. Терминология. История баскетбола. Основные правила игры в баскетбол.

УООН

Предметные: 

  • понимание роли и значения физической культуры в формировании личностных качеств, в активном включении в здоровый образ жизни, укреплении и сохранении индивидуального здоровья;
  • приобретение опыта организации самостоятельных систематических занятий физической культурой с соблюдением правил техники безопасности и профилактики травматизма; освоение умения оказывать первую помощь при лёгких травмах; обогащение опыта совместной деятельности в организации и проведении занятий физической культурой, форм активного отдыха и досуга.

Стойки игрока. Перемещение в стойке приставными шагами боком, лицом и спиной вперед.

УОТН

Остановка двумя шагами и прыжком. Повороты без мяча и с мячом.

УОТН

Комбинации из освоенных элементов техники передвижений (перемещение в стойке, остановка, поворот, ускорение).

УОТН

Зачет

Ловля и передача мяча двумя руками от груди одной рукой от плеча на месте и в движении без сопротивления защитника (в парах, тройках, квадрате, круге).

УОТН

Ведение мяча в низкой, средней и высокой стойке на месте, в движении по прямой, с изменением направления движения и скорости.

УОТН

Зачет

Ведение без сопротивления защитника ведущей и неведущей рукой.

УОТН

Броски одной и двумя руками с места и в движении (после ведения, после ловли) без сопротивления защитника.

УОТН

Зачет

Вырывание и выбивание мяча.

УОТН

Комбинации из освоенных элементов: ловля, передача, ведение, бросок.

УОТН

Комбинации из освоенных элементов: ловля, передача, ведение, бросок.

УОТН

Зачет

Комбинации из освоенных элементов техники перемещений и владения мячом.

УОТН

Тактика свободного нападения. Позитивное нападение (5:0) без изменения позиций игроков.

УОТН

Нападение быстрым прорывом (1:0). Взаимодействие двух игроков «Отдай мяч и выйди»

УОТН

Игра по упрощенным правилам мини-баскетбола.

УОТН

Зачет

Игры и игровые задания 2:1, 3:1, 3:2, 3:3.

УОТН

Игра по упрощенным правилам мини-баскетбола.

УОТН

Легкая атлетика – 14 часов

Техника безопасности. Высокий старт от 15 до 30 м.

УООН

 Предметные:

  • понимание роли и значения физической культуры в формировании личностных качеств, в активном включении в здоровый образ жизни, укреплении и сохранении индивидуального здоровья;
  • овладение системой знаний о физическом совершенствовании человека, освоение умений отбирать физические упражнения и регулировать физические нагрузки для самостоятельных систематических занятий с различной функциональной направленностью (оздоровительной, тренировочной, коррекционной, рекреативной и лечебной) с учётом индивидуальных возможностей и особенностей организма, планировать содержание этих занятий, включать их в режим учебного дня и учебной недели.

Бег с ускорением от 30 до 50 м. Старты из различных исходных положений.

УОТН

Скоростной бег до 50 м.

УОТН

Бег 60 м на результат.

УОТН

Зачет

Метание теннисного мяча на дальность отскока от стены, на заданное расстояние.

УОТН

Зачет

Метание теннисного мяча в вертикальную и горизонтальную цель (1х1 м) с расстояния 8-10 м.

УОТН

Зачет

Метание теннисного мяча на дальность с 4-5 бросковых шагов на дальность и заданное расстояние.

УОТН

Зачет

Прыжок в длину с 7-9 шагов разбега.

УОТН

Прыжок в длину с 7-9 шагов разбега.

УОТН

Зачет

Прыжки в высоту с 3-5 шагов разбега.

УОТН

Зачет

Игры и эстафеты с использованием легкоатлетического инвентаря.

УОТН

Игры и эстафеты с использованием легкоатлетического инвентаря.

УОТН

Игры и эстафеты с использованием легкоатлетического инвентаря.

УОТН

Бег 1200 м. Развитие выносливости.

УОТН

Зачет

Футбол – 9 часов

История футбола. Основные правила игры. Стойки игрока. Перемещения в стойке приставными шагами боком и спиной вперед, ускорения, старты из различных положений.

УООН

Предметные:

  • понимание роли и значения физической культуры в формировании личностных качеств, в активном включении в здоровый образ жизни, укреплении и сохранении индивидуального здоровья;
  • приобретение опыта организации самостоятельных систематических занятий физической культурой с соблюдением правил техники безопасности и профилактики травматизма; освоение умения оказывать первую помощь при лёгких травмах; обогащение опыта совместной деятельности в организации и проведении занятий физической культурой, форм активного отдыха и досуга.

Ведения мяча по прямой с изменением направления движения и скорости ведения.

УОТН

Зачет

Овладение техникой ударов по воротам. Тактика свободного нападения.

УОТН

Зачет

Комбинация из освоенных элементов: ведение, удар (пас), прием мяча, остановка, удар по воротам.

УОТН

Комбинация из освоенных элементов техники перемещений и владения мячом.

УОТН

Игры и игровые задания 2:1, 3:1, 3:2, 3:3.

УОТН

Зачет

Нападение в игровых заданиях 3:1, 3:2, 3:3, 2:1 с атакой и без атаки на ворота.

УОТН

Игра по упрощённым правилам.

УОТН

Игра по упрощённым правилам.

УОТН

Зачет

Виды уроков для каждого типа урока по ФГОС

п\п

Тип урока по ФГОС

Виды уроков

1.

Урок с образовательно-познавательной направленностью (УОПН)

Учащиеся приобретают необходимые знания, знакомятся со способами и правилами организации самостоятельных занятий, обучаются умениям их планирования, проведения и контроля. На этих уроках учащиеся активно используют учебники по физической культуре, различные дидактические материалы и методические разработки учителя.

2.

Урок с образовательно-обучающей направленностью (УООН)

Используются преимущественно для обучения умениям и навыкам материала базовых видов спорта. На этих же уроках осваиваются так же знания, которые относятся к предмету обучения (например, терминология избранной спортивной игры, техника выполнения соответствующих приёмов, тактика игры и т. п.).

3.

Урок с образовательно-тренировочной направленностью (УОТН)

Проводятся по типу целенаправленной физической подготовки. Иначе говоря, здесь решаются задачи направленного развития (тренировки) кондиционных и координационных способностей. На них следует соблюдать соотношение объёмов тренировочной нагрузки при развитии разных физических способностей и одной физической способности, когда при меняются упражнения более общей и специальной направленности.

Лист корректировки рабочей программы

(поурочно-тематического планирования (ПТП) рабочей программы)

Предмет физическая культура

Класс 6

Учитель ____________________________

2022 – 2023 учебный год

№ урока

Даты проведения

Тема

Количество часов

Причина корректировки

Способ корректировки

По плану

дано

«____» ____________ 2023 г.

Учитель: _______________/______________________        

СОГЛАСОВАНО

Методист кафедры: __________________/ Баранова О.А. / протокол № ___ от «___» ____________ 2023 г.

Заместитель директора ГБОУ лицей №395 ___________/ Мальцева Г.П. «___» ____________ 2023 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по физической культуре для учащихся 1-4 классов по 3-часовой программе В.И.Ляха "Физическая культура.1-4 классы."

В соответствии с Концепцией структуры и содержания в области физической культуры предметом обучения в начальной школе является двигательная деятельность с общеразв...

Рабочая программа по физической культуре для учащихся 8 классов по 3-часовой программе В.И.Ляха "Физическая культура 5-9 классы"

Физическая культура- обязательный учебный предмет, который изучают в общеобразовательных учреждениях. Уроки по физической культуре являются основной формой физического воспитания, на которых ученики п...

рабочие программы по физической культуре на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Просвещение, 2011).

Рабочие программы по физической культуре на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Прос...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРЕДМЕТА «физическая культура» ДЛЯ 5-11 КЛАССА учителя физической культуры Мальцевой В.Н. на 2013/2014 учебный год.

Пояснительная записка        Формирование личности, готовой к активной, творческой самореализации в пространстве общечеловеческой культуры, является главной це...

Рабочая программа по физической культуре для учащихся начальных классов. Разработчик: учитель физической культуры Сучкова Галина Владимировна

В программе представлены материалы по развитию и обучению физической культуре детей начальных классов....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРЕДМЕТ Физическая культура КЛАСС 1-4 УЧИТЕЛЬ Клюева Н.Н.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА СОСТАВЛЕНА НА ОСНОВЕПРОГРАММА Рабочая программа составлена для учащихся 1-4 классов. Количество учебных часов из федерального компонента 1-4 класс 3 часа в неделю.ПРОГРАММЫ САМБО ТАК...