Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Гимнастика"
рабочая программа по физкультуре

Иванова Людмила Владимировна

Художественная гимнастика в детском саду – это, прежде всего, интерес детей к этому виду спорта, забавные игры, образные этюды, диалог с предметом, в которых ребенок может выразить своё собственное восприятие музыки, свою неповторимость, индивидуальность. В процессе занятий художественной гимнастикой развиваются музыкально-пластические способности, а в процессе игрового общения детей с музыкой через движения – двигательные умения и навыки.

Дополнительная общеобразовательная/общеразвивающая  программа «Гимнастика» вводит детей в большой и удивительный мир гимнастики и музыки, посредством игры знакомит с элементами акробатики, с разнообразными упражнениями с предметом (обруч, скакалка, мяч), стилем хореографии, элементами танца. В её основу  легли элементарные упражнения художественной гимнастики, интересные по содержанию и легкодоступные детскому организму. Гимнастика – одно из самых действенных и универсальных средств физического воспитания. Поэтому данная программа носит физкультурно-спортивную направленность, предусматривает стартовый уровень освоения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_dlya_doshkolnikov_gimnastika.docx78.83 КБ

Предварительный просмотр:

Комитет по образованию Администрации Городского округа Подольск

Муниципальный опорный центр

Методическая разработка

Дополнительная общеобразовательная программа –

дополнительная общеразвивающая программа

«Гимнастика»

(стартовый         уровень)

Возраст учащихся -  5-7 лет

Срок реализации – 1 год

Адресат: (воспитанники детских садов, учащиеся начальной школы, родители, воспитатели, педагоги)

                                                                                   Составитель:

                                                            Иванова Людмила Владимировна, методист МОЦ

Г.о. Подольск, март 2020 г.

                                   

                             

                                Я не боюсь еще и еще раз повторить:

                                           Забота о здоровье – это важнейший труд

                                     воспитателя. От жизнерадостности,

                                                бодрости детей зависит их духовная жизнь,  

                                        мировоззрение, умственное развитие,

                                        прочность знаний, вера в свои силы.

В.А. Сухомлинский.

Пояснительная записка.

Дошкольный возраст является началом всех начал. Именно в эти годы закладывается фундамент здоровья, формируются личностные качества, интерес к занятиям любимым делом, раскрываются способности ребёнка. Одной из форм физического воспитания дошкольников в детском саду является спортивно-оздоровительные группы по художественной гимнастике.

Художественная гимнастика в детском саду – это, прежде всего, интерес детей к этому виду спорта, забавные игры, образные этюды, диалог с предметом, в которых ребенок может выразить своё собственное восприятие музыки, свою неповторимость, индивидуальность. В процессе занятий художественной гимнастикой развиваются музыкально-пластические способности, а в процессе игрового общения детей с музыкой через движения – двигательные умения и навыки.

Дополнительная общеобразовательная/общеразвивающая  программа «Гимнастика» вводит детей в большой и удивительный мир гимнастики и музыки, посредством игры знакомит с элементами акробатики, с разнообразными упражнениями с предметом (обруч, скакалка, мяч), стилем хореографии, элементами танца. В её основу  легли элементарные упражнения художественной гимнастики, интересные по содержанию и легкодоступные детскому организму. Гимнастика – одно из самых действенных и универсальных средств физического воспитания. Поэтому данная программа носит физкультурно-спортивную направленность, предусматривает стартовый уровень освоения.

Актуальность программы.

На протяжении последних лет отмечается тревожная тенденция прогрессивного ухудшения состояния здоровья детей. В концепции охраны здоровья населения России, в числе первоочередных мер, направленных на охрану здоровья, определено создание условий и вовлечение групп населения в активные занятия физической культурой и спортом. Следовательно, физическое воспитание детей дошкольного возраста  рассматривается, как приоритетное направление деятельности образовательных учреждений.

В Концепции дошкольного воспитания решению проблем, связанных с охраной и укреплением здоровья детей, отводится ведущее место. «Актуальной задачей физического воспитания, - говорится в Концепции, - является поиск эффективных средств совершенствования развития двигательной  сферы  детей дошкольного возраста на основе формирования у них потребности в движениях».  

Данная программа призвана решать задачи по охране и укреплению здоровья и становлению личности, развитию физического и психического потенциала ребёнка.

Педагогическая целесообразность программы.

        Педагогическая целесообразность дополнительной общеобразовательной  общеразвивающей программы «Гимнастика» определена тем, что ориентирует детей на приобщение к физической культуре через игру, применение полученных знаний, умений и навыков физической культуры в повседневной деятельности. Занятия гимнастикой являются разновидностью физической культуры и позволяют ребенку поверить в себя, свои возможности, а также научиться взаимодействию со сверстниками и взрослыми. Стартовый уровень программы предполагает освоение азов гимнастики, изучение простейших элементов  через использование  игровых технологий, исполнение простых физических упражнений. Использование как традиционных, так и инновационных методов и педагогических технологий будут способствовать  укреплению и сохранению здоровья детей. Акцент оздоровительной работы делается на развитие двигательной деятельности ребенка. Занятия построены с учетом возрастных критериев.

Цель программы: содействовать  укреплению здоровья ребенка, приобщению к здоровому образу жизни через занятия гимнастикой.

Задачи программы.

Личностные:

  • воспитывать у детей потребность в здоровом образе жизни;
  • воспитывать  организованность,  дисциплинированность,  четкость, аккуратность;
  • воспитывать трудолюбие и стремление к достижению поставленной цели;
  • содействовать формированию культуры поведения, коммуникативных качеств у детей.

Метапредметные:

  • формировать мотивацию личности к познанию и творчеству;
  • развивать двигательную сферу ребенка и его физические качества: выносливость, ловкость, быстроту, гибкость, координацию;
  • развивать инициативу, активность, чувство товарищества, взаимопомощи.

Предметные:

  • развивать интерес и потребность в физических упражнениях и играх;
  • обогащать словарный запас детей в области специальных терминах;
  • обучать детей комплексу элементарных упражнений с гимнастическими предметами;
  • обучать основным двигательным действиям  и согласовывать движения с музыкой.

Отличительные особенности программы.

        Данная программа модифицированная, разработана на основе авторской программы Т.В. Санксарян «Художественная гимнастика». Реализация дополнительной общеобразовательной /общеразвивающей программы «Гимнастика» позволяет включить механизм воспитания каждого члена коллектива и достичь комфортных условий для творческой самореализации. Обучение  отличается практической и гуманитарной направленностью в соответствии с психолого-педагогическими особенностями детей старшего дошкольного возраста.  

Новизна программы.

Существует множество программ физкультурно-оздоровительной направленности. Новизна данной программы заключается в подборе материалов занятий, ориентированных на профилактику детей нашего детского сада.

Программа состоит из двигательных игр, упражнений, бесед о здоровом образе жизни, дыхательной гимнастики и других нетрадиционных форм физкультурно-спортивно-оздоровительной работы.

Адресат программы.

        Программа рассчитана на работу с детьми в возрасте 5-7 лет. В процессе деятельности у детей дошкольного возраста совершенствуются координация движения, осанка и творческие способности. Двигаясь, ребенок формирует и развивает  у себя определенные способности: ориентирование в пространстве, согласование движений с музыкой, чувство ритма. Систематическое овладение всеми необходимыми средствами и способами физической  деятельности обеспечивает детям радость творчества и их всестороннее развитие: физическое, эстетическое, интеллектуальное, нравственное – и позволяет заниматься в дальнейшем  физической культурой.

Дошкольный возраст - это возраст интенсивного роста и развития всех функций  и  систем  организма  детей.  Высокая  двигательная  активность  и значительное  развитие  двигательных  функций  позволяют  сочетать  этот возраст  благоприятным  для  начала  регулярных  занятий  физической культурой и спортом.

Возрастные особенности обучения и тренировки занимающихся 5-7 лет.

Возрастные особенности

Методические особенности

1.  Позвоночный  столб  в  этом возрасте отличается    большой    гибкостью    и неустойчивостью изгибов.

Необходимо большое внимание уделять формированию правильной осанки.

2.   Суставно-связочный   аппарат   очень эластичен и недостаточно прочен.

Целесообразно   использовать   этот период  для целенаправленного,  но осторожного развития гибкости.

3.   Интенсивно   развивается   мышечная система,  но  крупные  мышцы  развиваются быстрее мелких.

При     преобладании     крупных, размашистых           движений, целенаправленно  вводить  мелкие  и точные движения.

4.   Регуляторные   механизмы   сердечно-сосудистой  и дыхательной  систем  не согласованы, дети быстро устают.

Нагрузка  должна  быть  небольшого объема   и   интенсивности,   носить дробный характер.

5. Продолжительность активного внимания и умственной работоспособности невелики.

Занятия  должны  быть  интересными  и эмоциональными,       количество замечаний    ограничено,    полезны поощрения.

6. Велика роль подражательного и игрового рефлексов.

Показ должен быть методически правильным, занятие –игровым.

7. Антропометрические размеры детей на 1/3 меньше взрослых.

Применять предметы пропорционально уменьшенных размеров

Из-за  небольшой  продолжительности  активного  внимания, сосредоточенности  умственной  работоспособности,  занятия  должны  быть эмоциональными, многоплановыми.  Количество  повторений  одного элемента  ограничено.  Основным  методом  работы  с  данным  возрастом должен быть игровой. Также  следует  обратить  внимание  на  то,  что  слишком  большие нагрузки на детский несформировавшийся организм могут замедлить рост и даже повлиять на не пропорциональное развитие тех или иных частей тела.

В музыкально-художественной и продуктивной деятельности дети 5-7 лет эмоционально откликаются на произведения музыкального и изобразительного искусства, в которых с помощью образных средств переданы различные эмоциональные состояния людей, животных. Развитию исполнительской деятельности способствует доминирование в данном возрасте продуктивной мотивации (спеть песню, станцевать танец, сыграть на детском музыкальном инструменте, воспроизвести простой ритмический рисунок.). Дети делают первые попытки творчества: создать танец, придумать игру в музыку, импровизировать несложные ритмы. Проявляют интерес к коллективным работам и могут договариваться между собой, хотя помощь педагога им все еще нужна.

Объем и срок освоения программы.

        Общее количество учебных часов, запланированных на период обучения  и необходимых для освоения программы стартового уровня - 108 часов в год. Продолжительность освоения программы – 1 год.

Программа включает в себя теоретическую и практическую часть. В теоретической части рассматриваются вопросы техники и тактики упражнений. В практической части углублено изучаются упражнения и комбинации.

Форма обучения – очная (Закон № 273-ФЗ, гл. 2, ст. 17, п. 2).

Особенности организации  образовательного  процесса.

        Для обучения по дополнительной общеобразовательной/ общеразвивающей программе «Гимнастика» принимаются все желающие (не имеющие медицинских противопоказаний) без предварительного отбора. Количество детей  в группе - 15. Состав группы разновозрастной, постоянный. Группы комплектуются в начале учебного года.

Режим занятий.  

Занятия проходят 3 раза в неделю.  Их продолжительность составляет 30 минут.

Планируемые результаты.

Личностные.

У учащихся будут воспитаны:

  • потребность в здоровом образе жизни;
  • организованность,  дисциплинированность,  четкость, аккуратность;
  • трудолюбие и стремление к достижению поставленной цели;
  • культура поведения, коммуникативные качества.

Метапредметные:

У учащихся будут развиты:

  • мотивация к познанию и творчеству;
  • двигательная сфера и физические качества: выносливость, ловкость, быстрота, гибкость, координация;
  • инициатива, активность, чувство товарищества, взаимопомощи.

Предметные:

  • развит интерес и потребность в физических упражнениях и играх;
  • обогащен словарный запас в области специальных терминах;
  • обучены  комплексу  элементарных упражнений с гимнастическими предметами;
  • обучены  основным двигательным действиям, уметь согласовывать движения с музыкой.

Формы аттестации: опрос, собеседование, практическая работа, творческая работа, викторина, практический показ.

Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов: журнал посещаемости, материал тестирования, анкетирования, фото, отзывы детей и родителей, аналитическая справка, аудиозапись, видеозапись, методическая разработка.

Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов: выступление, открытое занятие, отчет итоговый, праздник.

Материально-техническое обеспечение.

Необходимые составляющие реализации программы:

  • спортивный зал; ковровое покрытие;
  • гимнастические мячи; гимнастические палки;
  • скакалки, обручи;
  • скамейки гимнастические;
  • магнитофон, ноутбук.

Информационное обеспечение.

Фото выдающихся гимнасток России.

Аудиозаписи музыкальных произведений.

Перечень аудио-визуальных средств

1. Чемпионат России по художественной гимнастике.

2. Кубок мира по художественной гимнастике.

Перечень Интернет-ресурсов

  1. www.minsport.gov.ru
  2. www.sportgymrus.ru
  3.  http://doshkolnik.ru/

Кадровое обеспечение осуществляет педагог дополнительного образования, реализующий дополнительную общеобразовательную / дополнительную общеразвивающую программу «Гимнастика».

Учебный план

(первый год обучения, стартовый уровень)

№ п/п

Название раздела

Количество часов

Формы аттестации/ контроля

Теория

Практика

Всего

1.

Вводное занятие.

 Путешествие в сказочный мир гимнастики.

1

2

3

Собеседование

Практическая работа

Входной контроль

(тестирование)

2.

Упражнения в едином темпе:

2.1.Формирование осанки и равновесия.

2.2.Махи ногами.

6

18

24

Практический показ, практическая (творческая) работа, наблюдение,

опрос

3.

Упражнения на растягивание:

3.1. Упражнения на сохранение равновесия при уменьшенной площади опоры.

3.2. Упражнения на выполнение комплекса общеразвивающих упражнений с использованием мяча, скакалки.

3.3. Подвижные игры.      

6

18

24

Практическая работа (наблюдение, упражнение)

4.

Правила дорожного движения.

3

6

9

Опрос, практическая работа, викторина

5.

Выполнение упражнений в расслаблении мышц:

5.1. Упражнения с наклонами.

5.2.Подвижные игры на растяжку.

5.3. Упражнения на выполнение комплекса общеразвивающих упражнений с использованием ленты, обруча.

3

24

27

Практическая работа (наблюдение, упражнение)

6.

Упражнения на формирование осанки:

6.1. Ходьба на носках.

6.2. Ходьба с заданной осанкой.

6.3. Комплексы упражнений на контроль осанки в движении.

6.4. Элементы танцевальной и хореографической подготовки.

-

18

18

Практическая работа

(творческая работа)

7.

Итоговое занятие.

-

3

3

Итоговая аттестация

Итого:

19

89

108

Содержание учебного плана

Раздел 1. Вводное занятие (3 ч.). 

Теория: Создание непринужденной обстановки на занятии. Путешествие в сказочный мир гимнастики. Знакомство с гимнастическими предметами: мяч, скакалка, обруч, лента. Определение основных правил этики, безопасности и гигиены.

 Практика: Игра-знакомство: «Имена». Разминка из элементарных движений с разными гимнастическими предметами.  Игра: «Займи свой домик». Входной контроль.

Раздел  2. Упражнения в едином темпе (24 ч.)

2.1. Формирование осанки и равновесия.

Теория: Базовые положения при выполнении упражнений в партере (сидя, лежа, в приседе). Приёмы самостраховки.  Сохранение правильной осанки при выполнении упражнений для рук и ног в сочетании с покачиваниями на мяче.

Практика: Упражнения: «Крылышки», «Часики», «Ветер дует». Разминка с гимнастическими предметами.

2.2. Махи ногами.

Теория:  Осознанное овладение движениями, самоконтроль и самооценка при выполнении упражнений.

 Практика: Упражнения: «Пловец», «Спортсмен», «Гимнаст». Разминка с гимнастическими предметами.

Раздел  3. Упражнения на растягивание (24 ч.).

3.1. Упражнения на сохранение равновесия при уменьшенной площади опоры.

Теория:  Значение упражнений для укрепления мышечного корсета. Правильная осанка. Чувство равновесия и координация движений.

Практика: Упражнения: «Бабочка», «Елочка», «Снежинки», «Книга».

3.2. Упражнения на выполнение комплекса общеразвивающих упражнений с использованием мяча, скакалки.

Теория: Ориентирование в пространстве зала. Координация движений при выполнении движений в парах, в группе. Укрепление мышц рук, ног, спины.

Практика: Упражнения: «Покачайся», «Ходьба вокруг себя сидя на мяче», «Экскаватор», «Мостик».

Упражнения со скакалкой:  вращения одной рукой, вращения двумя руками,

 прыжки вперед.

3.3. Подвижные игры.

Теория: Развитие внимания, координации движений, формирование правильной осанки во время подвижных игр. Техника безопасности во время подвижных игр.

Практика: Подвижные игры:  «Гусеница», «Пингвины на льдине», «Снежная крепость», «Эстафеты».

Раздел  4. Правила дорожного движения (9ч.).

Теория: Дорожные знаки. Светофор.  Правила поведения на улице.

Закрепление знаний о правилах дорожного движения, о сигналах светофора, о значении сигналов (красный, желтый, зеленый).

Практика: Безопасная прогулка по улице от сада до школы. Рассказы по ПДД. Н. Носов «Автомобиль». Игра «Светофор».  Викторина «Изучаем ПДД».

Раздел  5. Выполнение упражнений в расслаблении мышц (27ч.).

Теория: Упражнения с наклонами. Подвижные игры на растяжку.

Практика: Упражнения: «Кошечка», «Зайка», «Лисичка». Подвижные игры «А ну ка, догони», «Ловишки», «Тучи и солнышко», «Успей догнать».

Упражнения с лентой:   взмахи, круги, змейка.

Упражнения с обручем:   вращения, «вертушка».

Раздел  6. Упражнения на формирование осанки(18 ч.).

Практика: Ходьба на носках. Ходьба с заданной осанкой. Комплексы упражнений на контроль осанки в движении.

Элементы танцевальной и хореографической подготовки.

Раздел  7. Итоговая аттестация (3ч.).

Практика: Подготовка к выполнению комплекса упражнений . Итоговый контроль: диагностика выполняемых упражнений.

Освоив стартовый уровень программы, дети должны знать:

  • правила поведения на занятиях;
  • некоторые специальные термины, названия гимнастических предметов;
  • что такое правильная осанка;
  • последовательность упражнений в гимнастической комбинации;
  • правила поведения на улице, сигналы светофора.

Освоив стартовый уровень программы, дети должны уметь:

  • правильно выполнять элементарные упражнения с гимнастическими предметами;
  • владеть своим телом, чувствовать себя уверенно при выполнении упражнений;
  •  следить за осанкой;
  • соблюдать правила игры;
  • согласовывать  свои движения с музыкой;
  •  выполнять  выученные упражнения не только в детском саду, но и самостоятельно в домашних условиях.

Методическое обеспечение программы

 Принципы и подходы к реализации программы:

- систематичность – занятия гимнастикой должны проводиться регулярно, в определенной системе, потому что регулярные занятия дают больший оздоровительный эффект, чем эпизодические;

- доступность - физическая нагрузка на занятиях гимнастикой должна быть доступна детям дошкольного возраста и соответствовать уровням подготовленности;

- активность – так как основной формой деятельности дошкольников является игра, необходимо использовать, как можно больше игр и игровых упражнений, благодаря которым, процесс обучения элементам гимнастики становиться разнообразными и интересным для детей;

- наглядность - для успешного прохождения материала по гимнастике, объяснение должно сопровождаться показом упражнений, а также на занятиях по гимнастике необходимо использовать наглядные пособия (рисунки, плакаты, инвентарь и т.д.);

- последовательность и постепенность - во время обучения детей элементам гимнастики и легкие упражнения должны предшествовать более сложным и трудным упражнениям, поэтому приступать к ним нужно только после хорошего освоения, правильного и уверенного выполнения предыдущих упражнений. Обучение гимнастике нужно начинать с освоения несложных движений по гимнастике: упражнения на растяжку, строевые упражнения. На занятиях по гимнастике нужно использовать игр, в которых используется элементы которые дети уже научились делать. Такие формы проведения занятий, повышают интерес к ним.

Методы обучения:

- словесные: объяснения, в форме образных выражений и сравнений, рассказ, беседы, команды, распоряжения и указания;

- наглядные: показ изучаемого движения в целостном виде, с разделением на части; анализ его с помощью наглядных пособий, видеосюжетов, жестов;

- практические: предусматривают многократное повторение движений сначала по элементам, а затем полностью; обучение в облегченных или усложненных условиях, изучение движений в игровой и соревновательной деятельности, выполнение контрастных движений.

Немаловажными в работе с детьми являются используемые методы воспитания - методы стимулирования и мотивации: создание ситуации успеха помогает ребенку снять чувство неуверенности, боязни приступить к сложному заданию. Метод поощрения, выражение положительной оценки деятельности ребенка, включает в себя как материальное поощрение (в форме призов) так и моральное (словесное поощрение, вручение грамот, дипломов).

Используемые методы способствуют обеспечению высокого качества учебно-воспитательного процесса и эффективному освоению учащимися знаний и навыков, развитию творческих способностей.

В качестве форм организации образовательного процесса по дополнительной общеобразовательной/общеразвивающей  программе применяются:

- игры;

- занятия;

- беседы;

- аудио и видео занятия;

- открытые занятия для родителей.

Средства обучения:

Общеразвивающие и специальные упражнения:

- комплекс подводящих упражнений;

- элементы из спортивной и художественной гимнастики.

Подготовительные упражнения без инвентаря, и с инвентарем:

- простые упражнения на тренировку запястий и голеностопа;

- различные упражнения на растяжку с педагогом, самостоятельно с упором о стенку, в парах;

- строевые упражнения с оттяжкой носка;

- упражнения «Лягушка», «Коробочка», «Крылышки», «Часики», «Ветер дует», «Пловец», «Спортсмен», «Гимнаст», «Бабочка», «Елочка», «Снежинки», «Книга»,  «Покачайся», «Ходьба вокруг себя сидя на мяче», «Экскаватор», «Мостик»,  Кошечка», «Зайка», «Лисичка».

Упражнения для разучивания техники выполнения упражнений с различными предметами.

Игры и игровые упражнения способствующие:

- развитию координации;

- формированию осанки;

- развитию гибкости;

- развитию выносливости;

- развитию чувства ритма.

Подвижные игры:  «А ну-ка, догони», «Ловишки», «Тучи и солнышко», «Успей догнать»,  «Гусеница», «Пингвины на льдине», «Снежная крепость», «Эстафеты».

Основной подход в обучении детей элементам гимнастике – учить гимнастике технически правильно, для того чтобы заложить прочную основу для дальнейших занятий, то есть учить детей техничным, согласованным и целесообразным движениям, а значит наиболее полезным для здоровья.

Педагогические технологии

К числу современных образовательных технологий, применяемых при реализации данной программы,  можно отнести:

  • Личностно - ориентированная технология (И. С. Якиманская).

Личностно-ориентированные технологии ставят в центр всей системы дошкольного образования личность ребенка, обеспечение комфортных условий в семье и дошкольном учреждении, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализация имеющихся природных потенциалов.

В первую очередь это проявление уважения к личности каждого ребенка, доброжелательное внимание к нему:

- обращение с детьми ласково, с улыбкой;

- стремление установить доверительные отношения, внимание к настроению ребенка, его желаниям, достижениям и неудачам;

- поощрение самостоятельности в выполнении режимных процедур, учет индивидуальных  особенностей ребенка.

  • Игровые технологии (Пидкасистый П.И., Эльконин Д.Б.).

Главная цель игровой технологии - создание полноценной мотивационной основы для формирования навыков и умений деятельности в зависимости от условий функционирования дошкольного учреждения и уровня развития детей. 

Обучение в форме игры может и должно быть интересным, занимательным.  Игра активизирует детей, повышает познавательный интерес,  вызывает эмоциональный подъём,  способствует развитию творчества.

  • Здоровьесберегающие  технологии (Н.К.Смирнов).

Целью здоровьесберегающих технологий является обеспечение ребенку возможности сохранения здоровья, формирование у него необходимых знаний, умений, навыков по здоровому образу жизни.

Особое значение в данном контексте  имеют: образовательные технологии (воспитания культуры здоровья дошкольников, личностно-ориентированного воспитания и обучения); обучения здоровому образу жизни (технологии использования физкультурных занятий, коммуникативные игры, система занятий из серии «Уроки гимнастики», проблемно-игровые, коррекционные (арт-терапия, технология музыкального воздействия, сказкотерапия, психогимнастики и др.).

  • Информационно-коммуникативная технология (Е.В. Астахова).

Цель:  формирование навыков работы с полученной информацией, развитие творческого мышления, мотивация к обучению. Применение информационной технологии помогает в подготовке гимнастических композиций, устранению недостатков в исполнении и совершенствовании навыков исполнительского уровня.  

  • ТРИЗ-педагогика (Г.С. Альтшуллер).

Цель ТРИЗ-педагогики - всестороннее развитие творческих способностей ребёнка.

ТРИЗ-педагогика является универсальным инструментарием, применимым во время обязательных занятий, игровой деятельности, режимных моментов; позволяет раскрыть индивидуальность каждого ребёнка; помогает почувствовать вкус успеха в достижении поставленных целей; стимулирует творчески активное самостоятельное мышление; развивает детскую фантазию, которая находит воплощение в игровой, практической, художественной деятельности.

Алгоритм учебного занятия

Основной формой организации учебной работы в гимнастике является занятие. Игра является основной формой обучения в дошкольном возрасте, поэтому на всех проводимых занятиях обязательно присутствуют элементы игры

Занятия по гимнастики делятся на три этапа:

 Подготовительный этап. Учащиеся подготавливаются к решению поставленных задач с помощью относительно легких упражнений.

 Разминка - включает несколько общеразвивающих упражнений для разогревания, упражнения на растяжку всех групп мышц.

 Основной этап. Выполняются несложные элементы художественной гимнастики.

 Заключительный этап - это игры и импровизации с изученными элементами под музыку. Выполняются упражнения, способствующие более быстрому протеканию восстановительных процессов, чтобы учащиеся могли перейти к последующей деятельности или отдыху.

В каждом отдельном занятии решаются образовательные, воспитательные и развивающие задачи.

Конечный результат занятия при прочих равных условиях зависит от того, в какой последовательности будут решаться поставленные задачи.

Базовые нормативно-правовые документы, учитываемые при разработке программы:

  • Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ,
  • Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-р),
  • Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеразвивающим программам (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 29.08.2013 № 1008),
  • Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей (утверждено постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41),
  • Общие требования к определению нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг в сфере образования, науки и молодежной политики, применяемых при расчете объема субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ) государственным (муниципальным) учреждением (утверждены приказом Министерства образования и науки РФ от 22.09.2015 № 1040),
  • Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (Приложение к письму Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 № 09-3242),
  • О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ (Приложение к письму Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки РФ от 14.12.2015 № 09-3564),
  • Примерные требования к программам дополнительного образования детей (Приложение к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей Министерства образования и науки РФ от 11.12. 2006 №06-1844),
  • Об учете результатов внеучебных достижений обучающихся (Приказ Министерства образования Московской области от 27.11.2009 № 2499),
  • Об изучении правил дорожного движения в образовательных учреждениях Московской области (Инструктивное письмо Министерства образования Московской области от 26.08.2013 № 10825 – 13 в/07).
  • Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (Приказ Минобрнауки России от 29 августа 2013 г. N 1008),
  • Устав МУ ДО ЦДТ  (Приказ комитета по образованию Администрации города Подольска от 14.04.2015 г. №412).

Список литературы для педагога

  1. Крючек Е.С.Аэробика. Содержание и методика проведения оздоровительных занятий: Учебно-метод. пос. - М.: Терра-Спорт, Олимпия Пресс, 2014. - 64 с.
  2. Овчинникова Т.С., Потапчук А.А. Двигательный игротренинг для дошкольников. - СПб. : Речь, 2015.- 176 с.
  3. Попова Е.Г., Общеразвивающие упражнения в гимнастике. - М.: Терра-Спорт, 2018. - 72 с.
  4. Сайкина Е.Г., Кузьмина С.В. «Фитбол-аэробика для детей «Танцы на мячах». Парциальная программа. - СПБ.: ООО «Издательство       «Детство - Пресс» 2016. - 160 с.
  5. Степаненкова Э.Я., Теория и методика физического воспитания и развития ребенка. - М.: Академия, 2015. - 67с.
  6. Шилкова И.К., Большев А.С. Здоровьеформирующее физическое развитие. М. 2014.- 80 с.

Список литературы для учащихся и родителей

  1. Степаненкова Э. Я., Сборник подвижных игр. - СПб.: Речь, 2016.- 104 с.
  2. Милюкова И. В., Гимнастика для детей.- Эксмо - Пресс, 2015. - 256 с.

Утверждаю:

Директор МУ ДО ЦДТ

                                                                                        __________ Огаркова С.В.

                                                                                      «____» ___________2019 г.

Календарный учебный график

Дополнительная общеобразовательная/ дополнительная общеразвивающая программа «Гимнастика»

(стартовый уровень)

год обучения:1

группа:1

п/п

Месяц

Число

Время проведения

занятия

Кол-во часов

Тема занятия

Форма контроля

1.

1

Вводное занятие.

 Путешествие в сказочный мир гимнастики.

Собеседование

2.

1

Знакомство с гимнастическими предметами: мяч, скакалка, обруч, лента. Определение основных правил этики, безопасности и гигиены.

Опрос, практическая работа

3.

1

Разминка из элементарных движений с разными гимнастическими предметами.  Игра: «Займи свой домик». Входной контроль.

Тестирование

4.

1

Упражнения в едином темпе. Формирование осанки и равновесия.

Практический показ

5.

1

Базовые положения при выполнении упражнений в партере (сидя). Приёмы самостраховки.  

Практический показ, практическая работа

6.

1

Базовые положения при выполнении упражнений в партере (сидя).

Практическая работа

7.

1

Базовые положения при выполнении упражнений в партере (сидя).

Практическая работа

8.

1

Базовые положения при выполнении упражнений в партере (лежа). Приёмы самостраховки.  

Практический показ, практическая работа

9.

1

Базовые положения при выполнении упражнений в партере (лежа).

Практическая работа (наблюдение, упражнение)

10.

1

Базовые положения при выполнении упражнений в партере (лежа).

Практическая работа(наблюдение, упражнение)

11.

1

Базовые положения при выполнении упражнений в партере (в приседе). Приёмы самостраховки.  

Практический показ, практическая работа

12.

1

Базовые положения при выполнении упражнений в партере (в приседе).

Практическая работа, практический показ

13.

1

Базовые положения при выполнении упражнений в партере (в приседе).

Практическая работа

14.

1

Сохранение правильной осанки при выполнении упражнений для рук и ног в сочетании с покачиваниями на мяче.

Практическая работа

15.

1

Упражнения: «Крылышки», «Часики», «Ветер дует».

Практическая (творческая) работа

16.

1

Упражнения: «Крылышки», «Часики», «Ветер дует».

Практическая работа

17.

1

Разминка с гимнастическими предметами.

Практическая (творческая) работа

18.

1

Разминка с гимнастическими предметами.

Практическая (творческая) работа

19.

1

Разминка с гимнастическими предметами.

Практическая (творческая) работа

20.

1

Махи ногами.

 

Практическая работа

21.

1

Осознанное овладение движениями, самоконтроль и самооценка при выполнении упражнений.

Практический показ, практическая работа

22.

1

Упражнения: «Пловец», «Спортсмен», «Гимнаст».

Практическая работа

23.

1

Упражнения: «Пловец», «Спортсмен», «Гимнаст».

Практическая работа

24.

1

Разминка с гимнастическими предметами.

Практическая (творческая) работа

25.

1

Разминка с гимнастическими предметами под музыку.

Практическая (творческая) работа

26.

1

Разминка с гимнастическими предметами под музыку.

Практическая (творческая) работа

27.

1

Разминка с гимнастическими предметами под музыку.

Практическая (творческая) работа

28.

1

Упражнения на растягивание.

Практическая работа, практический показ

29.

1

Упражнения на сохранение равновесия при уменьшенной площади опоры.

Практическая работа, практический показ

30.

1

Значение упражнений для укрепления мышечного корсета.

Практическая работа

31.

1

Правильная осанка. Чувство равновесия и координация движений.

Практическая работа, практический показ

32.

1

Упражнения: «Бабочка», «Елочка».

Практическая (творческая) работа

33.

1

Упражнения «Снежинки», «Книга».

Практическая (творческая) работа

34.

1

Упражнения «Снежинки», «Книга».

Практическая (творческая) работа

35.

1

Упражнения на выполнение комплекса общеразвивающих упражнений с использованием мяча, скакалки.

Практическая работа, практический показ

36.

1

Ориентирование в пространстве зала. Координация движений при выполнении движений в парах, в группе.

Практическая работа, практический показ

37.

1

Укрепление мышц рук, ног, спины.

Практическая работа, практический показ

38.

1

Упражнения: «Покачайся», «Ходьба вокруг себя сидя на мяче».

Практическая (творческая) работа

39.

1

Упражнения: «Экскаватор», «Мостик».

Практическая (творческая) работа

40.

1

Упражнения со скакалкой:  вращения одной рукой, вращения двумя руками,

 прыжки вперед.

Практическая работа, практический показ

41.

1

Упражнения со скакалкой:  вращения одной рукой, вращения двумя руками,

 прыжки вперед.

Практическая работа

42.

1

Подвижные игры.

Техника безопасности во время подвижных игр.

Практическая работа

43.

1

Развитие внимания, координации движений, формирование правильной осанки во время подвижных игр.

Практическая работа

44.

1

Подвижные игры:  «Гусеница», «Пингвины на льдине».

Творческая работа

45.

1

Подвижные игры:  «Снежная крепость», «Эстафеты».

Творческая работа

46.

1

Упражнения на выполнение комплекса общеразвивающих упражнений с использованием мяча.

Практическая работа, практический показ

47.

1

Упражнения на выполнение комплекса общеразвивающих упражнений с использованием мяча.

Практическая работа

48.

1

Упражнения на выполнение комплекса общеразвивающих упражнений с использованием мяча.

Практическая

(творческая)  работа

49.

1

Упражнения на выполнение комплекса общеразвивающих упражнений с использованием скакалки.

Практическая работа

50.

1

Упражнения на выполнение комплекса общеразвивающих упражнений с использованием скакалки.

Практическая

(творческая)  работа

51.

1

Подвижные игры.

Практическая

(творческая)  работа

52.

1

ПДД. Дорожные знаки.

Опрос

53.

1

Светофор.  Правила поведения на улице.

Опрос

54.

1

Закрепление знаний о правилах дорожного движения, о сигналах светофора, о значении сигналов (красный, желтый, зеленый).

Практическая

работа

55.

1

Безопасная прогулка по улице от сада до школы.

Практическая

работа

56.

1

Рассказы по ПДД.

Н. Носов «Автомобиль».

Опрос

57.

1

Рассказы по ПДД.

Н. Носов «Автомобиль».

Практическая

работа

58.

1

Игра «Светофор».

Практическая

работа

59.

1

 «Изучаем ПДД».

Викторина

60.

1

 «Изучаем ПДД».

Викторина

61.

1

Выполнение упражнений в расслаблении мышц.

Практическая работа, практический показ

62.

1

Выполнение упражнений в расслаблении мышц.

Практическая работа

63.

1

Упражнения с наклонами.

Практическая работа, практический показ

64.

1

Упражнения с наклонами.

Практическая работа

65.

1

Упражнения с наклонами.

Практическая работа

66.

1

 Упражнения: «Кошечка».

Практическая (творческая) работа

67.

Упражнения: «Зайка».

Практическая (творческая) работа

68.

1

Упражнения: «Лисичка».

Практическая (творческая) работа

69.

1

Подвижные игры «А ну- ка, догони».

Практическая (творческая) работа

70.

1

Подвижные игры «Ловишки».

Практическая (творческая) работа

71.

1

Подвижные игры «Тучи и солнышко».

Практическая (творческая) работа

72.

1

Подвижные игры «Успей догнать».

Практическая (творческая) работа

73.

1

Подвижные игры.

Творческая работа

74.

1

Подвижные игры.

Творческая работа

75.

1

Упражнения с лентой:   взмахи.

Практическая работа

76.

1

Упражнения с лентой:   взмахи.

Творческая работа

77.

1

Упражнения с лентой:   круги.

Практическая работа

78.

1

Упражнения с лентой:   круги.

Творческая работа

79.

1

Упражнения с лентой:   змейка.        

Практическая работа

80.

1

Упражнения с лентой:   змейка.

Творческая работа

81.

1

Упражнения с лентой:   взмахи, круги, змейка.        

Творческая работа

82.

1

Упражнения с обручем:   вращения.

Практическая работа

83.

1

Упражнения с обручем:   вращения.

Творческая работа

84.

1

Упражнения с обручем «вертушка».

Практическая работа

85.

1

Упражнения с обручем «вертушка».

Творческая работа

86.

1

Упражнения с лентой и обручем.

Творческая работа

87.

1

Упражнения с лентой и обручем.

Творческая работа

88.

1

Упражнения на формирование осанки.

Практическая работа, практический показ

89.

1

Упражнения на формирование осанки.

Практическая работа, практический показ

90.

1

Ходьба на носках.

Практическая работа

91.

1

Ходьба на носках.

Практическая работа

92.

1

Ходьба с заданной осанкой.

Практическая работа, практический показ

93.

1

Ходьба с заданной осанкой.

Практическая работа

94.

1

Комплексы упражнений на контроль осанки в движении.

Практическая работа, практический показ

95.

1

Комплексы упражнений на контроль осанки в движении.

Практическая работа

96.

1

Комплексы упражнений на контроль осанки в движении.

Практическая работа

97.

1

Элементы танцевальной и хореографической подготовки.

Практическая работа, практический показ

98.

1

Элементы танцевальной и хореографической подготовки.

Практическая работа

99.

1

Элементы танцевальной и хореографической подготовки.

Практическая (творческая работа) работа

100.

1

Составление танцевальных композиций.

Практическая работа, практический показ

101.

1

Составление танцевальных композиций.

Практическая работа, практический показ

102.

1

Составление танцевальных композиций.

Практическая работа

103.

1

Составление танцевальных композиций.

Творческая  работа

104.

1

Составление танцевальных композиций.

Творческая  работа

105.

1

Составление танцевальных композиций.

Творческая  работа

106.

1

Итоговая аттестация.

 Подготовка к выполнению комплекса упражнений.

Итоговый контроль

107.

1

Итоговый контроль: диагностика выполняемых упражнений.

Итоговый контроль

108.

1

Итоговый контроль: диагностика выполняемых упражнений.

Итоговый контроль


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка «Новогодняя игрушка-открытка» (мастер-класс для детей и родителей) к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе дополнительного образования детей "Декоративно-прикладное творчество" для детей 7-10 лет

В основу данной  методической разработки положен собственный  практический  опыт  применения  различных материалов и техник декорирования на занятиях по декоративно-прикладном...

РЕЦЕНЗИЯ на дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу социально-педагогической направленности «Школа молодого журналиста» (автор-разработчик – педагог дополнительного образования Анна Сергеевна Головлева)

Представленная к рецензированию общеобразовательная программа направлена на популяризацию в детско-юношеской и молодежной среде профессии журналиста. В настоящее время в обществе к сфере деятельности ...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Сюрприз" педагога дополнительного образования высшей квалификационной категории Лисовой Веры Витальевны

Программа деятельности творческого объединения "Сюрприз", которая заняла 3 место во Всероссийском заочном конкурсе дополнительных общеразвивающих программ для организации отдыха детей и их оздоровлени...

Методические рекомендации к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе для педагогов дополнительного образования 2017 год (Грисюк В.В.)

Предложенные рекомендации направленны на коррекцию ДООП педагогов дополнительного образования в соответствии с требованиями 2017 года....

Проверочные работы по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Коррекция дисграфии на почве нарушений языкового анализа и синтеза, осложненной дизорфографией, у учащихся 2-3 классов общеобразовательной школы»

Каждый этап коррекционной программы по требованию ФГОС должен завершаться проверочной работой. Представленные материалы позволяют оценить уровень усвоения морфологического анализа и синтеза в баллах....

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая Программа социально-педагогической_направленности «Пресс-центр» Возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа: 10-12 лет Срок реализации дополнительной образовательной прог

Программа «Пресс-центр» ориентирована на активное приобщение детей и подростков к журналистскому творчеству и носит образовательный характер.Цель программы – создание необходимых усл...

Сведения о качестве дополнительного образования в наглядных формах представления результативности реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы художественной направленности «Декоративно-прикладное творчество"

         Главным результатом реализации программы является создание каждым ребенком своего оригинального продукта, а главным критерием оценки учащегося является не стол...