Проект"Физическая культура для учащихся с бронхиальной астмой».
проект по физкультуре (5 класс)

Двухименная Наталья Николаевна

Глава 1. Общая характеристика заболевания «бронхиальная астма»
1.1.Строение дыхательной системы……………………………………………………4

1.2.Описание заболевания………………………………………………………………4
1.3.Причины астмы ……………………………………………………………………..5
1.4. Статистика по данной болезни…………………………………………………….6
1.5. Методы борьбы с бронхиальной астмой …………………………………………7
Глава 2. Исследование вопроса физической активности(?) учащихся с бронхиальной астмой.
2.1. Совместимость бронхиальной астмы и физической культуры……………….9
2.2. Организация работы с учащимися, страдающими от астмы на уроках физической культуры. Опрос учителей физической культуры……………………………………10
2.3. Как обеспечить условия для физической активности для учащихся с диагнозом «бронхиальная астма». Комплекс упражнений…………………………………….11
3. Заключение………………………………………………………………………..…11

Приложения
Список литературы……………………………………………………………………...13
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_dambieva_a5g.docx41.78 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №23»

Исследовательская работа на тему:

«Физическая культура для учащихся с бронхиальной астмой».

                                                            Авторы: Дамбиев Арслан,

                                                                                                                     учащиеся 6 «Г»

Научный руководитель: Двухименная Наталья Николаевна

        

        

2022г.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………………….3
Глава 1. Общая характеристика заболевания «
бронхиальная астма»
1.1.Строение дыхательной системы……………………………………………………4

1.2.Описание заболевания………………………………………………………………4
1.3.Причины астмы ……………………………………………………………………..5
1.4. Статистика по данной болезни…………………………………………………….6
1.5. Методы борьбы с бронхиальной астмой …………………………………………7
Глава 2. Исследование вопроса физической активности(?) учащихся с бронхиальной астмой.
2.1. Совместимость
бронхиальной астмы и физической культуры……………….9
2.2. Организация работы с учащимися, страдающими от астмы на уроках физической культуры. Опрос учителей физической культуры……………………………………10
2.3. Как обеспечить условия для физической активности для учащихся с диагнозом «
бронхиальная астма». Комплекс упражнений…………………………………….11
3. Заключение………………………………………………………………………..…11

Приложения
Список литературы……………………………………………………………………...13

Введение.

Эта тема актуальна, так как бронхиальная астма является одной из главных проблем в медицине на сегодняшний день. Это связано с высоким уровнем распространения данного заболевания. Главными проблемами являются: снижение качества жизни пациентов с бронхиальной астмой, утрата трудоспособности , возможность получения инвалидности и высокие показатели смертности. Заболевание оказывает огромное влияние на уровень и характер профессиональной деятельности. Его тяжелые формы сопровождаются нарушением функций не только органов дыхания, но и других систем Это одно из самых распространённых заболеваний человечества, которому подвержены люди всех возрастов. В настоящее время число больных бронхиальной астмой во всем мире достигло 300 миллионов человек. В большинстве регионов продолжается рост заболеваемости. По данным Всемирной организации здравоохранения (далее – ВОЗ) каждая из 250 смертей в мире происходит по причине бронхиальной астмы, причём, большую часть из которых можно было бы предотвратить. Анализ причин смерти от бронхиальной астмы свидетельствует о недостаточной базисной противовоспалительной терапии у большинства больных и несвоевременно оказанной неотложной помощи при обострении. Ещё больше человек вынуждены постоянно посещать больницу.

Нас  заинтересовало: много ли в нашей школе, детей с бронхиальной астмой  ? И может ли такая категория учащихся заниматься спортом?

Объект исследования: учащиеся с бронхиальной астмой  .

Предмет исследования: условия для физической активности учащихся с диагнозом бронхиальной астмой .

Цель исследования: выяснить, можно ли заниматься физической культурой детям с  бронхиальной астмой  

Задачи исследования:

Изучить найденную информацию о бронхиальной астме  .

Выявить, сколько учащихся в моей школе имеют такой диагноз.

Узнать, разрешены ли физические нагрузки учащимся с диагнозом бронхиальной астмой  .

Разработать комплекс дыхательных упражнений на основе ресурсов Интернет и рекомендаций школьного специалиста по ЛФК.

 Гипотеза: учащимся с бронхиальной астмой можно создать условия для физической активности.

Методы исследования:

Изучение теоретической информации (учебная литература, статьи, публикации в сети Интернет).

Беседа с учителями физической культуры и  школьным специалистом по ЛФК.

Анализ полученной информации.

Практическая значимость работы: наша работа может использоваться для учащихся с ограничениями физических нагрузок (диагноз «бронхиальная астма») для их родителей и учителей физической культуры.

1.1. Строение дыхательной системы. 

 Дыхание является главнейшим источником жизни. Человек может прожить без пищи и воды несколько дней, но без воздуха самое большее - несколько минут. При недостаточном поступлении воздуха сердце и иммунная система начинают работать активнее, предотвращая тем самым проникновение инфекции и недостаток кислорода. Дыхательная мускулатура и диафрагма человека работают, подчиняясь его воле и сознанию, поэтому для освоения правильного дыхания крайне важно знание устройства и механизма работы органов дыхания.

Дыхательный аппарат состоит из верхних дыхательных путей (полость носа, носоглотка, гортань), трахеи, бронхов, легких, плевры, грудной клетки с дыхательными мышцами, нервной, сосудистой и лимфатической систем. 

Основная дыхательная мускулатура состоит из межреберных, лестничных мышц и диафрагмы. При вдохе дыхательная мускулатура поднимает грудную клетку, диафрагма сокращается и уплотняется. Вследствие этого процесса объем легких увеличивается и воздух как через насос проникает в легкие. Выдох является пассивным процессом, при котором дыхательные мышцы расслабляются, диафрагма поднимается вверх и воздух свободно выводится из организма. Первоочередными причинами сбоя в работе дыхательной системы являются табакокурение, алкоголизм, наркомания и загрязнение окружающей среды.

1.2. Описание заболевания.
 Слово «астма» в переводе с греческого означает «удушье», «тяжелое дыхание». Бронхиальная астма — это хроническое воспалительное заболевание дыхательных путей, проявляющееся приступами одышки, которые зачастую сопровождаются кашлем и могут перерастать в приступы удушья. Это происходит из-за того, что дыхательные пути чрезмерно реагируют на разные раздражители. При их воздействии возникают отек и спазм бронхов, в этот момент бронхиальная слизь вырабатывается в большом количестве. Это затрудняет нормальное прохождение воздуха по дыхательным путям во время дыхания. Заболевание чаще протекает в классической форме: в виде приступов удушья, чередующихся с периодами ремиссии. Бронхиальная астма встречается у людей всех возрастов, однако чаще всего она проявляется у детей — половина из них потом «перерастает» свою болезнь.

1.3. Причины астмы.

 В зависимости от причины возникновения приступа астмы можно отметить  до 10 вариантов заболевания. Вот основные из них.

 Аллергическая (атопическая) астма .Показателем того, что бронхиальная астма носит аллергический характер, является то, что обострения возникают при контакте с определенными аллергенами газы и носят сезонный характер. Вызвать приступ бронхиальной астмы могут :пыльца, шерсть, домашняя пыль, некоторые продукты(большое количество жареного мяса, копченостей, цитрусовых, шоколада), табачный дым, средства бытовой химии, мыло, парфюмерия, выхлопные газы и другие резкие запахи. Приступ аллергической астмы у человека нередко сопровождается насморком, симптомами вегетативной дистонии, крапивницей.

Также к причинам распространения этой болезни относятся: плохая экологическая обстановка, неблагоприятные факторы труда и быта, перенаселенность городов, бетонные здания с железобетонными конструкциями, облицованными «не дышащими» магнитоемкими материалами, несбалансированное питание, нарушения иммунитета, изменения генетического материала населения, длительное психоэмоциональное напряжение, характерное для современной жизни.

Наследственная предрасположенность. Имеет место, когда родственники страдали астмой или такими аллергическими проявлениями, как крапивница, нейродермит, экзема, пыльцевые ринит и конъюнктивит, непереносимость некоторых видов лекарств или пищевых продуктов.

Инфекционно зависимая бронхиальная астма. Возникает у предрасположенных лиц от частых вирусных инфекций, в результате хронического бронхита или повторных пневмоний. У здорового человека простудные заболевания не должны быть частыми. В противном случае это говорит об определенном дефекте иммунной защиты «врожденного» или приобретенного характера.

Симптомы бронхиальной астмы могут также проявиться через несколько минут после физической нагрузки — это могут быть, например, физические упражнения, связанные с вдыханием холодного, сухого воздуха — такие как бег на улице зимой. В таких случаях говорят об астме физического усилия . Существуют виды физической нагрузки, наиболее «астмогенные» (игра в футбол, баскетбол, бег) и наименее «астмогенные» (плавание, подъем тяжестей).  

Приступ, возникающий при приеме аспирина или других противовоспалительных препаратов свидетельствует о так называемой аспириновой астме.

Психогенная астма. Возникает при длительным психоэмоциональном перенапряжении или однократном тяжелом психическом потрясении. У этой группы больных невротические симптомы выражены особенно ярко.

Если проводится адекватное лечение бронхиальной астмы, воспаление может уменьшиться на длительное время, а частота возникновения симптомов болезни стать минимальной: исчезают также сопутствующие проблемы, связанные с бронхиальной астмой.

1.4. Статистика по данной болезни.

Сейчас более 300 млн. человек в мире страдает этим заболеванием и число их постоянно возрастает. Причем распространенность данного заболевания касается не только бедных, малоразвитых стран, но и ведущих мировых держав: Канады, Северной Америки, Австралии, Ирландии, Бразилии.. В России, по официальным данным Минздрава, уровень заболеваемости астмой среди детей составляет 15%, среди взрослых - 10%. К началу 21-го века уровень смертности в мире по сравнению с 90-ми годами вырос в 9 раз! И около 80% детских смертей при бронхиальной астме приходится на возраст от 11 до 16 лет!

Легко ли жить в Якутии людям с астмой и другими болезнями легких? По статистике болезни легких и респираторные инфекции занимают в Якутии четвертое место по количеству смертельных исходов после травм, онкологических и сердечно-сосудистых заболеваний.Экстремально холодный климат и долгий зимний период как нельзя лучше способствуют возникновению подобного рода заболеваний. У нас климат холодный и сухой..Число больных бронхиальной астмой в Якутии за семь лет выросло практически в полтора раза. Если в 2008 году количество больных бронхиальной астмой составляло 1412 детей, то в 2014 году их количество уже составляет 2063. Сегодня  бронхиальная астма выявлена у 12 % школьников. В столице республики открылся Центр респираторной профилактики, в котором и дети, и взрослые могли бы совершенно бесплатно пройти диагностику и профилактическое лечение.

         Ежегодно в первый вторник мая  отмечается Международный день астмы, который провозглашен Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) и проводится с целью привлечь внимание общественности всего мира к проблеме астмы.

1.5.  Методы борьбы с бронхиальной астмой . Пульмонологи всего мира придерживаются единой стратегии диагностики и лечения бронхиальной астмы, разработанной Всемирной Организацией Здравоохранения. Ежегодно выпускаются новые эффективные препараты, совершенствуются способы доставки лекарственных средств в бронхи. В советское время астму преимущественно лечили таблетками и инъекциями. Сейчас же основным методом лечения является ингаляционное введение препаратов. Существует множество всемирных и национальных программ по борьбе с этим заболеванием. По инициативе председателя Российского респираторного общества А.Г. Чучалина в1997 г. ведущими российскими педиатрами была разработана первая Национальная программа «Бронхиальная астма у детей. Стратегия лечения и профилактика». Национальная программа, также как стратегии других стран в области бронхиальной астмы, не является застывшим документом. Она закономерно изменяется в связи с достижениями науки с учетом территориальных и социальных условийВ нашем проекте мы рассматриваем дополнительные меры борьбы с БА.

а) Респираторная терапия

Физическая реабилитация детей с БА обязательно включает различные аспекты респираторной терапии. Цель тренировки дыхания с помощью различных методик преследует, в частности, повышение устойчивости к гипоксическим   воздействиям. Сознательный контроль дыхания – один из самых древних методов борьбы со стрессом и функциональными нарушениями дыхания. Обучение управлению дыханием включает гиповентиляционные упражнения (волевое управление дыханием – метод Бутейко, упражнения йогов), дыхание через сопротивление, медленный удлиненный вдох, пассивный выдох, звуковую гимнастику..Прежде чем приступить к оздоровлению организма с помощью дыхательной гимнастики, следует научиться дышать правильно.

Дыхание через нос имеет естественную природу, потому что слизистая оболочка носа согревает, фильтрует и увлажняет воздух. Этого не происходит, когда дыхание производится через ротовую полость.

Список противопоказаний невелик:

  •  сопутствующая сердечно-лёгочная недостаточность (ЧСС выше 120, частота дыхания более 25 в минуту);
  • острые инфекционные и вирусные заболевания с температурой тела 38 о С и более

Систематические занятия способствуют улучшению качества жизни больного.

б) Диетотерапия

Положительное влияние на течение бронхиальной астмы оказывает индивидуально подобранная диета с исключением из рациона аллергенных продуктов, специфичных для данного больного. Астматикам нельзя употреблять в пищу продукты, которые содержат большое количество красителей и консервантов. Рекомендуется употреблять кисломолочные продукты. Рекомендации по диетотерапии при бронхиальной астме в Приложении 1.

в) Массаж и вибромассаж

Массаж направлен на уменьшение выраженности бронхоспазма, гиперреактивности бронхов, увеличение количества отделяемой мокроты, повышение силы и выносливости дыхательной мускулатуры.

г) Лечебная физкультура

Хороший эффект у детей дают общеразвивающие упражнения, упражнения на расслабление и координацию:мышцы, участвующие в выдохе, обретают достаточную силу и выносливость, нормализуется кровообращение.

д) Спелеотерапия и горноклиматическое лечениеГордость первого в Якутии центра респираторно-восстановительного лечения — комната спелеотерапии, стены которой облицованы целебной соляной плиткой, при помощи которой воспроизводится лечебная воздушная атмосфера подземных пещер. У пациентов уменьшается частота и тяжесть приступов удушья,  снижается количество употребляемых препаратов .

е ) Физиотерапия

.Магнитотерапия (магнитофоры, магнитныеполя)оказывает иммунокорригирующий эффект, улучшает функцию внешнего дыхания и бронхиальную проходимость.Перспективна и лазерная терапия. Показано, что низкоинтенсивное лазерное излучение ближнего инфракрасного диапазона обладает бронхорасширяющим действием, улучшает легочный кровоток, корригирует процессы перекисного окисления липидов и иммунологические показатели.

Ж) Фитотерапия

При бронхиальной астме применяются растения, которые относят к группе препаратов, обладающих противовоспалительными свойствами: алтей лекарственный, девясил высокий,зверобойпродырявленный,календулалекарственная,подорожникбольшой и др.

З) Психотерапия

Выявление психологических особенностей больных, своевременная диагностика и психотерапевтическая коррекция нервнопсихического статуса больного являются необходимыми компонентами терапии БА у детей. Работа психолога, начатая на ранних этапах заболевания, способствует преодолению раздражения и депрессии, связанных с хроническим течением болезни, и страха перед физической нагрузкой.

Глава 2. Исследование вопроса физической активности учащихся с бронхиальной астмой.
2.1. Совместимость бронхиальной астмы и физической культуры

С одной стороны занятия спортом могут спровоцировать развитие приступа бронхиальной астмы, а с другой стороны, дозированные нагрузки и грамотно подобранные тренировки укрепляют все мышцы и подготавливают организм к нехватке кислорода, что обеспечивает легкою степень течения заболевания. На начальном этапе заболевания одышка пропадает после получасового отдыха от нагрузки, а при запущенной болезни ликвидация приступов возможна только лекарственными препаратами, предназначенными для расширения бронхов. Тактика лечения астмы физического усилия. Для ликвидации симптоматики заболевания необходимо систематически тренировать дыхательную систему. Врачи рекомендуют посещать бассейн, заниматься  гимнастикой или делать несложные спортивные упражнения. При этом наращивание нагрузки должно быть постепенным, а перегрузка организма категорически запрещена. До начала введения тренировок нужно проконсультироваться с квалифицированным врачом и произвести лечебные мероприятия. Перед каждым занятием необходимо применять ингаляцию с бронхолитическими препаратами (Беротек,  Сальбутамол и др.). Всего один  вдох препарата значительно уменьшит нагрузку на бронхи и дыхательную систему в целом. Вновь напомним о необходимости  следить ,чтобы дыхание осуществлялось носом. Носовое дыхание предупредит расстройства дыхательной системы.

Жить с астмой физического напряжения довольно легко, нужно лишь соблюдать ряд рекомендаций:

  1. Перед нагрузкой использовать ингалятор. Его всегда нужно носить с собой в спортзал. После активного напряжения организма не стоит сразу покидать спортзал, лучше посидеть спокойно и постепенно выйти из активного состояния.
  2. В холодные сезоны года и в периоды цветения растений очень важно защитить дыхательную систему, особенно аллергикам. Если вы простудились, то лучше избегать напряжения дыхательной системы – ходите более размеренно, и меньше напрягайте организм.
  3. Помните, что астма нагрузки не подразумевает отказ от занятий спортом. Своевременно выявив болезнь, осуществляется профилактическое лечение, цель которого укрепить иммунитет. При окрепшем иммунитете можно без опасений заниматься любым спортом, а о симптомах заболевания не вспоминать.
  4. Пациентам с астмой физического усилия нужно регулярно выполнять вышеописанные упражнения, а также активно тренировать дыхательную мускулатуру. Результативным будет посещение бассейна и надувание воздушных шаров.
  5. Профилактика данного заболевания также подразумевает исключение утренних и поздних вечерних занятий. Это связано с тем, что в период 19:00-7:00 блуждающий нерв вагус увеличивает возможность бронхоспазма и самого приступа.

Виды спорта, рекомендуемые для астматиков.Опираясь на механизм развития бронхиальной астмы, специалисты рекомендуют выбирать такие виды спорта:

  • плавание;
  • танцы;
  • легкая атлетика;
  • аэробика;
  • волейбол/баскетбол;
  • айкидо, дзюдо или ушу

Любые физические упражнения рекомендуется осуществлять исключительно на стадии ремиссии. Также необходимо не забывать, что тяжелое течение заболевания полностью исключает активные формы спорта, не зависимо от наличия приступов .Врачи не рекомендуют прибегать к зимним видам спорта и бегу на различные расстояния, ведь эти разновидности спорта подразумевают постоянную, сильную и долгосрочную физическую нагрузку с немалым напряжением органов дыхания.

2.2. Организация работы с учащимися страдающими от астмы на уроках физической культуры. Опрос учителей физической культуры.

Статистика заболеваний по МБОУ « СОШ №23»:29 учащихся с диагнозом «бронхиальная астма».

Для учащихся с данным заболеванием на уроках снижены физические нагрузки. Дети постоянно находятся под контролем учителя. Им заменяют беговые упражнения  на альтернативные (вращение обруча, висы, упражнения с мячом и т.д.).Учащиеся с БА посещают школьный бассейн , им доступны занятия со специалистом по ЛФК.

2.3. Как обеспечить условия для физической активности для учащихся с диагнозом «бронхиальная астма». Комплекс упражнений.
Современная медицина  максимально использует технику методов Бутейко К. и Стрельниковой А.Н.

Система Бутейко. Этот метод был изобретён в 1952 году учёным-физиологом Константином Бутейко и успешно используется по сей день. Автор считает, что такие заболевания, как бронхиальная астма, различные аллергии, гипертоническая болезнь, ишемическая болезнь — происходят из-за гипервентиляции организма. Суть методики заключается в увеличении времени между вдохами — уменьшении числа дыханий в минуту. В паузах между вдохами организм отдыхает, и накапливается недостающий углекислый газ.

Метод Стрельниковой

Главным методом дыхания у Стрельниковой является «дыхание в спину». Основа здесь – это короткие и частые вдохи через нос с максимальными усилиями грудной клетки, совмещёнными с определённым движением. Выдох же более долгий, свободный и расслабленный. Этот метод способствует большему поступлению воздуха в легкие, что соответственно насыщает кровь кислородом и улучшает дыхательную функцию.  (Приложение 2)

Дыхательная гимнастика йогов

На востоке правильному дыханию издревле уделялась важная роль. Йоги называют его «полным». Полное дыхание – это такое дыхание, когда в акте вдоха и выдоха задействованы все части лёгкого и прилегающей мускулатуры.

3.Заключение

Однозначно можно сказать, что спорт и физические упражнения при бронхиальной астме у детей принесут только положительный результат лечения, если будут использоваться в нормированной нагрузке. Ведь растущий организм просто нуждается в физической напряженности, которая поможет тренировать диафрагму и мышцы тракта дыхательной системы. Любая активность ребёнка сделает течение заболевания более легким и быстрым, а также минимизирует негативную симптоматику. Однако необходимо помнить, что заниматься спортом ребенку можно только в комбинации с базисной терапией заболевания и исключительно после разрешения пульмонолога и лечащего доктора. Детям с астматической симптоматикой рекомендуется заниматься теми видами спорта, которые отвечают за развитие плечевого пояса и дыхательных мышц.

Таким образом,  подтвердилась наша гипотеза о том, что  учащимся с БА можно заниматься физической культурой.

(Приложение 1) Рекомендации по диетотерапии при бронхиальной астме. Ограничиваются: манная крупа, макаронные изделия, цельное молоко и сметана (только в блюдах), творог, йогурты, с фруктовыми добавками, куры, ранние овощи, морковь, свекла, репа, лук, чеснок, огурцы, баклажаны, фрукты, ягоды (вишня, слива, черника, черная смородина, бананы, брусника, клюква, ежевика), отвар шиповника, сливочное масло, хлеб из высших сортов. Исключаются: бульоны, острые, соленые, жареные блюда, копчености, пряности, сосиски, сардельки, ветчина, печень, рыба, икра, морепродукты, я йца, сыры, мороженое, майонез, кетчуп, овощи (редиска, редька, щавель, шпинат, томаты, болгарский перец, квашеная капуста, соленые и маринованные огурцы)ыня, арбуз, грибы, орехи, фрукты и ягоды (цитрусовые, земляника, клубника, малина, виноград, абрикос, персик, гранат, облепиха, киви, ананас), маргарин, газированные фруктовые напитки, квас, кофе, какао, кисели, мед, шоколад, карамель, зефир, пастила, жевательная резинка, торты, кексы, свежая выпечка.

(Приложение 2).

Основной комплекс упражнений по методике Стрельниковой

  1. Ладошки – упражнение для разминки. Встать прямо, спокойно, свободно. Локти опустить, ладони поднять и раскрыть. Совершить активный, вдох и в этот момент сжать кулаки. Выдох сопровождается открытием ладоней. После четырех таких вдохов можно сделать паузу на несколько секунд, затем продолжать.
  2. Погончики. При этом упражнении руки находятся на уровне пояса и сжаты в кулаки. При вдохе человек толкает руки книзу, словно отжимаясь. При выдохе — ИП. Желательно сделать восемь вдохов подряд, потом пауза на несколько секунд.
  3. Насос. ИП: прямо с опущенными руками. Вдох выполняется при наклоне, человек делает вид, что «нюхает пол». При этом важно, чтобы спина была круглой, максимально расслабленной, свободной. Шея должна быть опущена, не напряжена. Выдох делается, когда человек выпрямляется.
  4. Кошка. Движения слегка похожи на танцевальные: совершается полуприсед с разжиманием и сжатием кулаков. Вдох так же соответствует сжиманию ладоней, а выдох разжиманию.
  5. Обними плечи. Упражнение максимально соответствует названию: каждая рука тянется к противоположному плечу, обхватывая себя спереди. Вдох, как обычно, совершается в момент объятия, а на выдохе выполняются махи руками.
  6. Большой маятник. Сочетание двух упражнений: «Насоса» и «Обними за плечи».
  7. Повороты головы. Вдох осуществляется при повороте головы на 90 градусов по отношению к прямому положению, то есть подбородок и плечо должны оказаться на одной линии. Сами плечи неподвижны.
  8. Ушки. Теперь голова кивает, на одно движение – два вдоха в верхней точке и в нижней.
  9. Малый маятник. Теперь голова движется как маятник. Ухо прикасается (или почти прикасается) то к одному плечу, то к другому. Плечи при этом не должны двигаться. . Вдох и у левого плеча, и у правого.
  10. Перекаты. ИП –  правую ногу вперед. Упражнение заключается в перенесении тяжести с правой ноги на левую. С активными вдохами и пассивными выдохами это хорошо сочетается. Человек как бы покачивается, стоя на месте. Затем поменять ноги местами и повторить упражнение.
  11. Шаги. Ходьба на месте с высоко поднятыми коленями. Вдох совершается при поднятом колене, выдох при опущенном.

Литература.

1.Национальная программа «Бронхиальная астма у детей. Стратегия лечения и профилактика».3е изд., испр. и доп. — М.: Издательский дом «Атмосфера», 2008. — 108 с., и

2.Тащилина А. Н., Климов А. В., Денисов Е. Н. Анализ динамики заболеваемости бронхиальной астмой в Оренбургской области // Молодой ученый. — 2018. — №49.

3. https://baikal24-sport.ru Газета «Байкал24 спорт»

4. http://forum.ykt.ru/

5. Read more: http://smartnews.ru/

6. http://bronhial.ru

7. http://allergycentr.ru/dyhatelnaja-gimnastika-strelnikovoj-pri-bronhialnoj-astme.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по физической культуре для учащихся 1-4 классов по 3-часовой программе В.И.Ляха "Физическая культура.1-4 классы."

В соответствии с Концепцией структуры и содержания в области физической культуры предметом обучения в начальной школе является двигательная деятельность с общеразв...

Рабочая программа по физической культуре для учащихся 8 классов по 3-часовой программе В.И.Ляха "Физическая культура 5-9 классы"

Физическая культура- обязательный учебный предмет, который изучают в общеобразовательных учреждениях. Уроки по физической культуре являются основной формой физического воспитания, на которых ученики п...

Рабочая программа по физической культуре для учащихся начальных классов. Разработчик: учитель физической культуры Сучкова Галина Владимировна

В программе представлены материалы по развитию и обучению физической культуре детей начальных классов....

План-конспект урока по физической культуре для учащихся 1 курса на тему "Строевые упражнения.Акробатика.Группировки,перекаты,стойки,равновесие.Вольные упражнения без предмета. УМК "Физическая культура" под ред. В.И. Лях.

План-конспект урока по физической культуре для учащихся 1 курса на тему "Строевые упражнения.Акробатика.Группировки,перекаты,стойки,равновесие.Вольные упражнения без предмета. УМК "Физическа...

Проект по физическому развитию в ДОУ. «В здоровом теле - здоровый дух». Направление проекта: «Физическая культура»

Проект по физическому развитию в ДОУ  «В здоровом теле - здоровый дух».     Направление проекта: «Физическая культура» В последние годы одной из о...