Программа внеурочной деятельности "Баскетбол"
рабочая программа по физкультуре (10 класс)

Иван Адамович Шлаузер

Программа внеурочной деятельности "Баскетбол"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство  образования и науки  Алтайского края

Муниципальное казённое образовательное учреждение «Ребрихинская средняя общеобразовательная школа» Ребрихинского района Алтайского края

Принята на заседании методического объединения

От «27» декабря  2019г

Протокол № 3

Утверждаю

Директор школы:        Н.Н.Шрейдер

Приказ № 364 «28»  декабря 2019г

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности

«Баскетбол»

Возраст обучающихся: 15-16 лет

 

Автор-составитель:

Шлаузер Иван Адамович,

педагог дополнительного образования

с.Ребриха, 2019 год

Пояснительная записка

Актуальность образовательной программы.

Занятия физической культурой и спортом являются одним из важнейших факторов для развития гармоничной личности. Понятие гармоничной личности определяет физическое, духовное и нравственное развитие человека. В наше время массовый детский спорт приобрел новую и весьма важную социальное значение. Важным показателем качества образования является здоровье обучающихся. Программа «Баскетбола» направлена в первую очередь на укрепление здоровья и увеличения функциональных возможностей организма (развитие силы, выносливости и быстроты) учащихся. По средствам баскетбола также развиваются волевые и лидерские качества, смелость, активность, целеустремленность, умение работать в коллективе. Также важной задачей является пропаганда здорового образа жизни, отвлечение детей от пристрастий к вредным привычкам.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности «Баскетбол» (далее – программа) предназначена для спортивных секций общеобразовательных учреждений. Данная программа является программой дополнительного образования, предназначенной для внеурочной формы дополнительных занятий по физическому воспитанию общеобразовательных учреждений.  Применяется в общеобразовательных учреждениях, где используется программа В.И. Ляха, А.А. Зданевича.

Программа основывается на знаниях и умениях учащихся, полученных при освоении общеобразовательного курса по физической культуре, и предполагает более углубленное изучение теоретических и тактических основ игры в баскетбол и является программой базового уровня. В процессе изучения у учащихся формируется потребность в систематических занятиях физическими упражнениями, учащиеся приобщаются к здоровому образу жизни, приобретают привычку заниматься физическим трудом, умственная нагрузка компенсируется физической. Игра в баскетбол направлена на всестороннее физическое развитие и способствует совершенствованию многих необходимых в жизни двигательных и морально-волевых качеств.

Программа разработана для занятий юношей и девушек в возрасте 15-16 лет с учетом их половозрастных особенностей. Отбор учащихся для освоения программы предусматривает отсутствие медицинских противопоказаний занятиями баскетболом, наличие первоначальных знаний и практических основ игры в баскетбол.

Занятия проводятся отдельно с группой девушек и группой юношей. При организации занятий физическая нагрузка и длительность выполнения упражнений регулируется с учетом пола и уровнем подготовленности учащихся.

Занятия проводятся в форме практических тренировок с обязательным подкреплением теоретическими знаниями. Теоретические занятия проводятся в форме 10-ти минутных бесед в процессе практических занятий, а также в форме отдельного занятия. Предполагается использование  групповой и индивидуальной формы обучения.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности «Баскетбол»  рассчитана на 34 часа в год: по одному часу в неделю.

 Ученики, успешно освоившие программу, смогут участвовать в соревнованиях по баскетболу районного и краевого уровней.

Цель программы – углубленное изучение спортивной игры баскетбол.

Основными  задачами программы являются:

  • удовлетворение индивидуальных потребностей учащихся в занятиях физической культурой и спортом;
  • формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья учащихся, содействие правильному физическому развитию;
  • совершенствование владения приемами техники и тактики игры в баскетбол;
  • подготовка учащихся к соревнованиям по баскетболу;
  • выявление, развитие и поддержку талантливых учащихся, а также лиц, проявивших выдающиеся способности;
  • создание и обеспечение необходимых условий для личностного развития;
  • воспитание воли, смелости, настойчивости, дисциплинированности, коллективизма, чувства дружбы.

Принципы, на которых построена программа, определяют требования к её содержанию, методам и организационным формам. Они отвечают целям и задачам программы.

  1. Принцип связи обучения с жизнью.

Реализация этого принципа позволяет обеспечить тесную связь внеурочной деятельности школьников по физической культуре с условиями жизни и деятельности ребёнка.

  1. Принцип преемственности.

В дополнительном образовании, так же как и на уроках, необходимо добиваться сознательного применения знаний, умений и навыков. От понимания содержания используемого материала, готовности учащихся включать его в свою деятельность во многом зависит формирование интереса ребёнка к физической культуре. Преемственность урока физической культуры и дополнительного образования по данному направлению не означает дублирование темы, форм и методов работы. По программе дополнительного образования более глубоко изучаются основы баскетбола и формируются устойчивые навыки владения данной игрой.

  1. Принцип учета возрастных особенностей учащихся.

Эффективность занятий по данной программе во многом определяется соответствием её содержания, форм и методов психофизиологическим особенностям учащихся. Знание и учёт типичных возрастных особенностей учащихся дают возможность учителю определять задачи и способы организации внеурочной деятельности на каждом этапе прохождения программы.

  1. Принцип сочетания коллективных, групповых и индивидуальных форм работы.

Умелое сочетание коллективной, групповой и индивидуальной форм работы основано на хорошем знании учителем контингента учащихся, их интересов, возможностей, планов. Это позволяет оптимально подобрать партнёров, распределить их роли. Индивидуальные, групповые и коллективные виды деятельности должны органически сочетаться между собой. Не смотря на то, что баскетбол – это коллективная игра, важное значение имеет деятельность каждого игра и их определенных групп.

Ожидаемые результаты:

По окончанию программного курса обучающийся должен обладать:

1. базовыми знаниями:

- влияние занятий физическими упражнениями на состояние здоровья, работоспособность;

- гигиенические правила при выполнении физических упражнений;

- правила игры в баскетбол,

2. знаниями повышенного уровня:

- знать историю развития баскетбола,

- тактические и технические основы баскетбола

3. базовыми умениями и навыками:

- владеть навыками основных и циклических движений: бег, ходьба;

- уметь выполнять гимнастические упражнения без снарядов и на снарядах;

- уметь владеть техникой игры в баскетбол,

4. умениями и навыками повышенного уровня:

- владеть основами тактических действий игры в баскетбол,

5. личностными качествами:

- ответственности перед командой;

- готовностью к саморазвитию;

- осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку,

- коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками,

6. метапредметными результатами:

- умением самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

- умением самостоятельно планировать пути достижения целей,

-умением соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

- владением основами самоконтроля, самооценки,

- умением организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;

-умением работать индивидуально и в группе;

- умением формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.

Оцениваться планируемые результаты следующими способами:

тесты, соревнования, товарищеские встречи с командами из других школ.

 

Учебно-тематический план

Название раздела, темы

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1 модуль «ОФП» (12  часов)

1

Гигиенические сведения и меры безопасности на занятиях

1

1

0

2

История развития баскетбола в России

1

1

0

3

Общая и специальная физическая подготовка

10

1

9

2 модуль «Тактика игры» (22  часа)

4

Основы техники и тактики игры

19

2

17

5

Контрольные игры и соревнования

2

0

2

6

Тестирование

1

0

1

7

итого

34

5

29

         Содержание учебного плана

Раздел 1. Гигиенические сведения и меры безопасности на занятиях.

Теория: Гигиена тела. Форма занятий в спортивном зале и на открытом воздухе (летом и зимой). Временные противопоказания к занятиям.

Правила поведения и меры безопасности на занятиях баскетболом.

Раздел 2. История развития баскетбола в России.

Теория: Описание игры в баскетбол, история её возникновения и современное состояние баскетбола в России и за рубежом.

Раздел 3. Общая и специальная физическая подготовка. 

Теория: Значение общей физической подготовки для развития спортсменов. Физическая подготовка баскетболиста. Техническая подготовка баскетболиста.

Тактическая подготовка баскетболиста. Психологическая подготовка баскетболиста.

Практика: Общая физическая подготовка: общеразвивающие упражнения: элементарные, с весом собственного веса, с партнером, с предметами (набивными мячами, гимнастическими палками, обручами, с мячами различного диаметра, скакалками), на снарядах (перекладина, опорный прыжок, стенка, скамейка, канат). Подвижные игры. Эстафеты. Полосы препятствий. Акробатические упражнения (кувырки, стойки, перевороты, перекаты).

Специальная физическая подготовка: упражнения для развития быстроты движений баскетболиста. Упражнения для развития специальной выносливости баскетболиста. Упражнения для развития скоростно-силовых качеств баскетболиста. Упражнения для развития ловкости баскетболиста.

Раздел 4. Основы техники и тактики игры 

Теория: Техника – основа спортивного мастерства. Техника нападения. Техника защиты. Тактика нападения. Тактика защиты.

Практика: Передвижение по площадке в низкой стойке. Передача мяча, ведение, бросок. Целесообразность применения приемов в конкретной игровой обстановке. Выбор свободного места для получения мяча. Перемещение защитника, его расположение по отношению к щиту и противнику.

Основная стойка баскетболиста. Бег с изменением направления и скорости. Передвижение приставными шагами (правым и левым боком, вперед и назад). Остановки во время бега: шагом, прыжком. Повороты на месте: вперед, назад. Сочетание передвижений, остановок, поворотов. Ловля двумя руками мяча, летящего навстречу и сбоку на уровне груди. Передача мяча двумя руками от груди после ловли и на месте, после ловли с остановкой, после поворота на месте. Ведение мяча правой, левой рукой и попеременно. Ведение с изменением направления. Броски мяча двумя руками, от груди с близкого расстояния, с места под углом к корзине, с отражением от щита.

Стойка защитника: одна нога выставлена вперед, ноги расставлены на одной линии. Перемещение в стоке защитника вперед, в стороны, назад.

Индивидуальные действия: умение выбрать место и открыться для получения мяча. Целесообразное применение техники передвижения: прыжков, остановок, поворотов. Командные действия: нападение по принципу выбора свободного места.

Индивидуальные действия: умение выбрать место и держать игрока с мячом и без мяча.

Раздел 5. Контрольные игры и соревнования 

Теория: Организация и проведение соревнований, разбор проведенных игр, устранение ошибок в игре.

Практика: Соревнования по мини-баскетболу, соревнования по подвижным играм с элементами техники баскетбола.

Раздел 6. Тестирование

Теория: Правила проведения тестирования.

Практика: Сдача тестов.

Календарный учебный график

Дата

Форма занятия

Кол-во часов

Тема занятия

Место проведения

Форма контроля

1 модуль «ОФП» (12  часов)

1

лекция

1

Гигиенические сведения и меры безопасности на занятиях

Спортивный зал

опрос

2

лекция

1

История развития баскетбола в России

Спортивный зал

реферат

3

Тренировочное занятие

1

Ведение баскетбольного мяча и стойка баскетболиста.

Спортивный зал

тестирование

4

Тренировочное занятие

1

Ведение мяча со сменой ритма движения.                                      

Уличная спортивная площадка

тестирование

Тренировочное занятие

1

Ведение мяча с изменением направления движения.                                                  

Уличная спортивная площадка

тестирование

Тренировочное занятие

1

Ведение мяча со всеми изученными действиями.

Спортивный зал

соревнование

Тренировочное занятие

1

Передачи баскетбольного мяча на мести и в движении.                                              

Спортивный зал

соревнование

Тренировочное занятие

1

Передачи баскетбольного и набивного мяча на месте.                                          

Спортивный зал

соревнование

Тренировочное занятие

1

Передача мяча в движении скрестным шагом и приставным.  

Спортивный зал

соревнование

Тренировочное занятие

1

Передача мяча в движении скрестным шагом и приставным с сопротивлением                                                                                                              

Спортивный зал

соревнование

Тренировочное занятие

1

Передачи мяча в игре.                                                                                                                      

Спортивный зал

соревнование

Тренировочное занятие

1

Индивидуальные действия в нападении со сменой ритма движения.                      

Спортивный зал

тестирование

2 модуль «Тактика игры» (22  часа)

Тренировочное занятие

1

Индивидуальные действия в нападении с дриблингом.

Спортивный зал

тестирование

Тренировочное занятие

1

Индивидуальные действия в нападении с бросками мяча в корзину.  

Спортивный зал

тестирование

Тренировочное занятие

1

Индивидуальные действия в нападении с бросками мяча в корзину.  

Спортивный зал

тестирование

Тренировочное занятие

1

Индивидуальные действия в нападение с постановкой заслонов.

Спортивный зал

тестирование

Тренировочное занятие

1

Индивидуальные действия в нападении в игре.

Спортивный зал

тестирование

Тренировочное занятие

1

Индивидуальные действия в нападении в игре.

Спортивный зал

тестирование

Тренировочное занятие

1

Индивидуальные действия в защите со сменой ритма движения.

Спортивный зал

тестирование

Тренировочное занятие

1

Индивидуальные действия в защите против дриблинга.

Спортивный зал

тестирование

Тренировочное занятие

1

Индивидуальные действия в защите против бросков мяча в корзину.                        

Спортивный зал

тестирование

Тренировочное занятие

1

Индивидуальные действия в защите против заслонов.

Спортивный зал

тестирование

Тренировочное занятие

1

Индивидуальные действия в защите в игре.                                                                        

Спортивный зал

тестирование

Тренировочное занятие

1

Индивидуальные действия в защите в игре.                                                                            

Спортивный зал

тестирование

Тренировочное занятие

1

Броски мяча в корзину с трех секундной зоны. Штрафной бросок.

Спортивный зал

тестирование

Тренировочное занятие

1

Броски мяча в корзину со средней и дальней дистанции.

Спортивный зал

тестирование

Тренировочное занятие

1

Броски мяча в корзину с двух шагов провой и левой рукой.

Спортивный зал

тестирование

Тренировочное занятие

1

Броски мяча в корзину с остановкой на две ноги и обманными движениями      

Спортивный зал

тестирование

Тренировочное занятие

1

Броски мяча в корзину после передач.

Спортивный зал

тестирование

Тренировочное занятие

1

Броски мяча в корзину со средней дистанции. Штрафной бросок.        

Спортивный зал

тестирование

Тренировочное занятие

1

Броски мяча в корзину с дальней дистанции. Штрафной бросок.                                

Уличная спортивная площадка

тестирование

Игра  

1

Учебная игра.        

Уличная спортивная площадка

соревнование

 Игра

1

Учебная игра.        

Уличная спортивная площадка

соревнование

 Тестирование  

1

Тестирование

стадион

тест

Методы и формы обучения

Словесные методы:

объяснение, рассказ, замечание, команды, указания.

Наглядные методы:

показ упражнений, наглядные пособия, видеофильмов.

Практические методы:

Метод упражнений; игровой; соревновательный, круговой тренировки.

Формы обучения:

Индивидуальная, фронтальная, групповая, поточная.

Материально-техническое обеспечение

         

Козел гимнастический        1

Канат для лазанья        2

Перекладина гимнастическая (пристеночная)        1

Стенка гимнастическая        5

Палка гимнастическая        10

Скакалка детская        6

Мат гимнастический        6

Гимнастический подкидной мостик        1

Кегли        4

Обруч пластиковый детский        8

Планка для прыжков в высоту        1

Стойка для прыжков в высоту        2

Флажки: разметочные с опорой, стартовые        4

Рулетка измерительная        1

Набор инструментов для подготовки прыжковых ям        

Щит баскетбольный тренировочный        4

Аптечка        1

Список литературы

Кофман Л.Б. Настольная книга учителя физической культуры. – М., Физкультура и спорт,  1998.

Лях В.И., Зданевич А.А. Комплексная программа физического воспитания учащихся I – XI классов. – М.: Просвещение, 2010.

 Лях В.И. Тесты в физическом воспитании школьников. Пособие для учителя, Москва, 1998.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа внеурочной деятельности"Экспериментальная деятельность педагога. Внеурочная деятельность в 5.классе"

Следуя требованиям новым ФГОС, наш лицей участвует в эксперименте по внедрению внеурочной деятельности в среднюю школу. Данная программа содержит пояснительную записку, тематическое и поурочное планир...

Конспекты внеурочных занятий по английскому языку. Программа внеурочной деятельности по английскому языку 1-4 классы.

Представлены конспекты мероприятий для начальной школы (начальный этап изучения английского языа) и программа внеурочной деятельности по английскому языку для 1-4 классов....

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность 5-6 классы. Р

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6  классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеу...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Туосчаана" (Внеурочная деятельность по изготовлению берестяных изделий в национальном стиле)

Рабочая программа составлена на основе авторской программы "Шитье из бересты"/Оконешниковой А.Ф./: Чурапча, 2000г. План рассчитан на 1 учебный год,...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.

Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.Авторская программа «Золотое перо» для учащихся 5-9 классов. Курс составлен в соответствии с требованиями...

Занятие внеурочной деятельности «Я умею договариваться» программы внеурочной деятельности «Тропинка к своему Я»

Успешные практики включения обучающихсяс ОВЗ в образовательное пространство. Инклюзивное занятие для нормативно развивающихся учащихся и обучающихся с ОВЗ....

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ «Готовимся к сдаче нормативов ГТО» Направление внеурочной деятельности - физическая культура для учащихся 9-10 классов, 34 часов

Главная цель развития отечественной системы школьного образования определяется как формирование личности, готовой к активной творческой самореализации в пространстве общечеловеческой культуры. Физичес...