Консультация по развитию саморегуляции у дошкольников в двигательной сфере
консультация по физкультуре

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 40 «Антошка» города Смоленска

Консультация по развитию саморегуляции у дошкольников в двигательной сфере

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoregulyatsiya.docx643.75 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное

учреждение «Детский сад № 40 «Антошка» города Смоленска

Консультация по развитию саморегуляции у дошкольников

в двигательной сфере.

C:\Users\1\Desktop\IMG_3838.JPG

   

                                                                           Инструктор физической культуры

Высшей категории

Бакулина Нина Дмитриевна

Развитие саморегуляции – важное направление психического и физического развития дошкольников.

Это личностное новообразование, которое формируется в различных видах деятельности и означает произвольную регуляцию поведения и деятельности, способность к самоконтролю.

Саморегуляция реализуется в индивидуальной форме, зависит от конкретных условий, от особенностей нервной деятельности и от личностных качеств ребенка.

Задачи становления целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере: — формировать умение дошкольников произвольно направлять свое внимание на мышцы, участвующие в движении; — способствовать умению различать и сравнивать мышечные ощущения; — формировать умение соотносить характер ощущений («напряжение-расслабление», «тяжесть-легкость» и др.) с характером движений, сопровождаемых этими ощущениями («сила-слабость», «резкость-плавность», темп, ритм).

Основными упражнениями, направленными на развитие саморегуляции и применяемыми в дошкольном учреждении являются:

1. Дыхательные упражнения. Дыхательную гимнастику можно включать как составную часть утренней гимнастики, оздоровительной гимнастики, физкультминуток, динамических пауз, двигательных разминок и других физкультурных комплексов.

 Задача — освободить дыхание от напряжения и ограничений, мешающих дыханию. Необходимо обращать внимание ребенка на то, как он дышит: ртом или носом, задерживает ли дыхание, другими словами — чувствовать свое дыхание.

2. Массаж и самомассаж. Массаж оказывает общеукрепляющее воздействие на мышечную систему ребенка, повышает эластичность и сократительную способность мышц. Он стимулирует деятельность нервных центров, механизмы терморегуляции, улучшает тканевый и общий обмен веществ.

 У детей применяют следующие виды массажа:

 поглаживание, растирание, поверхностное и глубокое разминание, легкое поколачивание и вибрацию.

 Каждый из видов массажа оказывает различное физиологическое действие. При проведении самомассажа рекомендуется обучать детей не надавливать силой на указанные точки, а массировать их мягкими движениями пальцев, слегка надавливая или легко поглаживая. Массирующие движения следует выполнять в направлении от периферии к центру (от кистей рук к плечу и т.д.). Продолжительность самомассажа для детей 5-7 минут. Чтобы сделать этот процесс более увлекательным, желательно подобрать для самомассажа соответствующие действиям стихотворения.

3. Растяжки. Растягивание помогает избавиться от мышечной скованности, снять утомление, улучшить осанку. Активизируются защитные силы организма, совершенствуется навык управления своим телом. Гимнастикой на растягивание можно заниматься индивидуально с ребенком или в небольшой подгруппе. Помогает овладеть упражнениями на растягивание методика игрового стретчинга.

Игры и упражнения для развития саморегуляции.

Перенеси кубик.

Цель: развитие произвольности поведения, общей координации

Ребёнку предлагается перенести кубик с одной полки на другую на раскрытой ладони. Затем на тыльной стороне ладони, на голове.

Сделай так же.

Варианты заданий в этой игре могут быть различными. Например, взрослый ставит на стол пирамидку, кольца которой надеты в порядке возрастания их размеров (сверху вниз). Детям предлагается собрать такую же пирамидку.

Стойкий оловянный солдатик.

(для детей с 4 лет)

Цель: развитие произвольности поведения, общей координации

Правила игры: нужно встать на одну ногу, а другую подогнуть в колене, руки опустить по швам. Вы - стойкие оловянные солдатики на посту, несете свою службу и можете усмирить не только противника, но и самих себя. Оглянитесь по сторонам, заметьте, что вокруг происходит, кто, чем занят. А теперь поменяйте ногу и посмотрите еще пристальнее. Вы настоящие «стойкие солдатики», и самое главное - вы смогли справиться со своим поведением.

Время нахождения в статичной позе постепенно увеличивается.

Запрещенное движение.

(для детей с 4 лет)

Цель: развитие произвольности и внимания.

Ведущий показывает, какое движение делать нельзя. Затем выполняет разные движения руками, ногами, телом, головой, лицом, неожиданно показывая запрещенное. Кто повторил, становится ведущим, прибавляя еще одно, свое запрещенное движение. Игра продолжается дальше. Запрещенных движений может быть около 7.

Запретное число.

(для детей с 5 лет)

Цель: развитие внимания, формирование произвольности

Правила игры: Я выбираю запретное число (например, 2); после этого произношу вслух ряд чисел. Каждый раз, когда звучит запретное число, надо хлопнуть в ладоши и улыбнуться (или нахмуриться).

Вариант. Дети по очереди считают по порядку от 1 до 10 (20). Кому выпадает назвать запретное число, он хлопает в ладоши, не произнося его вслух.

 

Невидящий – неслышащий.

Цель: развитие внимания и произвольности, коррекция импульсивности

Ведущий дает команду: «Невидящий» - дети выполняют движения только по словесному сигналу. Когда говорит: «Неслышащий» - дети выполняют задание только по показу.

Охота

(для детей с 5 лет)

Цель: развитие внимания и произвольности, умения прислушиваться, развитие смелости и уверенности в себе.

Играющих двое – Охотник и Заяц – им завязывают глаза. Остальные дети стоят в кругу (3 х 6 м) и следят, чтобы играющие не вышли за круг. Они ведут себя очень тихо, чтобы не мешать игрокам прислушиваться. Зайцу необходимо перебраться через поле в противоположную сторону - домой. Охотник пытается его поймать.

Копна – Тропинка - Кочки

(для детей с 5 лет)

Цель: развитие дисциплинированности, организованности, сплочённости

Дети берутся за руки, образуя круг, и по сигналу ведущего идут по кругу до тех пор, пока ведущий не произнесёт слово-задание.

Если ведущий говорит: «Тропинка!», все дети становятся друг за другом и кладут руки на плечи впереди стоящего.

Если ведущий говорит: «Копна!», - дети направляются к центру круга, выставив руки вперёд.

Если говорит: «Кочки!», дети приседают, положив руки на голову.

Задания ведущим чередуются. Кто быстрее и точнее выполнит все задания, получит поощрительные очки. Чемпионом становится ребёнок, набравший наибольшее количество поощрительных очков.

Кулак – ладонь – ребро

(для детей с 5 лет)

Цель: развитие произвольного внимания, зрительно – моторной координации, коррекция импульсивности.

По команде дети кладут ладони обеих рук на стол, сжимают их в кулаки, ставят ребром. Темп и последовательность положения рук меняются.

Затем взрослый путает детей: своими руками показывает одно, а говорит – другое. Дети должны внимательно слушать и не ошибаться.

Пол – нос – потолок

(для детей с 5 лет)

Цель : развитие пространственного восприятия произвольного внимания. Педагог произносит «пол», «нос», «потолок» и вместе с детьми указывает на них (руки вверх, к носу,  руки вниз). Сначала педагог делает правильно, а затем начинает путать детей – говорит «пол» , а показывает на пол.          Дети должны быть внимательными и не ошибиться.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие эмоционально-волевой и двигательной сферы ребёнка в процессе игры с куклой

В статье рассказывается о развивающих возможностях обыкновенной, казалось бы, игры с куклой: развитие мелкой моторики, творческого воображения, речи, коммуникативных навыков, социализации, элементарны...

Уроки ЛФК как эффективное средство коррекции и развития двигательной сферы учащихся с ОВЗ в условиях специальной (коррекционной) школы интерната VIII вида.

Статья для учителей ЛФК, содержит методичесие рекомендаци  по организации занятий ЛФК в коррекционной щколе VIII  вида....

Разработка индивидуальной коррекционно-развивающей программы развития двигательной сферы у детей с интеллектуальной недостаточностью.

В разработке индивидуальной коррекционно-развивающей программы развития двигательной сферы у детей с интеллектуальной недостаточностью предложен материал  для учителей физической культуры , котор...

Лыжная подготовка как фактор коррекции двигательной сферы детей, имеющих задержку психического развития

Характерные нарушения двигательной сферы у детей с ЗПР:нарушения произвольной регуляции движений;недостаточная четкость непроизвольных и сложно-координационных движений;быстрая утомляемость....

Статья "Преодоление речевых нарушений путем развития и коррекции двигательной сферы"

С расстройствами речи тесно связано нарушение моторики, которые спонтанно не преодолеваются. Поэтому поиски приемов и методик в логопедической, психолого-педагогической практике коррекции речи не утра...

Развитие двигательной сферы обучающихся с ОВЗ средствами ритмопластики

Выступление на ГМО из опыта работы учителя физкультуры...