Программа курса дополнительного образования "Быстрее, выше, сильнее"
рабочая программа по физкультуре (5 класс)

Программа курса "Быстрее , выше, сильнее"

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

РАССМОТРЕНО:
на заседании

методического совета

от  «____» _____________ 20____ г.
Протокол № __________

УТВЕРЖДЕНО:
приказом директора

«____» _______________20____г.

Приказ № ________________

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
(ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА
 

физкультурно- спортивной направленности

«Быстрее, выше, сильнее!»

(наименование программы)

Возраст обучающихся: 7-10лет

Срок реализации: 1 год

Количество часов в год: 72ч.

Автор-составитель программы:

г. Сургут

2024

Аннотация

«Быстрее, выше, сильнее» – данная программа представляет развитие двигательных физических качеств с помощью подвижных игр. Это процесс совершенствования двигательных физических качеств, направленных на всестороннее и гармоничное физическое развитие человека.

Во все времена и для всех народов был закон – здоровье и качество обучения тесно взаимосвязаны. Чем крепче здоровье, тем продуктивнее обучение. Для современных детей, независимо от возраста, характерно ограничение двигательной активности, ухудшение физических качеств (силы, скорости, выносливости, ловкости, гибкости), а также пространственной ориентации и вестибулярной устойчивости. Ситуация усугубляется крайне неблагоприятной экологической обстановкой, низким уровнем культуры здорового образа жизни школьников в сочетании с высокой социальной напряженностью, порождающей чувство хронической тревоги и неуверенности.

Современной российской школе необходима концепция здоровье формирующего образования, в которой процесс формирования здоровья должен рассматриваться в двух планах. Во-первых, в плане реализации внешних социокультурных условий жизнедеятельности человека и потребности в здоровье, как условие благополучия (физического, психического и социального). Во-вторых, в плане реализации внутренних условий, связанных с ответственностью человека за существование целостности своего бытия (самобытия – здоровья).

Принятие неотложных мер по профилактике отклонений в состоянии здоровья детей, применение здоровье сберегающих технологий в школе, стали актуальными. Создание здоровье сберегающей среды обучения в школе формируется через создание материально-технической базы для активизации учебного процесса и внедрение результативных здоровье сберегающих педагогических технологий.

Одной из сторон деятельности образовательного учреждения является построение здоровье созидающей образовательной среды школы через организацию системы дополнительного физкультурно-оздоровительного образования. Программа общей физической подготовки «ГТО» - часть здоровье сберегающего компонента. Данная программа обеспечивает сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей посредством реализации современных и адаптированных оздоровительных технологий.

Успешность выполнения каждым школьником нормативов, которые определены Положением о Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне», во многом зависит от правильного подбора и применения в процессе физической подготовки  упражнений общеразвивающей направленности и упражнений избирательно-направленного воздействия, включающих в работу определённые (требуемые) мышечные группы и системы организма, а также от методики проведения дополнительных занятий.

В программе подобран материал для подготовки школьников младшей возрастной группы (7-10 лет).      Программа рассчитана на 72 часа в год, 36 учебных недель, 2 академических часа в неделю. Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Быстрее, выше, сильнее» разработана на основании примерной программы. Автор программы: А.П. Матвеев Программа допущена Министерством образования Российской Федерации (2021г.) Является модифицированной.

Адресат программы: обучающиеся 7-10 лет

Объем программы: 72 часов в год.

Срок освоения: 1 года (уровень освоения программы – стартовый).

Режим занятий: 2 раз в неделю по 1 часа.

Форма организации занятия: групповая, индивидуальная.

Учебная группа объединяет 25 обучающихся разных возрастов, 1-4 класс. Это возможно благодаря тому, что в темы и задания программы заложена возможность индивидуального взаимодействия с каждым ребенком на доступном ему уровне и вариативность по уровням сложности. Свобода в выборе, способа решения проблемы, средств выражения, особенности индивидуального темперамента и почерка каждого маленького творца выливаются в то, что на выполнение каждого задания требуется не строго отведенное время, а ровно столько, сколько нужно ребенку.

Содержание программы

  1. Пояснительная записка.
  2. Актуальность программы.
  3. Направленность программы.
  4. Отличительные особенности программы.
  5. Адресат программы.
  6. Цель и задачи программы. Образовательная задача для обучающихся.
  7. Условия реализации программы
  8. Содержание программы.
  9. Планируемые результаты освоения программы.

1.10 Календарный учебный график программы

              1.11 Методическое обеспечение программы дополнительной общеобразовательной программы.

  1. Материально – техническое обеспечение
  2. Система контроля результативности программы

1.14 Список используемой литературы.

ПАСПОРТ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ

 (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ) ПРОГРАММЫ МБОУ СОШ № 15

Название программы

“Быстрее, выше, сильнее”

Направленность программы

Физкультурно-спортивная

Ф.И.О. педагога, реализующего  дополнительную общеобразовательную программу

Ткачева Наталья Викторовна

Год разработки

2024

Уровень программы

базовый

Где, когда и кем утверждена дополнительная общеобразовательная программа

Рассмотрено: на заседании методического совета от

Утверждено:

«Об организации и осуществлению образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным (общеразвивающим) программам» директором МБОУ СОШ №15 В.И. Сердюченко

Информация о наличии рецензии

нет

Цель

- формирование здорового образа жизни обучающихся посредством занятий по программе;

– внедрение комплекса ГТО в систему физического воспитания школьников;

– повышение эффективности использования возможностей физической культуры и спорта в укреплении здоровья, гармоничном и всестороннем развитии личности, воспитании патриотизма и гражданственности.

Задачи

В процессе реализации программы предполагается решение следующих задач:

– создать положительное отношение школьников к комплексу ГТО, мотивировать к участию в спортивно-оздоровительной деятельности;

– углубить знание, расширить и закрепить арсенал двигательных умений и навыков, приобретённых на уроках физической культуры;

– развить основные физические способности (качеств) и повысить функциональные возможности организма;

– обогащать двигательный опыт учащихся физическими упражнениями с общеразвивающей и прикладной направленностью, техническими действиями видов испытаний (тестов) комплекса ГТО;

– формировать умение максимально проявлять физические способности при выполнении видов испытаний (тестов) комплекса ГТО;

– формировать у детей младшего школьного возраста осознанных потребностей в систематических занятиях физической культурой и спортом,         физическом самосовершенство-вании и ведении здорового образа жизни.

Планируемые результаты освоения программы

Учащиеся будут знать:

Способы укрепления здоровья с помощью физических упражнений, необходимость соблюдения режима дня, гигиенических навыков, методов массажа, способы закаливания организма.

Комплексы упражнений, направленные на улучшение опорно-двигательного аппарата, скоростно-силовых качеств, сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем организма.

Правила здорового образа жизни, ответственности за свое здоровье.

Учащиеся будут уметь:

Играть в подвижные игры, что, безусловно, положительно скажется на их физическом и моральном самочувствии.

Применять методики оздоровительного характера для укрепления своего здоровья.

Оказывать необходимую само- и взаимопомощь при получении травмы.

Предметными результатами освоения учащимися содержания программы являются следующие умения:

- планировать занятия физическими упражнениями в режиме дня, организовывать отдых и досуг с использованием средств физической культуры;

- измерять (познавать) индивидуальные показатели физического развития (длину и массу тела), развития основных физических качеств;

- бережно обращаться с инвентарём и оборудованием, соблюдать требования техники безопасности к местам проведения;

- взаимодействовать со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований;

- подавать строевые команды, вести подсчёт при выполнении общеразвивающих упражнений;

- характеризовать физическую нагрузку по показателю частоты пульса, регулировать ее напряженность во время занятий по развитию физических качеств;

- составлять комплексы упражнений утренней зарядки, физкультминуток и физкультпауз;

- соблюдать правила безопасности и профилактики травматизма на занятиях

Срок реализации программы

1 год/36 учебных недель

Количество часов в неделю, год

2 часа в неделю /72 часов в год

Возраст обучающихся

7-10 лет

Формы занятий

Беседы. Практические занятия. Сдача нормативов. Подвижные игры. Соревнования. Товарищеские встречи.

Методическое обеспечение

Рабочая программа составлена на основании примерной программы. Автор программы: А.П. Матвеев. Программа допущена Министерством образования Российской Федерации (2021г.)

Условия реализации программы (оборудование, инвентарь, специальные помещения, ИКТ и др.)

Спортивный зал оборудованный,

мячи, скакалки, фишки, гимнастические маты.

  1. Пояснительная записка

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Быстрее, выше, сильнее» реализуется в

в рамках дополнительного образования детей, направленность программы физкультурно-спортивная, уровень стартовый.

Федеральный уровень:

Закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями).

Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 № 678-р «Об утверждении Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года».

Приказ Министерства просвещения РФ от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональной системы дополнительного образования детей» (с изменениями).

Приказ Министерства просвещения РФ от 27.07.2022 № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».

Приказ Министерства просвещения РФ от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ».

Письмо Министерства образования и науки РФ от 11.12.2006 № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей».

Письмо Министерства просвещения РФ от 07.05.2020 № ВБ-976/04 «О реализации курсов внеурочной деятельности, программ воспитания и социализации, дополнительных общеразвивающих программ с использованием дистанционных образовательных технологий».

Региональный уровень:

Закон ХМАО – Югры от 01.07.2013 № 68 «Об образовании в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре» (с изменениями).

Закон ХМАО – Югры № 104-оз от 16.10.2006 «О государственно-общественном управлении в сфере дополнительного образования детей, общего и профессионального образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры».

Приказ Департамента образования и науки Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, Департамента культуры Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, Департамент физической культуры и спорта Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 27.12.2022 № 3081/302/01-09/490 «Об утверждении Плана мероприятий («дорожная карта») по реализации Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 № 678-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года».

Приказ Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры 04.08.2016 № 1224 «Об утверждении Правил персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре» (с изменениями).

Приказ Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 30.10.2020 № 10-П-1589 «Об обеспечении персонифицированного учета детей, занимающихся по дополнительным общеобразовательным программам в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре».

Муниципальный уровень:

Постановление Администрации г. Сургута от 13.12.2013 № 8993 «Об утверждении муниципальной программы «Развитие образования города Сургута на период до 2030 года» (с изменениями и дополнениями).

Постановление Администрации г. Сургута от 08.11.2016 № 8249 «Об утверждении программы персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в городе Сургуте на 2021 - 2025 годы» (с изменениями).

Постановление Администрации г. Сургута от 08.10.2021 «Об утверждении положения о персонифицированном дополнительном образовании детей в муниципальном образовании городской округ Сургут Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, об организации предоставления сертификатов дополнительного образования».

Распоряжение Администрации города от 15.10.2018 № 1831 «О внесении изменений в распоряжение Администрации города от 09.06.2016 № 1012 «Об утверждении перечня муниципальных общеобразовательных учреждений, имеющих структурное подразделение без образования юридического лица в виде центра дополнительного образования детей» (с изменениями).

Приказ департамента образования Администрации города от 19.04.2019 № 12-03-260/9 «Об утверждении плана мероприятий (дорожной карты) по расширению вариативности и повышению качества реализации дополнительных общеобразовательных программ, в том числе адаптированных, в образовательных организациях, подведомственных департаменту образования

Администрации города».

Приказ департамента образования Администрации города от 09.09.2022 № 12-03-715/2 «Об утверждении плана мероприятий опорного центра по дополнительным общеобразовательным программам естественно-научной и технической направленностей на базе муниципального автономного образовательного учреждения дополнительного образования «Технополис».

Приказ департамента образования Администрации города № 12-03-78/3, департамента культуры и молодёжной политики Администрации культуры № 09.02.2023, управления физической культуры и спорта Администрации культуры № 03.03.15/3 от 09.02.2023 «Об утверждении плана мероприятий («дорожная карта») по реализации Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года, I этапа (2022-2024), показателей эффективности её реализации в муниципальном образовании городской округ Сургут».

Приказ департамента образования Администрации города 12-03-669/3, комитета культуры Администрации города 04-03-50/2, управления физической культуры и спорта № 03-03-61/2 от 22.08.2022 «О внедрении механизма зачета общеобразовательными организациями образовательных результатов, полученных учащимися в ходе освоения дополнительных общеобразовательных программ (предпрофессиональных программ и программ спортивной подготовки) на 2022-2024 годы».

Приказ департамента образования Администрации города № 12-03-148/3, департамента культуры и молодёжной политики Администрации культуры № 45-03-21/3, управления физической культуры и спорта Администрации культуры № 03-03-24/3 от 15.03.2023 «Об апробации технологии зачета результатов освоения обучающимися дополнительных общеобразовательных программ и программ спортивной подготовки при освоении основных общеобразовательных программ»

Санитарно-эпидемиологическими правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденными Постановлением Главного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.10.№ 189 (в редакции от 22 мая 2019 года);

Рассмотрено на заседании Методического совета. Утверждено «Об организации и осуществлении образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным (общеразвивающим) программам директором МБОУ СОШ № 15. Реализация дополнительной общеобразовательной программы осуществляется за пределами ФГОС и федеральных государственных требований, и не предусматривает подготовку обучающихся к прохождению государственной итоговой аттестации по образовательным программам.

1.2 Актуальность программы

Актуальность программы в том, что подвижные игры являются важнейшим средством развития физической активности младших школьников, одним из самых любимых и полезных занятий детей данного возраста. В основе подвижных игр лежат физические упражнения, движения, в ходе выполнения которых участники преодолевают ряд препятствий, стремятся достигнуть определённой, заранее поставленной цели.

Обоснование необходимости и внедрения программы в образовательный процесс:

ОФП (общая физическая подготовка) –  это процесс совершенствования двигательных физических качеств, направленных на всестороннее и гармоничное физическое развитие человека. Данная программа представляет развитие двигательных физических качеств в процессе «Подвижных игр».

Практическая значимость обусловлена тем, что приобретённый двигательный опыт и хорошая общая физическая подготовка создают необходимые предпосылки для последующей спортивной деятельности.

1.3 Направленность программы

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Быстрее, выше, сильнее» имеет физкультурно-спортивную направленность. По времени реализации программа является годичной.

Новизна программы заключается в том, что она предусматривает широкое использование на занятиях физических упражнений общеразвивающей и прикладной направленности, подвижных игр и эстафет, что способствует эмоциональности занятий и, как следствие, повышает их эффективность. Повышению мотивации школьников к занятиям по программе комплекса ГТО способствует и участие в контрольных прикидках, соревнованиях по общей физической подготовке, физкультурных праздниках и т.п.

Подход: системно - деятельностный.

Уровень освоения программы: базовый.

1.4 Отличительные особенности программы.

Данная программа является модифицированной и имеет как оздоровительное, так и прикладное значение. Отличительные особенности данной программы заключаются в том, что она состоит из трех разделов: основы знаний, развитие двигательных способностей, спортивные мероприятия.

1.5 Адресат программы

Программа ориентирована на возрастные группы школьников (7-10 лет) согласно Положении о Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне» и имеет общий объём 72 часов в год. Режим занятий – 2 раза в неделю по 40 минут.

Формы обучения: Беседы. Практические занятия. Сдача нормативов. Подвижные игры. Соревнования. Товарищеские встречи.

 Программа предусматривает широкое использование на занятиях физических упражнений общеразвивающей и прикладной направленности, подвижных игр и эстафет, что способствует эмоциональности занятий и, как следствие, повышает их эффективность. Повышению мотивации школьников к занятиям по программе комплекса ГТО способствует и участие в контрольных прикидках, соревнованиях по общей физической подготовке, физкультурных праздниках и т.п.

К выполнению нормативов комплекса ГТО допускаются школьники, относящиеся к основной группе здоровья, на основании результатов диспансеризации или медицинского осмотра. Школьники, относящиеся к подготовительной группе здоровья, могут участвовать в сдаче норм и требований комплекса ГТО избирательно, в соответствии с ограничениями по состоянию здоровья, на основании справки терапевта, в которой указывается диагноз и противопоказания к тому или иному виду двигательных действий. К особой группе относятся школьники специальной медицинской группы. Их участие в сдаче норм ГТО ограничивается физическими упражнениями малой интенсивности, основной акцент делается на разделы знаний и слагаемые здорового образа жизни.

Срок реализации  программы 1 года.

Учебная группа объединяет 25 обучающихся разных возрастов, 1-4 класс

1.6 Цель и задачи программы. Образовательная задача для обучающихся

Целью программы является:

- формирование здорового образа жизни обучающихся посредством занятий по программе

– внедрение комплекса ГТО в систему физического воспитания школьников;

– повышение эффективности использования возможностей физической культуры и спорта в укреплении здоровья, гармоничном и всестороннем развитии личности, воспитании патриотизма и гражданственности.

В процессе реализации программы предполагается решение следующих задач:

– создать положительное отношение школьников к комплексу ГТО, мотивировать к участию в спортивно-оздоровительной деятельности;

– углубить знание, расширить и закрепить арсенал двигательных умений и навыков, приобретённых на уроках физической культуры;

– развить основные физические способности (качеств) и повысить функциональные возможности организма;

– обогащать двигательный опыт учащихся физическими упражнениями с общеразвивающей и прикладной направленностью, техническими действиями видов испытаний (тестов) комплекса ГТО;

– формировать умение максимально проявлять физические способности при выполнении видов испытаний (тестов) комплекса ГТО;

– формировать у детей младшего школьного возраста осознанных потребностей в систематических занятиях физической культурой и спортом, Форма организации работы: фронтальная, групповая, станционная, индивидуальный метод.

Методы обучения: словесный (объяснение, указания, команда, убеждение), наглядный (демонстрация, наглядные пособия, и т.д.), разучивание нового материала (в целом и по частям).

1.7 Условия реализации программы, их обоснование и взаимосвязь

Реализация программы осуществляется в 3 этапа.

Первый этап – подготовительный (сентябрь). Ознакомление учащихся с комплексом ГТО, требования по технике безопасности при выполнении физических упражнений, основные виды испытаний комплекса ГТО.

Второй этап – основной (сентябрь-апрель). Проведение уроков по подготовке к сдаче комплекса ГТО, проведение контрольных прикидок (соревнований) с целью контроля над уровнем подготовленности занимающихся и спортивно-массовых мероприятий. Участие в мероприятиях по тестированию общего уровня физической подготовленности школьников в Центрах тестирования по выполнению видов испытаний (тестов), нормативов, требований к оценке уровня знаний и умений в области физической культуре и спорта. Внесение результатов прохождения школьниками тестирования комплекса ГТО в специальный журнал.

Третий этап – заключительный, аналитический (май). Анализ показателей успешности сдачи школьниками нормативов комплекса ГТО.

          Возраст обучающиеся 7-10 лет.

Объем программы: 72 часов в год.

Срок освоения: 1 года (уровень освоения программы – базовый).

         Форма организации занятия: групповая, индивидуальная.

1.8    Содержание программы

Содержание курса

Количество часов, в том числе

Форма аттестации и контроля

теория

практика

Раздел 1.  Основы знаний (3 часа)

Вводное занятие (1 час).

Комплекс ГТО в общеобразовательной организации: понятие, цели, задачи, структура, значение в физическом воспитании детей школьного возраста. Виды испытаний (тестов) 1 и 2-й ступени комплекса ГТО, нормативные требования. Анонс будущих занятий, форм и направлений учебно-тренировочной деятельности во внеурочное время.

1

Беседа. Игра

Занятие образовательно-познавательной направленности (1 час). Правила поведения на учебно-тренировочных занятиях в спортивном зале и на пришкольной спортивной площадке. Техника безопасности при выполнении физических упражнений комплекса ГТО. Требования к одежде и обуви для занятий физическими упражнениями.

1

Беседа. Конкурсы. Игра.

Занятие образовательно-познавательной направленности (1 час). Разминка и её значение в занятиях физическими упражнениями. Упражнения для разминки и последовательность их выполнения. Дозирование физической нагрузки в разминке.

1

Беседы. Кружок

Раздел 2.

Двигательные умения и навыки. Развитие двигательных способностей (25 часов)

Бег на 30 метров (10 часов). Имитация движения рук при беге в постепенно убыстряющемся темпе с большой амплитудой 10  с. Бег с высоким подниманием бедра: на месте, с продвижением вперёд на 10-15 м. Бег с ускорением 20-30 м с последующим переходом на свободный бег. Высокий старт, принятие стартового положения по командам «На старт!», «Внимание!», выполнение команды «Марш!». Бег с высокого старта по сигналу с установкой догнать партнёра, стартующего на 2 м впереди. Бег с максимальной скоростью 30-40 м (бег наперегонки). Бег на результат 60 м.

Подвижные игры и эстафеты с бегом с максимальной скоростью «Вызов номеров», «Вороны и воробьи», «Встречная эстафета», (расстояние 15-20 м), «Линейная эстафета» (расстояние до поворотной стойки, конуса 20-25 м).

10

Спортивно-оздоровительная, игра

Бег на 1 км (5 часа). Повторный бег на 100 м (время пробегания дистанции 32-36 с). Бег в среднем темпе в чередовании с ходьбой: бег 200 м – ходьба 100 м – бег 200 м; бег 400 м – ходьба 200 м – бег 400 м и т.д. Повторный бег с равномерной скоростью 4 мин (ЧСС 150-160 уд./мин). Подвижные игры: «Сумей догнать», «Гонка с выбыванием», Эстафетный бег с этапами 300-400 м.

5

Спортивно-оздоровительная, игра

Подтягивание из виса на высокой перекладине (мальчики) (6 часа). Перемещение с помощью рук лёжа на гимнастической скамейке на животе, хват руками за края скамейки. Подтягивание на перекладине из виса с помощью рук. Подтягивание с дополнительной опорой (облегчённый вариант):

а) ноги согнуты и отведены назад с опорой носками о сиденье стула;

б) с опорой прямой ногой о сиденье  стула (опора впереди). Вис на перекладине (5 с и более) на полусогнутых руках. Подтягивание из виса на высокой перекладине: хватом снизу, хватом сверху. Из положения лёжа на гимнастическом мате на спине хват за канат и переход в вис стоя; перехваты за канат поочерёдно левой и правой рукой без помощи рук.

5

Спортивно-оздоровительная, игра

Подтягивание из виса лёжа на низкой перекладине (девочки) (6 часа). Вис лёжа на низкой перекладине  (5 с и более) на полусогнутых руках. Подтягивание на низкой перекладине: из виса лёжа прямые ноги на гимнастической скамейке (стуле); из виса лёжа хватом снизу; хватом сверху.

6

Спортивно-оздоровительная, игра

Сгибание и разгибание рук в упоре лёжа на полу (6 часа). Сгибание и разгибание рук в упоре лёжа с изменяющейся высоты опоры для рук. Сгибание и разгибание рук в упоре лёжа на двух параллельных скамейках. Сгибание и разгибание рук в упоре лёжа, ноги на повышенной опоре (скамейке), руки на полу. Сгибание и разгибание рук в упоре сзади, руки на гимнастической скамейке.

6

Спортивно-оздоровительная, игра

Наклон вперёд из положения стоя с прямыми ногами на полу (6 часа). Из упора присев разгибание ног, не отрывая рук от пола. Наклоны вперёд, притягивая туловище к ногам с помощью рук. Наклоны вперёд из положения сидя, ноги прямые. Ходьба с наклонами вперёд и касанием пола руками.

6

Спортивно-оздоровительная, игра

Прыжок в длину с разбега (6 час). Имитация движения рук и ног при отталкивании на месте. Прыжки в длину с места толчком одной ноги с приземлением на обе ноги. Прыжки в длину с 2-3 шагов разбега. Прыжки в длину с 8-10 шагов разбега способом «согнув ноги» через ленту, расположенную на расстоянии 190, 210, 250 см от места отталкивания.

6

Спортивно-оздоровительная, игра

Прыжок в длину с места толчком двумя ногами (6 часа). Выпрыгивание из полуприседа и приседа вверх с максимальным усилием. Прыжки с подтягиванием ног к туловищу на месте и с продвижением вперёд (10-15 м). Прыжки на обеих ногах (в приседе) с продвижением вперёд 10-15 м. Прыжки в длину с места из упора присев. Прыжки в длину с места через ленту (верёвочку), расположенную на месте приземления согласно нормативам комплекса ГТО.

6

Спортивно-оздоровительная, игра

Метание мяча 150 г на дальность (6 часа). Имитация метания и метание мяча способом «из-за спины через плечо» из исходного положения стоя боком к направлению броска: а) с места; б) с одного, двух, трёх шагов.

6

Спортивно-оздоровительная, игра

Бег на лыжах (12 часа). Многократное отталкивание одной лыжей и скольжение на другой («самокат»). Передвижение попеременным двухшажным ходом без палок и с палками. Повторный бег на лыжах – дистанция 100 м (45-50 с). Передвижение на лыжах до 2 км с равномерной скоростью в режиме умеренной интенсивности на местности со слабо- и среднепересечённым рельефом.

Игры на лыжах: «Быстрый лыжник», «Гонка с преследованием». Встречная эстафета с этапами 50-80 метров без лыжных палок. Эстафета с этапами 500 м и передвижением попеременным двухшажным классическим ходом.

12

Спортивно-оздоровительная, игра

Раздел 3.

Спортивные мероприятия. (7 часов) 

Спортивные мероприятия в форме соревнований должны планироваться заранее и равномерно распределяться в течение учебного года в соответствии с изученными разделами тематического планирования. К числу внутришкольных соревнований относятся: учебные соревнования внутри классов (а также в спортивных секциях, кружках), соревнования между командами классов на первенство школы, а также разного рода товарищеские встречи.

Учебные соревнования проводятся для поверки освоения школьниками двигательных  умений и навыков, указанных в данном тематическом планировании, а также для выявления уровня физической подготовленности учащихся (контрольные, тестовые) для сдачи нормативов ГТО.

 «Сильные, смелые, ловкие, умелые»

7

Соревнования, игровая, спортивно-оздоровительная

«А ну-ка, мальчики!», «А ну-ка, девочки!»

2

Соревнования, досугово-развлекательная, спортивно-оздоровительная

«От игры к спорту» (соревнования по подвижным играм)

2

Соревнования, игровая, спортивно-оздоровительная

«Мы готовы к ГТО!»

4

Соревнования, спортивно-оздоровительная

1.9 Планируемые результаты освоения программы

Уровень результатов работы по программе

базовый уровень результатов;

повышенный уровень результатов;

высокий уровень результатов.

Уровень

Виды результатов

Результат освоения программы

Базовый

Предметные

  • что такое ГТО; виды обязательных испытаний (тестов) и испытаний (тестов) по выбору 1 ступени комплекса ГТО; правила безопасного поведения во время занятий физическими упражнениями, подвижными играми, эстафетами;
  • соблюдать меры безопасности и правила профилактики травматизма на занятиях физическими упражнениями прикладной направленности, подвижными играми, эстафетами;

- нормативы 1-ой ступени (6-7 лет) комплекса ГТО в Центре тестирования по месту жительства на бронзовый результат.

Метапредметные

- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

- организация места занятий и обеспечение их безопасности;

- активное использование занятий физкультурой для профилактики психического и физического утомления;

- обеспечение безопасности мест занятий, спортивного инвентаря и оборудования, спортивной одежды;

- составление планов занятий физической культурой с различной направленностью, регуляция величины физической нагрузки в зависимости от задач занятия и индивидуальных особенностей организма.

- формирование понимания физкультуры как явления культуры, способствующего развитию целостной личности человека, сознания и мышления, физических, психических и нравственных качеств;

- формирование понимания здоровья как важнейшего условия саморазвития и самореализации человека, расширяющего свободу выбора профессиональной деятельности и обеспечивающего долгую сохранность творческой активности.

- ведение диалога в доброжелательной и открытой форме, проявление к собеседнику внимания, интереса и уважения;

- ведение дискуссии;

- обсуждение содержания и результатов совместной деятельности;

- нахождение компромиссов при принятии общих решений.

Личностные

- проявление бережного отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих;

- проявление уважительного отношения к окружающим, проявление культуры взаимодействия, терпимости и толерантности в достижении общих целей при совместной деятельности;

- добросовестное выполнение учебных заданий;

- проявление ответственного отношения к порученному делу, осознанной дисциплинированности и готовности отстаивать собственные позиции, отвечать за результаты собственной деятельности.

Повышенный

Предметные

- знать испытания по выбору своей ступени ГТО;

- знать причины травматизма при выполнении упражнений;

-правильно выполнять тестовые упражнения комплекса ГТО;

- максимально проявлять физические способности при выполнении видов испытаний (тестов) комплекса ГТО;

- выполнять нормативы 1-ой ступени (6-7 лет); 2-ой ступени (8-9 лет); 3-ой ступени (10-11 лет)  комплекса ГТО в Центре тестирования по месту жительства на серебряный результат.

Метапредметные

- составление содержания занятий в соответствии с собственными задачами, индивидуальными особенностями физического развития и физической подготовленности.

- проведение самостоятельных занятий по освоению новых двигательных действий и развитию основных физических качеств;

- самостоятельная организация и проведение занятий профессионально-прикладной физической подготовкой, подбор физических упражнений в зависимости от индивидуальной ориентации на будущую профессиональную деятельность;

- осуществление судейства соревнований.

- владение информационными жестами судьи;

- обретение знаний о ЗОЖ, его связи с укреплением здоровья и профилактикой вредных привычек, о роли и месте физкультуры в организации ЗОЖ.

- оказание помощи занимающимся при освоении новых двигательных действий;

- корректное объяснение и объективное оценивание техники выполнения новых двигательных действий;

- проявление дисциплинированности и уважительного отношения к сопернику в условиях игровой и соревновательной деятельности;

- соблюдение правил игры и соревнований;

- активное включение в совместные физкультурно- оздоровительные и спортивные мероприятия.

Личностные

- развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;

- проявление осознанного стремления к освоению новых знаний и умений, качественно повышающих результативность выполнения заданий;

- проявление инициативы и творчества при организации совместных занятий физкультурой.

Высокий

Предметные

- знать технику и правила выполнения видов испытаний (тестов) комплекса ГТО;

- самостоятельно заниматься физическими упражнениями, способствующими разностороннему физическому развитию (с участием родителей);

- выполнять нормативы 1 ступени (6-7 лет); 2-ой ступени (8-9 лет); 3-ой ступени (10-11 лет) комплекса ГТО в Центре тестирования на золотой результат.

Метапредметные

- оценивание ситуации и оперативное принятие решения;

- нахождение адекватных способов поведения и взаимодействия с партнерами во время учебной и игровой деятельности;

- контроль и анализ эффективности занятий по освоению новых двигательных действий и развитию основных физических качеств.

- поиск информации по вопросам развития современных оздоровительных систем, обобщение, анализ и творческое применение полученных знаний в самостоятельных занятиях физкультурой;

- полное и точное формулирование цели и задач совместных с другими обучающимися занятий физкультурно- оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельностью, изложение их содержания;

- логически грамотное изложение, аргументация и обоснование собственной точки зрения, доведение ее до собеседника.

- участие в организации и проведении физкультурно- оздоровительных и спортивных мероприятиях;

- предупреждение конфликтных ситуаций во время совместных занятий физкультурой и спортом, разрешение спорных проблем на основе уважительного и доброжелательного отношения к окружающим.

Личностные

- установки на здоровый образ жизни и реализации ее в реальном поведении и поступках;

- эстетические потребности, ценности и чувства.

- проявление доброжелательного и уважительного отношения к занимающимся, независимо от особенностей их здоровья, физической и технической подготовленности;

- управление своими эмоциями;

- проявление культуры общения и взаимодействия в процессе занятий физкультурой, игровой и соревновательной деятельности.

Для отслеживания результативности образовательной деятельности по программе проводятся: входной, текущий, промежуточный и итоговый контроль.

Входной контроль - оценка стартового уровня образовательных возможностей учащихся при поступлении в объединение или осваивающих программу 2-го и последующих лет обучения, ранее не занимающихся по данной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе.

Текущий контроль - оценка уровня и качества освоения тем/разделов программы и личностных качеств учащихся; осуществляется на занятиях в течение всего учебного года.

Промежуточный контроль - оценка уровня и качества освоения учащимися дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы по итогам изучения раздела, темы или в конце определенного периода обучения/учебного года (при сроке реализации программы более одного года).

Итоговый контроль - оценка уровня и качества освоения учащимися дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы по завершению учебного года или всего периода обучения по программе.

Формы фиксации результатов:

Журнал учета поведения занятий;

  • Видеозаписи и фотографии участия в соревнованиях;
  • и другие, разработанные в учреждении.

1.10 Календарный учебный график (составлен в соответствии с ФЗ №273)

Год обучения

Дата начала обучения по программе

Дата окончания обучения по программе

Всего учебных недель

Количество учебных часов

Режим занятий

первый

01. 09

31.05

36

72

Два раза в неделю

Учебно-тематический план

№ п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1

Вводное занятие

1

1

-

2

Возникновение ГТО

2

1

1

3

Правила техники безопасности на занятиях и соревнованиях

6

2

4

4

Развитие двигательных способностей.

10

2

8

6

Техника бега на короткие дистанции.

10

2

8

7

Техника бега на длинные дистанции.

6

1

5

8

Техника прыжка в длину

6

1

5

9

Техника метания мяча

6

1

5

11

Техника выполнения подтягивания из различных исходных положений.

6

1

5

12

Развитие общефизических качеств.

6

1

5

13

Лыжная подготовка

12

1

11

14

Контрольные и итоговые занятия

2

1

1

ИТОГО

72

17

55

Календарно-тематическое планирование

№ урока

Дата проведения урока

Тема занятия

Форма аттестации

Контроль

План

Факт

1

Вводный инструктаж по технике безопасности. Комплекс ГТО

Практическое занятие

2

Бег на короткие дистанции

Практическое занятие

3

Специально-беговые упражнения

Практическое занятие

4

Высокий старт

Практическое занятие

5

Встречные эстафеты

Практическое занятие

6

Линейные эстафеты

Практическое занятие

7

Бег в среднем темпе в чередовании с ходьбой

Практическое занятие

8

Бег на длинные дистанции

Практическое занятие

9

Разминка и её значение. Силовые виды ГТО

Практическое занятие

10

Подтягивание из виса на низкой перекладине

Практическое занятие

11

Разновидности висов

Практическое занятие

12

Перемещение в висе

Практическое занятие

13

Подтягивания с дополнительной опорой

Практическое занятие

14

Сгибание и разгибание рук в упоре лёжа с изменением высоты опоры

Практическое занятие

15

Сгибание и разгибание рук в упоре лёжа из различных исходных положений

Практическое занятие

16

Упражнения с набивным мячом

Практическое занятие

17

Метание набивного мяча из различных исходных положений

Практическое занятие

18

Метание на заданное расстояние. Прыжки с разбега через плоские препятствия.

Практическое занятие

19

Упражнения на гибкость

Практическое занятие

20

Упражнения на координацию движений

Практическое занятие

21

Наклоны из различных исходных положений

Практическое занятие

22

Наклон вперёд из положения стоя с прямыми ногами на полу

Практическое занятие

23

Выпрыгивания из полуприседа и приседа

Практическое занятие

24

Прыжки в длину через препятствие

Практическое занятие

25

Прыжки с продвижением вперед

Практическое занятие

26

Прыжковые упражнения

Практическое занятие

27

Прыжок в длину с места толчком двумя ногами

Практическое занятие

28

Эстафеты

Практическое занятие

29

«От игры к спорту» Пионербол

Практическое занятие

30

«От игры к спорту» Перестрелка

Практическое занятие

31

«Сильные, смелые, ловкие, умелые»

Практическое занятие

32

Промежуточное тестирование. Эстафеты

Практическое занятие

33

Лыжная подготовка. Развитие выносливости.

Практическое занятие

34

Скольжение

Практическое занятие

35

Повторный инструктаж техники безопасности. Бег на выносливость. Эстафеты

Практическое занятие

36

Отталкивание

Практическое занятие

37

«Быстрый лыжник»

Практическое занятие

38

Попеременный двухшажный ход

Практическое занятие

39

«Гонка с преследованием»

Практическое занятие

40

Встречные эстафеты

Практическое занятие

41

Передвижение на лыжах с различной скоростью и интенсивностью

Практическое занятие

42

Спуски и подъёмы

Практическое занятие

43

Торможения

Практическое занятие

44

Бег на лыжах. Дистанция 2 км.

Практическое занятие

45

«А ну-ка, мальчики!»

Практическое занятие

46

«От игры к спорту» Пионербол

Практическое занятие

47

«От игры к спорту» Перестрелка

Практическое занятие

48

«А ну-ка, девочки!»

Практическое занятие

49

Упражнения на гибкость

Практическое занятие

50

Упражнения на силу

Практическое занятие

51

Прыжковые упражнения

Практическое занятие

52

Упражнения на координацию

Практическое занятие

53

Упражнения на выносливость

Практическое занятие

54

Круговая тренировка

Практическое занятие

55

«Мы готовы к ГТО!»

Практическое занятие

56

Челночный бег

Практическое занятие

57

Специально-беговые упражнения

Практическое занятие

58

Высокий старт

Практическое занятие

59

«Мы готовы к ГТО!»

Практическое занятие

60

Метание мяча из различных исходных положений

Практическое занятие

61

Метание мяча в горизонтальную и вертикальные цели

Практическое занятие

62

Метание мяча на дальность с места и нескольких шагов

Практическое занятие

63

Имитация движения рук и ног при отталкивании в прыжка с разбега

Практическое занятие

64

Прыжки в длину с разбега с приземлением на обе ноги

Практическое занятие

65

Прыжки в длину с разбега

Практическое занятие

66

Бег в среднем темпе в чередовании с ходьбой

Практическое занятие

67

Бег на длинные дистанции

Практическое занятие

68

Бег на 1 км

Практическое занятие

69

«Мы готовы к ГТО!»

Практическое занятие

70

Встречные эстафеты

Практическое занятие

71

Линейные эстафеты

Практическое занятие

72

Итоговое занятие.

Практическое занятие

1.11 Методическое обеспечение дополнительной общеобразовательной программы.

Рабочая программа составлена на основании примерной программы. Автор программы: А.П. Матвеев. Программа допущена Министерством образования Российской Федерации (2021г.)

1. 12 Материально-техническое обеспечение

Спортивная база:

- спортивный зал;

- спортивная площадка на улице с беговой дорожкой.

Спортивное оборудование:

- секундомер – 1 штука;

- свисток – 1 штука;

- стенка гимнастическая - 6 штук;

- скамейки гимнастические – 4 штуки;

- перекладина гимнастическая - 3 штук;

- скакалки гимнастические – 15 штук;

- маты гимнастические - 8 штук;

- коврики гимнастические – 15 штук;

- канат для лазанья – 1 штука;

- мячи набивные (1 кг) – 6 штук;

- мячи малые (теннисные) – 15 штук;

- мячи большие (баскетбольные, волейбольные, футбольные) – 8 штук;

- стойки волейбольные, сетка волейбольная – 1 комплект;

Технические средства:

- аудиоцентр с системой озвучивания спортивных залов и площадок;

- компьютер, экран, проектор

Для обеспечения первой медицинской помощи – аптечка.

1.13 Система контроля результативности программы

п/п

Фамилия, имя учащегося

Двигательные умения и навыки

Итоговые

соревнования

Итог за год

1.

  2.

Оценка предметных результатов обучающихся

Инструментарий:

Высокий уровень оценка «отлично» (отметка «5»): Движение или отдельные его элементы выполнены правильно, с соблюдением всех требований, без ошибок, легко, свободно, четко, уверенно, слитно, с отличной осанкой, в надлежащем ритме; ученик понимает сущность движения, его назначение, может разобраться в движении, объяснить, как оно выполняется, и продемонстрировать в нестандартных условиях; может определить и исправить ошибки, допущенные другим учеником; выполняет учебный норматив (тест) комплекса ГТО на золотой значок.

Повышенный уровень оценка «хорошо» (отметка «4»): При выполнении ученик действует так же, как и в предыдущем случае, но допустил не более двух незначительных ошибок; выполняет учебный норматив (тест) комплекса ГТО на серебряный значок.

Базовый уровень оценка «удовлетворительно» (отметка «3»): Двигательное действие в основном выполнено правильно, но допущена одна грубая или несколько мелких ошибок, приведших к скованности движений, неуверенности. Учащийся не может выполнить движение в нестандартных и сложных в сравнении с уроком условиях; выполняет учебный норматив (тест) комплекса ГТО на бронзовый значок.

п/п

Фамилия,

имя

учащегося

Инициатива в

учебном

сотрудничестве

Планирование

учебного

сотрудничества

Позиционное

взаимодействие

Управление

коммуникацией

Итог за год

1.

2.

 Низкий уровень оценка «неудовлетворительно» (отметка «2»): Движение или отдельные его элементы выполнены неправильно, допущено более двух значительных или одна грубая ошибка; не выполняет учебный норматив (тест) комплекса ГТО. 

Оценка метапредметных результатов обучающихся

 

Инструментарий:

Для оценивания достижений:

Высокого уровня соответствует оценка «отлично» (отметка «5»):

- учащийся являлся инициатором в группе, организатором и исполнителем;

Достижению повышенного уровня соответствует оценка «хорошо» (отметка «4»):

- учащийся являлся организатором и исполнителем;

Достижению базового уровня соответствует оценка «удовлетворительно» (отметка «3»):

- учащийся являлся только исполнителем;

Достижению низкого уровня соответствует оценка «неудовлетворительно» (отметка «2»):

учащийся занимал только наблюдательную позицию (наблюдал, как другие учащиеся выполняют двигательное действие).

Текущий контроль уровня усвоения материала осуществляется по результатам выполнения обучающихся практических  испытания (тесты).

Итоговый контроль реализуется в форме соревнований («Мы готовы к ГТО!») по общей физической подготовке.

1. 14 Список используемой литературы

Список литературы для учащихся

1. Детские подвижные игры. / Сост. В.И. Гришков. – Новосибирск: Новосибирское книжное издательство, 1992. – 96 с.

2. Копылов Ю.А., Полянская Н.В. Физическая культура и здоровье школьника: от А до Я. Советы родителям. – М.: Арсенал образования, 2011.

Список литературы для преподавателя

1. А.П. Матвеев. Учебно-методический комплект «Физическая культура».

2. Внеурочная деятельность. Подготовка к сдаче норм ГТО: учеб. пособие для общеобразоват. организаций/В.С. Кузнецов, Г.А. Колодницкий.- М.: Просвещение, 2017 г.

3. Матвеев Л.П., Озолин Э.С. «Теория и методика физического воспитания». М.: Физкультура и спорт, 1991.

4. Жилкин А.И. Легкая атлетика: Учеб. Пособие для студентов высш. Пед. Учеб. Заведений/ А.И. Жилкин, В.С. Кузьмин, Е.В. Сидорчук. - 2-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2005.

5. Методические пособия по оказанию неотложной помощи при получении травм различной тяжести.

Интернет-источники

- Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»// Режим доступа: http://festival.1 septem-ber.ru/articles/

- Учительский портал // Режим доступа: http://www.uchportal.ru/load/

- Сеть творческих учителей // Режим доступа: http://www.in-n-ru/communities.aspx

- Pedsovet.Su// Режим доступа:http://pedsovet.su

- Proшколу.Ru // Режим доступа: http://www.prosholu.ru

- Педсовет.org // Режим доступа: http://pedsovet.org

- Открытый класс, физическая культура //http://pedsovet.su/load/98

- Сообщество взаимопомощи учителей, физическая культура // http://www.uchportal.гu Учительский портал

- Завуч инфо. Физическая культура и здоровье человека http://www.zavuch.info/metodichka/advanctd-search- results/26965


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа курса дополнительного образования "Удивительный мир камня"

Программа курса дополнительного образования для 5-7 классов в летнем оздоровительном лагере...

Программа курса дополнительного образования «История права России» 10 класс

Данная программа дополнительного образования «История права России» построена на материале курса истории России 6-9 классов и содержит интересные сведения о развитии отечественного права....

Программа курса дополнительного образования

Материал для курса дополнительного образования по словарю издательства  Pearson Longma...

Программа курса дополнительного образования "Этикет"

Человеку приходится бывать в различных ситуациях, встречаться с разными людьми. Чтобы всегда и везде выглядеть достойно и чувствовать себя уверенно, нужно с детства усвоить нормы поведения в общ...

Рабочая программа курса "Дополнительные вопросы математики" 6 класс

Рабочая программа курса "Дополнительные вопросы математики" для 6 класса с пояснительной запиской, содержанием, КТП на 34 часа...

Рабочая программа курса дополнительного образования по информатике "Информатика для всех" для учащихся 1-х классов

Рабочая программа составлена на основе программы и учебника-тетради ”Информатика в играх и задачах” 1 класс,  А. В. Горячев, К. И. Горина, Т. О. Волкова и рассчитана на 1 час в неделю....

Программа внеурочной деятельности "Быстрее! Выше! Сильнее!" для 2-4 классов

Образовательный процесс в современной школе постоянно усложняется, и это требует от учащихся значительного умственного и нервно-психического напряжения. Доказано, что успешность адаптации к новым усло...