Подвижные игры в самбо
методическая разработка по физкультуре (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)

Половиков Владимир Валерьянович

Считаю, что Самбо — это наука обороны, а не нападения. Самбо не только учит самозащите, но и дает богатый жизненный опыт, формирующий твердый мужской характер, стойкость и выносливость, которые необходимы в работе и общественной деятельности.

Самбо способствует выработке самодисциплины, формирует внутреннюю нравственную опору и сильную личную позицию в достижении жизненных целей. Самбо формирует социальную опору общества, людей, способных постоять за себя, за свою семью, за Родину.

Такая система, направленная на поиск всего передового и целесообразного, легла в основу философии самбо - философии постоянного развития, обновления, открытости ко всему лучшему. Вместе с приемами борьбы самбо впитало в себя и нравственные принципы народов, передавших самбо часть своей культуры.

Актуальность данной работы  состоит в том, что САМБО — не только вид спортивного единоборства и система противодействия противнику без применения оружия, но и система воспитания, способствующая развитию морально - волевых качеств, патриотизма и гражданственности будущего поколения.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon podvizhnye_igry_v_sambo.doc1017.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное Общеобразовательное Учреждение - Средняя Общеобразовательная Школа №1 г. Красный Кут Саратовской области

Подвижные игры в самбо

Научно-практическая конференция «Шаг в будущее»

Секция: Физическая культура

Выполнил: ученик 10 класса Фатеев Никита Сергеевич

Руководитель проекта: учитель физической культуры

                                        Половиков Владимир Валерьянович

                 контактный телефон: 89648455886

                                      адрес электронной почты; cicinatela_09@mail.ru

Красный Кут 2024

Содержание

1. Рецензия руководителя проекта………………………………3

2. Обоснование выбора темы проекта…………………………..4

3. Актуальность и новизна……………………………………….5

4. Цели и задачи проекта…………………………………………6

5.Основная часть проекта………………………………………..7

Глава 1. Правила подвижных игр в самбо……………………...7

Глава 2. Правила мас-рестлинга…………………………………9

6. Заключение. Выводы………………………………………….10

7. Список используемой литературы……………………………11

8. Приложение…………………………………………………….12

Рецензия руководителя проекта

Тема проекта была сформулирована сразу и сохранена без изменения на протяжении всей работы над проектом. Выполненный проект   полностью   соответствует   поставленным   целям   и   задачам.  Работа   структурна, соответствует   плану.  Логика работы   над   проектом   продумана.

Никита проделал  большую  работу по сбору и систематизации материала. Проявил фантазию.

 Данная работа имеет практическую значимость, так как в настоящее время школа является региональной экспериментальной площадкой: «Обновление содержания физкультурного образования»  по внедрению новых видов спорта (самбо, шахматы…).

Наличие результатов полученных самостоятельно, анализ  и интерпретация уже известных фактов. Проведено анкетирование, и соответственно сделан вывод.

Работа,   представленная   для   рецензирования,   является   завершенным   самостоятельным исследованием, выполнена на достаточном  теоретическом уровне. Создана презентация по теме проекта: «Подвижные игры в самбо».

Вывод: проектная работа: Фатеева Никиты Сергеевича ученика 10 класса

по теме: «Подвижные игры в самбо», отвечает требованиям, предъявляемых к творческому проекту и рекомендуется к защите.

Обоснование выбора темы проекта

Тема, которую представил в данном проекте, связанна с моим одним из множества увлечений.  А именно с таким боевым единоборством, как самбо.

Каждый год на «День дублера» с удовольствием веду уроки физической культуры, и, общаясь с моими учителями, которых заменяю – узнал о том, что наше образовательное учреждение активно принимает участие во Всероссийском проекте «Самбо в школу». При этом является одной из экспериментальных площадок Саратовской области.

Мой руководитель проекта Половиков В.В. и тренер Сержанов А.Ж. неоднократно делились своим опытом через мастер-классы, выступления на конференциях, а так же являются соавторами выпущенного методического пособия.

Идея создания проекта в России «Самбо в школах» возникла еще в 2010 году. Поскольку современная школьная программа по физкультуре включает в себя часы на изучение элементов единоборств, но без уточнения каких именно, инициаторы проекта решили занять эту нишу изучением борьбы самбо. В качестве примера была рассмотрена Япония, где дети изучают дзюдо на протяжении восьми лет, более того приобретая силу и уверенность, они учатся крепче любить свою страну. Самбо для аналогичных целей подходит как нельзя лучше.

Узнав о данном проекте больше, мне захотелось стать одним из активных ее участников. И первое с чего начал – это с того, что выяснил, с какими основными проблемами сталкиваются инициаторы проекта.

Выделю главную из них – это нехватка специалистов. Учителя физической культуры говорят о том, что они хотели бы внедрять самбо у себя в школах, однако мало знакомы со спецификой данного направления. На мой взгляд, специалистом быть и не требуется, достаточно знакомить с историей самбо, обучать технике правильных падений (раздел гимнастики) и давать подвижные игры с элементами борьбы. Важно заинтересовать ребят, а дальше они смогут записаться на секцию и уже со специалистом продолжить свои тренировки на более профессиональном уровне.

На своем даже маленьком опыте понял, что заинтересовывать учащихся лучше через различные игры. Поэтому в данном проекте поделюсь правилами подвижных игр, которые нашел в Интернете, а также разработал самостоятельно.

Актуальность и новизна

Считаю, что Самбо — это наука обороны, а не нападения. Самбо не только учит самозащите, но и дает богатый жизненный опыт, формирующий твердый мужской характер, стойкость и выносливость, которые необходимы в работе и общественной деятельности.

Самбо способствует выработке самодисциплины, формирует внутреннюю нравственную опору и сильную личную позицию в достижении жизненных целей. Самбо формирует социальную опору общества, людей, способных постоять за себя, за свою семью, за Родину.

Такая система, направленная на поиск всего передового и целесообразного, легла в основу философии самбо - философии постоянного развития, обновления, открытости ко всему лучшему. Вместе с приемами борьбы самбо впитало в себя и нравственные принципы народов, передавших самбо часть своей культуры.

Актуальность данного проекта  состоит в том, что САМБО — не только вид спортивного единоборства и система противодействия противнику без применения оружия, но и система воспитания, способствующая развитию морально - волевых качеств, патриотизма и гражданственности будущего поколения.

Причины, по которым мною было принято решение о присоединении к данному проекту лежат на поверхности нашей повседневной жизни:

а) Сложившаяся политическая обстановка, как в нашей стране, так и во всем мире.

б) Хулиганские действия, ограбления и правонарушения, к которым порой мы просто не готовы. Эта причина выходит на второй план в связи с тяжелой экономической обстановкой, виной которой стал всемирный экономический кризис.

Мы с вами находимся в постоянной опасности, особенно на пустынной улице в темноте.  Преступники в этот момент пользуются фактором неожиданности, вводя пострадавшего в состояние оцепенения и страха, готового в таком состоянии выполнить все требования.

Не могу оставаться в стороне, и поэтому буду стараться продвигать идею внедрения самбо в школы России. И очень надежным и интересным инструментом будут подвижные игры. Использование подвижных игр является новинкой в данной сфере. Дело в том, что инициаторы проекта «Самбо в школы России», чтобы привлечь педагогов и молодежь используют историю возникновения самбо, демонстрируют сложную технику бросков, увеличивают количество соревнований, проводят конференции на различном уровне, где опять идет демонстрация и история. Поэтому учителя физической культуры (не специалисты), просто боятся брать на себя ответственность.

С помощью данного проекта хочу показать не сложность, а простоту через игры.

Цели и задачи проекта

Цель проекта: поделиться правилами подвижных игр через буклеты, которые могут использовать, как тренеры по самбо на своих тренировках, так и преподаватели физической культуры на уроках.

 Задачи:

  1. Поиск подвижных игр по самбо в Интернете.
  2. Разработать свои подвижные игры по самбо.
  3. Применить игры у себя в школе.
  4. Распространить правила подвижных игр, через участие в конкурсах-проектах и конференций.
  5. Познакомить преподавателей Саратовской области с правилами мас-рестлинга.

Основная часть проекта

Глава 1. Правила подвижных игр в самбо

«Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре – важнейшему виду детской деятельности. Она является эффективным средством формирования личности ребенка, его морально-волевых качеств, в игре реализуется потребность воздействия на мир»[1].

В интернете представлено огромное количество подвижных игр, связанных с подготовительными упражнениями для борцов. Учащиеся играют, одновременно развивают необходимые физические качества (силу, ловкость, быстроту, гибкость и выносливость).

Поделюсь несколькими правилами подвижных игр взятых с Интернета, а также своими разработками.

Первую игру, которую хочу представить – это «перетягивание каната». Ее знают все, однако канат можно перетягивать не только в колоннах, а еще и став в шеренгу. Игроки встают лицом друг к другу берутся за канат и тянут. Игра заканчивается, когда большая часть игроков, одной команды, перетянет на свою сторону, игроков другой команды.

«Борьба с поясами»

Четыре игрока строятся, образуя квадрат, и на равном удалении друг от друга берутся за веревку, связанную в кольцо или два связанных вместе пояса. За каждым игроком на расстоянии 1,5м лежат свернутые пояса.

По сигналу каждый игрок, не отпуская веревки, старается дотронуться или схватить лежащий позади него пояс. Тот, кому это удастся сделать, получает одно очко в пользу своей команды, но при этом продолжает игру, чтобы помешать другим игрокам, заработать это очко.

Примечание: начиная игру, следить за тем, чтобы игроки держались за веревку на равном расстоянии; повторить игру, сменив руку; игра становится интересной, когда в ней участвуют три человека и, естественно, могут участвовать больше 4-х человек.

«Борьба с использованием платков»

Игроки разбиваются на две команды с равным числом игроков и выстраиваются на противоположных концах ковра; каждый игрок получает номер. У всех игроков к поясу прикреплен платок.

Тренер называет один номер и два игрока под этим номером выходят на середину ковра. Они стараются схватить платок противника, при этом одну руку нужно держать за спиной.

Примечание: платок можно зацепить не только за спиной, но и на бедре, но он должен легко отвязываться; ограничить время игры; можно вызвать две или три пары, но борьба останется индивидуальной или становится командной.

Александр Карелин (трехкратный олимпийский чемпион по греко-римской борьбе) рассказывал, как они на тренировках играли в баскетбол, только во время этой игры вести мяч необязательно и разрешается захватывать соперника и даже выполнять броски. Данную игру можно рекомендовать только уже продвинутым борцам. Вместо этого можно сыграть в регби на коленях, где игрокам одной команды необходимо донести мяч до линии соперника.

Эти и другие игры Вы можете найти в Интернете. Представлю Вашему вниманию еще и игры, которые разработал сам и активно используются, как на уроках, так и на тренировках.

Эстафета «Веселые шахматы или шашки». Суть такая же, как и в любой эстафете. Разница в том, что используются шахматы или шашки (на усмотрение тренера и в зависимости от возрастной группы). Участники делятся на две команды. На расстоянии 15 м стоит стол с шахматами (шашками) и шахматными часами. По команде тренера (или по свистку) один игрок от каждой команды бежит к столу, и, делая ход, нажимает на кнопку, далее быстро возвращается назад, передавая эстафету следующему своему игроку. Эстафета идет до тех пор, пока, либо флажок соперника на шахматных часах не упадет, либо пока одна из команд не поставит мат (либо не одержит победу в шашках). Данную эстафету можно провести как соревнование в личном зачете на выбывание. Тогда принимают участие 2 игрока и устанавливаются 2 стола с шахматами (с шашками). С одной стороны один игрок играет белыми фигурами, а с другой черными. Условия те же. Достаточно поставить мат хотя бы на одной доске, либо победить по времени. Если игра проходит на борцовском ковре передвижения игроков можно менять по усмотрению тренера. Например, передвигаться с помощью кувырков, перекатов боком, «крабиком», в упоре лежа. Если урок проходит в спортивном зале без борцовского ковра можно применять различные беговые и прыжковые упражнения. Время на часах можно устанавливать по усмотрению тренера.

Следующую игру, которую хочу представить, решил назвать «Ленивый волейбол или пионербол». Правила практически те же, что и в волейболе или пионерболе. Разница только в том, что игроки находятся в положении сидя или лежа. Передвигаться можно кувырками, перекатами и в упоре лежа. Вставать игрокам запрещено. Высоту сетки учитель может установить на свое усмотрение. В отличие от классического волейбола, разрешается 5 касаний мяча командой. В волейболе партия идет до 25 очков. В данной игре счет устанавливает преподаватель.

Игр, которые применяем на тренировках и уроках очень много. Мы поделились лишь некоторыми из них. Каждый учитель, проявив фантазию на подобных примерах, сможет сам разработать и применять у себя во время занятий.

Глава 2. Правила мас-рестлинга

На  шестой Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные вопросы физического воспитания молодежи и студенческого спорта», проходившей в городе Саратове,  мой руководитель проекта познакомился с довольно интересным видом спорта «Мас-рестлинг». До этого  мы применяли у себя на тренировках подобную подвижную игру. Разница была только в том, что вместо палки использовали борцовский пояс.        

Мас-рестлинг – это один из национальных видов спорта России. Пришел он из Якутии. Этот вид борьбы появился еще в 17 веке, но был сугубо якутским и не имел широкой популярности. В нем, как и в самбо используются цвета Российского флага.

Этот вид спорта сродни перетягиванию каната, однако в поединке участвуют один на один. Задача спортсмена, уперев ноги о доску, установленную горизонтально и служащую опорой, вытолкать соперника за межу, которой является установленная ребром доска. Также победа присуждается атлету, который вырвал палку из рук соперника. Борьба проводится на помосте, размерностью 4 на 5 метров и высотой до 80 см.

Этот вид спорта лишь в 30-е годы был внедрен в программу Всеякутской Спартакиады. Утвержденные правила появились сразу после Великой Отечественной войны, а с наступлением 21 века дисциплину ввели в программу Международных спортивных игр «Дети Азии».

Чтобы достичь успеха в этом виде спорта, нужно развивать равновесие, ведь задача борьбы каждого спортсмена – вывести из равновесия оппонента. Для того чтобы максимально эффективно держать равновесие и, в свою очередь, вывести из равновесия противника – нужно постоянно двигаться по доске упора. Очень важно умение быстро реагировать и принимать решения.

В мас-рестлинге перемещение по доске называют «бегом». Также нужно активно работать корпусом и кистями. Состоит поединок из трех схваток, за эти поединки нужно добыть две победы.

Как и в самбо есть весовые категории. В поединках юноши и девушки соревнуются отдельно.

Во время схватки у мас-рестлеров работает все тело. Также важна сила хвата. Этот вид борьбы способствует выработке таких качеств, как: сила, ловкость, скорость, выносливость. Благодаря тому, что для соревнований не нужен особый инвентарь и большая площадь, мас-рестлингом можно заниматься круглый год. 

Если кому-то из тренерского состава захочется более подробно ознакомиться с правилами и историей данного вида спорта предлагаем данные Всероссийской федерации мас-рестлинга.

(Российская Федерация, 107078 г. Москва, Мясницкий проезд, д. 3, каб. 611)

Тел.: +7 (495) 628-38-89

Эл. почта: mas-wrestlingrussia@mail.ru

Заключение

В ходе проделанной работы была достигнута поставленная цель и решены все намеченные задачи. Выходными продуктами проекта стали:

-самостоятельно разработанные правила и соревнование в рамках школы, а также участие в конкурсе;

-распространение правил подвижных игр через страничку школьного спортивного клуба «СОЮЗ», буклеты, а также областной семинар учителей физической культуры по теме «Обновление содержания физкультурного образования средствами базовых и новых видов спорта», где учителя физической культуры моей школы Сержанов А.Ж. и Половиков В.В. провели мастер-классы.

Ранее моим другом Соколюк Никитой на таком же конкурсе были представлены правила «самбопи» (самбо плюс интеллект). Самбопи можно отнести и к подвижным играм. Она стала очень популярной в нашей школе. Увеличилось количество учащихся, которые стали посещать секции, как самбо, так и шахматы.

Список используемой литературы

1.педпроект.рф

2.http://www.openchess.ru/

3.sambo.ru

4. Система САМ становится САМБО

Автор: Лукашев М.Н. | Раздел: Самбо | 3.08.2023

5. Боевые приемы самбо

Автор: Акопов А.А. | Раздел: Самбо | 3.08.2023

6. Самбо. Часть 3. Специальные приёмы

Автор: Харлампиев А.А. | Раздел: Самбо | 23.02.2023

Приложение

Фото 1. Поединок по мас-рестлингу

Фото 2. – Турнир по  «самбопи»

        

Фото 2. – Первые чемпионы по «самбопи», они же неоднократные победители соревнований по различным видам боевых единоборств.

        


[1] педпроект.рф


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое занятие по внеурочной деятельности в 3 классе по теме: "Подвижные игры народов России".Кружок "Подвижные игры".Направление спортивно оздоровительное.

        Данное занятие было проведено в рамках районного семинара по внеурочной деятельности в 3 классе по ФГОС....

Роль и значение подвижных игр. Подвижные игры как средства развития двигательных качеств.

Подвижная игра – одна из важнейших средств всестороннего развития детей младшего школьного возраста. Характерная ее возможность – комплексность воздействия на организм и на все стороны личности ребенк...

План-конспект урока 1 класс Подвижные игры. Тема: Подвижные игры на развитие внимания, с элементами релаксационных упражнений.

Цель: Овладение  элементами релаксационных упражнений и техникой выполнения комплекса ОРУ, развитие двигательных качеств  в игровых упражнениях. Тип урока: обучающий. Форма организ...

План-конспект ТРЕНЕРОВОЧНОГО ЗАНЯТИЯ «Подвижные игры» Объединение «Самбо»

Подвижные игры в основе самбо напрвлены на совершенствование основных двигательных качеств самбиста....

Подвижная и спортивная игра с мячом: подвижные игры для учащихся 3 - 5-х классов.

laquo;Казаки». Подвижная  игра для  мальчиков  и девочек  3-5 классов  с  участием  15 и более игроков.  Двигательное содержание: ведение мяча и ловля ...

Подвижные игры для детей среднего школьного возраста. Подвижные игры как средство физического воспитания в средней общеобразовательной школе

Физическое воспитание подрастающего поколения составляет неотъемлемую часть коммунистического воспитания. Оно осуществляется в единстве с нравственным, умственным и эстетическим воспитанием, ведь цель...