Обобщение опыта наставничества в образовательном учреждении.
методическая разработка по физкультуре

Кудря Марина Викторовна

Описание своей системы наставничества.

Для меня наставничество  это тоже стимул кпрофессиональному росту, шаг вперёд к постоянномупоиску инновационных форм и методов работы смолодыми педагогами.

01 сентября 2019 года в МБОУ «СШ №7» города Новый Уренгой пришел молодой специалист ГеннадийНиколаевич Большаков, имея высшее - профессиональное педагогическое образование. Учитель физической культуры. Опыта преподавания в школе у него не было. Именно поэтому на заседании педагогического совета школы решено было назначить начинающему учителю педагога-наставника. Являясь учителем физической культуры высшей квалификационной категории и обладая опытом работы, я с удовольствием взяла на себя обязанности наставника. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Люди учатся, когда они учат.

                Сенека.

                                                                                                                                                                                                             

                      Описание своей системы наставничества.

Для меня наставничество – это тоже стимул к профессиональному росту, шаг вперёд к постоянному поиску инновационных форм и методов работы с молодыми педагогами.

 01 сентября  2019 года в МБОУ «СШ №7» города Новый Уренгой  пришел молодой специалист Геннадий Николаевич Большаков, имея высшее - профессиональное педагогическое образование. Учитель физической культуры. Опыта преподавания в школе у него не было. Именно поэтому на заседании педагогического совета школы решено было назначить начинающему учителю педагога-наставника. Являясь учителем физической культуры высшей квалификационной категории и обладая опытом работы, я с удовольствием взяла на себя обязанности наставника.

Согласно Положению о наставничестве, в мои обязанности входило не только ознакомление начинающего учителя со школой, классом, основными обязанностями и требованиями, предъявляемыми к учителю, но и изучением деловых и нравственных качеств молодого специалиста, его отношения к окружающим, увлечения, наклонности, круг досугового общения. Кроме того, необходимо было проводить обучение, контролировать и оценивать самостоятельное проведение Геннадия Николаевича не только учебных и внеурочных занятий, но и внеклассных мероприятий, словом, оказывать молодому специалисту помощь в овладении педагогической профессией, практическими приемами и способами качественной организации и проведения воспитательной и образовательной деятельности, анализировать и корректировать свою деятельность.

С целью качественного осуществления обязанностей наставника и успешной профессиональной адаптации начинающего учителя мною был разработан ряд мероприятий, который включал:

  • составление плана работы наставника с молодым специалистом на каждый учебный год;
  • подборка комплекта диагностических материалов для выявления профессиональных затруднений молодого специалиста;
  • разработка методических рекомендаций для организации работы;
  • осуществление мониторинга всего периода профессиональной адаптации педагога и разработка рекомендаций по дальнейшей работе;
  • анализ результатов работы и обзор опыта работы по наставничеству.

При составлении плана работы  было учтено, что профессиональная адаптация – это процесс постепенного вхождения молодого специалиста в должность, приспособление к требованиям и условиям работы в образовательной организации, содержанию и особенностям педагогической деятельности, к педагогическому коллективу, во взаимодействии с которым осуществляется его профессиональная деятельность.

Именно на этом этапе, чтобы помочь начинающему свою деятельность преподавателю справиться с возникающими трудностями, необходимо, на мой взгляд, представить весь комплекс проблем, с которыми может столкнуться молодой учитель в своей работе. К таким проблемам относятся:

  • проблемы в отношениях с обучающимися, родителями (законными представителями);
  • проблемы в воспитательной и образовательной деятельности.

Диагностика Геннадия Николаевича   была проведена путем собеседования, тестирования и анкетирования  по трем направлениям:

  • планирование работы;
  • организация деятельности учителя;
  • контроль деятельности самого учителя и обучающихся (проводился, в том числе, и во время посещения уроков Геннадия Николаевича).

Проанализировав анкеты, побеседовав с начинающим педагогом, посетив его уроки, мне удалось выявить следующие профессиональные проблемы:

  • недостаток практических навыков в воспитательной и образовательной деятельности;
  • сложность приспособления к нормам и принципам образовательной организации.

Была и еще одна серьезная проблема: большая часть времени начинающего педагога уходила на подготовку к уроку, и, как следствие, возникали

перенапряжение, усталость, стал пропадать интерес к работе. С решения этой проблемы начала свою работу с Геннадием Николаевичем, так как считала своей

задачей дать молодому специалисту инструментарий для самостоятельного

проектирования урока, отвечающего современным требованиям.

Во-первых, у молодого педагога вызвало затруднение составление рабочих программ по предмету, которые обеспечивают достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы общего образования.

С этой целью совместно с молодым педагогом подробно изучены нормативные документы МБОУ «СШ №7» и Программы по учебному предмету «Физическая культура», даны рекомендации и оказана практическая помощь в составлении рабочей программы. Упор в процессе работы делался на соблюдение требований к рабочей программе, определение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения каждого преподаваемого учебного предмета и на разработку тематического планирования с определением основных видов учебной деятельности обучающихся. Здесь моей целью было донести до начинающего педагога необходимость тщательного подхода к составлению рабочей программы, так как она является индивидуальным инструментом учителя, в котором он определяет наиболее оптимальные и эффективные для определенного класса содержание, формы, методы и приемы организации образовательной деятельности с целью получения результата, соответствующего современным требованиям.

Во-вторых, определенные затруднения начинающим педагогом вызвал процесс проектирования урока, соответствующего принципам ФГОС. Положительным моментом в этой ситуации явилось то, что у педагога отсутствовал опыт разработки и проведения урока в традиционной форме, и мне не пришлось «ломать» устоявшиеся привычки работы Геннадия Николаевича.

С целью решения данной проблемы на очередном заседании школьного методического объединения учителей физической культуры (ноябрь 2019 г.) в ходе которого молодого педагога познакомили с особенностями современного урока, сделав акцент на то, что необходимый образовательный результат будет получен, если урок будет направлен на развитие личности обучающегося. Внимание начинающего педагога было обращено на следующий факт: в свете современного урока учитель – соавтор образовательного продукта, а обучающийся – активный

участник образовательной деятельности. Именно поэтому упор был сделан на такие этапы урока как:

  1. Создание проблемной ситуации учителем и формулирование проблемы обучающимися
  2. Актуализация обучающимися своих знаний
  3. Поиск решения проблемы обучающимися
  4. Практическое применение знаний обучающимися

Кроме того,  были рассмотрены современные образовательные технологии, методики и результаты их применения; формы работы с обучающимися на уроке; система оценивания полученных результатов, а также особенности составления планов современного урока и конструирования учебного материала.

В-третьих, проблемным для Геннадия Николаевича стало составление технологических карт к уроку. Решению этой проблемы было уделено особое внимание, ведь обучение с использованием технологической карты позволяет сделать учебный процесс более эффективным, обеспечить реализацию предметных, метапредметных и личностных умений (универсальных учебных действий), в соответствии с требованиями ФГОС. Более того, правильно составленная технологическая карта позволяет существенно сократить время на подготовку учителя к уроку.

В результате анализа анкет молодого педагога было выявлено, что для Геннадия Николаевича одной из наиболее приемлемых форм повышения профессионального уровня является самообразование. Видя стремление молодого педагога к инновационной деятельности, его умелое владение компьютерным и интерактивным оборудованием, мною была предложена следующая тема по самообразованию: «Развитие творческих способностей школьников в учебной деятельности по средствам ИКТ». Положительным результатом в первый год работы по выбранной теме стало успешное представление пока еще небольшого опыта начинающего учителя в данном направлении на школьном  методическом объединении учителей физической культуры.

Так же для эффективной организации работы с документацией были проведены: 1 теоретическое (изучение локальных актов и нормативных документов) и 3 практических занятия: «Заполнение и ведение классного и электронного журналов», «Дневник обучающегося». По итогам был проведен инструктаж на рабочем месте.

Для успешной адаптации к педагогической деятельности  молодого специалиста был составлен план профессионального становления молодого педагога . План состоит из этапов :

  •  Первый этап  (адаптационно-диагностический этап) был  рассчитан на первый год работы (2019-2020 уч.г.). На данном  этапе  был определен круг обязанностей и полномочий молодого педагога, а также выявлены недостатки в его умениях и навыках, на основе которых была выработана программа адаптации
  • Второй этап  (коррекционно-развивающий этап)

Планирование деятельности молодого педагога было рассчитано на два учебных года (2019-2020 и 2020-2021 уч. годов).  так как происходит оценивание результатов, обучающихся через отметочную систему. На данной  этапе была разработана и реализована программа адаптации, осуществлялась корректировка профессиональных умений молодого педагога, оказывалась помощь в выстраивании  собственной программы самосовершенствования.

  • Третий этап  (аналитический этап)

Совместно составлен план деятельности по проверке уровня профессиональной компетентности молодого педагога, была определена степень его готовности к выполнению своих функциональных обязанностей.

В нашем коллективе, где опора на оценку качества образования сочетается с высокой требовательностью к нему, живут хорошие традиции, дух высокой ответственности, товарищеской взаимопомощи, творческой инициативы. В таких условиях начинающий педагог быстро и безболезненно входит в педагогический коллектив. Стержнем прогрессивных форм моей методической работы является активизация познавательной деятельности педагога. Разнообразные формы работы с молодым специалистом способствует развитию познавательного интереса к профессии, активному усвоению приемов работы с обучающимися и их родителями (законными представителями), оказывают положительное влияние на совершенствование профессиональной деятельности.

    Формы методической работы с молодыми специалистами выбираются в зависимости от цели воздействия. Нормативной деятельности специалист обучается с помощью памяток. Усвоение уверенного правильного поведения

осуществляется через проигрывание (ролевые игры, проблемно-деловые игры,

психологический тренинг, анализ педагогических ситуаций). Прослушивание или проигрывание практической ситуации формирует умение ставить себя в ситуацию стороннего наблюдателя, что создает условия для проведения более объективного анализа деятельности, необходимого для ее коррекции уже на самом первом этапе освоения профессии.

Средством получения оперативной помощи являются также индивидуальные и групповые консультации. Для коллективного проведения рекомендуется заранее определить тематику, отобрать интересующие слушателей вопросы. Наиболее эффективно проведение консультаций в форме «круглый стол» или «мозговой штурм». Среди наиболее активно используемых форм - посещение уроков. Эффективной формой организации помощи молодым педагогам является мастер-класс, в котором преподаватель высшей категории делится опытом работы по внедрению в практику новых технологий.

Существуют  многочисленные традиционные формы работы, в которые всегда можно привнести элементы новизны. Не стоит отказываться от  педагогических чтений. В настоящее время проводятся многочисленные  вебинары . Получив ценную информацию на вебинаре, полезно совместно обсудить её на семинаре, заседании «круглого стола», методическом совещании. Ежегодно в школе проводится предметная методическая декада, дающая как широкий простор для творчества, так и для ознакомления с новым материалом. В ходе проведения методической декады необходимо устраивать ярмарки педагогических идей, творческие педагогические конкурсы, «педагогические мастерские», «мозговой штурм». Ежегодно в школе проводятся  практикумы, и молодые специалисты должны посетить максимально возможное количество уроков своих старших коллег. Посещение творческой лаборатории опытного педагога и  работа с материалами обобщённого педагогического опыта могут послужить для молодого специалиста наглядным примером практической деятельности. Учитель учится всю жизнь, и неоценимой формой становления личности педагога было и остаётся самообразование. Поиск материалов по определённой тематике с последующим выступлением на заседаниях методических объединений и научно-практических конференций не только  содействует повышению интеллектуального уровня молодого специалиста, но и развивает навыки публичного выступления перед

компетентной аудиторией. Молодому специалисту просто необходимо составление

портфолио, главная цель которого проанализировать и представить значимые профессиональные результаты и обеспечить мониторинг профессионального роста учителя. Портфолио позволяет не только учитывать результаты, достигнутые учителем в обучении и воспитании, но и проследить творческую и самообразовательную деятельность педагога, проанализировать стратегию и тактику профессионального поведения, оценить профессионализм учителя. В результате этой работы вырос профессионализм Геннадия Николаевича.

          В случае возникновения проблем в работе начинающего педагога и его ошибок в общении с учащимися проводятся индивидуальные консультации с педагогом-психологом, во время которых разбирается каждый шаг молодого специалиста. Необходимо предлагать молодым учителям различные психолого-педагогические  ситуации с выбором позиции учителя и обсуждать эти ситуации с психологом для формирования индивидуального стиля творческой деятельности. Наряду с консультациями психолога начинающему педагогу предлагаются памятки-советы, памятки-приказы и памятки-заповеди, которые он должен усвоить как «Отче наш» на всю оставшуюся педагогическую жизнь и неукоснительно следовать им.

Считаю, что правильно выбранные  формы методического сопровождения позволили начинающему педагогу раскрыть свои творческие способности, талант,  организаторские возможности.

Наставник молодого педагога: Кудря Марина Викторовна

        Синквейн Наставничество.

Профессиональное, развивающее.

Взаимодействовать, самосовершенствоваться, планировать.  Надо учиться на опыте.

Профессиональный рост.                                                                                                                                                                          


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Управление развитием образовательных учреждений - инновационных площадок в условиях сетевого взаимодействия. Обобщение опыта работы учителя в рамках инновационной деятельности

Данный материал позволяет представить содержание работы учителя в инновационных условиях, увидеть возможности для достижения нового качества образования. В материале обобщается опыт работы по вопросу ...

Обобщение опыта по организации в образовательном учреждении самообразования педагогов.

Совершенствование качества обучения и воспитания в школе напрямую зависит от уровня подготовки педагогов. Неоспоримо, что этот уровень должен постоянно расти, и в этом случае эффективность различных к...

Описание опыта международного взаимодействия образовательных учреждений в воспитании толерантности

Аннотация к статье.Темой данной работы является описание опыта международного взаимодействия образовательных учреждений в воспитании толерантности. Целью настоящей статьи является формирование у детей...

Статья "Система работы классного руководителя по формированию социального опыта обучающихся в образовательном учреждении"

Данная статья представляет работу классного руководителя на формирование мотивации к самореализации и личностным достижениям, подготовку к творческому труду в различных сферах деятельности, успешной с...

К ВОПРОСУ НАСТАВНИЧЕСТВА В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

В статье рассмотрим такие вопросы как: что такое наставничество: цели и задачи наставничества; кто может быть наставником. Наставничество сегодня – это в первую очередь система обучения новых ра...

Наставничество в образовательном учреждении

Наставничество мотивирует молодого и опытного педагога в самосовершенствовании, способствовать его профессиональной и личностной самореализации....