Главные вкладки

    Технология проведения мастер-класса
    статья (география) по теме

    Мастер-класс– одна из форм эффективного профессионального обучения педагогов.мастерство учителя – как синтез личностно-деловых качеств и свойств личности, определяющий высокую эффективность педагогического процесса.

    Характерные особенности мастер-класса.

    Примерный алгоритм проведения мастер-класса.

    Основными элементами технологии проведения мастер-класса, методическими приёмами является индукция, самоконструкция, социоконструкция, социализация, афиширование, разрыв, творческое конструирование знания, рефлексия.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon master-klass.doc38.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Скажи мне и я забуду
    Покажи мне и я запомню
    Вовлеки меня и я научусь.
    Мудрая китайская пословица

    Технология проведения Мастер- класса

    Мастер-класс – одна из форм эффективного профессионального обучения педагогов. мастерство учителя – как синтез личностно-деловых качеств и свойств личности, определяющий высокую эффективность педагогического процесса.

     

    Мастер-класс как педагогическая технология включает в себя следующие взаимосвязанные блоки: цель научной идеи, последовательные действия учителя и ученика, критерии оценки и качественно новый результат.

    Цель мастер-класса – создать условия для профессионального самосовершенствования  учителя, при котором формируется опыт подготовки к проектированию адаптивной образовательной среды ученика, формируется индивидуальный стиль творческой педагогической деятельности в процессе опытно-экспериментальной работы.

    Основные научные идеи – деятельностный, личностно-ориентированный, исследовательский, рефлексивный подходы.

    Последовательность действий – пошаговый алгоритм изучения авторской системы работы учителя-Мастера.

    Критерии оценки – новый уровень индивидуального стиля творческой педагогической деятельности (имитационный, конструктивный, творческий).

    Качественно новый результат –  умение моделировать урок в режиме технологии, в которой эффективно работает мастер.

    Характерные особенности мастер-класса: 
    • Передача и обмен опытом;
    • Деятельностный подход (активная деятельность участников);
    • Глубокое сочетание теории и практики;
    • Смена деятельности;
    • Наглядность;
    • Образность;
    • Постижение через соучастие (тесное взаимодействие с участниками);
    • Получение немедленного результата (удовлетворение от полученных результатов);
    • Нет назидательности;
    • Вызывает желание сделать, как мастер, сделать лучше;
    • Простота;
    • Доступность;
    • Творчество;
    • Инициативность;
    • Мозговой штурм;
    • Исполнение различных ролей;
    • Креативная, высокоинформативная, деятельностная обучающая форма, объединяющая неравнодушных людей;
    • Возможность получить «толчок» к творческой деятельности;
    • Рефлексивная деятельность.

    Примерный алгоритм проведения мастер-класса 

    Состоит из следующих компонентов: выделение проблемы – панель - объединение в группы для решения проблемы – работа с материалом – представление результатов работы – обсуждение и корректировка результатов работы.

    Панель – это этап актуализации знаний в данной проблемной плоскости. Он дает возможность всем желающим высказать свою точку зрения о проблеме, для решения которой и проводится мастер-класс. В ходе обмена мнениями у участников мастер-класса могут возникнуть мысли как в поддержку высказанных идей, так и в их опровержение. Тем самым происходит уточнение и корректировка формулировки проблемы мастер-класса.

    Путь принятия какого-либо решения – работа с предложенными материалами: текстом, литературой, документами, красками, звуками, природным материалом, моделями, схемами и т.д. Этот этап можно назвать «деконструкцией»: происходит превращение материала в «хаос», смешение явлений, слов, событий, вычленение необходимой информации. Затем последует «реконструкция» - создание своего текста, рисунка, модели, схемы, закона, мира.  

    Панель, слово Мастера, актуализирующее деятельность участников по определению пути решения педагогической проблемы, работа с материалами — всё это дает возможность подготовиться к представлению результатов работы. Следующим шагом должно быть их обсуждение, а затем корректировка собственного решения поставленной педагогической задачи с вариантами, предложенными коллегами.

    Основными элементами технологии проведения мастер-класса, методическими приёмами является индукция, самоконструкция, социоконструкция, социализация, афиширование, разрыв, творческое конструирование знания, рефлексия.

    Индукция . Системообразующим элементом мастер-класса является проблемная ситуация - начало, мотивирующее творческую деятельность каждого. Это может быть зада ние вокруг слова, предмета, рисунка, воспоминания - чаще всего неожиданное для участников, в чём-то загадочное и обязательно личностное.Проблемная ситуация характеризует определённое психическое - вопросное состояние субъекта (участника), возникающее в процессе выполнения такого зада ния, которое требует открытия (усвоения) новых знаний о предмете, способе или условиях выполнения действий. Во прос должен занимать, волновать ум исследователя, быть в круге его интересов; представить это неизвестное, показать необходимость работы с ним; определить круг средств, объектов, которые позволят начать работу и через период незна ния прийти к открытию; присоединить к имеющемуся зна нию новое и поставить иные проблемы для исследования. Такая проблемная ситуация в технологии мастерских называ ется индуктором (индукцией).

    Составляя индуктор, надо соотнести его с чувст вами, мыслями, эмоциями, которые он может вызвать у участников.

    Индуктор должен настраивать личность на саморазвитие. Ес ли у педагога вообще нет потребности в развитии, то од ного индуктора недостаточно, нужна серия мотивационных приемов мастерских по формированию данной потребности. Суще ствуют и другие, не менее значимые потребности: быть личностью, потребность в самоутверждении, общении, самовыражении, эмоциональном насыщении, свободе, эмо циональном контакте и др. Мастер в процессе мастер-класса должен стремиться реализовать все эти потребности, но приоритет отдаётся развитию потребности саморазвития.

     Самоконструкция-это индивидуальное\ как сам \ создание гипотезы, решения, текста, рисунка, проекта.

    Социоконструкция. Важнейший элемент технологии мастер-класса - групповая работа (малые группы могут определяться Мастером, образовываться стихийно, по инициативе участников). Мастер может корректировать состав групп, регулируя равновесие методического мастерства и психологических качеств участников (экстра- и интравертность, тип мышления, эмоциональность, лидерство и др.). Мастер разбивает задание на ряд задач. Группам предстоит придумать способ их решения. Причём участники свободны в выборе метода, темпа работы, пути поиска. Каждому предоставлена независимость в выборе пути поиска решения, дано право на ошибку и на внесение корректив. Построение, создание результата группой и есть социоконструкция.

    Социализация. Всякая деятельность в группе представляет сопоставление, сверку, оценку, коррекцию окружающими его индивидуальных качеств, иными словами, социальную пробу, социализацию.

    Афишированиепредставление результатов деятельности участников мастер-класса и Мастера (текстов, рисунков, схем, проектов, решений и др.) и ознакомление с ними.

    Разрыв. Ближе всего отражают смысл этого понятия слова «озарение», «инсайт», «понимание». Понимание различное: себя, других, приема, метода, технологии. Разрыв — это внутреннее осознание участником мастер-класса неполноты или несоответствия старого знания новому, внутренний эмоциональный конфликт, подвигающий к углублению в проблему, к поиску ответа, к сверке нового знания с информационным источником.

    Рефлексияпоследний и обязательный этап — отра жение чувств, ощущений, возникших у участников в ходе мастер-класса. Это богатейший материал для рефлексии самого Мастера, для усовершенствования им конструкции мастер-класса, для дальнейшей работы.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Технология проведения мастер-класса.

    Данная презентация предназначена для демонстрации педагогам и студентам. Цель: помочь педагогам и студентам в подготовке и проведению мастер-класса.  Задачи: познакомить с  методикой проведе...

    Технология проведения мастер-класса.

    Технология проведения мастер-класса.Обучать - значит вдвойне учиться. - Ж. ЖуберМастер-класс – одна из форм эффективного профессионального обучения педагогов. В толковом словаре С.И. Ожегова можно на...

    Технология проведения мастер – класс

    Что такое мастер – класс? Как провести мастер - класс?...

    Современные образовательные технологии (кейс - метод) на уроках химии (из опыта проведения мастер - класса)

    Опыт проведения мастер - класса по одной из современных образовательных технологий в рамках курсов повышения квалификации учителей химии  Курской области...

    Материалы для проведения мастер - класса по теме "Технология работы с текстом в старшей школе"

    Материал включает план проведения мастер - класса, презентацию и технологическую карту урока....

    "Технология изготовления рамки в технике торсион-папье" Методическое пособие по проведению мастер-класса

    Методическое пособие предназначено педагогам, развивающим данное направление деятельности и детям, занимающимся техникой торсион-папье. В пособии предлагается подробная технологическая карта изготовле...

    Технология подготовки и проведения мастер-класса учителя-логопеда для родителей.

    Технология подготовки и проведения мастер-класса учителя-логопеда для родителей.Содержание:- Основные понятия.- Основные элементы технологии проведения мастер-класса.- Пути передачи авторской программ...