Главные вкладки

    Технология проведения мастер-класса.
    статья на тему

    Коновалова Наталья Николаевна

    Технология проведения мастер-класса.

    Обучать - значит вдвойне учиться. - Ж. Жубер

    Мастер-класс – одна из форм эффективного профессионального обучения педагогов.
    В толковом словаре С.И. Ожегова можно найти несколько значений слова «мастер»:
    - Квалифицированный работник в какой-нибудь производственной области;
    - Человек, который умеет хорошо, ловко что-нибудь делать;
    - Специалист, достигший высокого искусства в своем деле.
    Ближе всего для педагога два последних определения.
    В современной педагогической литературе в характеристику понятия «педагогическое мастерство» включают следующие компоненты:
    - Психологическая и этико-педагогическая эрудиция;
    - Профессиональные способности;
    - Педагогическая техника;
    - Определенные качества личности, необходимые для осуществления профессиональной деятельности.
    В современных условиях педагог-мастер – это педагог, обладающий исследовательскими навыками и умениями, знающий особенности экспериментальной работы, умеющий анализировать инновационные педагогические технологии, отбирать содержание и применять на практике, умение прогнозировать итоги своей деятельности, разрабатывать методические рекомендации.
    Фундамент (основу) педагогического мастерства охватывают следующие основные составляющие:
    -личность педагога
    -знания
    -педагогический опыт
    В мастерстве педагога можно выделить четыре относительно самостоятельных элемента:
    - Мастерство организатора коллективной и индивидуальной деятельности детей;
    - Мастерство убеждения;
    - Мастерство передачи знаний и формирования опыта деятельности;
    - Мастерство владения педагогической техникой; (умение выбрать правильный стиль и тон в общении, умение управлять вниманием, чувство такта, навыки управления и др.).
    Для того чтобы стать настоящим мастером своего дела учителю необходимо постоянно учиться, учиться друг у друга. И лучшим побудителем для этого должен стать взаимообмен профессиональным опытом, взаимообучение, взаимосовершенствование своей воспитательной и преподавательской деятельности. Оптимальной формой на сегодняшний день как раз и является, на наш взгляд, мастер-класс. Фактор "взаимо" здесь особо важен. Ведь прямое воспроизводство, механическое повторение профессиональных достижений сегодня практически бесперспективно, оно не даст должного эффекта.
    Учителю важно уметь эффективно представлять свой опыт, транслировать его как можно большему количеству коллег, профессионально, таким образом, развиваясь.
    Следовательно, мастер-класс есть уникальная по своему типу форма наращивания профессионализма учителя в той или иной конкретной сфере "педагогического воспроизводства".
    В педагогической литературе существует несколько десятков определений понятия «мастер-класс».
    Мастер-класс - (от английского masterclass: master – лучший в какой-либо области + class – занятие, урок) – современная форма проведения обучающего тренинга для отработки практических навыков по различным методикам и технологиям с целью повышения профессионального уровня и обмена передовым опытом участников, расширения кругозора и приобщения к новейшим областям знания.
    Мастер-класс – это эффективная форма передачи знаний и умений, обмена опытом обучения и воспитания, центральным звеном которой является демонстрация оригинальных методов освоения определенного содержания при активной роли всех участников занятия.
    Мастер–класс – это особая форма учебного занятия, которая основана на «практических» действиях показа и демонстрации творческого решения определенной познавательной и проблемной педагогической задачи.
    Мастер-класс отличается от семинара тем, что, во время мастер-класса ведущий специалист рассказывает и, что еще более важно, показывает, как применять на практике новую технологию или метод.
    Цель мастер-класса – создать условия для профессионального самосовершенствования учителя.
    Задачи мастер-класса:
    - передача учителем-мастером своего опыта путем прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приемов и форм педагогической деятельности;
    - совместная отработка методических подходов учителя-мастера и приемов решения поставленной в программе мастер-класса проблемы;
    -оказание помощи участникам мастер-класса в определении задач саморазвития и формировании индивидуальной программы самообразования и самосовершенствования.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon tehnologiya_provedeniya_master.doc42.5 КБ
    Office presentation icon tehnologiya_provedeniya_master-klassa.ppt445.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное общеобразовательное учреждение

    средняя общеобразовательная школа №1 им. Н.Л.Мещерякова

    Выступление

    на районном методическом объединении

    Тема:

    Технология проведения мастер-класса.

    учитель начальных классов

    МОУ средней общеобразовательной

    школы №1 им. Н.Л.Мещерякова

    Коновалова Н.Н.

    Зарайск, 2009Технология проведения мастер-класса.

    Обучать - значит вдвойне учиться. - Ж. Жубер

    Мастер-класс – одна из форм эффективного профессионального обучения педагогов.

    В толковом словаре С.И. Ожегова можно найти несколько значений слова «мастер»:

    - Квалифицированный работник в какой-нибудь производственной области;

    - Человек, который умеет хорошо, ловко что-нибудь делать;

    - Специалист, достигший высокого искусства в своем деле.

    Ближе всего для педагога два последних определения.

    В современной педагогической литературе в характеристику понятия «педагогическое мастерство» включают следующие компоненты:

    - Психологическая и этико-педагогическая эрудиция;

    - Профессиональные способности;

    - Педагогическая техника;

    - Определенные качества личности, необходимые для осуществления профессиональной деятельности.

    В современных условиях педагог-мастер – это педагог, обладающий исследовательскими навыками и умениями, знающий особенности экспериментальной работы, умеющий анализировать инновационные педагогические технологии, отбирать содержание и применять на практике, умение прогнозировать итоги своей деятельности, разрабатывать методические рекомендации.

    Фундамент (основу) педагогического мастерства охватывают следующие основные составляющие:

    -личность педагога

    -знания

    -педагогический опыт

     В мастерстве педагога можно выделить четыре относительно самостоятельных элемента:

    - Мастерство организатора коллективной и индивидуальной деятельности детей;

    - Мастерство убеждения;

    - Мастерство передачи знаний и формирования опыта деятельности;

    - Мастерство владения педагогической техникой; (умение выбрать правильный стиль и тон в общении, умение управлять вниманием, чувство такта, навыки управления и др.).

    Для того чтобы стать настоящим мастером своего дела учителю необходимо постоянно учиться, учиться друг у друга. И лучшим побудителем для этого должен стать взаимообмен профессиональным опытом, взаимообучение, взаимосовершенствование своей воспитательной и преподавательской деятельности. Оптимальной формой на сегодняшний день как раз и является, на наш взгляд, мастер-класс. Фактор "взаимо" здесь особо важен. Ведь прямое воспроизводство, механическое повторение профессиональных достижений сегодня практически бесперспективно, оно не даст должного эффекта.

    Учителю важно уметь эффективно представлять свой опыт, транслировать его как можно большему количеству коллег, профессионально, таким образом, развиваясь.

    Следовательно, мастер-класс есть уникальная по своему типу форма наращивания профессионализма учителя в той или иной конкретной сфере "педагогического воспроизводства".

    В педагогической литературе существует несколько десятков определений понятия «мастер-класс».

    Мастер-класс - (от английского masterclass: master – лучший в какой-либо области + class – занятие, урок) – современная форма проведения обучающего тренинга для отработки практических навыков по различным методикам и технологиям с целью повышения профессионального уровня и обмена передовым опытом участников, расширения кругозора и приобщения к новейшим областям знания.

    Мастер-класс – это эффективная форма передачи знаний и умений, обмена опытом обучения и воспитания, центральным звеном которой является демонстрация оригинальных методов освоения определенного содержания при активной роли всех участников занятия.

    Мастер–класс – это особая форма учебного занятия, которая основана на «практических» действиях показа и демонстрации творческого решения определенной познавательной и проблемной педагогической задачи.

    Мастер-класс отличается от семинара тем, что, во время мастер-класса ведущий специалист рассказывает и, что еще более важно, показывает, как применять на практике новую технологию или метод.

    Цель мастер-класса – создать условия для профессионального самосовершенствования  учителя.

    Задачи мастер-класса:

    - передача учителем-мастером своего опыта путем прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приемов и форм педагогической деятельности;

    - совместная отработка методических подходов учителя-мастера и приемов решения поставленной в программе мастер-класса проблемы;

    -оказание помощи участникам мастер-класса в определении задач саморазвития и формировании индивидуальной программы самообразования и самосовершенствования.

    Структура проведения «Мастер-класса»:

    1. Презентация педагогического опыта педагога-мастера

    1. кратко характеризуются основные идеи технологии;
    2. описываются достижения в работе;
    3. доказывается результативность деятельности учащихся, свидетельствующая об эффективности технологии;
    4. определяются проблемы и перспективы в работе учителя-мастера.

    2. Представление системы учебных занятий:

    1. описывается система учебных занятий в режиме презентуемой технологии;
    2. определяются основные приемы работы, которые учитель будет демонстрировать слушателям.

    Цель проведения конкретного урока (занятия) определятся учителем в зависимости от того, что он будет показывать.

    Варианты:

    1) Показ урока,  внеклассного занятия, факультатива и т.п.

    2) Показ отдельных форм работы, которые использует в своей деятельности педагог

    3) Показ отдельных методов работы

    4) Показ инновационных моментов деятельности

    Формы:

    Лекция

    Практическое занятие

    Интегрированное (лекционно-практическое) занятие

    3. Имитационная игра

    учитель-мастер проводит учебное занятие со слушателями, демонстрируя приемы эффективной работы с учащимися;

    4. Моделирование

    самостоятельная работа слушателей по разработке собственной модели урока (занятия) в режиме продемонстрированной педагогической технологии. Мастер исполняет роль консультанта, организует самостоятельную деятельность слушателей и управляет ею. Обсуждение авторских моделей урока (занятия) слушателями

    5. Рефлексия

    Дискуссия по результатам совместной деятельности Мастера и слушателей

    Заключительное слово педагога-мастера по всем замечаниям и предложениям.

    Заключение

    Итак, обобщая выше сказанное, мы можем выделить важнейшие особенности мастер-класса, а именно:

    1. новый подход к философии обучения, ломающий устоявшиеся стереотипы;

    2. метод самостоятельной работы в малых группах, позволяющий провести обмен мнениями;

    3. создание условий для включения всех в активную деятельность;

    4. постановка проблемной задачи и решение ее через проигрывание различных ситуаций;

    5. формы, методы, технологии работы должны предлагаться, а не навязываться участникам;

     6. новая форма взаимодействия - сотрудничество, сотворчество, совместный поиск.

    Форма работы мастер-класса зависит от наработанного учителем стиля своей профессиональной деятельности, который, в конечном итоге, и задает на мастер-классе изначальную точку отсчета в построении общей схемы проведения этого интересного организационно-педагогического мероприятия.

    А инициатива, желание и стремление педагога-мастера представить свой опыт в этой организационно-педагогической форме сторицей окупится возможностью получить так необходимый всякому истинному профессионалу материал для творческих размышлений, для дальнейшего последовательного выстраивания своего поступательного движения к высотам истинного воспитательно-образовательного профессионализма, активного восхождения по пути непрерывного профессионального роста и самосовершенствования.


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Технология проведения мастер-класса Обучать – значит вдвойне учиться. Ж. Жубер

    Слайд 2

    Мастер-класс – одна из форм эффективного профессионального обучения педагогов.

    Слайд 3

    Мастер: - Квалифицированный работник в какой-нибудь производственной области; - Специалист, достигший высокого искусства в своем деле. - Человек, который умеет хорошо, ловко что-нибудь делать;

    Слайд 4

    Компоненты педагогического мастерства: - Психологическая и этико-педагогическая эрудиция; - Профессиональные способности; - Педагогическая техника ; - Определенные качества личности, необходимые для осуществления профессиональной деятельности.

    Слайд 5

    Педагог-мастер – это педагог, обладающий исследовательскими навыками и умениями, знающий особенности экспериментальной работы, умеющий анализировать инновационные педагогические технологии, отбирать содержание и применять на практике, умение прогнозировать итоги своей деятельности, разрабатывать методические рекомендации.

    Слайд 6

    Основы педагогического мастерства: -личность педагога - педагогический опыт -знания

    Слайд 7

    Элементы педагогического мастерства: - Мастерство организатора коллективной и индивидуальной деятельности детей; - Мастерство убеждения; - Мастерство передачи знаний и формирования опыта деятельности; - Мастерство владения педагогической техникой;

    Слайд 8

    Мастер-класс - (от английского masterclass: master – лучший в какой-либо области + class – занятие, урок) – современная форма проведения обучающего тренинга для отработки практических навыков по различным методикам и технологиям с целью повышения профессионального уровня и обмена передовым опытом участников, расширения кругозора и приобщения к новейшим областям знания. Мастер-класс – это эффективная форма передачи знаний и умений, обмена опытом обучения и воспитания, центральным звеном которой является демонстрация оригинальных методов освоения определенного содержания при активной роли всех участников занятия. Мастер–класс – это особая форма учебного занятия, которая основана на «практических» действиях показа и демонстрации творческого решения определенной познавательной и проблемной педагогической задачи.

    Слайд 9

    Цель мастер-класса – создать условия для профессионального самосовершенствования учителя. Задачи мастер-класса : - передача учителем-мастером своего опыта путем прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приемов и форм педагогической деятельности; - совместная отработка методических подходов учителя-мастера и приемов решения поставленной в программе мастер-класса проблемы; -оказание помощи участникам мастер-класса в определении задач саморазвития и формировании индивидуальной программы самообразования и самосовершенствования.

    Слайд 10

    Структура проведения «Мастер-класса»: 1. Презентация педагогического опыта педагога-мастера

    Слайд 11

    Структура проведения «Мастер-класса»: 2. Представление системы уроков

    Слайд 12

    Структура проведения «Мастер-класса»: 3. Имитационная игра

    Слайд 13

    Структура проведения «Мастер-класса»: 5. Рефлексия 4. Моделирование

    Слайд 14

    Особенности мастер-класса: 1. новый подход к философии обучения, ломающий устоявшиеся стереотипы; 2. метод самостоятельной работы в малых группах, позволяющий провести обмен мнениями; 3. создание условий для включения всех в активную деятельность; 4. постановка проблемной задачи и решение ее через проигрывание различных ситуаций; 5. формы, методы, технологии работы предлагаются, а не навязываться участникам; 6. форма взаимодействия - сотрудничество, сотворчество, совместный поиск.

    Слайд 15

    Заключение Форма работы мастер-класса зависит от наработанного учителем стиля своей профессиональной деятельности, который, в конечном итоге, и задает на мастер-классе изначальную точку отсчета в построении общей схемы проведения этого интересного организационно-педагогического мероприятия. А инициатива, желание и стремление педагога-мастера представить свой опыт в этой организационно-педагогической форме сторицей окупится возможностью получить так необходимый всякому истинному профессионалу материал для творческих размышлений, для дальнейшего последовательного выстраивания своего поступательного движения к высотам истинного воспитательно-образовательного профессионализма, активного восхождения по пути непрерывного профессионального роста и самосовершенствования.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Технология проведения мастер-класса.

    Данная презентация предназначена для демонстрации педагогам и студентам. Цель: помочь педагогам и студентам в подготовке и проведению мастер-класса.  Задачи: познакомить с  методикой проведе...

    Технология проведения мастер-класса

    Мастер-класс– одна из форм эффективного профессионального обучения педагогов.мастерство учителя – как синтез личностно-деловых качеств и свойств личности, определяющий высокую эффективность педагогиче...

    Технология проведения мастер – класс

    Что такое мастер – класс? Как провести мастер - класс?...

    Современные образовательные технологии (кейс - метод) на уроках химии (из опыта проведения мастер - класса)

    Опыт проведения мастер - класса по одной из современных образовательных технологий в рамках курсов повышения квалификации учителей химии  Курской области...

    Материалы для проведения мастер - класса по теме "Технология работы с текстом в старшей школе"

    Материал включает план проведения мастер - класса, презентацию и технологическую карту урока....

    "Технология изготовления рамки в технике торсион-папье" Методическое пособие по проведению мастер-класса

    Методическое пособие предназначено педагогам, развивающим данное направление деятельности и детям, занимающимся техникой торсион-папье. В пособии предлагается подробная технологическая карта изготовле...

    Технология подготовки и проведения мастер-класса учителя-логопеда для родителей.

    Технология подготовки и проведения мастер-класса учителя-логопеда для родителей.Содержание:- Основные понятия.- Основные элементы технологии проведения мастер-класса.- Пути передачи авторской программ...


     

    Комментарии

    Шорникова Елена Михайловна

    мне ваш материал пригодился!спасибо!
    Коновалова Наталья Николаевна

    Елена Михайловна, спасибо за комментарий к работе. Рада поделиться.
    Столярова Наталья Владимировна

    Спасибо, Наталья Николаевна за подробное описание. Хочу предложить мастер класс родителям, ваша информация мне пригодиться :)