Технология проведения мастер-класса
методическая разработка

Мастер-класс – одна из форм эффективного профессионального обучения педагогов.

В толковом словаре С.И. Ожегова можно найти несколько значений слова «мастер»:

- Квалифицированный работник в какой-нибудь производственной области;

- Человек, который умеет хорошо, ловко что-нибудь делать;

 - Специалист, достигший высокого искусства в своем деле. Ближе всего для педагога два последних определения. В современной педагогической литературе в характеристику понятия «педагогическое мастерство» включают следующие компоненты:

- Психологическая и этико-педагогическая эрудиция; - Профессиональные способности;

- Педагогическая техника;

- Определенные качества личности, необходимые для осуществления профессиональной деятельности.

В современных условиях педагог-мастер – это педагог, обладающий исследовательскими навыками и умениями, знающий особенности экспериментальной работы, умеющий анализировать инновационные педагогические технологии, отбирать содержание и применять на практике, умение прогнозировать итоги своей деятельности, разрабатывать методические рекомендации.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_.docx18.62 КБ

Предварительный просмотр:

Романова Кирилла Олеговича

Педагог-организатор ГБУ ДО ДДТ Красносельского района

Технология проведения мастер-класса.

То, что я слышу, я забываю то, что я вижу, я запоминаю то, что я делаю сам, я понимаю. (КОНФУЦИЙ)

Мастер-класс – одна из форм эффективного профессионального обучения педагогов.

В толковом словаре С.И. Ожегова можно найти несколько значений слова «мастер»:

- Квалифицированный работник в какой-нибудь производственной области;

- Человек, который умеет хорошо, ловко что-нибудь делать;

 - Специалист, достигший высокого искусства в своем деле. Ближе всего для педагога два последних определения. В современной педагогической литературе в характеристику понятия «педагогическое мастерство» включают следующие компоненты:

- Психологическая и этико-педагогическая эрудиция; - Профессиональные способности;

- Педагогическая техника;

- Определенные качества личности, необходимые для осуществления профессиональной деятельности.

В современных условиях педагог-мастер – это педагог, обладающий исследовательскими навыками и умениями, знающий особенности экспериментальной работы, умеющий анализировать инновационные педагогические технологии, отбирать содержание и применять на практике, умение прогнозировать итоги своей деятельности, разрабатывать методические рекомендации.

Фундамент (основу) педагогического мастерства охватывают следующие основные составляющие:

-личность педагога

-знания

-педагогический опыт

В мастерстве педагога можно выделить четыре относительно самостоятельных элемента:

- Мастерство организатора коллективной и индивидуальной деятельности детей;

- Мастерство убеждения;

- Мастерство передачи знаний и формирования опыта деятельности;

- Мастерство владения педагогической техникой; (умение выбрать правильный стиль и тон в общении, умение управлять вниманием, чувство такта, навыки управления и др.). 

Для того чтобы стать настоящим мастером своего дела педагогу необходимо постоянно учиться, учиться друг у друга. И лучшим побудителем для этого должен стать взаимообмен профессиональным опытом, взаимообучение, взаимосовершенствование своей воспитательной и преподавательской деятельности. Оптимальной формой на сегодняшний день как раз и является, на наш взгляд, мастер-класс. Фактор "взаимо" здесь особо важен. Ведь прямое воспроизводство, механическое повторение профессиональных достижений сегодня практически бесперспективно, оно не даст должного эффекта. Педагогу важно уметь эффективно представлять свой опыт, транслировать его как можно большему количеству коллег, профессионально, таким образом, развиваясь.

Следовательно, мастер-класс есть уникальная по своему типу форма наращивания профессионализма педагога в той или иной конкретной сфере "педагогического воспроизводства".

В педагогической литературе существует несколько десятков определений понятия «мастер-класс».

Мастер-класс - (от английского masterclass: master – лучший в какой-либо области + class – занятие, урок) – современная форма проведения обучающего тренинга для отработки практических навыков по различным методикам и технологиям с целью повышения профессионального уровня и обмена передовым опытом участников, расширения кругозора и приобщения к новейшим областям знания. Мастер-класс – это эффективная форма передачи знаний и умений, обмена опытом обучения и воспитания, центральным звеном которой является демонстрация оригинальных методов освоения определенного содержания при активной роли всех участников занятия. Мастер–класс – это особая форма учебного занятия, которая основана на «практических» действиях показа и демонстрации творческого решения определенной познавательной и проблемной педагогической задачи. Мастер-класс отличается от семинара тем, что, во время мастер-класса ведущий специалист рассказывает и, что еще более важно, показывает, как применять на практике новую технологию или метод.

Цель мастер-класса: создать условия для профессионального самосовершенствования учителя.

Задачи мастер-класса:  передача учителем-мастером своего опыта путем прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приемов и форм педагогической деятельности;

- совместная отработка методических подходов учителя-мастера и приемов решения поставленной в программе мастер-класса проблемы;

-оказание помощи участникам мастер-класса в определении задач саморазвития и формировании индивидуальной программы самообразования и самосовершенствования.

Структура проведения «Мастер-класса»: 

1. Презентация педагогического опыта педагога-мастера кратко характеризуются основные идеи технологии; описываются достижения в работе; доказывается результативность деятельности учащихся, свидетельствующая об эффективности технологии; определяются проблемы и перспективы в работе педагога-мастера.

2. Представление системы учебных занятий: описывается система учебных занятий в режиме презентуемой технологии; определяются основные приемы работы, которые педагог будет демонстрировать слушателям. Цель проведения конкретного урока (занятия) определятся педагогом в зависимости от того, что он будет показывать. Варианты: 1) Показ урока, занятия, и т.п. 2) Показ отдельных форм работы, которые использует в своей деятельности педагог 3) Показ отдельных методов работы 4) Показ инновационных моментов деятельности Формы: Лекция Практическое занятие Интегрированное (лекционно-практическое) занятие;

3. Имитационная игра Педагог -мастер проводит учебное занятие со слушателями, демонстрируя приемы эффективной работы с учащимися;

4. Моделирование Педагог исполняет роль консультанта, организует самостоятельную деятельность слушателей и управляет ею. Обсуждение авторских моделей занятия слушателями.

5. Рефлексия Дискуссия по результатам совместной деятельности. Обратная связь. Заключительное слово педагога-мастера по всем замечаниям и предложениям. Заключение Итак, обобщая выше сказанное, мы можем выделить важнейшие особенности мастер-класса, а именно: 1. новый подход к системе обучения, ломающий устоявшиеся стереотипы; 2. метод самостоятельной работы в малых группах, позволяющий провести обмен мнениями; 3. создание условий для включения всех в активную деятельность; 4. постановка проблемной задачи и решение ее через проигрывание различных ситуаций; 5. формы, методы, технологии работы должны предлагаться, а не навязываться участникам;

6. новая форма взаимодействия - сотрудничество, сотворчество, совместный поиск. Форма работы мастер-класса зависит от наработанного педагогом стиля своей профессиональной деятельности, который, в конечном итоге, и задает на мастер-классе изначальную точку отсчета в построении общей схемы проведения этого интересного организационно-педагогического мероприятия. Инициатива, желание и стремление педагога-мастера представить свой опыт в этой организационно-педагогической форме сторицей окупится возможностью получить так необходимый всякому истинному профессионалу материал для творческих размышлений, для дальнейшего последовательного выстраивания своего поступательного движения к высотам истинного воспитательно-образовательного профессионализма, активного восхождения по пути непрерывного профессионального роста и самосовершенствования


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология проведения мастер-класса.

Данная презентация предназначена для демонстрации педагогам и студентам. Цель: помочь педагогам и студентам в подготовке и проведению мастер-класса.  Задачи: познакомить с  методикой проведе...

Технология проведения мастер-класса.

Технология проведения мастер-класса.Обучать - значит вдвойне учиться. - Ж. ЖуберМастер-класс – одна из форм эффективного профессионального обучения педагогов. В толковом словаре С.И. Ожегова можно на...

Технология проведения мастер-класса

Мастер-класс– одна из форм эффективного профессионального обучения педагогов.мастерство учителя – как синтез личностно-деловых качеств и свойств личности, определяющий высокую эффективность педагогиче...

Технология проведения мастер – класс

Что такое мастер – класс? Как провести мастер - класс?...

Современные образовательные технологии (кейс - метод) на уроках химии (из опыта проведения мастер - класса)

Опыт проведения мастер - класса по одной из современных образовательных технологий в рамках курсов повышения квалификации учителей химии  Курской области...

Мастер-класс для начинающих педагогов. Технология проведения мастер-класса по декоративно-прикладному творчеству.

В декоративно – прикладном искусстве мастер – класс служит не только для  передачи накопленного веками опыта мастеров и сохранения традиций ремесла, но и для распространения...

Технология проведения мастер-класса

Мастер-класс - это главное средство передачи концептуальной идеи своей (авторской) педагогической системы, другими словами, это форма обобщения и распространения педагогического опыта....