Исследовательская работа на уроках
статья по географии по теме

В данной статье предложены варианты исследовательских работ на уроках и во внеклассной деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Исследовательская деятельность на уроках и во внеклассной работе.

«Когда людей станут учить не тому, что они должны думать, а тому, как они должны думать, то тогда исчезнут всякие недоразумения»

Г. Лихтенберг.

В этих словах, я считаю, определяется суть работы каждого учителя.

         В настоящее время все больше  педагогов и школ начинают заниматься исследовательской деятельностью, справедливо считая, что собственные исследования это наиболее эффективный путь познания и что целый ряд исследовательских методов и подходов являются универсальными, общими для любого вида исследовательской деятельности, и, следовательно, знание их поможет детям, какой бы дальнейший путь они не избрали.

        Каждый ребенок по своей натуре мечтатель-путешественник, поэтому, чтобы не исчез детский романтизм, не растворился в серых буднях, не пропал интерес к изучению окружающего мира, я каждый свой урок или внеклассное мероприятие стараюсь превратить  в научное исследование.

        Главная цель моей работы: Сформировать творческую, социально активную личность нового типа в процессе исследовательской работы.

       Исходя из цели, мною поставлены задачи:

1. Сформировать навыки работы с научной литературой, интернет-ресурсами.

2. Освоить методы научного исследования.

3. Формировать креативные способности, интеллектуальные умения и навыки.

        Для решения поставленных задач  мною используются технологии:

1. Развитие творческих качеств ребенка (Иванов И.П.)

2. Исследовательское обучение (Савенков А.И)

3. Технология КСО (Дьяченко В.К)

4. Технология адаптивного обучения (Границкая А.С)

     Для развития навыков исследовательской деятельности я создаю следующие условия:

1. Творческая среда. Пытаюсь каждый урок превратить в творческий процесс, для этого использую научно-популярную литературу, интернет-ресурсы.

2. Учет возрастных особенностей. Любое исследование должно быть посильным, интересным, полезным, соответствовать возрасту учащихся.

 3. Психологический комфорт. Стараюсь создать на уроке такую психологическую среду, чтобы каждый ребенок, независимо от своих умственных возможностей чувствовал себя значимым в процессе исследования.      Свою работу осуществляю по следующим направлениям:

1. Проблемное, частично-поисковое, эстетическое обучение.

2. Уроки-исследования.

3. Групповые формы работы.

Практически все виды учебно-исследовательской деятельности, которые известны на сегодняшний день, применимы к изучению географии. Их разделение достаточно условно и зачастую предложенные виды сочетаются и успешно дополняют друг друга.

                                        На уроке:

1. Применение исследовательского метода обучения.

2.Нетрадиционные уроки.

3. Учебный эксперимент.

4. Домашнее задание исследовательского характера.

Во внеурочное время:

1. Исследовательский практикум.

2. Выпускные экзамены.

3. Экспедиции, походы, экскурсии.

4. Факультативные занятия.

5. Работа в ученических научно-исследовательских обществах.

6. Участие в олимпиадах, конкурсах, конференциях.

7. Учебные проекты.

        Большие возможности для организации исследования предоставляет урок.

        Например, в 9 классе, при изучении Центрального экономического района, ребята совершили путешествие по городам этого района. Познакомились с их историей, культурой, экономикой. Проведению этого урока способствовала большая самостоятельная подготовка учащихся с использованием научной литературы, материалов электронной энциклопедии, интернет-ресурсов.

         Исследование на уроке, можно проводить и работая не с одним учеником, а с группами.

        В помощь учителю мною разработан комплект групповых практических работ по географии «Коллективное творчество на уроке».

      Вот уже 2 год провожу  урок «Времена года» в  8 классе по Амурской области.

      Ребята делятся на группы, соответствующие временам года. Им дается опережающее задание:

1. Подготовить рассказ о  времени года.

2. Подобрать пословицы, поговорки, приметы.

3. Нарисовать   время года.

      После представления  времени года они становятся синоптиками, определяя основные элементы климата для заданного сезона.

      При изучении океанов в курсе географии 7 класса, ребята на уроке отправляются в путешествие на корабле, составляя лоцию океана.

      Для закрепления знаний  по уникальной природе Кавказа, мною проведен урок- конференция «Рекреационные ресурсы Кавказа», ребята готовили сообщения о курортных зонах, затем проводили защиту своей территории, результаты оформили в виде презентации.

     Для формирования элементов исследования использую на уроках  игровые технологии:

1. « Вопрос-ответ». Ребята самостоятельно работают с новым материалом по учебнику, придумывая  друг другу вопросы.

2.  «Самое главное». Ребята читают текст, должны определить главную мысль и выразить одним словом, можно составить синквейн.

3.  «Куда идет корабль?» Предлагаю ребятам найти судно, потерпевшее кораблекрушение и определить его путь, если известны координаты его начального путешествия и координаты на момент крушения.

       Домашнее задание даю творческого характера, по группам или индивидуальное. Например:

1. При знакомстве с курсом «география 9 класс» предлагаю ученикам составить «Образ  моей Родины»

2. Изучая Японию в 11 классе, ребята составляют карту туристического маршрута, доказывая тем самым уникальность этой страны.

3. На уроках экологии 11 класс составляет рисунки и опорные схемы, доказывая правдивость экологических законов Барри Коммонера.

4. В 5-6 классах по экологии предлагаю детям поставить дома опыт:

1. Влияние света на прорастание семян.

2. Определение жароустойчивости семян некоторых растении.

3. Аллелопатия в растительном мире.

4. Настические движения у растений.

5. Провести оценку качества воды ближайшего водоема.

6. Собрать гербарии лекарственных, пищевых, ядовитых растений окрестностей нашего села.

7. Оформить коллекцию семян.

8. Подготовить фотоальбом на определенную тему.

      Результаты имеют практический  выход. Ребята ежегодно участвуют в школьных, районных и областных конкурсах, мероприятиях.

      Внеурочная деятельность предполагает более широкие возможности для реализации исследовательской работы.

     Стала традиционной в нашей школе «Неделя географии», которую провожу 1 раз в 2 года, занимаюсь разработкой маршрутов на «Дни здоровья» и в игре «Зарница».

Совместно с учителем биологии ежегодно проводим «День Земли».

      В нашей школе организован клуб «Лотос», объединяющий ребят по разным интересам:

1. Исследовательская работа в живом уголке.

2. Опытническая работа на УОУ.

3. Экологические исследования на базе школьного дендрария.

Я руковожу 3 направлением работы.

На занятиях кружка «Юный натуралист» провожу исследовательскую работу по краеведению и экологии.

Дети работают над созданием проектов. С результатами выступают на школьных, районных и областных научно- практических конференциях.

Год

школа

район

область

2006-2007

«Влияние размеров корневой системы на рост и развитие папоротника орляк»

«Исследование видового состава микроскопических обитателей ила»

«Исследование видового состава бегоний Новопетровской школы»

2007-2008

«Выгонка гиацинтов к новогодним праздникам»

«Особенности выращивания тюльпанов в зимний период»

«Выгонка луковичных к праздникам»

2008-2009

«Аптека на подоконнике»

«Топонимы моего села»

«Лекарственные растения окрестностей села Новопетровка»

     

        Для углубленного изучения предметов мною разработаны и адаптированы программы:

1. Факультативный курс «Страноведение» 11 класс.

2. Факультативный курс «Здоровье и окружающая среда» 9 класс.

3. Программа экологического кружка «Зеленый мир»

4. Комплекты групповых практических и лабораторных работ по географии.

Большие возможности для проведения исследовательской работы появились с внедрением информационных технологий. В своей работе я использую материалы электронных учебников, виртуальной школы «Кирилла и Мефодия», интерактивные пособия.

Для проверки результативности моей педагогической системы по географии и экологии были определены следующие показатели:

1. качество знаний

2. Участие в олимпиадах и конференциях.

3. Интерес школьников к предмету.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация исследовательской работы на уроках русского языка и внеурочной деятельности как средство формирования познавательного интереса обучающихся.

Описание опыта работы по теме  "Организация исследовательской работы на уроках русского языка и внеурочной деятельности как средство формирования познавательного интереса обучающихся."...

Исследовательская работа на уроках физики

Выступление на методическом объединениии учителей физики Эртильского района Воронежской области (2011 г)...

Исследовательская работа на уроках математики

Выступление на педагогическом совещании по теме:"Исследовательская работа на уроках математики "...

Организация исследовательской работы на уроках математики

Учителя ищут эффективные пути и средства развития потенциальных возможностей школьников. Сейчас в школьной практике активно используются технологии развивающего обучения, согласно которым учит...

Роль и место исследовательской работы на уроках русского языка

В статье говорится о роли и месте исследования на уроках русского языка....

Методическая разработка урока русского языка в 7 классе (Опыт исследовательской работы на уроках русского языка)

Урок   русского языка в 7 классе "Одна  и  две  буквы  Н  в  суффиксах  страдательных  причастий  прошедшего  времени  и  отглагольных ...