Урок "Санкт – Петербург- «вторая столица» России"
методическая разработка по географии (9 класс) на тему

РЯБЧИКОВА НАТАЛЬЯ ИВАНОВНА УЧИТЕЛЬ ГЕОГРАФИИ  МБОУ "ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ  ЗНАМЕНСКАЯ ШКОЛА"

 

Тема:Санкт – Петербург-  «вторая  столица» России

 

Тип  урока: комбинированный

Задачи:

  • Создать образ  о  Санкт – Петербурге, как о «второй  столице» России;
  • Развивать   мышление и познавательную  активность  у обучающихся;
  • Развивать речевую  активность, умение самостоятельно  добывать знания из  различных источников, отстаивая  свою  точку  зрения;
  • Показать значение Санкт –Петербурга, его  проблемы;
  • Воспитывать  патриотизм, формировать  чувство прекрасного.

 

Оборудование: Политико – административная  карта России, набор открыток, атласы для 9 класса, книжная  выставка, презентация «Современный  Санкт – Петербург».

 

Ход  урока

  1. Организационный  момент.
  2. Проверка  уровня усвоения материала. 

- Какие  политические, военно – стратегические  и хозяйственные  задачи решало  создание Санкт – Петербурга?

- В чем  проявляется, сходство и  различие двух промышленных  гигантов – Москвы и  Санкт – Петербурга?

 

  1. Изучение  нового  материала.

План урока:

  1. Географическое  положение;
  2. Достопримечательности  Санкт – Петербурга;
  3. Планировка  Санкт – Петербурга;
  4. Промышленность  Санкт – Петербурга;
  5. Проблемы  Санкт – Петербурга.

Учитель. В мистической  повести В.Ф.Одоевского «Саламандра» сообщается  об  удивительном  местном  предании. Будто бы  в Невской  дельте с  давних  пор  спрятана  волшебная  мельница Сампо. Кто ею  завладеет, тот  станет  обладателем  магического  знания, откроет  секрет долголетия.  Война русских  со  шведами за  обладание устьем Невы  была  на  самом деле войной за священную  землю. Обладателем этой  земли  стал Петр Первый. 

Задание 1. Определить где  находится Санкт – Петербург? (Находится  на  северо-западе европейской  части  России, имеет центральное  положение, находится в устье р.Нева на 108 островах. Через судоходную Неву и Волго –Балтийский канал  имеет  выход  в Белое море, в Волгу ).

 

В двадцатом  веке Петербург – Ленинград пережил большие  потрясения. И прежде  всего в период революций в начале  века, когда  город  постигла  разруха, анархия, нищета, голод.

Чудовищный  корабль на  страшной высоте

Несётся, крылья  расправляет,

Зелёная  звезда, в прекрасной нищете

Твой  брат, Петрополь, умирает.  (О.Мендельштам)

 

        Город выдержал  во  время Великой Отечественной войны  жестокую  блокаду, которая продолжалась 900 дней. Суровые зимы (температура воздуха достигала до 41 с). Морозы  прочно и  надолго  сковали  лёд  на  Ладоге, по которой  прошла  Дорога  жизни. Из  осаждённого   города по льду  озера  шла  частичная  эвакуация  горожан  в  глубь страны,  а  в обратном  направлении – продовольствие  и  снаряды.

  1. Сообщение  школьников о жизни  в  осаждённом  городе;
  2. Чтение  копии   дневника Тани  Савичевой;
  3. Сообщение о Герое Советского Союза Иванове  Н.Д.

   Достопримечательности Санкт – Петербурга. (Эрмитаж, Исаакиевский собор, Петропавловская  крепость, мосты, Дворцовая  площадь, Казанский  собор, памятник Петру Первому);

 

Проблемы Санкт –Петербурга. (Защита города  от  наводнений, сохранение  памятников  культуры, конверсия  военного  производства, экологическая).

 

Практическая  работа.

1. Пользуясь  картами  атласа, сравните ЭГП городов: Москва  и Санкт-Петербург, по плану:

  а)положение окраинное, центральное;

б) положение  приморское, сухопутное;

в) транспортное  положение;

г) положение  на  реке.

2. Планировка  города:

  а) радиально – кольцевая, прямоугольная;

  б) явный  центр города;

  в) год  основания;

  г) другое

Полученные  данные  занести  в  таблицу.

 

Москва

Санкт - Петербург

 

Просмотр  презентации.

 

Подведение  итогов.

Домашнее задание. Прочитать п.30, вопросы  и задания   на  стр.144,

                                    задание    3 – письменно.           

 

                                                                                                                             

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-игра по истории России (8 класс) "Социально- экономическое развитие России в сер. ХIX в."

Урок изучения новых знаний. В процессе урока создаются проблемные ситуации, которые решаются в ходе дискуссии, с использованием интегрированных знании по истории, обществознанию, литературе. Исто...

Разработка урока "Санкт-Петербург - "вторая столица" России"

Познакомить  учащихся с историей города, со «столичными»  функциями и обобщить материал о роли С-Петербурга...

Учебно-методическое пособие по преподаванию истории «Россия в ХIХ веке» (конспекты уроков с мультимедийными презентациями) Россия при Александре II.

Учебно-методическое пособие по преподаванию истории «Россия в ХIХ  веке» (конспекты уроков с мультимедийными презентациями) Россия  при Александре II....

Учебно-методическое пособие по преподаванию истории «Россия в ХIХ веке» (конспекты уроков с мультимедийными презентациями) Россия при Александре III.

Учебно-методическое пособие по преподаванию истории «Россия в ХIХ  веке» (конспекты уроков с мультимедийными презентациями) Россия  при Александре III....

Конспект урока "Альтернативы исторического развития России в 1917 г." (9 класс, история России)

Вашему вниманию представляется урок комбинированного типа с элементами ролевой игры. Активные формы обучения на уроках истории необходимы для развития познавательного интереса учащихся. Работа с текст...

Методическая разработка урока"Санкт-Петербург-город мировой культуры.Государственный Эрмитаж.Египетский зал. О чем рассказывают экспонаты?"

Государственный Эрмитаж.Египетский зал. О чем рассказывают экспонаты?Заочная экскурсия по материалу поисково-исследовательской экспедиции в Египетский зал Государственного Эрмитажа...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА «Санкт-Петербург - новая столица России»

Урок по истории и культуре Санкт-Петербурга для 7-го класса...