Урок географии по теме: "Техногенез", 11класс.
методическая разработка по географии (11 класс) по теме

Пархоменко Елена Андреевна

Урок географии в 11классе по теме "Техногенез: глобальные масштабы и региональные проявления". Урок разработан с применением ТРИЗ-технологии (теория решения изобретательских задач). Тип урока-комбинированный. Форма проведения-работа в группах. Время проведения урока-40минут. Урок сопровождается презентацией.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_geografii_11klass..doc33 КБ
Office presentation icon prezentaciya_k_uroku_tehnogenez..ppt461.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок географии, 11класс.

Тема: «Техногенез: глобальные масштабы и региональные проявления».

Учитель географии Пархоменко Е. А. МАОУ «СОШ №5» г. Усть-Илимск.

 

Цели: образовательные: сформировать представление учащихся о техногенезе; рассмотреть этапы техногенеза и его параметры; определить следствия техногенеза.

           Воспитательные: способствовать формированию мировоззренческих понятий (установление причинно-следственных связей и отношений, познаваемости мира и любви к природе, активной жизненной позиции).

            Развивающие: обеспечить в ходе урока у учащихся познавательный интерес к предмету; создать условия для развития творческих способностей, самостоятельности мышления; обеспечить ситуацию эмоциональных переживаний.

            Оборудование: компьютер, проектор, экран; карточки заданий № 1, 2,3, карта Иркутской области.

                                                   Ход урока.

- Здравствуйте, ребята. Я прошу всех подойти к столу и выбрать роль, которую вам придётся выполнять сегодня на уроке. Займите своё место в соответствии с выбранной ролью.

   Приём «Удивляй»: Состояние больного тяжёлое. Симптомов множество. Изо рта исходит нездоровый запах. Его лихорадит так, как никогда прежде. Все попытки снять лихорадку безуспешны. В жидкостях организма обнаружен яд. Не успеют врачи побороть одни симптомы, как возникают другие. Если бы это был обычный пациент, они сочли бы, что он болен хронически и безнадёжно. Не зная, что ещё можно предпринять, они делали всё возможное чтобы облегчить страдания больного до тех пор, пока не наступит его смерть. Но в данном случае болен не человек. Больна земля - наш общий дом.

-А кто мы в этом доме? Соучастники, сторонние наблюдатели, пострадавшие или вершители судеб…?

-Что вызвало болезнь? Определите своё участие в этом процессе и попробуйте назвать причины болезни.

 Дополняю группу медиков: Из многих известных сегодня химических веществ на «вредность» изучены совсем немногие. Их возможная токсичность (ядовитость), канцерогенность (способность вызывать рак), мутагенность (способность влиять на наследственность) и тератогенность (способность вызывать рождение уродов) остаются малоисследованными.

Радиационное загрязнение губительно для всего живого на планете. Альфа, бета, гамма частицы попадая в организм вызывают соматические явления, что приводит к генетическим изменениям. Для количественной характеристики воздействия излучения на человека используют единицы: биологический эквивалент рентгена - бэр или зиверт ( 100 бэр). В результате внутреннего и внешнего облучения человек  в течение года в среднем получает дозу 0.1 бэр (за жизнь =7 бэр).

 Давайте попробуем обобщить всё выше сказанное. Всё-таки,  в чём же причины болезни нашей планеты? (Производственная деятельность человека). – Совершенно верно. Молодцы!

 Учёные ввели специальный термин « Техногенез», который обозначает следующее ( на экране дано определение) Техногенез – процесс изменения природных компонентов под воздействием производственной деятельности человека.

Итак, тема сегодняшнего урока: ТЕХНОГЕНЕЗ.

- Попробуйте  сформулировать цели сегодняшнего урока. Молодцы!  ( Я согласна с вами, хочу дополнить…) Понятно, то, что мы наблюдаем  сегодня, произошло не в одночасье. Это долгий и длительный процесс, в котором можно выделить несколько этапов. У вас на столах есть информация, которую вы можете видеть и на экране. Попробуйте проследить этапы техногенеза на примере нашего региона (Иркутской области), который удалён от основных центров, не является главным, но, тем не менее, испытывает не меньшую техногенную нагрузку на окружающую среду.

 - Какой вы можете сделать вывод?  (Практически не осталось не изменённых ландшафтов).

  Все мы, живущие на планете, находимся в опасности и люди и животные. (Появление пингвина).

- Какие эмоции у вас вызывает это существо?

- Так спасём ли мы этот мир? А это зависит,  в том числе и от вас!

- Используя предложенные приёмы и принципы ТРИЗа (теория решения изобретательских задач) предложите пути лечения нашей планеты:

1). Предприниматели-промышленники и экологи – « Принцип заранее подложенной подушки»;

2). Законодатели – «Принцип местного качества»;

3). Медицинские работники – «Бином фантазии»;

4). Население – « обрати вред в пользу».

Свои предложения вы фиксируете на листах, затем выходите к доске, прикрепляете и озвучиваете.

Ваши ответы хочу дополнить словами русского писателя Л. Леонова: « Прошлое учит настоящее не повторять ошибок в будущем».

Сегодня на уроке прозвучало много предложений, которые не должны быть не услышанными. Вы знаете, что у нас есть организация, основной деятельностью которой является спасение нашего общего дома. –  Как она называется? ( Гринпис). Я могу предложить вам адрес, а вы в качестве домашнего задания можете написать письмо со своими предложениями и направить их в Гринпис России 101428, Москва ГСП-4.

Напутствие детям: Берегите эти земли, эти воды,

                                 Даже малую былиночку любя.

                                 Берегите всех зверей природы,

                                 Убивайте лишь зверей внутри себя.

                                                                                   Евтушенко.

Рефлексия:

- Я хочу узнать, с каким настроением вы уйдёте сегодня с урока.

1). Красная полоска – я понял, что всё плохо, уже ничего изменить нельзя.

2). Зелёная полоска – я понял, что ничего опасного нет, это естественный процесс, пусть всё идёт так, как идёт.

3). Жёлтая полоска – я понял. Что ситуация очень сложная, но в наших силах изменить её.

Учащиеся прикрепляют полоски.

- Что же мы видим?  


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Состояние больного тяжелое. Симптомов множество. Изо рта исходит нездоровый запах. Его лихорадит так, как никогда прежде. Все попытки снять лихорадку безуспешны. В жидкостях организма обнаружен яд. Не успеют врачи побороть одни симптомы, как возникают другие. Если бы это был обычный пациент, они бы сочли, что он болен хронически и безнадежно. Не зная, что еще можно предпринять, они бы делали все возможное, чтобы облегчить страдания больного до тех пор, пока не наступит его смерть. Но в данном случае болен не человек. Больна земля – наш общий дом.

Слайд 2

Техногенез - процесс изменения природных комплексов под воздействием производственной деятельности человека.

Слайд 3

Техногенез: глобальные масштабы и региональные проявления.

Слайд 4

Наименование Характеристика производительных сил Ареал 1. Антропогенез. Охота, собирательство и т. д. 2. Точечный техногенез. Возникновение земледелия, первых поселений человека. «Точечные» участки территории. 3. Локальный техногенез. Возникновение многополь­ных систем земледелия, ис­пользование тягловой силы скота, зарождение городов. Ограниченные участки территории и аквато­рии в ряде мест земного. 4. Микрорегиональный техногенез. Промышленная революция XVII — XVIII вв., использо­вание силы пара, развитие добывающей и обрабатыва­ющей промышленности. Формирование промы­шленных центров, свя­занных между собой зарождающимися транспортными системами. 5. Мезорегиональный техногенез. Дальнейшее развитие добывающих отраслей, машиностроения и металлообработки, формирование большой химии, гидроэнергетики, завершение освоения земель, пригодных для ведения сельского хозяйства, интенсивное развитие железнодорожного и воздушного транспорта. Образование обширных районов с полностью преобразованной при- родной средой, наблюдаются последствия воздействия на акваторию и аэроторию. 6. Макрорегиональный техногенез. Дальнейшее промышленное развитие, формирование ядерной энергетики, интенсивное развитие реактивного воздушного транспорта. Смыкание районов с преобразованной при- родной средой, образование единой техногенной среды, начало влияния на климатические процессы. 7. Глобальный техногенез. Количественное и качественное расширение процессов хозяйственной деятельности, охватывающее всю планету. Геоториальное смыкание географической среды и географической оболочки, влияние на климат. Этапы техногенеза

Слайд 5

Удастся ли спасти планету?

Слайд 6

Прошлое учит настоящее не повторять ошибок в будущем. Л. Леонов.

Слайд 7

Гринпис России 101428, Москва ГСП - 4

Слайд 8

Берегите эти земли, эти воды, Убивайте лишь зверей внутри себя! Даже малую былиночку любя. Берегите всех зверей природы,

Слайд 9

СПАСИБО ЗА УРОК!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по математике "Объёмы тел" 11класс

Урок обобщения и систематизаций знаний.Подготовка к ЕГЭ. Презентация. Работа с интерактивной доской....

урок-практикум по теме "Металлы"11класс

У Р О К – П Р А К Т И К У МПо теме «Металлы» 11 – а классЗадание 1.·        Сравните взаимодействие натрия, лития, меди и серебра с кислородом, сделайте вывод ...

Презентация к уроку по теме "Радио Попова" (11класс).

В качестве наглядного материала к уроку по теме " Радио Попова" в 11 классе...

Календарно-тематическое планирование уроков географии в 10-11классе.

Календарно-тематическое планирование уроков географии в 10-11 классе. Учебник - Максаковский...

Урок географии в 11классе Тема: «Население и хозяйство США» Сравнительная характеристика двух регионов мира - штат Иллинойс (США) и Ростовская область (Россия)

  Данный урок  проводится в 11 классе, при изучении темы «Население и хозяйство США» по учебнику «Экономическая и социальная география мира», автор В.П. Максаковский. На изучение разд...

Рабочая программа учебного предмета География. Базовый уровень 10-11классы

Программа будет полезна учителям географии работающим в 10-11 классе....

Рабочая программа учебного предмета География. Углубленный уровень 10-11классы

Программа будет полезна учителям географии работающим в 10-11 классе....