Рабочая программа по географии 10 класс
календарно-тематическое планирование по географии (10 класс) по теме

Альмухаметова Венера Рафгатовна

Рабочая программа по географии для 10 класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 10_klass_tem_geo.doc278 КБ

Предварительный просмотр:

Отдел образования Исполнительного комитета

Тукаевского муниципального района Республики Татарстан

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Бурдинская средняя общеобразовательная школа»

                                                                         

                                                                                              «УТВЕРЖДЕНО»

                                                                                      Педагогическим советом

                                                                                      протокол от ____________2011 г. № ___

                                                                                      Введено приказом

                                                                                      от ____ ______________ 2011  г. №___                              

                                                                                      Директор школы:

                                                                                      _______________ / В.М.Утяшов/

                                                                                     

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ПРЕДМЕТУ  ГЕОГРАФИЯ

ДЛЯ 10  КЛАССА

                   

/ 1,2,3,4 четверти – 1 час в неделю,                                   всего 35  часов в год/

Составитель: Альмухаметова Венера Рафгатовна,

учитель  географии, вторая квалификационная категория.

              «СОГЛАСОВАНО»

              Зам. директора: _________________ /В. Н.Утяшова/

              «РАССМОТРЕНО»

              на заседании ШМО, протокол от ____ ____________ 2011 г. № ______

              Руководитель ШМО: ______________ /В.Р.Альмухаметова/от ___________2011 г.

                 

                                                        с. Бурды

                                                         2011 г.

         

                                   

            Календарно-тематическое планирование

Альмухаметовой Венеры Рафгатовны

по предмету география на 2011-2012 учебный год

План составлен согласно стандарта среднего (полного) общего образования по географии (базовый уровень), примерной программы для среднего (полного) общего образования по географии (базовый уровень)/Сборник нормативных документов. География/сост.Э.Д.Днепров,А.Г.Аркадьев.- М., «Дрофа», 2007 г.-100с.

Предмет

Класс

Всего кол-

во часов

Кол-во

 часов в

 неделю

Количество

Автор учебника, год издания

Контрольных

работ

Практических работ

Зачетов

География

  10

35

    1

3

13

-

Максаковский В.П., 2009.

Методическая тема на 2011-2012 учебный год

Районная

Школьная

Учителя

Формирование конкурентоспособной личности в условиях модернизации образовательного процесса

Развитие познавательных интересов и творческих возможностей учащихся через активные формы работы.

Краеведение на уроках географии и биологии

 

      РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

ДЛЯ СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ (X класс)

(Базовый уровень)

Пояснительная записка

Данная рабочая программа составлена на основании  базисного учебного плана школы, стандарта среднего (полного) общего образования по географии (базовый уровень), примерной программы для среднего (полного) общего образования по географии (базовый уровень)/Сборник нормативных документов. География М., «Дрофа», 2007 г.

 По содержанию предлагаемый базовый курс географии сочетает в себе элементы общей географии и комплексного географического страноведения.

Он завершает формирование у учащихся представлений о географической картине мира, которые опираются на понимание географических взаимосвязей общества и природы, воспроизводства и размещения населения, мирового хозяйства и географического разделения труда, раскрытие географических аспектов глобальных и региональных явлений и процессов, разных территорий.

Содержание курса призвано сформировать у учащихся целостное представление о современном мире, о месте России в этом мире, а также развить у школьников познавательный интерес к другим народам и странам. Изучение географии в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей.

Цели:

  1. освоение системы географических знаний о целостном, многообразном и динамично изменяющемся мире, взаимосвязи природы, населения и хозяйства на всех территориальных уровнях, географических аспектах глобальных проблем человечества и путях их решения;, методах изучения географического пространства, разнообразии его объектов и процессов;
  2. овладение умениями сочетать глобальный, региональный и локальный подходы для описания и анализа природных, социально-экономических, геоэкологических процессов и явлений;
  3. развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями и проблемами мира, его регионов и крупнейших стран;
  4. воспитание патриотизма, толерантности, уважения к другим народам и культурам, бережного отношения к окружающей среде;
  5. использование в практической деятельности и повседневной жизни разнообразных географических методов, знаний и умений, а также географической информации.

• нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета, для правильной оценки важнейших социально-экономических вопросов международной жизни; геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития;

• понимания географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, телекоммуникации, простого общения.

Место предмета в базисном учебном плане

Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений Российской Федерации отводит на изучение предмета 70 часов за два года обучения в старшей школе, т. е. в 10-м и 11-м классах.

Примерная программа рассчитана на 70 учебных часов. Резервное время, при этом, составляет 10 часов .

Рабочая программа ориентирована на использование учебника:

Максаковский В.П. География.Экономичекая и социальная география мира: учеб.для 10 кл. общеобразоват. учреждений.-16 – е изд.,- М.:Просвещение, 2009.-397с.;

а также методических пособий для учителя:

  1.  Максаковский В.П. Новое в мире. Цифры и факты. Дополнение глав к учебнику для 10 класса М., «Дрофа», 2007 г.
  2. Атлас «Экономическая и социальная география мира» 10 класс с комплектом контурных карт, М.
  3. Мультимедийнаяе обучающая программа: География 10 класс. Экономическая и социальная география мира
  4. Жижина Е.А.,Никитина Н.А.Поурочные разработки по географии: 10 класс.-М.: ВАКО,2007.

Учебно-тематический план

№ п/п

Тема

Кол-во часов

В том числе

Контрольные работы

Практические работы

1

Современные методы географических исследований. Источники географической информации

4

4

2

Природа и человек в современном мире

6

1

3

 Население мира.

5

1

3

4

География  мирового хозяйства.

14

1

2

5

Глобальные проблемы человечества

4

3

6

Резерв

2

1

Всего

35

3

13

В программу внесены следующие изменения:

№ п/п

Тема

Кол-во  часов по программе

Кол-во часов по рабочей программе

Причины изменения

1

Современные методы географических исследований. Источники географической информации

4

4

-

2

Природа и человек в современном мире

6

6

-

3

 Население мира.

5

5

-

4

География  мирового хозяйства.

10

14

за счет резерва времени, в связи объемом изучаемого материала

5

Глобальные проблемы человечества

5

4

в связи с рассмотрением геоэкологических проблем в разделе «Природа и человек в современном мире»

6

Резерв

5

2

Всего

35

35

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

ГЕОГРАФИЯ МИРА (X класс)

(35 часа)

Раздел.1    Современные методы географических исследований. Источники географической информации (4 часов).

Положение географии в системе наук. Традиционные и новые методы географических исследований. Географическая карта – особый источник информации о действительности. Географическая номенклатура.

Статистический метод – один из основных в географии. Этапы статистического изучения географических явлений и процессов. Виды статистических материалов. Другие способы и формы получения географической информации: экспедиции, стационарные наблюдения, камеральная обработка, опыты, моделирование. Геоинформационные системы как средство получения, обработки и представления пространственно-координированных географических данных.

Практические работы

Анализ карт различной тематики.

Обозначение на контурной карте основных географических объектов.

Сопоставление географических карт различной тематики для определения тенденций и закономерностей развития географических явлений и процессов.

Использование статистической информации разной формы и содержания: обработка, анализ и представление ее в графической и картографической форме.

Раздел. Природа и человек в современном мире (6 часа)

Взаимодействие человечества и природы в прошлом и настоящем. Международный характер проблемы «дестабилизация окружающей среды». Природные ресурсы Земли, их виды. Ресурсообеспеченность. Природно-ресурсный потенциал разных территорий. Территориальные сочетания природных ресурсов. География природных ресурсов Земли. Основные типы природопользования. Источники загрязнения окружающей среды. Геоэкологические проблемы регионов различных типов природопользования. Пути сохранения качества окружающей среды.

Практические работы

Оценка обеспеченности разных регионов и стран основными видами природных ресурсов.

Раздел. Население мира (5 часов)

Численность, динамика и размещение населения мира, крупных регионов и стран. Воспроизводство и миграции населения. Их типы и виды. Структура населения (половая, возрастная, расовая, этническая, религиозная, по образовательному уровню). Демографическая ситуация в разных регионах и странах мира.

Характеристика трудовых ресурсов и занятости населения крупных стран и регионов мира.

Расселение населения. Специфика городских и сельских поселений. Масштабы и темпы урбанизации различных стран и регионов мира.

Практические работы

Определение степени обеспеченности крупных регионов и стран трудовыми ресурсами.

Определение демографической ситуации и особенностей демографической политики в разных странах и регионах мира.

Оценка особенностей уровня и качества жизни населения в разных странах и регионах мира.

Раздел. География мирового хозяйства (14 часов)

              Понятие НТР. Характерные черты и составные части. Мировое хозяйство: международное географическое разделение труда. Отраслевая и территориальная структура Мирового хозяйства.

              Воздействие  НТР на отраслевую структуру хозяйства, на территориальную структуру хозяйства. Факторы размещения производительных сил.

Мировое хозяйство, его отраслевая и территориальная структура. География важнейших отраслей. Международное географическое разделение труда.

Международная специализация и кооперирование – интеграционные зоны, крупнейшие фирмы и транснациональные корпорации (ТНК). Отрасли международной специализации стран и регионов мира; определяющие их факторы.

Внешние экономические связи – научно-технические,  производственное сотрудничество, создание свободных экономических зон (СЭЗ). География мировых валютно-финансовых отношений. Крупнейшие международные отраслевые и региональные союзы. Международная торговля – основные направления и структура. Главные центры мировой торговли.

Практические работы

Определение стран – экспортеров основных видов промышленной и сельскохозяйственной продукции, видов сырья; районов международного туризма и отдыха, стран, предоставляющих банковские и другие виды международных услуг.

Определение основных направлений международной торговли; факторов, определяющих международную специализацию стран и регионов мира.

Раздел. Географические аспекты современных глобальных

                     проблем человечества (3 часа)

Природа и цивилизация. Понятие о глобальных проблемах, их типах и взаимосвязях. Географические аспекты глобальных проблем человечества в прошлом и настоящем. Сырьевая, демографическая, продовольственная, экологическая проблемы как особо приоритетные, пути их решения. Проблема преодоления отсталости развивающихся стран. Географические аспекты качества жизни населения. Роль географии в решении глобальных проблем человечества.

Геоэкология – фокус глобальных проблем человечества. Общие и специфические экологические проблемы разных регионов Земли.

Практические работы

Выявление по картам регионов с неблагоприятной экологической ситуацией, а также географических аспектов других глобальных проблем человечества.

Выявление, объяснение и оценка важнейших событий международной жизни; географических аспектов различных текущих событий и ситуаций.

Разработка проекта решения одной из глобальных проблем человечества.

     

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ

В результате изучения географии на базовом уровне ученик должен

знать/понимать

  1. основные географические понятия и термины; традиционные и новые методы географических исследований;
  2. особенности размещения основных видов природных ресурсов, их главные месторождения и территориальные сочетания; численность и динамику населения мира, отдельных регионов и стран, их этногеографическую специфику; различия в уровне и качестве жизни населения, основные направления миграций; проблемы современной урбанизации;
  3. географические аспекты отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства, размещения его основных отраслей; географическую специфику отдельных стран и регионов, их различия по уровню социально-экономического развития, специализации в системе международного географического разделения труда; географические аспекты глобальных проблем человечества;
  4. особенности современного геополитического и геоэкономического положения России, ее роль в международном географическом разделении труда;

уметь

  1. определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений;
  2. оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий;
  3. применять разнообразные источники географической информации для проведения наблюдений за природными, социально-экономическими и геоэкологическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями под влиянием разнообразных факторов;
  4. составлять комплексную географическую характеристику регионов и стран мира; таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия;
  5. сопоставлять географические карты различной тематики;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  1. выявления и объяснения географических аспектов различных текущих событий и ситуаций;
  2. нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета; правильной оценки важнейших социально-экономических событий международной жизни, геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития;
  3. понимания географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях глобализации, стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, различных видов человеческого общения.

Требования к оценке знаний, умений и навыков учащихся.

Результатом проверки уровня усвоения учебного  материала является отметка.

При оценке знаний учащихся предполагается обращать внимание на правильность, осознанность, логичность и доказательность в изложении материала, точность использования географической терминологии, самостоятельность ответа.

Устный ответ.

Оценка "5" ставится, если ученик:

  1. Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей;
  2. Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы. Устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использование для доказательства выводов из наблюдений и опытов;
  3. Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям
  4. хорошее знание карты и использование ее, верное решение географических задач.

Оценка "4" ставится, если ученик:

  1. Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
  2. Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины;
  3. в основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины;
  4. ответ самостоятельный;
  5. наличие неточностей в изложении географического материала;
  6. определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях;
  7. связное и последовательное изложение; при помощи наводящих вопросов учителя восполняются сделанные пропуски;
  8. наличие конкретных представлений и элементарных реальных понятий изучаемых географических явлений;
  9. понимание основных географических взаимосвязей;
  10. знание карты и умение ей пользоваться;
  11. при решении географических задач сделаны второстепенные ошибки.

 

Оценка "3" ставится, если ученик:

  1. усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;
  2. материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно;
  3. показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.
  4. допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие;
  5. не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении;
  6. испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий;
  7. отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте;
  8. обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки.
  9. слабое знание географической номенклатуры, отсутствие практических навыков работы в области географии (неумение пользоваться компасом, масштабом и т.д.);
  10. скудны географические представления, преобладают формалистические знания;
  11. знание карты недостаточное, показ на ней сбивчивый;
  12. только при помощи наводящих вопросов ученик улавливает географические связи.

Оценка "2" ставится, если ученик:

  1. не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;
  2. не делает выводов и обобщений.
  3. не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов;
  4. или имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу;
  5. или при ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.
  6. имеются грубые ошибки  в использовании карты.

Примечание. По окончании устного ответа учащегося педагогом даётся краткий анализ ответа, объявляется мотивированная оценка. Возможно привлечение других учащихся для анализа ответа, самоанализ, предложение оценки.

Оценка самостоятельных письменных работ.

Оценка "5" ставится, если ученик:

  1. выполнил работу без ошибок и недочетов;
  2. допустил не более одного недочета.

Оценка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:

  1. не более одной негрубой ошибки и одного недочета;
  2. или не более двух недочетов.

Оценка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:

  1. не более двух грубых ошибок;
  2. или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;
  3. или не более двух-трех негрубых ошибок;
  4. или одной негрубой ошибки и трех недочетов;
  5. или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.

Оценка "2" ставится, если ученик:

  1. допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";
  2. или если правильно выполнил менее половины работы.

Примечание.

  1. Учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если учеником оригинально выполнена работа.
  2. Оценки с анализом доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке, предусматривается работа над ошибками, устранение пробелов.

  

Критерии выставления оценок за проверочные тесты.

  1. Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 10 вопросов.
  1. Время выполнения работы: 10-15 мин.
  2. Оценка «5» - 10 правильных ответов, «4» - 7-9, «3» - 5-6, «2» - менее 5 правильных ответов.
  1. Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 20 вопросов.
  1. Время выполнения работы: 30-40 мин.
  2. Оценка «5» - 18-20 правильных ответов, «4» - 14-17, «3» - 10-13, «2» - менее 10 правильных ответов.

Оценка качества выполнения

практических и самостоятельных работ по географии.

Отметка "5"

 Практическая или самостоятельная работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательно сти. Учащиеся работали полностью самостоятельно: подобрали необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, показали необходимые для проведения практических

и самостоятельных работ теоретические знания, практические умения и навыки.

Работа оформлена аккуратно, в оптимальной для фиксации результатов форме.

Форма фиксации материалов может быть предложена учи телем или выбрана самими учащимися.

Отметка "4"

Практическая или самостоятельная работа выполнена уча щимися в полном объеме и самостоятельно.

Допускается отклонение от необходимой последовательности выполнения, не влияющее на правильность конечного резуль тата (перестановка пунктов типового плана при характеристи ке отдельных территорий или стран и т.д.).

Использованы указанные учителем источники знаний, включая страницы атласа, таблицы из приложения к учебни ку, страницы из статистических сборников. Работа показала знание основного теоретического материала и овладение уме ниями, необходимыми для самостоятельного выполнения ра боты.

Допускаются неточности и небрежность в оформлении ре зультатов работы.

Отметка "3"

Практическая работа выполнена и оформлена учащимися с помощью учителя или хорошо подготовленных и уже выпол нивших на "отлично" данную работу учащихся. На выполне ние работы затрачено много времени (можно дать возможность доделать работу дома). Учащиеся показали знания теоретиче ского материала, но испытывали затруднения при самостоя тельной работе с картами атласа, статистическими материала ми, географическими инструментами.

Отметка "2"

Выставляется в том случае, когда учащиеся оказались не подготовленными к выполнению этой работы. Полученные ре зультаты не позволяют сделать правильных выводов и полно стью расходятся с поставленной целью. Обнаружено плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений. Руководство и помощь со стороны учителя и хорошо подготовленных учащихся неэффективны из-за плохой подго товки учащегося.

 

Используемый УМК:

1.Максаковский В.П. Экономическая и социальная география мира. Учебник для 10 класса М., «Просвещение», 2009 г.

2.Максаковский В.П. Новое в мире. Цифры и факты. Дополнение глав к учебнику для 10 класса М., «Дрофа», 2007 г.

3.Атлас «Экономическая и социальная география мира» 10 класс с комплектом контурных карт, М.

Используемая литература:  

  1. Максаковский В.П. Экономическая и социальная география мира. Учебник для 10 класса. - М.: Просвещение, 16 издания.
  2. Максаковский В. П. Новое в мире. Цифры и факты. Дополнительные главы к учебнику для 10 класса. - М.: Дрофа, 2007– Изд. 2-е.
  3. Глобальная география. 10-11 классы: учебное пособие/ Ю.Н.Гладкий, С.Б.Лавров –М.:Дрофа, 2008.
  4. Олимпиадные задания по географии.9-11 классы/авт.-сост.Г.Г.Монакова, Н.В.Яковлева. –Волгоград:Учитель,2011.
  5. География. 10-11 классы: уроки с использованием информационных технологий/авт.-сост Н.В.Яковлева.-Волгоград:Учитель,2009.
  6. География.9-11 классы: проектная деятельность учащихся/ авт.-сост.Н.В.Яковлева.- Волгоград: Учитель, 2008.
  7. Жижина Е.А.,Никитина Н.А. Поурочные разработки по географии: 10 класс. – М.: ВАКО, 2007.
  8. Курашева Е.М. География.ЕГЭ.Пособие по подготовке к выполнению заданий частей В и С.-М.: изд-во «Экзамен»,2009.
  9. Барабанов Н.А. География.Подготовка к ЕГЭ.Вступительные испытания.-М.: изд-во «Экзамен»,2010.
  10. Школьные олимпиады .География.6-10 классы/В.А.Низовцев, Н.А.Марченко.-М.:Айрис-пресс,2006-306с.

Электронные издания:

1.Мультимедийнаяе обучающая программа: География 10 класс. Экономическая и социальная география мира

2.География. 6-11 классы. Учебное электронное издание.

Практическая часть программы

Четверть

Кол-во

вид

тема

Дата

Контрольная работа

1

4

Практическая работа №1

Анализ карт различной тематики

06.09

Практическая работа №2

 Использование статистической информации разной формы и  содержания, обработка, анализ и представление ее в графической и картографической форме.

13.09

Практическая работа №3

Обозначение на контурной карте основных географических объектов

20.09

Практическая работа №4

Сопоставление географических карт различной тематики для определения тенденций и закономерностей развития географических явлений и процессов

20.09

2

4

Практическая работа №5

Оценка обеспеченности разных регионов и стран основными видами природных ресурсов.

08.11

Контрольная работа №1.

Население мира

20.12

Практическая работа №6

Определение степени обеспеченности крупных регионов и стран трудовыми ресурсами.

29.11

Практическая работа №7

Определение демографической ситуации и особенностей демографической политики в разных странах и регионах мира.

29.11

Практическая работа №8

Оценка особенностей уровня и качества жизни населения в разных странах и регионах мира.

13.12

3

-

-

4

5

Практическая работа №9

Определение стран – экспортеров основных видов промышленной и сельскохозяйственной продукции, видов сырья; районов международного туризма и отдыха, стран, предоставляющих банковские и другие виды международных услуг.

03.04

Контрольная работа №2.

Мировое хозяйство

17.04

Контрольная работа №3.

Практическая работа №10

Определение основных направлений международной торговли; факторов, определяющих международную специализацию стран и регионов мира.

10.04

Практическая работа №11

Выявление  по картам  регионов с неблагоприятной экологической ситуацией, а также географических аспектов других глобальных проблем человечества

08.05

Практическая работа №12

Выявление, объяснение и оценка важнейших событий международной жизни; географических аспектов различных текущих событий и ситуаций

15.05

Практическая работа №13

Разработка проекта решения одной из

глобальных проблем человечества.

22.05


№ урока

Тема урока

Кол-во часов

Тип урока

Элементы содержания

Планируемые результаты освоения материала

Вид контроля, измерители

Дата проведения

План.

Факт.

  Раздел 1. Современные методы географических исследований. Источники географической информации (4ч).

1 (1)

Введение. Положение географии в системе наук. Источники географической информации.

Кереш. Географиянең фәннәр арасында тоткан урыны.Географик мәгълүматлар чыганаклары.

1

Вводная лекция с элементами беседы

Положение географии в системе наук. Традиционные и новые методы географических исследований. Географическая карта – особый источник информации о деятельности. Статистический метод – один из основных в географии. Виды статистических материалов. Другие способы и формы получения географической информации: экспедиция, стационарные наблюдения, камеральная обработка, опыты, моделирование. Геоинформационные системы.

Знать/понимать основные географические понятия и термины; традиционные и новые методы географических исследований. Уметь определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально- экономических и геоэкологических объектов , процессов и явлений.

Фронтальный опрос

Практическая работа №1. «Анализ карт различной тематики».

06.09

2 (2)

Статистический метод. Виды статистических материалов.

Статистика методы.Статистик материаллар төрләре.

1

Комбинированный

Практическая работа №2 Использование статистической информации разной формы и  содержания, обработка, анализ и представление ее в графической и картографической форме».Сопоставление географических карт различной тематики для определения тенденций и закономерностей развития географических явлений и процессов.

13.09

3 (3)

Другие способы и формы получения географической информации. Географик мәгълүматлар алуның башка төрләре.

1

Практикум

Практическая работа №3 Обозначение на контурной карте основных географических объектов Практическая работа №4«Сопоставление географических карт различной тематики для определения тенденций и закономерностей развития географических явлений и процессов».

20.09

4 (4)

Геоинформационные системы.

Геоинформация системасы.

1

Лекция с элементами беседы

Фронтальный опрос

27.09

Раздел  2 . Природа и человек в современном мире ( 6ч)

5 (1)

Взаимодействие общества и природы.

Җәмгыять һәм табигатьнең үзара йогынтысы.

1

Вводная лекция

Основные виды природных ресурсов. Размещение природных ресурсов и масштабы их использования. Обеспеченность природными ресурсами. Особенности использования разных видов природных ресурсов. Рациональное и нерациональное природопользование.

Знать особенности размещения основных видов природных ресурсов, их главные месторождения и территориальные сочетания. Уметь определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально- экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений; оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира

Составление конспекта

04.10

6 (2)

Оценка мировых природных ресурсов.

Дөньяның табигый ресурслары.

1

Практикум

П/Р «Составление картосхемы размещения крупнейших

месторождений полезных ископаемых» 

11.10

7 (3)

Минеральные ресурсы. Земельные и водные ресурсы.

Минераль ресурслар. Җир һәм су ресурслары.

1

Комбинированный

Индивидуальный опрос, работа с картами

18.10

8 (4)

Ресурсы мирового океана. Рекреационные ресурсы.

Дөнья океаны ресурслары. Рекреацион ресурслар.

1

Комбинированный

Индивидуальный опрос, работа с картами

25.10

9 (5)

Практическая работа №5. Оценка обеспеченности разных регионов и стран основными видами природных ресурсов.

Аерым регионнарның һәм илләрнең  төп  табигый ресурслар белән тәэмин ителешен бәяләргә.

1

Практикум

Анализ практической работы

08.11

10 (6)

Основные типы природопользования. Источники загрязнения.

Әйләнә - тирә пычрануы һәм аны саклау мәсьәләләре.

1

Практикум

Причины и последствия загрязнения окружающей среды. Пути решения экологических проблем в мире и его крупных регионах, включая Россию.

П/Р «Обсуждение проблемы Средиземноморья.» Сообщение учащихся

15.11

Раздел 3.  Население мира (5 ч)

11 (1)

Численность и воспроизводство населения мира.

Дөньяда халык саны һәм аның яңарып торуы.

1

Вводная лекция

Численность и воспроизводство населения. Естественный прирост населения и его типы.

Знать численность и динамику населения мира, отдельных регионов и стран, их этногеографическую специфику; различия в уровне и качестве жизни населения.

П/Р «Объяснение процессов

воспроизводства населения

двух регионов мира»

22.11

12 (2)

Состав (структура) населения. Демографическая ситуация в разных регионах и странах мира.

Халыкның составы (структурасы).

1

Лекция с элементами беседы

Демографическая политика. Половой, возрастной и Этнический состав населения. Крупные народы и языковые семьи. География мировых религий. Этнополитические и религиозные конфликты.

Знать численность и динамику населения мира, отдельных регионов и стран, их этногеографическую специфику; различия в уровне и качестве жизни населения. Основные направления миграций; проблемы современной урбанизации.

Практическая работа №6 Определение степени обеспеченности крупных регионов и стран трудовыми ресурсами.

№7. Определение демографической ситуации и особенностей демографической политики в разных странах и регионах мира.

П/Р «Составление таблицы стран

с различным национальным

и религиозным составом населения»

29.11

13 (3)

Размещение и миграция населения.

Халыкның урнашуы һәм миграциясе.

1

Комбинированный

Размещение и плотность населения. Миграция, виды миграций, география международных миграций. Расселение населения. Городское и сельское население

Основные направления миграций; проблемы современной урбанизации.

П/Р «Составление картосхемы

современных путей миграции населения и объяснение причин мировых миграционных процессов»

06.12

14 (4)

Урбанизация. Масштабы и темпы урбанизации различных стран и регионов мира.

Урбанизация. Урбанизация дәрәҗәсе һәм темплары.

1

семинар

Урбанизация и ее формы, темпы и ровни урбанизации. Крупнейшие города и городские агломерации мира  и России. Уровень и качество жизни населения крупнейших стран и регионов мира.

Уметь определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений; оценивать и объяснять демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения

Практическая работа №8. Оценка особенностей уровня и качества жизни населения в разных странах и регионах мира.

Работа с картами, фронтальная беседа

13.12

15 (5)

Обобщающее повторение по теме «Население мира».

“Дөнья халкы” темасын кабатлау.

1

Урок обобщающего повторения

Тестирование

20.12

Раздел 4. География  мирового хозяйства ( 14 ч)

16 (1)

НТР и мировое хозяйство.

 Фәнни-техник революция һәм бөтендөнья хуҗалыгы.

1

Урок изучения нового материала

Научно-техническая революция. Особенности отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства, различия в уровнях экономического развития стран и регионов, изменения пропорций между производственной и непроизводственной сферами, промышленностью и сельским хозяйством.

Знать географические особенности отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства, размещение его основных отраслей. Оценивать и объяснять уровень территориальной концентрации производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий

Индивидуальный опрос 

П/Р «Составить систематизирующую таблицу «Главные направления развития производства в эпоху НТР».

27.12

17 (2)

Мировое хозяйство. Международное географическое разделение труда, международная экономическая интеграция.

Бөтендөнья хуҗалыгы. Хезмәтнең халыкара географик бүленеше, халыкара икътисади интеграция.

1

Урок изучения нового материала

П/Р «Построение

картодиаграммы

«Центры Мирового хозяйства».

Работа с картами, фронтальная беседа

17.01

18 (3)

Отраслевая и территориальная структура Мирового хозяйства.

Дөнья хуҗалыгының тармак һәм территориаль структурасы.

1

Урок актуализации знаний и умений

Знать три типа структуры мирового хозяйствава; рассмотреть воздействие НТР на отраслевую структуру материального производства; возможные варианты основных моделей мирового хозяйства; знать территориальные структурные различия мирового хозяйства между двумя группами стран; знать понятие «региональная политика»

Работа с картами, фронтальная беседа

24.01

19 (4)

Факторы размещения производительных сил.

Урнашу факторлары.

1

Урок изучения нового материала

Знать основные факторы размещения производительных сил.

П/Р «Сравнительная характеристика ведущих факторов размещения  производительных сил»( форма выполнения – таблица )

Работа с картами, фронтальная беседа

31.01

20 (5)

Топливно- энергетическая промышленность мира. Нефтяная, газовая и угольная промышленность.

Ягулык –энергетика промышленносте. Нефть, газ, ташкүмер промышленносте

1

комбинированный

Мировое хозяйство и этапы его развития. Основные центры мирового хозяйства. Международное географическое разделение труда. География основных отраслей промышленности и сельского хозяйства мира, основные промышленные и сельскохозяйственные районы. География мирового транспорта. Виды международных экономических отношений.

Знать географические особенности отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства, размещения его основных отраслей. Оценивать и объяснять уровень территориальной концентрации производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий. Применять разнообразные источники географической информации для проведения наблюдений за природными, социально- экономическими и геоэкологическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями под влиянием разнообразных факторов. Составлять комплексную географическую характеристику, таблицы, картосхемы, диаграммы.

Работа с картами, фронтальная беседа

07.02

21 (6)

Горнодобывающая промышленность мира.

Тау промышленносте.

1

Практикум

Работа с картами. Индивидуальный опрос

14.02

22 (7)

Металлургия мира.

Металлургия промышленносте.

1

Практикум

Работа с картами. Индивидуальный опрос

21.02

23 (8)

Машиностроение мира.

Машина төзү.

1

Комбинированный

Работа с картами, фронтальная беседа

28.02

24 (9)

Химическая промышленность. Лесная и легкая промышленности. Главные страны и районы. 

Химия промышленносте. Урман һәм җиңел  промышленность.

1

Комбинированный

Работа с картами, фронтальная беседа

06.03

25 (10)

Промышленные районы мира. Сельское хозяйство. Агропромышленный комплекс.

Агропромышленный комплекс.

Авыл хуҗалыгы .

1

Практикум

Работа с картами. Индивидуальный опрос

13.03

26 (11)

География транспорта. 

Транспорт географиясе.

1

Практикум

Работа с картами. Индивидуальный опрос

20.03

27 (12)

Внешние экономические связи.

Бөтендөнья иктисади мөнәсәбәтләр.

1

комбинированный

Практическая работа №9.Определение стран – экспортеров основных видов промышленной и сельскохозяйственной продукции, видов сырья; районов международного туризма и отдыха, стран, предоставляющих банковские и другие виды международных услуг.

Работа с картами, фронтальная беседа

03.04

28 (13)

Практическая работа №10. Определение основных направлений международной торговли; факторов, определяющих международную специализацию стран и регионов мира.

1

Практикум

Анализ практической работы

10.04

29 (14)

Обобщение повторения по теме «Мировое хозяйство».

“Бөтендөнья хуҗалыгы” темасын кабатлау.

1

Урок обобщающего повторения 

Тестирование

17.04

Раздел 5.Географические аспекты современных глобальных проблем человечества (4часа)

30 (1)

Сущность глобальных проблем, взаимосвязи и взаимозависимость. Энергетическая и сырьевая проблема. Экологические проблемы.

Глобаль проблемаларның асылы. Энергетик һәм чимал проблемасы.Экологик проблема.

1

лекция

Глобальные проблемы, их сущность и взаимодействие.

Экологическая, энергетическая, сырьевая, демографическая, продовольственная проблемы и пути их решения.

Проблема сохранения мира на Земле.

Преодоления отсталости развивающихся стран.

Роль географии в решении глобальных проблем человечества.

Сопоставлять географические карты различной тематики.

Уметь находить применение географической информации, оценивать важнейшие социально-экономические события международной жизни, геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденции их возможного развития.

24.04

31 (2)

Географические аспекты демографической и продовольственной проблем мира. Экономическая отсталость стран- общемировая проблема.

Демографик һәм азык-төлек проблемалары.

1

практикум

Практическая работа №11.«Выявление  по картам  регионов с неблагоприятной экологической ситуацией, а также географических аспектов других глобальных проблем человечества».

08.05

32 (3)

Международное сотрудничество для решения глобальных проблем. Роль географии в решении глобальных проблем.

Глобаль проблемалар чишүдә дөньякүләм мөнәсәбәтләрнең роле.

1

семинар

Практическая работа №12.«Выявление, объяснение и оценка важнейших событий международной жизни; географических аспектов различных текущих событий и ситуаций.»

15.05

33 (4)

Мир на пороге XXI века.

1

практикум

Уметь строить прогнозы, проекты, гипотезы, защищать их и аргументировать свою точку зрения; знать об устойчивом развитии его трех главных компонентах и их географическом аспекте.

Практическая работа №13. Разработка проекта решения одной из

глобальных проблем человечества.

22.05

34

Повторение изученного материала в 10 классе.

Курс буенча гомумиләштерү дәресе.

1

Урок обобщающего повторения и коррекции знаний и умений

Закрепление знаний и умений по разделу

Тестирование

29.05

35

Контрольный урок.

Контроль эш

1

Урок обобщения и контроля знаний

Закрепление знаний и умений по курсу.

Проверка ЗУН.

Тестовая контрольная работа в нескольких вариантах из заданий разного вида.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Начальный курс.6 класс» УМК: География. Начальный курс.6 класс. Герасимова Т.П

Рабочая программа  рассчитана на 2 часа в неделю. При 35 учебных неделях общее количество составляет  70 часов.Реализация учебной программы обеспечивается учебникомТ.П.Герасимова. География....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Россия. Природа и население. 8 класс» «География России. Хозяйство и географические районы. 9 класс» УМК: География. Россия. Природа и население. География России. Хозяйство и

Рабочая программа рассчитана на  70часов по 2часа в неделю в 8 классе и 70часов по 2часа в неделю в 9 классе. Реализация учебной программы обеспечивается учебниками А.И. Алексеев, В,А.Низовц...

ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы /[А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А.Таможняя]. – М.: Вентана – Граф, 2012.

ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы   География: программа: 5-9 классы/(А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя).- М.: Вентана-Граф, 2012...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРЕДМЕТ ГЕОГРАФИЯ КЛАСС 6

В соответствии с ФГОС, на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и требований к его результатам традиционный курс 5-6  классов входит в первый блок базового содержания дисципл...

Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение" 5 - 6 классы О. А. Климанова, В.В. Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А. Климановой. – М.: Дрофа, 2019."География. Землеведение. 5-6 классы" ФГОС".

Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение"5-6 классы О.А.Климанова, В.В.Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А.Климановой. - М.; Дрофа 2019 г....

Рабочая программа по географии. Класс: 6,7

Рабочая программа по географии. Класс: 6,7...