Рабочая программа по географии 11 класс
календарно-тематическое планирование по географии (11 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Отдел образования Исполнительного комитета
Тукаевского муниципального района Республики Татарстан
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Бурдинская средняя общеобразовательная школа»
«УТВЕРЖДЕНО»
Педагогическим советом
протокол от ____________2011 г. № ___
Введено приказом
от ____ ______________ 2011 г. №___
Директор школы:
_______________ / В.М.Утяшов/
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ПРЕДМЕТУ ГЕОГРАФИЯ
ДЛЯ 11 КЛАССА
/ 1,2,3,4 четверти – 1 час в неделю, всего 34 часов в год/
Составитель: Альмухаметова Венера Рафгатовна,
учитель географии, вторая квалификационная категория.
«СОГЛАСОВАНО»
Зам. директора: _________________ /В. Н.Утяшова/
«РАССМОТРЕНО»
на заседании ШМО, протокол от ____ ____________ 2011 г. № ______
Руководитель ШМО: ______________ /В.Р.Альмухаметова/от ___________2011 г.
с. Бурды
2011 г.
Календарно-тематическое планирование
Альмухаметовой Венеры Рафгатовны
по предмету география на 2011-2012 учебный год
План составлен согласно согласно стандарта среднего (полного) общего образования по географии (базовый уровень), примерной программы для среднего (полного) общего образования по географии (базовый уровень)/Сборник нормативных документов. География/сост.Э.Д.Днепров,А.Г.Аркадьев.- М., «Дрофа», 2007 г.-100с.
Предмет | Класс | Всего кол- во часов | Кол-во часов в неделю | Количество | Автор учебника, год издания | ||
Контрольных работ | Практических работ | зачетов | |||||
География | 11 | 34 | 1 | 5 | 5 | 1 | Максаковский В.П., 2009. |
Методическая тема на 2011-2012 учебный год
Районная | Школьная | Учителя |
Формирование конкурентоспособной личности в условиях модернизации образовательного процесса | Развитие познавательных интересов и творческих возможностей учащихся через активные формы работы. | Краеведение на уроках географии и биологии |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ДЛЯ СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ (XIкласс)
(Базовый уровень)
Пояснительная записка
Данная рабочая программа составлена на основании стандарта среднего (полного) общего образования по географии (базовый уровень), примерной программы для среднего (полного) общего образования по географии (базовый уровень)/Сборник нормативных документов. География М., «Дрофа», 2007 г.
По содержанию предлагаемый базовый курс географии сочетает в себе элементы общей географии и комплексного географического страноведения.
Он завершает формирование у учащихся представлений о географической картине мира, которые опираются на понимание географических взаимосвязей общества и природы, воспроизводства и размещения населения, мирового хозяйства и географического разделения труда, раскрытие географических аспектов глобальных и региональных явлений и процессов, разных территорий.
Содержание курса призвано сформировать у учащихся целостное представление о современном мире, о месте России в этом мире, а также развить у школьников познавательный интерес к другим народам и странам. Изучение географии в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей.
Цели:
- освоение системы географических знаний о целостном, многообразном и динамично изменяющемся мире, взаимосвязи природы, населения и хозяйства на всех территориальных уровнях, географических аспектах глобальных проблем человечества и путях их решения;, методах изучения географического пространства, разнообразии его объектов и процессов;
- овладение умениями сочетать глобальный, региональный и локальный подходы для описания и анализа природных, социально-экономических, геоэкологических процессов и явлений;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями и проблемами мира, его регионов и крупнейших стран;
- воспитание патриотизма, толерантности, уважения к другим народам и культурам, бережного отношения к окружающей среде;
- использование в практической деятельности и повседневной жизни разнообразных географических методов, знаний и умений, а также географической информации.
• нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета, для правильной оценки важнейших социально-экономических вопросов международной жизни; геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития;
• понимания географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, телекоммуникации, простого общения.
Место предмета в базисном учебном плане
Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений Российской Федерации отводит на изучение предмета 70 часов за два года обучения в старшей школе, т. е. в 10-м и 11-м классах.
Рабочая программа ориентирована на использование учебника:
Максаковский В.П. География.Экономичекая и социальная география мира: учеб.для 10 кл. общеобразоват. учреждений.-16 – е изд.,- М.:Просвещение, 2009.-397с.;
а также методических пособий для учителя:
- Максаковский В.П. Новое в мире. Цифры и факты. Дополнение глав к учебнику для 10 класса М., «Дрофа», 2007 г.
- Атлас «Экономическая и социальная география мира» 10 класс с комплектом контурных карт, М.
- Мультимедийнаяе обучающая программа: География 10 класс. Экономическая и социальная география мира
- Жижина Е.А.,Никитина Н.А.Поурочные разработки по географии: 10 класс.-М.: ВАКО,2007.
Учебно-тематический план
№ п/п | Тема | Кол-во часов | В том числе | |||
Уроки | зачет | Контрольные работы | Практические работы | |||
1 | Введение | 1 | 1 | |||
2 | Зарубежная Европа | 5 | 4 | 1 | 1 | |
3 | Зарубежная Азия.Австралия. | 8 | 7 | 1 | 3 | |
4 | Африка | 5 | 4 | 1 | ||
5 | Северная Америка | 5 | 4 | 1 | 2 | |
6 | Латинская Америка | 3 | 3 | |||
7 | Россия в современном мире | 6 | 5 | 1 | ||
6 | Обобщение и контроль | 1 | 1 | |||
Всего | 34 | 28 | 1 | 5 | 6 |
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
ГЕОГРАФИЯ МИРА
(11 класс)
(34 часа)
Раздел. Регионы и страны мира (27 часов).
Введение (1час)
Многообразие стран на политической карте мира. Различие стран современного мира по размерам территории, численности и особенности населения, особенностям географического положения. Типы стран. Экономически развитые и развивающиеся страны. Региональная характеристика мира. Экономические районы мира и принципы их выделения.
Тема 1. Зарубежная Европа –(5 часов)
Общая характеристика региона. « Визитная карточка» региона. Экономико-географическое положение. Деление на субрегионы: Западная. Восточная, Северная, Центральная и Южная Европа. Природно-ресурсный потенциал субрегионов Европы. Объекты Всемирного наследия.
Население Зарубежной Европы. Демографическая ситуация в зарубежной Европе. Национальный и религиозный состав населения. Обострение межнациональных противоречий в ряде стран. Особенности расселения, географии городов. Уровни и темпы урбанизации. Крупнейшие городские агломерации зарубежной Европы.
Хозяйство стран Европы. Место в мире, хозяйственные различия между странами. Центральная ось развития. Главные отрасли промышленности и их география. Крупнейшие районы и центры добывающих и обрабатывающих отраслей. Основные типы сельского хозяйства: северо-, средне- и южноевропейский. Их географические и отраслевые особенности. Международные экономические связи.
Охрана окружающей среды и экологические проблемы, экологическая политика.
Субрегионы и страны. Особенности европейских субрегионов.
Страны Зарубежной Европы. Федеративная Республика Германия – экономический лидер зарубежной Европы. Краткая историческая справка. Территория, границы, положение. Государственный строй. Природные условия и ресурсы. Особенности населения. Особенности расселения, крупнейшие города. Место Германии в мировой экономике. Структура и география промышленности и сельского хозяйства. Особая роль машиностроения и химической промышленности. Высокий уровень развития транспорта. Густота дорожной сети. Объекты Всемирного наследия.
Великобритания и Италия: основные черты экономико-географического положения, государственного строя, природы, населения и хозяйство.
Практические работы: Составление сравнительной экономико-географической характеристики двух развитых стран Европы «большой восьмерки».
Тема 2. Зарубежная Азия.Австралия (8 часов)
« Визитная карточка» региона. Общая характеристика региона. Территория, границы, положение, состав региона. Большие различия между странами. Природные условия, их контрастность, неравномерность распределения ресурсов. Особое значение нефти. Земельные и агроклиматические ресурсы.
Население: численность и особенности воспроизводства. Сложный этнический состав. Межнациональные конфликты и территориальные споры. Азия – родина трех мировых религий. Размещения населения и процессы урбанизации.
Уровень хозяйственного развития и международная специализация стран. Новые индустриальные страны. Нефтедобывающие страны. Интеграционные группировки стран зарубежной Азии.
Основные районы и направления сельского хозяйства. Особое значение ирригации. Транспорт и международные экономические связи. Непроизводственная сфера.
Охрана окружающей среды и экологические проблемы, экологическая политика. Угроза обезлесения и опустынивания. Объекты Всемирного наследия.
Субрегионы зарубежной Азии: Юго-Западная Азия, Южная Азия, Юго-Восточная Азия, Центральная и Восточная Азия. Специфика субрегионов.
Китайская Народная Республика. Краткая историческая справка. Территория, границы, положение. Государственный строй. Природные условия и ресурсы. Специфика населения. Особенности воспроизводства и демографическая политика. Особенности национального состава. Особенности расселения, крупнейшие города. Особая роль зарубежных китайцев – хуацяо. Объекты Всемирного наследия.
Хозяйство Китая: достижения и проблемы. Китай как растущий центр мирового хозяйства. Характеристика отраслевой структуры и география отраслей добывающей и обрабатывающей промышленности.
Природные предпосылки для развития сельского хозяйства. Особое значение культуры риса. Главные сельскохозяйственные районы.
Международные экономические связи; свободные экономические зоны Китая.
Страны Азии. Япония. Краткая историческая справка. Территория, границы, положение, государственный строй. Население: особенности естественного движения, национального и религиозного состава. Особенности размещения населения и урбанизации. Главные городские агломерации и мегалополис Токайдо. Объекты Всемирного наследия.
Место Японии в мировой экономике. Причины быстрого экономического роста. Характерные черты японской промышленности и особенности ее географии. Зависимость от внешних источников сырья. Структура и география сельского хозяйства. Огромная роль рыболовства. Развитие и размещение транспорта. Особая роль морского транспорта. Международные экономические связи.
Внутренние различия: страна с двумя «лицами». Тихоокеанский промышленный пояс и Внутренняя Япония. Особая роль острова Хоккайдо.
Охрана окружающей среды и экологические проблемы. Объекты Всемирного наследия.
Республика Индия. Краткая историческая справка. Территория, границы, положение, государственный строй. Природные условия и ресурсы. Особенности воспроизводства населения. Демографический взрыв и его последствия. Трудности демографической политики. Сложный этнический и религиозный состав. Межэтнические и религиозные противоречия. Основные черты размещения населения: городское население. Крупнейшие города. Сельское население.
Достижения и проблемы экономики Индии. Основные черты отраслевой структуры и географии промышленности. Главные отрасли и промышленные районы. Природные предпосылки для развития сельского хозяйства. Отраслевой состав сельского хозяйства и главные сельскохозяйственные районы. Непроизводственная сфера.
Международные экономические связи. Внутренние различия. Экономические районы Индии и их специфика.
Охрана окружающей среды и экологические проблемы. Объекты Всемирного наследия.
Австралия. Краткая историческая справка. Территория, границы, положение. Политическая карта. Государственный строй.
Богатство природных ресурсов и нехватка воды. Хозяйственная оценка природных условий и ресурсов.
Особенности воспроизводства, состава и размещения населения.
Место в мировом хозяйстве, главные отрасли специализации. Международные экономические связи.
Охрана окружающей среды и экологические проблемы. Объекты Всемирного наследия.
Австралийский Союз и Океания: краткая характеристика географической специфики, природных ресурсов, особенностей населения и хозяйственного развития.
Практические работы:1. Отражение на картосхеме международных экономических связей Японии. 2. Составление картосхемы, отражающей международные экономические связи Австралийского Союза.
Тема 3. Африка (5 часа)
« Визитная карточка» региона. Общая характеристика региона. Территория, границы и географическое положение. Политическая карта, пограничные споры и конфликты. Особенности государственного строя.
Природные условия и ресурсы как важнейшая предпосылка экономического развития стран Африки. Хозяйственная оценка полезных ископаемых, земельных, агроклиматических и лесных ресурсов.
Население: демографический взрыв и связанные с ним проблемы. Особенности этнического и религиозного состава населения. Особенности размещения населения.
Место и роль Африки в мировом хозяйстве. Главные отрасли специализации. Преобладающее значение горно-добывающей промышленности, основные отрасли и районы размещения. Особенности сельского хозяйства. Монокультура земледелия – причина деградации земель. Транспортные проблемы Африки. Непроизводственная сфера.
Охрана окружающей среды и экологические проблемы. Заповедники и национальные парки. Объекты Всемирного наследия.
Международные экономические связи.
Субрегионы Африки: Северная и Тропическая Африка. Их специфика.
Южно-Африканская Республика (ЮАР) – единственная экономически развитая страна Африки. Краткая историческая справка. Основные черты ее экономико-географического положения, государственного строя, природы, населения и хозяйства. Богатейшие природные ресурсы: алмазы, золото, каменный уголь, рудные ископаемые. Доминирование горнодобывающей отрасли. «Черное большинство» и «белое меньшинство».
Тема 4. Северная Америка (5 часов)
« Визитная карточка» региона. Географическая картина Северной Америки. США и Канада.
Соединенные Штаты Америки. Краткая историческая справка. Территория, границы, положение. Государственный строй. Численность и воспроизводство населения. Специфика этнического и религиозного состава. Роль иммиграции в формировании населения. Основные черты размещения населения. Урбанизация в США и ее особенности. Главные города, агломерации и мегалополисы. Сельское население.
Хозяйство США. Природные предпосылки для развития промышленности. Основные отрасли промышленности и их география. Промышленные пояса и главные промышленные районы. Условия для развития сельского хозяйства. География основных отраслей, сельскохозяйственные районы (пояса) и их специализация. Особенности транспортной системы. Сеть сухопутных магистралей. Морские порты. Международные экономические связи США.
Загрязнение окружающей среды в США и меры по ее охране. Национальные парки и объекты Всемирного наследия.
Макрорегионы США. Внутренние различия. Экономические районы: Северо-Восток, Средний Запад, Юг, Запад. Особая роль Калифорнии.
Канада. Краткая историческая справка. Основные черты ее экономико-географического положения, государственного строя, природы, населения и хозяйства. Богатство природно-ресурсного потенциала. Большая роль добывающих отраслей и сельского хозяйства – признаки страны переселенческого капитализма. Место Канады в мировом хозяйстве. Взаимозависимость экономики Канады и США.
Практическая работа: 1. Составление картосхемы районов загрязнения окружающей среды в США.2. Составление характеристики Канады.
Тема 5. Латинская Америка (3 часа)
« Визитная карточка» региона. Состав и общая характеристика региона. Географическое положение. Природные условия и ресурсы. Проблемы, связанные с их использованием. Угроза обезлесения.
Население: тип воспроизводства и проблемы с ним связанные. Неоднородность этнического и религиозного состава. Неравномерность в размещении населения и ее причины. Темпы и уровень урбанизация, крупнейшие городские агломерации. Ложная урбанизация.
Современный уровень и структура хозяйства. Значение и место Латинской Америки в мировом хозяйстве, главные отрасли специализации. Главенствующая роль горнодобывающей промышленности, ее главные районы и отрасли. Обрабатывающая промышленность, основные отрасли и черты ее размещения.
Главные сельскохозяйственные районы и их специализация. Основные черты развития и размещения транспорта. Международные экономические связи. Охрана окружающей среды и экологические проблемы. Объекты Всемирного наследия.
Деление Латинской Америки на субрегионы. Страны бассейна Амазонки и Ла-Платской низменности, Андские страны..
Бразилия. Краткая историческая справка. Основные черты ее экономико-географического положения, государственного строя, природы, населения и хозяйства. Место Бразилии в экономике Латинской Америки и мировом хозяйстве. Характерные черты территориальной и отраслевой структуры хозяйства. «Промышленный треугольник». Города Рио-де-Жанейро и Сан-Паулу. Значительная роль машиностроения в экономике страны. Страна кофе. Недостаточное развитие транспортной системы. Объекты Всемирного наследия.
Раздел. Россия в современном мире (6 часов)
Россия на политической карте мира. Изменение географического положения России во времени. Характеристика современных границ государства. Современное геополитическое положение России.
Россия в мировом хозяйстве и международном географическом разделении труда; география отраслей ее международной специализации.
Характеристика современного этапа преобразований закрытой экономики прошлого в открытую экономику будущего. Россия в системе международных финансово-экономических и политических отношений.
Особенности географии и структуры международной торговли России. Крупнейшие торговые партнеры страны. Структура внешнеторгового баланса. Основные формы внешних экономических связей. Участие России в международных отраслевых и региональных организациях. Россия и страны Содружества независимых государств (СНГ). Участие России в международных социально-экономических и геоэкологических проектах.
Резерв- 1 час
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ
В результате изучения географии на базовом уровне ученик должен
знать/понимать
- основные географические понятия и термины; традиционные и новые методы географических исследований;
- особенности размещения основных видов природных ресурсов, их главные месторождения и территориальные сочетания; численность и динамику населения мира, отдельных регионов и стран, их этногеографическую специфику; различия в уровне и качестве жизни населения, основные направления миграций; проблемы современной урбанизации;
- географические аспекты отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства, размещения его основных отраслей; географическую специфику отдельных стран и регионов, их различия по уровню социально-экономического развития, специализации в системе международного географического разделения труда; географические аспекты глобальных проблем человечества;
- особенности современного геополитического и геоэкономического положения России, ее роль в международном географическом разделении труда;
уметь
- определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений;
- оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий;
- применять разнообразные источники географической информации для проведения наблюдений за природными, социально-экономическими и геоэкологическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями под влиянием разнообразных факторов;
- составлять комплексную географическую характеристику регионов и стран мира; таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия;
- сопоставлять географические карты различной тематики;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- выявления и объяснения географических аспектов различных текущих событий и ситуаций;
- нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета; правильной оценки важнейших социально-экономических событий международной жизни, геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития;
- понимания географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях глобализации, стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, различных видов человеческого общения.
Требования к оценке знаний, умений и навыков учащихся.
Результатом проверки уровня усвоения учебного материала является отметка.
При оценке знаний учащихся предполагается обращать внимание на правильность, осознанность, логичность и доказательность в изложении материала, точность использования географической терминологии, самостоятельность ответа.
Устный ответ.
Оценка "5" ставится, если ученик:
- Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей;
- Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы. Устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использование для доказательства выводов из наблюдений и опытов;
- Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям
- хорошее знание карты и использование ее, верное решение географических задач.
Оценка "4" ставится, если ученик:
- Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
- Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины;
- в основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины;
- ответ самостоятельный;
- наличие неточностей в изложении географического материала;
- определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях;
- связное и последовательное изложение; при помощи наводящих вопросов учителя восполняются сделанные пропуски;
- наличие конкретных представлений и элементарных реальных понятий изучаемых географических явлений;
- понимание основных географических взаимосвязей;
- знание карты и умение ей пользоваться;
- при решении географических задач сделаны второстепенные ошибки.
Оценка "3" ставится, если ученик:
- усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;
- материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно;
- показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.
- допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие;
- не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении;
- испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий;
- отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте;
- обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки.
- слабое знание географической номенклатуры, отсутствие практических навыков работы в области географии (неумение пользоваться компасом, масштабом и т.д.);
- скудны географические представления, преобладают формалистические знания;
- знание карты недостаточное, показ на ней сбивчивый;
- только при помощи наводящих вопросов ученик улавливает географические связи.
Оценка "2" ставится, если ученик:
- не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;
- не делает выводов и обобщений.
- не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов;
- или имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу;
- или при ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.
- имеются грубые ошибки в использовании карты.
Примечание. По окончании устного ответа учащегося педагогом даётся краткий анализ ответа, объявляется мотивированная оценка. Возможно привлечение других учащихся для анализа ответа, самоанализ, предложение оценки.
Оценка самостоятельных письменных работ.
Оценка "5" ставится, если ученик:
- выполнил работу без ошибок и недочетов;
- допустил не более одного недочета.
Оценка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:
- не более одной негрубой ошибки и одного недочета;
- или не более двух недочетов.
Оценка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:
- не более двух грубых ошибок;
- или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;
- или не более двух-трех негрубых ошибок;
- или одной негрубой ошибки и трех недочетов;
- или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.
Оценка "2" ставится, если ученик:
- допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";
- или если правильно выполнил менее половины работы.
Примечание.
- Учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если учеником оригинально выполнена работа.
- Оценки с анализом доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке, предусматривается работа над ошибками, устранение пробелов.
Критерии выставления оценок за проверочные тесты.
- Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 10 вопросов.
- Время выполнения работы: 10-15 мин.
- Оценка «5» - 10 правильных ответов, «4» - 7-9, «3» - 5-6, «2» - менее 5 правильных ответов.
- Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 20 вопросов.
- Время выполнения работы: 30-40 мин.
- Оценка «5» - 18-20 правильных ответов, «4» - 14-17, «3» - 10-13, «2» - менее 10 правильных ответов.
Оценка качества выполнения
практических и самостоятельных работ по географии.
Отметка "5"
Практическая или самостоятельная работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательно сти. Учащиеся работали полностью самостоятельно: подобрали необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, показали необходимые для проведения практических
и самостоятельных работ теоретические знания, практические умения и навыки.
Работа оформлена аккуратно, в оптимальной для фиксации результатов форме.
Форма фиксации материалов может быть предложена учи телем или выбрана самими учащимися.
Отметка "4"
Практическая или самостоятельная работа выполнена уча щимися в полном объеме и самостоятельно.
Допускается отклонение от необходимой последовательности выполнения, не влияющее на правильность конечного резуль тата (перестановка пунктов типового плана при характеристи ке отдельных территорий или стран и т.д.).
Использованы указанные учителем источники знаний, включая страницы атласа, таблицы из приложения к учебни ку, страницы из статистических сборников. Работа показала знание основного теоретического материала и овладение уме ниями, необходимыми для самостоятельного выполнения ра боты.
Допускаются неточности и небрежность в оформлении ре зультатов работы.
Отметка "3"
Практическая работа выполнена и оформлена учащимися с помощью учителя или хорошо подготовленных и уже выпол нивших на "отлично" данную работу учащихся. На выполне ние работы затрачено много времени (можно дать возможность доделать работу дома). Учащиеся показали знания теоретиче ского материала, но испытывали затруднения при самостоя тельной работе с картами атласа, статистическими материала ми, географическими инструментами.
Отметка "2"
Выставляется в том случае, когда учащиеся оказались не подготовленными к выполнению этой работы. Полученные ре зультаты не позволяют сделать правильных выводов и полно стью расходятся с поставленной целью. Обнаружено плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений. Руководство и помощь со стороны учителя и хорошо подготовленных учащихся неэффективны из-за плохой подго товки учащегося.
Практическая часть программы
Четверть | Кол-во | вид | тема | Дата | Контрольная работа |
1 | 1 | Практическая работа №1 | Составление сравнительной экономико-географической характеристики двух развитых стран Европы. | 06.10 | Контрольная работа №1. Зарубежная Европа 13.10 |
2 | 2 | Практическая работа №2 | Составление картосхемы международных экономических связей Японии. | 10.11 | Контрольная работа №2. Зарубежная Азия и Австралия 15.12 |
Практическая работа №3 | Составление картосхемы международных экономических связей Австралии. | 08.12 | |||
3 | 1 | Практическая работа №4 | Составление картосхемы районов загрязнения окружающей среды США. | 09.02 | Контрольная работа №3. Африка Контрольная работа №4. Северная Америка 15.03 |
4 | 2 | Практическая работа №5 | Составление характеристики Канады. | 01.05 | Контрольная работа №5. Итоговая контрольная работа по курсу. |
Зачет | «Россия в современном мире». |
Используемый УМК:
1.Максаковский В.П. Экономическая и социальная география мира. Учебник для 10 класса М., «Просвещение», 2009 г.
2.Максаковский В.П. Новое в мире. Цифры и факты. Дополнение глав к учебнику для 10 класса М., «Дрофа», 2007 г.
3.Атлас «Экономическая и социальная география мира» 10 класс с комплектом контурных карт, М.
Используемая литература:
- Максаковский В.П. Экономическая и социальная география мира. Учебник для 10 класса. - М.: Просвещение, 16 издания.
- Максаковский В. П. Новое в мире. Цифры и факты. Дополнительные главы к учебнику для 10 класса. - М.: Дрофа, 2007– Изд. 2-е.
- Глобальная география. 10-11 классы: учебное пособие/ Ю.Н.Гладкий, С.Б.Лавров –М.:Дрофа, 2008.
- Олимпиадные задания по географии.9-11 классы/авт.-сост.Г.Г.Монакова, Н.В.Яковлева. –Волгоград:Учитель,2011.
- География. 10-11 классы: уроки с использованием информационных технологий/авт.-сост Н.В.Яковлева.-Волгоград:Учитель,2009.
- География.9-11 классы: проектная деятельность учащихся/ авт.-сост.Н.В.Яковлева.- Волгоград: Учитель, 2008.
- Жижина Е.А.,Никитина Н.А. Поурочные разработки по географии: 10 класс. – М.: ВАКО, 2007.
- Курашева Е.М. География.ЕГЭ.Пособие по подготовке к выполнению заданий частей В и С.-М.: изд-во «Экзамен»,2009.
- Барабанов Н.А. География.Подготовка к ЕГЭ.Вступительные испытания.-М.: изд-во «Экзамен»,2010.
- Школьные олимпиады .География.6-10 классы/В.А.Низовцев, Н.А.Марченко.-М.:Айрис-пресс,2006-306с.
Электронные издания:
1.Мультимедийнаяе обучающая программа: География 10 класс. Экономическая и социальная география мира
2.География. 6-11 классы. Учебное электронное издание.
Интернет-ресурсы:
www.bio.1september.ru - для учителей "Я иду на урок Географии".
www.fipi.ru – тематические тесты ЕГЭ, пробные варианты ЕГЭ
www.it-n-ru – сайт творческих учителей (презентации и методические разработки учителей)
http://viki.rdf.ru – детские презентации
www.prosv.ru – презентации и методические разработки учителей
www.openklass.ru - презентации к уроку
www.pedsovet.org - презентации к уроку
www.uroki.ru - материалы к урокам
www.proshkolu.ru- сайт творческих учителей (презентации и методические разработки учителей)
№ урока | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Элементы содержания | Планируемые результаты освоения материала | Вид контроля, измерители | Дата проведения | |
План. | Факт. | |||||||
Раздел .Регионы и страны мира (27 часов) | ||||||||
1 (1) | Политическая карта мира. Изменения на карте в новое время. | 1 | Урок изучения нового материала | Региональная характеристика мира. Экономическое районирование мира. Экономические районы мира и принципы их выделения | Охарактеризовать влияние международных отношений на политическую карту мира; Составление политико-географических комментариев к событиям, происходящим на полит. карте мира. | Обозначение на контурной карте главных экономических регионов мира. | ||
Тема «Зарубежная Европа» (5 часов). | ||||||||
2 (1) | Общая характеристика зарубежной Европы. Территория, границы, ЭГП. Природные условия и ресурсы. Население Зарубежной Европы. | 1 | Урок изучения нового материала | Комплексная географическая характеристика природных ресурсов, населения и хозяйства Зарубежной Европы. Региональные различия. Особенности географического положения, природно- ресурсного потенциала, населения, хозяйства, культуры, современные проблемы развития наиболее крупных стран мира. Внутренние географические различия стран. | Знать географическое положение Зарубежной Европы. Обработать навыки анализа карт. Сформировать знания о ее населении. | Работа с картами | ||
3 (2) | Хозяйство стран Зарубежной Европы. Промышленность и сельское хозяйство. Международные экономические связи | 1 | Объяснение нового материала | Знать типичные черты хозяйства развитых стран ЗЕ, структуру и основные районы промышленности региона. | Составление картосхемы главных промышленных и сельскохозяйственных районов Зарубежной Европы. | |||
4 (3) | Субрегионы Европы. ЭГХ Германии, Франции. | 1 | Практикум | Составлять комплексную географическую характеристику стран Европы; таблицы, картосхемы, диаграммы, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия. | Работа с картами | |||
5 (4) | ЭГХ Великобритании, Италии. | 1 | Практикум | Практическая работа №1. Составление сравнительной экономико-географической характеристики двух развитых стран Европы. | ||||
6 (5) | Итоговый урок по теме «Зарубежная Европа». | 1 | Контроля и проверки знаний и умений | Тестирование | ||||
Тема «Зарубежная Азия. Австралия» ( 8 часов) | ||||||||
7 (1) | Общая характеристика Азии. Население и хозяйство стран Зарубежной Азии. | 1 | Объяснение нового материала с элементами практикума | Комплексная географическая характеристика природных ресурсов, населения и хозяйства Зарубежной Азии, Австралии.Региональные различия. Особенности географического положения, природно-ресурсного потенциала, населения, хозяйства, культуры, современные проблемы развития наиболее крупных стран мира. Внутренние географические различия стран. | Знать своеобразие азиатского региона, его состав и геополитическое положение. Знать закономерности формирования населения Азии. Закрепить навыки хозяйственной оценки природных ресурсов, сформировать знания о них. | На к/к обозначить страны, с которыми РФ граничит на юге; показать страны Азии с монархической формой правления; показать районы, где в последнее время идут вооруженные конфликты. Обозначить страны нефтеэкспортирую-щие, новые индустриальные страны, районы рисосеяния. | ||
8 (2) | Китай. | 1 | Лекция | Знать целостное представление о стране, особенности ее населения, демографическую политику, отрасли специализации, роль Китая в мире и в регионе. | Характеристика специализации основных сельскохозяйственных районов Китая. | |||
9 (3) | Япония. | 1 | Лекция | Знать основные черты ЭГП, проблемы использования территории, природные и сырьевые ресурсы, национальный состав, размещение населения. | Практическая работа №2.Составление картосхемы международных экономических связей Японии. | |||
10 (4) | Хозяйство Японии | 1 | Лекция | Знать особенности ЭГП, ПГП, население и хозяйство Японии | Работа с к/к, задания на стр. 11 к/к. | |||
11 (5) | Индия. | 1 | Лекция | Знать особенности ЭГП, ПГП, население и хозяйство Австралии; определить актуальные проблемы социально-экономического развития; | Оценка природных предпосылок для развития промышленности и сельского хозяйства Индии. Работа с к/к, задания на стр. 10 к/к. | |||
12 (6) | Субрегионы Азии: Ближний Восток, Южная и Восточная Азия, Юго- Восточная Азия | 1 | Практикум | Знать особенности ЭГП, ПГП, население и хозяйство субрегионов Азии | Сообщения учащихся | |||
13 (7) | Австралийский Союз | 1 | Практикум | Знать особенности ЭГП, ПГП, население и хозяйство Австралии. | Практическая работа №3.Составление картосхемы международных экономических связей Австралии. Работа с к/к, задания на стр. 16 к/к. | |||
14 (8) | Итоговый урок по темам «Зарубежная Азия» и «Австралия». | 1 | Контроля и проверки знаний и умений | Тестирование | ||||
Тема «Африка» (5) | ||||||||
15 (1) | Общая характеристика Африки. | 1 | Урок изучения нового материала | Комплексная географическая характеристика природных ресурсов, населения и хозяйства Африки. Региональные различия. Особенности географического положения, природно-ресурсного потенциала, населения, хозяйства. Культуры, современные проблемы развития наиболее крупных стран мира. Внутренние географические различия стран. | Знать природно-ресурсный потенциал, уровень экономического развития Африки; особенности населения. | Задания на к/к стр. 13 № 2,4. | ||
16 (2) | Хозяйство стран Африки. | 1 | Лекция | Закрепить навыки хозяйственной оценки природных ресурсов, сформировать знания о них. | Построение картосхемы главных промышленных и сельскохозяйственных районов Африки. | |||
17 (3) | Субрегионы Африки. Северная Африка. | 1 | Практикум | Знать страны, районы, субрегионы Африки; этнический и религиозный состав населения страны; природно – ресурсный потенциал страны, региона; уровень урбанизации страны; проблемы и экологическая обстановка стран и региона. | Беседа с использованием и сопоставлением карт атласа | |||
18 (4) | Тропическая Африка. ЮАР. | 1 | Практикум | этнический и религиозный состав населения страны; природно – ресурсный потенциал страны, региона; уровень урбанизации страны; проблемы и экологическая обстановка стран и региона. | Сообщения учащихся | |||
19 (5) | Итоговый урок по теме: «Африка ».
| 1 | Контроля и проверки знаний и умений | Тестирование | ||||
Тема «Северная Америка» (5ч.) | ||||||||
20 (1) | США | 1 | Урок изучения нового материала | Комплексная географическая характеристика природных ресурсов, населения и хозяйства Северной Америки. Региональные различия. Особенности географического положения, природно-ресурсного потенциала, населения, хозяйства, культуры, современные проблемы развития крупных стран мира. Внутренние географические различия стран. | Знать особенности ПГП и ЭГП США, основные черты населения и его размещения; оценка природных условий и ресурсов; экологические ситуации. | Работа с картами | ||
21 (2) | Характеристика хозяйства, география промышленности и с/х США. | 1 | Лекция | Знать занятость американского населения и современные сдвиги в хозяйстве; структура и размещение хозяйства; важнейшие районы горнодобывающей промышленности и непроизводственные виды деятельности. | Задания № 3,5,6 на стр.324 учебника. Практическая работа №4. Составление картосхемы районов загрязнения окружающей среды США. | |||
22 (3) | Экономические районы США. | 1 | Практикум | Знать основные четыре части США, географические особенности регионов США. | Дать характеристику макрорайонам США по плану. | |||
23 (4) | Канада | 1 | Лекция | Знать ЭГП и ПГП Канады; особенности расселения; место Канады в международной специализации; внешнеэкономические связи; региональные различия внутри Канады. | Практическая работа №5. Составление характеристики Канады. | |||
24 (5) | Итоговый урок по теме «Северная Америка ». | 1 | Контроля и проверки знаний и умений | Тестирование | ||||
Тема «Латинская Америка» (3 часа) | ||||||||
25 (1) | Общая характеристика Латинской Америки. Территория, границы, положение. Природные ресурсы. | 1 | Объяснение нового материала с элементами практикума | Комплексная географическая характеристика природных ресурсов, населения и хозяйства Латинской Америки. Региональные различия. Особенности географического положения, природно-ресурсного потенциала, населения, хозяйства, культуры, современные проблемы развития наиболее крупных стран мира. Внутренние географические различия стран. | Знать основные в политическом и экономическом положении латинской Америки; социально-экономическую уровень развития стран Л. Америки; оценить природно-ресурсный потенциал для развития экономики Л. Америки. | Определить формы правления и административно-территориальное устройства стран Л. Америки. Таблицу составить в тетради. | ||
26 (2) | Население и хозяйство стран Латинской Америки. | 1 | Лекция | Знать численность, этнический состав, размещение и урбанизация населения; черты экономики хозяйства стран Л. Америки; характерные черты с/х, промышленности; экологические проблемы. | Сообщения учащихся | |||
27 (3) | Бразилия | 1 | Лекция | Знать своеобразие Бразилии, как одной из самых успешных и перспективных стран Л.Америки.; выявить особенности историко-географического развития Бразилии. | Работа с картами | |||
Раздел. Россия в современном мире (6 ч.) | ||||||||
28 (1) | Россия на политической карте мира. Современное гео политическое положение России. | 1 | Урок изучения нового материала | Россия на политической карте мира. Изменение географического положения России во времени. Характеристика современных границ государства. Современное геополитическое положение России. | Оценивать и объяснять ресурсообеспеченность России, демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий. Применять разнообразные источники географической информации для проведения наблюдений за природными, социально-экономическими и геоэкологическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями под влиянием разнообразных факторов. | Работа с картами | ||
29 (2) | Россия в мировом хозяйстве и в международном географическом разделении труда. | 1 | Лекция | Россия в мировом хозяйстве и международном географическом разделении труда; география отраслей ее международной специализации. | Работа с картами, составление картосхемы. | |||
30 (3) | Основные формы внешних экономических связей. | 1 | Лекция | Россия в системе международных финансово-экономических и политических отношений. Особенности географии и структуры международной торговли. Крупнейшие торговые партнеры России. Структура внешнего баланса. Основные формы внешних экономических связей. Участие России в международных отраслевых и региональных организациях. Россия и страны СНГ. Участие России в Международных социально- экономических и геоэкологических проектах. | Сообщения учащихся | |||
31 (4) | Участие России в международных отраслевых и региональных организациях. Россия и страны СНГ. | 1 | семинар | Сообщения учащихся. Заполнение таблицы. | ||||
32 (5) | Участие России в международных социально-экономи ческих и геоэкологических проектах. | 1 | Лекция | |||||
33 (6) | Обобщение знаний по разделу «Россия в современном мире». | 1 | Урок обобщающего повторения | Зачет | ||||
34 | Итоговое занятие по курсу «Экономическая и социальная география мира». | 1 | Контроля и проверки знаний и умений | Тестирование |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Начальный курс.6 класс» УМК: География. Начальный курс.6 класс. Герасимова Т.П
Рабочая программа рассчитана на 2 часа в неделю. При 35 учебных неделях общее количество составляет 70 часов.Реализация учебной программы обеспечивается учебникомТ.П.Герасимова. География....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Россия. Природа и население. 8 класс» «География России. Хозяйство и географические районы. 9 класс» УМК: География. Россия. Природа и население. География России. Хозяйство и
Рабочая программа рассчитана на 70часов по 2часа в неделю в 8 классе и 70часов по 2часа в неделю в 9 классе. Реализация учебной программы обеспечивается учебниками А.И. Алексеев, В,А.Низовц...
ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы /[А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А.Таможняя]. – М.: Вентана – Граф, 2012.
ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы/(А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя).- М.: Вентана-Граф, 2012...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРЕДМЕТ ГЕОГРАФИЯ КЛАСС 6
В соответствии с ФГОС, на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и требований к его результатам традиционный курс 5-6 классов входит в первый блок базового содержания дисципл...
Рабочая программа курса географии 6 класса «География Физическая география» к учебнику «География Физическая география» для 6 класса общеобразовательных учреждений авторов, Е.М. Домогацких, Н.И.Алексеевский. — М.: ООО Русское слово
Рабочая программа может быть использована при работе по учебнику 6 класса авторов Е.М. Домогацких, Н.И.Алексеевский...
Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение" 5 - 6 классы О. А. Климанова, В.В. Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А. Климановой. – М.: Дрофа, 2019."География. Землеведение. 5-6 классы" ФГОС".
Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение"5-6 классы О.А.Климанова, В.В.Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А.Климановой. - М.; Дрофа 2019 г....
Рабочая программа по географии. Класс: 6,7
Рабочая программа по географии. Класс: 6,7...