конспект урока по теме "Ветер"
план-конспект урока по географии (6 класс) по теме

 предлагаю учебное занятие по теме "Ветер" для учащихся 6 класса, которое можно провести в системе уроков по теме "Атмосфера"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_na_temu_veter_konkurs.doc84.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок географии в 6 классе

Ветер

     Предлагаю  учебное занятие  «Ветер»  для учащихся 6 класса, которое можно провести в системе уроков по теме «Атмосфера» в соответствии с авторской  программой курса  географии для 6 классов общеобразовательных учреждений  под редакцией  В.П. Дронова.

Вид занятия: урок

Тип  урока:  урок изучения нового материала

Межпредметные связи:  литература, математика, физика

Методы  обучения:

-актуализация опорных знаний (фронтальная беседа);

-создание проблемной ситуации ;

-постановка учебной проблемы;

-объяснительно – иллюстративный;

-практическая работа.

 Цель урока:

  1. сформировать представление о ветре как природном явлении

Задачи:
1) образовательные:

  1. сформировать представления о ветре и причинах его возникновения;
  2. ознакомление с видами ветров и графическим изображением направлений ветра;

2) развивающие:

  1. развивать умение работать с учебником и дополнительной литературой;
  2.  развивать умение  у учащихся самостоятельно добывать знания и формировать  практические умения;
  3. развивать умение логически мыслить и делать выводы;

3) воспитательные:

  1. способствовать формированию интереса к  предмету;
  2. способствовать формированию коммуникативных умений учащихся.

Ожидаемые результаты:

 Учащиеся должны знать и уметь:

  1. знать определение «ветер» и причины его возникновения,
  2. объяснять особенности образования бризов и муссонов; выявлять черты сходства и различия;
  3. определять направление ветров, силу ветра по местным признакам, прогнозировать изменение погоды своей местности по данным показателям;
  4. определять зависимость между величиной разницы атмосферного давления и скоростью и силой ветра;
  5. уметь пользоваться приборами: флюгером, анемометром;
  6. уметь строить «розу ветров», читать и анализировать ее;
  7.  знать значение ветров в природе, жизни и хозяйственной деятельности человека.

Оборудование : компьютер, проектор, анемометр, флюгер. физическая карта полушарий,  календари наблюдений, шкала Бофорта.

Ход урока

  1. Организационный момент 

1.Приветствие.

2. Проверка готовности учащихся к уроку. 

     I. Основная часть

  1. Ориентировочно – мотивационный этап

    Проблемная ситуация:

  Представьте, что вы находитесь в загородном доме. Тихий зимний вечер, за окнами вьюга. Скоро новый год. Вы сидите перед камином, в котором горят дрова, и вырезаете красивые, воздушные снежинки  из бумаги.  Вдруг внезапно распахнулось окно, снежинки взлетели и  закружились в воздухе.

Учитель:   Как вы думаете, почему   полетели снежинки?

 Учащиеся: Теплый воздух, (как более легкий) устремляется вверх, а                                холодный находится внизу.

Учитель:  Воздух движется, и на уроке мы с вами должны определить  причины  движения воздуха.

  1. Активизация опорных знаний:

Учитель:    Как нагревается земная поверхность и атмосфера?  (Неравномерно;  разный угол падения солнечных лучей).

  1. Постановка учебной задачи

    Учитель: Отгадайте  загадку и  определите тему  нашего урока: Слайд 4

      Хоть бескрылый, а летает.

 Безголовый, а свистит.
     Хоть безрукий, но бывает
Груши с веток обивает,
           Сосны с корнем вырывает,
Так порою, он сердит.
       Только что он был везде –
 Миг – и нет его нигде.
(Ветер)

Учитель:  

Сегодня на  уроке речь пойдет о ветре. Запишите число и тему урока в тетрадь.

Учитель: Что вы знаете о ветре?

Деятельность учащихся:  учащиеся высказывают свои мысли.

Учитель:   Воздух тропосферы может перемещаться   вертикально и горизонтально.

 Работа с учебником. 

Задание  1.Прочитайте определение в учебнике.

Задание 2. Проговорите друг другу определение понятия « ветер». Запишите  его в тетрадь. Слайд 5

Ветер – это движение воздуха вдоль земной поверхности из области высокого давления в область низкого давления.

Задание 3. Назовите основную причину образования ветра

Деятельность учащихся:  высказывают свои мысли.

Учитель: Причина перемещения воздуха – различия в атмосферном давлении над разными участками поверхности.   Слайд 6

Ребята, запомните,  ветер  дует из области высокого давления в область низкого давления. (ВД – НД)

Подумайте и определите, в каком направлении   дует ветер?  

А.744 мм  рт. ст.            Б. 765мм рт. с.т.

Ответы учащихся.

Работа в тетради.  

Определите направление ветра

 (ВД – НД)

А.752 мм рт. ст.             Б. 760 мм рт. ст.

А.763 мм.рт.ст.              Б. 745мм.рт.ст.  

Проверка и  оценка.

Задание  №4

Работа с учебником. 

Назовите основные характеристики  ветра.  Слайд  7

 Учащиеся:              Ветер  

                  скорость  ↔ направление

Задание  № 5

В тексте параграфа найдите, как правильно определить направление ветра.   Проверка выполнения задания.

Учащиеся: Направление определяется по сторонам горизонта, в зависимости от того, откуда дует ветер. Слайд  8

Учитель: Если ветер дует с севера, то он называется северный, а если с юга, то ….. (продолжите)

 Вопросы:

Как будет называться ветер, дующий с востока?

Как называется ветер,  дующий с запада?

Задание № 6.

Прочитайте  текст параграфа на стр. 110, ответьте на вопрос: от  чего зависит скорость ветра?

Проверка выполнения задания.

Таким образом, чем больше разность давления, тем сильнее ветер, тем больше скорость.

Решение задач. ( работа по вариантам)

В каком случае ветер, возникающий между пунктами А и Б, будет сильнее?

1 вариант  А. 760  мм рт. ст.       А – Б    758   мм рт. ст.  

2 вариант  Б. 765   мм рт. ст.       А –Б    738    мм рт. ст.

3 вариант  В. 765   мм рт. ст.       А –Б     760   мм рт. ст.    

Проверка  выполнения задания.

Учитель: Мы с вами заговорили о скорости ветра, а как же она определяется?

Скорость ветра определяется с помощью прибора анемометра и рассматривается по шкале Бофорта. Эту шкалу предложил британский адмирал Бофорт в 1805 году. Лишь в 1874 г. она была принята Международным метеорологическим комитетом.

Задание: Используя шкалу Бофорта охарактеризуйте, как скорость ветра влияет на силу, с которой он действует на наземные предметы. Слайд 9,10

Учитель: Определите, какой силы ветер изображен. Слайд 11,12

Интересный факт: Самое ветреное место на земле находится в Антарктиде, 300 дней в году ветры достигают 90 м/с. Слайд 13

Учитель: Направление ветра определяется  с  помощью флюгера. Более точные измерения скорости производят с помощью анемометра

( демонстрация флюгера). Слайд 14,15

Флюгер – это прибор, свободно вращающийся на оси и устанавливающийся по направлению ветра. 

  1. Физкультминутка «Флюгер» . Музыкальное сопровождение.
  1. Я  называю  стороны горизонта, а вы поднимайте руки вверх или вниз (север-юг), вправо или влево (запад – восток).
  2. Наклоны – в зависимости от названной стороны горизонта.
  3. Когда я говорю «штиль», вы приседаете,  а когда я говорю «ураган», встаете.
  4. Расслабив глазные мышцы, посмотрите вдаль на счет 1-6. Повторить 1-2 раза.
  1.  Обучающая  практическая работа

Учитель:  Чтобы иметь наглядное представление о преобладающих ветрах на какой – либо территории, строят особые  графики, которые называют «розы ветров». Их можно строить для любого промежутка времени – месяца, сезона, года.

 Задание: Используя данные ваших  календарей  погоды, построим  график  -  «розу ветров»  за декабрь  2011 г.
Деятельность учащихся:  Пользуясь памяткой,  выполняют за учителем построение «розы ветров» в тетрадях. Слайд 16

  1. Вычертите основные и промежуточные стороны горизонта.

2. Принять условно, что одному отрезку на графике соответствует определенное количество дней.

3. Подсчитать, сколько дней в течение месяца ветер дует в данных направлениях

Работаем по вариантам:

1вариант - посчитайте  количество  дней  северного, южного, западного и восточного  направления

2 вариант - Северо-западного и северо-восточного направления

3вариант -  Юго-западного и юго-восточного направления

Деятельность учащихся: вносят данные в таблицу  на доске.

Направление ветра

С

Ю

З

В

СЗ

СВ

ЮЗ

ЮВ

Количество дней с ветром такого направления

0

2

5

2

2

2

6

4

4.На линиях соответствующих направлений откладывают от центра число дней с ветрами этого направления и ставят точку.

5.Точки, отмеченные на линиях, последовательно соединяют. В центре рисуют кружочек, в котором записывают число дней без ветра.

Проверьте  правильность задания. Слайд16

 Учитель:

Какие ветры преобладали в данном месяце?

Сколько дней в месяце ветер отсутствовал?
Деятельность учащихся: Выполняют построение «розы ветров» в тетрадях. Анализируют, делают выводы.
Переход к новой учебной задаче.

Учитель: На Земле существуют очень разнообразные  ветры, которые образуются   на определенных территориях. Есть такой ветер – бриз, что  в переводе с французского означает "легкий ветер". Слайд18

Наша  задача определить, как образуется данный  ветер? Слайд19

Анализ текста и рисунка 104(а)  на стр. 112

Учитель: Мы с вами рассмотрели образование  дневного бриза. А как образуется ночной бриз?
Ученики: объясняют образование ночного бриза.

Бриз – это ветер, который меняет свое направление два раза в сутки. Днем дует с моря, а ночью – с суши. Слайд20

Учитель: На границах материков и океанов, образуются ветры, которые меняют  своё направление два раза в год.

Прочтите   стихотворение с  и  ответить на вопросы. Слайд21

Муссон.

Зимой дует с суши на море он,

Ветер, который зовется муссон.

А летом все делает наоборот-

С моря на сушу берет разворот.

-Как называется ветер?

Ответы учащихся

Муссон в переводе (от араб. маусим) означает «сезон» Слайд22

Деятельность учащихся: отвечают на вопросы учителя. 

Прочитайте о муссонах  в учебнике на стр.111 и расскажите, как они образуются. Слайд23

Учитель: запишите определение в тетрадь.

Деятельность учителя: Давайте подведём итог.

 Какие ветры образуются на поверхности Земли? Слайд24

Назовите виды ветров. 

Что общего у муссонов с бризами?
Деятельность учащихся: отвечают на вопросы учителя. 

5. Этап закрепления полученных знаний и  проверки степени усвоения материала.

Учитель: найдите соответствие Слайд 25

  1. Ветер, дующий днём с моря на сушу, ночью с суши на море.

А.Бриз

  1. Движение воздуха в горизонтальном направлении из мест высокого давления  к местам низкого давления.

Б.Флюгер

  1. Прибор для определения атмосферного давления.

     В .Ветер

  1. Прибор для определения направления и скорости ветра

Г. Муссоны

  1. Ветры, меняющие направление на противоположное два раза в год

Д. Барометр

 Деятельность учителя: предлагает взаимопроверку результатов работы.
Деятельность учащихся: отвечают на  вопросы , проверяют.

6.Подведение итогов занятия.

 Учитель: На этом наш урок подходит к завершению. Я надеюсь, что у вас хорошее настроение.  Благодарю вас, ребята, за работу.  

Отметить наиболее активных учащихся. Выставление оценок.Анализ и оценка успешности достижения цели.

7.Рефлексивный этап . Закончить предложения Слайд 26

Сегодня я узнал    ……………..

Было интересно ……………..

Я удивился ……………………….

Теперь я умею ……………………

Больше всего понравилось………………………..

Рефлексия по эмоциональному состоянию учащихся  с помощью символов. 

8.Домашнее задание:  § 29  Слайд 27

 Дифференцированное задание  с учетом интереса учащихся.

1.Найти загадки, поговорки о ветре.

2.Подготовить информацию о значении ветра в природе.

3. Построить график  «розу ветров»  на основе  данных календаря погоды, за любой период 2011 г.

Литература:

1.В.П.Дронов. География. Землеведение. 6 класс.; учебник для общеобразовательных учреждений. Москва. «Дрофа». 2009 г.

2.Н.А. Никитина  Поурочные разработки по географии. 6 класс. – М.; «Вако», 2004 г.

3.И.И. Нагорная. География. 6 класс: Поурочные планы.- М.: Дрофа 2004г.

4.И.И.Баринова. Современный урок географии. Ч.2.- М.: Школа –Пресс,2001г.

5. Интернет ресурсы.

   

                         Приложение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект урока в форме презентации в программе Power Point на немецком языке по теме " Немецкая пресса для подростков" и конспект урока в программе Word к УМК И.Л.Бим., Л.В.Садомовой " Шаги 5" для 9 класса.

Презентация конспекта урока на немецком языке  в программе Power Point по теме "Немецкая пресса для подростков" и конспект в программе  Word показывают некоторые приёмы работы по теме "СМИ" ...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»

Урок с использованием  ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль  "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы.  В практический модуль входи...

План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча» План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча»

Цель урока: Развитие новых умений и навыков при игре в баскетбол, воспитание  дисциплинированности.Задачи урока: 1. Совершенствование  техники выполнения  передачи  мяча ...