Календарно-тематическое планирование по географии. 6 класс
календарно-тематическое планирование (география, 6 класс) на тему

Филинова Марина Петровна

Планирование разработано с учетом ФГОС второго поколения. В данная работа включает систему ключевых моментов деятельности учителя  и учащихся на уроках географии, с использованием всей имеющейся методической литературы и собственного опыта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poyasnitelnaya_zapiska.docx36.25 КБ
Microsoft Office document icon kluh_mom6.doc245 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Планирование курса по географии для 6 класса составлено на основе Государственного стандарта общего образования, в соответствии с федеральным базисным учебным планом и с учетом  авторской  программы по географии  6 – 10 классов  под редакцией

 И. В. Душиной. – М.: Дрофа, 2006.

Значение  « Начального курса географии» в преподавании огромно. Учащиеся не только впервые знакомятся  с географией как наукой, но и приступают к изучению Земли  как естественного природного образования,  состоящего из оболочек или сфер. Школьники, получая географическое образование,  должны овладеть основами географической науки, включая знания, умения и навыки. Они  потребуются им  для самообразования в будущем и для  ориентирования в жизни по вопросам экономики, экологии и политики. Цель обучения,  как заранее запланированный конечный результат – это не только расширение и углубление знаний теории предмета,  но и всестороннее развитие личности,  нравственное её формирование,  воспитание достойного гражданина России.  На уроках  географии усваивается не только обширный информационный материал, но и формируются навыки работы  с географическими источниками информации -  учебниками, научными книгами, картами, таблицами, графиками, схемами. Кроме того, посредством системы знаний  и умений  целенаправленно воспитывается   глубоко порядочный человек, искренне любящий Россию. У учащихся формируется  познавательный интерес к географии  как науке,  развиваются  творческие способности.  Учитель обязан  заложить основы   бережного  отношения   к  природе, её  эстетическому восприятию, а также  способствовать  формированию экологической   культуры детей.

  Богатое содержание  материала 6 класса  позволяет учителю  реализовать главные цели курса:

образовательную – сформировать знания  основ предмета, познакомив  учащихся с  геосферами  Земли, а также,  раскрыть  роль  физической географии,  отметить  её значение в решении экологических проблем.  Познакомить учащихся с основами  бережного отношения   к   природе, подготовив их к  её  эстетическому восприятию, а также формировать   экологическую культуру  детей

воспитательная – способствовать формированию личности, обладающей системой географических знаний.  Систематизировать диалектико–материалистические  взгляды на   природу и взаимосвязи человека с окружающей средой. Формировать навыки  природоохранного  поведения.

развивающая –  вызвать у учащихся  интерес к географии  как науке.  Научить   их устанавливать причинно - следственные связи  между   компонентами в  природных комплексах.  При изучении  географии формируются не только  общеучебные умения и навыки; но развиваются разнообразные способы деятельности -  познавательные, информационно - коммуникативные,  а также  формируются первые социально – трудовые привычки. Всё это требует развития  познавательных  способностей   учащихся – их памяти,  воображения, логики,  пространственного  восприятия  мира, расширения   кругозора и формирования мышления  учащихся благодаря  анализу,  синтезу,  сравнению. К  основным  задачам курса относятся:

а) формирование знаний, понятий и представлений о природе  нашей   планеты;

б) развивать умения учащихся в  составлении  комплексных   характеристик  отдельных географических объектов;

в) выработать приёмы учебной работы, умения  в работе  с учебником, географическими  картами   и  другими источниками  географической информации;  

г) обучить способам самостоятельной деятельности, то есть приёмам  творческой работы;

д) развивать умение работать не только индивидуально, но  и   в группах;

е) формировать познавательный интерес и творческие способности   учащихся;

ё) применять полученные знания и умения для решения практических   задач в повседневной жизни.

ж) формировать высокую географическую и экологическую культуру,  а  также выработать навыки разумного поведения в природе. 

Основные знания, умения и навыки, которые должны быть сформированы у учащихся по окончании изучения курса

В результате изучения курса 6 класса ученик должен знать: 

1. Основные географические понятия и термины за курс 6 класса; различия плана, глобуса и географических карт.

2. Главные  особенности природы Земли при изучении  оболочек  –   литосферы, гидросферы, атмосферы, биосферы и географической  оболочки.  

3. Географические следствия движения Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека.  

     4. Природные и антропогенные причины возникновения экологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений.

В результате изучения курса 6 класса ученик должен уметь:

1. Выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений.

2. Читать и анализировать план местности  и  географические карты,  называя  и показывая  программные географические объекты.

3. Сравниватьгеографические объекты и явления, выделяя их особенности и причинно –  следственные связи в них.

4. Находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли.

5. Приводить примеры использования и охраны природных ресурсов крупнейших регионов мира.

6. Составлять краткую географическую характеристику географических объектов на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления.

7. Определять на местности, плане и карте расстояния, направления высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов.

8. Применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости.

В результате изучения курса 6 класса ученик должен уметь использовать приобретённые знания и умения  в практической деятельности и  повседневной жизни:

1. Ориентирования на местности и проведения съемок ее участков.

2. Обозначения  на контурной карте программных географических объектов.

3. Учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за отдельными географическими объ ектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий.

4. Наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы  своей местности; определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов.

5. Решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятия необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф.

6. Проведения самостоятельного поиска географической информации о местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.

Планирование учебной деятельности учителя включает составление двух видов планов: тематического  и поурочного.  Как показывает опыт,  планы  не следует сильно детализировать, чтобы не затруднять работу с ними, особенно на уроке. План должен не только помогать учителю, но и быть необходимым, как поурочный, так и тематический.

Тематическое планирование предполагает создание системы уроков по темам, взаимосвязанных по содержанию, методам обучения, характеру познавательной деятельности  учащихся. Руководствуясь программой и учебником, учитель,  на основе тематического планирования, позднее составляет поурочные планы, в которых более подробно раскрывает учебно – воспитательные цели и задачи каждого урока, его структуру, содержание, методы и приёмы обучения, опорные знания, практические и самостоятельные работы, средства обучения.

При составлении тематического плана  мы предлагаем разбивать учебный материал не только по темам, но и по учебным четвертям, что позволяет строже контролировать учебный процесс во времени. Главные идеи тематического планирования заключаются в том, чтобы дать возможность учителю во время урока чётко представлять место данного урока  в системе всей темы и курса в целом. Это позволяет выделить ключевые моменты материала, их ценность и значимость. Предполагаемое тематическое планирование состоит из двух частей:  первой – вводной, в которой указываются  все уроки данной четверти и ключевой  информационный материал:  общая тема,  тема урока, домашняя работа учащихся, оценочные практические работы и географическая номенклатура. Учителям эта схема позволяет зрительно помнить весь учебный материал четверти, легче ориентироваться в теме урока при подготовке его, а позднее облегчит им заполнение классных журналов. Вторая часть тематического планирования называется «Ключевые моменты деятельности учителя и учащихся». Она более детализирована, так  как  предусматривает выделение ключевых моментов деятельности на уроке не только учителя, но и учащихся. Это позволит более чётко организовать работу учителя и учеников на уроке,  предусмотреть основные требования администрации к учебному процессу,  связанному  со спецификой учебного заведения,  включить фрагменты собственных  педагогических находок  или других приёмов преподавания с учётом возможностей школы и опыта учителя.  Фактически ключевые моменты деятельности учителя на уроке  выполняют функцию основных целей урока – образовательных и воспитательных. А ключевые моменты деятельности учащихся на уроке мы можем рассматривать  как развивающие моменты на уроке.  При распечатке отдельного урока  из «Ключевых моментов деятельности учителя и учащихся»   и,  дополнив его необходимым материалом, мы облегчаем себе написание поурочного плана. А это позволяет не только экономить время на подготовку к уроку, но и создаёт вариативность работы  с отдельными  классами и, главное, сохраняет те крупицы драгоценного методического опыта, жемчужинки  нашего  педагогического труда,  которые имеются  в работе каждого учителя.  План не лишает учителя инициативы и самостоятельности, он легко дополняется, изменяется и переделывается.

Учебных недель в году – 35, но чаще полных – 34,  при двух часах в неделю - (1час – федеральная программа, 1час – региональный компонент),  68 уроков.

 I четверть – 17 часов, 6 оценочных  практических  работ

II четверть – 14 часов,  2 оценочные  практические  работы

III четверть – 21 урок,  5 оценочных  практических  работ

IV четверть -  16 уроков, 1 оценочная  практическая  работа

Таким образом, в году 14 оценочных работ. При выполнении учебного плана выполняются тренировочные,  самостоятельные и  творческие работы с использованием учебника, географических карт,  дополнительной литературы и материалов Интернета. Учащиеся учатся работать с контурными картами, таблицами, схемами, графиками. Каждый урок несёт на себе значительные воспитательные функции: формируются общеучебные умения и навыки, закрепляются  научные взгляды на окружающий мир, развивается  трудолюбие,  появляются навыки учебной  деятельности, развиваются творческие способности учащихся  и их познавательный интерес.

Изменения и отличия  от содержания Государственного стандарта общего образования.

1. Реализация учебных задач с широким использованием краеведческого материала.

2. Мы считаем, что предполагаемый перенос части учебного материала к 5 класс только усложнит и ухудшит преподавание географии.

Во–первых, дети младшего подросткового возраста  ещё не достаточно чётко удерживают в памяти события недельной давности, поэтому времени на восстановление в памяти учебного материала на уроке при одном часе в неделю будет требоваться больше.

Во–вторых, после начальной школы дети очень трудно привыкают к  учителям,  к переходам в различные кабинеты, медленно пишут, читают, и говорят, но легко забывают. Формировать навыки географического труда в этих условиях у учащихся сложнее, так как  дети не умеют ещё отвечать на вопросы развёрнутым фрагментом,  а ограничиваются пересказом учебника или отдельными предложениями, иногда по наводящим вопросам. Вообще дети мало говорят на уроке с учителем, а  при одном часе в неделю у учителя  появится  другая проблема: объяснить материал.

В–третьих, дети  после 4 класса ещё не достаточно самостоятельны, а в начальном курсе преподавания географии много терминологии и номенклатуры, требующей запоминания или заучивания. Учитель должен научить говорить детей языком своего предмета, с использованием новых слов, помочь им  освоить язык географической карты. Позднее  без этого дети не смогут  проявлять свои знания   при ответе,  правильно  отвечать и получать хорошие оценки, что, конечно,  скажется на отношении к предмету.

Учебно-методическое оснащение

календарно-тематического плана

Количество

часов в

неделю

Реквизиты программы

УМК

35 недель,

 70 – 68  часов:

федеральный

компонент -

1 час;

региональный

компонент –

1 час.

1. Программа среднего

( неполного) образования по географии.

2. Программа основного общего образования по географии – 6 кл.

3.  Авторская программа по географии  (6-10классы) под редакцией И.В.Душиной  - М: Дрофа, 2006

4.  Рабочие  программы  по географии. 6 – 9 классы

(линии учебников издательств

« Просвещение»,  « Дрофа»,  

   « Русское слово», / Авт. - сост. - Н.В.Болотникова. - 2-е изд., испр., доп.   М.: Изд. « Глобус», 2009. - 110 с .

   5. География. 6 -11классы: развёрнутое тематическое

планирование / авт.-сост.

  Н.В. Болотникова,

В.П. Комарова. – Волгоград: Учитель, 2010.  – 171с.

 6.  География. 6 -11 классы:  рабочие программы  по учебникам Е. М .Домогацких,  

Н. И. Алексеевского. Базовый уровень / авт.-сост. Е. М. Гаджиев,  Н. В. Яковлева,  Л. В. Бударникова. -   Волгоград : Учитель, 2011.  –  145 с

Для учащихся

1   Герасимова Т.П., Неклюкова Н.П.

    Начальный   курс географии.  6 класс. – М.:

     Дрофа, 2007.- 174с.

2.  Географический атлас. 6  класс. -  М.: Дрофа, 2010.

3..  Контурные карты

Для учителя

  1. Сиротин  И.В.Рабочая тетрадь по географии

 6 класс. - М.: Дрофа,  2007.

2. Дронов В.П. География. Землеведение. -  М.:  

   Дрофа, 2007.

3. За страницами учебника географии. – М.: Дрофа, 2005.

4. Элькин Г.Н.- Поурочное планирование,  6кл. – Санкт- Петербург: «Паритет», 2001.

 5. Воробцова П.М. – Тематическое и  поурочное планирование с  методическими  указаниями. 6 класс -  М.: Дрофа. 2008.

6.   Кугут  И. А  и другие. Уроки географии с использованием информационных технологий.  6 - 9 классы. – М.: Глобус, 2010 . – 244с.

7.  Никитина Н.А., Жижина Е.А. Поурочные  разработки по географии. 6кл. – М. ВАКО,    2010. – 304с.

8.  Журнал  « География в школе», Интернет – ресурсы,  еженедельная газета « География»

9.  «Тесты по географии» - М.: Дрофа. 2008.

Тематическое планирование

Общая тема, количество часов

Тема урока, тип его проведения и сроки

Дом. работа

Практические работы

Номенклатура

Первая четверть – 17 часов.

Введение - 3 ч.

1.Что изучает география? География – как наука

(урок изучения нового материала).

§1 – вопро сы в конце

 §. Опер.

задания

к уроку 2.

Прак. работа

№ 1- организация наблюдения за природой (фенологические наблюдения) или за погодой (метеорологичес -кие наблюдения).  

6 материков,  4 океана,   экватор, нулевой меридиан, северное и южное полушария.

2.Важнейшие геогра- фические открытия в истории изучения Земли (урок объяснительного чтения)  

§ 2 к/к

творч. работа -

упр. 2

   к  §.

Прак.  работа № 2 -  обозначение на к/к маршрутов Х.Колумба,

Ф. Магеллана,

Ф Беллинзгаузена

и М. Лазарева.

Пиренейский полуостров, Магелланов пролив, Филиппинские острова, Балтийское море.

3. Земля – планета Солнечной системы

(урок–беседа).

§3 вопросы в конце  §.

22 апреля – день Земли. Западное и восточное полушария

Раздел 1. Виды изображений поверхности Земли – 14 ч.

2. План местности –  7ч.

1. Понятие о  плане

местности. Условные знаки (урок–практикум).

§ 4 вопросы в конце

 §.

2. Масштаб плана. Виды масштабов

 (комб.).

§5

с. 14

упр. 3 - 4

Сам. работа – топографический диктант.

3.Стороны горизонта. Ориентирование. Азимут (урок-практикум).

§6 вопросы в конце

 §.

Прак. работа  № 3 – ориентирование по сторонам горизонта. Работа с компасом. Ориентирование по Солнцу.

4. Изображение на плане форм земной поверхности (комб.).

§7.

5. Построение профиля холма по горизонталям (урок–практикум).

§7 - термины

6. Глазомерная  съёмка местности

(урок–консультация).

§8.

7. Составление простейших  планов  местности  (урок–практикум).

Выполнить работу до конца.

Прак. работа  № 4 – глазомерная съёмка небольшого участка местности  одним из способов. Определение объектов местности на плане. Определение расстояний и направлений на плане.

3. Географи- ческая карта – 7ч.

1. Форма и размеры Земли. Способы изображения земной поверхности

(урок изучения нового материала).

§ 9

Северное и южное полушария, западное и восточное.

2.Географическая карта. Виды карт и их масштабы (комб.).

§10

Сам. работа – обучение приёмам определения направлений и расстояний  на карте и глобусе, основных  сторон горизонта.

3.Градусная сеть  на глобусе и картах (комб.).

§11

4.Определение географических координат (изучение нового материала с элементами фронтального опроса).

§12 - 13

5. Географические координаты (комб.).

§ 12- 13

 Прак.работа № 5 - определение географических координат.

6. Изображение рельефа на физических картах  (урок изучения нового материала).

§ 14

 Прак. работа  № 6 - определе-

ние  высот точек  и их координат  на глобусе и картах.

7.Значение планов местности и геогра -фических карт (комб.).

§15

Раздел 2. Строение Земли. Земные оболочки – 42ч

Вторая четверть – 14 часов.

4. Литосфера – 10ч.

1.Земля и её строение. Земные оболочки. Особенности земной коры (урок изучения нового материала).

§ 16

2. Минералы  и горные породы, слагающие земную кору (комб.).

§ 17

3. Подвижность литосферы и проявление движений астеносферы  в  земной коре. Землетрясения (комб.).

§ 18

4.Вулканы (комб.).

§19

Прак  работа  № 7 – обозначить  на  к/к  вулканы:

Тихоокеанское огненное кольцо, Везувий, Этна, Гекла, Кракатау, Килиманджаро, Ключевская Сопка, Орисаба, Котопахи.

5. Горячие источники. Гейзеры (комб.).

§ 19

Прак  работа  № 7 – обозначение на к/к  гейзеров - о. Исландия, о. Новая Зеландия, России (п-ов  Камчатка),  США (Йеллоустон).

6.Рельеф земной поверхности. Горы (комб.).

§ 20

Прак  работа  № 7 – обозначение на к/к полушарий гор - Гималаи с Джомолунгмой, Анды с Аконкагуа,

Кордильеры с Мак– Кинли, Аппалачи, Альпы с Монбланом,  Скандинавские, Уральские, Памир, Кавказ с Эльбрусом, Крымские, Карпаты, Верхоянский хр, Алтай.

7. Равнины (комб.).

§21

Прак  работа  № 7 – обозначение на к/к полушарий равнин - Амазонской низм., Восточно – Европейской равн.,  Западно – Сибирской  низм., Среднесибирского плос., Великой Китайской  равн.,  Аравийского плос., Декан, Великие равнины (США), Казахский мелкосопочник, Бразильское плос., Восточно –Африканское плос .Центральные низм. Австралии.

8. Рельеф России и территории  прожива – ния учащихся (комб.).

Записи

Прак  работа  № 7 – обозначение на к/к  России гор и равнин.

Горы России – Кавказ, Урал, Алтай, Саяны и их вершины, Верхоянский хр, Сихотэ – Алинь.

Равнины – Восточно – Европейская с Валдайской и Среднерусской, Западно – Сибирская, Среднесибирское плоск., Прикаспийская низм.

9. Рельеф дна Мирового океана

(объяснительное чтение с элементами беседы).

§ 22

Срединно – Атлантический хребет, Марианский жёлоб.

10. Урок обобщения и контроля знаний

Номен -клатура

1. Прак. работа   № 8 - описание гор и равнин по плану. Определение географического положения и высоты гор и равнин.

5. Гидросфера – 13ч.

1. Гидросфера. Свойства воды и её состав. Мировой круговорот воды в природе (изучение нового материала).

§ 23

Моря –  

Средиземное, Красное,   Чёрное, Мраморное, Японское Карибское, Каспийское, Аральское, Охотское, Восточно – Сибирское, Берингово, Баренцево, Карское, море Лаптевых, Чукотское.

Заливы –  

Гвинейский, Бискайский, Бенгальский, Персидский, Мексиканский, Финский.

Проливы –  

Гибралтарский, Дрейка, Малаккский, Берингов, Карские ворота.

Острова

Гренландия, Новая Гвинея, Японские, Мадагаскар, Большой Барьерный риф, Гавайские, Сахалин, Курильские.

Полуострова

 Лабрадор, Балканский, Скандинавский, Апеннинский, Сомали, Аравийский, Индостан, Камчатка, Крымский.

2.Мировой океан и его части (комб.).

§ 24

3. Свойства океанической воды: солёность, температура

(комб. урок с элемен - тами объяснительного чтения).

§ 25

Сам. работа – определение по карте расстояний от своего населённого пункта до ближайшего моря (приблизительно).

4. Движение вод Мирового океана. Волны в  океане (комб.).

§ 26

Третья  четверть – 21 час

5.Океанические течения (урок изучения нового материала).

§ 27

Тёплые –

Гольфстрим с Северо – Атлантическим,  Северо – Тихоокеанское,  Куросио.

Холодные –

 Лабрадорское, Перуанское, течение Западных ветров.

6.Изучение Мирового океана (комб.).

§ 28

Прак. работа  № 9 – характеристика моря или океана по плану.

7. Воды суши. Подземные воды (урок изучения нового материала с элемента -ми объяснительного чтения).

§ 29

8.  Поверхностные воды. Реки (комб.).

§ 30

Реки - Волга с Окой и Камой, Днепр, Дон, Нева, Обь с Иртышем, Енисей с Ангарой, Амур, Лена, Амазонка, Нил, Миссисипи и Миссури, Конго ( Заир), Янцзы, Хуанхэ, Ганг, Меконг, Инд, Тигр и Евфрат, Дунай, Рейн, Нигер. Муррей.

Водопады – Анхель,  Виктория, Игуасу, Ниагара.

9. Особенности рек. Характер их течения и питания. Режим рек (комб.).

§ 30

10. Озёра (комб.).

§ 31

Каспийское, Байкал, Танганьика, Виктория, Ладожское, Онежское, Аральское, Великие Американские озёра – Верхнее, Мичиган,  Гурон, Эри, Онтарио.

11. Ледники (комб.).

§ 32

Ледники-

 Антарктиды, Гренландии, Гималаев, Кавказа, Кордильер Аляски,  Новой Земли.

12. Искусственные водоёмы  (комб.).

§ 33

Водохранилища

Братское, Волгоградское, Саратовс- кое, Рыбинское.

Каналы –

 им. Москвы, Волго – Донской, Беломоро– Балтийский,

 Волго – Балтийский.

13. Охрана вод от заг -рязнения  и нерацио -нального использова -ния человеком (комб.).

§ 34

Прак. работа  № 10 – характеристика реки или озера по плану.

6. Атмосфера – 12 ч.

1. Атмосфера. Значе -ние, строение и исследование атмос -феры (урок изучения нового материала).

§ 35

Прак. работа  № 11 – наблюдение за погодой в течение месяца и обработка собранного материала  (вычисление средних температур, построение графиков, оформление диаграмм, описание погоды за день и месяц).

2.Свойства воздуха. Температура и её суточный ход изменений  (комб.).

§ 36

3. Изменение температуры в течение месяца и года (урок – практикум).

§ 37

Прак. работа  №  12 – вычисление средних годовых  t ˚ и вычерчивание годового графика хода t ˚ для разных городов на Земле..

4.Атмосферное давление (урок изучения нового материала).

§ 38

5.Ветер. Роза ветров (беседа).

§ 39

6. Водяной пар в атмосфере. Облака (комб.).

§40

7. Атмосферные осадки (комб.).

§ 41

8.Погода, причины её изменчивости и проб - лемы с предсказанием  (комб.).

§ 42

Пр. работа  № 13 – обработка метео- рологических данных за период наблюдений

9.Климат (комб.).

§ 43

10. Распределение солнечного света и тепла по поверхности земного шара (комб.).

§ 44

11. Причины, влияющие на климат (комб.).

§ 45

12.Обобщающее повторение по теме

 « Атмосфера».

Номенклатура

Четвёртая четверть - 16 часов.

7. Биосфера – 4ч.

1. Разнообразие  и распространение организмов на Земле (комб.).

§46

2. Природные зоны мира  (комб.).

§ 47

3. Организмы Миро - вого океана  (комб.).

§ 48

4. Воздействие организмов на земные оболочки  (комб.).

§ 49

8. Географи- ческая оболочка - 3ч.

1. Природные компо -ненты и  природные комплексы  (комб.).

§ 50

22 апреля – день Земли

2. Географическая обо- лочка – самый круп- ный природный комп - лекс Земли (комб.).

§ 50

3. Воздействие челове- ка на географическую оболочку. Ноосфера  (комб.).

§ 50, 54

                                                  Раздел 3.  Население Земли –5ч.

9. Человечест-

во на Земле – 5ч.

1. Численность населения Земли (комб.).

§ 52

2. Человечество – единый биологический вид. Расы (комб.).

§51

3. Равенство рас. Многообразие народов  мира (комб.)

§ 51

4.Расселение людей по планете. Основные типы населённых пунктов  (комб.).

§53

Города России –

Москва, Санкт – Петербург, Мурманск, Нижний Новгород, Казань, Ростов - на -  Дону, Екатеринбург, Новосибирск, Иркутск, Хабаровск, Владивосток, Боржоми, Пятигорск, Ессентуки, Кисловодск.

Города мира –

Лондон, Париж, Берлин, Рим, Киев, Минск, Вашингтон,  Нью–Йорк, Токио, Мехико,  Кейптаун, Бомбей  (Мумбаи), Дели, Сидней, Рио – де – Жанейро.

5. Политическая карта мира  (комб.).

§54

 Пр. работа  № 14 – обозначение на к/к крупнейших государств мира  и их столиц.

10 крупнейших стран мира по площади, населению и уровню экономического развития. Их столицы.

                                                 

                                         Раздел 4. Влияние природы на человека – 4часа.

10. Влияние природы на жизнь и здоровье человека  – 4ч.

1. Степень комфортности проживания человека  на планете Земля (комб.).

§ 55

Сам. работа – комплексное описание природы своего населённого пункта по типовому плану.

2. Стихийные природ ные  явления (комб.).

§ 55

3.  Весенняя экскурсия  по изучению природ- ных комплексов.

Отчёт

1. Знание норм поведения в природе – в лесу, на реке, на озере, на лугу.

2. Охрана природы.

3. Техника безопасности.

4. Заключительный урок по «Начальному  курсу географии» (урок обобщения знаний).

.

Обсудить  учебный план  7 класса.

Консультация по приобретению учебников, атласов,  контурных карт и тетрадей к новому учебному году.



Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение


«Средняя общеобразовательная школа №6» г. Мурома


Общая тема,

количество часов

Тема урока,

тип его проведения и сроки

Дом.

работа

Ключевые моменты деятельности

преподавателя

учащихся

Первая четверть – 17 часов.

1. Введение - 3 ч.

1.Что изучает география?

География  как наука

( урок изучения нового материала).

§1 – вопросы в конце  §.

Опережающие задание  к уроку 2.

1.Познакомить учащихся с новым  учебным предметом. Определить  цели и задачи географии. Вызвать интерес к предмету.

2. Раскрыть многообразие природы, населения и основных видов

деятельности человека.

3. Рассказать об особенностях  работы с текстом учебника.

4. Познакомить учащихся с требованиями  учителя  к уроку,  к ведению тетради и контурным картам (к\ к).

5.  Знакомство  учащихся с критериями оценок.

6. Разъяснение содержания и выполнения домашнего задания (на каждом уроке).

7. Прак. работа  № 1 – организация наблюдений за природой (фенологические наблюдения) или за погодой (метеорологические наблюдения).

1. Усвоение географических терминов (УГТ) – география, прогноз, фенологические наблюдения, метеорологические наблюдения.  

2.  Составить  схему подразделений   геогр. науки.

3. Познакомиться  с особенностями наблюдения за природой,  с нормами  природоохранного поведения и  

 и техникой безопасности в природе. Научиться заполнять дневник наблюдений.

4. Подготовка трафарета для прак. работы № 1 – наблюдение за природой  (фенологические наблюдения) или за погодой (метеорологические наблюдения). Познакомиться с ориентированием  по Солнцу.

5. 22 апреля – день Земли.

6. Запомнить особенности работы с текстом учебника.

2. Важнейшие географические  открытия в истории изучения Земли (урок объяснительного чтения).  

§ 2 к/к

творч. работа - упр.2   к  §.

1. Рассмотреть,  как с течением времени изменялись представления людей о форме Земли  и её природе.

2. Развивать умение работать с текстом учебника и  картами атласа.

3. Прак  работа  № 2 обозначение на к/к маршрутов Х.Колумба, Ф. Магел- лана, Ф. Беллинзгаузена  и М. Лаза- рева.

1.УГТ – Старый Свет, Новый Свет, пряные растения.

2. Сам. работа – составление по тексту учебника таблицы  « Важнейшие геогр. открытия». Выделить  

 4 части - ФИО путешественника, время экспедиции, район исследования, значение.

3. Выполнение  прак. работы  № 2 -  обозначение на к/к  маршрутов Х.Колумба, Ф. Магеллана,

Ф. Беллинзгаузена  и М. Лазарева.

4. Закрепление требований к оформлению к/к.

3. Земля – планета Солнечной системы

( урок – беседа).

§ 3 вопросы в конце

 §.

1.Сформировать представление о размерах Земли, о  Земле как части Солнечной системы

2. Геогр. диктант на знание материков и океанов.

3. Анализ рис. 3  с. 7 и рис. 4 с. 8

1. УГТ – нулевой меридиан, северный и южный полюса.

2. Знакомство с глобусом –  

 моделью Земли.

3. Доказать шарообразность  Земли.

4. Доказать что Луна –  естественный спутник Земли.

Раздел 1. Виды изображений поверхности Земли – 14 ч.

2. План местности – 7ч.

1. Понятие о  плане местности. Условные знаки (урок – практикум).

§ 4 вопросы в конце  §.

1.Познакомить учащихся со способами изображения земной поверхности

2. Создать представление о плане местности и условных топографических знаках.

3.  Подчеркнуть важность умения  читать план местности с помощью топографических знаков.

4. Организация самост.  работы с топ. знаками в тетради.

1. УГТ – план местности, условные топографические знаки.

2. Изобразить в тетради  топ. знаки на  оценку -  « 5» - 25 знаков

                 « 4» - 20 знаков.

                 « 3» - 15 знаков.

Размеры прямоугольников 3 на 5 клеток.

3. Усвоить умение  определять объекты местности на плане и сформировать приёмы  работы по использованию условных знаков.

4. Определение расстояний и направлений на плане.

2. Масштаб плана. Виды масштабов

 ( комб.).

§5 с. 14

упр. 3 - 4

1. Закрепить знания учащихся о масштабе и его видах.

2. Научить детей пользоваться масштабом, переводить именованный в численный и обратно.

3. Сформировать приёмы определения  расстояний  на плане  с помощью масштаба.

1.УГТ – масштаб и его виды: именованный, численный, линейный.

2. Сам. работа на определение расстояний с помощью масштаба.

3. Научиться переводить именованный масштаб в численный

 и обратно.

4. Топографический диктант

по предложенному тексту.

3.Стороны горизонта. Ориентирование. Азимут (урок - практикум).

§6 вопросы в конце

 §.

1. Закрепить  представление  учащихся о сторонах горизонта, познакомить их с  ориентированием  и азимутом.

2. Развивать пространственное представление учащихся.

3.  Знакомство с устройством и принципом работы компаса.

4.  Прак. работа  № 3-

ориентирование по сторонам горизонта. Работа с компасом.

1.УГТ – ориентирование, азимут,  линия горизонта, стороны горизонта.

2.  Прак. работа  № 3 -  определение сторон  горизонта. Научиться пользоваться  компасом. Определять стороны горизонта по  Солнцу.

3.  В тетради отметить 8 основных  направлений сторон горизонта.  

4.  Научиться определять  азимут по компасу и с помощью транспортира на плане местности.

4. Изображение на плане форм земной поверхности

( комб.).

§7.

1. Научить понимать  способы  изображения рельефа земной поверхности с помощью горизонталей.

2.Дать первоначальные сведения об относительной и абсолютной высоте.

3. Научить определять абсолютную высоту на географической карте и плане местности.

1.УГТ - рельеф, абсолютная   и относительная высота, нивелир, горизонталь, бергштрих.

2. Определение относительной высоты предметов в классе и за окном.

3. Сам. работа  по  определению абсолютной высоты на географической карте.

 

5.  Построение профиля холма по горизонталям

 ( урок – практикум).

§7.

Геогр. термины.

1. Формирование приёмов узнавания холма и котловины на плане. Определение крутых и пологих склонов.

 2. Научить строить профиль холма и впадины и измерять крутизну склонов

1. УГТ – профиль, шкала заложений.

2. Выработка навыков при работе с  рисунками профилей местности.

3. Научиться строить  профиль холма и измерять крутизну склонов.

6. Глазомерная съёмка местности

( урок – консультация).

§8.

1. Начать обучению приёмам   полярной съёмки местности.

2. Подготовить учащихся к работе на местности.

3. Закрепить умение проводить съёмку в кабинете.

1. УГТ – планшет,  виды глазомерных  съёмок – полярная., маршрутная, азимутальная.

2. Записать в тетради  основные  этапы работы  полярной съёмки местности.

3. Изображение на чертеже направлений и расстояний.

7. Составление простейшего  плана  местности (урок – практикум)

Выполнить работу до конца.

1. Закрепить умение  составлять схематический план небольшого участка местности.

2. Формирование приёмов работы: оформление планшета, ориентирование планшета, выбор масштаба, определение направления, расстояний, нанесение расстояний и объектов  в масштабе на план. Нанесение  объектов условными знаками на изображение.

3. Прак. работа  № 4- глазомерная съёмка небольшого участка местности  одним из способов.

1.  Отработка умения выполнять глазомерную  съёмку на местности.

2. Прак. работа  № 4 - составление простейшего  плана пришкольной территории. Формирование приёмов работы.

3. Закрепить навыки  ориентирования плана местности, нахождения

на нём точки своего положения, определение азимутов  на окружающие  объекты  и  определение расстояния до этих прендметов.  

 

3. Географи -  ческая карта – 7ч.

1. Форма и размеры Земли. Способы изображения  земной поверхности.

(урок изучения нового материала).

§ 9

1. Углубить и расширить знания учащихся  о форме и размерах Земли.

2. Дать представление о видах изображений земной поверхности на плоскости и шаровой сфере.

3. Проверка знаний учащихся географической терминологии по теме « План местности».

1. УГТ – шарообразная  форма поверхности Земли, глобус.

2.  Запомнить основные размеры Земли.

3. Сам. работа по определению  расстояний и направлений  на  глобусе и картах  различного  масштаба.

2.Географическая карта. Виды карт и их масштабы (комб.).

§10

1. Сформировать понятие о  географи- ческой  карте.

2. Показать неизбежность искажений на плоскости путём сравнения измерений расстояний на глобусе и карте.

3. Формировать умение пользоваться легендой карт.

1. УГТ – географическая  карта, легенда карт, виды географических карт.

2. Доказать, что  географическая карта – это модель земной поверхности с неизбежными  искажениями.

3.  Самостоятельная работа по  измерению протяжённости некоторых  географических объектов (гор, рек, равнин).

 

3.Градусная сеть  на глобусе и картах

 ( комб.).

§11

1. Сформировать представление о градусной сети карт, параллелях и меридианах  на глобусе и карте.

2. Формировать умение определять расстояние по карте и глобусу с помощью  градусной сети.

3. Научить определять стороны горизонта на глобусе и карте.

1. УГТ – меридианы, параллели, градусная сеть.

2. Сам. работа по определению  расстояний с помощью градусной сети.

3. Сам. работа по  определению  сторон горизонта на карте и глобусе.

4. Определение географических координат (изучение нового материала с элементами фронтального опроса).

§12 - 13

1. Выработать умение определять географические координаты на глобусе и карте полушарий.

1. УГТ – географическая широта, географическая  долгота,  географические координаты.

2. Сам. работа по  определению географических координат.

5.  Географические координаты

( комб.).

§ 12- 13

1. Развивать и закреплять умение в определении географических координат на карте полушарий.

2.  Прак  работа  № 5 – определение  географических  координат.

1. Выполнение программной прак. работы   № 5 по определению географических координат, направлений и расстояний на карте и  глобусе.

6. Изображение рельефа на физических картах

( урок изучения нового материала).

§ 14

1. Сформировать представление об особенностях  изображения  земной поверхности на глобусе и карте.

2. Определение абсолютных высот и глубин по шкале высот.

3. Прак  работа  № 6 -

 определение высот точек  и их координат на глобусе и картах.

1.УГТ – послойная окраска, отметки  высот, изобаты,  шкала высот и глубин.

2. Выполнение прак.  работы  № 6 - определение высот  точек  и их координат  на глобусе и картах по параллели одного материка.

3. Знакомство с другими способами изображения неровностей земной поверхности (послойная окраска, горизонтали, отметки высот).

7.  Значение планов местности и географических карт

 ( комб.).

§15

1. Сравнить способы изображения земной поверхности на плане и карте.  Установить отличия. Сделать выводы.

2. Подчеркнуть роль и значение плана и карты в жизни людей.

3. Продолжить обучению  приёмам ориентирования на картах и глобусах.

4. Систематизировать знания о крупномасштабном и мелкомасштабном изображении.

1.Систематизация знаний о крупномасштабном и мелкомасштабном  изображении  земной поверхности.

2. Заполнить таблицу  «Сравнение  плана и географической  карты».

3. Закрепить знания о роли карт в различных сферах деятельности человека.

4. Определение географических координат.

Раздел 2. Строение Земли. Земные оболочки – 42 ч.

Вторая четверть – 14 часов.

4. Литосфера – 10 ч.

1. Земля и её строение. Земные оболочки. Особенности земной коры (урок изучения нового материала).

§ 16

1. Закрепить знания о строении Земли. Познакомить учащихся с земными оболочками.

2. Дать представление о внутреннем строении Земли и способах его изучения.

3. Сформировать представление о типах земной коры – океанической и материковой.

4. Познакомить учащихся с профессиями геолога, сейсмолога, вулканолога, геофизика.

1. Усвоение географических терминов (УГТ) -  атмосфера, гидросфера,  биосфера, литосфера, мантия (астеносфера),  земная кора, ядро,  географическая оболочка.  

2. Анализ рис 23 с. 40.

3. Прочитать текст учебника  на с. 40  и выписать способы изучения земной коры.

4. Выполнение схематического рисунка «Внутренние оболочки Земли и их особенности».

2. Минералы  и горные породы, слагающие земную кору (комб.).

§ 17

1. Расширить и углубить знания  об образованиях земной коры – минералах и горных  породах.

2. Показать деление горных пород  и минералов на группы по  внешним признакам,  по происхождению, по другим свойствам.

3. Научить выполнять простейшие схемы.

4. Формировать интерес к геологии.

1. УГТ – магматические, осадочные и  метаморфические  образования земной коры, глубинные и излившиеся породы, драгоценные камни.

2. Работа с коллекциями горных пород и минералов с целью выработки умения различать их по происхождению и внешним признакам.

3. Заполнение таблицы « Горные породы и минералы» - с. 67 упр. 1.

4. Знать и уметь различать  горные породы и минералов

в  своей местности.

3. Подвижность литосферы и проявление движений астеносферы  в  земной коре. Землетрясения

( комб.).

§ 18

1. Дать представление  о постоянном  движении  в литосфере.

2. Познакомить с видами движения земной коры  в непрерывном её развитии.

3. Сформировать представление о землетрясениях, причинах их проявления, а также знание о медленных колебаниях земной коры.

4. Познакомить с правилами безопасности при землетрясениях.

5. Вооружить знаниями и навыками при работе с картой землетрясений.

1. УГТ – внутренние процессы Земли, землетрясения, эпицентр, очаг землетрясений, горизонтальные складки, грабен, горст,  сейсмограф, сейсмические пояса, астеносфера.

2. Выполнить схему залегания горных пород и минералов в земной коре  и основных  видов движений земной коры.

3. Доказать перемещение вещества в литосфере.

4. Прочитать фрагмент  текста « Землетрясения» и сформировать представление  о землетрясениях , причинах их проявления, а также  знаниями  о медленных колебаниях литосферы.

4. Вулканы (комб.).

§19

1. Сформировать представление о типах вулканов и  их строении.

2. Доказать, что вулканизм связан с поднятиями магмы из внутренних областей Земли на поверхность.

3. Показать роль вулканизма в геологической истории Земли.

4. Прак  работа  № 7 – обозначение на к/к районов землетрясений,  вулканов, гейзеров, равнин и  гор.

5. Закреплять умение в определении  географических координат.

 1. УГТ – вулканы,  кратер, жерло вулкана, очаг магмы, лава, действующие и  потухшие вулканы.

2. Прочитать текст учебника на с. 49  и рассказать о строении вулкана.

3. Начать выполнение прак. работы

 № 7 - вулканы.

4. Определить  по координатам и нанести  на к/к  вулканы.

5. Уметь показывать вулканы на карте, определяя их географическое положение и высоту.

6. Характеризовать явление вулканизма.

5. Горячие источники. Гейзеры (комб.).

§ 19

1. Сформировать представление  о горячих источниках и гейзерах, их строении, причинах проявления.

2. Прак  работа  № 7 – обозначение на к/к гейзеров.

3. Закреплять умение в определении  географических координат.

1. УГТ – горячие источники, гейзеры.

2. Прочитать текст учебника  на с. 51  и рассказать о гейзерах.

3. Продолжить выполнение прак. работы  № 7.

4. Определить  по координатам и нанести на к/к  районов  выброса горячих

вод.

6. Рельеф земной поверхности. Горы (комб.).

§ 20

1.Сформировать мировоззренческое представление о взаимодействии внутренних и внешних процессов, влияющих на создание рельефа.

2. Познакомить учащихся с горами как одной из форм современного рельефа. Познакомить со строением гор и характером залегания пород в горах.

3.Учить определять географическое положение гор и  географические координаты их вершин.

4. Прак  работа  № 7 – обозначение на к/к  гор.

1. УГТ – горы, горный хребет, горная долина, горная система, вершина, пик, грабен, горст, сброс.

2. Оформить  в тетради схемы различия гор по  высоте, по возрасту и по особенностям строения.

3. Описание географического положения гор по  плану учебника – с. 56 упр. 6 и определение координат вершин и их  высоты.

4. Выполнение  прак.  работы   № 7 –обозначение  гор на  к/к. Знать правила показа  гор на карте, с указанием их географического положения и высоты их вершин.

7. Равнины  (комб.).

§21

1. Познакомить учащихся с равнинными  формами   современного рельефа. Дать знания о характере залегания горных пород на равнинах.

2. Сформировать представление учащихся  о различии равнин по высоте и характеру поверхности. 3. Познакомить учащихся   с образованием и изменением равнин под действием внешних и внутренних сил Земли.

4. Развивать умение характеризовать географическое положение географических объектов (равнин).

5. Прак  работа  № 7 – обозначение на к/к равнин.

1. УГТ – равнины – это низменности, возвышенности, плоскогорья.

2. Уметь показывать  равнины на карте, определять их географическое

положение и абсолютные высоты.

 3. Описание географического положения равнин  по  плану учебника –  с.62 табл. 3.

4. Выполнение  прак.  работы  № 7 -  обозначение равнин на к/к.

8. Рельеф России и территории проживания учащихся (комб.).

Записи

1. Расширить и углубить знания о рельефе России.

2. Раскрыть особенности земной поверхности  территории проживания учащихся.

3.Объяснить причины разнообразия рельефа.

4. Обсудить мероприятия по охране земной поверхности.

1. Географический диктант  на знание терминов или номенклатуры.

2. Знать особенности залегания горных пород   своей местности и их использование в хозяйстве.

3. Работа в группах по составлению характеристики географического положения гор или равнин России.

4. Уметь показывать географические объекты на картах  родного края.

9. Рельеф дна Мирового океана  ( объяснительное чтение с элементами беседы.)

§ 22

1. Сформировать представление об особенностях  рельефа дна  Мирового океана.

2. Дать знания о способах измерения глубин в океане.

3. Объяснить с помощью шкалы глубин методику определения  толщины слоя воды океанов и морей на карте.

1. УГТ – шельф, атолл, риф, матери -ковый склон,  ложе океана,  средин- ный  океанический хребет, жёлоб,  эхолот,  впадина,  шкала глубин.

2. Знать способы изображения глубин на  физических  картах.

3. Определить координаты Марианской впадины.

10. Урок обобщения и контроля знаний

Номенклатура

1. Систематизация и проверка знаний по теме «Литосфера».

2. Закрепить умение  определять координаты и показывать объекты на карте.

3.  Прак.  работа  № 8 - описание гор и равнин по плану.

1. Проверка знаний географических терминов и номенклатуры.

2. Умение  применять приёмы учебной  деятельности при характеристике географических объектов.

3.  Выполнение прак  работы  № 8.

5. Гидросфера – 13 ч.

1. Гидросфера.  Свойства воды и её состав. Мировой круговорот воды в природе  (изучение нового материала).

§ 23

1. Сформировать представление о гидросфере, её составе.

2. Показать роль воды для жизни на Земле. Дать представление о свойствах  воды.

3. Рассмотреть  взаимосвязи и взаимо- действие атмосферы, литосферы и гидросферы.

4. Подчеркнуть роль Мирового круговорота воды в природе.

1. УГТ – Мировой круговорот воды в природе.

2. Упр. 2 с. 104.

3. Обозначение водных объектов на картах.

4. Напишите рассказ о путешествии капельки воды, испарившейся с поверхности океана.

2.Мировой океан и его части (комб.).

§ 24

1. Дать представление о Мировом океане, его частях, единстве  водного пространства..

2. Развивать умение работать с географическими картами  - правильно показывать границы океанов и морей, острова и полуострова, заливы и проливы.

3. Определять географическое положение объектов.

1. УГТ  - океан,  море,  залив, пролив, остров, полуостров, архипелаг, моря внутренние  и окраинные.

2. На к/к полушарий подписать все  географические объекты, указанные в параграфе.

3. Выполнить схему  « Виды  островов по происхождению».

4. Определение географического положения океанов, морей.  Рассчитать  расстояние до  морей и  океанов, ближайших  к нашей местности  

3. Свойства океаничес -кой воды: солёность, температура, прозрач- ность (комб. урок с элементами объяснительного чтения.).

§ 25

1. Познакомить учащихся со свойствами океанической воды – солёностью, температурой и постоянным движением.

2. Показать причины изменения солёности и температуры воды в океанах и морях.

3. Развивать умение работать с картами и таблицами (солёности морей).

1. УГТ -  солёность, промилле.

2. Выполнить схему «Свойства вод Мирового океана».

3. На к/к океанов отметить средние показатели  солёности и температур поверхностных вод экваториальных, тропических и полярных областей.

4. Движение вод Мирового океана. Волны в  океане  ( комб.).

§ 26

1. Сформировать представление о перемещении воды в океанах – вертикальном  и горизонтальном.  

2. Объяснить причины постоянного  горизонтального перемещения  воды в океане с образованием ветровых волн, приливов и отливов, цунами.

3. Обсудить  перспективы использования энергии ветровых волн, энергии цунами,  приливов и отливов.

1. УГТ – элементы волны – высота,  длина; сила удара волны, подошва, гребень;  ветровые волны,  цунами, зыбь, прибой, приливы, отливы.

2. Составить в тетради схему   « Движение вод Мирового океана».

Третья  четверть – 21 час

5. Океанические течения (урок изучения нового материала).

§ 27

1. Сформировать представления о тёплых и холодных  океанических течениях.

2. Обсудить причины горизонтального перемещения океанических вод.

3. Закрепить навыки работы с географическими и контурными картами.

1. Усвоение географических терминов (УГТ)  –  холодные и тёплые  течения.

2. По тексту учебника составить схему « Океанические течения».

3. На к/к нанести все перечисленные в параграфе течения  (тёплые – красной стрелкой, холодные – синей).

6.Изучение Мирового океана (комб.).

§ 28

1. Познакомить учащихся со способами изучения глубин Мирового океана и его поверхностных вод.

2. Развивать умения работать с учебником и дополнительной литературой при оценке богатств океанов Земли.

3. Прак. работа  № 9 – характеристика моря или океана по плану.

1. УГТ – акваланг, батискаф, научно –  исследовательские суда, полярные станции.

2. Выполнение прак. работы  № 9, подчеркнув необходимость охраны природы океана.

3. Объяснить роль богатств Мирового океана в решении продовольственной проблемы в мире.

4. Подготовка материала о Жаке Ив  Кусто,   батискафе  «Триест»,  исследовательских кораблях России

7. Воды суши. Подземные воды

 ( урок изучения нового материала с элементами объяснительного чтения).

§ 29

1. Рассмотреть особенности происхождения подземных вод и их использование человеком.

2. Научить определять на плане местности выходы подземных вод, повторить условные обозначения родников, колодцев.

3. Показать опыты по просачиванию воды через речной песок и глину.

1. УГТ – подземные воды - грунтовые, межпластовые, минеральные;  слои -

 водоносные  и  водопроницаемые, водоупорные; пещеры.

2. Прочитав часть 1 § 29 выделить три условия образования подземных вод. Записать результат работы в тетрадь.

3. На к/к показать районы выхода минеральных вод в России на примере Северного Кавказа..

8. Поверхностные воды. Реки  (комб.).

§ 30

1. Рассмотреть общую характеристику поверхностных вод.

2. Изучить элементы реки и её речной системы.

3. Развивать умение составлять характеристику географического объекта на примере ближайшей реки.

4. Научить учащихся правильно показывать реки на картах, точно определяя направление их течения по карте.

1. УГТ – элементы

 реки – исток, устье, правый берег, левый берег, приток; русло, пойма, речная долина, водораздел, бассейн, речная  система, горные и равнинные реки, характер течения, водопад.

2. Начертить в тетради схему речной системы с указанием элементов реки.

3. На к/к отметить  крупнейшие реки мира и России.

4. Объяснить взаимосвязь между рельефом, горными породами и текучими водами на краеведческом материале.

5. Уметь правильно показывать реки на карте.

9. Особенности рек. Характер их течения и питания. Режим рек (комб.).

§ 30

1. Сформировать представление о характере течения водного потока и  его скорости.

2. Познакомить учащихся с типами питания и режима рек.

3. Научить находить речные системы на картах мира и России.

4. Развивать умения составлять характеристику реки по типовому плану.

1. УГТ – режим реки, половодье, паводок,

2. Выполнить  упр. 8 с. 95 по описанию реки. Раскрыть взаимосвязь между рельефом, горными породами,  климатом и речным потоком ( устно).

3. Подготовить материал об  интересных озёрах  планеты или  России.

10. Озёра (комб.).

§ 31

1. Рассказать об особенностях  озёр, происхождении  их озёрных котловин.

2. Развивать умение работать с географической картой  и определять географическое положение озёр и водохранилищ.

3. Научить учащихся правильно показывать озёра на картах.

4. Учить выступать перед аудиторией.

1. УГТ – озёра, озёрная котловина,  карст, сточные и  бессточные озёра, старицы, бессточный район.

2. В тетради нарисовать схемы озер так, чтобы одно было сточным и пресным, а  другое -  бессточным и солёным.

3. Подписать  на к/к  озёра, указанные в тексте параграфа.

4. Творческое задание. Подготовить материал об озёрах –  Байкале, Ладожском, Святом, Кривом и т.д.

11. Ледники (комб.).

§ 32

1. Рассказать о причинах образования ледников и их значении.

2. Познакомить учащихся с различными типами ледников.

3. Закрепить навыки самостоятельной работы с дополнительной  литературой и навыки коллективной работы.

1. УГТ – покровные и   горные ледники, морена, снеговая  линия, айсберг, фирн, гляциология.

2. Составить схему  различных типов ледников.

3. Составить проект  будущего  использования ледников.

4. Подготовить материал об  айсберге, потопившем Титаник.

12. Искусственные водоёмы (комб.).

§ 33

1. Сформировать представления об искусственных водоёмах: каналах, водохранилищах и прудах.

2. Показать значение искусственных водоёмов для жизни и хозяйственной деятельности человека.

3. Формировать чувство ответственности за изменение природы и последствий вмешательства деятельности человека в природу.

1. УГТ –  судоходный канал, оросительный канал, водохранилище, пруд.

2. На к/к  отметить крупнейшие водохранилища  и  каналы мира, а также  России.

3. Описание  искусственного  водоёма расположенного в родном крае. Экологические проблемы водоёма  и  мероприятия  по его охране.

13. Охрана вод от загряз- нения  и  нерациональ- ного использования  человеком (комб.).

§ 34

1. Сформировать знания  о роли воды в природе,  о загрязнении гидросферы, об источниках и последствиях загрязнения.

2. Познакомить учащихся  с потреблением   воды и  способах её  очистки.

3. Формировать приёмы описания географических объектов.

Прак. работа  № 10 – характеристика реки или озера по плану.

1. Краткая запись в тетради об источниках загрязнения воды. Сделать вывод о  последствиях загрязнения гидросферы.

2. Примеры о состоянии вод в нашей местности, а также  о необходимости  их охраны. Примеры экологических катастроф.

3. Выполнение прак. работы № 10 –характеристика реки или озера по плану.

6. Атмосфера – 12 ч.

1. Атмосфера. Значение, строение и исследование атмосферы (урок изучения  нового материала).

§ 35

1. Расширить и углубить знания  об атмосфере.

2. Познакомить со способами и средствами изучения атмосферы. Знакомство с профессией метеоролога.

3. Развивать умение работать с учебником.

 4. Закрепить навыки исследователь- ской работы при наблюдении за погодой и фиксировании данных.

5. Прак. работа  № 11 – наблюдение за погодой в течение месяца. Обработка собранных материалов.

1. УГТ – атмосфера, тропосфера, стратосфера, мезосфера, озоновый слой, ионосфера, термосфера, верхние слои атмосферы, метеорологическая станция, метеорологическая будка.

2. В тетради зафиксировать  4 момента, раскрывающих  значение атмосферы.

3.  В тетради выполнить схематичный рисунок «Строение атмосферы».

4. Подготовка календаря погоды для выполнения прак. работы  № 11 – наблюдение  за погодой в течение месяца.

5. Выработка навыков  сохранения чистоты атмосферного воздуха в  нашем округе.

6. Научиться наблюдать за погодой и фиксировать  данные.

2.Свойства воздуха. Температура и её суточный ход изменений  (комб.).

§ 36

1. Расширить и углубить знания об основных свойствах воздуха.

2. Доказать, что основным источником тепла на Земле является Солнце.

3. Научить определять среднесуточную  температуру воздуха и  амплитуду колебаний.

4. Научить приёму построения  графика хода суточных температур.

5. Закрепить умение определять температуру по термометру.

1. УГТ – термометр,  амплитуда колебаний, максимальные, минимальные и среднесуточные температуры.

2. Краткая запись в тетради основных свойств воздуха.

3. Вычисление  максимальных, минимальных и среднесуточных температур  воздуха,  определение

амплитуды колебаний.

4. Построить график хода суточных температур для  своего населённого пункта и уметь читать эти графики.

3. Изменение темпера- туры  в течение месяца и года  (урок – практикум).

§ 37

1. Объяснить закономерности  зависимости  годового хода  температур  от высоты Солнца над  горизонтом.

2. Научить определять средние  t˚ по месяцам и   среднегодовые  t˚  воздуха. Их максимальные и минимальные показатели,    годовую  амплитуду колебаний,  строить графики  хода   температур.

3. Познакомить учащихся  со средними  годовыми t˚  своего населённого пункта.

4.  Прак. работа  № 12 – вычисление средних годовых   t˚ и вычерчивание  графика годового хода  t˚ для различных  городов на Земле.

1. УГТ – средние  годовые   температуры, амплитуда годового хода   t˚.

2.Прак. работа  № 12 -  вычисление  максимальных, минимальных и  среднегодовых температур  воздуха,  определение амплитуды колебаний.  Вычерчивание  графика годового  хода t˚.

4. Атмосферное давление (урок изучения нового материала).

§ 38

1.Углубить знания о свойствах воздуха: его весе, расширении при нагревании и сжатии при охлаждении.

2. Сформировать представление об атмосферном давлении и его изменении с высотой.

3. Ознакомить учащихся с приборами для измерения давления.

4. Научить определять атмосферное давление.

1. УГТ –  нормальное, повышенное и пониженное  атмосферное давление, барометр – анероид, барограф.

2. Уметь определять по барометру – анероиду атмосферное давление.

3. Решение задач на определение атмосферного давления и  абсолютных

высот в зависимости от давления.

5. Ветер. Роза ветров (беседа.).

§ 39

1. Расширить и углубить знания  о ветре и  причинах его возникновения.

2. Объяснить зависимость скорости и силы ветра от разности атмосферного давления.

3.  Научить определять силу ветра, скорость и  направление.

4. Объяснить особенности построения розы ветров.

1. УГТ –  ветер, флюгер, анемометр, бриз,  муссон, роза ветров.

2. Выписать виды ветров.

3. Построение розы ветров в тетради на основе краеведческого материала.

6. Водяной пар в атмосфере. Облака (комб.).

§40

1. Установить причинно – следственные связи между количеством водяного пара в воздухе и  t˚ воздуха, а также подстилающей поверхностью.  

2. Сформировать представление об относительной и абсолютной влажности воздуха.

3. Углубить знания об образовании облаков, тумана и росы.

4.  Научить определять относительную влажность воздуха и визуально степень облачности.

1. УГТ –  гигрометр, относительная и абсолютная влажность, насыщенный и ненасыщенный воздух.

2. Начертить два квадрата с указанием в них  температуры и влажности. Отметить степень насыщенности воздуха водяными парами.

3. Выполнить схему  трёх основных видов облаков.

4. Построить диаграмму облачности  с

 Использованием краеведческого материала.

7. Атмосферные осадки (комб.).

§ 41

1. Расширить и углубить знания об основных  видах атмосферных осадков.

2. Познакомить учащихся с методикой определения количества осадков выпавших за сутки, за месяц, за год. Объяснить, как определяется толщина снежного покрова с помощью снегомерной линейки.

3.  Научить читать диаграмму  выпавших осадков.

1. УГТ – атмосферные осадки, осадкомер,  диаграмма количества осадков, снегомерная рейка.

2. Составить в тетради схему  «Виды атмосферных осадков» по их состоянию и типу образования.

3. Используя краеведческий материал  построить круговую диаграмму осадков за месяц  и годовую столбчатую диаграмму  выпавших осадков по месяцам.

8. Погода, причины её изменчивости и проб -лемы с предсказанием  (комб.).

§ 42

1. Сформировать представление о погоде,  её типах и  причинах изменчивости.

2. Обучать приёму описания погоды за сутки, месяц и год. Закрепить умение анализировать календарь погоды.

3. Познакомить учащихся  с народными приметами, связанными с предсказанием погоды. Рассказать о необходимости наблюдения за погодой.

 4. Прак. работа  № 13 – обработка метеорологических данных за период наблюдений

1. УГТ – погода, воздушные массы, прогноз.

2. Составить описание  погоды за день, используя  свой календарь погоды.

3. Заполнение таблицы « Народные приметы ясной и пасмурной погоды».

4. Выполнение прак. работы  № 13 - обработка метеорологических данных за период наблюдений. Описание погоды за сутки и  месяц. Прогноз погоды.

9. Климат (комб.).

§ 43

1. Сформировать представление о климате.

2. Показать влияние климата на природу,  жизнь и деятельность человека.

3. Сделать вывод о зависимости климата от географической широты.

4. Дать сведения о фенологических сроках наступления времён года в нашей местности.

1. УГТ – климат, угол  падения солнечных лучей.

2. Подготовить  сообщения  в группах о  влиянии климата на жизнь и деятельность людей  в районах  Крайнего  Севера,  в пустыне Сахаре,  в зоне смешанных  лесов и  степях.

3. Составить характеристику  климата своей местности – с. 131 упр. 2

10. Распределение солнечного света и тепла  по поверхности земного шара  (комб.).

§ 44

1. Сформировать представление о распределении солнечного света и тепла на Земле.

2. Объяснить причины неравномерного нагрева земной поверхности.

3. Углубить первоначальные знания о тепловых астрономических поясах Земли.

4. Раскрыть причины, вызывающие смену времён года в нашей местности.

1. УГТ – теллурий, тропики, полярные круги, пояса освещённости, тепловые  пояса.

2.  На  к/к  выделить красным цветом – тропики, синим – полярные круги.  Закрасить тепловые пояса: тропический – красным, умеренный – жёлтым, полярные – зелёным. Определить положение своей местности в поясах солнечного освещения.

3. Доказать взаимозависимость изменения высоты Солнца над горизонтом и изменения температуры по временам года.

4. Показывать  тепловые пояса  на глобусе и географической карте.

11. Причины, влияющие на климат (комб.).

§ 45

1. Систематизировать знания учащихся об элементах погоды в течение  определённого времени года.

2. Сформировать представление о  пяти причинах, влияющих на  климат.

3. Закрепить понятие  «климатообразующие факторы», охарактеризовать их.

4. Сформировать знания о континентальном и морском климате.

1. УГТ – фактор, климатообразующие факторы, морской климат, муссонный, континентальный климат.

2. Записать в тетради  5 климато -образующих факторов.

3. Заполнить таблицу « Влияние климатообразующих факторов на климат нашей местности».

4. Описание климата своей местности по плану – с. 141 упр. 5. Показать взаимосвязь элементов погоды.

Четвёртая четверть – 16 часов.

7. Биосфера – 4ч.

1. Разнообразие  и распространение организмов на Земле (комб.).

§46

1. Закрепить знания учащихся о разнообразии организмов на Земле.

2. Выявить причины неравномерного распределения организмов по планете.

3. Доказать наличие связи между растительным и животным миром в биосфере.

1. Усвоение  географических терминов (УГТ) – биосфера, широтная зональность, высотная поясность.

2. Заполнить схему  «Биосфера» в тетради.

3. Подготовить сообщение  об основоположнике учения  о биосфере В.И. Вернадском.

2. Природные зоны мира (комб.).

§ 47

1. Углубить знания о разнообразии природных зон на Земле.

2. Объяснить причины приспособления растений и животных к условиям обитания в различных  природных зонах.

3. Познакомить учащихся с картой природных зон мира и проанализировать её.

1. УГТ – природная зона, влажные экваториальные леса, саванны, пустыни, степи, тайга, смешанные леса.

2. Характеристика  природных зон и заполнение таблицы – работа в группах.

3. Знание типового плана характеристики природной зоны.

3. Организмы Мирового океана (комб.).

§ 48

1. Сформировать представление о распространении живых организмов в водах  Мирового  океана.

2. Объяснить причины разнообразия организмов Мирового океана  и условия жизни в водной среде с учётом глубин, свойств водных масс и особенностей океанического дна.

3. Познакомиться с некоторыми обитателями Мирового океана.

4.. Развивать навыки самостоятельной работы с учебником и дополнительной литературой.

1. УГТ - планктон, нектон,  бентос.

2. Выписать в тетрадь представителей трёх основных групп живых организмов, обитающих в  морях – планктона, бентос, нектона.

3. Подготовить сообщение об обитателях моря.

4.  22 апреля – день Земли.

4. Воздействие организ - мов на земные оболочки (комб.).

§ 49

1.Углубить знания  о взаимосвязях оболочек Земли.

 2. Сформировать представление о воз- действие организмов на земные оболочки – на  атмосферу, гидросферу и  литосферу.

3. Объяснить особенности  появления  нового образования  - «почв» -  в результате взаимодействия земных оболочек.

4. Углубить знания об истории образовании почв и их свойствах.

1. УГТ  - почва, плодородие, гумус, компоненты природы.

2. В тетради составить простейшую схему состава почв, указав влияние на её литосферы, биосферы, гидросферы и атмосферы.

3. Подготовить материал об основоположнике почвоведения В.В.Докучаеве.

8.Географичес- кая оболочка – 3ч.

1. Природные компоненты и  природные комплексы (комб.).

§ 50

1. Сформировать мировоззренческую идею о  целостности взаимодействующих сфер Земли.

2. Доказать изменчивость природных комплексов в густонаселённых районах мира.

3. Познакомить учащихся с природными комплексами территории своего проживания.

1. УГТ – природный компонент, природный комплекс.

2. Научить учащихся характеризовать компоненты природы своей местности.

3. Доказать, используя приём схем,  взаимосвязь природных компонентов в  любом природном комплексе нашей местности.

2. Географическая оболочка – самый крупный природный комплекс Земли (комб.).

§ 50

1. Сформировать элементарное понятие о географической оболочке как сфере жизни и деятельности человека.

2. Доказать, что географическая оболочка – это самый крупный  природный комплекс Земли.

3. Познакомить учащихся с отдельными  закономерностями географической оболочки.

1. УГТ – географическая  оболочка

2. Нарисовать в тетради элементарную схему географической оболочки.

3. Воздействие человека на географическую оболочку. Ноосфера (комб.).

§50,       54

1. Раскрыть роль природы в жизни и деятельности человека.

2. Дать сведения об  естественных и антропогенных участках местности.

3. Привести примеры положительного и отрицательного воздействия человека на окружающую среду и географическую оболочку в целом.

4. Формировать экологическую культуру школьников.

1. УГТ – окружающая среда, ноосфера,  природные условия, естественные и антропогенные участки местности.

2. Оценить влияние природных условий местности проживания школьников на  жизнь и деятельность человека.

3. Научиться характеризовать компоненты природы своей местности, выявлять взаимосвязи между ними.

4. Знать законы охраны природы.

Раздел 3.  Население Земли – 5ч.

9. Человечест -во на Земле – 5ч.

1. Численность населения Земли (комб.).

§ 52

1. Обобщить данные о численности населения Земли  и причинах её изменения.

2.  Дать знания о крупнейших народах мира.

3.  Познакомить учащихся с численностью населения  родного края.

1. УГТ – 6,5 млрд. людей, миграция.

2. В тетради выписать самые крупные народы мира и самые многонаселённые государства мира.

2. Человечество – единый биологический вид. Расы (комб.).

§51

1. Сформировать представление о расах, их внешних различиях.

2. Показать влияние природных условий на особенности формирования рас.

 

1. УГТ – раса, европеоид,  негроид, монголоид.

2. Нарисовать схему « Основные человеческие  расы» или заполнить таблицу, из 3 частей:

а) раса

б) внешние признаки  людей данной группы;

в) территория  проживания

3. Равенство рас. Многообразие народов мира (комб.).

§ 51

1.  Доказать биологическое единство всех людей Земли. Объяснить причины возникновения различных  рас.

2. Рассказать о значении исследований Н.Н. Миклухи – Маклая  для доказательства равенства рас.

3. По материалам периодической печати рассказать о дискриминации цветного населения и  доказать равенство рас как пример высокого гуманизма.

1. УГТ – толерантность, гуманизм, дискриминация, цветное население, лицо кавказской национальности.

2. По материалам периодической печати  доказать равенства рас как пример высшего гуманизма.

3. Привести примеры дискриминации цветного населения.

4.  Подготовить сообщения   о Н.Н. Миклухо – Маклае.

4. Расселение людей по планете. Основные типы населённых пунктов (комб.).

§53

1. Раскрыть причины неравномерного размещения населения по земному шару.

2. Познакомить учеников с картой плотности населения земного шара.

3. Углубить знания о способах изображения населённых пунктов на картах.

4. Охарактеризовать основные типы населённых пунктов и их отличия.

1. УГТ – средняя плотность населения, пуансон,  город – миллионер.

2. Составить характеристику своего населённого пункта  по плану – с. 160 упр. 2

3. На к/к  нанести крупнейшие города мира и России.

5. Политическая карта мира (комб.).

§54

1. Формирование  первичных представлений  о политической карте мира, о способах изображения  на ней государств и их столиц.

 2. Учить определять географическое положение  столиц и  стран мира.

3. Прак.  работа  № 14 – обозначение на к/к крупнейших государств мира  и их столиц.

1. УГТ –  географическое положение страны.

2. Знать и показывать на карте  крупнейшие страны мира и их столицы.

3. Выполнение  прак.  работы  № 14 – обозначение на к/к крупнейших государств мира  и их столиц.

4.  Закрепить умение определять географическое положение страны и географические  координаты её важнейших объектов.

Раздел 4. Влияние природы на человека – 4 часа.

10. Влияние природы на жизнь и здоровье человека  – 4ч.

1.Степень комфортности проживания человека  на планете Земля (комб.).

§ 55

1. Проверить умение учащихся устанавливать причинно – следственные связи  в природе и выявлять воздействие человека

на природу.

2. Выделить регионы с высокой степенью комфортности проживания людей.

3. Проанализировать степень комфортности проживания в своей местности.

1. УГТ – эколог, комфортность.

2. Привести примеры влияния природы на жизнь и здоровье людей в крае.

3. Разработать правила разумного поведения человека в природе на примере родного края.

4. Комплексное описание природы своей местности по типовому плану.

2. Стихийные природные  явления (комб.).

§ 55

1. Обобщить знания учащихся  о различных видах стихийных природных явлений и  причин их проявления.

2. Выяснить последствия вредного влияния природы на человека.

3. Познакомить учащихся с правилами безопасного поведения при стихийных явлениях.

1. УГТ –  МЧС,  наводнения, смерчи, ураганы,  засуха, пожары,  ледяной дождь, сильные морозы, стихийные природные явления, экстремальные условия.

2. Записать в тетрадь правила поведения при пожаре и сильном морозе.

3. Весенняя экскурсия по изучению природных комплексов.

Отчёт

1. Учить заполнять полевой дневник, объяснять причинно – следственные связи и делать выводы.

2. Составить описание природного комплекса своей местности.

1. Оборудование – планшет, карандаш,

ластик, компас, нивелир, рулетка, поплавок, гигрометр, барометр, термометр, рейка водомерная.

2. Начертить план маршрута весенней экскурсии.

3. Составить описание природного комплекса своей местности.

4. Закрепление норм поведения в природе. Охрана природы. Техника безопасности.

4.Заключительный урок по «Начальному  курсу географии» ( урок обобщения знаний).

1. Закрепление и обобщение материала курса. Рассказать как полученные знания по географии 6 класса будут использоваться при изучении географии материков.

2. Обсудить план на следующий учебный год. Обеспеченность учащихся учебниками, атласами, контурными картами и другой литературой.

1. Знание номенклатуры.  

2. Консультация по приобретению учебников, атласов, контурных карт и тетрадей к следующему учебному году.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое поурочное планирование к УМК «New Millennium English» 7 класс

Календарно-тематическое поурочное планирование подготовлено к УМК «New Millennium English» для 7 класса, авторы: Н.Н.Деревянко, С.В.Жаворонкова, Л.В.Козятинская, Т.Р.Колоскова, Н.И.Куз...

Календарно-тематическое поурочное планирование к УМК “English-10-11” (10 класс); (серия УМК 5-11; Кузовлев В.П.)

Календарно-тематическое поурочное планирование  по УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11) Авторы УМК: В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, Э.Ш. Перегудова, И.П. Костина, О.В. Дуванова, Е.В. Кузнецова, Ю.Н. Ба...

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК «EnjoyEnglish – 5 класс» Авторы: М.З. Биболетова, Н.Н. Трубанева, О. А. Денисенко

Календарно-тематическое поурочное планирование к учебнику М.З. Биболетовой, Н.Н. Трубаневой, О. А. Денисенко "Английский с удовольствием" 5 класс с требованиями к уровню подготовки учащихся и язы...

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “Английский с удовольствием” / “Enjoy English” 10 класс

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “Английский с удовольствием” / “Enjoy English”  10 классТематическое  планирование  рассчитано  на  102 часа  3  ч...

Календарно-тематическое (поурочное) планирование по геометрии (профильный уровень) на 2014-2015 учебный год Класс: 10 Всего часов: 68 (2 часа в неделю) УМК: • Атанасян Л.С. Бутузов В.Ф. Кадомцев С.Б. и др. Геометрия, 10-11: учеб. для общеобразоват. учр

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ В результате изучения курса геометрии 10 ученик должен знать/понимать • существо понятия математического доказательства; примеры доказате...

Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс 2015-2016 уч.г. (ФГОС)

Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс 2014-2015 уч.г. (ФГОС)...