Урок «Географические координаты»,6 класс
методическая разработка по географии (6 класс) по теме

Урок объяснения нового материала методом эвристической беседы технологии проблемного обучения с использованием ИКТ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_gradusnaya_set_karty.docx42 КБ

Предварительный просмотр:

Урок  «Градусная сеть карты»,  6 класс

Смирнова Раиса Владимировна

учитель географии ГОУ СОШ №335 Санкт-Петербург, Пушкин

Цели и задачи урока:

  1. сформировать представления о параллелях и меридианах, объяснить назначение градусной сетки;

Тип урока:  урок изучения нового материала с элементами практикума и проблемного обучения

Методы: беседа с использованием презентации, работа с картой.
Урок проводится в игровой форме (урок-путешествие): “ Путешествие по географической карте с элементами проблемного урока”

Формы учебно-познавательной деятельностисамостоятельная работа обучающихся по карте, в рабочих тетрадях, работа у доски, работа в парах

Оборудование:

  1. Физическая карта полушарий,
  2. атласы, рабочие тетради,
  3. ИКТ, презентация для урока.

Ход урока.

I. Организационный момент

Объявление темы урока, целей и задач для обучающихся Слайд 1

II. Географическая разминка

Учитель: Какие термины темы План местности мы знаем?

Работа с терминами:

План местности

Азимут

Горизонтали

Условные знаки

Абсолютная высота

Относительная высота

Цифровой диктант Слайд 2

Учитель:

1.Показывает во сколько раз направление на карте или плане меньше, чем на местности

2.Уменьшенное изображение поверхности земли или её части на плоскости в уменьшенном виде, условными знаками

3.Угол между направлением на север и какой-нибудь предмет

4.Условная линия на плане или карте, которая соединяет точки земной поверхности с одинаковой абсолютной высотой

5.Модель земного шара, в переводе с греческого «шар»

Взаимоконтроль Слайд 3

Выставление отметок

III. Изучение нового материала.

Учитель:

Вспомните, каковы размеры нашей планеты?(S-510млн.км2)

А длина экватора?(40 000км)

Человек перемещается по всем уголкам планеты. Наша планета огромная и удивительная

Как людям  не заблудиться и прибыть в пункт назначения?

Для этого существуют линии-помощники  Слайд 4

Учитель: Объявление темы урока  Слайд 5

Какие вы знаете линии-помощники на карте? (Меридианы и параллели)

Как называются точки на севере и на юге глобуса? (Полюса) Слайд 6

Вопрос: Что такое Полюс? (Дети пытаются дать определение)

Запись в тетрадь: Полюс-это точки пересечения воображаемой  земной оси с поверхностью Земли. Слайд 7 –(на полях букву Д-диктант)

Работа с картой: Найдите  полюс в атласе  на карте полушарий.

Учитель: Что такое экватор? (Дети пытаются дать определение)

Запись в тетрадь: Экватор-это воображаемая линия, которая делит Землю на два равных полушария: северное и южное. Слайд 8-9–(на полях букву Д-диктант)

Задание: Найдите экватор на карте полушарий в атласе

Учитель: Сколько км. длина экватора?

40 000:3600=111км-обвести в рамочку и запомнить!!!

Вопрос: Чем отличается изображение экватора на карте и глобусе? (дуга и окружность)

Вопрос: Все ли параллели на карте одинаковы?

Какая самая большая параллель?

Самая маленькая?

Какое направление показывает параллель? (запад-восток) Слайд10-11

Запись в тетрадь: Параллель- это  условные линии, проведённые  параллельно экватору Слайд 12–(на полях букву Д-диктант) Слайд12-14

Итак, признаки меридиана: (дети говорят)

  1. Меридианы направлены на север и юг.
  2. Это полуокружности (180°).
  3. Все меридианы одинаковы по длине.
  4. Величина 1° меридиана = 111,3 км

Задание: Найдите меридианы  на карте полушарий в атласе

Равны ли они?

Что такое меридианы? (Дети пытаются дать определение)

Запись в тетрадь: Условная линия, проведённая через полюса Слайд 15-16(на полях букву Д-диктант)

Начало отсчета – начальный меридиан или Гринвичский. Окончание отсчета – линия перемены дат(1800). Меридианы имеют величину, которая показана в градусах

Какое направление показывают меридианы? Слайд17

Какова длина меридиана?(20 000км), а в градусах?(1800)

Запись в тетрадь: Линии-помощники (параллели и меридианы) составляют градусную сетку. Слайд18-19–(на полях букву Д-диктант)

Итак, признаки параллели:

  1. Параллели направлены на запад и восток.
  2. Это окружности (360°).
  3. Самая длинная параллель – экватор,  длина других уменьшается к полюсам.
  4. Величина 1° на экваторе – 111,3 км, а величина 1° на полюсах – 0 км

IV.Закрепление материала. Заполнение таблица с проверкой Слайд 20-22

Что такое градусная сетка?
Может ли параллель иметь величину: 45°, 78°, 95° ( 95 нет - только до 90, остальные –да)

Может ли меридиан иметь величину: 37°, 129°, 181° (181 нет – только до 180, остальные – да)

V.Домашнее задание § 11 в рабочей тетради А.В. Шатных  с.21  з.4, знать термины

Слайд 23.

На контурной карте обозначить:

Красным – экватор и нулевой меридиан.

Зеленым – линию перемены дат и Северный и Южный полюса

Синим – меридианы 30°, 60°, 90°, 120°, 150°(в двух полушариях).

Черным – параллели  20°,40°, 60°,80 °, ( в двух полушариях).

В рабочей тетради выполнить задание№4  на с.21

VI.Итог урока

Оценивание успехов отдельных учащихся; выставление отметок в журнал и дневники.

:


Слайд 8 

С помощью параллелей и меридианов, т.е. градусной сетки можно определять направления. Подведем Итог:
Слайд 9-12. (Знакомство с материалом «Кто южнее (севернее, западнее, восточнее).  Слова являются триггерами

А теперь давайте сами попробуем определять направления:

Слайд 13-14.

Найдите города на карте

Ответьте на вопрос

А теперь скажите:

 в каком городе мы живет? (Волжский)

В какой области находиться? (Волгоградская)

Какой город является центром? (Волгоград)

Найдите Волгоград на карте. (помощь учителя, так как города нет на карте полушарий)

 Найти Волгу, найти в нижней части изгиб, слева от изгиба на берегу расположен Волгоград.

Мы находимся в Волгограде и нам надо определить: в каких направлениях от нас расположены города.

Слайд 15-18 (Выполнение задания по определению направлений.

 Слова являются триггерами

  1. Закрепление материала

Мы узнали сегодня много нового о градусной сетке.

 Слайд 19-20. (Заполнение таблицы с проверкой)

Для заполнения таблицы используются текста учебника § 8 (Дронов В.П., Савельева Л.Е. «География. Землеведение» 6 класс) и иллюстрация в нем

Вспомните все, что мы узнали о параллелях и меридианах и заполните таблицу.

 Можно предложить небольшую проверку на закрепление практических навыков «Определение направлений» - http://irin-kugu.narod.ru/geo_koor/gradus_sety.swf 

Можно предложить вопросы:

Как Вы думаете, для чего нужна градусная сетка? Для чего необходимы параллели и меридианы?

Слайд 21

  1. Это  воображаемые линии, которые помогают различать север и юг, запад и восток, по ним можно измерять расстояния, находить объекты на глобусе и карте.
  2. С помощью этих линий-помощников создают карты, глобусы.

На следующих уроках мы познакомимся с тем, как можно с их помощью определять координаты, находить объекты, определять протяженность.

  1. Д/З:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по географии "Географические координаты" 6 класс

Урок 6 класс Географические координаты...

Урок географии по теме "Географические координаты" 6 класс

Конспект урока географии в 6 классе с использованием художественного произведения...

План конспект урока "Географические координаты" 6 класс

Работа посвящена закреплению и систематизации знания и умения по определению географических координат по карте и глобусу с героями фильма "Остров сокровищ", с использованием интерактивной доски....

Методическая разработка урока: "Географические координаты", 6 класс.

Методическая разработка урока: "Географические координаты",  может быть использована в 6 классе при изучении нового материала....

Технологическая карта урока "Географические координаты" 5 класс

Современный урок, выполненный в виде технологической карты, соответствующий требованиям ФГОС...

Методическая разработка урока "Географические координаты" 5 класс

Материал поможет начинающим педагогам грамотно подготовиться и провести урок по определению географических координат...