НАПРАВЛЕНИЯ В РАБОТЕ ПЕДАГОГА – ГЕОГРАФА С ПОЗИЦИИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ
статья по географии по теме

 

Специфика оценки успешности работы школы, ее педагогов в формировании здоровьесберегающего образовательного пространства во многом состоит в умении  выделить необходимые аспекты урока:

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fizminutka.docx18.98 КБ

Предварительный просмотр:

НАПРАВЛЕНИЯ В РАБОТЕ ПЕДАГОГА – ГЕОГРАФА С ПОЗИЦИИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ            

Специфика оценки успешности работы школы, ее педагогов в формировании здоровьесберегающего образовательного пространства во многом состоит в умении  выделить необходимые аспекты урока:

1. Гигиенические условия в классе (кабинете): чистоту, температуру и свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски. Отмечено, что утомляемость учащихся и риск аллергических расстройств в немалой степени зависят от соблюдения этих простых условий.

2. Нормой считается 4-7 видов учебной деятельности за урок, используемых учителем. Однообразность урока географии способствует утомлению школьников. Вместе с тем,  необходимо помнить, что частые смены одной деятельности на другую требуют от учащихся дополнительных адаптационных усилий. Это также способствует росту утомляемости.

3. Средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности. Ориентировочная норма 7-10 минут.

4. Важно число используемых учителем географии видов преподавания: словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа и др.  Норма – не менее трех за урок.

5. Чередование видов преподавания  не позже чем через 10-15 минут.

6. Важно для учителя использование методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения учащихся. Эти методы позволяют школьникам реально превратиться из «потребителей знаний» в субъектов деятельности по их получению и созиданию. К таким  методам относятся методы свободного выбора (свободная беседа, выбор действия, его способа, выбор приемов взаимодействия, свобода творчества и т.д.); активные методы (ученики в роли учителя, обучение действием, обсуждение в группах, ролевая игра, дискуссия, семинар, ученик как исследователь и др.); методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценки и взаимооценки) и др. Между творческой активизацией учеников на уроке и вероятностью появления у них непродуктивного утомления существует обратно пропорциональная связь. А хроническое утомление – это один из главных факторов истощения ресурсов здоровья школьников.

7. Длительность применения технических средств обучения в соответствии с гигиеническими нормами.

8. Умение учителя географии использовать возможности показа видеоматериалов для инициирования дискуссии, обсуждения, привития интереса к познавательным программам, т.е. для взаимосвязанного решения как учебных, так и воспитательных задач.

9. Позы учащихся и их чередование в зависимости от характера выполняемой работы. Учителям необходимо помнить, что нарушение осанки формируется как раз в школе. Степень естественности позы школьников на уроке менее заметна проверяющим, но может служить  хорошим индикатором психологического воздействия учителя, степень его авторитаризма.  Механизм здоровьеразрущающего воздействия  авторитарного учителя состоит, в частности, в том, что дети на его уроках избыточно напряжены. Они как бы постоянно находятся «на старте», в ожидании требований, упреков, приказов, окриков. Эта изматывающая ситуация не только резко повышает уровень невротизации школьников, но и губительно отражается на их характере. Сколько семейных конфликтов, настигающих молодых людей в их взрослой жизни, коренятся в авторитарно-деспотическом стиле преподавания их учителей! Поэтому психофизический комфорт учеников на уроке – это важнейшее условие предупреждения их утомления.

10. Физкультминутки и физкультпаузы, которые сегодня являются обязательной составной частью урока. Термином «физкультминутка» принято обозначать кратковременные серии физических упражнений, используемых в основном для активного отдыха на уроке. Каждый учитель географии должен уметь проводить физкультминутки на своих уроках. Обычно они включают в себя проведение 3-5 физических упражнений во время урока.

Время начала физкультминутки выбирает сам учитель, ориентируясь на то, когда у значительной части учащихся начинает проявляться утомление. В течение урока имеет смысл проводить 1-2 физкультминутки. Они обязательны на третьем и последующем уроках.

Проведение физкультминуток должно решать следующие задачи:

а) уменьшение утомления и снижение отрицательного влияния однообразной рабочей позы; б) активизацию внимания учащихся и повышение способности к восприятию учебного материала; в) эмоциональную «встряску» учащихся, возможность сбросить накопившийся (например, во время опроса) груз отрицательных эмоций и переживаний.

В состав упражнений для физкультминуток обязательно должны быть включены упражнения по формированию осанки, снятию утомления глаз и упражнения, направленные на выработку рационального дыхания. Неправильное дыхание приводит к нарушению деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем, снижению насыщения крови кислородом, нарушению обмена веществ. По этому в содержание физкультминуток нужно вводить упражнение для выработки глубокого дыхания, усиления выдоха в сочетании с различными движениями туловища и конечностей.

Физкультминутки следует проводить в светлом, чистом, хорошо проветренном помещении. При этом недопустимо, чтобы воздух в классе был спёртым. До того как приступить к выполнению упражнений, следует открыть форточки, остановить текущую работу и предложить школьникам подготовиться к физкультминуткам.

11. Положительной оценки заслуживает включение в содержательную часть урока географии вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни; демонстрация примеров, прослеживание этих связей; формирование отношения к человеку и его здоровью как к ценности; выработка понимания сущности здорового образа жизни; формирование потребности в здоровом образе жизни; выработка индивидуального способа  безопасного поведения, обсуждение  разных возможностей и последствий выбора того или иного поведения и т.д. Умение учителем географии выделить и подчеркнуть в большинстве учебных тем вопросы, связанные со здоровьем, является одним из критериев его педагогического профессионализма.

12. Наличие у учащихся мотивации к учебной деятельности на уроке географии: интерес к занятиям, стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу и т.п. Оценивается уровень этой мотивации и методы ее повышения, используемые учителем. К вопросам здоровья вопросы мотивации имеют самое непосредственное отношение, т.к. постоянное принуждение к учёбе разрушает здоровье детей и изматывает учителей. Между заинтересованностью в обучении и его позитивным влиянием на здоровье существует прямая связь. Определить же уровень мотивации школьников может любой присутствующий на уроке, а педагог – тем более.

13. Благоприятный психологический климат на уроке (один из показателей успешности проведения урока): заряд позитивных эмоций, полученных школьниками и самим учителем, - дополнительный фактор позитивного воздействия школы на здоровье. И наоборот: наличие стрессов, хроническое психофизическое напряжение, продуцирование отрицательных эмоций и т.п. проявления как со стороны учителя, так и учеников свидетельствуют о преобладании на уроке  здоровьеразрущающих тенденций.

14. Наличие на таком уроке микроконфликтов между учителем и учащимися возникает из-за нарушений дисциплины, несогласия с отметкой, проявления дискомфортных состояний и т.д. Умение учителя предупредить эмоционально-негативные моменты, грамотно их нейтрализовать без нарушения работы всего класса – отражение его способности управлять учебным процессом, обеспечивая профилактику «школьных неврозов».

15. Преобладающее выражение лица учителя географии, к примеру, различные проявления доброжелательности или недоброжелательности, улыбчивости – угрюмости и т.п. Урок неполноценен, если на нем не было эмоционально-смысловых разрядок: улыбок, уместных остроумных шуток, использования юмористических картинок, поговорок, афоризмов с комментариями, небольших стихотворений, музыкальных минуток и т.п.

В конце урока необходимо обратить внимание на следующие четыре показателя:

16. Итоговую плотность урока, т.е. количество времени, затраченного школьниками непосредственно на учебную работу. Рекомендуемые показатели – в диапазоне от 60% до 80 %.

17. Момент наступления утомления учащихся и снижения их учебной активности определяется в ходе наблюдения за возрастанием двигательных и пассивных отвлечений школьников в процессе учебной работы. Норма – не ранее чем за 5-10 минут до окончания урока.

18. Важен темп и особенности окончания урока географии. К нежелательным показателям относятся:

- неоправданно быстрый темп заключительной части, ее «скомканность»;

- отсутствие времени на вопросы учащихся;

- необходимость торопливой, практически без комментариев записи домашнего задания.

Все это – ненужный стресс,  как для школьников, так и для учителя. Кроме того, недопустима задержка учащихся в классе после звонка на перемену. Желательно, чтобы завершение урока было спокойным: учащиеся имели возможность задать учителю вопросы, учитель мог прокомментировать задание на дом, попрощаться со школьниками.

19. Интегральным показателем эффективности проведенного занятия можно считать состояние и вид учеников, выходящих с урока: на одном полюсе – спокойно-деловое, удовлетворенное, умеренно-возбужденное состояние школьников; на другом – утомленное, растерянное, агрессивное, «взвинченное». Стоит обратить внимание и на состояние учителя географии.

Необходимо отметить, что детей с нарушениями зрения, к сожалению, становится всё больше. Одна из причин этого – неправильная посадка школьников в классах и несоответствие мебели росту ребенка. В настоящее время во всех школах классы оснащены столами с горизонтальной поверхностью, что является важной причиной для развития близорукости (миопии). Дело в том, что при зрительной работе дети вынуждены наклонять голову. Шейные мышцы быстро устают. Голова опускается ниже, глаза становятся ближе к объекту для работы. Повышается внутриглазное давление, и возникает спазм мышц глаза, отвечающих за аккомодацию, что в дальнейшем и приводит к близорукости. К причинам, ухудшающим зрение школьников, можно также причислить и отсутствие необходимых для отдыха глаз перерывов в работе.

Для профилактики улучшения зрения у школьников офтальмологи рекомендуют выполнять во время уроков определенные упражнения.

Сама необходимость проведения физкультминуток не вызывает никаких сомнений, т.к. признаки утомления учащихся достаточно отчетливо проявляются, начиная с третьего урока. Но предложенные комплексы упражнений, учитывая затраты времени на предварительную подготовку к ним, отнимают достаточно много учебного времени, а это не может отрицательно не сказаться на качестве усвоения изучаемого материала. По этой причине, зная высокий процент распространения  заболеваний органов зрения у учащихся, нами рекомендованы лишь некоторые упражнения для снятия усталости глаз.

1 Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до пяти. Повторить 4 – 5 раз.

2 В среднем темпе проделать 3-4 круговых движения глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 1-2 раза.

3 Крепко зажмурить глаза (считать до трех), открыть их и посмотреть вдаль (считать до пяти). Повторить два раза.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урока физической культуры в 5 классе с позиции здоровьесбережения"Акробатика"

Цели урока: Привести в систему знания учащихся по акробатике через повторение и обобщение...

Урок в 3 классе по волейболу с позиции здоровьесбережения

Цель: формировать желание заниматься спортивными играми – волейболом. Задачи: дать направление для начальных попыток работы с мячом...

Рациональная организация урока математики с позиции здоровьесбережения

От правильной организации урока, уровня его гигиенической рациональности во многом зависит функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности, возможность длительно поддерживать...

Анализ урока с позиций здоровьесбережения

Анализ урока с позиций здоровьесбережения(по Н.К. Смирнову)...

Презентация "Рациональная организация урока математики с позиции здоровьесбережения"

От правильной организации урока, уровня его гигиенической рациональности во многом зависит функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности, возможность длительно поддерживать умств...

Требования к уроку с позиций здоровьесбережения

Здоровьесберегающие технолонии в данный момент времени играют важнейшию роль в работе современного учителя.Статья описывает осноыные требования к уроку с позиции здоровьесбережения. 1. Обст...