Национально-региональный компонент в исследовательской деятельности учащихся при изучении географии
статья по географии по теме

Теоретическая часть  в помощь учителю

Скачать:


Предварительный просмотр:

    Учитель географии

МБОУ СОШ №28 ст.Анастасиевская

    Гарькавая Татьяна Алексеевна

Национально-региональный компонент в исследовательской деятельности учащихся при изучении географии          

         В современных условиях модернизации российского образования одним из важных вопросов является формирование его региональной составляющей. В Краснодарском крае региональный (национально-региональный) компонент содержательно реализуется посредством преподавания с 1 по 11 класс учебного предмета "Кубановедение", который является обязательным.

В последние десятилетия в России резко возрос интерес к проблеме изучения родного края. Ее решение продиктовано потребностями современного общества и необходимостью в формировании личности гражданина, бережно относящегося к природным и социокультурным ценностям своего Отечества. Как показывает жизнь, не устарела, а еще более обострилась проблема патриотического воспитания молодежи. Воспитание любви к своей Родине начинается с любви к своей “малой родине” – своему родному краю. Достигается это путем формирования у школьников знаний об особенностях природы, хозяйства, населения края; с другой стороны – путем воспитания ответственности за состояние окружающей среды и необходимости разумного хозяйствования на ее территории. Отсюда очевидна роль краеведения в становлении будущего гражданина.

Реализация национально - регионального компонента осуществляется через исследовательскую работу, которой я занимаюсь с ребятами уже много лет.

С чего начинается исследование? На мой взгляд с удивления  Живет человек, воспринимает мир вокруг себя как само собой разумеющееся и не подлежащее сомнению. Но однажды задается вопросом: “А почему это именно так, а не иначе?”. С этого момента человек, не довольствуясь уже готовыми схемами, пытается найти свой ответ. Вот оно – начало поиска, начало исследования… Потребность ребёнка в исследовательском поиске обусловлена биологически. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская, поисковая активность — естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира, он хочет его познавать. Именно это внутреннее стремление к исследованию порождает соответствующее поведение и создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка изначально разворачивалось как процесс саморазвития.

       Основной  идеей  концепции модернизации образования является то , что современный учитель должен, прежде всего, не дать знания ученику, а вооружить его инструментом познания, научить его одновременно правильно выстраивать отношения с людьми и окружающим миром.

       Одна из важнейших задач учителя в современных условиях уметь создать среду, провоцирующую учащегося на появление вопросов и желание найти ответы, то есть на проявление черт исследовательского поведения.      Исследовательское поведение — один из важнейших источников получения ребенком представлений о мире.

Цели научно- исследовательского обучения:

  1. Приобщение учащихся к плановому ведению исследования; вывести их на реальный результат (написание научной работы, выступление на научно – исследовательской конференции и т.д.).
  2. Научить учащихся умению ориентироваться в современном информационном пространстве.
  3. Способствовать развитию компьютерной грамотности учащихся.
  4. Развитие творческих способностей, проектных и исследовательских навыков учащихся, повышение социального статуса знаний.
  5. Развитие в процессе деятельности типов мышления, адекватных будущей профессиональной деятельности.
  6. Способствовать  развитию интегрированного подхода к решению проблем.

Главная цель исследовательского обучения — формирование у учащегося способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры

   Задачи научно- исследовательской деятельности:

  1. Познакомить учащихся  теоретическими основами научно- исследовательской деятельности.
  2. Научить учащихся работать с различными источниками информации.
  3. Ознакомление учащихся с возможностями использования персональных компьютеров для решения практических задач.
  4. отработать навыки публичного выступления,  защиты своей работы перед аудиторией.
  5. Организовать разнообразную творческую, общественно значимую исследовательскую деятельность детей.

Исследовательская деятельность учащихся служит достижению одной из важнейших целей образования – научить детей мыслить самостоятельно, уметь ставить и решать проблемы, привлекая знания из разных областей науки.

Правильно структурировать исследовательскую деятельность учащегося

может только грамотный и заинтересованный в этом отношении учитель.      

              Существуют определённые требования к учителю, реализующему  научно- иссле довательский подход к обучению.                                                                                                                                      Учитель, руководящий исследовательской деятельно стью учащихся, должен:

  1. Тонко чувствовать проблемность ситуаций, с ко торыми сталкиваются учащиеся, и уметь ставить пе ред учеником (группой учащихся) реальные задачи в понятной для учеников форме.
  2. Выполнять функцию координатора исследова тельской деятельности и партнера учеников, избегать директивных приемов.
  3. Стараться увлечь учащихся проблемой и процес сом ее глубокого исследования, стимулировать твор ческое мышление при помощи поставленных вопросов.
  4. Проявлять терпимость к ошибкам учеников, пред лагать свою помощь или адресовать к нужным источ никам информации.
  5. Организовывать мероприятия, способствующие сбору учениками данных, консультации их со специ алистами по исследуемой проблематике.
  6. Предоставлять возможность для регулярных от четов учащихся, рабочих групп; обмена мнениями в ходе обсуждений. Поощрять критическое мышление учащихся.
  7. Заканчивать процесс исследовательской дея тельности до появления признаков потери интереса ребят к проблеме.

         Главной целью учителя в реализации исследовательской деятельности учащихся является создание условий для развития творческой личности, её самоопределения и самореализации.                                                                                                                                                          

        Таким образом, исследовательское обучение – особый подход к обучению, построенный на основе естественного стремления ребёнка к самостоятельному изучению окружающего мира, в результате которого происходит формирование у учащегося готовности и способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры.                                                                                                                                                                                                                            

                Научно-исследовательская деятельность учащихся, цель которой – влияние достижений инновационных педагогической науки на творческое развитие личности ребёнка – создает в школе новую образовательную среду. В школе формируется новое педагогическое общение – творческое сотрудничество учителей и учащихся, атмосфера духовной близости и сотворчества.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация учебно - исследовательской деятельности учащихся в изучении литературных мест России и Русского Зарубежья

Организация учебно - исследовательской деятельности учащихся в изучении литературных мест России и Русского Зарубежья...

Творческое объединение школьников как одна из форм развития учебно-исследовательской деятельности учащихся по изучению родного края.

В статье приводится  опыт работы творческого объединения учащихся "Экологическое краеведение" которое помогает ребятам приобрести опыт  применения экологических знаний  в конкретных жиз...

Научно-исследовательская деятельность учащихся при изучении истории и теории изобразительного искусства

Модернизация системы образования невозможна без новых идей, подходов, современных технологий, совместной работы учащихся и педагогов. Важную роль в развитии и реализации творческих с...

Опыт организации исследовательской деятельности учащихся при изучении предметов естественного цикла (из опыта работы)

В статье представлено значение исследовательской деятельности учащихся. Рассмотрена роль учителя и методика организации исследовательской деятельности на примере конкретных работ....

"Учебно-исследовательская деятельность учащихся на уроках географии и во внеурочной деятельности как средство развития экологической культуры личности"

     Многолетний педагогический опыт и творческий поиск привел меня к выводу о том, что одним, из наиболее эффективных методов воспитания экологической культуры является организа...

Презентация :«Учебно-исследовательская деятельность учащихся на уроках географии и во внеурочной деятельности как средство развития экологической культуры личности"

Многолетний педагогический опыт и творческий поиск привел меня к выводу о том, что одним, из наиболее эффективных методов воспитания экологической культуры является организация учебно-исследовательско...

«Учебно-исследовательская деятельность учащихся на уроках географии и во внеурочной деятельности как средство развития экологической культуры личности

Многолетний педагогический опыт и творческий поиск привел меня к выводу о том, что одним, из наиболее эффективных методов воспитания экологической культуры является организация учебно-исследовательско...