рабочая програа по географии 6 кл
рабочая программа по географии (6 класс) по теме

Рабочая программа по географии к учебнику Климановой О.А.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon klimanova_6_kl.doc171 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа

Кенайского сельского поселения

                                                     Утверждена руководителем

образовательного учреждения

_____________/Т.В. Липинской/

.                                               «______»____________20____г.

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

учебного курса

  6  класс

Составитель:

учитель географии  

Черных Е.В.

2011-12 уч.год

Пояснительная записка

Данная программа составлена на основе примерной программы для среднего (полного) общего образования по географии. Базовый уровень.

Исходными документами для составления рабочей программы учебного курса являются:

  1. Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05 03 2004 года № 1089;
  2. Примерная программа по географии, сборник нормативных документов. География /составители Э.Д.Днепров, А.Г. Аркадьев. – М.: Дрофа, 2007.
  3. Программа по географии для 6 класса (авторы: О.А.Климанова, В.В.Климанов) – М.: Дрофа, 2009  
  4. Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09. 03. 2004;

Название программы  

Программа по географии для 6 класса (автор: О.А.Климанова) – М.: Дрофа, 2009  

 На сколько часов рассчитана рабочая программа: 68 часов, в т.ч.,  география 1 ч в неделю, краеведение 1 ч в неделю

Учебник: О.А.Климанова. География. Землеведение. 6 класс. М., Дрофа, 2010

Уровень программы (базовый стандарт/профиль):  базовый стандарт

УМК учителя:

1. Программа по географии для 6 класса (авторы: О.А.Климанова, В.В.Климанов) – М.: Дрофа, 2009  

2.Учебник: О.А.Климанова. География. Землеведение. 6 класс. М., Дрофа, 2010

3. Методическое пособие к учебнику «География. Землеведение. 6 кл.» под ред. О.А.Климановой, М, Дрофа, 2007

4.Об особенностях реализации содержания географического образования школьников Хабаровского края в условиях развивающейся системы образования: методические рекомендации к началу 2009-2010 учебного года / сост. Г.Н. Паневина.  – Хабароск: ХК ИППК ПК, 2009.- 37.

5.Н.А.Никитина. Поурочные разработки по географии. 6 кл. М., «Вако», 2004

6.О.В.Чичерина. Тематический и тестовый контроль по начальному курсу географии. М., Творческий центр «Сфера», 2000

7.CD-диск «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки географии. 6 класс»

8. CD-диск «Начальный курс географии. 6 класс»

УМК обучающегося:

1.Учебник О.А.Климанова. География. Землеведение. 6 класс. М., Дрофа, 2010

2.Атлас и контурные карты.

     

     

  Курс «География. Землеведение» — пропедев тический курс, целью изучения которого являет ся введение в курс географии, дающий базовые знания о природе Земли, основных географиче ских закономерностях и взаимосвязях природы и человека.

       Кроме того, курс «География. Землеведение» — эта первый курс в новой учебно-методической ли нии школьных учебников под редакцией О. А. Кли мановой — А. И. Алексеева, где основной ме тодической идеей является реализация деятелъностного личностно-ориентированного подхода в формировании ключе вых компетенций учащихся. Через актив ную познавательную, поисковую, творческую де ятельность формируются умения и навыки работы с источниками географической информа ции — учебными и литературными текстами, картами, глобусом, слайдами, схемами; приобре таются навыки логического и аналитического мышления, умения самим делать выводы, состав лять памятки, активно использовать свой жи тейский опыт и наблюдения окружающей дей ствительности,   экстраполируя   его   на   изучаемые в курсе землеведения географические зако номерности, явления и процессы.

       Содержание курса, его структура, методиче ский аппарат направлены на организацию учеб ной деятельности учащихся с учетом их возраст ных особенностей: использование в учебном тексте фрагментов из известных литературных произведений, деление параграфа на смысловые блоки, выделение особых уроков-практикумов, выделение новых слов как опорного конспекта урока, выводы в конце параграфа.

       Вопросы и задания в конце параграфа позво ляют учащимся не только проверить базовый уровень знаний, но и попытаться применить новые знания, выяснить причины и следствия изученных закономерностей, а также высказать свои суждения и свое отношение к изучаемым вопросам.

       Особое внимание следует обратить на уро ки-практикумы, которые способствуют форми рованию наиболее важных географических уме ний — определения географических координат и географического положения объекта, чтения и анализа карт, ведения наблюдений за погодой.

       Курс «География. Землеведение» рассчитан на изучение в течение 68 часов (2 часа в неделю). В Федеральном базисном учебном плане предпо лагается вариант изучения курса в течение 34 ча сов, т. е. 1 час в неделю, но при этом есть указа ние на выделение дополнительного часа в неделю за счет регионального (или школьного) компо нента на реализацию краеведческого компонента при изучении данного курса.

       В учебно-методический комплект кроме учеб ника входит географический атлас, содержащий карты с большим по объему содержанием и спра вочным материалом, рабочая тетрадь, рассчи танная на 68 уроков. Они позволяют реализовать различные виды практической деятельности на каждом уроке.

       Представленное в данном методическом посо бии планирование курса позволяет преподавать географию в 6 классе в различных вариантах: при учебном плане 2 или 1 час в неделю, а также предлагается планирование изучения курса с учетом реализации краеведческого компонента. Для каждой изучаемой темы выделены планиру емые результаты обучения, заданные в деятельностной форме — «учащиеся должны уметь»; дан перечень рекомендуемых практических ра бот. Здесь следует еще раз напомнить, что учи тель имеет право выбирать количество и характер практических работ для дости жения планируемых результатов с учетом нормализации учебной нагрузки, особеннос тей образовательного учреждения и клас са. 

Программа курса «География. Землеведение». 6 класс

Авторы: О. А. Климанова, В. В. Климанов

       Курс «География. Землеведение» рассчитан на 68 ч (из расчета 2 академических часа в неделю) для изучения в 6 классе средней школы. Он пред назначен как для учащихся, прошедших обуче ние по программам «Природоведение» или «Мир географии», «Окружающий мир», «Естествозна ние», так и для тех, кто только начинает изучать географию. Курс является пропедевтическим по отношению к курсам «Страноведение» (7 класс; авторский коллектив под руководством О. А. Климановой) и «География. Россия» (8—9 классы; разработан авторским коллективом под руковод ством А. И. Алексеева).

       В ходе изучения землеведения предполагается ознакомить учащихся с базовыми знаниями о природе планеты Земля, ее основных закономер ностях и взаимовлиянии природы и населения. В связи с этим в программу включен целый ряд вопросов, касающихся основных природных за кономерностей, ранее изучавшихся в курсе «Фи зическая география материков и океанов». Однако объем содержания этих тем значительно упро щен как в связи с возрастными особенностями учащихся, так и из-за нецелесообразности изуче ния многих механизмов глобальных природных процессов в рамках базового школьного курса географии.

       Первый раздел программы направлен на изу чение Земли как планеты, ее места в Солнечной системе и является переходным от изученного ранее материала по естествознанию к собственно географическим знаниям. Включение этого раз дела в программу обусловлено тем, что необходи мо создать у учащихся представление о месте Земли как части более масштабного и значимого объекта, как единого целого в системе координат всей Вселенной.

       Базовым для содержания основной части кур са является покомпонентный подход к изучению природы Земли. Он направлен на формирование целостных знаний обо всех компонентах природ ной среды и их влиянии на человека.

       Каждый из изучаемых природных компонен тов тесно связан со всеми остальными, поэтому итоговой частью курса является изучение геогра фической оболочки, в состав которой входят все компоненты природной среды, в том числе и че ловек, влияющий на природные комплексы и в то же время зависящий от воздействия на него природной среды.

       В основе изучения географической оболочки в рамках курса лежат общие принципы системно го подхода, т. е. акцент делается на изучение ос новных закономерностей, являющихся логиче ским следствием существования географической оболочки как новой географической системы. Вопросы, затрагивающие иерархию и организацию природных комплексов, исключены из те матики курса, как сложные для восприятия уча щимися. Географическая оболочка рассматрива ется не только как самый крупный природный комплекс, но и как место проживания человека, где разворачивается его основная деятельность по преобразованию природной среды.

       Исходя из того, что кругозор современных школьников все более расширяется, в программу включены новые элементы, касающиеся путеше ствий и их картографических изображений, на правленные на приобретение учащимися как привычных практических навыков ориентирова ния на местности и по карте, так и столь же необ ходимых навыков грамотного географического наблюдения.

       Приобретение собственных навыков в данном вопросе поможет учащимся более полно осознать историю открытия и освоения нашей планеты. Содержание этого раздела может быть видоизме нено в зависимости от базовой подготовки уча щихся (например, в случае изучения специаль ного курса по истории географических открытий в предыдущие годы).

       Предлагаемые практические работы направле ны на формирование у учащихся первоначаль ных навыков работы с картой как основным ис точником географической информации, а также рисунками, схемами и таблицами.

       При работе с картами основное внимание уде ляется знакомству с ее содержанием, выявлению основных картографируемых явлений и объек тов, а также использованию карты для решения географических задач — определению местопо ложения объекта и составлению несложной гео графической характеристики.

Реализация

краеведческого компонента в преподавании курса

«География. Землеведение»

       По проекту Федерального базисного учебного плана на изучение основного курса «География. Землеведение» (6 класс) запланировано 34 ч (1 ч в неделю). Еще 34 ч «на изучение содержа ния образования краеведческой направленнос ти» следует отводить из регионального компо нента (Федеральный базисный учебный план МО РФ. Москва, 2004).

Предлагаемое ниже планирование призвано помочь учителю географии реализовать краевед ческий компонент при изучении курса «Геогра фия. Землеведение».

Поурочное планирование изучения курса «География. Землеведение»

(из расчета: география 1 ч в неделю, краеведение 1 ч в неделю)


п./п

Тема урока

(федеральный

компонент)

Тема урока

(региональный

компонент)

Дата

Раздел 1. Земля во Вселенной.

Раздел 2. Развитие географических знаний о земной поверхности

Планируемые результаты обучения.

Учащиеся должны:

• называть методы изучения Земли;

• объяснять понятия и термины: Солнечная система, планета, градусная сеть, параллели, ме ридианы, тропики, полярные круги, географиче ские координаты;

• знать географические следствия движения Земли;

• уметь определять (измерять) географические координаты точки, расстояния, направления, местоположение географических объектов на глобусе;

• называть (показывать) элементы градусной сети, географические полюса, объяснять их осо бенности.

• называть основные результаты выдающихся географических открытий и путешествий;

• объяснять понятия и термины: план местнос ти, масштаб, азимут, географическая карта;

• находить и называть сходство и различия в изображении элементов градусной сети на глобу се и карте;

• читать план местности и карту;

• определять (измерять) направления, расстоя ния на плане, карте и на местности;

• производить простейшую съемку местности;

• работать с компасом, картой;

• классифицировать карты по назначению, масштабу и охвату территории;

• ориентироваться на местности при помощи компаса, карты и местных предметов.

1

 Что изучает география? Вращение Земли и его следствия

 

2

Моя «малая» родина. Путешествия  по родному краю

3

Экскурсия – практическая работа №1.«Смена времен года, их влияние на жизнь и хозяйственную деятельность чело века (на примере своей местности)»

4

План местности. Условные знаки, масштаб.

5

П/Р №2 (тренировочная). Путешествия как способ познания окружающего мира. Составление рассказа об одном из путешест вий, совершенных учащимся

6

Ориентирование по плану и  на местности. Компас. Азимут

7

П/Р № 3 (тренировочная). Определение положе ния школы относи тельно сторон горизонта и определе ние направлений и других объектов вокруг школы

8

Географическая карта. Градусная сеть. Параллели и мериди аны

9

Географические коор динаты (широта и дол гота). Многообразие карт

10

П/Р №4 (итоговая). Определение географических координат населенных пунктов своей местности и расстояний до них от краевого центра на карте

11

Работа с картой (урок-практикум). Определение расстоя ний, направлений и географических координат точек по карте

12

П/Р №5 (обучающая). Знакомство  с  изображением территории Хабаровского края на различных картах. Географическое положение своей местности

13

П/Р №6 (итоговая). Работа с планом или картой своей мест ности. Решение задач по плану, карте

14

Урок обобщения и контроля знаний

История открытия и освоения Земли

15

Географические открытия древности и средневековья

16

Великие географические открытия

17

В поисках Южной Земли

18

Исследования Океана и внутренних частей материков

 Исследования Хабаровского края в ХIХ – ХХ в.

Раздел III. Природа Земли

Планируемые результаты обучения.

Учащиеся должны уметь:

• объяснять понятия и термины: гидросфера, литосфера, атмосфера, рельеф, Мировой океан, море, горные породы, земная кора, полезные ис копаемые, горы, равнины, погода, климат, воз душная масса, ветер, климатический пояс;

• называть методы изучения земных недр и Мирового океана;

• приводить примеры основных форм рельефа дна океана и объяснять их взаимосвязь с текто ническими структурами;

• называть и показывать основные географиче ские объекты;

• объяснять особенности движения вод в Ми ровом океане, строения рельефа суши и дна Ми рового океана, циркуляции атмосферы;

• определять по карте сейсмические районы мира, абсолютную и относительную высоту то чек, глубину морей;

• составлять краткую характеристику клима тического пояса, гор, равнин, моря, реки, озера по плану;

• работать с контурной картой;

• называть и показывать основные формы рельефа Земли, части Мирового океана, объекты вод суши, тепловые пояса, климатические пояса Земли;

• классифицировать горы и равнины по высо те, происхождению, строению;

• измерять (определять) температуру воздуха, атмосферное давление, направление ветра, об лачность, амплитуды температур, среднюю тем пературу воздуха за сутки, месяц;

• описывать погоду и климат своей местности.

19

Облик земного шара. Материки и океаны. Части Мирового оке ана

20

Свойства вод Мирового океана. Температура и соле ность воды

21

Движение вод в Мировом океане. Волны, цунами, приливы и отливы. Течения

22

Горные породы и их значение для человека

23

Горные породы и полезные ископаемые своего края

24

Внутреннее строение Земли. Методы изучения земных глу бин. Земная кора и литосфера

25

Движение литосферных плит

26

Землетрясения

27

Вулканы, горячие источники, гейзеры

28

П\Р № 7  (тренировочная). Определение положе ния своего края отно сительно районов землетрясений и вул канизма

29

Рельеф, его значение для человека. Изображение рельефа на планах и картах

30

Основные формы рельефа Земли. Горы и равнины суши. Рельеф дна Мирового океана

31

Особенности рельефа территории своей местности. Основные формы рельефа

32

Горы. Разнообразие гор. Стихийные процессы в горах

33

Равнины. Образова ние равнин и их изме нение во времени

34

П/Р № 8 (итоговая). Описание рельефа своей местности. Изменение рельефа под влиянием внутренних и внеш них процессов, деятельности людей

35

Влияние рельефа на традиции, обычаи населения региона, их жизненный уклад. Охрана недр

36

Урок обобщения и контроля знаний по теме «Литосфера»

37

Атмосферный воздух. Температура воздуха

38

П/Р № 9 (обучающая). Особенности температурного режима в своем городе, крае. Различия по сезонам года. Построение графика хода температуры

39

Атмосферное давле ние. Ветер

40

Построение розы ветров

41

Атмосферные осадки. Облака

42

Количество осадков по сезонам года. Наименьшее и наибольшее количество осадков

43

Погода и климат. Влияние погоды и климата на здоровье людей

44

Особенности климата своей местности. Характерные особен ности погоды по сезо нам года

45

Циркуляция атмосфе ры. Составление таб лицы «Воздушные массы и постоянные ветры земного шара»

46

Местные признаки и прогноз погоды. Метеорологические наблюдения

47

Климаты Земли. Работа с климатиче скими картами (урок-практикум)

48

П/Р № 10 (итоговая). Наблюдения за пого дой. Описание погоды своей местности по плану. Работа с календарем погоды

49

Урок обобщения по теме «Атмосфера»

50

Круговорот воды в природе

51

Реки в природе и на географической карте

52

П/Р № 11 (тренировочная). Описание реки своей местности по плану. Определение элемен тов речной долины. По материалам экскурсии на бли жайшую реку

53

Озера. Ледники. Горное и покровное оледенение

54

Экскурсия - П/Р № 12 (тренировочная)  на бли жайшее озеро, пруд. Описание по плану

55

Подземные воды. Межпластовые и грунтовые воды. Болота

56

Использование и охрана вод своего края. Роль внутренних вод в жизненном укладе населения региона

57

Урок обобщения и контроля знаний

Раздел IV. Географическая оболочка — среда жизни

Планируемые результаты обучения.

Учащиеся должны уметь:

• объяснять понятия и термины: биосфера, географическая оболочка, природный комплекс, природная зона;

• называть меры по охране природы;

• рассказывать о способах предсказания сти хийных бедствий;

• составлять описание природного комплекса;

• приводить примеры мер безопасности при стихийных бедствиях.

58

Биосфера — живая оболочка Земли. Почва как особое природное тело

Почвы своего края. Охрана почв

59

Географическая оболочка и природные комплексы Земли. Природные компо ненты

60

Природные зоны Земли

Экскурсия. Природные комп лексы. Природная зона своего края

Растительный мир своего края

61

Животный мир своего края

62

Охрана природы. Заповедники Хабаровского края.

63

Взаимодействие чело века и природы. Сти хийные бедствия. Виды хозяйственной деятельности и степень их воздействия на природу

64

Взаимодействие человека и природы. Природные стихий ные бедствия на территории своей местности. Меры безопасности.

65

П/Р № 13 (итоговая). Занятия населения в своем крае. Антропогенные изменения в природе

66

Природоохранные мероприятия на территории своей местности.

67

Итоговое тестирование

68

Повторение

Перечень

географических объектов, изучаемых в курсе

«География. Землеведение». 6 класс

Тема «Литосфера»:

а)  равнины:

Восточно-Европейская

Западно-Сибирская

Великая Китайская

Великие равнины (Северная Америка);

Амазонская

б)  плоскогорья: Среднесибирское Аравийское

Декан

Бразильское;

в)  горы:

Гималаи

Джомолунгма

Анды

Кордильеры

Альпы

Кавказ

Уральские

Скандинавские

Аппалачи;

г) вулканы:

Везувий

Гекла

Кракатау

Ключевская Сопка

Орисаба

Килиманджаро

Котопахи;

д) места распространения гейзеров:

остров Исландия

острова Новая Зеландия

полуостров Камчатка

горы Кордильеры.

Тема «Гидросфера»:

а) моря:

Черное

Балтийское

Баренцево

Средиземное

Красное

Охотское

Японское

Карибское;

б)  заливы:

Бенгальский

Мексиканский

Персидский

Гвинейский;

в)  проливы:

Берингов

Гибралтарский Магелланов

Дрейка

Малайский;

г) острова:

Гренландия

Мадагаскар

Гавайские

Большой Барьерный риф Новая Гвинея;

д)  полуострова: Аравийский Скандинавский

Лабрадор

Индостан

Сомали;

е)  течения:

Гольфстрим

Северо-Тихоокеанское Лабрадорское Перуанское;

ж)  реки:

Нил

Амазонка

Миссисипи

Миссури

Конго

Енисей

Волга

Лена

Амур

Обь;

з) озера:

Каспийское

Байкал

Ладожское

Аральское

Виктория

Танганьика

Верхнее;

и) области оледенения:

Антарктида

Гренландия

вершины Гималаев и Кордильер

Аляска.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Начальный курс.6 класс» УМК: География. Начальный курс.6 класс. Герасимова Т.П

Рабочая программа  рассчитана на 2 часа в неделю. При 35 учебных неделях общее количество составляет  70 часов.Реализация учебной программы обеспечивается учебникомТ.П.Герасимова. География....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География материков и океанов.7 класс» УМК: География материков и океанов. В.А.Коринская, И.В.Душина, В.А.Щенев

Данная рабочая программа рассчитана на 70 часов по 2 часа в неделю. Реализация учебной программы обеспечивается учебником  География материков и океанов. 7 класс: учебник для общеобразовател...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Россия. Природа и население. 8 класс» «География России. Хозяйство и географические районы. 9 класс» УМК: География. Россия. Природа и население. География России. Хозяйство и

Рабочая программа рассчитана на  70часов по 2часа в неделю в 8 классе и 70часов по 2часа в неделю в 9 классе. Реализация учебной программы обеспечивается учебниками А.И. Алексеев, В,А.Низовц...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «Экономическая и социальная география мира» 10-11 класс УМК: Экономическая и социальная география мира. Максаковский В.П.

Рабочая программа  рассчитана на  70 часов: в 10 классе 35 часов по 1часу в неделю; в 11 классе 35 часов по 1часу в неделю.Реализация учебной программы обеспечивается учебником:  В...

Рабочая программа по географии для 5 класса по курсу «География. Введение в географию" авторов Е.М. Домогацких, Э.Л. Введенского, А.А. в соответствии с требованиями ФГОС

Программа курса "Введение в географию" для 5 класса составлена в соответствии с  требованиями ФГОС ООО. Структура программы соответствует новейшим требованиям к содержанию и структуре рабочей про...

Рабочая программа по географии для 8 классов к учебнику Е.М. Домогацких, Н.И.Алексеевский «География: физическая география России», «Русское слово», 2018 г

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.            Данная рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного обще...