Использование информационно - коммуникативных технологий в преподавании географии
статья по географии по теме

Постнова Наталья Александровна

Статья для учителей географии

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ikt-1.doc37 КБ

Предварительный просмотр:

Н.А.Постнова

учитель географии КГБОУКШИ

Алтайский кадетский корпус

 ЗАТО Сибирский Алтайского края

Использование

информационно - коммуникативных технологий в преподавании географии

Урок. Его величество УРОК! Мгновения, когда в руках учителя  прошлое, настоящее и, возможно, будущее каждого мальчишки, пришедшего в класс. Когда  я, учитель превращаюсь в актера,  режиссера, художника, а мои воспитанники не становятся  пассивными слушателями и зрителями. Они включаются в процесс познания, пытаясь постигнуть суть явлений и закономерностей развития планеты.

Долгое время в общем образовании сохранялись тенденции субъект - субъектных отношений между учителем и учеником. Где учитель выступал в роли транслятора информации, совершенствуя свои ораторские способности, а ученик, в свою очередь, в роли приёмника. Такая методика не всегда приводила к желаемым результатам.  То есть, конечно, минимум материала, в соответствии со школьной программой,  впитывали в себя многие школьники. Однако мыслить творчески, заинтересованно искать новую информацию по изученной теме, разрабатывать творческие проекты удавалось единицам. Возможно, косвенную роль в этом сыграл тот факт, что не каждая школа обладала достаточными информационными и  техническими ресурсами для внедрения новых творческих идей. Возможно, общественная идеология того времени давала о себе знать.

День сегодняшний диктует учителю совсем иные подходы и методики работы с учащимися.  Ускорение научно – технического прогресса, внедрение в образовательный процесс все новых и новых его веяний и изобретений, различные президентские и правительственные программы по оказанию технической и информационной поддержки общеобразовательным учреждениям позволили учителю творчески подойти к созданию современного урока. Если раньше его творцом  всецело был учитель, то теперь он призывает  в соавторы не только поэтов и живописцев, но и авторов образовательных фильмов, мультимедиа  учебников, а также использует информационные ресурсы  Всемирной компьютерной сети.

Использование подобного рода источников информации дает учителю широчайшие возможности сделать каждый урок неповторимым шедевром педагогического искусства. Из большинства возможностей «сотворчества  с компьютером» для меня наиболее приемлемым являются  использование мультимедиа учебников и создание компьютерных презентаций.

Наиболее успешно и интересно продвигается работа с электронной версией учебника В.П. Максаковского  «Экономическая и социальная география мира» для учащихся 10-х классов. Я и прежде старалась использовать в планировании уроков фрагменты этого учебника. Но наиболее яркое впечатление произвело на меня выступление В.П. Максаковского на презентации мультимедиа учебников и учебной литературы издательств «Просвещение» и «Дрофа» в рамках юбилейной конференции Всероссийской ассоциации учителей географии, которая проходила в ноябре 2005 года в Московском Доме учителя. Автор знакомил практикующих педагогов с теми возможностями, которые открывают для нас электронные помощники на примере нового издания для 6-х классов. В  нем, как и в учебнике для десятиклассников, подкупали не только красочность исполнения, что  само по себе уже награда для периферийных школ. Но и огромная насыщенность содержания, богатый иллюстративный и статистический материал.

Кроме того, пользуясь таким учебным пособием, ребенок сам в состоянии регулировать время изучения  той или иной информации, а также уровень контроля знаний и практических заданий. Находясь один на один с компьютером, при наводящей помощи учителя, ребенок лишается публичного осуждения за не правильный ответ, таким образом, он может попробовать себя  в более высокой категории заданий, чем обычно.

Подача материала  рассчитана на людей с различным восприятием: аудиалы послушают диктора, визуалы увидят карту, сноски, подборки слайдов, прочитают текст. А если использовать все возможности издания – информация усвоится наиболее полно. Роль учителя на уроке сводится к тому, чтобы стать штурманом на корабле знаний. Он отслеживает своевременность изучения информации и направляет работу в нужное русло.

После общения с автором мне захотелось более детально изучить подобные издания и активней применять их в своей учебной деятельности. Наиболее часто, таким образом, я работаю с кадетами 10-х классов. Так как они уже имеют достаточно высокий уровень знаний по информатике и легко осваивают подобный материал, то уроки, построенные на основе таких изданий,  проходят всегда в высоком темпе,  а ребята проявляют большую заинтересованность в изучении различных тем.

Работа  с электронными источниками географических знаний, подтолкнула и меня к электронному творчеству. И я стала часто  составлять презентации по изучаемым темам. Яркие,  емкие, запоминающиеся,  они позволяют быстро и четко изложить информацию, задать интересные проблемные вопросы и задания. Такая подача материала приводит кадет в полный восторг, а главное, она дает хорошие результаты.

Но что особенно удивляет, так это то, что ребят и самих захватывает  процесс добывания знаний, изучения отдельных географических проблем, порой преломление их через медицину и биологию,  литературу и искусство. А затем самостоятельное (или под руководством  учителя) составление  презентации и выступление с ней пред одноклассниками. Для такой работы кадеты зачастую берут опережающие задания, а затем представляют ее на уроке, как новый или дополнительный материал.  

Насколько серьезно подходят они к таким презентациям можно судить из представленных творческих работ кадет 9.2 и 10.2 взводов. Эти работы были использованы  на уроках при изучении данных тем в 7-10-х классах и сопровождались соответствующими пояснениями авторов, хотя и без того презентации очень насыщены информацией и вполне понятны без каких либо комментариев. В них легко прослеживаются межпредметная  интеграция, практическая направленность  и обыкновенный мальчишеский юмор.

В настоящее время ребята  10-х классов с удовольствием работают над презентациями по теме  «Глобальные проблемы человечества». А девятиклассники  - по темам географии Алтайского края.

Кроме того, учащиеся 10-х классов работают над созданием  географического сайта поселка Сибирский, куда  они хотели бы включить данные о природе его окрестностей, населении и достопримечательностях. Помимо прочего, ребята  разработали анкеты для соцопроса по данным темам, а также углубились в изучение отдельных аспектов географии городка ракетчиков.  Наиболее интересными показались кадетам  сведения о поведении населения в момент землетрясения и история появления на территории поселка большого количества пар близнецов. Ребята анкетируют население, занимаются поисковой работой и фотосъемкой, которая поможет сделать сайт живым и интересным. Широка и практическая направленность сайта как для  тех, кто увлекается географией своего региона, так и для тех, кому просто интересно узнать что-то новое о родном поселке. Такая работа  объединяет разносторонние увлечения и интересы детей в создании одного проекта, а точки соприкосновения не только повышают интерес к предметам географии и информатики, но и разносторонне развивают  учащихся.

Урок. Его величество УРОК!  Мгновения, когда учитель и ученик становятся партнерами и соавторами, создавая не забываемую атмосферу, в которой рождается, бережно взращивается и расцветает древо географического познания. И замечательно, что, благодаря использованию новых компьютерных технологий, он восходит на новый более прогрессивный и увлекательный уровень.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование информационно-коммуникативных технологий в преподавании информатики

Информационно-коммуникативные технологии способны решать многие педагогические задачи, предоставляют совершенно новые возможности для творчества, приобретения и закрепления профессиональных навыков, п...

Информационно- коммуникативные технологии в преподавании уроков истории.

Главная задача  ИКТ – обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества, государст...

Информационно-коммуникативные технологии в преподавании татарского языка и литературы

В последние годы все чаще поднимается вопрос о применении новых технологий в средней школе. Это не только технические средства, но и методы преподавания, новый подход к процессу обучения. Основной цел...

Реализация информационно-коммуникативной технологии на уроках географии как условие формирования коммуникативной компетентности.

Реализация  информационно-коммуникативной технологии на уроках географии как условие формирования коммуникативной компетентности....

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРЕПОДАВАНИИ ГЕОГРАФИИ (ИНТЕРАКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ)

В данной курсовой работе описываются не только теоретические основы интерактивных технологий в обучении географии, но и их практическое применение на уроках....

Информационные технологии в преподавании географии. Использование ЦОР в преподавании географии.

В настоящее время актуальным для школы является комплекс задач связанных сформированием информационной культуры обучающихся, которым предстоит жить и работать в современном обществе с развитой сетевой...

Статья "Реализация информационно-коммуникативной технологии на уроках географии как условие формирования коммуникативной компетентности"

  Новый учебный процесс предполагает внедрение новых форм работы и предусматривает новые роли: учителя, как консультанта, и ученика, как активного исследователя, творчески  и самостоя...