Путешествие
методическая разработка по географии (8 класс) на тему

 

Задачи:

  1. пробудить интерес учащихся к окружающему миру, красивым                                           местам России
  2. изучить природу Байкала, экологические проблемы о. Байкал

Оборудование:

  1. контур озера Байкал
  2. иллюстрации об озере и его  окрестностях
  3. историческая карта бывшего СССР

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл u_r_o_k_p_u_t_e_sh_e_s_t_v_i_e.docx38.79 КБ

Предварительный просмотр:

У Р О К              П У Т Е Ш Е С Т В И Е

«ЖЕМЧУЖИНА СИБИРИ - БАЙКАЛ»

/   Уч.   Географии

 Гутченко Л.Н.  /

Задачи:

пробудить интерес учащихся к окружающему миру, красивым                                           местам России

изучить природу Байкала, экологические проблемы о. Байкал

Оборудование:

контур озера Байкал

иллюстрации об озере и его  окрестностях

историческая карта бывшего СССР

Х О Д    У Р О К А:

Ι. За несколько уроков до изучения этой темы была организована экспедиция из четырех отрядов: 1 отряд – географы-исследователи. 2 отряд – зоологи. 3 отряд – экологи. 4 отряд – историки.

В ходе экспедиции ребята занимались сборами материалов об озере Байкал

ΙΙ. Отчет о работе экспедиции принимала экспертная группа в составе нескольких учителей и учащихся старших классов.

ΙΙΙ. Вступительное слово учителя.

- Уважаемые ребята, гости!

Поздравляю вас с окончанием работы наших

Экспертных групп. Вы совершили интересное путешествие в загадочный мир природы и познакомились с одной из его жемчужин – озером Байкал.

Байкал – это самый замечательный и единственный в своем роде водоем земного шара. Широкая гладь озера, сливающаяся в дали с небом, при тихой погоде изумляет своей красотой.

« Кто Байкала не видел, тот в Сибири не бывал» - горят Сибиряки.

«Славное море – освященный Байкал» - так поется в русской народной песне.

-И так, предоставляем слово участникам экспедиции.

Первыми отчитывается проделанной работе отряд географов-исследователей.

-Отряд географов - исследователей предоставил материл об общих сведениях озера Байкал.

Ι. Байкал - крупнейшее пресноводное озеро нашего континента и самое глубокое озеро мира.  В этой гигантской чаше сосредоточено 23 тыс. км3 чистейшей пресной воды, или 20% всех ее мировых запасов, выходящих на ее поверхность.

- Байкал – горное озеро. Оно расположено на высоте 455 м выше уровня океана. Его максимальная глубина 1620 м, а средняя – 730 м.

Дно Байкала на 1167 м ниже уровня мирового океана, а зеркало его вод – на 453 м выше.

Возраст Байкала – 15 – 20 млн. лет, в то время, как другим озерам не более 5 – 15 тыс. лет. В длину озеро простирается на 620 км при ширине от 24 до 79 км. Полная смена воды в Байкале происходит в течение 332 лет. В озеро впадает более 366 рек, а втекает одна Ангара.

- Уникальная вода Байкала. По ее прозрачности Байкал превосходит альпийские озера. Белый диск, используемый для определения прозрачности воды, виден в озере на глубине 40 м.

Главная ценность байкальской оды в ее гидрохимических свойствах и качестве.

- У Байкала уникально многое: и тектоника озерной волны, и кристально чистая вода, и как бы музейная сохранность сотен видов древних животных.

ΙΙ.Отряд историков

Для учащихся будет интересно узнать происхождение озера Байкал. Эвенки называли его Лама (эвенк. лама – «море»). Якуты в обиход вводят название Байкал (якутское байкуль) – т.е. бай – богатый, куль (коль) – озеро «Богатое озеро»; байхал – «большой водоем», «множество воды», «обширный бассейн».

Вот так А. В. Митаев повествует легенду о названии Байкал

   Русские давно слыхали, что где-то посреди Сибири есть огромное озеро. Но как оно называется, никто про то не знал. Когда русские купцы, а потом казаки за Урал перевалили, и стали к большим рекам Оби и Енисею подходить, они узнали, что вокруг озера, которое денно и нощно кипит, люди живут. Узнали те русские, что то озеро богато рыбой, а по берегам разные звери ходят, да такие дорогие, которых в свете больше нигде нету. Стали казаки и купцы торопиться к тому морю-озеру, шли, не спали, коней не кормили, не знали, когда день кончается и когда ночь начинается. Каждому охота было первому к озеру попасть и посмотреть, какое оно есть и почему оно кипит без отдыху. 
     Шли те купцы и казаки к морю долго, несколько лет, много их дорогой поумерло, но живые все-таки дошли и увидели перед собой Шаманский камень. Он им дорогу перегородил, свет закрыл. Ни вправо, ни влево от него отвернуть нельзя, кругом такие горы, что закинешь голову шапка слетает, а верхушки не видно. Покрутились казаки с купцами около Шамана-камня и подумали, что не пробраться им к морю, а сами слышат, как оно шумит, вздымается и о скалы бьется. 
     Загоревали купцы, опечалились казаки, видать, вся их длинная дорога пропала ни за понюшку табаку. Отъехали они назад, шатер разбили, и стали тяжкую думу думать, как же им Шаман-камень перевалить или горы объехать. Горы им не объехать - море проглотит. Так остановились казаки с купцами и стали жить недалеко от моря-озера, а на берег никак не попадут. 
     Долго им тут пришлось жить, может быть, и кости там их сгнили бы, но тут на их счастье подошел к ним неведомый человек и назвался бурятом. Русские начали его просить, чтобы он их провел на берег, обвел кругом моря и показал им дорогу на землю, где они еще не были. Ничего бурят им не сказал, он сложил свои ладони в трубочку, потом поднес их к лицу и пошел в лес. Русские не стали его задерживать, отпустили с богом. Снова опечалились купцы и казаки, как же дальше быть, не миновать, видно, смерти им. Так жили они, долго ли, мало ли, никто ни дни, ни месяцы не считал. Отощали и осунулись купцы с казаками, хуже прежнего горе их обуяло. Хотели они уже с последними силами собраться и назад идти, но тут снова пришел тот бурят и сына своего привел, сказал: 
     "Не обойти мне с вами Байгала - стар я стал, не обогнуть мне Камень-шаман - года давно ушли, берите сына, у него глаза светлые, а ноги оленьи".
     Ушел старик в тайгу, а сын повел русских новой дорогой, вывел их на берег моря и сказал: 
     "Байгал".
     Русские спросили его, что это такое, он им ответил: 
     "По-нашему значит огненное место, здесь раньше сплошной огонь был, потом земля провалилась, и стало море. С тех пор мы зовем наше море Байгалом".
     Русским это название понравилось, и они тоже стали называть это море Байкалом.

ΙΙΙ. Отряд – зоологов

Обитающие в водах Байкала рыбы, ракообразные, моллюски, губки и живые существа в основном встречаются только в этом озере и потому относятся к так называемым эндемичным видам.

Из промысловых рыб здесь водятся: омуль, байкальский осетр, таймень, хариус, из животных – нерпа. На Байкале живет много водоплавающих птиц, некоторые даже зимуют в этих местах.

Голомянка – это розовато-белая полупрозрачная рыбка, не имеющая чешуи.

В озере есть весьма ценные промысловые рыбы и животные. Это, прежде всего, знаменитый омуль – необычайно нежная и приятная на вкус рыба.

В пресных водах прижился тюлень – байкальская нерпа, видимо проникший сюда из северных морей при похолодании в ледниковый период. Возможно, тогда попал в Байкал и омуль. Теперь лов омуля ограничивается и временами его даже прекращают.

Эпишуру с полным основанием можно назвать дворником Байкала. И рачок – то ерундовый, всего 15 мм длинной, но под каждым квадратным метром поверхности воды, до глубины 50 м его насчитывается до 3 млн. Встречаются они и глубже. Рыбам, конечно, невдомек, что поедают они свою жизнь: ведь каждая такая малявочка очищает в год 15 м3 воды, и чем ее больше, тем чище вода. Но стоит попасть какому – либо металлу, хлору, крошечке целлюлозы или чему – либо другому из тех 97 веществ, что сбрасываются в воду человеком, эпишура погибнет. Если эпишура погибнет, тогда Байкал лишится своей уникальной чистоты.

Макрогектопус, хотя рачок бесцветный, и тоже трудно различимый в воде, но более солидный до 3 см. живет глубже 100 м, но каждую ночь поднимается на поверхность. Он работает ассенизатором. Все, что перестает двигаться, отмирает, тонет – пища макрогектопуса. Но в промышленных оттоках, содержащих хотя бы 1-2 элемента, чуждые Байкалу, макрогектопус погибает сразу.

ΙV. Отряд – экологи.

Озеро Байкал – единственный своеобразный объект на нашей планете. Байкал – самой природой созданный регулятор стока Ангары, неоценимый для поддержания равномерности ее режима. Но Иркутская ГЭС подпрудила своей плотиной исток и более чем на 1 м приподняла уровень всего озера. Казалась его метровая разница не превышает сезонных колебаний , но и это повредил Байкала: пришлось укреплять прибрежные дороги; нарушились сложные биосвязи – пострадала планктоновая мелюзга эпишура, веслоногий рачок, а им питались и омуль, и бычок – желтокрылка; мальков желтокрылки поедали тоже омуль. Помутнела с подъемом уровня вода прибрежий, бычки лишились пищи и привычных нерестилищ, их численность, а это отразилось и на поголовье омуля.

Как же осторожно нужно обращаться с озером в дальнейшем! Широкое движение в его защиту возникло с возведением у берегов двух целлюлозных комбинатов. Пришлось создавать очистительные сооружения; Селенгинский картонный комбинат уже обещал довести свои промстоки до полной чистоты. Все покатости, обращенные к Байкалу, объявлены водоохранной зоной, промышленные рубки на них прекращены, как и сплав по речкам, текущим в озеро.

Борьба за угрозы Байкалу вдохновила на яркие выступления писателей и крупных ученых. Осуждались проекты помощи озеру. Предусматривается всемирное использование оздоровительных и эстетических благ бассейна.

Ясное око Сибири, гордость нашей страны, Байкал должен оставаться незапятнанно чистым, и эта чистота нам дороже любых конъюнктурных выгод. Обратимся в Александу Твардовскому и скажем вслед за ним:

«Байкал – бесценный дар природы –

Да будет вечен на Земле!»

…Чиста, уникальна, прозрачна вода.

 Безмолвно полная жизни тайга

 Шумит и волнуется бешеный вал

Таким мне запомнился древний Байкал.

 Красавица дочь — Ангара удалая

Свой путь начинает из этого края,

А с нею три сотни речушек и рек,

Все устремили к Байкалу свой бег.

 С тревогой смотрю я в завтрашний день:

Будут ли жить там омуль, тюлень?

Как сохранить заповедное озеро,

Чтоб его воды не «целлюлозило»,

Чтоб достоянием народа стал

Славное море — священный Байкал?

          V. Этап: Подведение итогов.

Комиссия экспертов подводят итоги урока путешествия: объявляют оценки, комментируют отдельные доклады о подготовке групп к уроку.

VΙ. Показ к/фильма о озере Байкал.

            ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:

Фотоальбом «Природа России»

2. «Живая география»

3. А.А. Шибанова хрестоматия «По родной стране»

Ю.К. Еремов «Природа моей страны»

А. Н. Захлебный «Книга для чтения по охране природы»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-путешествие КИЖИ ( Тире между подлежащим и сказуемым) Урок-путешествие в 8 классе

Цели урока:Образовательные:Обобщить, систематизировать изученные теоретические сведения о по­становке тире, закрепить умения пунктуационного и интонационного оформ­ления предложений с тире, совершенст...

Урок - путешествие в 10 классе по теме «Путешествие по Британии».

Цели урока:Активизировать выученную лексику по теме; углубить знания учащихся по теме; способствовать расширению общего и страноведческого кругозора; развивать мышление, слуховой контроль, зрительную ...

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"

Цель данного мероприятия в занимательной форме  показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"

Цель данного мероприятия в занимательной форме  показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...

Урок- путешествие по МХК в 10 классе на тему " Путешествие от Нижнего до Кижей"

Нетрадиционный урок МХК в 10 классе. Урок- путешествие. На уроке реализуются межпредметные связи : МХК, литература, история, география....

Урок-путешествие "Путешествие в Древний Египет"

Обобщающий урок для 5 класса после изучения темы "Древний Египет". Урок с применением информационных технологий (проектор, компьютер, презентации). Урок состоит из пяти частей, есть театрализованная ч...

Занятие- путешествие "Путешествие в танцевальные фантазии"

Презентация занятия в детском обединении "Народный танец" для детей с ограниченными возможностями здоровья....