календарно-тематическое планирование по географии 5 класс
рабочая программа по географии (5 класс) по теме

Ракунова Вера Николаевна

календарно-тематическое планирование составлено по учебнику Дронова Савельевой Землеведение.

Скачать:


Предварительный просмотр:

КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.

 Календарно - тематическое планирование 5 класс.

35 часов, 1 час в неделю.

Тип урока

Тема урока

Основное содержание урока

УУД предметные

УУД

Формы контроля

Домашнее задание

дата

дата

Введение 1час

1.

вводный

Что изучает география  

Понятие география. Зарождение науки о Земле. Система географических наук. Знакомство с учебником его структурой и особенностями использования компонентов УМК.

 Определять понятие

 « география»

 Выявлять особенности изучения Земли географией по сравнению с другими науками.

Устанавливать этапы развития географии от отдельных описаний земель и народов к становлению науки на основе анализа текста учебника и иллюстраций.

Различать природные и антропогенные географически объекты.

Беседа, работа с таблицей

П. 1рассказ

Накопление знаний о Земле 4 часа.

2.

ФНЗ

Познание Земли в древности

Мир древних цивилизаций. Географические знания на Древнем Востоке. Древнем Египте, Древнем Китае и Древней Индии. Географические знания в древней Европе.

Показывать по картам территории древних государств.

Находить информацию ( В Интернете и других источниках) о накоплении географических знаниях в древних государствах.

Метапредметные

Регулятивные (учебно-организационные):

-ставить учебную задачу под руководством учителя;

-планировать свою деятельность под руководством учителя;

-работать в соответствии с поставленной учебной задачей;

-работать в соответствии с предложенным планом;

-участвовать в совместной деятельности;

-сравнивать полученные результаты с ожидаемыми результатами.

-оценивать работу одноклассников.

Познавательные

учебно-логические:

-высказывать суждения, подтверждая их фактами;

-выявлять причинно-следственные связи;

-решать проблемные задачи;

-анализировать связи соподчинения и зависимости между компонентами объекта;

учебно-информационные:

-поиск и отбор информации в учебных и справочных пособиях, словарях, Интернете.

-работа с текстом и внетекстовыми компонентами: выделение главной мысли, поиск определений понятий, составление простого и сложного плана, поиск ответов на вопросы, составление вопросов к текстам, составление логической цепочки, составление по тексту таблицы, схемы;

-классификация и организация информации;

-создание текстов разных типов (описательные, объяснительные) и т.д.

Личностные:

-осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона);

 -осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран;

– гармонично развитые социальные чувства и качества:

-умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей;

-эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования;

Работа  с картой, устный опрос.

П. 2 рассказ.

Сообщения о географических сведениях в древности

3.

К

Великие географические открытия

Причины наступления ВГО Путешествия Х. Колумба, значение открытия Нового Света. Южный морской путь в Индию кругосветные путешествия Ф Магеллана, Ф. Дрейка Значение великих географических открытий.

Прослеживать и описывать по картам маршруты путешествий в разных районах Мирового океана и на континентах

Наносить маршруты путешествий на контурную карту.

Находить информацию( в Интернете и других источниках) о путешествиях и путешественниках эпохи ВГО

 Обсуждать значение открытий Нового Света и всей эпохи ВГО.

Анализ карты, работа с контурной картой, беседа

П. 3  рассказ.

сообщения о ВГО

4.

К

Открытие Австралии и Антарктиды.

Открытие и исследования Австралии (А. Тасман, Дж. Кук). Открытие и исследования Антарктиды ( Ф.Ф. Беллинсгаузен, М.П. Лазарев). Первое русское кругосветное путешествие. Вклад  в географию И.Ф. Крузенштерна и Ю.Ф. Лисянского.

 Прослеживать по картам маршруты путешествий.

 Наносить маршруты путешествий на контурную карту.

 Находить информацию( в Интернете и других источниках)  и обсуждать первое русское кругосветное путешествие.

Анализ карт, работа с контурными картами, беседа, работа с дополнительными источниками

П. 4.  Рассказ

Сообщения о открытии материков .

5.

К

География на современном этапе.

Изучение Земли современной географией. Зачем человеку нужна география.

Выявлять особенности изучения географии на современном этапе.

Рассказ, работа с дополнтельной информацией.

П. 5 рассказ

Земля во Вселенной (4часов)

6

ФНЗ

Земля и космос.

Земля- часть Солнечной системы

Понятие Вселенная, космос. Типы Галактики. Ориентирование  по звездам. Состав Солнечной системы. Система «Земля-Луна». Уникальность планеты Земля.

 Анализировать иллюстративный материал  выяснять навигационные звезды.

Называть галактики и их свойства.

 Анализировать иллюстративный материал и сравнивать планеты Солнечной системы п разным параметрам

Составлять « космический адрес» Земли.

Составлять и анализировать схему « Географические следствия размеров Земли»

 Метапредметные Регулятивные (учебно-организационные):

-ставить учебную задачу под руководством учителя;

-планировать свою деятельность под руководством учителя;

-работать в соответствии с поставленной учебной задачей;

-работать в соответствии с предложенным планом;

-участвовать в совместной деятельности;

-сравнивать полученные результаты с ожидаемыми результатами.

-оценивать работу одноклассников.

Познавательные

учебно-логические:

-выделять главное, существенные признаки понятий;

-определять критерии для сравнения фактов, явлений, событий, объектов;

-высказывать суждения, подтверждая их фактами;

-выявлять причинно-следственные связи;

-решать проблемные задачи;

-анализировать связи соподчинения и зависимости между компонентами объекта;

учебно-информационные:

-поиск и отбор информации в учебных и справочных пособиях, словарях, Интернете

-работа с текстом и внетекстовыми компонентами: выделение главной мысли, поиск определений понятий, составление простого и сложного плана, поиск ответов на вопросы, составление вопросов к текстам, составление логической цепочки, составление по тексту таблицы, схемы;

-качественное и количественное описание объекта;

-создание текстов разных типов (описательные, объяснительные) и т.д.

Личностные:

-осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона);

 -осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран;

– гармонично развитые социальные чувства и качества:

-умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей;

-эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования;

Работа с иллюстрациями, анализ схемы, беседа, устный опрос.

П.6-7.рассказ

7

К

Влияние космоса на Землю и жизнь людей

Солнечная активность и жизнь людей. Метеориты  и метеоры. Кометы их особенности.

Составлять описание происшествий на Земле, обусловленных космическими процессами и явлениями.

Находить дополнительные сведения о процессах и явлениях, вызванных воздействием ближнего космоса на Землю, о проблемах, с которыми может столкнуться человечество при освоении космического пространства.

Работа с дополнительной информацией, устный опрос.

п.8 рассказ.

8

К

Осевое вращение Земли Обращение Земли вокруг Солнца.

Вращение Земли вокруг своей оси. Географические следствия осевого вращения. Сутки и часовые пояса. Движение Земли по орбите и смена времён года. Тропики и Полярные круги. Пояса освещённости.

Наблюдать  действующую модель движения Земли( теллурий) и писывать особенности вращения Земли вокруг своей оси.

 Выявлять зависимость продолжительности суток от скорости вращения Земли вокруг своей оси.

Решать познавательные и практически задачи на определение разницы во времени часовых поясов.

Составлять и анализировать схему « Географические следствия вращения Земли вокруг своей оси».

Наблюдать действующую модель движения Земли (теллурий) и описывать особенности движения Земли вокруг Солнца.

Анализировать схему орбитального движения Земли и объяснять смену времён года.

 Показывать на схеме и картах тропики, Полярные круги, пояса освещенности.

Анализ схемы, решение задач, составление и  анализ схемы

П. 9-10 рассказ

9

К

Форма и размеры Земли.

Форма и размеры Земли. Географические следствия формы и размеров Земли. Уникальность планеты Земля

Составлять и анализировать схему

« Географические следствия  размеров и формы Земли».

Находить (в Интернете и других источниках) и подготавливать сообщения на тему « представления о форме и размерах Земли в древности»

Составление и анализ схемы, работа с дополнительной информацией.

П. 11. Сообщения представление о формах и размерах Земли.

Географические модели Земли (10)

10

ФНЗ

Ориентирование на земной поверхности

 Основные и промежуточные стороны горизонта. Способы ориентирования на местности. Компас и стороны горизонта. Определение направлений по компасу. Понятие « азимут». Измерение углов с помощью транспортира.

Определение   по компасу направления на стороны горизонта, углы с помощью транспортира.

 Метапредметные:

Регулятивные (учебно-организационные):

-ставить учебную задачу под руководством учителя;

-планировать свою деятельность под руководством учителя;

-работать в соответствии с поставленной учебной задачей;

-работать в соответствии с предложенным планом;

-участвовать в совместной деятельности;

-сравнивать полученные результаты с ожидаемыми результатами.

-оценивать работу одноклассников.

Познавательные

учебно-логические:

-выделять главное, существенные признаки понятий;

-определять критерии для сравнения фактов, явлений, событий, объектов;

-сравнивать объекты, факты, явления, события по заданным критериям;

-высказывать суждения, подтверждая их фактами;

-классифицировать информацию по заданным признакам;

-выявлять причинно-следственные связи;

-решать проблемные задачи;

учебно-информационные:

-поиск и отбор информации в учебных и справочных пособиях, словарях, Интернете

-работа с текстом и внетекстовыми компонентами: выделение главной мысли, поиск определений понятий, составление простого и сложного плана, поиск ответов на вопросы, составление вопросов к текстам, составление по тексту таблицы, схемы;

-качественное и количественное описание объекта;

-классификация и организация информации;

-создание текстов разных типов (описательные, объяснительные) и т.д.

Личностные:

-осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона);

 -осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран;

– гармонично развитые социальные чувства и качества:

-умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей;

-эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования;

 Сообщения, устный опрос, Работа  с компасом

 П. 12 рассказ.

11

К

Изображение земной поверхности. Географические карты.

Наука о создании карт. Глобус как объемная модель Земли. План и карта. Атласы. Аэрокосмические снимки. Отличие географической карты от плана. Виды карт. Способы изображений на картах. Искажения карт.

Распознавать различные виды изображения земной поверхности: карта, план, глобус, атлас, аэрофотоснимки.

Сравнивать планы и карты с аэрофотоснимками и фотографиями одной местности.

 Находить на аэрофотоснимках легко распознаваемые и нераспознаваемые Читать карты различных вдов на основе анализа легенды.

Определять зависимость подробности карт от ее масштаба.

Сопоставлять карты разного содержания, находить на них географические объекты, определять абсолютную высоту территории.

Сравнивать глобус и карту полушарий для выявления искажений объектов. географические объекты.

Анализировать атласы и различать его карты по охвату территории и тематике.

 Работа с картой, планом.

Анализ плана и карты и глобуса. чтение карт.

 Учебник п. 13 и 19.

12

К

Масштаб и его виды

Что показывает масштаб. Виды записи масштаба

( численный, именованный, линейный). Линейный масштаб и его использование. Определение с помощью линейного масштаба расстояний, детальности изображения местности от масштаба.

Определять по топографической карт расстояние между географическими объектами и помощью линейного и именованного масштаб.

Решать практические задачи по переводу масштаба из численного в именованный и наоборот.

Работа с картами и планами, определение масштаба

П.14

13

К

Изображение неровностей  земной поверхности на планах и картах

 Абсолютная и относительная высота. Способы изображения неровностей поверхности на планах и картах. Шкала высот и глубин

Практическая работа построение профиля

 Показывать на картах и планах местности выпуклые и вогнутые формы рельефа.

 Распознавать высоты ( глубины) на физической карте с помощью шкалы высот и глубин.

Показывать на физических картах глубокие морские впадины, равнины суши, горы и их вершины.

Подписывать на контурной карте самые высокие точки материков с обозначением их высоты и самую глубокую впадину Мирового океана с обозначением ее глубины.

 Устный опрос. Работа с картами, работа с контурными картами, построение профиля.

П. 15 определить относительные и абсолютные высоты, решение задач.

14

К

Планы местности и их чтение.

Понятие «план местности». Условные знаки и масштаб планов. Распознавание на планах объектов,

Распознавать условные знаки планов  местности. Сравнивать планы с аэрофотоснимками и фотографиями одной местности.

 Работа с топографической картой и планом  местности

Учебник п. 16,рассказ, выучить условные знаки

15-16

К

Пр

Съемка местности Составление плана местности

Способы глазомерной съемки местности. Знакомство с оборудованием для глазомерной съемки и способами его применения. Выполнение практической работы «Составление плана местности»

Использовать оборудование для глазомерной съемки.

Составлять простейшие планы местности небольшого участка.

Практическая работа.

Оформить план местности на альбомный лист

17

К

Параллели и меридианы

Понятие «параллели» и « меридиан». Экватор и начальный меридиан. Использование параллелей и меридианов для определения сторон горизонта.

Сравнивать глобус и карты для выявления особенностей изображения параллелей и меридианов.

Показывать на глобусе и картах экватор, параллели, меридианы, начальный меридиан, географические плюсы.

 Определять по картам стороны горизонта и направления движения, объяснять назначения сетки  параллелей и меридианов.

Работа с картами м глобусом,

Учебник п.17. определение по картам и глобусу направлений.

18

К

Градусная сеть. Географические координаты.

Географическая широта и географическая долгота, способы  их определения. Измерение расстояний с помощью градусной сетки.

Практическая работа по определению географических координат и определение  расстояний с помощью градусной сетки.

Определять по картам географическую широту и географическую долготу объектов.

Находить объекты на карте и глобусе по географическим координатам.

 Определять расстояние  с помощью градусной сетки.

Практическая работа, работа с картами

Учебник, п. 18, определить географические координаты объектов.

19

С и О З, контроль

Обобщение по теме: « географические модели Земли»

проверочная работа

Земная кора 13 часов

20

ФНЗ

Внутреннее строение Земли. Состав земной коры.

Оболочечное строение Земли: ядро, мантия, земная кора.. главный метод изучения глубин Земли.  Строение континентальной и океанической земной коры .

Описывать модель строения Земли. Выявлять особенности внутренних оболочек Земли. 

Анализировать схему «Типы земной коры»

Метапредметные:

Регулятивные (учебно-организационные):

-ставить учебную задачу под руководством учителя;

-планировать свою деятельность под руководством учителя;

-работать в соответствии с поставленной учебной задачей;

-работать в соответствии с предложенным планом;

-участвовать в совместной деятельности;

-сравнивать полученные результаты с ожидаемыми результатами.

-оценивать работу одноклассников.

Познавательные

учебно-логические:

-выделять главное, существенные признаки понятий;

-определять критерии для сравнения фактов, явлений, событий, объектов;

-сравнивать объекты, факты, явления, события по заданным критериям;

-высказывать суждения, подтверждая их фактами;

-классифицировать информацию по заданным признакам;

-выявлять причинно-следственные связи;

-решать проблемные задачи;

-анализировать связи соподчинения и зависимости между компонентами объекта;

учебно-информационные:

-поиск и отбор информации в учебных и справочных пособиях, словарях, Интернете;

-работа с текстом и внетекстовыми компонентами: выделение главной мысли, поиск определений понятий, составление простого и сложного плана, поиск ответов на вопросы, составление вопросов к текстам, составление логической цепочки, составление по тексту таблицы, схемы;

-качественное и количественное описание объекта;

-классификация и организация информации;

-создание текстов разных типов (описательные, объяснительные)

Личностные:

-осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона);

 -осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран;

– гармонично развитые социальные чувства и качества:

-умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей;

-эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования.

Устный опрос, тест.

Учебник п 20 рассказ

21-22

К

Пр

Разнообразие горных пород

Классификация горных пород по происхождению. Образование осадочных, магматических и метаморфических пород, их свойства. Полезны ископаемые.

 Практическая работа по определению горных пород и описанию их свойств.

Сравнивать свойства горных пород различного происхождения.

 Овладевать простейшими навыками определения горных пород и их свойствами.

Анализировать схему преобразования горных пород.

Практическая работа, устный опрос.

Учебник, п 21.

 Сообщения о горных породах и их значении в хозяйстве.

23

К

Земная кора и литосфера.

Литосфера ее соотношение с земной корой. Литосферные плиты и их взаимодействие.

Анализировать схемы строения земной коры и литосферы.

Устанавливать по иллюстрациям и картам границы столкновения и расхождения литосферных плит.

Выявлять процессы, сопровождающие взаимодействие литосферных плит

Работа с иллюстрациями,  картами, индивидуальные задания.

Учебник,22 расказ, знать все литосферные плиты

24

К

Разнообразие рельефа Земли.

Понятие о рельефе. Планетарные формы рельефа. Причины разнообразия рельефа. Как изображается рельеф на картах и планах. Определять по картам крупные формы рельефа.

Распознавать на физических картах и планах  разные формы рельефа.

Выполнять практические работы по определению на картах средний и максимальной абсолютной высоты.

 Выявлять расположение крупных форм рельефа в зависимости от характера взаимодействия литосферных плит.

Работа с картой, контурной картой, индивидуальные задания, устный опрос.

Учебник п 23, рассказ, номенклатура.

25

К

Движения земной коры

Медленные движения земной коры, вертикальные и горизонтальные  движения земной коры. Скорость движения земной коры. Движения земной коры и залегание горных пород

Составлять  и объяснять схему « образование гор при взаимодействии литосферных плит».

Анализировать иллюстрации и выявлять особенности залегания горных пород.

Объяснять образование горстов и грабенов.

Анализ и составление схемы, устный опрос, тест

Учебник, п 24. Рассказ, подобрать картинки  залегание горных пород.

26

К

Землетрясения.

Причины возникновения землетрясений. Очаг и эпицентр. Очаги распространения землетрясений. Жизнь людей в зоне землетрясений и меры  безопасного проживания на территории.

Выявлять при сопоставлении географических карт закономерностей распространения землетрясений.

 Устанавливать с помощью географических карт главные пояса землетрясений на Земле.

 Наносить на контурную карту области распространения землетрясений. 

Устный опрос, анализ карт, работа с контурной картой

П. 25 рассказ, показывать районы землетрясений

27

К

Вулканизм

Вулкан и его строение, извержение вулкана и его виды.  Места распространения вулканизма. Действующие и потухшие вулканы. Зоны вулканизма.

Выявлять при сопоставлении географических карт закономерностей распространения вулканизма

 Устанавливать с помощью географических карт главные пояса вулканизма на Земле.

 Наносить на контурную карту области распространения  вулканизма

Работа с картой, устный опрос, работа  с контурной картой

П. 26. Рассказ, показ. районов вулканизма.

28

К

Внешние силы, изменяющие рельеф.

 Внешние силы,  их роль в изменение рельефа: созидательная и разрушительная. Выветривание, его зависимость от условий природной среды. Разрушительная и созидательная деятельность текучих вод, ледников, ветра, подземных вод

Составлять и анализировать схему, демонстрирующую соотношение внешних сил и формирующиеся под их воздействием форм рельефа.

Описывать облик  создаваемых внешними силами  форм рельефа.

 Сравнивать антропогенные и  природные формы рельефа по размерам и внешнему виду.

Находить дополнительную информацию ( в Интернете, других источниках) о оврагов на хозяйственную деятельность  людей, способах борьбы с их образованием.

Устный опрос, беседа,

Сообщения, работа с картами, работа с дополнительной информацией.

П. 27,28 пересказ, сообщения о влиянии деятельности людей на природу.

29-30

К

Пр

Главные формы рельефа суши.

Главные формы рельефа. Горы и равнины  материков . различие равнин и гор  по высоте.

 Практическая работа Характеристика рельефа по планам и  картам

Распознавать на физических картах и планах  разные формы рельефа.

Выполнять практические работы по определению на картах средний и максимальной абсолютной высоты.

 Выявлять особенности  изображения на картах крупных форм рельефа.

Анализировать иллюстрации и выявлять процессы действующие на разрушения гор.

 Устный опрос, работа с картой, практическая работа, анализ иллюстраций

П.29.рассказ,  показ по картам главных форм рельефа.

31

К

Рельеф дна океана

 Неровности океанического дна. Ложе океана, переходные зоны, глубоководные желоба.

Называть и показывать на макете, иллюстрации основные формы рельефа дна Мирового океана. Выявлять особенности  изображения на картах крупных форм рельефа дна Мирового океана

Устный опрос, индивид. Зад., анализ иллюстраций

П.30, рассказ, показывать  основные формы рельефа океана на карте.

32.

С и ОЗ

Человек и земная кора обобщение по теме:

 « Земная кора»

Полезные ископаемые.. строительные материалы, драгоценные и поделочные камни. Охрана литосферы.

Индивидуальные задания,  тест.

П. 31.Составить кроссворд.

Итоговое повторение

33.

С и О З

Источники географической информации

Индивидуальные задания, ответы на вопросы.

Повторить все темы и составить задания

34

С и О З

Литосфера

Индивидуальные задания, ответы на вопросы.

Повторить все темы и составить задания


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое поурочное планирование к УМК «New Millennium English» 7 класс

Календарно-тематическое поурочное планирование подготовлено к УМК «New Millennium English» для 7 класса, авторы: Н.Н.Деревянко, С.В.Жаворонкова, Л.В.Козятинская, Т.Р.Колоскова, Н.И.Куз...

Календарно-тематическое поурочное планирование к УМК “English-10-11” (10 класс); (серия УМК 5-11; Кузовлев В.П.)

Календарно-тематическое поурочное планирование  по УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11) Авторы УМК: В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, Э.Ш. Перегудова, И.П. Костина, О.В. Дуванова, Е.В. Кузнецова, Ю.Н. Ба...

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК «EnjoyEnglish – 5 класс» Авторы: М.З. Биболетова, Н.Н. Трубанева, О. А. Денисенко

Календарно-тематическое поурочное планирование к учебнику М.З. Биболетовой, Н.Н. Трубаневой, О. А. Денисенко "Английский с удовольствием" 5 класс с требованиями к уровню подготовки учащихся и язы...

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “Английский с удовольствием” / “Enjoy English” 10 класс

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “Английский с удовольствием” / “Enjoy English”  10 классТематическое  планирование  рассчитано  на  102 часа  3  ч...

Календарно-тематическое (поурочное) планирование по геометрии (профильный уровень) на 2014-2015 учебный год Класс: 10 Всего часов: 68 (2 часа в неделю) УМК: • Атанасян Л.С. Бутузов В.Ф. Кадомцев С.Б. и др. Геометрия, 10-11: учеб. для общеобразоват. учр

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ В результате изучения курса геометрии 10 ученик должен знать/понимать • существо понятия математического доказательства; примеры доказате...

Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс 2015-2016 уч.г. (ФГОС)

Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс 2014-2015 уч.г. (ФГОС)...