Рабочая программа по географии 6 класс.
рабочая программа по географии (6 класс) по теме

Овсянникова Мария Петровна

Рабочая программа к учебнику О Климановой 2 часа в неделю.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл raboch._progr_6_kl.docx38.82 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.(6класс)

Основная цель: формирование основ географических знаний, умений, опыта творческой деятельности и эмоционально – целостного отношения к миру, необходимых для усвоения географии.

Начальный курс географии – курс, формирования первоначальных знаний из различных областей наук о Земле – картографии, геологии, географии, почвоведении и других.

Изучение географии на этой ступени основного общего образования должно быть направлено на решение следующих задач:

Учебно-методические задачи курса:

- познакомить учащихся с основными понятиями и закономерностями науки географии;

- способствовать формированию географического мышления школьников, развитию свободной и творчески мыслящей личности;

- передать учащимся сумму систематических знаний по географии, обладание которыми поможет им ориентироваться в современном мире;

- начать формировать географическую культуру личности и обучать географическому языку;

- способствовать формированию картографической грамотности;

- начать формировать умения использовать источники географической информации, прежде всего карты;

- сформировать знания о земных оболочках, гидросфере, литосфере, биосфере;

- формирование представлений о единстве природы, объяснение простейших взаимосвязей процессов и явлений природы;

- развитие элементарных практических умений при работе с приборами и инструментами, картой, глобусом, планом местности;

- формировать у учащихся представление о целостности окружающего мира, его территориальном многообразии;

- начать формировать правильное представление о природных системах Земли на разных уровнях: от локальных (местных)  до глобальных;

Нормативные акты и учебно-методические документы

Программа данного курса подготовлена в соответствии с образовательным стандартом по географии и полностью реализует Федеральный компонент основного общего образования по географии.

Закон РФ «Об образовании» № 122-ФЗ в последней редакции от 01.12.2007 № 313-ФЗ;

Федеральный компонент государственного стандарта общего образования (Приказ Министерства образования РФ № 1089 от 05.03.2004);

Примерная программа основного общего образования по географии;

Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях 2012-2013 уч.год.; Программа  : О.А  Климанова, В.В Климанов  для  общеобразовательных  учреждений  «Землеведение» - 6 класс, М.: Дрофа, 2010  год.( сборник  программ  по  географии  для  общеобразовательных  учреждений : География  6-11  класс.М.: Дрофа,2010 г — составитель Е.В Овсянникова).

Место и роль учебного курса

Курс географии 6 класса открывает пятилетний цикл изучения географии в школе. Начальный курс опирается на пропедевтические знания учащихся из курсов «Природоведения», «Окружающий мир», «Естествознание» и начальной и основной ступени обучения. Начальный курс географии должен не только сформировать базовые знания и умения, необходимые ученику в изучении дальнейших курсов географии, но и помочь в становлении устойчивого познавательного интереса к предмету, заложить основы жизненно важных компетенций.

Учебные часы

Курс «Физическая география. Землеведение» 6 класс .Количество часов 70 (2 раза в неделю)

Учебник  «География. Землеведение» 6 класс, автор О.А.Климанова.Москва «Дрофа» 2009 год

Требования к уровню подготовки обучающихся

1.Оценивать и прогнозировать:

влияние человека на отдельные компоненты природы и влияние природы на все стороны человеческой деятельности в своей местности;

погоду на ближайшие сутки;

2. Объяснять:

последовательность приемов построения планов местности;

построение градусной сетки на картах;

черты сходства и различия плана местности и географической карты;

происхождение землетрясений, ветровых волн и цунами;

влияние рельефа на направление и характер течения рек;

образование ледников;

нагревание атмосферы;

зависимость температуры воздуха от угла падения солнечных лучей;

образование атмосферных осадков, ветра;

изменение погоды, народные приметы;

причины смены дня и ночи, времен года;

зависимость климата от географической широты;

значение атмосферы и необходимость охраны атмосферного воздуха;

понятия: «план местности», «азимут», «масштаб», «географическая карта», «абсолютная и относительная высота», «географические координаты», «литосфера», «земная кора», «горы», «равнины», «гидросфера», «океан», «море», «река», «озеро», «атмосфера», «ветер», «Атмосферные осадки», «погода», «климат», «природный комплекс».

3.Описывать:

внешний вид основных форм рельефа суши;

влияние рельефа на особенности жизни и быта человека;

значение Мирового океана и вод суши в хозяйственной деятельности человека;

внешний облик представителей органического мира гидросферы;

внешний вид слоистых, кучевых и перистых облаков;

времена года своей местности;

природные комплексы своей местности.

4.Определять:

на местности стороны горизонта, направления, расстояния;

по плану местности, глобусу и географической карте  географические объекты, направления, расстояния, высоты и глубины точек, географические координаты;

протяженность, средние и абсолютные высоты одной из равнин и горных систем земного шара;

принадлежность горных пород своей местности к магматическим, осадочным и метаморфическим генетическим группам;

по картам основные природные особенности объектов гидросферы;

при помощи приборов температуру, давление воздуха, направление и скорость ветра;

по статистическим данным средние температуры воздуха за сутки, месяц, год, суточную и годовую амплитуды температур, направление ветра;

взаимосвязи между отдельными компонентами природного комплекса;

результаты мероприятий по охране природы своей местности.

5. Называть (показывать):

примеры использования в деятельности человека различных видов планов и карт;

крупнейшие равнины и гонные системы земного шара;        

океаны, моря, заливы, проливы, острова, полуострова, течения, реки, озера, области оледенения;

источники питания рек;

элементы речной долины;

среднюю соленость Мирового океана;

основные мероприятия по охране гидросферы;

источники поступления тепла на Землю;

форму орбиты Земли, угол наклона земной оси к плоскости орбиты;

положение солнца над горизонтом на экваторе и тропиках в дни равноденствий и солнцестояний;

основные следствия суточного и годового движения Земли;

основные мероприятия по охране атмосферного воздуха;

примеры взаимосвязей между земными оболочками.

Содержание учебного курса.

№ п/п

Раздел

Кол-во часов

1

Введение. Что изучает география. Место и роль географических знаний в современной жизни.

2

                                                          Раздел I  Земля во Вселенной.

Тема 1.  Земля – планета Солнечной системы

Солнечная система. Земная Галактика и другие миры. Геоцентрическая и гелиоцентрическая модели Вселенной. Вращение Земли вокруг Солнца и смена времен года. Вращение Земли вокруг своей оси и смена дня и ночи. Земля – единственная обитаемая планета Солнечной системы. «Голубая планета». Одиноки ли мы во Вселенной? Космические исследования и их роль в познании Земли.

3

Тема 2. Изображение Земли на глобусе.

Представление о форме и размерах Земли у древних народов. Открытие шарообразной формы Земли. Изображение Земли на глобусе. Градусная сетка, параллели и меридианы. Полярные круги, тропики, экватор, нулевой меридиан. Географические координаты (географическая широта и географическая долгота). Определение положения точки на глобусе.

Практические работы: 1. Определение по глобусу географических координат точки (решение прямой и обратной задачи)

4

Раздел II. Развитие географических знаний о земной поверхности.

Тема 3. Путешествия и их географическое отражение.

Путешествие как способ познания окружающего мира. Искусство путешествия. Путевые впечатления и их отражение: рассказ, рисунок, фото- и киносъемка. Карта как наиболее совершенный способ отражения путевых впечатлений. Что взять с собой в путешествие?

План местности. Изображение местности на плане. Масштаб. Условные знаки. Определение на местности направлений и расстояний. Компас, азимут. Составление схематического плана местности. Чтение плана местности.

Географическая карта. Переход от шарообразного изображения Земли на глобусе к плоскому изображению на карте. Карта полушарий. История создания карт. Различия в изображении меридианов и параллелей на глобусах и картах. Масштабы карт. Классификация карт по назначению, масштабу и охвату территории. Карты природы и социально-экономические карты. Компьютерные карты.

Практические работы: 1. Составление краткого географического рассказа об одном из путешествий, совершенном учащимся. 2. Ориентирование на местности при помощи компаса; определение азимута точек. 3. Составление плана местности по ее описанию. 4. Чтение плана местности. 5. Определение расстояний и направлений по географической карте.

5

 

Тема 4. История открытия и освоения Земли.

Географические открытия древности. Финикийцы и их путешествие вокруг Африки. Географы Древней Греции и Древнего Рима: Геродот, Эратосфен, Птолемей. Сухопутные и морские странствия. Викинги, арабы, Марко Поло. «Хождение за три моря» Афанасия Никитина.

Великие Географические открытия. Васко да Гама и плавания португальцев в Индию. Христофор Колумб и его открытие Америки Америго Веспуччи. Фернан Магеллан и его первое кругосветное путешествие.

Географические открытия XVII – XX веков. В поисках «Южной Земли».Открытие Австралии А. Тасманом. Путешествия Д. Кука. Открытие Антарктиды Ф.Ф. Беллинсгаузеном и М.П. Лазаревым. Достижение Южного полюса: Р. Амундсен и Р. Скотт.

Российские путешественники и их вклад в изучение Земли. С.И. Дежнев, Е.П. Хабаров и безвестные первопроходцы Сибири. В. Беринг и Великая Северная экспедиция. Исследования внутренних частей материков в XIX веке: А. Гумбольдт, Д. Ливингстон, Н.М. Пржевальский, П.П. Семенов-Тян-Шанский.

 Изучение Антарктиды и Мирового океана в XX столетии.

Практические работы: 1. Составление таблицы «Как люди открывали Землю».

6

 Раздел III. Природа Земли .

Тема 1. Как устроена наша  планета?

Материки и океаны. Соотношение площадей океана и суши. Облик земного шара. Береговая линия. Моря, заливы, проливы. Острова и архипелаги. Полуострова.

Свойства Мирового океана. Температура и солёность вод, их распределение по широтам земного шара.

Движение вод Мирового океана.  Волны, цунами, приливы, отливы. Океанические течения: теплые и холодные, ветровые и стоковые. Человек и Мировой океан.

7

Тема 2. Внутреннее строение Земли.

Горные породы, слагающие земную кору. Земная кора и литосфера. Изучение земных глубин. (магматические, осадочные и метаморфические), их образование. Методы изучения земных глубин.

Земная кора. Движения земной коры. А. Вегенер и его гипотеза движения материков. Теория движения литосферных плит. Сейсмические районы на земном шаре. Горячие источники и гейзеры.

Практические работы: 1. Знакомство с горными породами. 2. Определение на карте сейсмических районов земного шара. 3. Знакомство с очертаниями материков и океанов, проверка гипотезы А. Вегенера

8

Тема 3.Рельеф Земли.

Рельеф Земли и его значение для человека.

Абсолютная и относительная высота. Изображение рельефа горизонталями. Основные формы рельефа. Горы и равнины. Различие гор по высоте. Строение океанского дна (шельф, ложе, желоба, горы). Абсолютная и относительная высота.

Изображение рельефа на физических картах. Шкала высот и глубин.

Горные области и основные формы рельефа гор. Высочайшие горы планеты. Процессы горообразования. Рождение, развитие и разрушение гор. Стихийные процессы в горах. Осыпи, обвалы, сели и лавины.

Равнины суши. Различие равнин по высоте: низменности, возвышенности и плоскогорья. Образование равнин и их изменение во времени.  Влияние текучих вод и ветра на рельеф равнин. Овраги, балки и речные долины. Дюны и барханы.

.Практические работы. 1. Определение по карте высот гор и равнин, глубин морей. 2. Нанесение на контурную карту некоторых элементов географической номенклатуры.

Тема 4. Атмосфера и климаты Земли.

Атмосферный воздух и его значение для человека. Атмосфера – воздушная плёнка Земли. Состав Атмосферы. Изменение свойств  воздуха с высотой. Воздушные массы и их свойства в разных районах земного шара..

Температура воздуха и ее измерение. Средняя температура воздуха. Суточный и годовой ход температуры воздуха, их различие на разных широтах земного шара. Тепловые пояса Земли.

 Погода и климат. Погода и её разнообразие. Влияние погоды и климата на здоровье людей. Зависимость климата от географической широты и абсолютной высоты местности.   Циркуляция атмосферы и господствующие ветры. Пассаты, ветры западного переноса.

Климатические пояса Земли. Основные и переходные  климатические пояса. Климатическая карта. Амплитуда температур и континентальность климата

Практические работы: 1. Составление схемы «Вертикальное строение атмосферы». 2. Составление таблицы «Воздушные массы и постоянные ветры земного шара». 3. Знакомство с климатической картой и картой «Климатические пояса и области земного шара»; составление краткой характеристики одного из климатических поясов.4. Наблюдения за погодой.

Тема 5. Вода – «кровеносная система» Земли.

            Круговорот воды в природе.

Реки в природе и на географической карте.

Исток, устье, притоки, правый и левый берега реки. Речная система. Крупнейшие реки планеты. Питание  рек. Речной бассейн. Водораздел. Пойма, терраса. Дельты и эстуарии. Половодье, паводок, межень. Зависимость режима рек от климатических условий. Горные и равнинные реки. Верхнее, среднее и нижнее течение. Пороги, водопады, ущелья.

Озёра. Различия озёрных котловин. Сточные, бессточные. Горные,  равнинные, пресные и солёные, мелкие и глубокие.

Подземные воды, болота. Межпластовые и грунтовые воды. Артезианские бассейны.

Ледники и их строение. Снеговая линия в горах. Горное и материковое оледенение.

Практические работы: 1. Составление простейшей схемы «Круговорот воды в природе». 2. Определение основных элементов речной системы одной из крупнейших рек мира. 3. Знакомство с источниками питания и режимом рек своей местности.

Раздел IV. Географическая оболочка – среда жизни.

                                                 Тема 1 . Живая планета.

Возникновение жизни на Земле. Факторы, благоприятствующие распространению жизни: тепло, свет, влага, минеральные вещества. Пищевая цепь. Влияние живых организмов на природу планеты. Биосфера и ее границы.

Закономерности распределения органического мира на поверхности нашей планеты. Влияние климата на характер растительности. Основные типы растительного покрова Земли. Распространение животных.

Почва как особое природное тело. Плодородие как основное свойство почвы.  Охрана почв. Зависимость свойств почвы от географического положения территории.

Практические работы: 1. Сравнение растительности экваториальных лесов и лесов умеренного пояса (степей и тундр). 2. Знакомство с рисунками различных почвенных профилей.

Тема 2. Географическая оболочка и ее закономерности.

Оболочки Земли: литосфера, гидросфера, атмосфера и биосфера. Понятие о географической оболочке как области взаимопроникновения всех земных сфер. Взаимодействие оболочек Земли. Свойства географической оболочки. Природные комплексы как части географической оболочки. Географическая зональность и высотная поясность. Природные зоны Земли. Природные комплексы Мирового океана.

Практические работы: 1. Работа с картой «Природные зоны Земли» и составление комплексного описания одной из зон.

Тема 3. Природа и человек.

Воздействие хозяйственной деятельности людей на оболочки Земли. Добыча полезных ископаемых. Гидростроительство. Сельское хозяйство. Промышленность. Загрязнение поверхностных вод, атмосферного воздуха и недр Земли. Радиоактивное загрязнение. Последствия интенсивного хозяйственного освоения Земли. Рекультивация нарушенных земель. Охрана природы. Охраняемые природные территории.

Человек как жертва природных воздействий. Стихийные бедствия и их происхождение: землетрясения, смерчи, торнадо, наводнения и др. Способы предсказания стихийных бедствий и борьба с ними. Поведение человека в экстремальных ситуациях.

Мирное существование человека и природы. Учение В.И. Вернадского о ноосфере. Концепция устойчивого развития.

Практические работы: 1. Знакомство с основными видами воздействия человека на природу и их последствиями своей местности. 2. Знакомство с наиболее частыми видами стихийных бедствий, поведение человека в экстремальных ситуациях.

Раздел V РАБОТА НА МЕСТНОСТИ

Ориентирование по плану и на местности с помощью компаса. Экскурсия по изучению рельефа своей местности. Экскурсия по изучению вод своей местности. Экскурсия по изучению растительности своей местности.

Календарно-тематическое планирование(6 класс)

Дата

провед.

 урока

Тема урока

Колич

 часов

Виды учебной деятельности

Оборудование.

Введение)

Беседа

Раздел I. Земля во Вселенной (         часа)

Тема 1. Земля – планета Солнечной системы

Как устроен наш мир? Вращение Земли и его следствия

Интеракт. урок

Диск. Модель солнечной системы. Земля во вселенной.

Тема 2. Изображение Земли на глобусе (          часа)

Глобус – модель Земли. Параллели и меридианы. Градусная сеть

Практическая работа.

Глобусы

Географические координаты. Определение географических координат точки по глобусу

Практическая работа.

Глобусы

, Итоговый урок (тема 1,2)

Тестирование

Раздел II. Развитие географических знаний о земной поверхности (6 часов

Тема 3. Изображение Земли на плане и карте (       часа)

План местности. Ориентирование по плану и на местности

Практическая работа.

Компасы ученические

Составление плана-местности

Географ. диктант

Географическая карта. Многообразие карт

Беседа

Интерактивное пособие Физическая карта.

Работа с картой

Практическая работа.

Интерактивное пособие Физическая карта полушарий

, Итоговый урок (тема 10)

Тестирование

Тема 4. История открытия и освоения Земли (            часа)

Географические открытия древности и средневековья. Великие географические открытия

Беседа

Набор портретов путешественников Интерактивное пособие Великие географические открытия

В поисках Южной Земли. Исследования океана и внутренних частей материков

Урок- путешеств.

Интерактивное пособие Великие географические открытия

Раздел III. Природа Земли (       часа)

Тема 5. Как устроена наша планета? (    часа)

Облик земного шара. Свойства вод Мирового океана

Презентация

Карта

Океаны.

Движение вод в океане. Морские течения – «реки в Океане»

Практическая работа.

. Видеофильм Как устроен океан

, Итоговый урок (тема 4,5)

Тестирование

Тема 6. Внутреннее строение Земли (      часа)

Горные породы и их значение для человека

Презентация

Коллекция минералов и горных пород

Внутреннее строение Земли. Движение литосферных плит

Интеракт. урок

Таблица.Внутреннее строение Земли.

Землетрясения: причины и последствия

Практическая работа.

Интерактивное пособие Физическая карта полушарий

Вулканы

Презентация

Тема 7. Рельеф Земли (            часа)

Рельеф и его значение для человека. Изображение рельефа на планах местности и картах

Устный опрос

Таблица Формирование современных форм рельефа

Основные формы рельефа Земли. Горы

Презентация

Таблица.Эндогенные процессы

Равнины

Практическая работа.

Электронные карты. Литосфера.

, Итоговый урок (тема 6,7)

Тестирование

Тема 8. Атмосфера и климаты Земли (       часов)

Атмосферный воздух. Температура воздуха

Практическая работа.

Климатическая карта мира

Атмосферное давление и ветер. Облака и атмосферные осадки

Презентация

Барометр-анероид.

Погода и климат

Беседа

. Видеофильм Земля. Климат

Погода и климат

Циркуляция атмосферы. Климаты Земли

Интеракт. урок

Климатическая карта мира

Работа с климатическими картами

Практическая работа.

Интерактивное пособие Климатическая карта мира.

Наблюдения за погодой

Беседа

Переносная метеостанция

, Итоговый урок (тема 8)

Тестирование

Тема 9. Вода – кровеносная система Земли (       часа)

Круговорот воды в природе

Урок- путешествие .

Электронные карты Гидросфера

Реки в природе и на географических картах

. Презентация

Физическая карта полушарий

Подземные воды. Болота. Ледники

Практическая работа

Физическая карта полушарий

Тема 10. Живая планета (       часа)

Биосфера – живая оболочка Земли. Закономерности распространения живых организмов на Земле

Интеракт. урок

Природные зоны мира . Видеофильм

Почва как особое природное тело

Устный опрос

Почвенная карта мира

, Итоговый урок (тема 8)

Тестирование

Тема 11. Географическая оболочка и ее закономерности (-   часа)

Понятие о географической оболочке. Природные комплексы как части географической оболочки

Беседа

Природные зоны Земли

Практическая работа.

Природные зоны мира. Видеофильм

Тема 12. Природа и человек (     час)

Человек как жертва природных явлений. Воздействие человека на природу Земли

Урок- путешествие .

Обобщающее повторение

Устный опрос

Итоговая контрольная работа

Тестирование

Резерв времени –       час

Оборудование и учебные пособия 6класс.

Оборудование

Компасы ученические

Барометр-анероид Рулетки

Электронные карты

Литосфера

Земля во вселенной

Гидросфера

Интерактивная модель солнечной системы

Электронные карты

А )Географическая карта

Б) История открытия и освоения Земли

В) Земля-планета людей

Г)Литосфера

Д)Гидросфера

Е)Атмосфера

Таблицы.

Размеры Земли и Солнца

Смена времен года

Внутреннее строение Земли.

Эндогенные процессы

Экзогенные процессы

Рельеф дна океанов

Формирование современных форм рельефа

Настенные учебные карты

Физическая карта полушарий

Политическая карта полушарий.

Океаны.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Начальный курс.6 класс» УМК: География. Начальный курс.6 класс. Герасимова Т.П

Рабочая программа  рассчитана на 2 часа в неделю. При 35 учебных неделях общее количество составляет  70 часов.Реализация учебной программы обеспечивается учебникомТ.П.Герасимова. География....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Россия. Природа и население. 8 класс» «География России. Хозяйство и географические районы. 9 класс» УМК: География. Россия. Природа и население. География России. Хозяйство и

Рабочая программа рассчитана на  70часов по 2часа в неделю в 8 классе и 70часов по 2часа в неделю в 9 классе. Реализация учебной программы обеспечивается учебниками А.И. Алексеев, В,А.Низовц...

ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы /[А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А.Таможняя]. – М.: Вентана – Граф, 2012.

ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы   География: программа: 5-9 классы/(А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя).- М.: Вентана-Граф, 2012...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРЕДМЕТ ГЕОГРАФИЯ КЛАСС 6

В соответствии с ФГОС, на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и требований к его результатам традиционный курс 5-6  классов входит в первый блок базового содержания дисципл...

Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение" 5 - 6 классы О. А. Климанова, В.В. Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А. Климановой. – М.: Дрофа, 2019."География. Землеведение. 5-6 классы" ФГОС".

Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение"5-6 классы О.А.Климанова, В.В.Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А.Климановой. - М.; Дрофа 2019 г....

Рабочая программа по географии. Класс: 6,7

Рабочая программа по географии. Класс: 6,7...