Этническая мозаика
презентация к уроку по географии (8 класс) по теме

В данной работе представлена этнографическая мозаика Восточной Сибири  домостроением, особенностями национального костюма и кухни, художественным творчеством, другими хозяйственно-культурными традициями. Многие обычаи и традиции сложились в глубокой старине, и отражают способ приспособления к природе. Жилые постройки народов Сибири отличаются разнообразием архитектурных форм и конструкций. Особенности жилища были обусловлены огромной территорией расселения многообразием природно-климатических условий, географической среды обитания и различием хозяйственно-культурных типов, к которым относились те или иные народы Сибири. Презентацию можно использовать на уроках географии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon etnos.ppt2.62 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Этническая мозаика Восточной Сибири Цырендылыкова З.П., учитель географии

Слайд 2

Цель работы: познакомиться с ближайшими нашими соседями – народами, живущими в Восточной Сибири . Цели : Изучить народы Восточной Сибири; Показать этническую мозаику народов Восточной Сибири. Задачи: 1. Ознакомиться с литературой по теме «Народа Восточной Сибири»; 2. Определить этнокультурное своеобразие народов Восточной Сибири. . Предмет исследования : Народы Восточной Сибири Объект исследования : Народы Восточной Сибири.

Слайд 4

Народы Восточной Сибири Алтайцы Русские Якуты Буряты Соёты эвенки Славянская группа Тюркская группа Монгольская группа долганы ненцы Тувинцы Хакасы

Слайд 6

Энцы — енисейские самоеды. Малочисленная народность. Численность в Российской Федерации — 237 человек (Всероссийская перепись населения 2002 года).

Слайд 7

Ненцы Само название ненэць - «человек», ненэй ненэцъ - «настоящий человек» было введено в официальное употребление в 1930 г. Первоначально ненцев называли самоедами или самоедами-юраками. Упоминание об этом имеется в древнейшей русской летописи «Повесть временных лет», относящейся к началу XII в.

Слайд 8

Долганы Долганы – Долганский род, по преданию, основали когда-то выходцы из Якутии, Эвенкии, а также потомки русских землепроходцев. Культуру долган впитали чудесные старинные сказы долган о живой Природе. Долганы живут в основном на Таймырском полуострове. Мало найдётся им равных в оленеводстве, рыболовстве, охоте. Они искусные резчики по дереву и кости. Живут в чумах. Расселение Основной ареал расселения долган-Хантангский и Дудинский районы Таймырского АО, Анабарский район Якутии. Небольшое число долган расселено также на Енисее в районе Дудинки. Географически ареал долган охватывает низовья Енисея и систему рек Пясина, Хатанга, Попигай, Хета. Хатангский регион — их основная современная этническая территория. Язык Долганский язык — древний якутский язык периода активной миграции якутов и их контактов с тунгусскими народами. Специалисты относят долганский язык и к якутской по

Слайд 9

( Нганасаны самоназвание няа — члены товарищества, от ня — товарищ) — самодийский народ, населяющий Хатангский район и территорию, подчинённую администрации города Дудинка Таймырского муниципального района Красноярского края. Население — 849 человека (Всероссийская перепись населения 2002 года). Говорят на нганасанском языке.

Слайд 10

Кеты Кеты – это сибирский народ, который проживает в Красноярском крае, по нижнему и среднему течению Енисея. Основная масса представителей народа кеты проживает в Туруханском районе. Расселяются они, как правило, небольшими группами по притокам Енисея: Сургутихе, Елогую, Курейке и Пакулихе. Кеты входят в состав уральской расы и относятся к енисейскому антропологическому типу. Кеты – монголоиды, но с несколько ослабленной степенью выраженности монголоидных черт. Кроме этого, кеты обнаруживают некоторое сходство и с соседними народами. Объясняется это наличием ряда общих признаков .

Слайд 11

Эвенки Эвенки – северный народ Российской Федерации. Его численность составляет 29,9 тыс. человек, проживают от побережья Охотского моря на востоке до Енисея на западе, от Северного Ледовитого океана на севере до Прибайкалья и реки Амур на юге.

Слайд 12

Эве́нки (муж. род — эвенк, жен. род — эвенкийка, др. название — тунгусы, самоназвание: эвэнкил )

Слайд 13

Издавна они занимаются охотой, используя в качестве транспортного средства вьючных и верховых оленей. Костюм эвенков состоял из замши и мехов, покрывался узорами из разноцветных кусочков сукна, лент, шелка, бисера и металлических блесток.

Слайд 14

Переносное жилище «чум» У охотников и оленеводов тайги (эвенков, тофаларов), тундры и лесотундры (ненцев, энцев, долганов, нганасанов) наиболее распространенным жилищем был конический чум, каркас которого состоял из наклонно установленных шестов, перекрещивающихся вверху и образующих форму конуса.

Слайд 15

Эвены, живущие в Камчатской и на севере Якутской области .

Слайд 16

Хакасия : Хакасы . «Как в одном орешке заключается судьба кедрового леса, так и в сказке кроется начало начал Жизни», - говорят хакасы. Это один из древнейших народов на сибирской земле, имеющий интересные культурные традиции, богатый фольклор. В 7- 8 веках процветало сильное «Древнехакасское государство». Однако войны Чингисхана уничтожили его. Русские увидели в Хакасии лишь скотоводов. Древняя письменность была навсегда утрачена. Хакасы – искусные охотники, рыболовы, овцеводы, наездники. Женщины в улусах традиционно большие мастерицы рукоделия .

Слайд 17

Традиционное жилище хакасов Основным видом хакасских поселений были алы - полукочевые объединения нескольких домохозяйств (10 - 15 юрт), как правило родственных между собой. Основной тип жилища хакасов — нерешетчатая юрта. Нерешетчатая юрта (чарга иб) в основе имела вертикальный столб с развилками наверху или колья, поставленные по кругу. В развилку вставляли обруч, к которому крепили в наклонном положении шест, шипом соединяющийся с другим наклонным шестом. Наверху эти наклонные шесты соединялись вторым обручем, к которому крепились жерди конической крыши. Стены делали из досок, плах, покрывали корой. Юрта делилась на две части - женскую

Слайд 18

Численность хакасов в Хакасии Общая численность в РФ — 75,6 тыс. человек (2002 ). 1926 перепись – 44,219 1939 перепись – 45,799 1959 перепись- 48,512 1970 перепись- 54,750 1979 перепись- 57,281 1989 перепись- 62,859 2002 перепись- 65,431

Слайд 20

Алта́йцы — тюркоязычный народ. Проживают главным образом в Республике Алтай РФ .

Слайд 21

Алтайцы - коренной народ, населяющий горы и предгорья географического Алтая. У алтайцев существовала войлочно-решетчатая юрта и жилище, напоминающее чум, крытое полосами бересты или лиственничной коры — аланчик. Тип жилища зависел от конкретных природных условий, в которых обитала группа, степени её оседлости, экономического положения семьи

Слайд 22

В одежде алтайцев для мужского и женского комплекса одежды были характерны длинная рубаха с широкими рукавами и открытым воротом и широкие штаны, которые обычно шили из покупной ткани, иногда из кожи. Сверху надевалась свободная овчинная шуба до пят (мехом внутрь) с большим запахом на правую отсрочу — тон. Шуба подпоясывалась широким куском ткани. Обувью служили высокие мягкие сапоги без каблуков. На голове носили мягкую цилиндрическую или округлую шапку из цветной ткани, подбитую мехом чёрного барашка, с меховым околышем.

Слайд 23

В отличие от большинства религий, созданных тем или иным основателем, шаманизм алтае-саянских народов является религией. Алтайцы верили, что все виды благополучия находятся во власти духов и божеств, контакт с которыми осуществляют шаманы.

Слайд 24

Буряты — народ в Российской Федерации, Монголии и Китае Численность оценивается в 620 тыс. чел., в том числе: В Российской Федерации — 461389 чел. ( перепись 2010 ) В северной Монголии — 80 тыс. (по данным 1998 года) На северо-востоке Китая — 41 тыс.

Слайд 25

Буряты подразделяются на ряд субэтносов — булагаты , эхириты , хоринцы , хонгодоры , сартулы , цонголы , табангуты , хамниганы и др .). Буряты — коренное население края. Видимо, продвигаясь с юга, буряты оттеснили якутов и эвенков на север.

Слайд 26

Традиционное жилище бурят — юрта Юрты как войлочные, так и в виде сруба из бруса или брёвен. Деревянные юрты 6-ти или 8-ми угольные. Юрты без окон. В крыше большое отверстие для выхода дыма и освещения. Крыша устанавливалась на четыре столба — тэнги. Иногда устраивался потолок. Дверь в юрту ориентирована на юг. Юрта делилась на мужскую и женскую половину. В центре жилища располагался очаг. Вдоль стен стояли лавки. С правой стороны от входа в юрту полки с хозяйственной утварью. С левой стороны — сундуки, стол для гостей. На одной стене — полка с бурханами или онгонами Перед юртой устраивали коновязь в виде столба с орнаментом. В XIX веке богатые буряты начали строить для жилья избы.

Слайд 27

Национальный костюм бурят Летом буряты носили рубаху и халат из шелковых тканей, в дождливую погоду надевали сабу — суконную шинель с пелериной. Зимнюю одежду в виде халата чаще всего шили из овчины, а бедняки — из шкур телят и жеребят. Шапки с бархатным околышем непременно украшались пунцовой шелковой кистью наверху. Женщины втыкали в волосы за ушами две палочки, обшитые материей, к которым по праздникам подвешивался целый ряд цепочек с серебряными подвесками, которые развешивали и на груди.

Слайд 28

тувинцы представители древних тюркских народов, населявших территории Алтая и Сибири.

Слайд 29

Общая численность тувинцев — около 300 тыс. чел. В России — 263934 чел. по данным Всероссийской переписи населения 2010 г.(в 1970 — около 140 тыс. чел., в 1959 - около 100 тыс.чел.), в том числе в Республике Тыва — около 250 тыс. чел. В Монголии — от 30 до 35 тыс. чел В Китае – 3,3 тыс. человек

Слайд 30

Тувинцы сохранили свою национальную самобытность, проявляющуюся в почитании строгих семейно-родовых отношений, вере в духов-хозяев окружающей местности, приверженности скотоводческой деятельности .

Слайд 31

Горловое пение Народ Тувы владеет мастерством хоректээр (горловое пение). Одним из приемов его исполнения является пение одного лица сразу двумя и тремя голосами. Способы исполнения горлового пения являются основой музыкальной культуры и интонационного слуха. Они связаны с подражанием животным. Горловое пение разделяется на пять стилей, сопровождается игрой на смычковых и щипковых музыкальных инструментах. В 1988 г. в Кызыле был создан ансамбль горлового пения «Тыва», который гастролировал во многих странах мира

Слайд 32

Якуты. Вид на Лене. ЯКУТЫ Хотя якуты отделились от своих братьев — тюрков-татар, они принадлежат к той же семье; они все ведут кочевой образ жизни и отличаются от соседей благородством характера и воинственным духом. Якуты не лишены сноровки, как это можно видеть по их работе. Якуты почти все крещены, однако представления о христианстве у них крайне неполны, и среди них царят совершенно абсурдные предрассудки. В своей первобытной вере якуты молились могущественным невидимым духам, которые за провинности мстили им болезнями, эпизоотиями и прочими невзгодами. Как и у других соседних народов, привилегированными посредниками между богами, духами и людьми выступали шаманы.

Слайд 33

Традиционное жилище якутов – ураса и балаган Традиционное жилище, принадлежащее богатой якутской семье. Якутия, 1905 г. (экспедиция В.И.Иохельсона, МАЭ, колл. 4404-115) Жилище представляло собой объединенные под одной крышей жилое помещение - юрту, и хлев для скота - хотон. Его основу составлял каркас из вертикальных деревянные опорных столбов и балок-перекрытий, а стены и крыша делались из тонких бревен, плотно пригнанных друг к другу. Снаружи дом обмазывался глиной смешанной с навозом, а сверху утеплялся землей. Бревна крыши покрывали корой, поверх которой также набрасывали землю. Небольшие окна затягивали рыбьим пузырем, слюдой или бумагой, а зимой закрывали поверх толстыми льдинами Фото 1. Жилище богатой семьи Фото 2. Жилище бедняков

Слайд 34

Эвены Восточные тунгусы, ламуты, эвены - три названия одного и того же народа. Самым точным является последнее. В нем заложено древнее самоназвание "эвын", "эвэн" или "эвэсэл", что значит, по одним данным, "спускающиеся с гор", по другим - "местный", "здешний" или "человек", "люди". Численность эвенов (по переписи 1989 года) - 17 199 человек.

Слайд 35

В глубине Саянских гор лежит удивительная земля - Тофалария. Здесь с незапамятных времен живет необыкновенный народ - тофалары

Слайд 36

Количество тофаларов по переписи 2002 года — 654 человека, из них чистокровных — 320 человек. Площадь Тофаларии — 21,6 тысяч квадратных километров. Тофы проживают в трех поселках: Алыгджер, Нерха и Верхняя Гутара

Слайд 37

Тофалары живут «в краю возле самого неба», в красивейших районах Восточного Саяна

Слайд 38

Мозаичность и пестрота «этнической карты» РФ На территории Восточной Сибири проживают: энцы, ненцы, долганы, нгасаны, кеты, эвенки, хакасы, алтайцы, буряты, тувинцы, якуты, тофалары, русские.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок психомоторики 2 класс Тема «Мозаика из рваной бумаги. Птицы.» Урок психомоторики 2 класс Тема «Мозаика из рваной бумаги. Птицы.» Урок психомоторики 2 класс Тема «Мозаика из рваной бумаги. Птицы.»

урок "Развитие психомоторики и сенсорных процессов" предназначен для учащихся 1-4 классов коррекционной школы VIII  вида. Урок "Мозаика из рваной бумаги.Птицы" развивает мелкуюмоторику, мышление,...

Практическое применение графического редактора Paint. Конструирование из мозаики: "Объемная мозаика"

практическое занятие по информатике с использованием графического редактора Paint....

Этническая мозаика России

Открытый урок по теме "Этническая мозаика России" для учащихся 8 классов....

Программа внеурочной деятельности «Психологическая мозаика» для учащихся вторых классов «Психологическая мозаика»

Программа внеурочной деятельности «Психологическая мозаика» для учащихся вторых классов...

Урок для интерактивной доски «Население России. Этническая мозаика России».

Урок для интерактивной доски. Представленный урок запланирован как урок изучения и первичного закрепления новых знаний по теме «Население России. Этническая мозаика России». Данный урок ориентирован н...

Программа лагеря с дневным пребыванием детей «Моян мощ!» (В гостях у Сказка Программа лагеря с дневным пребыванием детей «Моян мощ!» (В гостях у Сказки) Этническая и) Этническая

Лагерь с дневным пребыванием детей на базе средней школы № 1 в июне погрузил 75 детей и подростков в сказочную атмосферу.  Программа под названием «М...

Обоснование целесообразности метафорического сравнения реального мира с мозаикой, а слова – с кусочком мозаики (С. Г. Тер-Минасова).

Презентация по теме "Обоснование целесообразности метафорического сравнения реального мира с мозаикой, а слова – с кусочком мозаики"...