Этническая мозаика
презентация к уроку по географии (8 класс) по теме
В данной работе представлена этнографическая мозаика Восточной Сибири домостроением, особенностями национального костюма и кухни, художественным творчеством, другими хозяйственно-культурными традициями. Многие обычаи и традиции сложились в глубокой старине, и отражают способ приспособления к природе. Жилые постройки народов Сибири отличаются разнообразием архитектурных форм и конструкций. Особенности жилища были обусловлены огромной территорией расселения многообразием природно-климатических условий, географической среды обитания и различием хозяйственно-культурных типов, к которым относились те или иные народы Сибири. Презентацию можно использовать на уроках географии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 2.62 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель работы: познакомиться с ближайшими нашими соседями – народами, живущими в Восточной Сибири . Цели : Изучить народы Восточной Сибири; Показать этническую мозаику народов Восточной Сибири. Задачи: 1. Ознакомиться с литературой по теме «Народа Восточной Сибири»; 2. Определить этнокультурное своеобразие народов Восточной Сибири. . Предмет исследования : Народы Восточной Сибири Объект исследования : Народы Восточной Сибири.
Народы Восточной Сибири Алтайцы Русские Якуты Буряты Соёты эвенки Славянская группа Тюркская группа Монгольская группа долганы ненцы Тувинцы Хакасы
Энцы — енисейские самоеды. Малочисленная народность. Численность в Российской Федерации — 237 человек (Всероссийская перепись населения 2002 года).
Ненцы Само название ненэць - «человек», ненэй ненэцъ - «настоящий человек» было введено в официальное употребление в 1930 г. Первоначально ненцев называли самоедами или самоедами-юраками. Упоминание об этом имеется в древнейшей русской летописи «Повесть временных лет», относящейся к началу XII в.
Долганы Долганы – Долганский род, по преданию, основали когда-то выходцы из Якутии, Эвенкии, а также потомки русских землепроходцев. Культуру долган впитали чудесные старинные сказы долган о живой Природе. Долганы живут в основном на Таймырском полуострове. Мало найдётся им равных в оленеводстве, рыболовстве, охоте. Они искусные резчики по дереву и кости. Живут в чумах. Расселение Основной ареал расселения долган-Хантангский и Дудинский районы Таймырского АО, Анабарский район Якутии. Небольшое число долган расселено также на Енисее в районе Дудинки. Географически ареал долган охватывает низовья Енисея и систему рек Пясина, Хатанга, Попигай, Хета. Хатангский регион — их основная современная этническая территория. Язык Долганский язык — древний якутский язык периода активной миграции якутов и их контактов с тунгусскими народами. Специалисты относят долганский язык и к якутской по
( Нганасаны самоназвание няа — члены товарищества, от ня — товарищ) — самодийский народ, населяющий Хатангский район и территорию, подчинённую администрации города Дудинка Таймырского муниципального района Красноярского края. Население — 849 человека (Всероссийская перепись населения 2002 года). Говорят на нганасанском языке.
Кеты Кеты – это сибирский народ, который проживает в Красноярском крае, по нижнему и среднему течению Енисея. Основная масса представителей народа кеты проживает в Туруханском районе. Расселяются они, как правило, небольшими группами по притокам Енисея: Сургутихе, Елогую, Курейке и Пакулихе. Кеты входят в состав уральской расы и относятся к енисейскому антропологическому типу. Кеты – монголоиды, но с несколько ослабленной степенью выраженности монголоидных черт. Кроме этого, кеты обнаруживают некоторое сходство и с соседними народами. Объясняется это наличием ряда общих признаков .
Эвенки Эвенки – северный народ Российской Федерации. Его численность составляет 29,9 тыс. человек, проживают от побережья Охотского моря на востоке до Енисея на западе, от Северного Ледовитого океана на севере до Прибайкалья и реки Амур на юге.
Эве́нки (муж. род — эвенк, жен. род — эвенкийка, др. название — тунгусы, самоназвание: эвэнкил )
Издавна они занимаются охотой, используя в качестве транспортного средства вьючных и верховых оленей. Костюм эвенков состоял из замши и мехов, покрывался узорами из разноцветных кусочков сукна, лент, шелка, бисера и металлических блесток.
Переносное жилище «чум» У охотников и оленеводов тайги (эвенков, тофаларов), тундры и лесотундры (ненцев, энцев, долганов, нганасанов) наиболее распространенным жилищем был конический чум, каркас которого состоял из наклонно установленных шестов, перекрещивающихся вверху и образующих форму конуса.
Эвены, живущие в Камчатской и на севере Якутской области .
Хакасия : Хакасы . «Как в одном орешке заключается судьба кедрового леса, так и в сказке кроется начало начал Жизни», - говорят хакасы. Это один из древнейших народов на сибирской земле, имеющий интересные культурные традиции, богатый фольклор. В 7- 8 веках процветало сильное «Древнехакасское государство». Однако войны Чингисхана уничтожили его. Русские увидели в Хакасии лишь скотоводов. Древняя письменность была навсегда утрачена. Хакасы – искусные охотники, рыболовы, овцеводы, наездники. Женщины в улусах традиционно большие мастерицы рукоделия .
Традиционное жилище хакасов Основным видом хакасских поселений были алы - полукочевые объединения нескольких домохозяйств (10 - 15 юрт), как правило родственных между собой. Основной тип жилища хакасов — нерешетчатая юрта. Нерешетчатая юрта (чарга иб) в основе имела вертикальный столб с развилками наверху или колья, поставленные по кругу. В развилку вставляли обруч, к которому крепили в наклонном положении шест, шипом соединяющийся с другим наклонным шестом. Наверху эти наклонные шесты соединялись вторым обручем, к которому крепились жерди конической крыши. Стены делали из досок, плах, покрывали корой. Юрта делилась на две части - женскую
Численность хакасов в Хакасии Общая численность в РФ — 75,6 тыс. человек (2002 ). 1926 перепись – 44,219 1939 перепись – 45,799 1959 перепись- 48,512 1970 перепись- 54,750 1979 перепись- 57,281 1989 перепись- 62,859 2002 перепись- 65,431
Алта́йцы — тюркоязычный народ. Проживают главным образом в Республике Алтай РФ .
Алтайцы - коренной народ, населяющий горы и предгорья географического Алтая. У алтайцев существовала войлочно-решетчатая юрта и жилище, напоминающее чум, крытое полосами бересты или лиственничной коры — аланчик. Тип жилища зависел от конкретных природных условий, в которых обитала группа, степени её оседлости, экономического положения семьи
В одежде алтайцев для мужского и женского комплекса одежды были характерны длинная рубаха с широкими рукавами и открытым воротом и широкие штаны, которые обычно шили из покупной ткани, иногда из кожи. Сверху надевалась свободная овчинная шуба до пят (мехом внутрь) с большим запахом на правую отсрочу — тон. Шуба подпоясывалась широким куском ткани. Обувью служили высокие мягкие сапоги без каблуков. На голове носили мягкую цилиндрическую или округлую шапку из цветной ткани, подбитую мехом чёрного барашка, с меховым околышем.
В отличие от большинства религий, созданных тем или иным основателем, шаманизм алтае-саянских народов является религией. Алтайцы верили, что все виды благополучия находятся во власти духов и божеств, контакт с которыми осуществляют шаманы.
Буряты — народ в Российской Федерации, Монголии и Китае Численность оценивается в 620 тыс. чел., в том числе: В Российской Федерации — 461389 чел. ( перепись 2010 ) В северной Монголии — 80 тыс. (по данным 1998 года) На северо-востоке Китая — 41 тыс.
Буряты подразделяются на ряд субэтносов — булагаты , эхириты , хоринцы , хонгодоры , сартулы , цонголы , табангуты , хамниганы и др .). Буряты — коренное население края. Видимо, продвигаясь с юга, буряты оттеснили якутов и эвенков на север.
Традиционное жилище бурят — юрта Юрты как войлочные, так и в виде сруба из бруса или брёвен. Деревянные юрты 6-ти или 8-ми угольные. Юрты без окон. В крыше большое отверстие для выхода дыма и освещения. Крыша устанавливалась на четыре столба — тэнги. Иногда устраивался потолок. Дверь в юрту ориентирована на юг. Юрта делилась на мужскую и женскую половину. В центре жилища располагался очаг. Вдоль стен стояли лавки. С правой стороны от входа в юрту полки с хозяйственной утварью. С левой стороны — сундуки, стол для гостей. На одной стене — полка с бурханами или онгонами Перед юртой устраивали коновязь в виде столба с орнаментом. В XIX веке богатые буряты начали строить для жилья избы.
Национальный костюм бурят Летом буряты носили рубаху и халат из шелковых тканей, в дождливую погоду надевали сабу — суконную шинель с пелериной. Зимнюю одежду в виде халата чаще всего шили из овчины, а бедняки — из шкур телят и жеребят. Шапки с бархатным околышем непременно украшались пунцовой шелковой кистью наверху. Женщины втыкали в волосы за ушами две палочки, обшитые материей, к которым по праздникам подвешивался целый ряд цепочек с серебряными подвесками, которые развешивали и на груди.
тувинцы представители древних тюркских народов, населявших территории Алтая и Сибири.
Общая численность тувинцев — около 300 тыс. чел. В России — 263934 чел. по данным Всероссийской переписи населения 2010 г.(в 1970 — около 140 тыс. чел., в 1959 - около 100 тыс.чел.), в том числе в Республике Тыва — около 250 тыс. чел. В Монголии — от 30 до 35 тыс. чел В Китае – 3,3 тыс. человек
Тувинцы сохранили свою национальную самобытность, проявляющуюся в почитании строгих семейно-родовых отношений, вере в духов-хозяев окружающей местности, приверженности скотоводческой деятельности .
Горловое пение Народ Тувы владеет мастерством хоректээр (горловое пение). Одним из приемов его исполнения является пение одного лица сразу двумя и тремя голосами. Способы исполнения горлового пения являются основой музыкальной культуры и интонационного слуха. Они связаны с подражанием животным. Горловое пение разделяется на пять стилей, сопровождается игрой на смычковых и щипковых музыкальных инструментах. В 1988 г. в Кызыле был создан ансамбль горлового пения «Тыва», который гастролировал во многих странах мира
Якуты. Вид на Лене. ЯКУТЫ Хотя якуты отделились от своих братьев — тюрков-татар, они принадлежат к той же семье; они все ведут кочевой образ жизни и отличаются от соседей благородством характера и воинственным духом. Якуты не лишены сноровки, как это можно видеть по их работе. Якуты почти все крещены, однако представления о христианстве у них крайне неполны, и среди них царят совершенно абсурдные предрассудки. В своей первобытной вере якуты молились могущественным невидимым духам, которые за провинности мстили им болезнями, эпизоотиями и прочими невзгодами. Как и у других соседних народов, привилегированными посредниками между богами, духами и людьми выступали шаманы.
Традиционное жилище якутов – ураса и балаган Традиционное жилище, принадлежащее богатой якутской семье. Якутия, 1905 г. (экспедиция В.И.Иохельсона, МАЭ, колл. 4404-115) Жилище представляло собой объединенные под одной крышей жилое помещение - юрту, и хлев для скота - хотон. Его основу составлял каркас из вертикальных деревянные опорных столбов и балок-перекрытий, а стены и крыша делались из тонких бревен, плотно пригнанных друг к другу. Снаружи дом обмазывался глиной смешанной с навозом, а сверху утеплялся землей. Бревна крыши покрывали корой, поверх которой также набрасывали землю. Небольшие окна затягивали рыбьим пузырем, слюдой или бумагой, а зимой закрывали поверх толстыми льдинами Фото 1. Жилище богатой семьи Фото 2. Жилище бедняков
Эвены Восточные тунгусы, ламуты, эвены - три названия одного и того же народа. Самым точным является последнее. В нем заложено древнее самоназвание "эвын", "эвэн" или "эвэсэл", что значит, по одним данным, "спускающиеся с гор", по другим - "местный", "здешний" или "человек", "люди". Численность эвенов (по переписи 1989 года) - 17 199 человек.
В глубине Саянских гор лежит удивительная земля - Тофалария. Здесь с незапамятных времен живет необыкновенный народ - тофалары
Количество тофаларов по переписи 2002 года — 654 человека, из них чистокровных — 320 человек. Площадь Тофаларии — 21,6 тысяч квадратных километров. Тофы проживают в трех поселках: Алыгджер, Нерха и Верхняя Гутара
Тофалары живут «в краю возле самого неба», в красивейших районах Восточного Саяна
Мозаичность и пестрота «этнической карты» РФ На территории Восточной Сибири проживают: энцы, ненцы, долганы, нгасаны, кеты, эвенки, хакасы, алтайцы, буряты, тувинцы, якуты, тофалары, русские.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/10/26/picture-129961-1351264511.jpg)
Урок психомоторики 2 класс Тема «Мозаика из рваной бумаги. Птицы.» Урок психомоторики 2 класс Тема «Мозаика из рваной бумаги. Птицы.» Урок психомоторики 2 класс Тема «Мозаика из рваной бумаги. Птицы.»
урок "Развитие психомоторики и сенсорных процессов" предназначен для учащихся 1-4 классов коррекционной школы VIII вида. Урок "Мозаика из рваной бумаги.Птицы" развивает мелкуюмоторику, мышление,...
![](/sites/default/files/pictures/2013/08/12/picture-279912-1376305776.jpg)
Практическое применение графического редактора Paint. Конструирование из мозаики: "Объемная мозаика"
практическое занятие по информатике с использованием графического редактора Paint....
Этническая мозаика России
Открытый урок по теме "Этническая мозаика России" для учащихся 8 классов....
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/31/picture-475948-1414729380.jpg)
Программа внеурочной деятельности «Психологическая мозаика» для учащихся вторых классов «Психологическая мозаика»
Программа внеурочной деятельности «Психологическая мозаика» для учащихся вторых классов...
![](/sites/default/files/pictures/2016/08/02/picture-165715-1470166505.jpg)
Урок для интерактивной доски «Население России. Этническая мозаика России».
Урок для интерактивной доски. Представленный урок запланирован как урок изучения и первичного закрепления новых знаний по теме «Население России. Этническая мозаика России». Данный урок ориентирован н...
![](/sites/default/files/pictures/2020/01/31/picture-1210460-1580446969.jpg)
Программа лагеря с дневным пребыванием детей «Моян мощ!» (В гостях у Сказка Программа лагеря с дневным пребыванием детей «Моян мощ!» (В гостях у Сказки) Этническая и) Этническая
Лагерь с дневным пребыванием детей на базе средней школы № 1 в июне погрузил 75 детей и подростков в сказочную атмосферу. Программа под названием «М...
![](/sites/default/files/pictures/2021/10/15/picture-1346208-1634303855.png)
Обоснование целесообразности метафорического сравнения реального мира с мозаикой, а слова – с кусочком мозаики (С. Г. Тер-Минасова).
Презентация по теме "Обоснование целесообразности метафорического сравнения реального мира с мозаикой, а слова – с кусочком мозаики"...