Этническая мозаика России
план-конспект урока по географии (8 класс) на тему

Открытый урок по теме "Этническая мозаика России" для учащихся 8 классов. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon etnicheskaya_mazaika.doc36.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Этническая мозаика России.

Цель: познакомить с этносами на территории России, их этническими признаками, этническими процессами.

Оборудование: интерактивный урок Кирилла и Мефодия, карты атласа.

Ход урока.

1. Орг. момент

2. Основная часть

Тема нашего урока «Этническая мозаика».

Что такое мозаика, вы конечно знаете. Это множество маленьких фигурок-деталей, разных по форме, размеру, цвету, из которых, в конечном счете, получается красивый узор. Чем разнообразнее фигурки, тем богаче, красивее получится узор.

Почему мозаика называется этническая? Этническая происходит от слова «ЭТНОС»

Что же такое этнос? (дети записывают определение в тетрадь)

Этнос - это сложившийся на основе природного окружения коллектив людей        , обладающий определенной территорией, элементами культуры: язык, религия, народные традиции.

Вернемся к названию урока - «Этническая мазаика». В данном случае узор - это наша страна Россия, а разнообразные детали - это народы-этносы, проживающие на ее территории.

Вывод: Россия - многоэтническая страна. На ее территории проживает 194 этносов.

Почему на Земле существует много народов? На этот вопрос я попробую ответить с помощью библейского мифа

Давным-давно, когда все люди Земли назывались единым народом и говорили на одном языке, решили они построить башню до неба. Башня достигла таких высот, что каменщику приходилось целый год нести кирпич на вершину. Бог увидел, что люди подобрались к нему слишком близко. Ему это не понравилось, и он послал ангелов, чтобы те смешали речь людей. Строители перестали понимать друг друга. Начались ссоры, драки. Много ли в таких условиях построишь? Бросили люди свою башню - мечту о небе - и разбрелись в разные стороны. Так появились разные народы, говорящие на разных языках. А башня осталась. Треть ее провалилась в землю, треть сгорела при пожаре, а треть стоит до сих пор. Это миф о Вавилонской башне.

В России проживают очень разные этносы. Первое их отличие - это численность. Познакомимся с самыми крупными российскими этносами. ( анализ детьми гистограммы)

Вывод: самым крупными этносом в России являются русские, на втором месте - татары, на третьем месте украинцы…

Есть в России и очень малочисленные этносы. К ним как правило относятся народы Севера: энки, эвенки, саамы… Их осталось всего лишь несколько тысяч и даже сотен человек.

Этнические процессы:

Внутри каждого этноса происходят разнообразные процессы. Познакомимся с некоторыми из них

Этническая миграция. Что такое миграция? ( перемещение население)

Этническая миграция - это перемещение народа, в результате которого возникает новый этнос.

Пример: найдите на карте «Народы» территорию проживания калмыков и бурятов. ( Калмыки - Приволжье, буряты - Прибайкалье) Эти два этноса имею общего предка, который проживал в Западной Манголии. В 17 веке. Монголы - кочевой народ мигрировали на территорию современной России. Часть их остановилась у побережья Байкала и образовала новый этнос - буряты, а часть дошла до Волги и образовала новый этнос - калмыки. Оба этих этноса отличаются друг от друга и своего предка языком, традициями, обычаями, образом жизни.

Этническая консолидация - объединение родственных народов в единый этнос.

Пример: одним из самых больших этносов России являются татары. Как он образовался? На Урало-Поволжье жили племена татар, к ним присоединились из причерноморских степей тюркоязычные булгары, образовава единый этнос - татары.

Ассимиляция - растворение одного народа в другом, с утратой национального языка, традиций и обычаев. Когда-то на территории Древней Руси жили многочисленные племена: муром, мещера, водь…. Прошли многие годы, и эти малочисленные, нередко враждующие племена, объединились в один этнос - славяне.

Этнические признаки

1)Язык - основа этноса. Язык является главным отличительным признаком одного этноса от другого. Язык, на котором говорит определенный этнос называется национальным. Но если бы каждый этнос говорил только на своем языке, то государство Россия перестало бы существовать. Поэтому существует язык межнационального значения. Это русский язык. Он же является государственным языком РФ.

Рассмотрим на каких языках говорят народы России ( анализ древа языков)

На этой схеме не случайно изображено дерево, потому что как бы ни было ветвисто дерево, корень у него всегда один, а значит один предок. По этому древу мы можем увидеть общность этносов России.

Все языки России делятся на 4 языковые семьи: индоевропейская, тюркская, уральская, кавказская. В свою очередь, каждая языковая семья делится на языковые группы. Перечислите, на какие языковые группы делится Индоевропейская семья? (дети перечисляют)

Работа с картой «Народы»: определите, где проживает, к какой языковой семье и какой языковой группе относятся…

2) Территориальный признак

По разновидностям территории Россию можно разделить на исконно-русские территории и на территории с пестрым национальным составом.

Анализ карты «Территориально-административное устройство России».

В нашей стране 21 республика. В этих субъектах велика доля коренного населения. Народ, давший название субъекту, называется титульный народ.

Приведите примеры титульных народов и субъектов, где они проживают.

Географими было замечено, что на равнинах, как правило, проживает один этнос ( Например - Восточно-Европейская равнина), а в горах - очень пестрый этнический состав ( Например - Кавказ, дагестанцы, рассматривание картосхемы)

Проблемный вопрос: Многоэтничность госудраства. Это хорошо или плохо?

+ Вспомните начало урока, его тему. Чем больше, разнообразнее детали мозаики, тем богаче узор. В нашем случае, узор - это Россия, а детали - народы. Чем больше народов проживает на территории России, тем богаче, культурнее, разнообразнее, интереснее наша страна.

- К сожалению, на разных почвах между народами могут возникать конфликты: это могут быть вопросы с территорией, религией, традициями…

Просмотр фильма о Чечне.

Вывод: чтобы между народами было согласие, нужно подчиняться закону толерантности, т.е уважительно, с пониманием относиться к любому человеку, к какому бы этносу он не относился.

На первом классном часе вам зачитывали обращение Д.Медведева к учащимся. Оно, как нельзя лучше согласовывается с темой нашего сегодняшнего урока. (Зачитывание отрывка выступления Д. Медведева)

3. Закрепление изученного.

Тест из урока Кирилла и Мефодия. Дети по цепочке отвечают на заданные вопросы.

4. Подведение итогов. Выставление оценок. Д/з: Подготовить сообщение об одном из этносов России, о котором вы никогда не слышали и ничего не знаете.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Этнический,национальный и религиозный состав населения России

урок изучения нового в 8классе по теме "Этнический,национальный, религиозный состав населения России" . На уроке рассматривается население по уровням: Россия,область,район....

Этническая мозаика

В данной работе представлена этнографическая мозаика Восточной Сибири  домостроением, особенностями национального костюма и кухни, художественным творчеством, другими хозяйственно-культурными тра...

Урок для интерактивной доски «Население России. Этническая мозаика России».

Урок для интерактивной доски. Представленный урок запланирован как урок изучения и первичного закрепления новых знаний по теме «Население России. Этническая мозаика России». Данный урок ориентирован н...

Национальный (этнический) состав России

Знакомство с национальным составом России и Краснодарского края.Этнический состав населения - это результат длительного исторического процесса смешения и переселения представи...

Методическая разработка командного конкурса "Мозаика России"

Методическая разработка командного конкурса "Мозаика России" . Тема конкурса: "Республики, входящие в состав РФ"Конкурс "Мозаика России" посвящен Дню толерантности. Прово...

"Формирование у школьников толерантного отношения к национальным культурам посредством проведения командных конкурсов по этническому многообразию России"

В статье анализируется проведение командного конкурса, как способ сформировать этническую толерантность у школьников. Данная тема актуальна на сегодняшний день особенно, поскольку процент обучающихся ...

Презентация по обществознанию "Этнические общности. Россия- многонациональное государство"

Презентация по обществознанию "Этнические общности. Россия- многонациональное государство" 8 класс...