внеурочная деятельность 5 кл ФГОС "Юный краевед"
рабочая программа по географии (5 класс) по теме

внеурочная деятельность 5 кл ФГОС "Юный краевед", учитель географии Бородкина Г.В. Программа 5-9 кл  и КТП для 5 кл.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ктп 5 кл16.79 КБ
Файл программа 5-9 кл43.62 КБ

Предварительный просмотр:

содержание

(разделы, темы)

коли

чество

часов

даты

проведения

оборудование урока: ЭЛ – электронное приложение, К –карта, А- атлас, П – презентация, Л -художественная литература)

основные виды учебной деятельности (УУД): личностные – Л,  регулятивные – Р,  познавательные –П, коммуникативные – К)

план

факт

1

История заселения края.

1

АБ 4.09

ВГ 6.09

АБ

ВГ

К,П,Л. Умение составлять опорный конспект, работать с информацей.

Л,П

2

История заселения края.

1

АБ 11.09

ВГ 13.09

АБ

ВГ

К,Л. Умение анализировать информацию

Л,Р

3

История заселения города (микрорайны города).

1

АБ 18.09

ВГ 20.09

АБ

ВГ

Л.Уметь систематизировать полученную информацию.

Р

4

История заселения города (микрорайны города).

1

АБ 25.09

ВГ 27.09

АБ

ВГ

Л,П. Уметь систематизировать факты, информацию.

Р,К

5

Письменность казаков.

1

АБ 02.10

ВГ 04.10

АБ

ВГ

Л,П. Умение воспроизвести информацию

П,Р

6

Письменность казаков.

1

АБ 09.10

ВГ 11.10

АБ

ВГ

7

Письменность казаков.

1

АБ 16.10

ВГ 18.10

АБ

ВГ

Л. Оформление  работы.

П,Р

8

Оформление книги «История моего города».

1

АБ 23.10

ВГ 25.10

АБ

ВГ

П. Умение с помощью полученной информации эстетично оформить папку.

Л,П,К

9

Оформление книги «История моего города».

1

АБ 30.10

ВГ 01.11

АБ

ВГ

10

Оформление книги «История моего города».

1

АБ 13.11

ВГ 15.11

АБ

ВГ

11

Оформление книги «История моего города».

1

АБ 20.11

ВГ 22.11

АБ

ВГ

12

Писатели Кубани 19 в.

1

АБ 27.11

ВГ 29.11

АБ

ВГ

П,Л. Рассмотреть стихи о Кубани и г. Краснодаре.  Уметь систематизировать знания.

П,Р,Л

13

Писатели Кубани 19 в.

1

АБ 04.12

ВГ 06.12

АБ

ВГ

14

Писатели Кубани 19 в.

1

АБ 11.12

ВГ 13.12

АБ

ВГ

15

Писатели Кубани 20 в.

1

АБ 18.12

ВГ 20.12

АБ

ВГ

16

Писатели Кубани 20 в.

1

АБ 25.12

ВГ 27.12

АБ

ВГ

17

Писатели Кубани 20 в.

1

АБ 15.01

ВГ 17.01

АБ

ВГ

18

Писатели Кубани 21 в.

1

АБ 22.01

ВГ 24.01

АБ

ВГ

19

Писатели Кубани 21 в.

1

АБ 29.01

ВГ 31.01

АБ

ВГ

20

Писатели Кубани 21 в.

1

АБ 05.02

ВГ 07.02

АБ

ВГ

21

Художники 19 в.

1

АБ 12.02

ВГ 14.02

АБ

ВГ

П,Л. Рассмотреть технику изображения пейзажей края.

П,Р,Л

22

Художники 19 в.

1

АБ 19.02

ВГ21.02

АБ

ВГ

23

Художники 19 в.

1

АБ 26.02

ВГ 28.02

АБ

ВГ

24

Художники 20 в.

1

АБ 05.03

ВГ 07.03

АБ

ВГ

25

Художники 20 в.

1

АБ 12.03

ВГ 14.03

АБ

ВГ

26

Художники 20 в.

1

АБ 19.03

ВГ 21.03

АБ

ВГ

27

Художники 21 в.

1

АБ 02.04

ВГ 04.04

АБ

ВГ

28

Художники 21 в.

1

АБ 09.04

ВГ 11.04

АБ

ВГ

29

Художники 21 в.

1

АБ 16.04

ВГ 18.04

АБ

ВГ

30

Мой милый край (стихи о Кубани).

1

АБ 23.04

ВГ 25.04

АБ

ВГ

П. Уметь составить стихи.

Л,К

31

Мой милый край (стихи о Кубани).

1

АБ 30.04

ВГ 02.05

АБ

ВГ

32

Весенний этюд.

1

АБ 07.05

ВГ 09.05

АБ

ВГ

Л.  Оформление этюдов, книги.

Р,К,Л

33

Весенний этюд.

1

АБ 14.05

ВГ 16.05

АБ

ВГ

34

Обобщение знаний и умений (презентация книги).

1

АБ 21.05

ВГ 23.05

АБ

ВГ

П.

К,Л,Р

ИТОГО:

34



Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение муниципального

образования город Краснодар гимназия № 33

                                                                                             УТВЕРЖДЕНО

                                                                         решение педсовета протокол № __

                                                       от _________ 2012 года

                                                        Председатель педсовета

__________________ И.Ф. Долголенко

                                                                               подпись руководителя ОУ         Ф.И.О.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 (тип программы: ориентированные на достижение результатов определенного уровня/по конкретным видам внеурочной деятельности)

________________ факультатив________________

(кружок,факультатив,научное объединение и пр.)

ЮНЫЙ  КРАЕВЕД  

(наименование)

____________5 лет____________

(срок реализации программы)

_____________11-16 лет__________

(возраст обучающихся)

Бородкина Галина Владимировна

(Ф.И.О. учителя, составителя)


факультатив «Юный краевед»
для учащихся 5-9 класса
(170 часов)

Пояснительная записка.

Программа составлена на основе Фундаментального ядра для основной школы содержания общего образования, Требований к результатам основного общего образования. В ней также учитываются основные идеи и положения программы развития и формирования универсальных учебных действий для общего образования.

        Программа факультатива «Юный краевед» предназначена для  учащихся 5-9 класса.
Комплексный подход в изучении родного края позволит сформировать глубокие знания и умения учащихся краеведческого содержания, так как программа включает характеристику основных объектов природы, населения, культуры, экономики. Программа географии родного края личностно-ориентированная. Личностное познание родного края идет от непосредственного восприятия, ощущения к осмыслению. Курс факультатива призван удовлетворять социальные потребности, то есть происходит социализация личности учащихся, он также имеет подлинно страноведческий характер.

Цель: программа нацеливает учащихся на активное познание родного края. Программа носит проектно-исследовательский характер.

Задачи: 
I. Общеобразовательные:
1. обеспечить личностно-ориентированный характер образования, создать условия для самоопределения и саморазвития личности;
2. способствовать самоопределению личности в системе социальных, межличностных отношений;
3. через научно-исследовательскую, проектную  и практическую направленность содержания курса способствовать развитию творческих, исследовательских способностей обучаемых, целенаправленно удовлетворять и развивать их образовательные потребности в исследовании;
4. развивать гибкость мышления и поведения.
II. Предметные:
1. сформировать системное представление о Краснодарском крае как целостном географическом регионе;
2. показать практическое значение взаимосвязей природных, экономических  явлений на изучаемой территории;
3. сформировать географическую культуру учащихся через приобщение к конкретным знаниям по географии своего населенного пункта;
4. развивать умения работать с географо-краеведческими источниками информации, тематическими картами.

Ученики не только самостоятельно изучают особенности географии своей местности с помощью специально организованных наблюдений, составлений графиков и профилей, сравнений, высказывания собственных гипотез, сбор гербарий, анализ проб почвы.  

Данная программа рассчитана на 34 часа  в течение  учебного года.  Срок реализации 5 лет.

Возрастная характеристика группы – программа состоит из пяти ступеней реализации:

1 ступень – учащиеся 5 класса;

2 ступень – учащиеся 6 класса;

3 ступень – учащиеся 7 класса;

4 ступень – учащиеся 8 класса:

5 ступень – учащиеся 9 класса.

Формы организации:

урок-лекция

урок-практикум

урок-презентация

экскурсии

урок-наблюдение.

2. Учебно-тематический план

Наименование разделов, блоков, тем

Всего,час

Количество часов

Характеристика деятельности обучающихся

аудиторные

внеаудиторные

1 год обучения «История и культура края»

1

История заселения края.

1

анализ литературы

2

История заселения края.

1

3

История заселения города (микрорайны города).

1

+

анализ литературы

4

История заселения города (микрорайны города).

1

презентация

5

Письменность казаков.

1

анализ литературы

6

Письменность казаков.

1

7

Письменность казаков.

1

презентация

8

Оформление книги «История моего города».

1

презентация

9

Оформление книги «История моего города».

1

10

Оформление книги «История моего города».

1

11

Оформление книги «История моего города».

1

12

Писатели Кубани 19 в.

1

анализ литературы

13

Писатели Кубани 19 в.

1

+

14

Писатели Кубани 19 в.

1

презентация

15

Писатели Кубани 20 в.

1

анализ литературы

16

Писатели Кубани 20 в.

1

+

17

Писатели Кубани 20 в.

1

презентация

18

Писатели Кубани 21 в.

1

анализ литературы

19

Писатели Кубани 21 в.

1

+

20

Писатели Кубани 21 в.

1

презентация

21

Художники 19 в.

1

анализ литературы

22

Художники 19 в.

1

23

Художники 19 в.

1

презентация

24

Художники 20 в.

1

анализ литературы

25

Художники 20 в.

1

26

Художники 20 в.

1

презентация

27

Художники 21 в.

1

анализ литературы

28

Художники 21 в.

1

29

Художники 21 в.

1

презентация

30

Мой милый край (стихи о Кубани).

1

анализ литературы

31

Мой милый край (стихи о Кубани).

1

32

Весенний этюд.

1

презентация

33

Весенний этюд.

1

презентация

34

Обобщение знаний и умений (презентация книги).

1

презентация книги

2 год обучения «Красная книга края »

1

Красная книга.

1

анализ литературы

2

Составление проекта Красной книги. Сбор гербариев.

1

+

анализ литературы

3

Составление проекта Красной книги. Сбор гербариев.

1

+

4

Составление проекта Красной книги. Сбор гербариев.

1

+

5

Составление проекта Красной книги. Сбор гербариев.

1

презентация

6

Экскурсия на ст. Юннатов.

1

+

экскурсия

7

Характеристика растительного мира.

1

анализ литературы

8

Растения степной зоны.

1

анализ литературы

9

Растения степной зоны.

1

10

Растения степной зоны.

1

11

Растения Кавказских гор.

1

анализ литературы

12

Растения Кавказских гор.

1

13

Растения Кавказских гор.

1

14

Растения Кавказских гор.

1

15

Растения г. Краснодара.

1

анализ литературы

16

Растения г. Краснодара.

1

17

Построение профиля высотной профиля (3D)

1

презентация

18

Животный мир степной зоны.

1

анализ литературы

19

Животный мир степной зоны.

1

20

Животный мир степной зоны.

1

21

Животный мир степной зоны.

1

22

Животный мир Азовского моря.

1

анализ литературы

23

Животный мир Азовского моря.

1

24

Животный мир Черного моря.

1

анализ литературы

25

Животный мир Черного моря.

1

26

Животный мир Кавказских гор.

1

анализ литературы

27

Животный мир Кавказских гор.

1

28

Животный мир Кавказских гор.

1

29

Животный мир Кавказских гор.

1

30

Составление зоогеографической карты края.

1

практическая работа

31

Составление зоогеографической карты края.

1

32

Составление зоогеографической карты города.

1

практическая работа

33

Составление зоогеографической карты города.

1

34

Обобщение знаний и умений. Презентация «Красной книги».

1

3 год обучения «Рельеф и почвы края. Профиль»

1

Оформление контурной карты края.

1

практическая работа

2

Оформление контурной карты города.

1

3

Изучение геологического строения края.

1

анализ литературы

4

Изучение геологического строения края.

1

5

Изучение геологического строения города.

1

анализ литературы

6

Изучение геологического строения города.

1

7

Формы рельефа края. Построение изогипс.

1

практическая работа

8

Формы рельефа края. Построение изогипс.

1

9

Формы рельефа города. Построение изогипс.

1

практическая работа

10

Формы рельефа города. Построение изогипс.

1

11

Формы рельефа города. Построение изогипс.

1

12

Сопоставление сетки микрорайонов города с картой изогипс.

1

практическая работа

13

Сопоставление сетки микрорайонов города с картой изогипс.

1

14

Сопоставление сетки микрорайонов города с картой изогипс.

1

15

Внутренние и внешние процессы края.

1

анализ литературы

16

Внутренние и внешние процессы края.

1

17

Внутренние и внешние процессы края.

1

18

Внутренние и внешние процессы края.

1

19

Внутренние и внешние процессы края.

1

20

Внутренние и внешние процессы города.

1

анализ литературы

21

Внутренние и внешние процессы города.

1

22

Полезные ископаемы края.

1

+

практическая работа

23

Минералогическая коллекция.

1

практическая работа

24

Изучение коллекции осадочных полезных ископаемых.

1

практическая работа

25

Изучение коллекции магматических полезных ископаемых.

1

26

Изучение коллекции метаморфических полезных ископаемых.

1

27

Составление карты расположения полезных ископаемых.

1

практическая работа

28

Составление карты расположения полезных ископаемых.

1

29

Составление профиля города.

1

практическая работа

30

Составление профиля города.

1

31

Составление профиля города.

1

32

Составление профиля города.

1

33

Составление профиля города.

1

34

Обобщение знаний и умений (презентация профиля).

1

презентация

4 год обучения «Климат и внутренние воды. Графики»

1

Климатообразующие факторы.

1

анализ литературы

2

Климатообразующие факторы.

1

3

Температурный график.

1

практическая работа

4

График осадков.

1

практическая работа

5

График атмосферного давления.

1

практическая работа

6

Роза ветров.

1

практическая работа

7

Климатограмма зимнего периода края.

1

практическая работа

8

Климатограмма весеннего периода края.

1

практическая работа

9

Климаторграмма летнего периода края.

1

практическая работа

10

Климаторграмма осеннего периода края.

1

практическая работа

11

Общая климатограмма края.

1

презентация

12

Климатограмма зимнего периода города.

1

практическая работа

13

Климатограмма весеннего периода города.

1

практическая работа

14

Климаторграмма летнего периода города.

1

практическая работа

15

Климаторграмма осеннего периода города.

1

практическая работа

16

Общая климатограмма города.

1

практическая работа

17

Презентация профиля.

1

презентация

18

Составление климатической карты края.

1

практическая работа

19

Составление климатической карты города.

1

практическая работа

20

Внутренние воды.

1

анализ литературы

21

Озера края.

1

анализ литературы

22

Плавни и лиманы.

1

анализ литературы

23

Искусственные водоемы.

1

анализ литературы

24

Подземные воды.

1

анализ литературы

25

Ледники.

1

анализ литературы

26

Азовское море.

1

анализ литературы

27

Черное море.

1

анализ литературы

28

Река Кубань.

1

анализ литературы

29

Река Кубань. Составление профиля.

1

практическая работа

30

Река Кубань. Составление профиля.

1

31

Река Кубань. Составление профиля.

1

32

Река Кубань. Составление профиля.

1

33

Река Кубань. Составление профиля.

1

34

Обобщение знаний и умений.

1

презентация

5 год обучения «Хозяйство края. Оформление карты. Бизнес-план»

1

Отраслевая структура края.

1

анализ литературы

2

ТЭК. Составление каталога предприятий ТЭК.

1

практическая работа

3

Электроэнергетика. Составление каталога предприятий, производящих электроэнергетику.

1

практическая работа

4

Машиностроительный комплекс. Составление каталога машиностроительных предприятий.

1

практическая работа

5

Химическая промышленность. Составление каталога предприятий химической промышленности.

1

практическая работа

6

Деревообработка и производство стройматериалов. Составление каталога.

1

практическая работа

7

Легкая промышленность. Составление каталога предприятий легкой промышленности.

1

практическая работа

8

Пищевая промышленность. Составление каталога предприятий пищевой промышленности.

1

практическая работа

9

Народные промыслы.

1

анализ литературы

10

Составление карты народных промыслов.

1

практическая работа

11

Сельское хозяйство.

1

анализ литературы

12

Зерновые культуры.

1

анализ литературы

13

Составление карты посевов зерновых культур.

1

практическая работа

14

Технические культуры.

1

анализ литературы

15

Составление карты посевов технических культур.

1

практическая работа

16

Бахчеводство. Составление карты бахчеводства.

1

практическая работа

17

Виноградарство.

1

анализ литературы

18

Составление карты виноградарства.

1

практическая работа

19

Садоводство.

1

анализ литературы

20

Субтропические культуры.

1

анализ литературы

21

Составление карты посевов субтропических культур.

1

практическая работа

22

Животноводство.

1

анализ литературы

23

Скотоводство.

1

анализ литературы

24

Птицеводство.

1

анализ литературы

25

Овцеводство.

1

анализ литературы

26

Коневодство.

1

анализ литературы

27

Пчеловодство.

1

анализ литературы

28

Звероводство.

1

анализ литературы

29

Рыболовство.

1

анализ литературы

30

Составление бизнес-плана (промышленность, сельское хозяйство)

1

+

практическая работа

31

Составление бизнес-плана (промышленность, сельское хозяйство)

1

32

Составление бизнес-плана (промышленность, сельское хозяйство)

1

33

Составление бизнес-плана (промышленность, сельское хозяйство)

1

34

Обобщение знаний и умений (презентация бизнес-плана).

1

презентация

3. Содержание программы.

год обучения

наименование тем

количество часов

1

1

История и культура края. Презентация книги «История моего города».

34

2

2

Красная книга края.

34

3

3

Рельеф и почвы края. Профиль.

34

4

4

Климат и внутренние воды. Графики.

34

5

5

Хозяйство края. Оформление карты. Бизнес-план.

34

Первый год обучения. Реализация программы на основе изучения исторических фактов и культурных ценностей края. Составление книги «История моего города».

Второй год обучения. Анализ методического пособия «Красная книга». Посещение ст. «Юннаты». Изучение флоры и фауны края.

Третий год обучения. Составление профиля Краснодарского края и г. Краснодара. Анализ проб почвы города. Изучение и составления профиля геологического строения рельефа края.

Четвертый год обучения. Составление климатограмм  городов края.  Изучение внутренних вод края. Построение профиля р. Кубани и вдхр. Краснодарское. Экологические проблемы края.

Пятый год обучения. Глубокое изучение отраслей специализации края.  Составление каталога предприятий края. Экономические и экологические проблемы. Экскурсия на предприятие. Круглый стол «Мой бизнес-план».

4. Предполагаемые результаты реализации программы.
Учащиеся должны знать:
- площадь территории края города;
- особенности физико- и экономико-географического положения края;
- основные сведения из истории заселения и хозяйственного освоения территории края;
- зависимость рельефа территории края и города  от тектонического строения и действия внешних процессов;
- основные формы рельефа;
- факторы, формирующие климат;
- влияние климатических условий на жизнь и хозяйственную деятельность человека;
- особенности поверхностных вод территории;
- воздействие хозяйственной деятельности человека на водные ресурсы, их рациональное использование;
- основные типы почв, меры по их охране;
- представители растительного и животного мира нашей зоны; Красная книга края;
- народные промыслы, их особенности;
- взаимосвязь сельскохозяйственной деятельности человека с природными условиями, примеры положительного и отрицательного влияния человека на природу;
- основные экологические проблемы, пути их решения.

Учащиеся должны уметь:
- определять по картам физико- и экономико-географическое положение территории края и города;
- работать с различными географическими источниками ;

- составлять графики и профили;
- устанавливать зависимость между рельефом, тектоническим строением и размещением полезных ископаемых по физико - географической, геологической, тектонической картам;
- определять по климатической карте, графикам и диаграммам основные черты климата территории;
- оценивать агроклиматические, водные, почвенные, земельные, растительные, животные ресурсы для прогнозирования рационального природопользования;
- выполнять правила природоохранного поведения в повседневной деятельности;
- составлять характеристику одного из звеньев АПК ;
- устанавливать взаимосвязь между компонентами природы, природой и деятельностью человека;
- описывать ПТК по предложенному плану;
- владеть приемами оценки, анализа, прогноза изменений природы под влиянием хозяйственной деятельности человека;

5.Формы контроля:

опорные конспекты

графики

таблицы

иллюстрации

составление бизнес-плана

6. Методические рекомендации:
В процессе работы по изучению данного курса возможна организация следующих видов работы:
1. Изучение и анализ письменных исторических источников, историко-краеведческой литературы.
2. Проведение картографического анализа.
5. Составление бизнес-плана.
6. Подготовка к выступлению, защита реферата, проекта, презентации.
7. Осуществление систематизации исследовательских материалов.

Критериями, позволяющими проводить самостоятельный анализ, по изучению курса, являются:
1. Учитель, интересующийся историей края и принимающий непосредственное участие в его изучении.
2. Исследовательская работа учителя выступает как условие повышения его педагогического мастерства.
3. Создание для учащихся реальных условий для проведения самостоятельных исследований.
4. Соблюдаются принципы добровольности и учета индивидуальных интересов и способностей учащихся при определении (выборе) тем исследовательских заданий.
5. Учитель непосредственно участвует в исследовательской работе вместе с учащимися.
6. Учащиеся знают и видят, что их исследования приносят реальный результат: появление интереса учителей, родителей, общественности к их делам, собранный краеведческий материал используются в учебно-воспитательном процессе.

7. Материально-техническое обеспечение.

наименование объектов и средств материально- технического обеспечения

количество

1. Библиотечный фонд

Родная Кубань. Страницы истории. К.: ОИПЦ «Перспективы образования», 2003.

Хрестоматия по истории Кубани, 1982 г

В.Н. Рашутняк. История Кубани в датах, событиях, фактах. Краснодар.2003 г.

Н.В.Ратушняк. Кубанские исторические хроники. Малоизвестное об известном. Очерки. ОИПЦ «Перспективы образования».2005г.

Наш край на уроках истории:пособие для учителей 7-10 кл. школ Краснодарского края. 1984.

Б.А. Трехбратов. Историко-краеведческий словарь школьника в двух частях.2008г.

Красная книга Краснодарского края. Краснодар 1994.

Природа родного края.

Екатеринодар-Краснодар 1793-2009.ист.энциклопедия.2009г.

Терская И.А. География Краснодарского края. Природа Экономика Краснодар.2010.

Древнее золото Кубани. К. 1987.

Писатели Кубани. 2007.

2. Печатные пособия

3. Технические средства обучения

1. Интерактивная доска

4. Экранно-звуковое пособие

5. Игры и игрушки

6. Оборудование класса

1. Карты Краснодарского края.

2. Атлас Краснодарского края.

3. Гербарии и образцы полезных ископаемых.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по внеурочной деятельности (гражданско-патриотическое направление)«Юный краевед» для 1 класса.

Курс «Юный краевед» носит развивающий характер. Целью данного спецкурса является формирование поисково-исследовательских и коммуникативных умений младших школьников. Курс входит в раздел  учебног...

Программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению "Краеведы"

Программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению "Краеведы"...

Программа внеурочной деятельности "Юные краеведы". 5 класс.

Данная программа предназначена для организации внеурочной деятельности с обучающимися по географии с использованием регионального компонента.Программа предполагает изучение исторических и географическ...

Программа внеурочной деятельности "Юные экологи-краеведы". 6 класс.

Программа разработана для 6 класса в соответствии с новыми требованиями ФГОС ООО. ...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Юный краевед" (2017-2018 уч.год)

Программа внеурочной деятельности  историко-краеведческого объединения «Юный краевед», работающего на базе музея МБОУ СОШ №2 с.Южаково направлена на формирование патриотических качест...