рабочая программа по географии, 7 класс
рабочая программа по географии (7 класс) по теме

Данная программа составлена в соответствии c  примерной программой  для основного общего образования по географии, «География Земли» (6-7 классы). Авторская программа  И.В. Душиной. Программы для общеобразовательных учреждений: География. 6-11 классы / сост. Е.В. Овсянникова. – М.: Дрофа, 2009 г. 

Учебник:  Коринская В.А., Душина И.В., Щенев В.А. География: Наш дом – Земля (материки, океаны, народы и страны). 7 класс. –  М.: Дрофа, 2007 г.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moya_rab.programma_7klass_.docx130.82 КБ

Предварительный просмотр:

                                         Пояснительная записка

        Данная программа составлена в соответствии c  примерной программой  для основного общего образования по географии, «География Земли» (6-7 классы). Авторская программа  И.В. Душиной. Программы для общеобразовательных учреждений: География. 6-11 классы / сост. Е.В. Овсянникова. – М.: Дрофа, 2009 г.  

Учебник:  Коринская В.А., Душина И.В., Щенев В.А. География: Наш дом – Земля (материки, океаны, народы и страны). 7 класс. –  М.: Дрофа, 2007 г.

Цель  образовательной программы школы:

подготовка выпускника с развитой системой социокультурных ценностей, со  сформированными компетентностями  и освоившего программы учебных дисциплин в соответствии с индивидуальными особенностями развития и состояния здоровья на основе системно-деятельностного подхода.

Для достижения поставленных целей решаются следующие задачи:

  1. Обеспечить соответствие образования обучающихся требованиям федеральных государственных образовательных стандартов.
  2. Организовать педагогические условия для реализации индивидуальных особенностей обучающихся.
  3. Внедрить разнообразные формы взаимодействия с обучающимися .
  4. Реализовать систему внеурочной деятельности и обеспечить эффективное сочетание урочных и внеурочных форм организации образовательного процесса.
  5. Организовать интеллектуальные и творческие соревнования, научно-технического творчества, проектной и учебно-исследовательской деятельности.

Цели и задачи курса:

        Главная цель курса – развитие у школьников целостного представления о Земле как планете людей, о целостности и дифференциации природы материков, их крупных регионов и отдельных стран, о людях, их населяющих, особенностях жизни и хозяйственной деятельности в различных природных условиях, т.е. формирование минимума базовых знаний страноведческого характера, необходимых каждому человеку нашей эпохи.

Для достижения данной цели необходимо решить следующие учебно-методические задачи:

  1. расширить и конкретизировать представления о пространственной неоднородности поверхности Земли на разных уровнях ее дифференциации ( от планетарного до локального);
  2. создать образные представления о крупных регионах материков и странах, использовании природных богатств в хозяйственной деятельности;
  3. усилить гуманистическую и культурологическую направленность содержания курса посредством комплексных страноведческих характеристик регионов и стран, в центре которых – человек, люди, народы, их образ жизни, материальная и духовная культура, хозяйственная деятельность;
  4. способствовать воспитанию учащихся в духе уважения к другим народам посредством развития знаний об истории, традициях и образе мышления людей другой культуры;
  5. на основе историко-географического подхода раскрыть изменения  политической карты, практики природопользования, процесса нарастания экологических проблем в пределах материков, океанов и отдельных стран; формировать у школьников эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде;
  6. продолжить развитие картографической грамотности школьников посредством работы с картами разнообразного содержания и масштаба (картами материков, океанов, отдельных стран, планов городов); изучения способов изображения географических объектов и явлений, применяемых на этих картах;
  7. учить извлекать информацию из различных источников знаний, составлять по ним комплексные страноведческие описания и характеристики территории;

          Программа содержит новые направления географического образования:

  1. комплексные подходы к характеристике территории материков и акватории океанов;
  2. изучение материков и океанов как крупных природных комплексов;
  3. изучение население, особенностей культуры и быта народов  мира.

        Содержание программы полностью соответствует образовательному стандарту в области географии и концепции географического образования в основной школе. Информационный объем данного курса довольно велик, особое место в нем занимает географическая номенклатура, все это делает его довольно насыщенным. Основное содержание программы направлено на сохранение и углубление мировоззренческого и воспитывающего потенциала семиклассников, развитию географической культуры школьников, осознание ими функционального значения географии для человека. География материков и океанов в 7 классе формирует в основном региональные представления учащихся о целостности дифференцированности географической оболочки и связях между ее отдельными компонентами на материках, в регионах и странах мира.

Учебно-методический комплекс: 

  1. Коринская В.А., Душина И.В., Щенев В.А. География: Наш дом – Земля (материки, океаны, народы и страны). 7 класс. –  М.: Дрофа, 2007 г.
  2. Сиротин В.И. География материков и океанов,  7 класс. Рабочая тетрадь  с комплектом контурных карт. – М.: Дрофа, 2010.
  3. География материков и океанов,  7 класс.  кл.: Атлас, - М.: Дрофа; Издательство Дик, 2010.

Количество часов: всего - 70 часов, в неделю - 2 часа;

Практических работ - 52, из них оценочных -12.

Тема «Африка»

Определение географических координат крайних точек, протяженности материка с севера на юг в градусной мере и километрах. Обучение определению географического положения материка.

Обозначение на контурной карте крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых

Тема «Австралия»

 Сравнение географического положения Австралии и Африки.

Тема «Южная Америка»

Определение сходства и различий в рельефе Африки и Южной Америки. Сравнительное описание крупных речных систем Южной Америки и Африки. Составление описания природы, населения и его хозяйственной деятельности одной из стран материка {по выбору)

Тема «Северная Америка»

Сравнение климата отдельных частей материка, расположенных в одном климатическом поясе, оценка климатических условий для жизни н хозяйственной деятельности населения.

Составление описания путешествия по одной из стран континента с определением особенностей природы населения, его хозяйственной деятельности (по линии следования).

Темя «Евразия»

Сравнение климата Евразия с климатом Северной Америки; определение типов климата Евразии по климатограммам, оценивание климатических условий для жизни и хозяйственной деятельности людей.

Сравнение природных зон по 40-й параллели в Евразии и Северной Америке, выявление черт сходства и различия в чередовании зон, в степени их антропогенного изменения.

Составление по картам и другим источникам описания одной из стран Зарубежной Европы или Зарубежной Азии.

Основные методы обучения: информационно-развивающий, репродуктивный, проблемно-поисковый, исследовательский, творчески-репродуктивный

Основные формы работы: эвристическая беседа, игра, самостоятельная работа с разными источниками информации ,выполнение заданий по плану, поисковая, исследовательская работа по картам, практическая работа, составление обобщающих таблиц, индивидуальная работа по заданиям.

Используемые технологии: личностно-ориентированная, информационно-коммуникационная, технология объяснительно-иллюстративного обучения технология, развивающего обучения.

Типы уроков: урок изучения и первичного закрепления новых знаний, урок закрепления знаний, урок комплексного применения ЗУН учащихся, урок обобщения и систематизации знаний, урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся.

Формы промежуточного контроля: тестовый контроль, проверочные и практические работы, диктанты, работы с контурными картами.

Содержание программы 70 часов (2 часа в неделю)

ВВЕДЕНИЕ  (4 ч)

Что изучают в курсе. Возрастающая зависимость состояния природы материков и океанов от деятельности человека. Практическое значение географических знаний. Многообразие источников географической информации.

Практическая работа. Обучение простейшим приемам работы с источниками географической информации (картами, дневниками путешествий, справочниками, словарями и др.). «Открытие» Земли. Основные этапы накопления знаний о Земле, ее природе и населении.

Знания о Земле в древнем мире. Первые путешествия, расширяющие представления европейцев о Старом Свете. Эпоха Великих географических открытий. Развитие географических представлений об устройстве поверхности Земли.

Современные географические исследования: Международный геофизический год, исследования Мирового океана, изучение Земли из космоса. Международное сотрудничество в изучении Земли.

Из истории создания карт. Роль, свойства и виды карт. Явления и процессы, обозначаемые на картах, способы их изображения. Решение задач с использованием карты.

Практическая работа.  Характеристика карты атласа, решение расчетных задач.

Раздел I. Главные особенности Земли. (9 ч)

Тема 1. ЛИТОСФЕРА И РЕЛЬЕФ ЗЕМЛИ (2ч)

Гипотезы происхождения и теории эволюции литосферы. Сейсмические пояса Земли. Геологическое время. Карта строения земной коры.

Рельеф земной поверхности. Закономерности размещения крупных форм рельефа. Природные катастрофы, происходящие в литосфере. Полезные ископаемые.

Практическая работа. Определение по карте направлений передвижения литосферных плит и предположение размещения материков и океанов через миллионы лет (на основе теории тектоники плит).

Тема 2. АТМОСФЕРА И КЛИМАТЫ ЗЕМЛИ  (3 ч)

Гипотезы происхождения атмосферы. Пояса освещенности и тепловые пояса. Распределение температуры воздуха, атмосферного давления и осадков на Земле. Климатическая карта. Воздушные массы. Открытие общей циркуляции атмосферы (А. И. Воейков). Климатообразующие факторы. Климатические пояса и области. Опасные природные явления в атмосфере.

Практическая работа.  Обозначение на к/к климатических поясов Земли и их основных характеристик.

Тема 3. ГИДРОСФЕРА. МИРОВОЙ ОКЕАН (1ч)

Мировой океан — главная часть гидросферы. Гипотезы происхождения гидросферы. Единство вод Земли. Свойства вод Мирового океана. Водные массы. Система поверхностных течений в океане. Льды.

Взаимодействие океана с атмосферой и сушей.

Воды суши: поверхностные (великие речные системы мира, ледники на Земле, многообразие озер); подземные воды.

Тема 4.  БИОСФЕРА. ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ОБОЛОЧКА (1ч)

Гипотезы возникновения жизни на Земле. Пути расселения по Земле растений, человека и животных. Значение связей живого и неживого вещества.

    Строение и свойства географической оболочки. Круговорот веществ и энергии. Природные комплексы, их строение и разнообразие. Природная зона. Географическая зональность. Вертикальная поясность. Карта природных зон.

Практическая работа. Анализ схем круговоротов веществ и энергии.

Тема 5. ЗЕМЛЯ - ПЛАНЕТА ЛЮДЕЙ (1 ч)

Численность населения. Размещение населения по материкам, климатическим поясам, природным зонам. Распределение населения по удаленности от океана. Карта народов и плотности населения. Миграции населения. Основные этносы. Основные религии.

    Основные виды хозяйственной деятельности. Страны мира, их группировка по различным признакам.

Практическая работа. Обозначение на контурной карте ареалов высокой плотности населения, направлений миграций людей в прошлом и современные перемещения.

Раздел 2  Материки и океаны (55 ч)

Тема 1. ОКЕАНЫ  (3ч)

Тихий, Индийский, Атлантический океаны. Географическое положение. Краткая история исследования каждого из океанов. Особенности природы, виды хозяйственной деятельности в каждом из океанов. Охрана природы океанов.

Северный Ледовитый океан. Географическое положение. Основные этапы исследования природы океана. Особенности природы океана, природные богатства и их использование в хозяйстве. Необходимость охраны природы океана.

Тема 2.  АФРИКА  (11 ч)

Географическое положение, размеры, очертания и омывающие континент моря и океаны. История исследования материка. Особенности природы. Преобладание равнин; горы и нагорья. Формирование рельефа под влиянием внутренних и внешних процессов. Размещение месторождений полезных ископаемых. Факторы формирования климата материка. Климатические пояса и типичные для них погоды. Внутренние воды, их зависимость от рельефа и климата, природные зоны. Характерные представители растительного и животного мира, почвы природных зон материка. Заповедники Африки.

Природные богатства Африки и их использование. Стихийные природные явления.

Практические работы. 1. Определение географических координат крайних точек, протяженности материка с севера на юг в градусах и километрах. Обучение определению географического положения материка. 2. Обозначение на контурной карте крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых. 3.  Определение причин разнообразия природных зон материка.

Народы и страны. Гипотеза об африканском происхождении человека. Разнообразие расового и этнического состава населения материка. Размещение населения в связи с историей заселения и природными условиями. Колониальное прошлое Африки. Современная политическая карта. Деление Африки на крупные регионы: Северная Африка (Египет, Алжир), Центральная Африка (Нигерия, Заир), Восточная Африка (Эфиопия, Кения), Южная Африка (ЮАР). Состав территории и страны региона. Общие черты и особенности природы и природных богатств регионов; влияние на природу региона прилегающих частей океанов. Черты различий между странами, входящими в регион. Главные особенности населения: язык, быт (тип жилища, национальная одежда, пища, традиции, обряды, обычаи), народные промыслы; религия.

Основные виды хозяйственной деятельности по использованию природных богатств суши и прилегающих акваторий. Культурные растения и домашние животные. Изменение природы материка под влиянием человека.

Крупные города, столицы, культурно-исторические центры стран региона.

Практическая работа. Описание природных условий, населения и хозяйственной жизни одной из африканских стран.

Тема 3. АВСТРАЛИЯ И ОКЕАНИЯ (4 ч)

Австралия. Географическое положение, размеры, очертания и омывающие континент моря и океаны. История открытия и исследования Австралии.

Особенности компонентов природы Австралии (рельеф, климат, внутренние воды, растительный и животный мир). Природные зоны материка, их размещение в зависимости от климата. Природные богатства. Изменения природы человеком и современные ландшафты. Меры по охране природы на континенте.

        Население Австралии. Особенности духовной и материальной культуры аборигенов и англоавстралийцев. Австралия — страна, занимающая весь континент. Виды хозяйственной деятельности и их различия в крупных регионах страны (в Северной, Центральной, Западной и Восточной Австралии). Столица и крупные города.

Практические работы. 1. Сравнение географического положения Австралии и Африки; определение черт сходства и различия основных компонентов природы этих континентов, а также степени природных и антропогенных изменений ландшафтов каждого из материков.  

Океания. Географическое положение. Из истории открытия и исследования Океании. Особенности природы в зависимости от происхождения островов и их географического положения. Заселение Океании человеком и изменение им природы островов. Современные народы и страны Океании.

Тема 4. ЮЖНАЯ АМЕРИКА (6 ч)

Географическое положение, размеры, очертания и омывающие континент моря и океаны. История открытия и исследования материка.

Особенности природы: строение поверхности, закономерности размещения крупных форм рельефа в зависимости от строения земной коры. Размещение месторождений полезных ископаемых. Климат и факторы его формирования. Климатические пояса и типичные погоды. Внутренние воды.

Своеобразие органического мира континента. Проявление на материке широтной зональности. Природные зоны, характерные представители растительного и животного мира, почвы природных зон. Высотная зональность в Андах. Степень изменения природы человеком. Заповедники Южной Америки. Стихийные природные явления на континенте. Природные богатства и их использование в хозяйственной деятельности населения.

Практические работы. 1. Определение черт сходства и различий географического положения Африки и Южной Америки. 2. Описание крупных речных систем Южной Америки и Африки (по выбору учащихся). 3.Оценивание возможностей и трудностей хозяйственного освоения бассейнов этих рек. Выявление по картам взаимосвязей между компонентами природы в одном из ПК Ю.А

Народы и страны. История заселения материка. Коренное и пришлое население. Сложность и разнообразие расового и этнического состава населения континента. Размещение населения в связи с историей заселения и природными условиями. Колониальное прошлое материка и современная политическая карта. Деление Южной Америки на крупные регионы — Восточную часть и Андийскую область.

Путешествие по крупным странам каждого из регионов. Особенности географического положения стран (Бразилии, Аргентины, Перу, Венесуэлы, Колумбии, Чили), их природы и природных богатств, особенности материальной и духовной культуры населения стран, основных видов хозяйственной деятельности. Культурные растения и домашние животные.

Крупные города, столицы, культурно-исторические центры стран Южной Америки.

Практическая работа. Оценивание по картам ареалов и центров наибольшего и наименьшего антропогенного воздействия на природу, выбор мест для создания охраняемых территорий.

Тема 5.  Антарктида (2 ч)

Антарктида. Из истории открытия и исследования материка. Своеобразие природы ледяного континента. Современные исследования материка.

Тема 6. СЕВЕРНАЯ АМЕРИКА  (8ч)

Географическое положение, размеры, очертания и омывающие континент океаны. Открытие и исследование материка.

Особенности природы: строение рельефа в связи с историей его формирования, закономерности размещения полезных ископаемых; климатообразующие факторы, климатические пояса и типичные для них погоды; внутренние воды; особенности проявлений зональности на материке; основные черты природы зон тундры, тайги, смешанных и широколиственных лесов, степей. Уникальные природные ландшафты материка. Заповедники и национальные парки.

Природные богатства материка, использование их человеком. Изменение природы в результате хозяйственной деятельности.

Практическая работа. Сравнение климата отдельных частей материка, расположенных в одном климатическом поясе, оценка климатических условий для жизни и хозяйственной деятельности населения.

Народы и страны. Этапы заселения континента. Основные этносы. Размещение населения в зависимости от истории заселения и природных условий. Формирование политической карты, страны Северной Америки.

Краткая характеристика стран Англосаксонской (Канада и США) и Латинской Америки (Мексика и страны Карибского бассейна). Крупные города, столицы.

 Практическая работа. Комплексная характеристика одной из стран (Канада).

Тема 7.  ЕВРАЗИЯ  (16 ч)

Географическое положение материка, его размеры и очертания. Океаны и моря у берегов континента, их влияние на природу величайшего массива суши. Отечественные имена на карте Евразии.

Особенности природы: этапы формирования рельефа; горы, нагорья, равнины, размещение месторождений полезных ископаемых; климатообразующие факторы, разнообразие климатов, климатические пояса и области; внутренние воды и распределение их по территории материка в зависимости от рельефа и климата.

Проявление на материке широтной и высотной зональности. Особенности природы континента. Изменение природы материка в результате хозяйственной деятельности. Современные ландшафты. Крупнейшие заповедники.

Практические работы. 1. Выявление по карте особенностей расположения крупных форм рельефа. 2. Определение типов климата по климатограммам.  3. Составление характеристики одной из рек Евразии по плану . 4. Сравнение природных зон по 40-й параллели в Евразии и Северной Америке, выявление черт сходства и различия в чередовании зон, в степени их антропогенного изменения.

Народы и страны. Евразия (наряду с Африкой) — родина человека; расселение его по континенту. Расовый и этнический состав населения. Крупнейшие этносы Евразии. Неравномерность размещения населения: исторические и природные причины, обусловливающие ее. Этапы формирования политической карты Евразии. Современная политическая карта материка.

Крупные регионы Евразии. Состав территории и страны региона. Общие черты природы и природных богатств региона и отдельных стран, входящих в его состав. Черты различий между странами. Главные особенности населения: язык, быт (тип жилища, национальная одежда, пища, традиции народов, обычаи, обряды). Ценности духовной культуры.

Основные виды хозяйственной деятельности по использованию природных богатств суши и прилегающих акваторий. Территории с опасной экологической ситуацией. Культурные растения и домашние животные.

Крупные города, их географическое положение.

Зарубежная Европа. Северная Европа. Характеристика одной из стран. Западная Европа. Великобритания, Франция, Германия.

Восточная Европа. Польша, Чехия, Словакия, Венгрия и другие страны. Страны Восточной Европы, пограничные с Россией: страны Балтии, Украина, Белоруссия, Молдавия.

Южная Европа. Италия, Испания, Греция.

Зарубежная Азия. Юго-Западная Азия. Страны региона (Саудовская Аравия и др.). Страны Закавказья: Грузия, Армения, Азербайджан.

Центральная Азия. Монголия, Казахстан и другие страны.

Восточная Азия. Китай, Япония.

Южная Азия. Индия.

Юго-Восточная Азия. Индонезия.

Практические работы. 1. Составление «каталога» стран Европы и Азии, группировка их по различным признакам. 2. Составление по картам и другим источникам описания одной из стран зарубежной Европы и стран зарубежной Азии.  

Раздел III. Взаимодействие природы и общества (3ч)

Географическая оболочка, ее свойства и строение. Этапы развития географической оболочки. Роль живых организмов в формировании природы Земли. Почва как особое природное образование.

Взаимодействие природы и общества. Значение природных богатств для людей. Виды природных богатств. Влияние природы на условия жизни людей. Изменения природы в планетарном, региональном и локальном масштабах под воздействием хозяйственной деятельности людей. Необходимость международного сотрудничества в использовании природы и ее охране.

Современная география. Роль географии в рациональном использовании природы.

Практическая работа.  Выявление связей между компонентами ПК, описание ПК.  

Планируемые результаты обучения

1.        Оценивать и прогнозировать:

  1. по карте литосферных плит изменения очертаний материков и океанов в отдаленном будущем;
  2. изменения климатов Земли в целом и на отдельных материках;
  3. природные условия и природные богатства как условия для жизни и хозяйственной деятельности людей;
  4. основные особенности природы в ее связи с населением и его хозяйственной деятельностью в пределах материков, их крупных регионов и отдельных стран.

2.        Объяснять:

  1. особенности строения и развития геосфер Земли, а также причины процессов и явлений, происходящих в геосферах;
  2. особенности компонентов природы материков, различия в природе отдельных регионов континентов и акваторий океанов;
  3. особенности расового и этнического состава населения;
  4. различия в условиях жизни народов, в степени заселенности материков и отдельных стран;
  5. различия в орудиях труда, средствах передвижения, в типах жилищ, видах хозяйственной деятельности, возникшие как результат адаптации человека к окружающей среде;
  6. особенности экологических ситуаций на материках, в акваториях океанов, в отдельных странах;
  7. основные закономерности и свойства, присущие географической оболочке;

понятия: «платформа», «рельеф», «воздушная масса», «водная масса», «природная зона», «климатообразующие факторы», «географическое положение материка», «режим реки», «природный комплекс», «географическая оболочка», «зональность», «высотная поясность», уметь применять их в процессе учебного познания.

3.        Описывать:

  1. основные источники географической информации;
  2. географическое положение объектов (по карте);
  3. существующие в природе круговороты вещества и энергии (по схемам);
  4. компоненты ландшафта, природные зоны, географические особенности крупных регионов материков и крупнейших стран мира;
  5. объекты и территории по картам, картинам и другим источникам географической информации, создавая их словесный или графический образ;
  6. особенности материальной и духовной культуры крупных народностей.

4.        Определять (измерять):

  1. географическую информацию по картам различного содержания (количество осадков, температуру воздуха, годовую амплитуду температур и т. д.);
  2. вид и тип карт и других источников географических знаний для получения необходимой информации.

5.        Называть и (или) показывать:

  1. важнейшие природные объекты материков, океанов, их крупных регионов, стран;
  2. типы земной коры, основные тектонические структуры, мировые центры месторождений полезных ископаемых, сейсмически опасные территории;
  3. факторы формирования климата, области действия пассатов, муссонов, западного переноса воздуха, климатические пояса, примеры опасных явлений, происходящих в атмосфере;

крупнейшие народы мира, наиболее распространенные языки, мировые религии, ареалы их распространения, основные густонаселенные регионы мира, крупнейшие по площади и населению страны мира;

  1. основные культурно-исторические центры стран, их столицы и крупные города;
  2. ареалы распространения основных видов традиционной хозяйственной деятельности;
  3. природные ресурсы суши и океана, меры по охране атмосферы, вод океана и суши.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ
ПОДГОТОВКИ

В результате изучения географии ученик должен

знать/понимать

основные географические понятия и термины; различия плана, глобуса и географических карт по содержанию, масштабу, способам картографического изображения; результаты выдающихся географических открытий и путешествий;

географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека; географическую зональность и поясность;

географические особенности природы материков и океанов, географию народов Земли; различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;

специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации; особенности ее природы, населения, основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов;

природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;

уметь

выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;

находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;

приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов; районов разной специализации, центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, внутригосударственных и внешних экономических связей России, а также крупнейших регионов и стран мира;

составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;

определять на местности, плане и карте расстояния, направления высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов;

применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:; чтения карт различного содержания; учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий; наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности; определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов; решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических,  геоинформационных.

Учебно-тематический план

№ раздела/

темы

Название раздела темы

Количество

 часов

                  В том числе

Контрольных работ

Практических работ

Лабораторных работ

1.

Введение

 4

1

1

2.

Раздел I. Главные особенности Земли

 9

1

3.

Литосфера и рельеф Земли

 2

4.

Атмосфера и климаты Земли

 3

5.

Гидросфера Земли

 1

6.

Биосфера Земли

 1

7.

Земля планета людей

 1

8.

Обобщение

1

1

8.

Раздел 2. Материки и океаны

55

1

11

9.

Океаны

3

10.

Африка

11

2

11.

Австралия

4

1

12.

Южная Америка

6

3

13.

Антарктида

2

14.

Северная Америка

8

1

15.

Евразия

16

1

4

16.

Раздел 3.Взаимодействие природы и общества

3

1

Повторение и обобщение

3

Итого

70

3

12

№ п/п

Наименование раздела программы

Тема урока

Кол-во часов

Элементы содержание

Требования к уровню подготовки обучающихся

Дата проведения

Введение

4

План

Факт

1

Что изучает география материков и океанов.

1

Представление о мире в древности. Эпоха Великих географических открытий. Выдающиеся географические открытия и исследования в России, в мире. Современные научные исследования космического пространства.

Знать: предмет изучения географии. Части света. Карты материков. Карты материков.

Уметь: читать и анализировать географические карты.

 2 сентября

2

Основные этапы накопления знаний о Земле.

1

Знать: Основные пути получения географической информации в прошлом, основные этапы накопления географических знаний, имена путешественников и ученых.

5-10 сентября

3

Современные географические исследования.

1

5-10 сентября

4

История создания карт. Пр. работа «Характеристика карт по плану»

1

Знать: историю создания карт, роль, свойства и виды карт, способы изображений явлений и процессов на картах.

Уметь: называть основные группы карт, их свойства, описывать карту по плану.

12-17 сентября

Раздел I. Главные особенности Земли.

9

Литосфера и рельеф Земли.

2

5

Состав и строение литосферы. Гипотеза дрейфа материков.

1

Геологическая история Земли.   Гипотезы происхождения материков и впадин океанов.

Знать: строение литосферы и земной коры, материковую и океаническую земную кору; теорию литосферных плит; зависимость между рельефом, тектоническим строением и размещением полезных ископаемых.

Уметь: показывать крупные литосферные плиты, платформы, складчатые области, сейсмические пояса. Объяснять признаки понятий «платформа», «рельеф».

12-17 сентября

6

Особенности рельефа Земли

1

Размещение крупных форм рельефа на материках и океанах

19-24 сентября

Атмосфера и климаты Земли

3

7

Климатообразующие факторы.

1

Перемещение поясов атм. Давления и воздушных масс по сезонам. Территориальные сочетания климатообразующих факторов. Типы климатов. Климатическая карта. Антропогенные влияние на климатические процессы.

Знать: гипотезу происхождения атмосферы; пояса освещенности и тепловые пояса; климатообразующие фактор; типы климатических поясов.

Уметь: объяснить циркуляцию воздушных масс, определять географическое положение климатических и давать их характеристику.

19-24 сентября

8

Распределение тепла и влаги у поверхности Земли

1

26-30 сентября

9

Климатические пояса

1

26-30 сентябрь

Гидросфера Земли

1

10

Гидросфера

1

Части гидросферы. Рельеф дна Мирового океана. Движение воды в океане. Стихийные явления в океане. Минеральные и органические ресурсы  океана, их значение  и хозяйственное использование.

Знать: мировой океан, свойства водных масс, различие в природе частей мирового океана, воды и суши.

Уметь: описывать примеры взаимодействия мирового океана с атмосферой и сушей, объяснять его роль в жизни Земли, свойства вод, образования течений.

3-8 октября

Биосфера Земли

1

11

Биосфера. Географическая оболочка.

1

Разнообразие растительного  и животного мира Земли. Границы биосферы и взаимодействие компонентов природы. Приспособления живых организмов к среде обитания.

Знать: гипотезу возникновения жизни на Земле; расселение по Земле растений, животных и человека; природные комплексы и географическую зональность.

Уметь: анализировать карту природных зон

3-8 октября

Земля-планета людей

1

12

Земля-планета людей

1

Численность населения планеты, размещение, народы и религии, основные виды хозяйственной деятельности

Уметь: показывать крупнейшие народы Земли. Крупные города и их столицы

10-15 октября

Обобщение по разделу

1

13

Контрольная работа по теме: «Главные особенности природы Земли»

1

Закрепление знаний и умений по разделу

Закрепление знаний и умений по разделу

10-15 октября

Раздел II. Материки и океаны.

55

14

Тихий океан

1

Знать: Особенности природы каждого из океанов Земли, рельеф дна, образование течений, влияние океанов на природу материков, ресурсы и будущее океанов.

Уметь: показывать океаны и их части на карте

17-22 октября

15

Атлантический и Индийский океаны

1

17-22 октября

16

Северный Ледовитый океан

1

24-29 октября

Африка

11

17

Африка. Географическое положение и история исследования. ПР. работа «Определение географических координат, протяженности материка севера на юг и с запада на восток в градусной мере и километрах»

1

Особенности географического положения Африки. Основные черты природы. Особенности открытия и освоения территории. Деление Африки на природные, прородно-хозяйственные и историко-культурные регионы

Знать: приемы определения географического положения материка, имена исследователей континента и результаты их работы.

Уметь: определять географическое положение материка, крайних точек, протяженность с севера на юг и с запада на восток в градусной мере и километрах. Оценивать влияние географического положения на особенности природы материка.

24-29 октября

18

Особенности формирования рельефа Африки.

ПР. работа  «Обозначение на карте крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых».

1

Знать: особенности рельефа, исимость форм рельефа от тектонического строения материка.

Уметь: называть и показывать на карте крупные формы рельефа, месторождения полезных ископаемых

31октября-3 ноября

19

Климат Африки.

1

Знать: особенности климата материка.

Уметь: показывать климатические пояса типичные для них погоды, выявлять зависимость климата от основных климатообразующих факторов

31октября-3 ноября

20

Внутренние воды.

1

Знать: основные речные системы, озера материка.

Уметь: показывать внутренние воды на карте

14-19 ноября

21

Природные зоны Африки.

1

Знать: особенности природных зон материка.

Уметь: объяснять своеобразие природы материка, характеризовать природу отдельных частей материка.

14-19 ноября

22

Население Африки.

1

Численность и размещение населения. Историко-географические этапы заселения Африки. Распространение рас и народов материка. Влияние природы на формирование духовной и материальной культуры человека и общества. Адаптация человека к окружающей природной среде (одежда, жилище, питание.) География основных типов хозяйственной деятельности.

Знать: численность, плотность, особенности размещения; современную политическую карту. 

Уметь: опеределять по карте географическое положение страны и ее столицы, показывать по карте крупные страны и их столицы

21-26 ноября

23

Страны Северной Африки

1

Знать: состав территории и ее регионы, черты различия между странами, входящими в регион, главные особенности населения: язык, быт, народные промыслы, религия; крупные города.

21-26 ноября

24

Центральная и Западная Африка

1

28ноября-3 декабря

25

Восточная Африка

1

28 ноября-3 декабря

26

Южная Африка

1

5 -10 декабря

27

Обобщение по теме «Африка»

1

Закрепление знаний и умений по разделу

 

5 -10 декабря-

Австралия

4

28

Австралия, ее географическое положение и история исследования. ПР. работа «Сравнение географического положения Австралии и Африки»

1

Особенности географического положения Австралии.

Знать: приемы определения географического положения Австралии, имена исследователей континенты и результаты их работы.

Уметь: определять географическое положение Австралии, крайних точек, протяженность с севера на юг и с запада на восток в градусной мере и километрах. Оценивать влияние географического положения на особенности природы.

12 декабря-17 декабря

29

Особенности компонентов природы Австралии. ПР. работа «Обозначение на карте географических объектов»

1

Основные черты природы.

Знать: особенности рельефа, зависимость форм рельефа о тектонического строения материка, особенности климата Австралии.

Уметь: называть и показывать на карте крупные формы рельефа, месторождения полезных ископаемых; показывать климатические пояса и характеризовать типичные для них погоды, выявлять зависимость климата от основных климатообразующих факторов.

12 декабря-17 декабря

30

Население Австралии.

1

Численность и размещение населения. Историко-географические этапы заселения Австралии. Определение географических различий в плотности населения, распространении рас, народов и Адаптация человека к окружающей среде (одежда, жилище, питание).

Знать: численность, плотность, особенности размещения населения; современную политическую карту.

Уметь: определять по карте географическое положение страны и ее столицы, показывать по карте крупные страны и их столицы

19 декабря-24 декабря

31

Океания

1

Особенности Географического положения. Основные черты природы.

Знать: особенности природы, населения Океании

19-24 декабря

Южная Америка

6

32

Южная Америка,  географическое положение и история исследования

1

Особенности географического положения Южной Америки. Особенности геогр. Открытия и освоения территории. Деление Южной Америки на природные, природно-хозяйственные и историко-культурные регионы

Знать: приемы определения географического положения материка, имена исследователей континента и результаты их работы.

Уметь: определять географическое положение материка, крайних точек, протяженность с севера на юг и с запада на восток в градусной мере и километрах. Оценивать влияние географического положения на особенности природы материка

26-30 декабря

33

Особенности форм рельефа материка и полезных ископаемых. ПР. работа «Определение сходств и различий в рельефе Африки и Южной Америки»

1

Основные черты природы.

Знать: Особенности рельефа, зависимость форм рельефа от тектонического строения материка.

Уметь: называть на карте крупные формы рельефа, месторождения полезных ископаемых

11-14 января

34

Особенности климата. Внутренние воды, ПР. работа «Сравнительное описание крупных речных систем Южной Америки и Африки»

1

Знать: Особенности климата материка, основные речные системы, озера материка.

 Уметь: показать климатические пояса и характеризовать типичные для них погоды, выявлять зависимость климата от основанных климатообразующих факторов, показывать внутренние воды на карте

11-14 января

35

Природные зоны Южной Америки

1

Знать: Особенности природных зон материка

Уметь: объяснять своеобразие природы материка, характеризовать природу отдельных частей материка

16-21 января

36

Население Южной Америки

1

Численность и размещение населения. Историко-географические этапы заселения Южной Америки. Определение геогр. Различий плотности населения, распространение рас, народов и религий. Адаптация человека к окружающей природной среде (одежда, жилище, питание). География основных типов хозяйственной деятельности

Знать: численность, плотность, особенности размещения населения; современную политическую карту.

Уметь: определять по карте географическое положение страны и ее столицы.

16-21 января

37

Страны Южной Америки. ПР. работа «Составление описания природы, населения в одной из стран материка»

1

Состав территории и ее регионы. Черты различия между странами, входящими в регион, Главные особенности населения: язык, быт, народные промыслы, религия. Крупные города.

23-28 января

Антарктида

2

38

Антарктида: особенности географического положения и история исследования.

1

Особенности географического положения Антарктиды. Особенности открытия и освоения территории

Знать:

приемы определения  географического положения материка, имена исследователей континента и результаты их работы.

Уметь: определять географическое положение материка. Оценивать влияние географического положения на особенности природы материка.

23-28 января

39

Природа Антарктиды.

1

Основные черты природы.

Знать: Особенности рельефа, зависимость форм рельефа от тектонического строения Антарктиды, особенности климата материка

 Уметь: называть и показывать на карте крупные формы рельефа, месторождения полезных ископаемых; показывать климатические пояса и характеризовать типичные для них погоды, выявлять зависимость климата от основных климатообразующих фактоов

30 января-4 февраля

Северная Америка

8

40

Северная Америка, географическое положение

 и история исследования

1

Особенности географического положения материка. Основные черты природы. Особенности открытия и освоения территории. Деления материка на природные, природно-хозяйственные и историко-культурные регионы

Знать: приемы определения  географического положения

Уметь: определять географическое положение Северной Америки, крайних точек, протяженность с севера на юг и с запада на восток в градусной мере и километрах. Оценивать влияния геогр. Положения на особенности природы Сев. Америки

30 января-4 февраля

41

Особенности форм рельефа материка и полезных ископаемых.

1

Знать: Особенности рельефа, зависимость форм рельефа от тектонического строения Северной Америки

Уметь: называть и показывать на карте крупные формы рельефа, месторождения полезных ископаемых

30 января- 4 февраля

42

Климат Северной Америки. ПР. работа «Сравнение климата отдельных частей материка»

1

Знать: особенности климата Северной Америки.

Уметь: показать климатические пояса и характеризовать типичные для них погоды, выявлять зависимость климата от основанных климатообразующих факторов,

6-11 февраля

43

Внутренние Воды Северной Америки

1

Знать:

 численность, плотность, особенности размещения населения; современную политическую карту. Состав территории и ее регионы, черта различия между странами, входящими в регион, главные особенности населения, язык, быт, народные промыслы, религия, крупные города.

Уметь:

определять по карте географическое положение страны и ее столицы, показывать по карте крупные страны и их столицы

6-11 февраля-

44

Природные зоны Северной Америки

1

13-18 февраля

45

Население и страны. США

1

Численность и размещение населения. Историко-географические этапы заселения Сев. Америки. Определение геогр. различий в плотности населения, распространении рас народов и религий. Адаптация человека к окружающей природной среде (одежда, жилище, питание). Жизнедеятельность человека и его адаптация к окружающей среде.

13-18 февраля

46

Канада. Мексика

1

20-25 февраля

47

Обобщение знаний и умения по теме «Северная Америка»

1

Закрепление знаний и умений по разделу

Знать: численность, плотность, особенности размещения населения; современную политическую карту; Состав территории и ее регионы, черта различия между странами, входящими в регион, главные особенности населения, язык, быт, народные промыслы, религия, крупные города.

Уметь: определять по карте географическое положение страны и ее столицы, показывать по карте крупные страны и их столицы

20-25 февраля

Евразия

16

48

Географическое положение

 и история исследования Евразии. Пр. работа «Определение геогр. координат»

1

Особенности геогр. положения Евразии. Основные черты природы. Особенности открытия и освоения территории. Деление материка на природные, природно-хозяйственные и историко-культурные регионы

Знать: приемы определения географического положения Евразии, имена исследователей континенты и результаты их работы.

Уметь: определять географическое положение материка, крайних точек, протяженность с севера на юг и с запада на восток в градусной мере и километрах. Оценивать влияние географического положения на особенности природы Евразии

27 февраля-3 марта

49

Современный рельеф и полезные ископаемые.

1

Знать: Особенности рельефа, зависимость форм рельефа от тектонического строения Евразии

Уметь: Называть и показывать на карте крупные формы рельефа

27 февраля-3 марта

50

Климат Евразии. Практическая работа  «Сравнение климата Евразии с климатом Сев. Америки»

1

Знать: особенности климата Евразии

Уметь: показывать климатические пояса и характеризовать типичные для них погоды, выявлять зависимость климатообразующих факторов

5-10 марта

51

Крупнейшие речные системы и озера. Пр. работа «Обозначение на к/к рек и озер»

1

Знать: Основные речные системы, озера Евразии

Уметь: показывать внутренние воды на карте

5-10 марта

52

Природные зоны Евразии.

1

Знать: особенности природных зон Евразии

Уметь: объяснять своеобразии природы Евразии, характеризовать природы отдельных частей материка

53

Высотная поясность ПР. работа  «Сравнение природных зон 40-й параллели в Евразии и Сев. Америке»

1

Знать: особенности природных зон Евразии

Уметь: объяснять своеобразии природы Евразии, характеризовать природы отдельных частей материка

12-17 марта

54

Население. Страны

1

Численность и размещение населения. Историко-географические этапы заселения Сев. Америки. Определение геогр. различий в плотности населения, распространении рас народов и религий на основе сравнения карт. Влияние природы на формирование духовной и материальной культуры человека и общества. Адаптация человека к окружающей природной среде (одежда, жилище, питание). География основных типов хозяйственной деятельности.

Знать: Состав территории и ее регионы, черта различия между странами, входящими в регион, главные особенности населения, язык, быт, народные промыслы, религия, крупные города.

12-17 марта

55

Зарубежная Европа

1

19-22 марта

56

Восточная Европа

1

19-22 марта

57

Южная Европа

1

2-7 апреля

58

Зарубежная Азия (Юго-Западная и центральная)

1

Знать: Состав территории и ее регионы, черта различия между странами, входящими в регион, главные особенности населения, язык, быт, народные промыслы, религия, крупные города.

2-7 апреля

59

Восточная Азия (Япония, Китай).

1

9-14 апреля

60

Страны Южной и Юго-Восточной Азии. ПР. работа  «Составление по картам описания одной из стран Зарубежной Азии»

1

9-14 апреля

61

Страны СНГ

1

16-21 апреля

62

Страны СНГ

1

16-21 апреля

63

Контрольная работа по теме «Евразия»

1

23-28 апреля

64

Обобщение знаний по теме «Материки и океаны»

1

Раздел III. Взаимодействие природы и общества

3

65

Закономерности развития географической оболочки

1

Этапы развития геогр. оболочки, состав геогр. оболочки, связи между ее компонентами.

Знать: этапы развития геогр. оболочки

Уметь: называть состав геогр. оболочки и объяснять связи между ее компонентами

30 апреля-5 мая

66

Взаимодействие природы и общества

1

Этапы развития геогр. оболочки, состав геогр. оболочки, связи между ее компонентами

Знать: как взаимодействуют природа и общество, как влияет деятельность человека на природу

Уметь: объяснять причины геогр. зональности, значение природных богатств для человека , влияние человека на природу

7-12 мая

67

Контрольная работа по теме «Взаимодействие природы и общества»

1

Закрепление знаний и умений по разделу

Знать: как взаимодействуют природа и общество, как влияет деятельность человека на природу

Уметь: объяснять причины геогр. зональности, значение природных богатств для человека, влияние человека на природу

7-12 мая

68

Обобщение и повторение

14-19 мая

69

Обобщение и повторение

21-28 мая

70

Обобщение и повторение

21-28 мая

Оценочные практические работы выделены жирным шрифтом.

Мониторинг уровня обученности

Плановых контрольных уроков  3 ч., тестов 2 ч.;

Административных контрольных уроков 1 ч.

Формы промежуточного контроля: тестовый контроль, проверочные и практические работы, диктанты, работы с контурными картами.

Критерии оценки учебной деятельности по географии

        Результатом проверки уровня усвоения учебного  материала является отметка. При оценке знаний учащихся предполагается обращать внимание на правильность, осознанность, логичность и доказательность в изложении материала, точность использования географической терминологии, самостоятельность ответа. Оценка знаний предполагает учёт индивидуальных особенностей учащихся, дифференцированный подход к организации работы.

Устный ответ.

Оценка "5" ставится, если ученик:

  1. Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей;
  2. Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы. Устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использование для доказательства выводов из наблюдений и опытов;
  3. Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям
  4. хорошее знание карты и использование ее, верное решение географических задач.

Оценка "4" ставится, если ученик:

  1. Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
  2. Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины;
  3. В основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины;
  4. Ответ самостоятельный;
  5. Наличие неточностей в изложении географического материала;
  6. Определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях;
  7. Связное и последовательное изложение; при помощи наводящих вопросов учителя восполняются сделанные пропуски;
  8. Наличие конкретных представлений и элементарных реальных понятий изучаемых географических явлений;
  9. Понимание основных географических взаимосвязей;
  10. Знание карты и умение ей пользоваться;
  11. При решении географических задач сделаны второстепенные ошибки.

 

Оценка "3" ставится, если ученик:

  1. Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;
  2. Материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно;
  3. Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.
  4. Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие;
  5. Не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении;
  6. Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий;
  7. Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте;
  8. Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки.
  9. Слабое знание географической номенклатуры, отсутствие практических навыков работы в области географии (неумение пользоваться компасом, масштабом и т.д.);
  10. Скудны географические представления, преобладают формалистические знания;
  11. Знание карты недостаточное, показ на ней сбивчивый;
  12. Только при помощи наводящих вопросов ученик улавливает географические связи.

Оценка "2" ставится, если ученик:

  1. Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;
  2. Не делает выводов и обобщений.
  3. Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов;
  4. Имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу;
  5. При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.
  6. Имеются грубые ошибки  в использовании карты.

Оценка "1" ставится, если ученик:

  1. Не может ответить ни на один из поставленных вопросов;
  2. Полностью не усвоил материал.

Примечание. По окончании устного ответа учащегося педагогом даётся краткий анализ ответа, объявляется мотивированная оценка. Возможно привлечение других учащихся для анализа ответа, самоанализ, предложение оценки.

 

Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.

Оценка "5" ставится, если ученик:

  1. выполнил работу без ошибок и недочетов;
  2. допустил не более одного недочета.

Оценка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:

  1. не более одной негрубой ошибки и одного недочета;
  2. или не более двух недочетов.

Оценка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:

  1. не более двух грубых ошибок;
  2. или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;
  3. или не более двух-трех негрубых ошибок;
  4. или одной негрубой ошибки и трех недочетов;
  5. или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.

Оценка "2" ставится, если ученик:

  1. допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";
  2. или если правильно выполнил менее половины работы.

Оценка "1" ставится, если ученик:

  1. не приступал к выполнению работы;
  2. или правильно выполнил не более 10 % всех заданий.

Примечание.

  1. Учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если учеником оригинально выполнена работа.
  2. Оценки с анализом доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке, предусматривается работа над ошибками, устранение пробелов.

  

Критерии выставления оценок за проверочные тесты.

  1. Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 10 вопросов.
  1. Время выполнения работы: 10-15 мин.
  2. Оценка «5» - 10 правильных ответов, «4» - 7-9, «3» - 5-6, «2» - менее 5 правильных ответов.
  1. Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 20 вопросов.
  1. Время выполнения работы: 30-40 мин.
  2. Оценка «5» - 18-20 правильных ответов, «4» - 14-17, «3» - 10-13, «2» - менее 10 правильных ответов.

Источник: А.Э. Фромберг – Практические и проверочные работы по географии: 10 класс  / Кн. для учителя – М.: Просвещение, 2003.

Оценка качества выполнения

практических и самостоятельных работ по географии.

Отметка "5"

 Практическая или самостоятельная работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности. Учащиеся работали полностью самостоятельно: подобрали необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, показали необходимые для проведения практических

и самостоятельных работ теоретические знания, практические умения и навыки.

Работа оформлена аккуратно, в оптимальной для фиксации результатов форме.

Форма фиксации материалов может быть предложена учителем или выбрана самими учащимися.

Отметка "4"

Практическая или самостоятельная работа выполнена учащимися в полном объеме и самостоятельно.

Допускается отклонение от необходимой последовательности выполнения, не влияющее на правильность конечного результата (перестановка пунктов типового плана при характеристике отдельных территорий или стран и т.д.).

Использованы указанные учителем источники знаний, включая страницы атласа, таблицы из приложения к учебнику, страницы из статистических сборников. Работа показала знание основного теоретического материала и овладение умениями, необходимыми для самостоятельного выполнения работы.

Допускаются неточности и небрежность в оформлении результатов работы.

Отметка "3"

Практическая работа выполнена и оформлена учащимися с помощью учителя или хорошо подготовленных и уже выполнивших на "отлично" данную работу учащихся. На выполнение работы затрачено много времени (можно дать возможность доделать работу дома). Учащиеся показали знания теоретического материала, но испытывали затруднения при самостоятельной работе с картами атласа, статистическими материалами, географическими инструментами.

Отметка "2"

Выставляется в том случае, когда учащиеся оказались не подготовленными к выполнению этой работы. Полученные результаты не позволяют сделать правильных выводов и полностью расходятся с поставленной целью. Обнаружено плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений. Руководство и помощь со стороны учителя и хорошо подготовленных учащихся неэффективны из-за плохой подготовки учащегося.

Оценка умений работать с картой и другими источниками географических знаний.

Отметка «5» - правильный, полный отбор источников знаний, рациональное их использование в определенной последовательности; соблюдение логики в описании или характеристике географических территорий или объектов; самостоятельное выполнение и формулирование выводов на основе практической деятельности; аккуратное оформление результатов работы.

Отметка «4» - правильный и полный отбор источников знаний, допускаются неточности в использовании карт и других источников знаний, в оформлении результатов.

Отметка «3» - правильное использование основных источников знаний; допускаются неточности в формулировке выводов; неаккуратное оформление результатов.

Отметка «2» - неумение отбирать и использовать основные источники знаний; допускаются существенные ошибки в выполнении задания и в оформлении результатов.

Отметка «1» - полное неумение использовать карту и источники знаний.

Требования к выполнению практических работ на контурной карте.

Практические и самостоятельные работы на контурной карте выполняются с использованием карт атласа и учебника, а также описания задания к работе.

1. Чтобы не перегружать контурную карту, мелкие объекты обозначаются цифрами с последующим их пояснением за рамками карты (в графе: «условные знаки»).

2. При нанесении на контурную карту географических объектов используйте линии градусной сетки, речные системы, береговую линию и границы государств ( это нужно для ориентира и удобства, а также для правильности нанесения объектов).

3. Названия географических объектов старайтесь писать вдоль параллелей или меридианов, это поможет оформить карту более аккуратно (требование выполнять обязательно).

4. Не копируйте карты атласа, необходимо точно выполнять предложенные вам задания (избегайте нанесение «лишней информации»: отметка за правильно оформленную работу по предложенным заданиям может быть снижена на один балл в случае добавления в работу излишней информации)

5. Географические названия объектов подписывайте с заглавной буквы.

6. Работа должна быть выполнена аккуратно без грамматически ошибок (отметка за работу может быть снижена за небрежность и грамматические ошибки на один и более баллов).

Правила работы с контурной картой.

1. Подберите материалы для выполнения задания на карте (текстовые карты, статистические материалы, текст учебника), выделите главное.

2. Проранжируйте показатели по 2-3 уровням – высокие, средние, низкие.

3. При помощи условных знаков, выбранных вами, выполните задание, условные знаки отобразите в легенде карты.

4. Правильно подпишите географические объекты – названия городов и поселков расположите по параллелям или параллельно северной рамки карты; надписи не должны перекрывать контуров других обозначений; надписи делайте по возможности мелко, но четко.                                                                            5. Над северной рамкой (вверху карты) не забудьте написать название выполненной работы .                              

 6. Не забудьте подписать работу внизу карты!                                                                                                

Помните: работать в контурных картах фломастерами и маркерами запрещено!

 

 

 

Итоговая контрольная работа по географии                                                            7 класс                                                            1вариант.

Часть А.

1. В каком океане находится Марианский глубоководный желоб?

   1) Индийском       2) Тихом        3) Атлантическом          4) Северном Ледовитом.

2.Какое из перечисленных морских течений действует в Тихом океане?

   1) Гольфстрим      2) Бразильское     3) Гвинейское         4) Куросио.

3.Соболь- животное, обитающее в природной зоне:

   1) степей                2) тайги          3) пустынь                     4) тундры

4.Одним из основных современных  видов хозяйственной деятельности человека в тундре является:

   1) заготовка леса    2) добыча полезных ископаемых   3) разведение скота     4) выращивание зерна

5.Среди перечисленных бессточным озером является:

   1) Байкал                2) Виктория     3) Чад         4) Онежское.

6. На каком из островов среднегодовое количество осадков максимально?

    1) Исландия           2) Калимантан      3) Мадагаскар         4) Тасмания.

7.Месторождения каких полезных ископаемых приурочены к древним платформам?

    1) нефти                2) железных руд      3) медных руд       4) полиметаллических руд

8.Кто из перечисленных путешественников внес большой вклад в открытие и изучение Африки?

   1) И. Москвитин    2) Д. Кук                 3) Д. Ливингстон    4) Ф. Магеллан

9. Умеренный морской климат характерен для:

   1) острова Суматра     2) Пиренейского полуострова     3) о.Великобритания  4) п-ова Юкатан

10.Какая из перечисленных горных систем самая протяженная?

    1) Кордильеры       2) Урал                   3) Альпы             4) Аппалачи

11.На каком из полуостровов в течение года действуют муссоны?

    1) Лабрадор           2) Аляска                 3) Индокитай      4) Сомали

12. Для какой из перечисленных природных зон характерно наибольшее количество грызунов?

     1) тайги          2) тундры и лесотундры    3) степи        4) полупустыни и пустыни

13.На какой из перечисленных рек встречается большое количество порогов?

      1) Волга        2) Амазонка           3) Конго           4) Миссисипи

14. Признаком морского типа климата является:

     1) лето сухое и жаркое    2) зима влажная и теплая    3) большая амплитуда колебания температур

15. Дуб, мирт, дикая маслина- представители природной зоны:

1) экваториальных лесов2) жестколистных лесов3) тропических пустынь  4) широколиственных лесов

16. Самая высокая вершина мира Джомолунгма расположена в горах:

    1) Кордильерах            2) Андах             3) Гималаях          4) Альпах.

17.Какой материк самый жаркий:

    1) Африка                2) Австралия           3) Южная Америка     4) Северная Америка

18.Крайняя южная точка Африки:

    1) мыс Игольный    2) мыс Доброй Надежды     3) мыс Альмади     4) мыс Рас-Хафун.

19. Климатический пояс Африки с ярко выраженной сезонностью: сухой зимой и влажным летом:

    1) экваториальный   2) субэкваториальный      3) тропический     4) субтропический.

20.Самое соленое море относится к бассейну:

    1) Тихого океана       2) Атлантического океана 3) Тихого  океана   4) Северного Ледовитого

21. Используя график годового хода температур, определите, какой буквой обозначена наибольшая

      годовая амплитуда?                            1) А       2) Б     3) В      4) Г

22. Какой буквой на карте обозначен вулкан Килиманджаро?

      1) А     2) Б    3) В    4)Г

23.Какой буквой на карте обозначен субэкваториальный пояс?

     1) А       2)Б     3) В      4)Г

Часть В  

1. Распределите  климатические пояса Африки в порядке уменьшения густоты речной сети:

    1) экваториальный      2) тропический        3) субэкваториальный.

2. Установите соответствие.

    Природная зона:                           Климатический пояс:

    1. Влажные леса                            а) субтропический

    2. Саванны                                    б) тропический

    3. Пустыни                                    в) субэкваториальный

                                                           г) экваториальный.

3.Распределите южные материки по мере увеличения их площади:

   1) Антарктида       2) Африка       3) Южная Америка        4) Австралия.

Часть С

1. Почему высшая точка Африки - вулкан Килиманджаро - находится в пределах платформы, а не

    складчатой области, как на других материках?

2. Имеются ли в Африке ледники, если да, то в какой части материка?

3. Почему на платформах, как правило, располагаются равнины?

   

   Итоговая контрольная работа по географии                                                              7 класс                                                            2вариант.

Часть А.

1. Какой океан самый теплый по температуре поверхностных вод?

   1) Индийский          2) Тихий           3) Атлантический        4) Северный Ледовитый.

2.Самое мощное теплое течение в Мировом океане:

   1) Гольфстрим         2) Бразильское        3) Гвинейское        4) Куросио

3.Разнообразные пальмы, фикусы, обилие лиан характерно для природной зоны:

   1) саванн и редколесий     2) влажных экваториальных лесов    3) пустынь    4) смешанных лесов

4.Крупнейшая по водности река Африки:

   1) Конго                     2) Нил              3) Нигер              4) Замбези

5.Среднегодовые температуры на климатической карте изображаются при помощи:

   1) изобар                    2) изотерм            3) цветовой окраски        4) подписываются цифрами.

6.Месторождения, каких полезных ископаемых приурочены к складчатым поясам?

   1) медные руды         2) нефть            3) природный газ         4) каменный уголь

7.Самый освоенный в хозяйственном отношении океан?

   1) Северный Ледовитый        2) Тихий        3) Индийский        4) Атлантический

8.Кто из путешественников уточнил береговую линию Африки на юге и обогнул южную    оконечность материка?

   1) Д. Ливингстон        2) В. Юнкер       3) Васко да Гама       4)Д. Кук

9.Муссонный тип климата характерен для полуостровов:

  1) Аравийского       2) Скандинавского  3) Камчатки   4) Индокитая

10.Какая из перечисленных горных систем самая высокая:

   1) Гималаи             2) Анды             3) Атлас          4) Кордильеры.

11.Для какой из природных зон характерно безлесье?

   1) тайга      2) жестколистные вечнозеленые леса и кустарники   3) саванна       4) тундра

12.Признаком континентального климата является:

    1) лето сухое и жаркое  2) зима влажная и теплая      3) большая амплитуда колебания температур

13.Самый влажный материк:

    1) Австралия              2) Африка           3) Южная Америка     4) Северная Америка.

14.Крайняя западная точка Африки:

    1) мыс Игольный    2) мыс Доброй Надежды     3) мыс Альмади     4) мыс Рас-Хафун.

15. Климатический пояс Африки с ярко выраженной сезонностью: влажной зимой и сухим летом:

    1) экваториальный   2) субэкваториальный      3) тропический     4) субтропический.

16.Низкие температуры и пониженное влагосодержание характерны для воздушных масс:

    1) экваториальных    2) тропических      3) умеренных        4) арктических

17. Наименьшая соленость вод Мирового океана отмечается там, где количество осадков:

     1) превышает испарение    2) равно испарению     3) ниже испарения   4) не зависит от испарения

18.У побережий, омываемых холодными течениями, обычно формируется природная зона:

    1) лесов        2) тундр         3) пустынь    4) экваториальных лесов

19.Красно-желтые ферраллитные почвы распространены в природной зоне:

    1) степей      2) пустынь     3) экваториальных лесах       4) тайге.

20. Скрэб(заросли колючих кустарников) характерны для материка:

    1) Австралии      2) Африки       3) Южной Америки        4) Антарктиды

21. Используя график годового хода температур, определите, какой буквой обозначена наименьшая годовая амплитуда?                                        

                                                                 1) А       2) Б     3) В      4) Г

22. Какой буквой на карте обозначена  гора Аконкагуа?

      1) А     2) Б    3) В    4)Г

23.Какой буквой на карте обозначен экваториальный пояс?

     1) А       2)Б     3) В      4)Г

Часть В

1.Установите соответствие.

     Природная зона:                                            Животные:

1.Степь                                                            а) верблюд

2. Пустыня                                                      б) лемминг

3.Тундра                                                          в) суслик

                                                                         г) белка.

2.Расположите материки в порядке увеличения площадей территорий с высотной поясностью.

    1) Северная Америка          2) Австралия              3) Африка.

3.Распределите океаны по мере уменьшения их площади:

    1) Северный Ледовитый     2) Тихий          3) Индийский         4) Атлантический.

Часть С.

1.Почему в складчатых поясах, как правило, располагаются горы?

2.Почему органический мир  в Северном Ледовитом океане сосредоточен на шельфе?

3.Почему реки Африки слабо используются как транспортные пути?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Начальный курс.6 класс» УМК: География. Начальный курс.6 класс. Герасимова Т.П

Рабочая программа  рассчитана на 2 часа в неделю. При 35 учебных неделях общее количество составляет  70 часов.Реализация учебной программы обеспечивается учебникомТ.П.Герасимова. География....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Россия. Природа и население. 8 класс» «География России. Хозяйство и географические районы. 9 класс» УМК: География. Россия. Природа и население. География России. Хозяйство и

Рабочая программа рассчитана на  70часов по 2часа в неделю в 8 классе и 70часов по 2часа в неделю в 9 классе. Реализация учебной программы обеспечивается учебниками А.И. Алексеев, В,А.Низовц...

ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы /[А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А.Таможняя]. – М.: Вентана – Граф, 2012.

ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы   География: программа: 5-9 классы/(А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя).- М.: Вентана-Граф, 2012...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРЕДМЕТ ГЕОГРАФИЯ КЛАСС 6

В соответствии с ФГОС, на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и требований к его результатам традиционный курс 5-6  классов входит в первый блок базового содержания дисципл...

Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение" 5 - 6 классы О. А. Климанова, В.В. Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А. Климановой. – М.: Дрофа, 2019."География. Землеведение. 5-6 классы" ФГОС".

Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение"5-6 классы О.А.Климанова, В.В.Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А.Климановой. - М.; Дрофа 2019 г....

Рабочая программа по географии. Класс: 6,7

Рабочая программа по географии. Класс: 6,7...