Главные вкладки

    "Я -человек, я - посредине мира".
    план-конспект урока по географии (10 класс) по теме

    Бурматнова Ольга Алексеевна
    Данный урок является интегрированным по географии и биологии, проводится в 10 классе, на этапе обобщения и закрепления темы.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon urok.doc60.5 КБ
    Office presentation icon prezentaciya_geobio_urok.ppt2.92 МБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект урока. Интегрированный урок по биологии и географии.

    Тема: «Я – человек, я – посредине мира»

    Класс: 10

    Тип урока: обобщающий.

    Вид урока: ролевая игра

    Цель: опираясь на приобретенные знания, показать, что разнообразие жизни на планете стремительно уменьшается по вине человека;  убедиться в важности бережного отношения к природе, осознать необходимость строить человеческую деятельность с учетом сохранения взаимосвязей в природе; понять необходимость знания экологических закономерностей для предотвращения исчезновения всего живого на Земле.

    Задачи:

    - осознать свое положение в природе;

    - развивать экологическое мышление;

    - формировать экологическую совесть;

    - учиться принимать правильные решения в различных ситуациях.

    Оборудование: компьютер, проектор, слайдовая презентация.

     Методы и приемы обучения: словесно – наглядный; самостоятельная работа в группах, игровые моменты.

    План рока:

    1. Организационный момент.

    2. Экологическая разминка

    3. Экологические задачи

    4. Экипажи на задании.

    5. Возвращение в лоно природы

    6. Экологические факты

    7. Подведение итогов.

    8. Литературный монтаж.

                           

    Ход урока:

    1. Организационный момент.

    Учитель:

    В темноте космического пространства одиноко сияет голубым светом планета, несущая цивилизацию.( слайд 1)

       Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас необычный интегрированный урок  – биологии и географии.

    Оговариваются условия оценки.

    (На доске проецируется тема урока: «Я – человек, я – посредине мира»)

                                                        (А. Тарковский. Посредине мира). (слайд 2)

    Тема сегодняшнего урока: «Я – человек, я – посредине мира»

    Запись числа и темы в рабочую тетрадь.

    Слова о переписи населения.

    Музыка. Одинокий пастух  (Рассказ на фоне музыки)

           Герои рассказа Рея Бредбери «И грянул гром» из исполненного благополучия настоящего на машине времени совершают путешествие в отдаленное прошлое. Однако из обязательных условий такого перемещения – категорическое требование ничего не трогать, ничего не пытаться изменить, ни к чему не прикасаться. И вот один из путешественников совершает пустяковый и, казалось бы, невинный проступок: он наступает на бабочку, и она погибает. Вроде бы ничего не меняется в окружающем мире, и жизнь продолжается. Но по возвращении домой, в исходную точку времени, путешественники находят свой мир совсем иным, (слайд 3) не похожим на тот, что был, - и «грянул гром».

              Фантастика? Красивая литературная аллегория? Нет и еще раз нет. Все в нашем многосложном мире взаимосвязано, природа хрупка и ранима, а последствия грубого, бездумного отношения к животному и растительному миру могут быть катастрофическими. А ведь планета у нас одна на всех землян. И другой не будет…

          Сегодня мы попробуем взглянуть на самих себя со стороны. Побудем гостями у землян. Полет наших экипажей на корабле «Экология»

    Прежде чем мы отправимся в путешествие, давайте поприветствуем друг друга. Я предлагаю вам встать и дотронуться своей ладонью до ладони соседа. Гости тоже могут поприветствовать друг друга.

    1 космическая станция.  Экологическая разминка. Слайд 4

    1. Дайте определения терминам.

    Правильность ответов проверяется по слайдам  5-10.

    Экосистема (предложил английский эколог Тенсли в 1935 году. Это любая  совокупность взаимодействующих организмов и условий среды.)

    Биосфера (оболочка планеты, заселенная организмами; совокупность всех  экосистем земного шара.

    Гумус (детрит, главное вещество почвы)

    Антропогенный фактор (воздействие человека на экосистему, приводящее к ее  изменению)

    Ресурсообеспеченность ( соотношение между величиной природных ресурсов и размерами их использования)

    Географическая среда (часть земной поверхности , с которой человеческое общество взаимодействует в своей жизни и производственной деятельности и на определенном этапе исторического развития.

    2 космическая станция.  Экологические задачи. Слайд 11.

    ( представители экипажей выбирают задачи в конвертах.  

     Звучит музыка).

    Время на обдумывание 3 минуты.

    Правильность ответов проверяется по слайдам 12-14.

    Задача 1

    В нашей стране стали усиленно уничтожать выдру как вредителя рыбоводства. Однако это повлекло за собой вспышку заболеваний и массовую гибель рыбы. Как это объяснить?

    Ответ: выдра питается в первую очередь больной рыбой и поддерживает таким образом нормальное состояние популяции.

    Задача 2.

    Стеклянный сом – это рыба, предпочитающая жить на небольших глубинах при достаточно ярком солнечном освещении. Объясните, почему этих рыб не пугает большое количество хищников, обитающих здесь же.

    Ответ: для стеклянного сома солнечный свет становится средством защиты благодаря прозрачности его тела.

    Задача 3.

    Почему бабочки березовой пяденицы, имеющие в большинстве своем светлые крылья, в прошлом веке в Англии приобрели темную окраску?

    Ответ: Это явление промышленного меланизма, вызванного загрязнением среды в связи с широким использованием каменного угля. Продукт его сгорания – сажа – оседал на стволах берез, и в результате выживали особи с темными крыльями.

                    3 космическая станция.  Экипажи на задании. Слайд15

    Учитель: Ну, вот, теперь вы во всеоружии и готовы разрешить все накопившиеся у землян вопросы и проблемы. У вас есть конверты с заданиями. Вскройте их. Найти нужно не только правильное, но и быстрое решение. Время на обдумывание 3 минуты. Музыка.

    Экипаж № 1

    1. На какие группы делятся организмы по способу питания?
    2. Составьте цепь питания организмов, используя головные уборы с надписями организмов, взявшись за руки.(солнце, водоросли, криль, кальмар, кит, тюлень, рыба, пингвин, касатка.

    Экипаж № 2

    1. Кто такие продуценты, консументы, редуценты?
    2. Распределите организмы по ярусам  и назовите их.(все необходимое в коробке.)

    Экипаж № 3

    1. У вас на столе книга « Жигулевский заповедник». Найти названия 5 охраняемых растений или животных.
    2. Представьте себе, что здесь разместили несколько лагерей и баз отдыха. Не вызовет ли это нарушений в данной экосистеме? Составьте прогноз. Продумайте свои предложения по сохранению уникальной растительности и природы в целом.

    4 космическая станция.  «Возвращение в лоно природы». Слайд 16.

    Учитель. Ну, что ж, думается, жителям Земли теперь не так тяжело будет нести груз своих экологических проблем. А ведь наши экипажи захватили с собой еще и различные советы, рекомендации, предостережения для землян.

    Экипаж № 1 Реклама транспорта.

    Транспорт светлого будущего – велосипед. Его преимущества: здоровье – тренируются мышцы; экономия – дешево стоит, чистота – самый экологически чистый вид транспорта; приносит радость общения с природой( песня «солнце на спицах, синева над головой»)

    Экипаж № 2 Реклама одежды.

    Одежда будущего должна быть только из природных материалов – всегда свежа, не имеет статического заряда электричества.

    (звучит песня:

    Ксюша, Ксюша, Ксюша,

    Юбочка из плюща,

    Русая коса,

    Ксюша, Ксюша, Ксюша,

    Никого не слушай

    И ни в чем другом ты не гуляй.

    (выходит девочка в юбочке из кусочков искусственного плюща)

    Экипаж № 3 Реклама косметики.

    Туш из сажи – это просто сказка,

    Тушь из сажи не щиплет глазки,

    Тушь из сажи нежна и ласкова…

    Тушь – природное средство.

    Она удлиняет ресницы,

    Увеличивает объем ресниц на 200%.

    Придает стойкий цвет.

    Что вы видите? Сажу?

    Нет! Ресницы!!!

    Ведь вы этого достойны.

    Ну что, убедились в преимуществе выбора нашей команды?

    Тогда вперед, в будущее, с оптимизмом! Ведь вы этого достойны.

    5 космическая станция. Экологические факты.

    У Межелайтиса есть такие строки:

    Что Земля без меня?

    Неживой,

    Сплюснутый и морщинистый шар

    Заблудился в бескрайних просторах

    И в Луне, словно в зеркале, видел,

                Как он мертв.

    И как некрасив.

    Я был создан Землею -  с тоски.

    А в минуту печали Земля

    Подарила мне шар головы,

    Так похожий на Землю и Солнце.

    Подчинилась Земля мне, и я

    Одарил ее красотой.

    Я же Землю пересотворил –

    Новой, лучшей, прекрасной,- такой

    Никогда она не была.

    Учитель. А сейчас мы увидим какой же новой, лучшей красотой наделил Землю человек, осваивая новые территории и ресурсы.

    ( представители экипажей выбирают задачи в конвертах.  3 минуты.

     Звучит музыка).

    Экипаж № 1

    Недавно американские географы, изучавшие космические снимки, пришли к выводу о том, что, 48 млн кВ км земной суши не несут никаких видимых следов человеческой деятельности.

    Задание: Распределите регионы мира по степени уменьшения их использования человеком: Антарктида, Зарубежная Европа, Зарубежная Азия, Северная Америка, страны СНГ.

    Ответ: Зарубежная Европа, Зарубежная Азия , страны СНГ,

     Северная Америка,  Антарктида

    Учитель: Экипаж №1 продемонсторировал нам регионы мира, которые в наибольшей степени пострадали от деятельности человека.

    Экипаж № 2

    Процесс опустынивания протекает со скоростью примерно 7 кв км в час, или 6,9 млн га в год. Кроме того, ежегодно более 20 млн га земель в пустынных и полупустынных районах приходят в состояние сильной деградации.

    Задание: Выберите регионы мира, наиболее подверженные опустыниванию: Австралия, Зарубежная Европа, Зарубежная Азия , Северная Америка,  Антарктида, Африка, Южная Америка,

    страны СНГ.

    Ответ: Африка, Азия, Сев и Юж Америка, Австралия.

    Экипаж № 3

    США закупают пресную воду в Канаде, ФРГ в Швеции, Нидерланды импортируют ее из Норвегии, Саудовская Аравия из Майлазиии. Инженерами разработаны проекты перекачки пресной воды по трансокеаническим трубопроводам из Гренландии и Антарктиды в Европу, от устья Амазонки в Африку.

    Задание: Выберите регионы мира, испытывающие недостаток водных ресурсов:  Австралия, Зарубежная Европа, Зарубежная Азия , Северная Америка,  Антарктида, Африка, Южная Америка,

    страны СНГ.

     Ответ: Африка, Зар Европа, Зар. Азия, Австралия.

    6.  Подведение итогов.

    Подсчитывается количество баллов. Экипаж – победитель получает сосуд с «живой водой» для залечивания ран Земли, нанесенных человеком» и «рецепт» приема этого средства.

    6. Литературный монтаж. Слайды 17-21 (Под музыку)

      Человек.

    …Ты, человек, любя природу,

    Хоть иногда ее жалей,

    В увеселительных походах

    Не растопчи ее полей!

    Не жги ее напропалую

    И не исчерпывай до дна.

    И помни истину простую:

    Нас много, а она – одна!                  В. Шефнер.

    Урок окончен. Всем спасибо.


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Идеал Человека в религиях мира

    Буддизм, индуизм, христианство, ислам. Каков идеал Человека в этих религиях?...

    7 класс. Итоговая работа по теме "Идеал человека в религиях мира"

    Работа в формате ЕГЭ. Учебник Г. И. Даниловой (7-9 класс)...

    Человек в окружающем мире. (Урок по сказке- были М. М. Пришвина «Кладовая солнца»)

    Тема: «Что есть правда»Человек в окружающем мире.(Урок по сказке- были М. М. Пришвина «Кладовая солнца»)       Цель урока: раскрыть замысел писателя,  показать единство ч...

    Программа элективного курса: "Человек в глобальном мире". 10-11 класс.

    Программа элективногокурса предназначена для учащихся, которые самостоятельно готовятся к ЕГЭ по обществознанию и имеют базовый уровень подготовки по предмету....

    Классный час на тему: "Права человека в современном мире"

    Классный час на тему: "Права человека в современном мире"Цели: объяснить значимость и актуальность Декларации для обеспечения современной защиты прав и свобод личности в государствах мира;сформировать...

    Сборник работ XVII научно-практической конференции учащихся образовательных учреждений Южного округа города Москвы "Человек в изменяющемся мире. Человек - объект и субъект социализации" 2014 г.

    Сборник работ XVII научно-практической конференции учащихся образовательных учреждений Южного округа города Москвы "Человек в изменяющемся мире. Человек - объект и субъект социализации" 2014 г....

    Сборник работ XVI научно-практической конференции учащихся образовательных учреждений Южного округа города Москвы "Человек в изменяющемся мире. Человек - объект и субъект социализации. 2013 г.

    Сборник работ XVI научно-практической конференции учащихся образовательных учреждений Южного округа города Москвы "Человек в изменяющемся мире. Человек - объект и субъект социализации. 2013 г....