Геоморфологическая экcпедиция по географии как форма нестандартной педагогической технологии
материал по географии по теме

Что может быть  лучше изучения  географии  в  самой природе?

Как  объяснить  школьникам, что такое куэсты, карст.

Как  происходит смена  природных  зон  высотной поясности?

Июнь  2012  года  мы отправляемся  в  путешествие,  в Адыгею.

Мы – это ученики 8-го класса гимназии №1 г. Жуковского.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon geomorfologicheskaya_ekspediciya.doc39 КБ
Файл ekspediciya.rar2.86 МБ

Предварительный просмотр:

       

«Геоморфологическая  экcпедиция  по географии как форма нестандартной  педагогической технологии»

                       Учитель географии МОУ Гимназии №1

                                        Дмитренко Светлана Яковлевна

                              2012 – 2013 г.

           

Что может быть  лучше изучения  географии  в  самой природе?

Как  объяснить  школьникам, что такое куэсты, карст.

Как  происходит смена  природных  зон  высотной поясности?

Июнь  2012  года  мы отправляемся  в  путешествие,  в Адыгею.

Мы – это ученики 8-го класса гимназии №1 г. Жуковского.

О  красоте  горной  Адыгеи  известно далеко  за  пределами этой  земли.  Объектом  изучения  нашей  экспедиции  является  геоморфология  плато  Лаго-Наки,  следовательно, объектом  изучения  является  рельеф,  его строение,  морфология,  происхождение.  Земная  кора,  верхняя  часть  которой  образует  рельеф,  не  является  чем-то  неизменным.  Она  подвержена  не  только  воздействию  сил,  обусловленных  процессами,  протекающими  в  атмосфере  и  гидросфере,  но  и  является  продуктом  глубинных  процессов,  протекающих  в  недрах  Земли,  испытывает  многообразные  изменения,  происходящие  под  воздействием  этих  процессов.  Земная  кора  состоит  из  магматических,  осадочных  и  метаморфических  горных  пород,  которые  по-разному  реагируют  на  воздействие  внешних  и  внутренних  сил.

И,  вот  мы  на  турбазе «Нежная»,  перед  нами  горная часть  Адыгеи – это  Большой  Кавказ,  входящий  в зону альпийской  складчатости.  Главный Кавказ ограничивает Республику Адыгея  с  юга.

Ну, а  мы   на нагорье  Лаго-Наки.  Это часть  гор  Западного Кавказа  и междуречье рек  Белой  и Пшехи.

На  небольшой  площади  (650км х 2) громадные  скалистые  массивы,  покрытые снежниками  сменяются  плато средневысотных  лесистых хребтов.  Здесь  открываются  виды  на  субальпийские  и  альпийские  луга,  на  высокогорье,  простирающиеся  до  горизонта,  на  величественные  горные  вершины.

Уникальность  Лагонакского  нагорья  определяется историей  его геологического  развития  и  формирования  мощных  известняково-доломитовых  толщ,  с  которыми связано  образование  карстовых  воронок,  колодцев,  карстовых  пещер.  Учение  о  карсте  разрабатывается  геоморфологией.  Морфология  карста  раздел  геоморфологии,  занимающаяся  поверхностными  и  подземными  формами.

Больше  всего  влекут  моих  учеников  пещеры.

Карстовая  пещера  «Нежная»: длина – 95 метров, глубина – 7 метров.

Пещера  «Нежная»  расположена  на  высоте  1400 метров,  у  восточной  кромки  хребта  Азиш – Тау.

По одной  из  легенд  пещеру  в  качестве  убежища использовала банда разбойников,  орудовавшая  в  этих местах  в  самом  начале 19-го века.

И  в  переводе  с тюркского  «Азиш – Тау»  означает  «путеводный». С глубокой  древности  вдоль этого хребта проходила торговая дорога  к Черноморскому  побережью,  а  там,  где были  торговцы  со  своими  богатствами,  конечно,  были  и  разбойники,  нападавшие  на  караваны  и  грабившие  их.  Одна  из таких разбойничьих  банд  и  облюбовала  первый зал  пещеры, где было очень  удобно хранить  и скрываться.  Во главе разбойников  стоял  человек  по  прозвищу Атаман.  Поэтому  первый  зал  пещеры  так  и  называется – Атаманский.  Разбойники  жгли  в  этом зале  костры  и факелы  и  поэтому свод здесь сильно закопчен,  а  в результате  и  микроклимату  первого  зала был  нанесен непоправимый  ущерб,  сейчас  этот  зал  считается  мертвым.  Здесь  не  растут сталактиты  и  сталагмиты. В следующий  зал  ведет  узкий  проход  и  мы  оказываемся  в другом  мире,  в  мире  поземного  каменного великолепия!   В  этом  зале  на  днище,  на  стенках  образуются  натечные  формы.  С потолка  пещеры  в  виде  сосулек  свешиваются  узкие  и   длинные  сталактиты.  Со дна  пещеры  навстречу  сталактитам  поднимаются  более  массивные  и  короткие  сталагмиты.  Крупные  причудливой  формы  сталагмиты  стремятся  вверх  навстречу  молоденьким  только  начинающим  формироваться  на  своде  пещеры  сталактитам.  Здесь  всего  пять  небольших  залов,  где  можно увидеть  все  многообразие  сталактитов:  чешуйчатые,  моховые,  гребешковой  формы,  натечные.  В  колокольном  зале  можно  увидеть  пещерный  жемчуг и  оценить  акустику  зала:  очень чистый  и  долгий  звук  издают  колокольчики  специально  предназначенные  для  этого.  В  пещере  свой  микроклимат,  здесь  постоянная  температура  плюс шесть  градусов.  Впечатление  от  увиденного,  еще  долгое  время  будет  возвращать  нас  в  этот  сумрачный  и  прекрасный  мир.

Наше путешествие  по  Адыгее было  в  начале  июня,  все  время  шли  дожди.   И  только  во время  полнолуния  мы  смогли  совершить путешествие  на  плато  Лаго-Наки,  в  пещеры  «Нежная»  и  «Песчаная».  Но  начались  дожди   и  наше  путешествие  приняло  цивилизованный  характер.

Мы  посетили  пещеру «Большая  Азишская»

Длина  пещеры  690 метров,   глубина – 37 метров.

Первое  ее  описание  было  опубликовано  в  1911 году.

Вход  в  полость  представляет  вертикальный  колодец.  В  пещере  два  уровня.  На  дне  самого  нижнего  хода  протекает  подземная  река.  Большая  Азишская  пещера  является  одной  из  самых  красивых  и  интересных  пещер  Адыгеи.  Но  это и  одна  из  самых  разграбленных  пещер.

Из  пещеры  вывезено  8  тонн  сталактитов,  уничтожено  более  4  тысяч  натечных образований   И это все -  сделали  люди!

Ребята  увидели  современную  динамику  развития  плато  Лаго-Наки  не только  в  формировании  карстовых пещер,  но  и  в эрозионной  деятельности  реки  Белой, создавшей  Хаджохскую  теснину  и  в  деятельности  многочисленных  водопадов.  Водопады  Руфабго,  несомненно – это  чудо  Адыгеи.  У  каждого  водопада  своя  история,  своя  легенда.      

В  Адыгее  мы  провели  8 дней.  

Пещеры,  скалы,  водопады – для  детей  экзотика!

Они  заманивают,  заманивают  в  серьезное  и  глубокое   географическое  изучение  ландшафта.        

                                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока по географии:"Основные формы рельефа. Горы."

Разработка урока по географии "Основные формы рельефа. Горы"  по учебнику Н.Н.Петровой, Н.А.Максимовой "Природа Земли и человек. 6 класс" с использованием презентации "Рельеф Земли. Горы". Тип ур...

Разработка внеклассного мероприятия по географии в форме "Географического КВН", среди учащихся 7х-8х классов, провела : учитель географии- Магомедова Д.М. (11.03.2014г.)

Разработка внеклассного мероприятия по географии в форме  Среди  учащихся 7х-8х классовПровела : учитель географии-Магомедова Д.М.(11.03.2014г.)...

Выступление на секции учителей географии по теме "Проектные технологии на уроках и во внеурочной работе по географии"(Из опыта работы учителя географии Прониной Антонины Ивановны"

Учитель делится опытом своей работы по использованию проектной технологии на уроках и внеурочной деятельности по географии....

Презентация для подготовки уроков по географии и биологии "Игровые технологии на уроках географии и биологии"

Данная презентация поможет включить в урок географии игровые приемы при изучении нового материала и закреплении изученного...

Методические рекомендации учителям географии по теме "ИКТ технологии на уроках географии как средство формирования УУД учащихся

Новизна и теоретическая значимость методической разработки состоят в том, что выявлены и теоретически обоснованы средства формирования УУД на основе реализации дидактических возможностей ИКТ при осуще...

Публичное представление собственного инновационного опыта учителя географии «Повышение качества образования на уроках географии посредством использования кейс-технологий в условиях реализации ФГОС»

Публичное представление собственного инновационного опыта учителя географии «Повышение качества образования на уроках географии посредством использования кейс-технологий в условиях реализации ФГ...