игровые технологии на уроках географии
методическая разработка по географии (6 класс) по теме

 Людмила Николаевна Гайдамакина.

 

Использование игровых технологий на уроках географии


Сегодня в центре внимания ученик, его личность, неповторимый внутренний мир. Поэтому основная задача современного учителя - выбрать формы и методы организации учебной деятельности учащихся, которые соответствуют поставленной цели - развитию личности ученика 
Древнейшим средством воспитания и обучения детей является игра. Игры дополняют традиционные формы обучения, способствуют активизации процесса обучения и успешному внедрению в практику педагогики сотрудничества.

Игровые технологии в своей работе использую на уроках различных типов: на уроках обобщения и закрепления, на уроках изучения нового материала. Это позволяет мне стимулировать познавательную и творческую активность учащихся, показывать межпредметную связь литературы, истории,  географии.

Игры в сочетании с другими методическими приёмами повышают эффективность преподавания географии. Они могут быть проведены на уроках, семинарах, факультативах, кружках, их можно предложить в качестве домашнего задания. В результате школьники учатся быстро и логично рассуждать. В географической игре закрепляются умения пользоваться справочной, научно-популярной литературой, географической картой. В процессе игры у учащихся проявляется творчество, трудолюбие, изобретательность.

 

КВН по сказке А.С. Пушкина "Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди"

цель:

1.     Прививать навыки закрепления пройденного материала с использованием игровых моментов.

2.     Стимулировать познавательную и творческую активность учащихся.

3.     Показать межпредметную связь (литература и география).

Оборудование:

  • номера команд на столах;
  • карточки с заданиями;
  • банка металлическая с кедровыми орехами;
  • коллекция горных пород;
  • атлас по физической географии для 6 класса.

Оформление: рисунки, сюжеты из произведений А.С.Пушкина.

В мероприятии участвуют все ученики класса, которые формируют 3 команды.

В жюри: учитель и 3 ученика.

Ход мероприятия

Учитель: Дорогие ребята! Конечно, вы все читали сказки А.С.Пушкина и, безусловно, знаете и любите их. Сегодня я предлагаю вам совершить путешествие по тем местам, которые описаны в одной из его самой известной сказке. Но, прежде чем отправиться в это путешествие, давайте вспомним произведения этого выдающегося русского поэта.

Итак, задание №1.

Каждая из команд должна как можно больше вспомнить и записать произведений А.С.Пушкина на карточках. (Определяется время.)

Карточки сдаются жюри.

Учитель: Помните сюжет из «Сказки о царе Салтане»? У царя Салтана был славный сын Гвидон, в царстве которого было много диковинных вещей? Давайте посетим это царство и познакомимся с ним. Но где же оно находится? Вам предлагается задание №2, справившись с которым вы сможете ответить на этот вопрос.

Задание №2. Определить по координатам местоположение царства. Командам раздаются карточки с координатами 40º ю.ш. и 70º в.д. Ребята определяют координаты, работая по физической карте атласа. Карточки отдают жюри.

Учитель: Вот что про этот остров писал А.С. Пушкин: «В море остров был крутой, не привальный, не жилой». Далее я буду медленно читать его описание, а вам предлагается задание №3 – изобразить различные объекты острова, с помощью топографических знаков, используя текст.

Он лежал пустой равниной;
Рос на нем дубок единый;
А теперь стоит на нем
Новый город со дворцом,
С златоглавыми церквами,
С теремами и садами

Жюри сдаются рисунки с топографическими знаками. Подводятся предварительные итоги выполнения заданий №1 и №2.

Учитель: Молодцы! Вы хорошо постарались, выполняя эти трудные задания.

Продолжаю дальше читать сказку:

Белка там живет ручная,
Да затейница, какая!

Вам предлагается задание №4 – нарисовать эту белку. Ученики от команды поочередно выходят к доске и рисуют мелом ту часть животного, которую называет учитель (туловище, хвост, голову, уши, глаза, и т.д.). Жюри оценивает портрет каждой белочки и называет результат.

Учитель: Конечно, вы все помните следующие строки:

Белка песенки поет,
Да орешки все грызет.

В этой баночке также находятся орешки. Учитель показывает баночку с орешками и гремит. Задание №5 – попробуйте угадать сколько орешек в этой баночке . Та команда, которая угадает их количество, во-первых, получит «белочкины орехи», во-вторых, добавит команде еще одно очко.

Учащиеся поочередно называют количество орешек, если неверно названы, используются известные приемы «холодно», «жарко».

Учитель: Отгадали, молодцы! Баночка отдается команде, выполнившей задание №5.

Учитель:

А орешки не простые,
Все скорлупки золотые,
Ядра чистый изумруд.

Белка знала горные породы. А вы знаете горные породы? Давайте проверим. Вам предлагаются образцы горных пород, на которые приклеены номера.

Задание №6 – определить горные породы и записать их № на карточке. Заполненные карточки сдать жюри.

 

Карточка «Горные породы».

Название горной породы

№ горной породы (образца)

Гранит

 

Каменный уголь

 

Сланец

 

Кварц

 

Пемза

 

Мрамор

 

Бурый уголь

 

 

Учитель: Как вы помните на о. Буяне, кроме белки, были другие чудеса. Я приглашаю подойти к жюри и вытянуть карточку с описанием одного из «чудес» капитанам команд. (Царевна Лебедь, 33 богатыря, белочка.)

Задание №7 – каждая команда с помощью средств пантомимы должна показать это чудо, а другие команды должны объяснить сюжет. Жюри оценивает представленные пантомимы.

Учитель: Прослышав про эти чудеса, как вы помните:

...царь не утерпел,
снарядить он флот велел.

А, как известно, в свите любого царя были ученые, картографы, ... Выполняя задание №8, вспомните ученых, путешественников, кого бы вы взяли с собой, объясните почему.

Поочередно команды называют путешественника, ученого и его заслуги. Жюри оценивает правильность ответов.

Учитель: КВН, как и путешествие царя Салтана, подходит к концу.

В завершении давайте вспомним горы, мимо которых плыл царь Салтан, моря, волны которых бороздили его корабли.

Задание №9 – представители команд поочерёдно называют соответствующие географические объекты.

После выполнения последнего задания жюри подводит итог: «На остров Буян первой прибыла команда №...».

Поздравление команд.

Литература:

  • А.С.Пушкин. «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди». Любое издание.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igrovye_tehnologii_na_urokah_geografii.docx19.74 КБ

Предварительный просмотр:

Использование игровых технологий на уроках географии


Сегодня в центре внимания ученик, его личность, неповторимый внутренний мир. Поэтому основная задача современного учителя - выбрать формы и методы организации учебной деятельности учащихся, которые соответствуют поставленной цели - развитию личности ученика 
Древнейшим средством воспитания и обучения детей является игра. Игры дополняют традиционные формы обучения, способствуют активизации процесса обучения и успешному внедрению в практику педагогики сотрудничества.

Игровые технологии в своей работе использую на уроках различных типов: на уроках обобщения и закрепления, на уроках изучения нового материала. Это позволяет мне стимулировать познавательную и творческую активность учащихся, показывать межпредметную связь литературы, истории,  географии.

Игры в сочетании с другими методическими приёмами повышают эффективность преподавания географии. Они могут быть проведены на уроках, семинарах, факультативах, кружках, их можно предложить в качестве домашнего задания. В результате школьники учатся быстро и логично рассуждать. В географической игре закрепляются умения пользоваться справочной, научно-популярной литературой, географической картой. В процессе игры у учащихся проявляется творчество, трудолюбие, изобретательность.

КВН по сказке А.С. Пушкина "Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди"

цель:

  1. Прививать навыки закрепления пройденного материала с использованием игровых моментов.
  2. Стимулировать познавательную и творческую активность учащихся.
  3. Показать межпредметную связь (литература и география).

Оборудование:

  1. номера команд на столах;
  2. карточки с заданиями;
  3. банка металлическая с кедровыми орехами;
  4. коллекция горных пород;
  5. атлас по физической географии для 6 класса.

Оформление: рисунки, сюжеты из произведений А.С.Пушкина.

В мероприятии участвуют все ученики класса, которые формируют 3 команды.

В жюри: учитель и 3 ученика.

Ход мероприятия

Учитель: Дорогие ребята! Конечно, вы все читали сказки А.С.Пушкина и, безусловно, знаете и любите их. Сегодня я предлагаю вам совершить путешествие по тем местам, которые описаны в одной из его самой известной сказке. Но, прежде чем отправиться в это путешествие, давайте вспомним произведения этого выдающегося русского поэта.

Итак, задание №1.

Каждая из команд должна как можно больше вспомнить и записать произведений А.С.Пушкина на карточках. (Определяется время.)

Карточки сдаются жюри.

Учитель: Помните сюжет из «Сказки о царе Салтане»? У царя Салтана был славный сын Гвидон, в царстве которого было много диковинных вещей? Давайте посетим это царство и познакомимся с ним. Но где же оно находится? Вам предлагается задание №2, справившись с которым вы сможете ответить на этот вопрос.

Задание №2. Определить по координатам местоположение царства. Командам раздаются карточки с координатами 40º ю.ш. и 70º в.д. Ребята определяют координаты, работая по физической карте атласа. Карточки отдают жюри.

Учитель: Вот что про этот остров писал А.С. Пушкин: «В море остров был крутой, не привальный, не жилой». Далее я буду медленно читать его описание, а вам предлагается задание №3 – изобразить различные объекты острова, с помощью топографических знаков, используя текст.

Он лежал пустой равниной;
Рос на нем
дубок единый;
А теперь стоит на нем
Новый
город со дворцом,
С златоглавыми
церквами,
С
теремами и садами

Жюри сдаются рисунки с топографическими знаками. Подводятся предварительные итоги выполнения заданий №1 и №2.

Учитель: Молодцы! Вы хорошо постарались, выполняя эти трудные задания.

Продолжаю дальше читать сказку:

Белка там живет ручная,
Да затейница, какая!

Вам предлагается задание №4 – нарисовать эту белку. Ученики от команды поочередно выходят к доске и рисуют мелом ту часть животного, которую называет учитель (туловище, хвост, голову, уши, глаза, и т.д.). Жюри оценивает портрет каждой белочки и называет результат.

Учитель: Конечно, вы все помните следующие строки:

Белка песенки поет,
Да орешки все грызет.

В этой баночке также находятся орешки. Учитель показывает баночку с орешками и гремит. Задание №5 – попробуйте угадать сколько орешек в этой баночке . Та команда, которая угадает их количество, во-первых, получит «белочкины орехи», во-вторых, добавит команде еще одно очко.

Учащиеся поочередно называют количество орешек, если неверно названы, используются известные приемы «холодно», «жарко».

Учитель: Отгадали, молодцы! Баночка отдается команде, выполнившей задание №5.

Учитель:

А орешки не простые,
Все скорлупки золотые,
Ядра чистый изумруд.

Белка знала горные породы. А вы знаете горные породы? Давайте проверим. Вам предлагаются образцы горных пород, на которые приклеены номера.

Задание №6 – определить горные породы и записать их № на карточке. Заполненные карточки сдать жюри.

Карточка «Горные породы».

Название горной породы

№ горной породы (образца)

Гранит

 

Каменный уголь

 

Сланец

 

Кварц

 

Пемза

 

Мрамор

 

Бурый уголь

 

Учитель: Как вы помните на о. Буяне, кроме белки, были другие чудеса. Я приглашаю подойти к жюри и вытянуть карточку с описанием одного из «чудес» капитанам команд. (Царевна Лебедь, 33 богатыря, белочка.)

Задание №7 – каждая команда с помощью средств пантомимы должна показать это чудо, а другие команды должны объяснить сюжет. Жюри оценивает представленные пантомимы.

Учитель: Прослышав про эти чудеса, как вы помните:

...царь не утерпел,
снарядить он флот велел.

А, как известно, в свите любого царя были ученые, картографы, ... Выполняя задание №8, вспомните ученых, путешественников, кого бы вы взяли с собой, объясните почему.

Поочередно команды называют путешественника, ученого и его заслуги. Жюри оценивает правильность ответов.

Учитель: КВН, как и путешествие царя Салтана, подходит к концу.

В завершении давайте вспомним горы, мимо которых плыл царь Салтан, моря, волны которых бороздили его корабли.

Задание №9 – представители команд поочерёдно называют соответствующие географические объекты.

После выполнения последнего задания жюри подводит итог: «На остров Буян первой прибыла команда №...».

Поздравление команд.

Литература:

  1. А.С.Пушкин. «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди». Любое издание.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровые технологии на уроках географии. Из личного опыта.

В данной статье рассмотрен ряд игровых технологий, применяемых мною на уроках географии в 9,10,11 классах....

Статья по географии по теме: "Система компьютерного контроля и игровых технологий на уроке географии".

Знания географии должны быть сплетены воедино так, чтобыкаждый школьник обладал умением всестороннего пространственного мира.Поэтому принципиально важны при формировании географическойграмотности опти...

Применение игровой технологии на уроке географии

Статья с разработкой урока по теме "Рекреационные ресурсы мира (международный туризм)" 10-й класс...

Применение игровых технологий на уроках географии

Применение игровых технологий на уроках географии способствует повышению познавательной активности учащихся и повышает интерес к предмету.Презентации состоит из 22 слайдов....

"Игровые технологии на уроках географии"

Представление педагогического опыта...

Презентация для подготовки уроков по географии и биологии "Игровые технологии на уроках географии и биологии"

Данная презентация поможет включить в урок географии игровые приемы при изучении нового материала и закреплении изученного...