Рабочая программа по географии для 6-9 классов
рабочая программа (география, 6 класс) на тему

Рабочая программа составлена с учетом новой Концепции географического образования, на основе примерных программ основного общего образования по географии (письмо Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России от 7 июля 2005 г. № 03 – 1263), авторской программы по географии для 6-9 классов общеобразовательных учреждений Е.М. Домогацких (издательство «Русское слово», 2008г.), в соответствии с образовательным стандартом по географии и полностью реализует Федеральный компонент основного общего образования по географии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rp_6-9_kl_po_geografii.doc277 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение –

средняя общеобразовательная школа № 38

(ул. Шевченко, д. 21)

                                                                          «УТВЕРЖДАЮ»

                                                                          Директор школы

                                                                      _____________Ткачева В.Д.

                                                                      «____»____________20__г.

Приказ №______________

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

по курсу: География

Класс: 6 – 9

Количество часов в неделю: 2

Общее количество часов: 280 (70+70+70+70)

Составитель: Федуркина Т.Ю.

Рассмотрена на заседании ШМО

учителей ЕНЦ

протокол №______________

от«___»______________20__г.

Принята на заседании

педагогического совета

«___»________________20__г.

Согласовано

Заместитель директора по УВР__________Сивухина Л.В.

Тула

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ГЕОГРАФИИ

Пояснительная записка

Статус документа

Рабочая программа составлена с учетом новой Концепции географического образования, на основе примерных программ основного общего образования по географии (письмо Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России от 7 июля 2005 г. № 03 – 1263), авторской программы по географии для 6-9 классов общеобразовательных учреждений Е.М. Домогацких (издательство «Русское слово», 2008г.), в соответствии с образовательным стандартом по географии и полностью реализует Федеральный компонент основного общего образования по географии.

Структура документа

Рабочая программа включает: пояснительную записку; основное содержание с примерным распределением учебных часов по разделам курса, содержанием разделов и тем; рекомендуемый перечень практических работ. В конце курсов приведены требования к уровню подготовки учеников.

Общая характеристика учебного предмета

Рабочая программа полностью реализует идеи стандарта, и составлена с учетом новой Концепции географического образования.

Содержание основного общего образования по географии отражает комплексный подход к изучению географической среды в целом и ее пространственной дифференциации в условиях разных территорий и акваторий Земли.

Такой подход позволяет рассматривать природные, экономические и социальные факторы, формирующие и изменяющие окружающую среду, в их равноправном взаимодействии. Это наиболее эффективный путь формирования системы геоэкологических, геоэкономических, социокультурных взглядов, ценностей, отношений учащихся не только на эмоциональном, но и на рациональном уровне.

Таким образом, в основу содержания учебного предмета положено изучение географической среды для жизни и деятельности человека и общества.

Содержание географического образования в основной школе формирует у школьников знания основ географического пространства на местном, региональном и глобальном уровнях, а также умения правильно ориентироваться в пространстве. В этой связи программа содержит национально-региональный компонент по географии своего края. Включение в рабочую программу регионального компонента связано с тем, что изучение «малой» Родины, ее географических особенностей, активная и осознанная познавательная, творческая и практическая деятельность учащихся в окружающей среде является необходимым условием изучения географии своей страны в целом.

Согласно Федеральному компоненту образовательного стандарта, на изучение географии в 6 классе отводится 35 часов. Еще один час перенесен в региональный компонент. Актуальность введения дополнительного часа регионального компонента обусловлено тем, что он выполняет двойную функцию: в процессе непосредственного восприятия географических объектов и явлений, при котором взаимодействует интеллектуальное мышление и практическая деятельность, обучающиеся приобретают знания о конкретном геокомплексе на локальном уровне (как составной части земных оболочек). Одновременно формируются основные предметные понятия («река», «климат», «равнина» и т.п.), элементарные знания о причинно-следственных связях между компонентами природы, между природой и человеком. При непосредственном контакте с изучаемыми объектами и явлениями в процессе практических работ школьники приобретают теоретические знания, осваивают практические умения.  

Педагогический синтез общеземлеведческих и страноведческих основ учебного предмета позволяет организовать деятельность учащихся по освоению, изменению и преобразованию окружающей среды на основе идеи разумного, гармонического взаимодействия природы и общества, социальной ответственности каждого человека за сохранение жизни на Земле, в то же время, формирует бережное отношение к природным богатствам, истории и культуре своего Отечества.

Цели. Изучение географии в основной школе направлено на достижение следующих целей:

• освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения и хозяйства разных территорий; о своей Родине — России во всем ее разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;

• овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения — географическую карту, статистические материалы, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;

• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;

• воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;

• формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Изучение географии формирует не только определенную систему предметных знаний и целый ряд специальных географических умений, но также комплекс общеучебных умений, необходимых для:

— познания и изучения окружающей среды; выявления причинно-следственных связей;

— сравнения объектов, процессов и явлений; моделирования и проектирования;

—ориентирования на местности, плане, карте; в ресурсах ИНТЕРНЕТ, статистических материалах;

— соблюдения норм поведения в окружающей среде; оценивания своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.

Результаты обучения

Результаты изучения курса приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно-ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и воспроизводится учащимися.

Рубрика «Уметь» включает требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе: описывать и объяснять; приводить примеры. Кроме того, она содержит умения использовать разнообразные географические источники информации — карту, статистические материалы, геоинформационные системы; пользоваться приборами, а также составлять географическую характеристику разных территорий.

В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, необходимые учащимся непосредственно в окружающей среде, для оценки ее состояния, качества, изменений, возможностей сохранения и улучшения окружающей среды, прежде всего, своей местности.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

ГЕОГРАФИЯ. НАЧАЛЬНЫЙ КУРС. 6 класс.

70 часов

Введение. 3 ч.

География как наука. Предмет географии.  Источники получения знаний о природе Земли, населении и хозяйстве. Методы получения, обработки, передачи и представления географической информации.

Развитие географических знаний человека о Земле. Путешественники древности. Открытие морского пути в Индию. Первое кругосветное плавание.

Русские кругосветки. Открытие Антарктиды русскими моряками. Путешественники и исследователи Тульской области.

Земля как планета. 8ч.

Солнечная система. Планеты Солнечной системы. Земля - одна из планет Солнечной системы. Возникновение и геологическая история Земли. Влияние космоса на Землю и жизнь людей.

Форма, размеры и движения Земли. Глобус.Суточное вращение вокруг своей оси и годовое вращение вокруг Солнца, их главные следствия.

Градусная сеть, система географических координат.

Распределение света и тепла на поверхности Земли. Дни равноденствий и солнцестояний.

Тепловые пояса.Тропики и полярные круги.

Практическая работа № 1. Сравнение Земли с обликом других планет Солнечной системы. Объяснение географических следствий движения Земли вокруг Солнца и вращения Земли вокруг своей оси.

Практическая работа № 2. Определение по карте географических координат различных географических объектов.

Способы изображения земной поверхности. 11ч.

Способы картографического изображения местности. Понятие о географической карте, карта Тульской области. Масштаб, различие карт по масштабу.

Условные знаки: значки, качественный фон, изолинии и ареалы. Способы картографического изображения.

Ориентирование на местности, определение направлений. Азимут. Компас. Способы ориентирования на местности.

Ориентирование по карте.

Абсолютная и относительная высота. Изображение рельефа: изолинии, бергштрихи, послойная окраска. Шкала высот и глубин.

Понятие о плане местности.

Способы определения расстояний на местности, их изображение.

Составление простейших планов местности. Значение планов и карт в практической деятельности человека.

Практическая работа № 3. Определение сторон горизонта с помощью компаса и передвижение по азимуту. Составление простейшего плана местности.

 Практическая работа № 4. Чтение топографического плана местности, космических и  аэрофотоснимков, в т.ч. Тульской области.

Практическая работа № 5. Определение направлений, расстояний, географических координат на карте полушарий и Тульской области.

Литосфера. 14 ч.

Внутреннее строение земного шара: ядро, мантия, земная кора.  Литосфера, земная кора - верхняя часть литосферы, их состав, строение и развитие. Материковая и океаническая земная кора. Способы изучения земных недр.

Горные породы, слагающие земную кору: магматического, осадочного, метаморфического происхождения.Изменение температуры в зависимости от глубины залегания. Горные породы Тульской области.

Полезные ископаемые, в т.ч. Тульской области, зависимость их размещения от строения земной коры и рельефа. Минеральные ресурсы Земли, их виды и оценка.

Внутренние процессы, изменяющие поверхность Земли. Виды движения земной коры, в том числе на территории Тульской области.

Землетрясения.

Вулканизм.

Внешние силы, изменяющие поверхность Земли: выветривание, деятельность текучих вод, деятельность подземных вод, ветра, льда, деятельность человека, в т. ч на территории Тульской области.

Основные формы рельефа суши: горы, равнины, их различие по высоте. Их изменение под влиянием внутренних, внешних, техногенных процессов. Рельеф Тульской области.

 Природные памятники литосферы, в том числе и Тульской области.

Особенности жизни, быта и хозяйственной деятельности людей в горах и на равнинах.

Рельеф дна Мирового океана.

Практическая работа № 6. Изучение свойств минералов, горных пород, полезных ископаемых на примере образцов Тульской области.

Практическая работа № 7. Составление схемы различий гор и равнин по высоте.

Практическая работа № 8. Определение и объяснение изменений земной коры под воздействием хозяйственной деятельности человека (на примере своей местности).

Практическая работа № 9. Определение по карте географического положения островов, полуостровов, гор, равнин, низменностей.

Атмосфера. 13 ч.

Атмосфера, ее состав, строение, значение.

Нагревание земной поверхности и воздуха. Температура воздуха. Особенности суточного хода температуры воздуха в зависимости от высоты солнца над горизонтом.

Изменение температуры с высотой.

Циркуляция атмосферы. Атмосферное давление, изменение его с высотой.

Ветер и причины его возникновения. Бриз.

Влажность воздуха. Туман. Облака.

Атмосферные осадки.

Погода, ее элементы, причины ее изменения, предсказание погоды. Чтение синоптических карт. Погода Тульской области.

Климат и климатообразующие факторы. Зависимость климата от географической широты и высоты местности над уровнем моря.  Чтение климатических карт. Адаптация человека к климатическим условиям, в т.ч. в Тульской области.

Практическая работа № 10. Выявление зависимости температуры и давления воздуха от высоты. Практическая работа № 11. Наблюдение за облаками и облачностью, зарисовки облаков.

Практическая работа № 12. Измерение количественных характеристик элементов погоды с помощью приборов и инструментов.Объяснение устройства и применения барометра, гигрометра,флюгера, осадкомера.

Практическая работа № 13. Описание наблюдаемой погоды, обработка результатов: построение розы ветров, диаграмм облачности и осадков по имеющимся данным. Выявление причин изменения погоды. (На примере своей местности).

Практическая работа № 14. Чтение климатических и синоптических карт для характеристики погоды и климата, в т.ч. и  на территории Тульской области.

Гидросфера. 9 ч.

Гидросфера, ее состав, значение и строение. Роль воды в природе и жизни людей. Мировой круговорот воды.

Мировой океан и его части. Моря, заливы, проливы. Виды морей: окраинные, внутренние и межостровные.

Движения воды в океане. Течения. Взаимодействие океана с атмосферой и сушей.

Воды суши. Реки: горные и равнинные. Речная система, бассейн, водораздел. Пороги и водопады. Реки Тульской области.

Озера проточные и бессточные. Болота. Озера и болота Тульской области.

Подземные воды (грунтовые, межпластовые, артезианские), их происхождение, условия залегания и использования, в том числе и на территории Тульской области.

Природные льды: многолетняя мерзлота, ледники (горные и покровные).

Водные ресурсы Земли, из размещение и качество. Оценка обеспеченности водными ресурсами разных регионов Земли. Природные памятники гидросферы, в том числе Тульской области.

Практическая работа №15. Описание «путешествия капельки» из своего населенного пункта по большому круговороту воды.

Практическая работа № 16. Определение по карте окраинных, внутренних и межостровных морей.

Практическая работа № 17. Описание по карте географического положения одной из крупнейших рек Земли: направление и характер ее течения, использование человеком.

Практическая работа № 18. Нанесение на контурную карту объектов гидросферы, в т.ч.Тульской области.

Практическая работа № 19. Наблюдение за объектами гидросферы, их описание на местности.

Биосфера. 3 ч.

Царства живой природы и их роль в природе Земли. Разнообразие растений и животных, особенности их распространения. Приспособление живых организмов к среде обитания в разных природных зонах. Растения и животные Тульской области.

Взаимосвязь биосферы с другими геосферами.  Охрана органического мира, в т.ч. в Тульской области. Красная книга МСОП.

Практическая работа № 20. Наблюдения за растительным и животным миром для определения качества окружающей среды. Описание растительного и животного мира Тульской области на местности и по карте.

Почва и геосфера. 7 ч.

Почва как особое природное образование. Условия образования почв разных типов. Плодородие - важнейшее свойство почвы. Почвы Тульской области.

Понятие о географической оболочке, ее составные части. Взаимосвязь между всеми элементами географической оболочки: литосферой, атмосферой, гидросферой и биосферой,  характеристика основных закономерностей развития. Природные и природно-хозяйственные территориальные комплексы, в т. ч. Тульской области.

Закон широтной зональности, его проявление на территории Тульской  области,  высотная поясность. Природные зоны земного шара. Сравнение хозяйственной деятельности человека в разных природных зонах.

Географическая оболчка как окружающая человека среда, ее изменения под воздействием деятельности человека, в т. ч. и в Тульской области.

Практическая работа № 21. Изучение строения почвы на местности.

Практическая работа № 22. Выявление и объяснение географической зональности природы Земли. Описание природных зон Земли по географическим картам.  Описание по плану природной зоны своей местности.

Практическая работа № 23. Описание изменений природы в результате хозяйственной деятельности человека на примере своей местности.

Резервное время 2 ч.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ 6  класса

В результате изучения географии ученик должен

Знать / понимать

- основные географические понятия и термины; различия плана, глобуса и географических карт по содержанию, масштабу, способам картографического изображения; результаты выдающихся географических открытий и путешествий;

- географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека; географическую зональность и поясность;

- природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;

Уметь

- выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;

-находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли; экологических проблем;

- приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов;

- определять на местности, плане и карте расстояния, направления высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов;

- применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме;

        Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни   для:

- ориентирования на местности и проведения съемок ее участков; чтения карт различного содержания;

- учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных воздействий; оценки их последствий;

- наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности; определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;

- принятия необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;

- проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.

Географическая номенклатура

Материки: Евразия, Северная Америка, Южная Америка, Африка, Австралия, Антарктида.

Океаны: Тихий, Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый.

Острова: Гренландия, Мадагаскар, Новая Зеландия, Новая Гвинея, Огненная Земля, Японские, Исландия.

Полуострова: Аравийский, Скандинавский, Лабрадор, Индостан, Сомали, Камчатка, Аляска.

Заливы: Мексиканский, Бенгальский, Персидский, Гвинейский.

Проливы: Берингов, Гибралтарский, Магелланов, Дрейка, Малаккский.

Равнины: Восточно-Европейская (Русская), Западно-Сибирская, Великая Китайская, Великие равнины, Центральные равнины.

Плоскогорья: Среднесибирское, Аравийское, Декан, Бразильское.

Горные системы: Гималаи, Кордильеры, Анды, Альпы, Кавказ, Урал, Скандинавские, Аппалачи.

Горные вершины, вулканы: Джомолунгма, Орисаба, Килиманджаро, Ключевская Сопка, Эльбрус, Везувий, Гекла, Кракатау, Котопахи.

Моря: Средиземное, Черное, Балтийское, Баренцево, Красное, Охотское, Японское, Карибское.

Течения: Гольфстрим, Северо-Тихоокеанское, Лабрадорское, Перуанское, Куросио, Бенгальское, Западных Ветров.

Реки: Нил, Амазонка, Миссисипи, Конго, Енисей, Волга, Лена, Обь, Дунай, Амур, Инд, Ганг, Хуанхэ, Янцзы.

Озера: Каспийское море-озеро, Аральское, Байкал, Ладожское, Виктория, Танганьика, Великие Американские озера.

ГЕОГРАФИЯ. МАТЕРИКИ И ОКЕАНЫ. 7 класс.

70 часов

ПЛАНЕТА, НА КОТОРОЙ МЫ ЖИВЕМ. 21ч.

Мировая суша. 1ч.

Соотношение суши и океана на Земле, их распределение между полушариями Земли.  «Материковое» и «океаническое» полушария. Материки и острова.

Поверхность Земли. 6 ч.

Геологическое время. Эры и периоды в истории Земли.  

Возникновение материков и океанов. Строение земной коры. Теория литосферных плит.

Практическая работа № 1. Составление картосхемы "Литосферные плиты"

Процессы, происходящие в зоне контактов между литосферными плитами, и связанные с ними формы рельефа.

Платформы и равнины.

 Складчатые пояса и горы. Сейсмические и вулканические пояса планеты.

Атмосфера. 4 ч.

Виды воздушных масс.

Разнообразие климатов Земли. Климатические пояса. Карта климатических поясов. Понятие о континентальности климата.

Климатообразующие факторы: широтное положение, рельеф, влияние океана, система господствующих ветров, размеры материков.

Практическая работа № 2. Определение главных показателей климата различных регионов планеты по климатической карте мира.        

Практическая работа № 3. Анализ климатограмм для основных типов климата.

Мировой океан. 4 ч.

Понятие о Мировом океане. Особенности природы океанов: глубинные зоны Мирового океана.

Практическая работа № 4. Построение профидя дна океанапо одной из параллелей, обозначение основных форм рельефа дна океана.

Виды морских течений. Глобальная циркуляция вод Мирового океана.

Органический мир морей и океанов. Освоение и хозяйственное использование океана человеком.

 Особенности природы отдельных океанов Земли.

Геосфера. 2 ч.

Понятие о географической оболочке. Материки и океаны как крупные природные комплексы геосферы Земли.

Практическая работа № 5. Анализ схем круговорота вещества и энергии.

Закон географической зональности. Природные комплексы разных порядков. Понятие о высотной поясности. Природная зона. Экваториальный лес, арктическая пустыня, тундра, тайга, смешанные и широколиственные леса, степь, саванна, тропическая пустыня, гилей. Практическая работа № 6. Установление связей между типами климата и природными зонами по тематическим картам атласа. Сравнение географических особенностей природных и природно-хозяйственных комплексов разных материков и океанов.

Человек. 4 ч.

Древняя родина человека. Предполагаемые пути его расселения по материкам. Хозяйственная деятельность человека и ее изменение на разных этапах развития человеческого общества. Взаимоотношения человека и природы и их изменения.

Охрана природы. Всемирное природное наследие.

Численность населения Земли. Человеческие расы, этносы.  География современных религий.  Материальная и духовная культура как результат жизнедеятельности человека, его взаимодействия с окружающей средой.

Политическая карта мира.

Практическая работа № 7. Определение и сравнение различий в численности, плотности и динамике населения разных стран и регионов мира. Сопоставление политической карты мира в атласе с картой человеческих рас.

МАТЕРИКИ ПЛАНЕТЫ ЗЕМЛЯ.46 ч.

Африка. 9 ч.

Материки, как крупнейшие природные комплексы Земли. Африка. Основные черты природы. История открытия, изучения и освоения.

Практическая работа № 8. Определение координат крайних точек материка, его протяженности с севера на юг в градусной мере и километрах.

Преобладание плоскогорий, Великий африканский разлом. Полезные ископаемые: золото, алмазы, руды.

Практическая работа № 9. Обозначение на карте главных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых.

Самый жаркий материк.

Реки. Озера тектонического происхождения: Виктория, Танганьика.

Двойной набор природных зон. Саванны. Величайшая пустыня мира - Сахара. Оазисы.  Национальные парки Африки.

Неравномерность размещения населения, его быстрый рост. Особенности человеческой деятельности и изменение природы Африки под ее влиянием. Катастрофические явления природного и техногенного характера.

Регионы Африки: Арабский север.  Главные объекты природного и культурного наследия.

Регионы Африки: Африка к югу от Сахары. Главные объекты природного и культурного наследия.

Обобщение знаний по теме "Африка".

Практическая работа № 10. Составление туристического плана-конспекта путешествия по Африке"

Австралия. 5 ч.

Австралия. Основные черты природы. История открытия, изучения и освоения.  Практическая работа № 11. Сравнение географического положения Африки и Австралии, определение черт сходства и различия основных компонентов природы материков.

Самый маленький материк, самый засушливый материк, целиком расположенный в тропиках.

Изолированность и уникальность природного мира материка.

 Население Австралии. Европейские мигранты. Неравномерность расселения. Особенности человеческой деятельности и изменение природы Австралии под ее влиянием. Австралийский Союз - страна-материк. Главные объекты природного и культурного наследия.

Океания - островной регион. Влажный тропический климат и небогатый природный мир островов.

Антарктида. 2 ч.

Самый изолированный и холодный материк планеты. Особенности географического положения. История открытия, изучения и освоения. Покорение Южного полюса.

Особенности геологического строения рельефа, климата, внутренних вод. Основные черты природы материка: рельеф, скрытый подо льдом, отсутствие рек, «кухня погоды». Отсутствие постоянного населения.

Южная Америка. 8 ч.

Южная Америка. Основные черты природы. История открытия, изучения и освоения. Практическая работа № 12. Сравнение географического положения Африки и Южной Америки.

Равнинный Восток и горный Запад. Богатство рудными полезными ископаемыми

Самый влажный материк.

 Амазонка - самая полноводная река планеты. Реки - основные транспортные пути.

Богатый и своеобразный растительный и животный мир материка.

Практическая работа № 13. Выявление взаимосвязей между компонентами природы в одном из природных комплексов материка с использованием карт атласа.

Население. Смешение трех рас. Особенности человеческой деятельности и изменение природы Южной Америки под ее влиянием.

Практическая работа № 14. Сравнение характера размещения населения Южной Америки и Африки.

Регионы Южной Америки. Главные объекты природного и культурного наследия. Анды - регион богатой культуры, Галапагосские острова, Мачу-Пикчу.

Обобщение знаний по теме "Южная Америка"

Северная Америка. 8 ч.

Северная Америка.  Основные черты природы. История открытия, изучения и освоения.

Равнины на востоке и горы на западе. Великие и Центральные равнины. Кордильеры -главный горный хребет. Аппалачи.

Разнообразие типов климата.

Практическая работа № 15. Сравнение климата разных частей материка, расположенных в одном климатическом поясе.

 Миссисипи, Великие Американские озера.

Меридиональное простирание природных зон. Богатство растительного и животного мира. Особенности человеческой деятельности и изменение природы материка под ее влиянием.

Население.

Практическая работа № 16. Оценка влияния климата на жизнь и хозяйственную деятельность населения.

 Регионы Северной Америки. Англо-Америка, мигранты. Главные объекты природного и культурного наследия: Ниагарский водопад, Йеллоустонский национальный парк, Большой каньон Колорадо.

Обобщение знаний по теме "Северная Америка"

Евразия. 11 ч.

Самый большой материк. История изучения и освоения.

Сложное геологическое строение. Самые высокие горы планеты и самая глубокая впадина суши. Богатство полезными ископаемыми.

Все типы климатов Северного полушария.  

Практическая работа № 17. Определение типов климата Евразии по климатическим диаграммам.

Разнообразие рек, крупнейшие реки Земли. Самые большие озера: Каспийское, Байкал.

Основные черты природы. Особенности человеческой деятельности и изменение природы материка под ее влиянием.  

Практическая работа № 18. Сравнение природных зон Евразии и Северной Америки по 40-ой параллели.

Наиболее населенный материк. Население. Сложный национальный состав, неравномерность размещения населения.

Регионы Евразии. Европа и Азия. Роль Европы в развитии человеческой цивилизации.  Главные объекты природного и культурного наследия.

Юго-Западная Азия - древнейший центр человеческой цивилизации. Главные объекты природного и культурного наследия.

Южная Азия - самый населенный регион планеты. Главные объекты природного и культурного наследия.

Практическая работа № 19. Составление географической характеристики страны Европы и Азии по картам атласа и другим источникам географической информации.

Обобщение знаний по теме "Евразия"

 ВЗАИМООТНОШЕНИЕ ПРИРОДЫ И ЧЕЛОВЕКА. 3 ч.

Взаимодействие человечества и природы в прошлом и настоящем. Влияние хозяйственной деятельности людей на литосферу, гидросферу, атмосферу, биосферу; меры по их охране. Центры происхождений культурных растений.

Стихийные явления в литосфере,гидросфере, атмосфере; их характеристика и правила обеспечения безопасности людей. Сохранение качества окружающейсреды. Основные типы природопользования.

Практическая работа № 20. Выявление связей между компонентами природного комплекса (работа на местности).

Повторение изученного в данном курсе. 3 ч.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ 7 класса

В результате изучения географии ученик должен

1. Знать (понимать):

 - географические особенности природы материков и океанов, их сходство и различия;

 - причины, обуславливающие разнообразие отдельных материков и океанов;

 - основные географические законы (зональность, ритмичность, высотная поясность);

 - связи между географическим положением, природными условиями и хозяйственными    

   особенностями отдельных стран и регионов;

 - причины возникновения геоэкологических проблем, а также меры по их смягчению и

   предотвращению;

 - географию крупнейших народов Земли.

2. Уметь:

 - давать характеристики материков и океанов;

 - характеризовать крупные природные регионы с использованием карт атласа;

 - приводить примеры адаптации человека к условиям окружающей среды, рационального

   природопользования и др.;

 - определять географическое положение природных объектов.

Географическая номенклатура

Тема «Африка»: 

- Атласские горы, Эфиопское нагорье, Восточно-Африканское плоскогорье; вулкан Килиманджаро;

-  Нил, Конго, Нигер, Замбези;

- Виктория, Танганьика, Чад;

-  Египет (Каир), Алжир (Алжир), Нигерия (Лагос), Заир (Киншаса), Эфиопия (Аддис-Абеба), Кения (Найроби), ЮАР (Претория).

Тема «Австралия и Океания»: 

-  Новая Зеландия, Новая Гвинея, Гавайские острова, Новая Каледония, Меланезия, Микронезия; Большой Барьерный риф;

- Большой Водораздельный хребет; гора Косцюшко; Центральная низменность;

- Муррей,  Эйр;

 - Сидней, Мельбурн, Канберра.

Тема «Южная Америка»: 

- Панамский перешеек; Карибское море; остров Огненная Земля;

- горы Анды, Аконкагуа; Бразильское и Гвианское плоскогорья; Оринокская и Ла- Платская низменности;

- Панама, Ориноко; Титикака, Маракайбо;

 - Бразилия (Рио-де-Жанейро, Бразилиа), Венесуэла (Каракас), Аргентина (Буэнос-Айрес), Перу (Лима).

Тема «Северная Америка»: 

- Флорида, Калифорния, Аляска; Мексиканский, Гудзонов, Калифорнийский заливы;

 - Канадский Арктический архипелаг, Большие Антильские острова, остров Ньюфаундленд, Бермудские, Багамские, Алеутские острова;

- горные системы Кордильер и Аппалачей; Великие и Центральные равнины; Миссисипская низменность; гора Мак-Кинли; вулкан Орисаба;

- Маккензи, Миссисипи с Миссури, Колорадо, Колумбия;

- Великие Американские озера, Виннипег,  Большое Соленое;

 - Канада (Оттава, Монреаль), США (Вашингтон, Нью-Йорк, Чикаго, Сан-Франциско, Лос-Анджелес), Мексика (Мехико), Куба (Гавана).

Тема «Евразия»: 

 - Таймыр, Кольский Скандинавский, Чукотский, Индостан, Индокитай, Корея;

 - Баренцево, Балтийское, Северное, Аравийское, Японское;

- Финский, Ботанический, Персидский заливы;

- проливы Карские Ворота, Босфор, Малаккский;

- острова Новая Земля, Новосибирские, Шри-Ланка, Филиппинские, Большие Зондские; - - - равнины Западно-Сибирская, Великая Китайская; плоскогорья: Восточно-Сибирское, Декан;

- горы: Альпы, Пиренеи, Карпаты, Алтай, Тянь-Шань; нагорья: Тибет, Гоби; вулкан Кракатау;

- реки: Обь с Иртышом, Лена, Амур, Амударья, Печора, Дунай, Рейн,  Хуанхэ, Янцзы, Инд, Ганг;

- озера: Каспийское, Байкал, Онежское, Ладожское, Женевское, Иссык-Куль, Балхаш, Лобнор.

ГЕОГРАФИЯ РОССИИ. 8-9 классы.

140 часов

Часть I. Природа России. 8 класс.

70 часов

РАЗДЕЛ 1. ОБЩАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ РОССИИ. 34ч.

Тема 1. Географическое положение. 3ч.

Место России на карте мира. Особенности географического положения (ГП) России.Крайние точки. Территория и акватория России (недра, континентальный шельф и экономическая зона России). Сухопутные, водные морские, воздушные границы.

Особенности географического положения Тульской области. Топонимика.

Практическая работа № 1. Определение крайних точек территории России.

Часовые пояса.

Практическая работа № 2. Решение задач на определение поясного времени.

Тема 2. Исследования территории России. 3ч.

Открытие и освоение русскими землепроходцами Европейского Севера, Западной и Восточной Сибири, Дальнего Востока. Мангазея. Остроги.

 Камчатские экспедиции. Исследования Северного Ледовитого океана, Северный морской путь. Исследования Русского географического общества. Имена географов-исследователей на карте России

История, основные этапы освоения территории Тульской области. Первооткрыватели, землепроходцы, исследователи.

Тема 3. Геологическое строение, рельеф и минеральные ресурсы. 5ч.

Шкала геологического времени. Геологическое летоисчисление. Особенности геологического строения.

Крупные тектонические формы. Движение земной коры. Районы современного горообразования, землетрясений и вулканизма.

Главные черты рельефа России, их связь со строением литосферы. Размещение крупных форм рельефа на територии России. Формирование рельефа под воздействием внутренних и внешних сил.

Закономерности размещения месторождений полезных ископаемых России. Минеральные ресурсы страны и проблемы их рационального использования. Влияние рельефа на жизнь и хозяйственную деятельность человека. Опасные природные явления.

Рельеф и полезные ископаемые Тульской области.

Практическая работа № 3. Установление связи между тектоническими структурами, формами рельефа и полезными ископаемыми.

Тема 4. Климат и погода. 8ч.

Особенности климата России. Факторы, определяющие особенности климата на территории России. Солнечная радиация и радиационный баланс.

 Закономерности распределения тепла и влаги: средние температуры января и июля, осадки, испарение, испаряемость, коэффициент увлажнения.

Практическая работа № 4. Выявление особенностей изменения средних температур января и июля, годового количества осадков и коэффициента увлажнения по территории страны с запада на восток.

Погода. Типы воздушных масс, циркуляция атмосферы (атмосферные фронты).

Циркуляция атмосферы (циклоны и антициклоны). Прогнозы погоды. Использование аэрокосмических методов изучения климатических явлений.

Практическая работа № 5. Составление прогноза погоды по синоптическим картам.  

Климатические пояса и типы климатов России. Климат и человек. Влияние климата на быт человека, его жилище, одежду, способы передвижения, здоровье.

Климат и погода и их влияние на хозяйственную деятельность людей. Опасные  и неблагоприятные климатические явления, явления погоды. Изменение климата под влиянием естественных и антропогенных факторов.

Понятие об агроклиматических ресурсах. Агроклиматическая карта. Агроклиматические ресурсы Тульской области. Практическая работа № 6. Выявление способов адаптации человека к разнообразным климатическим условиям.

Тема 5. Моря и внутренние воды. 7ч.

Моря, окружающие территорию России. Своеобразие морей России, их различия, органический мир и природно-хозяйственное значение.

Практическая работа № 7. Характеристика морей, омывающих территорию России.

Внутренние воды суши, их виды. Питание, режим, расход, годовой сток рек, ледовый режим.

Реки России. Главные речные системы России. Распределение рек по бассейнам океанов. Роль рек в освоении территории России.

Практическая работа № 8. Определение по тематическим картам режима питания, особенностей годового стока, и возможностей хозяйственного использования реки.

Важнейшие озера, их происхождение. Искусственные водоемы.    Болота. Подземные воды. Внутренние воды Тульской области.

Ледники, многолетняя мерзлота, их роль в жизни населения. Великое оледенение.

Особая роль внутренних вод в природе и хозяйстве. Водные ресурсы, неравномерность их распределения. Мелиорация.

Практическая работа № 9. Оценивание обеспеченности водными ресурсами крупных регионов России.

Опасные явления, связанные с водами (паводки, наводнения, лавины и др.), их предупреждение.

Тема 6. Почвы. 3ч.

Почва, ее состав, строение, свойства. Почвообразование. В.В. Докучаев - основоположник почвоведения.

Образование почв, их основные (зональные) типы, свойства, структура, различия в плодородии. Почвенные карты. Размещение основных типов почв на территории страны.

Почвенные ресурсы России, в т.ч. Тульской области. Чернозем. Изменения почв в процессе их хозяйственного использования, борьба с эрозией и загрязнением почв. Меры по сохранению плодородия почв.

Тема 7. Природные зоны. 5ч.

Природные и природно-территориальные комплексы. Взаимосвязь природных компонентов внутри комплекса.   Природные компоненты и их зависимость от влияния человека. Природные комплексы разных уровней. Зональные и азональные природные комплексы.

Природная зона как природный комплекс. Арктические пустыни. Тундры. Лесотундры.

Тайга. Смешанные и широколиственные леса.

Практическая работа № 10. Выявление зависимости между компонентами природы на примере одной из природных зон.

Лесостепи. Степи. Полупустыни. Пустыни. Черноморское побережье Кавказа. Высотная поясность.

Практическая работа № 11. Прогнозирование изменения одного из компонентов природно-территориального комплекса при заданном изменении другого.

Ресурсы растительного и животного мира. Особо охраняемые территории. Природные комплексы Тульской области.

РАЗДЕЛ 2. КРУПНЫЕ ПРИРОДНЫЕ РАЙОНЫ РОССИИ. 32ч.

Тема 1. Островная Арктика. 1ч.

Географические особенности мира арктических островов. Западная Арктика: Земля Франца-Иосифа, Новая Земля. Восточная Арктика: Новосибирские острова, Северная Земля, остров Врангеля.

Тема 2. Восточно-Европейская (Русская) равнина. 5ч.

Физико-географическое положение территории. Древняя платформа. Чередование возвышенностей и низменностей - характерная черта рельефа. Морено-ледниковый рельеф. Полесья и ополья. Эрозионные равнины.

Полезные ископаемые Русской равнины: железные и медно-никелевые руды Балтийского щита, КМА, Печорский каменноугольный бассейн, хибинские апатиты и др.

Климатические условия и их благоприятность для жизни человека. Западный перенос воздушных масс. Крупнейшие реки. Природная зональность на равнине.

Разнообразие почвенно-растительного покрова лесной зоны.

Практическая работа № 12. Определение по основным климатическим характеристикам (количеству солнечной радиации, количеству осадков, средним температурам января и июля) изменения климатических условий в разных частях Восточно-Европейской равнины.

Лесостепь и степь. Крупнейшие заповедники. Экологические проблемы - последствие интенсивной хозяйственной деятельности.

Тема 3. Кавказ. 3ч.

Кавказ - самый южный район страны. Особенности географического положения региона. Равнинная, предгорная и горная части региона: их природная и хозяйственная специфика. Горный рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые Кавказа.

Особенности климата региона. Современное оледенение. Основные реки, особенности питания и режима, роль в природе и хозяйстве. Почвенно-растительный покров и растительный мир. Структура высотной поясности гор.

Агроклиматические, почвенные и кормовые ресурсы. Заповедники и курорты Кавказа. Практическая работа № 13. Составление схемы высотной поясности в горах Большого Кавказа.

Тема 4. Урал. 4ч.

Урал - каменный пояс России. Освоение и изучение Урала. Пограничное положение Урала между европейской частью России и Сибирью на стыке тектонических структур и равнин.

Особенности климата Урала. Урал - водораздел крупных рек.

Различия по геологическому строению и полезным ископаемым Предуралья, Урала и Зауралья. Зональная и высотная поясность. Почвенно-растительный покров и развитие сельского хозяйства.

Уральские самоцветы. Недостаточная геологическая изученность Урала. Антропогенные изменения природы Урала. Заповедники Урала.

Практическая работа № 14. Оценка природных условий и ресурсов одной из частей Урала на основе карт атласа.

Тема 5. Западно-Сибирская равнина. 4ч.

Западная Сибирь - край уникальных богатств: крупнейший в мире нефтегазоносный бассейн. Западно-Сибирская равнина - одна из крупнейших низменностей земного шара. Молодая плита и особенности формирования рельефа.

Континентальный климат, при небольшом количестве осадков избыточное увлажнение, внутренние воды. Сильная заболоченность.

Отчетливо выраженная зональность природы от тундр до степей. Краткая характеристика зон. Зона Севера и ее значение.

Оценка природных условий для жизни и быта человека; трудность освоения природных богатств: суровая зима, многолетняя мерзлота, болота.

Практическая работа № 15. Объяснение закономерностей распространения болот на территории Западной Сибири. Описание трудностей в освоении региона, связанных с наличием заболоченных территорий.

Тема 6. Средняя Сибирь. 3ч.

Географическое положение между реками Енисеем и Леной. Древняя Сибирская платформа, представленная в рельефе Среднесибирским плоскогорьем. Преобладание плато и нагорий. Траппы и кимберлитовые трубки. Морозные формы рельефа. Месторождения золота, алмазов, медно-никелевых руд, каменного угля.

Резко континентальный климат: малое количество осадков, Сибирский (Азиатский) антициклон. Крупнейшие реки России: Лена, Енисей и их притоки. Реки - основные транспортные пути Средней Сибири; большой гидроэнергетический потенциал.

Две природные зоны: тундра и светлохвойная тайга.

Практическая работа № 16. Характеристика жизнедеятельности человека в суровых природных условиях на примере Норильска.

Тема 7. Северо-Восток Сибири. 2ч.

Географическое положение: от западных предгорий Верхоянского хребта до Чукотского нагорья на востоке. Омоложенные горы; среднегорный рельеф территории, «оловянный пояс». Резко континентальный климат с очень холодной зимой и прохладным летом. Полюс холода Северного полушария.

Определяющее значение многолетней мерзлоты для всей природы региона. Реки со снеговым питанием и половодьем в начале лета. Природные зоны: тундра и светло-хвойная тайга.

Тема 8. Горы Южной Сибири. 4ч.

Южная Сибирь - рудная кладовая страны. Разнообразие тектонического строения и рельефа. Складчато-глыбовые средневысотные горы и межгорные котловины, тектонические озера. Байкал. Экологические проблемы Байкала. Области землетрясений.

Богатство рудными ископаемыми магматического происхождения.

Практическая работа № 17. Выявление зависимости между тектоническим строением, рельефом и размещением полезных ископаемых на примере железорудных месторождений Алтая.

Контрастность климатических условий.

Высотная поясность. Степи Забайкалья. Агроклиматические ресурсы.

Тема 9. Дальний Восток. 5ч.

Дальний Восток - край, где север встречается с югом. Геология и тектоника территории. Современный вулканизм Камчатки и Курил.

Муссонный климат Тихоокеанского побережья. Климатические контрасты севера и юга. Практическая работа № 18. Оценка основных климатических показателей для характеристики условий жизни и хозяйственной деятельности населения на примере Приморья.

Большая густота и полноводность речной сети. Паводки и наводнения. Гидроресурсы и ГЭС. Влияние приморского положения на смещение границ природных зон к югу.

Гигантизм растений. Характеристика тундры и лесной зоны. Уссурийская тайга - уникальный природный комплекс.

Заповедники Дальнего Востока.

РАЗДЕЛ 3. ПРИРОДА И ЧЕЛОВЕК. 3ч.

Влияние природы на человека: природные ресурсы, благоприятные и неблагоприятные природные условия, стихийные бедствия, рекреационное значение природных условий. Влияние человека на природу: использование природных ресурсов, выброс отходов, изменение природных ландшафтов, создание природоохранных территорий.

Роль географии в современном мире. Географические прогнозы. Задачи современной географии.

Проблемы охраны природы на территории Тульской области.

Практическая работа № 19. Описание результатов наблюдения за природными компонентами, географическими объектами, процессами и явлениями Тульской области.

Повторение изученного в курсе. 2ч.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ 8 класса

В результате изучения географии ученик должен

1. Знать (понимать):

 - географические особенности природных регионов России; основные географические объекты;

 - причины, обуславливающие разнообразие природы нашей Родины;

 - связи между географическим положением, природными условиями и хозяйственными особенностями отдельных регионов страны;

 - факторы размещения основных отраслей хозяйства России;

 - основные отрасли хозяйства России, географию их размещения;

 - крупнейшие городские агломерации нашей страны;

 - причины возникновения геоэкологических проблем, а также меры по их предотвращению;

 - географию народов населяющих нашу страну;

2. Уметь:

 - давать характеристики крупных регионов нашей страны, в том числе с использованием карт атласа;

 - приводить примеры рационального природопользования; прогнозировать изменения природных объектов в результате хозяйственной деятельности человека;

 - объяснять особенности хозяйства регионов России и их экономические связи.

ЧАСТЬ II. НАСЕЛЕНИЕ И ХОЗЯЙСТВО РОССИИ. 9 класс

70 часов.

Введение. Экономическая и социальная география. 1ч.

Предмет экономической и социальной географии. Хозяйственный комплекс - главный объект исследования экономической географии. Различия между природным и хозяйственным комплексом.

ОБЩИЙ ОБЗОР РОССИИ. 39ч.

Россия на карте мира. Природные условия и ресурсы России. 10ч.

Формирование территории России. Исторические города России. Время образования городов как отражение территориальных изменений. Направления роста территории России в XIV—XIX вв. Изменения территории России в XX в. СССР и его распад. Содружество Независимых Государств.

Экономико-географическое положение. Факторы ЭГП России: огромная территория, ограниченность выхода к морям Мирового океана, большое число стран-соседей. Плюсы и минусы географического положения страны. Политико-географическое положение России. Распад СССР как фактор изменения экономики и политико-географического положения страны.

Практическая работа № 1. Нанесение на контурную карту соседних с Россией стран.

Административно-территориальное деление России и его эволюция. Россия - федеративное государство. Субъекты РФ. Территориальные и национальные образования в составе РФ. Федеральные округа.

Практическая работа № 2. Нанесение на контурную карту национально-территориальных образований и краев.

Экономико-географическое районирование. Принципы районирования: однородность и многоуровневость. Специализация хозяйства - основа экономического районирования. Отрасли специализации. Вспомогательные и обслуживающие отрасли. Экономические районы, регионы и зоны. Сетка экономических районов России.

Практическая работа № 3. Определение мест пересечения государственной границы крупными автомобильными и железными дорогами, трубопроводами и водными путями.

Природные условия. Их прямое и косвенное влияние. Адаптация человека к природным условиям - биологическая и небиологическая. Связь небиологической адаптации с уровнем развития цивилизации. Хозяйственный потенциал природных условий России. Комфортность природных условий России. Зона Крайнего Севера.

Природные ресурсы. Влияние природных ресурсов на хозяйственную специализацию территорий. Минеральные ресурсы России и основные черты их размещения. Водные ресурсы и их значение в хозяйственной жизни. Почва и почвенные ресурсы. Агроклиматические условия. Нечерноземье. Лесные ресурсы. Лесоизбыточные и лесодефицитные районы. Рекреационные ресурсы и перспективы их освоения. Объекты Всемирного наследия на территории России.

Взаимодействие природы и населения. Влияние промышленности, сельского хозяйства и транспорта на природные комплексы. «Чистые» и «грязные» отрасли. Экологические проблемы. Зоны экологического бедствия. Экологические катастрофы.

 Население России. 8ч.

Демография. Переписи населения. Численность населения России и ее динамика. Естественный прирост населения. Воспроизводство населения. Традиционный и современный тип воспроизводства. Демографические кризисы. Демографическая ситуация в современной России.

Плотность населения. Две зоны расселения и их характеристики.  

Практическая работа № 4. Определение по статистическим данным плотности населения отдельных субъектов Федерации.

Миграции населения и их причины. Внутренние и внешние миграции в России. Вынужденные переселенцы, беженцы. Миграционные волны.

Расселение и его формы. Города России. Урбанизация. Уровень урбанизации субъектов Федерации. Функции городских поселений и виды городов. Городские агломерации.

Народы России. Языковая классификация народов. Языковые семьи и группы. Религиозный состав населения России. Распространение основных религий на территории России. Этнорелигиозные конфликты и возможные пути их решения.

Практическая работа № 5. Составление таблицы «Народы России, не имеющие национально-территориальных образований в составе страны».

Половозрастная структура населения. Трудовые ресурсы России. Рынок труда. Безработица в России.

Особенности населения Тульской области.

 Хозяйство России. 21ч.

Национальная экономика. Понятие о предприятиях материальной и нематериальной сферы. Отрасли хозяйства. Три сектора национальной экономики. Отраслевая структура экономики. Межотраслевые комплексы.

Факторы размещения производства. Сырьевой, топливный, водный, трудовой, потребительский, транспортный и экологический факторы.

Практическая работа № 6. Выбор места для строительства предприятия на основе знания факторов размещения производства.

Топливно-энергетический комплекс. Нефтяная и газовая промышленность. Нефтегазовые базы России. Их хозяйственная оценка.

Топливно-энергетический комплекс. Угольная промышленность. Угольные бассейны России. Их хозяйственная оценка. Проблемы и перспективы угольной промышленности Тульской области.

Практическая работа № 7. Сравнительная характеристика двух или нескольких угольных бассейнов страны.

Электроэнергетика. Гидравлические, тепловые и атомные электростанции и их виды. Крупнейшие каскады ГЭС. Альтернативная энергетика. Единая энергосистема России. Электроэнергетика Тульской области.

Металлургический комплекс. Черная металлургия. Особенности организации производства: концентрация и комбинирование. Комбинат полного цикла. Факторы размещения отрасли. Металлургические базы России. Черная металлургия Тульской области.

Практическая работа № 8. Составление характеристики одной из металлургических баз на основе карт и статистических данных.

Металлургический комплекс. Цветная металлургия. Размещение основных отраслей цветной металлургии.

Практическая работа № 9. Определение по картам главных факторов и районов размещения алюминиевой промышленности.

Машиностроение. Отрасли машиностроения и факторы их размещения. Тяжелое, сельскохозяйственное, тракторостроение, станкостроение, энергетическое машиностроение.

Машиностроение. Отрасли машиностроения и факторы их размещения. Транспортное. Военно-промышленный комплекс. Машиностроение Тульской области.

Практическая работа № 10. Определение по картам основных центров размещения металлоемкого и трудоемкого машиностроения.

Химическая промышленность. Сырьевая база и отрасли химической промышленности. Горная химия, основная химия, химия органического синтеза и факторы их размещения. Химическая промышленность Тульской области.

Лесная промышленность. Отрасли лесной промышленности: лесозаготовка, деревообработка, целлюлозно-бумажная промышленность и лесная химия. Лесопромышленные комплексы.

Агропромышленный комплекс и его звенья. Сельское хозяйство. Отрасли растениеводства и их размещение по территории России.

Отрасли животноводства и их размещение по территории России.

Зональная организация сельского хозяйства. Пригородный тип сельского хозяйства. Практическая работа № 11. Определение по картам особенностей зональной специализации сельского хозяйства.

Отрасли легкой и пищевой промышленности и факторы их размещения, в т.ч. В Тульской области.

Транспорт и его роль в национальной экономике. Виды транспорта: железнодорожный, автомобильный, трубопроводный, водный и воздушный. Достоинства и недостатки различных видов транспорта. Транспортная сеть и ее элементы. Транспорт Тульской области.

Отрасли нематериальной сферы. Сфера услуг и ее география, в том числе и в Тульской области.

Обобщение знаний по теме "Хозяйство России".

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ РАЙОНЫ РОССИИ. 18 ч.

Северный экономический район, его географическое положение, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Единственный сырьевой район Западной зоны. Русский Север - самый большой по площади район ЕТР. Топливные и энергетические ресурсы - основа хозяйства района. Мурманск - морские ворота страны.

Практическая работа № 12. Составление схемы внешних производственно-территориальных связей Северного экономического района

Северо-Западный экономический район, его географическое положение, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Северо-Запад - транзитный район между Россией и Европой. Бедность природными ресурсами. Выгодное географическое положение - главный фактор развития промышленности района. Опора на привозное сырье. Машиностроение - ведущая отрасль промышленности района. Санкт-Петербург - многофункциональный центр района.

Калининградская область - самая западная территория России.

Центральный экономический район, его географическое положение, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Исторический, экономический, культурный и административный центр страны. Ограниченные природные ресурсы. Ключевая роль машиностроения. Старейший центр текстильной промышленности.

Практическая работа № 13. Сравнение экономико-географического положения и ресурсов Северо-Западного и Центрального районов

Практическая работа № 14. Экономико-географическая характеристика территории  Тульской области по типовому плану.

Центрально-Черноземный экономический район, его географическое положение, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Ведущая роль природных ресурсов в развитии хозяйства района. ЦЧР - один из крупнейших сельскохозяйственных районов России.

Волго-Вятский экономический район, его географическое положение, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Выгодность экономико-географического положения. Высококвалифицированные трудовые ресурсы района. Крупнейший центр автомобилестроения страны. Нижегородская агломерация - экономическое ядро района.

Северо-Кавказский экономический район, его географическое положение, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Один из крупнейших по числу жителей и в то же время наименее урбанизированный район страны. Агроклиматические и рекреационные ресурсы. Выдающаяся роль сельского хозяйства и рекреационного хозяйства.

Практическая работа № 15. Анализ перспектив развития рекреационного хозяйства Северного Кавказа.

Поволжский экономический район, его географическое положение, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Крупный нефтегазоносный район. Благоприятные условия для развития сельского хозяйства. Высокая обеспеченность трудовыми ресурсами. «Автомобильный цех» страны. Нефтяная, газовая и химическая промышленность. Волго-Камский каскад ГХ. Энергоемкие отрасли.

Уральский экономический район, его географическое положение, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Выгодное транзитное положение и богатые минеральные ресурсы. Старый промышленный район. Уральская металлургическая база; центр тяжелого машиностроения.

Западно-Сибирский экономический район, его географическое положение, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Главное богатство - огромные запасы нефти, газа и каменного угля. Ведущая роль топливно-энергетической промышленности. Черная металлургия Кузбасса.

Восточно-Сибирский экономический район, его географическое положение, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Суровые природные условия и богатые природные ресурсы района. Огромные водные ресурсы Байкала и крупных рек. Ангаро-Енисейский каскад ГЭС - крупнейший производитель электроэнергии в стране. Перспективы развития энергоемких отраслей.

Практическая работа № 16. Сравнение хозяйственной специализации Западно-Сибирского и Восточно-Сибирского экономических районов.

Дальневосточный экономический район, его географическое положение, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Самый большой по площади экономический район страны. Благоприятное приморское положение, крайне слабая освоенность, удаленность от развитой части страны. Специализация - вывоз леса, рыбы, руд цветных металлов, золота, алмазов.

Обобщение знаний по теме "Экономические районы России".

СТРАНЫ БЛИЖНЕГО ЗАРУБЕЖЬЯ. 8ч.

Страны Европейского Запада. Страны Балтии - Эстония, Латвия и Литва - небольшие государства с ограниченными природными ресурсами. Ключевая роль отраслей неметаллоемкого машиностроения.

Белоруссия. Ее транзитное положение между Россией и зарубежной Европой. Специализации на транспортном машиностроении и химической промышленности. Общие для стран Европейского Запада черты экономики: легкая и пищевая промышленность, животноводческая специализация сельского хозяйства.

Страны Европейского Юга. Богатые природные ресурсы и благоприятные условия - основа экономики Украины. Многоотраслевая промышленность Украины. Ведущая роль металлургии, машиностроения и химической промышленности. Украина - крупнейший производитель зерна в ближнем зарубежье.

Агроклиматические ресурсы - основа сельскохозяйственной специализации Молдовы.

Страны Закавказья. Южное положение и преобладание горного рельефа. Ограниченный набор минеральных ресурсов. Сельское хозяйство - основа экономики Грузии. Точное машиностроение и цветная металлургия - хозяйственная специализация Армении. Нефтегазовый комплекс Азербайджана.

Страны Азиатского Юга. Казахстан - страна-гигант. Рудные и топливные ресурсы - база для металлургии и нефтегазовой промышленности. Доминирующая роль черной и цветной металлургии. Природные условия, определяющие сельскохозяйственную специфику разных частей страны.

Четыре среднеазиатские республики: черты сходства и различия. Преобладание сельского хозяйства: хлопководства, шелководства, садоводства и виноградарства.

Практическая работа № 17. Составление схемы внешних производственно-территориальных связей между странами ближнего зарубежья и Россией.

Заключение. Место России в хозяйственной системе современного мира. 1ч.

Развитие хозяйственного комплекса России и изменение ее экономического значения на международном уровне.

Повторение изученного в курсе. 3ч.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ 9 класса

В результате изучения географии ученик должен

1. Знать (понимать):

– географические особенности природных регионов России; основные географические объекты;

– причины, обуславливающие разнообразие природы нашей Родины;

– связи между географическим положением, природными условиями и хозяйственными особенностями отдельных регионов страны;

– факторы размещения основных отраслей хозяйства России;

– основные отрасли хозяйства России, географию их размещения;

– крупнейшие городские агломерации нашей страны;

– причины возникновения геоэкологических проблем, а также меры по их предотвращению;

–географию народов, населяющих нашу страну.

2. Уметь:

– давать характеристики крупных регионов нашей страны, в том числе с использованием карт атласа;

– приводить примеры рационального природопользования; прогнозировать изменения природных объектов в результате хозяйственной деятельности человека;

– объяснять особенности хозяйства регионов России и их экономические связи.

Географическая номенклатура

Крайние точки: мыс Флигели, мыс Челюскин, гора Базардюзю, Куршская коса.

Моря: Баренцево, Белое, Лаптевых, Карское, Восточно-Сибирское, Чукотское, Берингово, Охотское, Японское, Балтийское, Черное, Азовское, Каспийское море-озеро.

Заливы: Гданьский, Финский, Кандалакшский, Онежская губа, Байдарацкая губа, Обская губа, Енисейский, Пенжинская губа, Петра Великого.

Проливы: Лаперуза, Кунаширский, Керченский, Берингов, Татарский.

Острова: Земля Франца Иосифа, Новая Земля, Новосибирские, Северная Земля, Врангеля, Сахалин, Курильские, Соловецкие, Колгуев, Вайгач, Кижи, Валаам, Командорские.

Полуострова: Камчатка, Ямал, Таймыр, Кольский, Канин, Рыбачий, Таманский, Гыданский, Чукотский.

Реки: Волга, Дон, Обь, Иртыш, Лена, Енисей, Ангара, Яна, Индигирка, Колыма, Анадырь, Амур, Зея, Бурея, Шилка, Аргунь, Северная Двина, Печора, Онега, Мезень, Ока, Вятка, Кама, Нева, Кубань, Кума, Терек, Урал, Белая, Чусовая, Исеть, Бия, Катунь, Тобол, Ишим, Пур, Таз, Нижняя Тунгуска, Подкаменная Тунгуска, Вилюй, Алдан, Хатанга, Селенга, Оленек, Уссури, Камчатка.

Озера: Чудское, Онежское, Ладожское, Байкал, Таймыр, Телецкое, Селигер, Имандра, Псковское, Ильмень, Плещеево, Эльтон, Баскунчак, Кулундинское, Чаны, Ханка.

Водохранилища: Куйбышевское, Рыбинское, Братское, Волгоградское, Цимлянское, Вилюйское, Зейское, Горьковское.

Каналы: Беломорско-Балтийский, Мариинская система, Волго-Балтийский, им. Москвы, Волго-Донской.

Горы: Хибины, Большой Кавказ, Казбек, Эльбрус, Урал, Народная, Ямантау, Магнитная, Качканар, Алтай, Белуха, Салаирский кряж, Кузнецкий Алатау, Западный и Восточный Саян, Бырранга, Енисейский кряж, Становое нагорье, Алданское нагорье, Витимское плоскогорье, Становой хребет, Верхоянский хребет, хребет Черского, Чукотское нагорье, Джугджур, Сихотэ-Алинь, Ключевская Сопка, Авачинская Сопка, Шивелуч.

Возвышенности: Среднерусская, Приволжская, Среднесибирское плоскогорье, плато Путорана, Тиманский кряж, Северные Увалы, Валдайская, Ставропольская, Сибирские Увалы.

Равнины: Восточно-Европейская (Русская), Западно-Сибирская, Окско-Донская, Ишимская, Барабинская, Зейско-Буреинская, Центрально-Якутская.

Низменности: Яно-Индигирская, Колымская, Средне-Амурская, Кумо-Манычская впадина, Прикаспийская, Печорская, Мещерская, Окско-Донская, Прикубанская, Кузнецкая котловина, Северо-Сибирская, Минусинская, Тувинская котловины.

Заповедники и другие охраняемые территории: Астраханский, Баргузинский, Кандалакшский, Галичья Гора, Кедровая Падь, Приокско-Террасный, Лапландский, Дарвинский, Самарская Лука, Тебердинский, Печоро-Илычский, Башкирский, Ильменский, Алтайский, Таймырский, Долина гейзеров, Ленские Столбы, Усть-Ленский, Кроноцкий, Остров Врангеля, Дальневосточный морской.

Месторождения: Печорский угольный бассейн, Курская магнитная аномалия, Подмосковный буроугольный бассейн, Баскунчак (соли), Западно-Сибирский нефтегазоносный бассейн, Кузбасс, Горная Шория (железные руды), Донбасс, Хибины (апатиты), Канско-Ачинский, Ленский, Тунгусский, Южно-Якутский угольные бассейны, Удоканское (медь), Алдан и Бодайбо (золото), Мирный (алмазы).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по географии для 7 го класса.

Рабочая программа по учебнику География материков и океанов...

рабочая программа по географии Вологодской области 8 класс

Рабочая программа курса «География Вологодской области» разработана на основе регионального образовательного стандарта «География Вологодской области». Она соответствует содержанию раздела «География ...

Рабочая программа по географии для учащихся 6 классов специального (коррекционного) класса VIII вида

      География как учебный предмет в специальной (коррекционной) школе VIII вида имеет большое значение для всестороннего развития учащихся со сниженной мотивацией к познанию. И...

Рабочая программа по географии России для 8 класса к учебнику И.И.Бариновой "География. Природа России" 2014 года издания

Рабочая программа по географии России для 8 класса к учебнику И.И.Бариновой "География. Природа России" 2014 года издания ( издательство "Дрофа") представляет собой пояснительную записку и календарное...

Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение" 5 - 6 классы О. А. Климанова, В.В. Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А. Климановой. – М.: Дрофа, 2019."География. Землеведение. 5-6 классы" ФГОС".

Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение"5-6 классы О.А.Климанова, В.В.Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А.Климановой. - М.; Дрофа 2019 г....