Главные вкладки

    Рабочая программа по географии 7 класс
    рабочая программа по географии (7 класс) по теме

    Королева Светлана Викторовна

    Рабочая программа предназначена для учителей общеобразовательной школы.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon 7_klas_poyasnitelnaya_zapiska.doc150 КБ
    Microsoft Office document icon ktp_-_7_klass.doc275.5 КБ

    Предварительный просмотр:

      Пояснительная записка к рабочей программе по географии.

                               Ступень обучения - основное общее образование.

                                Класс- 7.

    Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (Приказ Министерства образования РФ №1089 от 05. 03. 2004 года «Об утверждении Федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»), требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, на основе примерной программы по географии, учебника : Коринская В.А., Душина И.В., Щенёв В.А. География материков и океанов. 7 класс. М.: Дрофа,-2011.-319С., в соответствии с обязательным минимумом содержания основных образовательных программ.

    Курс географии материков и океанов - это второй по счёту школьный курс географии. Этот предмет входит в образовательную область «Общественно-научные предметы». Курс географии материков и океанов формирует у учащихся систему комплексных социально ориентированных знаний о Земле как планете людей, о закономерностях развития природы, размещении населения, об особенностях, о динамике и территориальных следствиях главных природных, экологических, социально-экономических и иных процессов, протекающих в географическом пространстве, проблемах взаимодействия общества и природы, об адаптации человека к географическим условиям проживания, о географических подходах к устойчивому развитию территорий.

                                                         

    Содержание программы

    ВВЕДЕНИЕ (4 ч)

    Что изучают в курсе «География материков и океанов». Возрастающая зависимость состояния природы Земли от деятельности человека. Практическое значение географических знаний.

    Как люди открывали и изучали Землю. Основные этапы накопления знаний о Земле, ее природе и населении. Современные географические исследования.

    Карты материков и океанов, их различия по охвату территории, масштабу и содержанию.

    Практические работы.

    1. Обучение простейшим приемам работы с источниками географической информации (картами, справочниками, словарями и др.); составление по ним летописей наиболее важных (с позиций школьников) путешествий в разные исторические эпохи.

    2. Определение по картам и глобусу расстояний между точками в градусах и километрах, координат различных точек.

    Раздел I. Главные особенности природы Земли (9 ч)

    Тема1. ЛИТОСФЕРА И РЕЛЬЕФ ЗЕМЛИ

    Гипотезы и теории происхождения выступов материков и впадин океанов. Материковая и океаническая земная кора. Плиты литосферы. Карта строения земной коры, способы ее чтения. Сейсмические пояса Земли.

    Рельеф земной поверхности. Разнообразие рельефа как результат взаимодействия внутренних и внешних рельефообразующих процессов. Закономерности размещения крупных форм рельефа.

    Практическая работа.

    Определение по карте направлений передвижения литосферных плит и предположение об изменении расположения материков и океанов через миллионы лет (на основе теории тектоники плит).

    Тема 2. АТМОСФЕРА И КЛИМАТЫ ЗЕМЛИ

    Распределение температуры воздуха, поясов атмосферного давления и осадков на Земле. Климатическая карта. Климатообразующие факторы. Воздушные массы. Климатические пояса Земли.

    Практическая работа.

    Сравнительное описание по климатической карте основных показателей климата двух климатических поясов (по выбору учащихся).

    Тема 3. ГИДРОСФЕРА. МИРОВОЙ ОКЕАН - ГЛАВНАЯ ЧАСТЬ ГИДРОСФЕРЫ

    Роль океана в жизни Земли. Происхождение вод Мирового океана. Соотношение вод суши и Мирового океана. Свойства океанических вод. Водные массы. Схема поверхностных течений в океане.  Льды. Жизнь в океане. Взаимодействие океана с атмосферой и сушей.

    Практическая работа.

    Выделение на карте побережий и шельфа как особых территориально-аквальных природных комплексов.

    Тема 4. ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ОБОЛОЧКА

    Строение и свойства географической оболочки. Круговорот веществ и энергии. Роль живых организмов в формировании природы.

    Природные комплексы суши и океана, их строение и разнообразие.

    Природная зональность. Широтная зональность. Высотная поясность. Карта природных зон.

    Практическая работа.

    Анализ схем круговоротов веществ и энергии.

    Тема 5. ОСВОЕНИЕ ЗЕМЛИ ЧЕЛОВЕКОМ. СТРАНЫ МИРА

    Расселение человека по материкам. Главные области расселения. Карта народов и плотности населения. Основные виды хозяйственной деятельности, их влияние на природные комплексы. Комплексные карты. Страны мира, их группировка по различным признакам.

    Практическая работа.

    Обозначение на контурной карте ареалов высокой плотности населения, направлений миграций людей в прошлом и в настоящее время.

    Раздел II. Океаны и материки (52 ч)

    Тема 1. ОКЕАНЫ: ТИХИЙ, ИНДИЙСКИЙ, АТЛАНТИЧЕСКИЙ, СЕВЕРНЫЙ ЛЕДОВИТЫЙ

    Географическое положение. Краткая история исследования каждого из океанов. Особенности природы, виды хозяйственной деятельности в каждом из океанов. Влияние хозяйственной деятельности человека на природу океанов.        

    Практические работы.

    1. Изображение на контурной карте шельфовых зон океанов и видов хозяйственной деятельности на них, а также маршрутов научных, производственных, рекреационных экспедиций по акваториям одного из океанов (по выбору).

    2. Сравнительная характеристика природы двух океанов (по выбору).        

    Тема 2. ЮЖНЫЕ МАТЕРИКИ

    Географическое положение. Общие особенности географического положения. Общие черты рельефа климата и внутренних вод. Сходство в расположении природных зон. Карта почв мира.

    Тема 3. АФРИКА

    Географическое положение. Океаны и моря у берегов Африки; их влияние на природу материка. История исследования.

    Особенности природы. Рельеф материка. Формирование рельефа под влиянием внутренних и внешних процессов. Размещение месторождений полезных ископаемых.

    Климат. Распределение температуры воздуха, атмосферного давления, осадков. Климатические пояса и типичные для них погоды.

    Внутренние воды, их зависимость от рельефа и климата. Основные речные системы. Озера. Значение рек и озер в жизни населения.

    Природные зоны. Почвы природных зон, характерные представители растительного и животного мира зон. Заповедники и национальные парки.

    Природные богатства Африки и их использование. Стихийные природные явления.

    Практические работы.

    1. Определение географических координат крайних точек, протяженности материка с севера на юг в градусах и километрах. Определение географического положения материка.

    2. Обозначение на контурной карте крупных форм рельефа и месторождении полезных ископаемых.

    3. Оценивание климатических условий жизни одного из народов на основе сопоставления ареала его распространения с данными климатограмм и описанием климата этого района.

        4. Определение причин разнообразия природных зон материка.

    Народы и страны. Гипотеза об африканском хождении  человека. Разнообразие расового и  этнического состава населения материка. Размещение населения в связи с историей заселения и природными условиями. Колониальное прошлое Африки. Современная политическая карта. Деление материка на крупные регионы: Северная Африка (Египет, Алжир), Западная и Центральная Африка (Нигерия), Восточная Африка (Эфиопия), Южная Африка (Южно-Африканская Республика).

    Состав территории и страны региона. Общие черты и особенности природы, природные богатства. Различия между странами, входящими в регион. Главные особенности населения: язык, быт (тип жилища, национальная одежда, пища, традиции народов), религия.

    Основные виды хозяйственной деятельности, изменения в природе в результате этой деятельности.

    Крупные города, столицы, культурно-исторические центры стран региона.

    Практическая работа.

    Описание по картам атласа природных условий, населения и хозяйственной жизни одной из африканских стран.

    Тема 4. АВСТРАЛИЯ И ОКЕАНИЯ

    Австралия. Географическое положение. Океаны и моря у берегов Австралии, их влияние на природу материка. История открытия.

    Особенности компонентов природы континента (рельеф и полезные ископаемые, климат, внутренние воды, своеобразие органического мира). Природные зоны материка, их размещение в зависимости от климата. Природные богатства. Изменение природы человеком. Меры по охране природы.

    Население Австралии. Особенности материальной и духовной культуры аборигенов и англо-австралийцев.

    Австралийский Союз. Виды хозяйственной деятельности и их различия в Северной, Центральной, Западной и Восточной Австралии.

    Океания. Географическое положение. Из истории открытия и исследования. Особенности природы в зависимости от происхождения островов и их географического положения. Заселение Океании человеком и изменение им природы островов. Современные народы и страны Океании.

    Практические работы.

    1. Сравнение географического положения Австралии и Африки; определение черт сходства и различия основных компонентов природы этих континентов.

    2. Обоснование причин современного распространения коренного населения Австралии на основе сравнения природных условий и хозяйственной деятельности населения.

    Тема 5. ЮЖНАЯ АМЕРИКА

    Географическое положение, размеры, очертания материка. Влияние океанов, омывающих материк, на его природу. История открытия и исследования материка.

    Особенности природы. Строение поверхности, закономерности размещения крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых в зависимости от строения земной коры. Проявление рельефообразующих процессов в настоящее время.

    Климат и факторы его формирования. Климатические пояса и типичные для них погоды. Внутренние воды. Характер течения и режима рек. Амазонка — величайшая река планеты.

    Своеобразие органического мира континента. Природные зоны, характерные представители растительного и животного мира, почвы природных зон. Высотная зональность в Андах. Степень изменения природы человеком. Природные богатства и их использование в хозяйственной деятельности населения. Заповедники материка. Стихийные природные явления. Проблемы Амазонии.

    Практические работы.

    1. Определение сходства и различий в рельефе Африки и Южной Америки.     2. Сравнительное описание крупных речных систем Южной Америки и Африки (по выбору). Оценивание возможностей и трудностей хозяйственного освоения бассейнов этих рек.

    Народы и страны. История заселения материка. Коренное и пришлое население. Сложность и разнообразие расового и этнического состава населения континента. Особенности размещения населения. Колониальное прошлое материка и современная политическая карта.

    Деление континента на крупные части: Восточная часть и Андийская область. Крупные страны каждого из регионов. Особенности географического положения (Бразилии, Аргентины, Перу), их природы и природных богатств. Население этих стран, основные виды хозяйственной деятельности.

    Практическая работа.

    Составление описания природы, населения и его хозяйственной деятельности одной из стран материка (по выбору).

    Тема 6. АНТАРКТИДА

    Географическое положение. Арктика и Антарктика. Открытие и исследование Антарктиды. Особенности природы: ледниковый покров, подледный рельеф, климат, органический мир. Современные исследования Антарктики.

    Практическая работа.

    Сравнение природы Арктики и Антарктики; защита проектов практического использования Антарктиды или Северного Ледовитого океана в различных областях человеческой деятельности.

    Тема 7. СЕВЕРНЫЕ МАТЕРИКИ

    Общие особенности географического положения и природы материков (общие черты рельефа, древнее оледенение, общее в климате и природных зонах).

    Тема 8. СЕВЕРНАЯ АМЕРИКА

    Географическое положение, размеры, очертания и омывающие континент океаны; их влияние на природу материка. Открытие и исследование Северной Америки.

    Особенности природы. Строение поверхности континента в связи с историей его формирования, роль оледенения в формировании рельефа. Закономерности размещения месторождений полезных ископаемых.

    Факторы формирования климата. Влияние  на климат состояния подстилающей поверхности.  Климатические пояса и типичная для них погода.

    Основные речные и озерные системы. Характер течения и режим рек.        

    Особенности проявления зональности на материке; основные черты природы зон тундры, тайги, смешанных и широколиственных лесов, степей. Высотная поясность в Кордильерах. Заповедники и национальные парки.

    Природные богатства материка. Степень изменения природы человеком.

    Практическая работа.

    Сравнение климата отдельных частей материка, расположенных в одном климатическом поясе, оценка климатических условий для жизни и хозяйственной деятельности населения.

    Народы и страны. Этапы заселения континента. Основные народы. Особенности размещения населения. Формирование политической карты. Страны Северной Америки. Краткая характеристика Канады и США.

    Практическая работа.

    Составление проекта возможного путешествия по одной из стран континента с обоснованием его целей, оформлением картосхемы маршрута, описанием современных ландшафтов и различий в характере освоения территории по линии следования.

    Тема 9. ЕВРАЗИЯ

    Географическое положение материка, его размеры и очертания. Океаны и моря у берегов континента, их влияние на природу величайшего массива суши. Отечественные имена на карте Евразии.

    Особенности природы. Рельеф Евразии и его отличия от рельефа других материков. Этапы формирования рельефа. Основные формы рельефа. Закономерности размещения месторождений полезных ископаемых.

    Климаты Евразии в сравнении с климатами Северной Америки. Климатообразующие факторы и их воздействие на распределение температуры воздуха, атмосферного давления и осадков. Разнообразие климатов, климатические пояса и типичные для них погоды. Влияние климата на хозяйственную деятельность населения.

    Внутренние воды, распределение их по территории в зависимости от рельефа и климата. Крупнейшие речные и озерные системы. Современное оледенение, многолетняя мерзлота. Изменение состояния водоемов под влиянием хозяйственной деятельности.

    Проявление на материке широтной зональности и высотной поясности. Природные зоны Евразии (в сравнении с зонами Северной Америки). Особенности природы зон континента. Высотные пояса в Альпах и Гималаях. Изменение природы материка под влиянием хозяйственной деятельности. Современные антропогенные природные комплексы. Крупнейшие заповедники.

    Практические работы.

    1. Сравнение климата Евразии с климатом Северной Америки; определение типов климата Евразии по климатограммам, оценивание климатических условий для жизни людей и их хозяйственной деятельности.

    2. Сравнение природных зон по 40-й параллели в Евразии и Северной Америке, выявление черт сходства и различия в чередовании зон, в степени их антропогенного изменения.

    Народы и страны. Расовый и этнический состав населения. Крупнейшие народы Евразии. Неравномерность размещения населения: исторические и природные причины, ее обусловливающие. Этапы формирования политической карты континента. Современная политическая карта Евразии.

    Крупные регионы Евразии и входящие в их состав страны. Общие черты природы и природных богатств всего региона и отдельных стран. Главные особенности населения (язык, быт, традиции).

    Основные виды хозяйственной деятельности по использованию природных богатств суши и прилегающих акваторий. Территории с опасной экологической обстановкой.

    Зарубежная Европа. Страны Северной Европы. Страны Западной Европы (Великобритания, Франция, Германия).

    Страны Восточной Европы. Страны Южной  Европы (Италия).        

    Зарубежная Азия. Страны Юго-Западной Азии, страны Центральной Азии. Страны Восточной Азии (Китай, Япония).        

    Страны Южной Азии (Индия). Страны Юго-Вточной Азии (Индонезия).        

    Практические работы.

    1. Обозначение на контурной
    карте стран, сгруппированных по различным признакам.
    2. Составление по картам и другим источникам описания
    одной из стран Зарубежной Европы или Зарубежной
    Азии.        

    Раздел III. Географическая оболочка — наш дом (3 ч)

    Тема 1. ЗАКОНОМЕРНОСТИ ГЕОГРАФИЧЕСКОЙ ОБОЛОЧКИ

    Важнейшие закономерности географической оболочки. Исторические и современные факторы формирования природных комплексов.

    Тема 2. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПРИРОДЫ И ОБЩЕСТВА

    Значение природных богатств для человека. Виды природных богатств. Влияние природы на условия жизни людей. Изменение природы хозяйственной деятельностью населения. Необходимость международного сотрудничества в использовании природы и ее охране.

    Практические работы.

    1. Работа на местности по выявлению природных комплексов, образование которых обусловлено различиями в строении рельефа, в получении тепла и влаги, а также степени антропогенного воздействия.

    2. Составление простейшего плана местности, на котором изучаются природные комплексы.

    Рабочая программа разработана на основе программы для общеобразовательных учреждений 6 – 11 классы. География  материков и океанов. 7 класс. Автор  И.В.Душина. Москва. Дрофа. 2011 год.

    Цели данной рабочей программы :

    - создать у учащихся целостное представление о Земле как планете людей, раскрыть разнообразие её природы и населения, ознакомить их со странами и народами;

    - сформировать необходимый минимум базовых знаний и представлений страноведческого характера, необходимых каждому человеку нашей эпохи;

    - раскрыть закономерности землеведческого характера, с тем чтобы школьники в разнообразии природы, населения и его хозяйственной деятельности увидели единство, определённый порядок, связь явлений, что будет воспитывать убеждение в необходимости бережного отношения к природе, международного сотрудничества в решении проблем окружающей среды на базе знаний о роли природных условий в жизни людей.

    Задачи данной рабочей программы, сформулированные в соответствии с государственным образовательным стандартом :

    1. Образовательные : формирование системы географических знаний как компонента научной картины мира; познание на  конкретных примерах многообразия  современного географического пространства на разных его уровнях ( от локального до глобального), что позволяет сформировать географическую картину мира..

    2. Развивающие:  развитие познавательных интересов, познания характера, сущности и динамики главных природных, экологических и иных процессов; развитие аналитического мышления, умения делать выводы, доказывать, защищать свои идеи,

     применение географических знаний для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов; развитие умений использовать ИКТ для поиска, интерпретации, демонстрации различных географических данных.

    Воспитательные : воспитание любви к своей местности, природе; формирование навыков и умений безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде; воспитании у учащихся понимания общественной потребности в географических знаниях.

    Изменения, внесённые в авторскую учебную программу:

    Тема программы

    Количество часов в авторской программе

    Количество часов в рабочей программе, их обоснование

    Введение

    4

    4

    Раздел 1. Главные особенности природы Земли.


    9


    9

    Раздел 2. Океаны и материки.

    52

    52

    Раздел 3. Географическая оболочка – наш дом.

    3

    5 (2 часа дополнительного времени, т.к. Федеральный базисный учебный план отводит 35 учебных недель в год, для увеличения опыта практической деятельности).




    Итого: 68 ч.




    Итого: 70 ч.

            

    Образовательные технологии:

    - дифференцированное обучение;

    - проблемное обучение;

    - индивидуальное обучение;

    - разноуровневое обучение;

    - использование ИКТ;

    - здоровьесберегающие технологии;

    - игровая технология (дидактическая игра)

    Программное и учебно-методическое оснащение учебного плана:

    Класс

    Количество часов в неделю согласно учебного плана школы

    Реквизиты программы

    УМК обучающихся

    УМК учителя

    Федеральный компонент

    Региональный компонент

    Компонент образовательного учреждения


    7


    2


    Программа для общеобразовательных учреждений по географии. География материков и океанов. 7 класс (68 ч, 2 ч в неделю). Автор И.В.Душина. М.: Дрофа, - 2011. – 62 С.


    1. География материков и океанов. Атлас. 7 класс. М.: Дрофа, - 2011.– 56 С.

    2. Контурные карты по географии материков и океанов. 7 класс. М.: Дрофа, - 2011.-16 С.

    3. Коринская В.А., Душина И.В., Щенев В.А. География материков и океанов. 7 класс. М.: Дрофа,-2011.-319 С.

    4. Гвоздецкий Н.А., Игнатьев Г.М., Михайлова Л.А. Хрестоматия по физической географии. М.: Просвещение,-1989.-523 С.


    1. Воробцова Т.Н. География. 7 класс. Поурочные планы по учебнику Коринской В.А. и др. География материков и океанов. В.: Учитель-АСТ,-2011.-132 С.

    2. Евдокимов В.И. Сборник заданий и упражнений по географии (к учебнику Коринской В.А. и др. География материков и океанов). М.: ЭКЗАМЕН,-2011.-157 С.

    3. Сиротин В.И. Практические и самостоятельные работы учащихся по географии. М.: Просвещение,-2006.-63 С.

    Количество учебных часов, на которое рассчитана рабочая программа в год- 70

    часов, в неделю- 2 часа; количество практических работ в год- 14.

    Основные формы организации учебного процесса : урок, беседа, практикум, дидактическая игра, работа в парах постоянного и смешанного состава, викторины; самостоятельная работа с книгой, домашняя работа с книгой (устная и письменная), фронтальная и индивидуальная работа , использование Икт, творческие задания (защита проектов, моделирование процессов и объектов).

    Преобладающие формы текущего контроля ЗУН: тестирование,  практические работы, географические диктанты, работа с контурными картами и картами атласа, презентации, самостоятельные работы, фронтальный и индивидуальный опрос.

    Данная рабочая программа конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, даёт распределение учебных часов по крупным разделам и темам курса, а также последовательность их изучения. Она предусматривает использование на уроках географии ТСО, таких как видеомагнитофон, компьютер и др.

    Учебно-тематический план:

    № п/п

    № раздела, темы

    Наименование разделов, тем

    Количество часов

    Всего

    Практические занятия

    Лабораторные

    Занятия (опыты)

    Экскурсии

    Контрольные работы

    1


    2




    3




    4




    5






    6




    7





    8




    9







    10



    11


    12




    13



    14



    15




    16




    17


    18





    19





    20



          1



           

    1



           

    2

           



          3




         


    4




    5


     



    2




    1







    2



    3


    4




    5



    6



    7




    8




    9


    3





    1





    2

    Введение


    Раздел 1.

    Главные особенности природы Земли.

    Тема 1. Литосфера и рельеф Земли.


    Тема 2. Атмосфера и климаты Земли


    Тема 3. Гидросфера. Мировой океан – главная часть гидросферы.


    Тема 4. Географическая оболочка.


    Тема 5. Освоение Земли человеком. Страны мира.


            Раздел 2. Океаны и материки.


    Тема 1. Океаны: Тихий, Индийский, Атлантический, Северный Ледовитый.


    Тема 2. Южные материки.


    Тема 3. Африка


    Тема 4. Австралия и Океания.


    Тема 5. Южная Америка.


    Тема 6. Антарктида.


    Тема 7. Северные материки.


    Тема 8. Северная Америка.


    Тема 9. Евразия


    Раздел 3. Географическая оболочка – наш дом.


    Тема 1. Закономерности географической оболочки.


    Тема 2. Взаимодействие природы и общества.

    4


    9




    1




    2



       

    2



       



    2


       


        2





    52




    4







    1



    8


    4




    8



    2



    1




    7




    17


    5





    1





    4

    1


    2








    1



       






         





    1





    9




    1










    2


    1




    1










    1




    3


    2










    2
































































































































































































































    В соответствии с требованиями, установленными Государственным образовательным стандартом, учебной программой, на базе которой разработана рабочая программа, учащиеся, окончившие курс «География материков и океанов»», должны:                                                                                                                                                                                    

            1.Оценивать и прогнозировать:

    - по карте литосферных плит изменения очертаний материков и океанов в отдаленном будущем;

    - изменения климатов Земли в целом и на отдельных материках;

    - природные условия и природные богатства как условия для жизни и хозяйственной деятельности людей;

    - основные особенности природы в ее связи с населением и его хозяйственной деятельностью в пределах материков, их крупных регионов и отдельных стран

    2. Объяснять:

    - особенности строения и развития  геосфер Земли, а также причины процессов и явлений, происходящих в геосферах;

    - особенности компонентов природы материков, различия в природе отдельных регионов континентов и акваторий океанов;

    - особенности расового и этнического состава населения;

    - различия в условиях жизни народов, в степени заселенности материков и отдельных стран;

    - различия в орудиях труда, средствах передвижения, в типах жилищ, видах хозяйственной деятельности, возникшие как результат адаптации человека к окружающей среде;

    - особенности экологических ситуаций на материках, в акваториях океанов, в отдельных странах;

    - основные закономерности и свойства, присущие географической оболочке;

    - понятия: «платформа», «рельеф», «воздушная масса», «водная масса», «природная зона», «климатообразующие факторы», «географическое положение материка», «режим реки», «природный комплекс», «географическая оболочка», «зональность», «высотная поясность», уметь применять их  в процессе учебного познания.

    3. Описывать:

    - основные источники географической информации;

    - географическое положение объектов (по карте);

    - существующие в природе круговороты вещества и энергии (по схемам);

    - компоненты ландшафта, природные зоны, географические особенности крупных регионов материков и крупнейших стран мира;

    - объекты и территории по картам, картинам и другим источникам географической информации, создавая их словесный или графический образ;

    - особенности материальной и духовной культуры крупных народностей.

    4. Определять (измерять): географическую информацию по картам различного содержания (количество осадков, температуру воздуха, годовую амплитуду температур и т. д.); вид и тип карт и других источников географических знаний для получения необходимой информации.

    5. Называть и (или ) показывать:

    - важнейшие природные объекты материков, океанов, их крупных регионов, стран;

    - типы земной коры, основные тектонические структуры, мировые центры месторождений полезных ископаемых, сейсмически опасные территории;

    - факторы формирования климата, области действия пассатов, муссонов, западного переноса воздуха, климатические пояса, примеры опасных явлений, происходящих в атмосфере;

    - крупнейшие народы мира, наиболее распространенные языки, мировые религии, ареалы их распространения, основные густонаселенные регионы мира, крупнейшие по площади и населению страны мира;

    - основные культурно-исторические центры стран, их столицы и крупные города;

    - ареалы распространения основных видов традиционной хозяйственной деятельности;

    - природные ресурсы суши и океана, меры по охране атмосферы, вод океана и суши.

    .

    УМК обучающегося

    УМК учителя


    Основная учебная литература:

    1. География материков и океанов. Атлас. 7 класс. М.: Дрофа, – 2011. - 56 С.

    2. Контурные карты по географии материков и океанов. 7 класс. М.: Дрофа, – 2011. - 16 С.

    3. Коринская В.А., Душина И.В., Щенев В.А. География материков и океанов. 7 класс. М.: Дрофа, – 2011. - 319 С.

    Дополнительная литература:

    1. Гвоздецкий Н.А., Игнатьев Г.М., Михайлова Л.А. Хрестоматия по физической географии. М.: Просвещение, -  1989. – 523 С.

    2. Головкин Б.Н., Минин А.А. Чудеса живой природы. Атлас. М.: РОСМЭН, - 2005. – 70 С.

    3. Горбунов Е.Л. Физическая география Тульской области. Т.: Пересвет», -  2002. - 222 С.

    4.  Марченко Н.А., Низовцев В.А. Школьные олимпиады. География. 6 – 10 классы. М.: АЙРИС-ПРЕСС, - 2008 .-303С.

    5. Миллер И.Д. Птицы Тульской области и их изучение в школе. Т.: Тульский государственный педагогический институт им. Л.Н.Толстого, -  1991. -113 С.

    6. Мирутенко М.В. География. Краткий справочник школьника. 6 -10 классы. М.: Дрофа, -  2008. – 159 С.          

     7. Мирутенко М.В. Школьная энциклопедия. География. М.: Дрофа, -  2004. – 285 С.

    8. Чекулаева Е.О. Великие и знаменитые столицы мира. М.: АСТ АСТРЕЛЬ, -  2003  – 350 С.


    Основная литература:

    1. Воробцова Т.Н. География. 7 класс. Поурочные планы по учебнику Коринской В.А. и др. География материков и океанов. В.: Учитель – АСТ, - 2011. - 132 С.

    2. Евдокимов В.И. Сборник заданий и упражнений по географии (к учебнику Коринской В.А. и др. География материков и океанов). М.: ЭКЗАМЕН, - 2011. – 157 С.

    3. Сиротин В.И. Практические и самостоятельные работы учащихся по географии. М.: Просвещение,-2006. -63С.

    Дополнительная литература.

    1. Барабанов В.В., Дюкова С.Е., Чичерина О.В. Справочные материалы по географии. М.: АСТ  Астрель,  -  2004. –367 С.

    2. Вагнер Б.Б. География мира и России. Задачи, тесты, познавательные игры. М.: Флинта. Наука, - 2008 . – 198 С.

    3. Дюкова С.Е., Петрова Н.Н., Чичерина О.В. Тесты. География 6 – 7 классы. М.: Дрофа, -  2010. – 191 С.

    4. Климанов В.В., Климанова О.А. География в цифрах. 6 – 10 классы. Справочное пособие М.: Дрофа, -  2011. – 125 С.

    5. Петрова Н.Н. Тесты по географии. 6 – 10 классы. М.: Дрофа, -  2011. – 112 С.

    6. Румынина Н.С., Сапроненкова Н.С. Практические работы по географии. 6 – 10 классы. М.: Школа – Пресс, -  2009. – 142С.

    7. Уорд Б. Иллюстрированная энциклопедия для любознательных. М.: РОСМЭН, -. 2005. – 95 С.



    Предварительный просмотр:

    Календарно-тематическое планирование        7 класс

            

    № урока

    Дата (учебная неделя)

    Тема урока

    Кол-во часов

    Контрольные и практические материалы

    ТСО, ИКТ

    Домашнее задание

    Примечание




    1






    2






    3




    4











    5








    6







    7










    8





    9







    10







    11









    12






    13














    14









    15








    16








    17






    18








    19





    20






    21






    22






    23








    24







    25










    26





    27





    28






    29








    30








    31






    32






    33





    34







    35






    36






    37








    38





    39





    40









    41







    42






    43






    44





    45








    46





    47







    48








    49






    50



                           




    51








    52









    53







    54








    55





    56






    57








    58








    59








    60








    61






    62




    63








    64









    65









    66










    67









    68






    69









    70











    3-8 сент.





    3-8 сент.





    10-15 сент.



    10-15 сент.










     17-22 сент.






    17-22

    Сент.






    24-29

    Сент.









    24-29

    Сент.




    1-6

    Окт.






    1-6

    Окт.






    8-13

    Окт.








    8-13 окт.





    15-20 окт.













    15-20

    Окт.








    22-27

    Окт.







    22-27 окт.







    29 окт.-4 ноября


    29 окт.-4 ноября




    12-17

    ноября



    12-17 ноября




    19-24 ноября




    19-24 ноября




    26 ноября-1 декабря




    26 ноября-1 дек.




    3-8 дек.









    3-8 дек.




    10-15 дек.




    10-15 дек.





    17-22 дек.







    17-22 дек.







    24-28 дек.





    24-28 дек.





    12-19 янв.




    12-19

    Янв.






    21-26

    Янв.





    21-26

    Янв.





    28ян.-2фев.






    28ян.-2фев.



    4-9

    Февр




    4-9

    Февр








    11-16

    Февр






    11-16

    февр





    18-23

    февр





    18-23

    февр




    25февр.-2марта





    25февр.-2марта


    4-9

    март






    4-9

    март







    11-16

    март





    11-16

    март






    18-22

    март







    18-22

    март








    1-6

    Апр.






    1-6

    Апр.







    8-13

    Апр.




    8-13

    Апр.





    15-20

    Апр.







    15-20

    Апр.







    22-27

    Апр.







    22-27

    апр







    29ап.-4мая




    29ап.-4мая


    6-11

    мая







    6-11

    мая








    13-18

    мая








    13-18

    мая









    20-25

    мая








    20-25

    мая





    27-31

    мая








    27-31

    мая




























































































    Введение


    Материки, океаны, народы и страны. Что изучают в курсе «География материков и океанов». Соотношение суши и океана на Земле, их распределение между полушариями планеты.


    Как люди открывали и изучали Землю. Основные этапы накопления знаний о Земле, ее природе и населении. Основные этапы накопления знаний о Тульской области.


    Современные географические исследования. Великие путешественники Тульской области.


    Карты материков и океанов, их различия по охвату территории, масштабу и содержанию. Географические карты Тульской области.



    Раздел 1. Главные особенности природы Земли.                                                          Тема 1. Литосфера и рельеф Земли



    Современный облик планеты Земля. Происхождение  материков и впадин океанов. Плиты литосферы. Рельеф земной поверхности. Закономерности размещения крупных форм рельефа.


    Тема 2. Атмосфера и климаты Земли.


    Распределение температуры воздуха на Земле. Стихийные явления в атмосфере, их характеристика и правила обеспечения безопасности людей. Распределение температуры воздуха в Тульской области.


    Распределение поясов атмосферного давления и осадков на Земле.  Климатообразующие факторы. Воздушные массы. Климатические пояса Земли. Климатообразующие факторы в Тульской области.


    Тема 3. Гидросфера. Мировой океан – главная часть гидросферы.


    Роль океана в жизни Земли. Происхождение вод Мирового океана. Свойства океанических вод. Схема поверхностных течений в океане.


    Жизнь в Океане. Взаимодействие океана с атмосферой и сушей. Стихийные явления в гидросфере, их характеристика и правила обеспечения безопасности людей


    Тема 4. Географическая оболочка.


    Строение и свойства географической оболочки. Круговорот веществ и энергии. Роль живых организмов в формировании природы. Роль живых организмов в формировании природы Тульской области.


    Природные комплексы суши и океана, их строение и разнообразие. Природная зональность. Широтная зональность. Высотная поясность. Карта природных зон. Карта природных зон Тульской области.


    Тема 5. Освоение Земли Человеком. Страны мира.


    Население Земли. Древняя родина человека. Предполагаемые пути его расселения по материкам. Численность населения Земли. Численность населения Тульской области.


    Человеческие расы, этносы. География современных религий. Материальная и духовная культура как результат жизнедеятельности человека, его взаимодействия с окружающей средой. Человеческие расы, этносы в Тульской области.


    Раздел 2. Океаны и материки.


            Тема 1. Океаны: Тихий, Индийский, Атлантический, Северный Ледовитый.


    Тихий океан как крупный природный комплекс Земли. Особенности природы океана: строение рельефа дна; проявление зональности, система течений, органический мир; освоение и хозяйственное использование океана человеком.



    Индийский и Атлантический океаны как крупные природные комплексы Земли. Особенности природы океанов: строение рельефа дна; проявление зональности, система течений, органический мир; освоение и хозяйственное использование океанов человеком.


    Северный Ледовитый океан как крупный природный комплекс Земли. Особенности природы океана: строение рельефа дна; проявление зональности, система течений, органический мир; освоение и хозяйственное использование океана человеком.


    Итоговый урок по теме 1: Океаны: Тихий, Индийский, Атлантический, Северный Ледовитый.


    Тема 2. Южные материки.


    Южные материки как крупные природные комплексы Земли. Общие особенности географического положения; общие черты рельефа, климата, внутренних вод. Сходство в расположении природных зон.


    Тема 3. Африка.


    Материки и страны. Материк Африка как крупный природный комплекс Земли. Географическое положение. История исследования


    Основные черты природы Африки. Рельеф материка. Размещение месторождений полезных ископаемых. Природные ресурсы и их использование.



    Основные черты природы Африки. Климат. Климатические пояса и типичные для них погоды. Внутренние воды, их зависимость от рельефа и климата. Основные речные системы. Озера.


    Природные зоны. Изменение природы под влиянием хозяйственной деятельности человека. Катастрофические явления природного и техногенного характера. Охрана природы.


    Население материков. Население Африки. Разнообразие расового и этнического состава населения материка. Крупные природные, природно-хозяйственные и историко-культурные регионы материков. Северная Африка (Египет, Алжир). Современная политическая карта.


    Крупные природные, природно-хозяйственные и историко-культурные регионы материков. Западная и Центральная Африка (Нигерия). Многообразие стран, их основные типы. Столицы и крупные города.


    Восточная Африка (Эфиопия), Южная Африка (Южно-Африканская республика). Общие черты и особенности природы, природные ресурсы и их использование. Главные особенности населения, виды хозяйственной деятельности населения. Основные объекты природного и культурного наследия человечества.



    Итоговый урок по теме 3: «Африка».



    Тема 4. Австралия и Океания.


    Материк Австралия как крупный природный комплекс Земли. Географическое положение, история открытия. Рельеф и полезные ископаемые.


    Основные черты природы Австралии. Климат и внутренние воды. Природные зоны материка, их размещение в зависимости от климата. Природные ресурсы и их использование.


    Население Австралии. Виды хозяйственной деятельности человека. Австралийский Союз. Изменение природы под влиянием хозяйственной деятельности человека. Катастрофические явления природного и техногенного характера. Охрана природы. Столица и крупные города.


    Океания. Географическое положение. История открытия и исследования. Особенности природы. Природные ресурсы и их использование. Охрана природы. Современные народы и страны Океании.


    Тема 5. Южная Америка.


    Материк Южная Америка как крупный природный комплекс Земли. Географическое положение, история открытия и исследования материка.



    Основные черты природы Южной Америки. Закономерности размещения крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых. Природные ресурсы и их использование


    Основные черты природы Южной Америки. Климатические пояса и типичные для них погоды. Внутренние воды. Амазонка – величайшая река планеты


    Природные зоны Южной Америки. Природные ресурсы и их использование. Изменение природы под влиянием хозяйственной деятельности человека. Катастрофические явления природного и техногенного характера. Охрана природы.


    Население Южной Америки. История заселения материка. Разнообразие расового и этнического  состава населения. Размещение населения. Современная политическая карта материка.


    Крупные природные, природно-хозяйственные и историко-культурные регионы материка Южная Америка. Восточная часть и Андийская область. Многообразие стран, их основные типы.


    Столица и крупные города каждого из регионов (Восточной части и Андийской области). Основные объекты  природного и культурного наследия человечества. Население, основные виды хозяйственной деятельности  



    Итоговый урок по темам 4, 5: «Австралия и Океания. Южная Америка».


    Тема 6.Антарктида.


    Материк Антарктида как крупный природный комплекс Земли. Географическое положение Арктики и Антарктики. Открытие и исследование Антарктиды.


    Основные черты природы Антарктиды: ледниковый покров, подледный рельеф, климат, органический мир. Природные ресурсы и их использование. Изменение природы под воздействием хозяйственной деятельности человека. Охрана природы.


    Тема 7. Северные материки.


    Общие особенности географического положения и природы северных материков (общие черты рельефа, древнее оледенение, общее в климате и природных зонах).


    Тема 8. Северная Америка.


    Материк Северная Америка как крупный природный комплекс Земли. Географическое положение, размеры, очертания и омывающие континент океаны. Открытие и исследование Северной Америки.


    Основные черты природы Северной Америки. Рельеф, роль оледенения в его формировании. Закономерности размещения месторождений полезных ископаемых.


    Факторы формирования климата. Климатические пояса и типичная для них погода. Внутренние воды. Основные речные и озерные системы.


    Особенности проявления зональности на материке; основные черты природных зон. Природные ресурсы и их использование. Изменение природы под влиянием хозяйственной деятельности человека. Катастрофические явления природного и техногенного характера. Охрана природы.


    Население Северной Америки. Этапы заселения континента. Основные народы. Особенности размещения населения. Формирование политической карты.


    Крупные природные, природно-хозяйственные и историко-культурные регионы материка. Северная Америка. Многообразие стран, их основные типы. Столицы и крупные города. Краткая характеристика Канады.


    Краткая характеристика США. Основные объекты природного и культурного наследия человечества.




    Тема 9. Евразия.


    Материк Евразия как крупный природный комплекс Земли. Географическое положение материка, его размеры и очертания. Отечественные имена на карте Евразии. ФГП Тульской области.


    Основные черты природы Евразии. Этапы формирования рельефа. Основные формы рельефа. Закономерности размещения месторождений полезных ископаемых. Рельеф и полезные ископаемые Тульской области.


    Климаты Евразии в сравнении с климатами Северной Америки. Разнообразие климатов, климатические пояса и типичные для них погоды. Внутренние воды, распределение их по территории в зависимости от рельефа и климата. Климат и внутренние воды Тульской области.


    Основные черты природы Евразии. Природные зоны Евразии. Природные ресурсы и их использование. Изменение природы под влиянием хозяйственной деятельности человека. Катастрофические явления природного и техногенного характера. Охрана природы. Природные зоны Тульской области.


    Население Евразии. Расовый и этнический состав населения. Неравномерность размещения населения, причины ее обусловливающие. Современная политическая карта Евразии. Население Тульской области.


    Крупные природные, природно-хозяйственные и историко-культурные регионы Евразии. Страны Северной Европы. Многообразие стран, их основные типы. Столицы и крупные города. Основные объекты природного и культурного наследия человечества.


    Крупные природные, природно-хозяйственные и историко-культурные регионы Евразии. Страны Западной Европы (Великобритания).


    Страны Западной Европы (Франция, Германия). Многообразие стран, их основные типы. Столицы и крупные города. Основные объекты природного и культурного наследия человечества.


    Крупные природные, природно-хозяйственные и историко-культурные регионы Евразии. Страны Восточной Европы. Многообразие стран, их основные типы. Столицы и крупные города. Основные объекты природного и культурного наследия человечества.


    Крупные природные, природно-хозяйственные и историко-культурные регионы Евразии. Страны Южной Европы (Италия). Многообразие стран, их основные типы. Столицы и крупные города. Основные объекты природного и культурного наследия человечества.


    Крупные природные, природно-хозяйственные и историко-культурные регионы Евразии. Зарубежная Азия. Страны Юго-Западной Азии. Многообразие стран, их основные типы. Столицы и крупные города. Основные объекты природного и культурного наследия человечества.


    Крупные природные, природно-хозяйственные и историко-культурные регионы Евразии. Страны Центральной Азии. Многообразие стран, их основные типы. Столицы и крупные города. Основные объекты природного и культурного наследия человечества.


    Крупные природные, природно-хозяйственные и историко-культурные регионы Евразии. Страны Восточной Азии. (Китай). Многообразие стран, их основные типы. Столицы и крупные города.


    Страны Восточной Азии (Япония).  Основные объекты природного и культурного наследия человечества.


    Крупные природные, природно-хозяйственные и историко-культурные регионы Евразии. Страны Южной Азии. (Индия). Многообразие стран, их основные типы. Столицы и крупные города. Основные объекты природного и культурного наследия человечества.


    Крупные природные, природно-хозяйственные и историко-культурные регионы Евразии. Зарубежная Азия. Страны Юго-Восточной Азии. (Индонезия). Многообразие стран, их основные типы. Столицы и крупные города. Основные объекты природного и культурного наследия человечества.


    Итоговый урок по темам 8,9: «Северная Америка, Евразия».


    Раздел 3. Географическая оболочка наш дом.


    Тема 1. Закономерности географической оболочки


    Важнейшие закономерности географической оболочки. Исторические и современные факторы формирования природных комплексов. Факторы формирования природных комплексов в Тульской области.


    Тема 2. Взаимодействие природы и общества.


    Природопользование и геоэкология. Взаимодействие человечества и природы в прошлом и настоящем. Влияние хозяйственной деятельности людей на литосферу, гидросферу, атмосферу, биосферу; меры по их охране. Деятельность человека по использованию и охране почв.


    Стихийные явления в литосфере, гидросфере, атмосфере; их характеристика и правила обеспечения безопасности людей. Стихийные природные явления в Тульской области.  


    Сохранение качества окружающей среды. Основные типы природопользования. Источники загрязнения окружающей среды. Экологические проблемы регионов различных типов хозяйствования. Сохранение качества окружающей среды в Тульской области.



    Практикум.  








    Итого: 70 часов.



    4


    1






    1






    1




    1






    9


    1



    1






    2


    1







    1







    2



    1





    1





    2


    1







    1






    2



    1






    1








    52


    4




    1









    1








    1








    1




    1


    1






    8


    1





    1






    1






    1






    1








    1







    1










    1



    4


    1





    1






    1








    1






    8


    1






    1






    1





    1







    1






    1






    1








    1



    2


    1





    1







    1


    1





    7


    1






    1






    1





    1








    1





    1







    1






    17


    1






    1







    1








    1









    1







    1








    1





    1






    1








    1








    1








    1








    1






    1




    1








    1









    1



    5



    1



    1







    4



    1









    1






    1









    1




















    Практическая работа №1. Определение по картам и глобусу расстояний между точками в градусах и километрах, координат различных точек.






















    Практическая работа №2. Сравнительное описание по климатической карте основных показателей климата двух климатических поясов (по выбору учащегося).

































    Практическая работа №3. Определение и сравнение различий в численности, плотности и динамике населения разных регионов и стран мира.

























    Практическая работа №4. Сравнение географических особенностей природных и природно-хозяйственных комплексов разных океанов (Тихого и Атлантического).












    Географический диктант.        





































    Практическая работа №5. Краткая географическая характеристика материков (Африки), их регионов.













    Практическая работа №6. Изучение политической карты Африки. Краткая географическая характеристика стран различных типов.






            Тестирование.        
















    Практическая работа №7. Сравнение географических особенностей природных и природно-хозяйственных комплексов разных материков (Африки и Австралии).












            




































    Практическая работа №8. Краткая географическая характеристика материков (Южной Америки), их регионов и стран различных типов.





    Работа с контурной картой.































































    Практическая работа №9. Изучение политической карты мира и Северной Америки. Краткая географическая характеристика Северной Америки, ее регионов и стран различных типов.

































    Практическая работа №10. Изучение политической карты мира и отдельных материков (Евразии). Обозначение на контурной карте стран, сгруппированных по разным признакам.













































    Практическая работа №11. Сравнение географических особенностей природных и природно-хозяйственных комплексов разных материков (Северной Америки и Евразии).





















    Практическая работа №12. Краткая географическая характеристика материков (Евразии), их регионов и стран различных типов.






    Итоговое тестирование.




























    Практическая работа №13. Изучение правил поведения человека в окружающей среде, мер защиты от стихийных природных и техногенных явлений.











    Практическая работа №14. Применение географических знаний для выявления геоэкологических проблем на местности в Тульской области и по карте, путей сохранения и улучшения качества окружающей среды.
















    Презентации









































































































    Видеофильм





















































    Презентации

















































    Презентации

















    Видеофильм





















































    Презентации

















    Видеофильм









































































    Презентации

















































    Видеофильм





























































    Параграф1






    Параграф2






    Параграф2




    Параграф3











    Параграфы 4,5








    Параграф6







    Параграфы 7,8










    Параграфы 9,10




    Параграфы11,12






    Параграф13







    Параграфы14,15








    Параграф16






    Параграф16














    Параграф17









    Параграфы18,19







    Параграф20








    Повторить параграфы17-20




    Параграфы21,22,23







    Параграф24





    Параграф25






    Параграфы26,27





    Параграф28,29






    Параграфы30,31







    Параграф32







    Параграфы33,34









    Повторить параграфы24-34



    Параграф35





    Параграфы36,37





    Параграф38








    Параграф39








    Параграф40






    Параграф41






    Параграфы42,43




    Параграф44







    Параграф45






    Параграф46,






    Параграф47








    Повторить параграфы35-47



    Параграф48





    Параграф49









    Параграф50







    Параграф51






    Параграф52






    Параграфы53,54




    Параграф55








    Параграф56





    Параграф57







    Параграф58








    Параграф59






    Параграфы60,61






    Параграфы62,63







    Параграфы64,65








    Параграф66







    Параграф67

    повт. Пар. 1-5







    Параграф68

    повт. Пар. 6-10




    Параграфы69,70 повт. Пар 11-13




    Параграф71

    Повт. Пар. 14-18






    Параграф72

    Повт. Пар. 19-23






    Параграф73

    Повт. Пар. 24-28






    Параграф74

    Повт. Пар. 29-33






    Параграф75

    Повт. Пар. 34-38



            

    Параграф76

    Повт. Пар. 39-43


    Параграф77

    Повт. Пар. 44-49






    Параграф78

    Повт. Пар. 50-55







    Повторить параграфы 51-78







    Параграф79

    Повт. Пар.78









    Параграф80

    Повт. Пар. 79








    Параграф81

    Повт. Пар. 80





    Параграф81



































































































































































































            
























































































































































            




























































































































































            Примечание: темы Федерального компонента государственного стандарта выделены курсивом; темы регионального компонента выделены жирным шрифтом.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа по географии 7 класс по Домогацкому.

    Данная рабочая программа пригодится тем, кто работает по УМК Домогацких....

    Рабочая программа по географии 7 класс к учебнику В.А. Коринской,И.В.Душиной, В.А.Щенева "География материков и океанов", 2 часа в неделю

    Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание курса, поурочно-тематическое планирование, темы практических работ ....

    Рабочая программа по географии 7 класс ,составленная по линии "Полярная звезда"

    Рабочая программа по географии для курса 7 класса учитывает требования Государственного стандарта. За основу взята авторская программа для общеобразовательных учреждений (авторы А.И.Алексеев В. В.Нико...

    Рабочая программа по географии 7 класс "География материков и океанов"

    Исходными документами для составления рабочей программы учебного курса являются: федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05 0...

    Рабочая программа по географии 7 класс к учебнику В.А. Коринской,И.В.Душиной, В.А.Щенева "География материков и океанов"

    Рабочая программа по географии учебник 7 класс География материков и океанов, Душина, Коринская...

    Рабочая программа по географии 7 класс. Составитель: Хамедова Е.Е., учитель географии ГБОУ гимназии № 446 Колпинского района Санкт-Петербурга

    Рабочая программа  по географии 7класс разработана для УМК классической линии к учебнику И.В. Душиной, В.А. Коринской, В.А. Щенева «География материков и океанов», изд-ва «Дрофа». Прогр...