Рабочая программа по географии. 8 класс.
рабочая программа по географии (8 класс) по теме

Булгакова Елена Анатольевна

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по географии к учебнику Алексеева "География России. Природа и население" 8 класс.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Каслинская средняя общеобразовательная школа №24»

Утверждаю:

___________

Директор школы

А. А. Гуськова

«____» _________ 2011 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Учебного предмета «география» для основного общего

образования

по курсу «География России. Природа и население» (8 класс)

Составитель:

Булгакова Е.А.

Учитель географии.

СОГЛАСОВАНО:

Зам. директора:                                С. В. Грачёва

РАССМОТРЕНО:

на заседании МО, протокол от ……… 2011 г. № …..

руководитель МО:                             Кореневская  М.А.

Касли 2011

        Содержание 

  1. Паспорт программы
  2. Пояснительная записка
  3. Содержание тем учебного курса
  4. Календарно – тематическое планирование
  5. УМК
  6. Требования к уровню подготовки учащихся
  7. Номенклатура
  8. КИМ
  9. Приложения

Паспорт рабочей программы учебного курса «География России. Природа и население» (8 класс)

Тип программы: программа общего образования.

Статус программы: рабочая программа учебного курса.

Назначение программы:

- для обучающихся образовательная программа обеспечивает реализацию их права на информацию об образовательных услугах, права на выбор образовательных услуг и права на гарантию качества получаемых услуг;

- для педагогических работников МОУ «Каслинская СОШ №24» программа определяет приоритеты в содержании географического образования и способствует интеграции и координации деятельности по реализации среднего образования;

- для администрации МОУ «Каслинская СОШ №24» программа является основанием для определения качества реализации среднего географического образования.

Категория обучающихся: учащиеся МОУ «Каслинская СОШ №24».

Сроки освоения программы: 1 год.

Объем учебного времени: 68 часов.

Форма обучения: очная.

Режим занятий: 2 часа в неделю.

Формы контроля: «0 срез», текущий контроль, итоговая аттестация.

Программа рассчитана как на учащихся массовой школы, так и на детей с ОВЗ. Содержание курса  и формы работы для учащихся с ОВЗ скорректированы с учетом способностей и возможностей детей.


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

При разработке рабочей программы и составлении календарно-тематического плана учитывались следующее нормативно-правовое и инструктивно-методическое обеспечение:

  1. приказ Минобразования РФ от 09.03.2004 г. №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования»
  2. федеральный компонент Государственного образовательного стандарта общего образования, утвержденный приказом Министерства образования РФ от 05.03.2004 г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;
  3. примерные программы основного общего и среднего (полного) общего образования по географии (письмо Департамента государственной политики в образовании МОиН РФ от 07.06.2005 г. №03-1263).
  4. приказ Министерства образования и науки РФ от 24.02.2010 №2080 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2011-2012 учебный год»
  5. приложение к письму  Министерства образования и науки Челябинской области от 18.07.2011 г. №103/4275 «О преподавании учебного предмета «География» в 2011-2012 учебном году»;
  6. учебный план МОУ «Каслинская СОШ №24» на 2011 – 2012 учебный год.

Рабочая учебная программ курса «География России. Природа и население» для 8 класса составлена на основе авторской программы И.В.Душиной,   соответствующей Федеральному компоненту Государственного стандарта общего образования и допущенной Министерством  образования и  науки РФ (Авторская программа по географии (6-10 классы)/Под редакцией  И.В.Душиной. – М.: Дрофа, 2006).

Авторская программа рассчитана 68 учебных часов, из них 2 ч - резервное время. Рабочая программа рассчитана на 70 ч. Согласно рекомендациям, данным в приложение к письму  Министерства образования и науки Челябинской области от 18.07.2011 г. №103/4275 «О преподавании учебного предмета «География» в 2011-2012 учебном году». Календарно-тематический план составлен с учетом стандарта среднего образования по географии (базовый уровень), примерной программы среднего общего образования по географии (базовый уровень).

   Реализация рабочей программы осуществляется на основе УМК И.В.Душиной, с целью обеспечения преемственности целей образования на различных ступенях и уровнях обучения.

  Вопросы национально-регионального компонента включены блоком тем. Отбор национально-регионального   компонента в содержании курса произведен согласно рекомендациям, данным в приложение к письму  Министерства образования и науки Челябинской области 31.07.2009 г. №103/3404 «О преподавании учебного предмета «География» в 2010-2011 учебном году». 

Школьный курс географии – один из основных компонентов естественнонаучного образования. Он вносит существенный вклад в решение задач общего образования, обеспечивает формирование у учащихся географического (пространственного) мышления, естественнонаучной картины мира, развитие их интеллектуальных, творческих способностей, привитие ценностных ориентаций, подготовку к жизни в условиях современного общества.

        

В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения географии на ступени общего образования, изложенные в пояснительной записке Примерной программы по географии. В ней также заложены возможности предусмотренные стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.  

Главная цель данного курса:

формирование целостного представления об особенностях природы, населения, хозяйства нашей Родины. О месте России в современном мире, воспитание гражданственности и патриотизма учащихся, уважения к истории и культуре своей страны (своего края) и ее населяющих народов, выработка умений и навыков адаптации и социально-ответственного поведения в российском пространстве; развитие географического мышления.

Основные задачи курса:

  1. Сформировать географический образ своей страны в ее многообразии и целостности на основе комплексного подхода и показа взаимодействия основных компонентов: природы, населения, хозяйства;
  2. Сформировать представление о России как целостном географическом регионе и одновременно как о субъекте мирового (глобального) географического пространства, в котором динамически развиваются как общепланитарные, так и специфические региональные процессы и явления;
  3. Показать большое практическое значение географического изучения взаимосвязей природных, экономических, социальных, демографических, этнокультурных, геоэкологических явлений и процессов в нашей стране, а также географических аспектов важнейших современных социально-экономических проблем России, и ее регионов;
  4. Вооружить школьников необходимыми практическими умениями и навыками самостоятельной работы с различными  источниками географической информации как классическими (картами, статистическими материалами), так и современными (компьютерными), а также умениями прогностическими, природоохранными и поведенческими;
  5. Развивать представление о своем географическом регионе, в котором локализуются и развиваются как общепланитарные, так и специфические процессы и явления;
  6. Создать образ своего родного края, научить сравнивать его с другими регионами России и с различными регионами мира.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Организуя учебный процесс по географии в основной школе, необходимо обратить особое внимание на общеобразовательное значение предмета. Изучение географии формирует не только определенную систему предметных знаний и целый ряд специальных географических умений, но также комплекс общеучебных умений, необходимых для:

— познания и изучения окружающей среды; выявления причинно-следственных связей;

— сравнения объектов, процессов и явлений; моделирования и проектирования;

— ориентирования на местности, плане, карте; в ресурсах ИНТЕРНЕТ, статистических материалах;

— соблюдения норм поведения в окружающей среде; оценивания своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.

Результаты обучения

Результаты изучения курса приведены в разделе «Требования к уровню подготовки учащихся», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно-ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

Содержание тем учебного курса.

Введение.      

Что изучает физическая география России. Источники географических знаний. Методы географических исследований.

Географическое положение России  

Физико-географическое положение России. Россия на карте мира, её размеры, крайние точки, границы, приграничные страны и моря, омывающие её территорию.

Время на территории России. Местное, поясное и декретное время и их определение.

История заселения и исследования территории России  

Географическое положение Древней Руси. Территориальный рост России в Х - ХХ веках. История исследования территории России в досоветский  период. Изучение территории России в советский и современный периоды.

Раздел 1. Особенности природы природные ресурсы России.

Рельеф, геологическое строение и ПИ России. 

Тектоническое и геологическое строение России. Главные особенности строения земной коры России. Основные тектонические структуры на территории России и их отражение в рельефе. Платформы, их виды (древние и молодые) и строение. Щиты. Складчатые области    (геосинклинали). Геологическое летоисчисление. Геологическое время. Абсолютный и относительный возраст горных пород. Геохронологическая таблица. Особенности развития жизни и формирования рельефа России в различные геологические эры (архейскую, протерозойскую, палеозойскую, мезозойскую и кайнозойскую). Основные этапы формирования земной коры: байкальская, каледонская, герцинская, мезозойская и кайнозойская (альпийская или тихоокеанская). Геологическая и тектоническая карта России.

Рельеф России. Главные особенности рельефа России. Горы и равнины на территории нашей страны, их виды и размещение. Связь рельефа со строением земной коры. Развитие форм рельефа. Внутренние (движение земной коры, вулканизм и землетрясения) и внешние (ветер, температура, растения, текучие воды, ледник) процессы, формирующие рельеф.

Минеральные ресурсы России. Карта минеральных ресурсов России. Виды минеральных ресурсов. Основные закономерности размещения полезных ископаемых по территории России. Геотермальные ресурсы России. Открытия В.А. Обручева, А.Е. Ферсмана и И.М. Губкина. Влияние строения земной коры и рельефа на условия, жизнь и хозяйственную деятельность человека.

Климат и климатические ресурсы России.

Факторы, определяющие особенности климата России  (географическая широта, близость морей и океанов, морские течения, воздушные массы, господствующие ветры, рельеф).

Солнечная радиация  и её виды: прямая, рассеянная, отражённая, поглощённая, суммарная.

Воздушные массы на территории России, их виды (арктическая, умеренная морская, умеренная континентальная и тропическая) и характеристика и распространение.

Циркуляция атмосферы на территории России. Атмосферные фронты, их виды (тёплый и холодный ) и их влияние на изменение погоды. Циклоны и антициклоны и связанная с ними погода.Закономерности распределения тепла и влаги на территории России. Факторы, влияющие на распределение тепла и влаги летом и зимой. Годовое количество осадков, испарение, испаряемость, коэффициент увлажнения и их определение. Климатическая карта России. Оймякон - полюс холода северного полушария.Климатические пояса и основные типы климатов России: арктический, субарктический, умеренно-континентальный, умеренный континентальный, умеренный резко континентальный, умеренный морской, умеренный муссонный и субтропический. Карта климатических поясов России.

А.И. Воейков - основоположник климатологии.

Прогноз погоды и его значение. Синоптическая карта.

Влияние климата на жизнь и деятельность человека. Изменение климата. Охрана атмосферного воздуха. Агроклиматические ресурсы России. Сумма активных температур.

Внутренние воды и водные ресурсы России

Реки России. Главные речные системы, бассейны и водоразделы. Распределение рек по бассейнам океанов и внутреннего стока. Особенности питания, режима, расхода воды, годового стока и ледового режима рек различных регионов России.

Озёра России. Крупнейшие озёра России, их виды и размещение.

Болота, их виды и размещение по территории России.

Подземные воды, их виды и распространение. Минеральные и термальные источники  территории России.

Ледники, их виды и расположение на территории нашей страны.

Вечная (многолетняя) мерзлота на территории России.

Водные и гидроэнергетические ресурсы России и их охрана. Судоходные каналы России. Карта водных ресурсов России. Опасные явления, связанные с водами: паводки, наводнения, сели и лавины.

Почва и почвенные ресурсы России

Почва - особый компонент природы, её состав, строение и структура. Факторы почвообразования. Основные типы почв России, закономерности их размещения и свойства. Почвенная карта России. В.В. Докучаев - основоположник почвоведения. Почвенные и земельные ресурсы России. Структура земельного фонда России. Проблемы рационального использования земельных и почвенных ресурсов и их охрана.

Растительный, животный мир и биологические ресурсы России

Растительный мир России. Закономерности распределения растительного покрова России. Карта растительности России. Лесные ресурсы России.

Животный мир России. Закономерности распределения животного мира России. Пушные и рыбные ресурсы России.

Красная книга России. Охрана растительного и животного мира России.

Раздел II. Природные комплексы России

Природно-территориальный комплекс. Природная зона как зональный природный комплекс. Природные зоны России (арктические пустыни, тундра, тайга, смешанные и широколиственные леса, степи, полупустыни и субтропики), их размещение и характерные черты. Области высотной поясности на территории России. Труды Л.С. Берга.  Карта  природных  зон  России. Изменение природных комплексов человеком. Антропогенный ландшафт. Особо охраняемые территории: национальные парки, заповедники и заказники. Крупнейшие национальные парки и заповедники России.

Природа регионов России.

Природное районирование России. Физико-географические районы России и принципы их выделения. Комплексная физико-географическая характеристика крупных природных районов России: Русской (Восточно-Европейской) равнины, Кавказа, Урала, Западной Сибири, Средней и Северо-Восточной Сибири, Гор Южной Сибири и Дальнего Востока.

Человек и природа.

Влияние природных условий на жизнь и здоровье человека. Антропогенное воздействие на природу. Рациональное природопользование. Роль географической науки в оптимизации отношений «природа и общество». Географический прогноз. Геоэкологический потенциал России.

Раздел III.   Население России.

Численность и воспроизводство населения. Половозрастной состав населения России. Миграции населения России: внешние и внутренние. География рынка труда. Этнический и религиозный состав населения России. Плотность населения. Урбанизация и расселение.

НРК: География Челябинской области.

Географическое положение Челябинской области. Рельеф   Челябинской области. Климат  Челябинской  области. Внутренние воды   Челябинской области. Растительность и животный мир   Челябинской области. Население   Челябинской области. Национальный и региональный состав   Челябинской области. Рынок труда и занятость населения  Челябинской области.

Календарно – тематическое планирование курса «География России. Природа и население».

№ урока

Дата проведения урока

Дата проведения урока

Изучаемые вопросы

Практическая работа

НРК

Формируемые компетенции

§ д/з

план

план

ключевые

предметные

1

5.09-10.09

Введение

География – способ познания окр.мира. Разделы географии.

ОК, УП

3, 5

Стр. 7-10

Раздел 1. Пространства России (6 Ч)

Федеральный стандарт:

Россия на карте мира. Виды и уровни географического положения. Границы. Территория и акватория. Морские и воздушные границы. Воздушное пространство и пространство недр. Континентальный шельф и экономическая зона России. Часовые пояса. Формирование и исследования территории страны.

Реализация основных требований к уровню подготовки: знать/понимать :

Факторы, определяющие ГП России, крайние точки, границы, часовые пояса и их значение, формирование территории страны,  задачи современной географии, источники географических знаний.

2

5.09-10.09

Россия на карте мира

Положение страны на карте мира, крайние точки, протяженность страны.

Определение географического положения страны

УП, ИК, ЦС

5,6 ,7, 13, 14,19

§ 1 к/к стр.34

3

12-17.09

Границы России

Сухопутные и морские границы страны. Пограничные государства.

Нанести на контурную карту границу России

УП, К

20, 5

§ 2 к/к стр. 7-10,36

4

12-17.09

Россия на карте часовых поясов

Поясное, декретное, летнее время. Часовые пояса России.

Решение задач на определение поясного времени

УП, К

20, 5,9

§ 3

5

19-24.09

Формирование территории России

Формирование территории России с 14 по 20 век.

ОК, УП, ИК

3, 5, 13, 14

§ 4

6

19-24.09

Географическое изучение территории России

Этапы изучения, географические открытия, задачи современной географии, источники географических знаний.

ОК, УП, ИК, ЦС

3, 5, 13, 14, 18,19

§ 5

7

26.09-01.10

Контроль знаний по разделу «Пространства России»

К.р. №1. Географический диктант на к/к.

УП

10

§

Раздел 2. ПРИРОДА И ЧЕЛОВЕК (38 Ч)

Федеральный стандарт:

Этапы формирования земной коры на территории страны. Особенности геологического строения территории. Рельеф страны. Влияние внутренних и внешних процессов на формирование рельефа. Оледенение и его влияние на рельеф. Современное формирование рельефа. Минеральные ресурсы страны. Факторы, определяющие климат России. Циркуляция ВМ над территорией страны. Типы климатов России. Влияние климата на человека. Реки России. Главные речные системы, бассейны и водоразделы. Распределение рек по бассейнам океанов и внутреннего стока. Особенности питания, режима, расхода воды, годового стока и ледового режима рек различных регионов России.

Озёра России. Крупнейшие озёра России, их виды и размещение. Болота, их виды и размещение по территории России.

Подземные воды, их виды и распространение. Ледники, их виды и расположение на территории нашей страны. Вечная (многолетняя) мерзлота на территории России.

Водные и гидроэнергетические ресурсы России и их охрана. Опасные явления, связанные с водами: паводки, наводнения, сели и лавины. Почва - особый компонент природы, её состав, строение и структура. Факторы почвообразования. Основные типы почв России, закономерности их размещения и свойства. Почвенная карта России. В.В. Докучаев - основоположник почвоведения. Почвенные и земельные ресурсы России. Структура земельного фонда России. Проблемы рационального использования земельных и почвенных ресурсов и их охрана. Природная зона как зональный природный комплекс. Природные зоны России (арктические пустыни, тундра, тайга, смешанные и широколиственные леса, степи, полупустыни и субтропики), их размещение и характерные черты. Области высотной поясности на территории России. Труды Л.С. Берга.  Карта  природных  зон  России. Изменение природных комплексов человеком. Антропогенный ландшафт. Особо охраняемые территории: национальные парки, заповедники и заказники. Крупнейшие национальные парки и заповедники России.

Реализация основных требований к уровню подготовки: знать/понимать :

Тектоническое строение территории страны, рельеф и ПИ России, климатические факторы и их влияние на человека, гидрологическую сеть России, почвенные ресурсы, ресурсы растительного и животного мира, природно- территориальные комплексы страны.

Рельеф и недра (4 ч)

8

26.09-01.10

Строение земной коры на территории России

Абсолютный и относительный возраст пород. Геохронологическая таблица. Тектонические структуры. Как образуются горы.

Объяснение зависимости распределения крупных форм рельефа от строения земной коры

УП, ЦС

17,18,19, 5,6,8,4

§ 6 к/к стр9-10, 38

9

3-8.10

Важнейшие особенности рельефа России

Равнины и горы России.

Нанести на контурную карту главных тектонических структур

УП, ИК, ОК

6, 7, 8, 1, 3, 14

§ 7 к/к стр 38

10

3-8.10

Современное развитие рельефа

Неотектонические движения. Роль внешних сил в формировании рельефа. Влияние ледника, вод, ветра, человека.

УП, ИК, ОК, ЛС

6, 7, 8, 1, 3, 14,16

§ 8

11

17-22.10

Использование недр Земли

П.и. России. П.и. осадочного происхождения. Влияние добычи на окружающую среду.

Характеристика рельефа и полезных ископаемых своей местности

УП, ЦС, ЛС, ОК

19, 17, 18, 6, 7, 8, 10, 16, 1,2

§ 9 к/к стр

, 40

Климат  (5 ч)

12

17-22.10

Общая характеристика климата России

Климатические пояса России. Сезонность климата. Солнечная радиация.

Определение по картам закономерностей распределения солнечной радиации.

УП, ОК, ЦС

17, 18, 19, 3, 6, 7, 8

§ 10 к/к стр11

13

24-29.10

Закономерности циркуляции воздушных масс. Атмосферные фронта, циклоны и антициклоны.

Закономерности циркуляции воздушных масс. Западный перенос ВМ. Атмосферные фронта, циклоны и антициклоны. Изменение погоды при движении циклонов и антициклонов.

УП, ОК, СТ, ИК

13,14, 11,4,8, 3

§ 11

14

24-29.10

Распределение температур и осадков

Факторы, влияющие на распределение  температур и осадков.

УП, ОК,

3, 7, 8, 9

§ 12

15

31.10-5.11

Типы климата нашей страны

Типы климата нашей страны. Климатограммы

Характеристика областей умеренного пояса

УП, ОК, СТ, ИК

13,14, 10, 11,4,8, 3

§ 13 к/к стр 42

16

31.10-5.11

Климат и человек

Комфортность климата. Климат и с/х.

Оценка влияния условий на географию с/х культур

ИК, ЛС, ЦС

16, 15, 13,14, 17,18

§ 14

к/к стр 12

Богатство внутренних вод России (3 ч)

17

7-12.11

Реки

Речная сеть территории России. Понятие реки. Особенности рек России. Расход воды и питание рек.

Характеристика реки с точки зрения возможностей ее хозяйственного использования, таблица 6 стр. 17 к/к

УП, ЛС

5, 10, 16

§ 15  к/к стр 15, 44

18

7-12.11

Озера, подземные воды, болота, многолетняя мерзлота и ледники

Озера, подземные воды, болота, многолетняя мерзлота и ледники. Происхождение, значение.

УП, ИК, ЦС, К

20, 22, 17, 18, 14, 6, 7, 10

§ 16

19

14-19.11

Человек и вода

Влияние человеческой деятельности на изменение вод. Значение воды в жизни людей.

Сравнительная оценка обеспеченности водными ресурсами отдельных территорий

УП, ИК, ЦС, К, ЛС

20, 22, 17, 18, 14, 6, 7, 10,15,16

§ 17

Почвы – национальное достояние страны (4 ч)

20

14-19.11

Почвы «особое природное тело»

Земельные ресурсы страны. Формирование почв. Строение почв.

§ 18

21

28.11-3.12

География почв России

Почвенный профиль. Распространение почв на территории России.

Характеристика почв своей местности

§ 19

22

28.11-3.12

Почвы и урожай

Плодородие почв. Механический состав почв.

§ 20

23

5-10.12

Рациональное использование и охрана почв

Рациональное использование и охрана почв.

§ 21

Живая природа (5 ч)

24

5-10.12

География лесов России

Распределение лесов на территории страны.

§ 22

25

12-17.12

Лес и окружающая среда

Значение леса, ресурсы леса, группы лесов.

§ 23

26

12-17.12

Безлесные просторы России. Луга, тундра и степи

Безлесные просторы России. Возникновение безлесных  территорий. Луга, тундра и степи

§ 24

27

19-24.12

Болота

Понятие «болота». Распространение болот по территории страны. П.и.

§ 26

28

19-24.12

Животный мир

Животный мир: видовой и численный состав, особенности ж.м. разных природных зон

§ 27

В природе все взаимосвязано (5 ч)

29

26-31.12

Понятие о природном территориальном комплексе (ПТК)

Понятие о природном территориальном комплексе (ПТК). Свойства ПТК, виды. Значение ФГР.

§ 28 к/к стр. 18

30

26-31.12

Свойства природных  территориальных комплексов

Свойства природных  территориальных комплексов: целостность, ритмичность, устойчивость.

§ 29

31

9-14.01.

2012

Человек в ландшафте

Человек в ландшафте: рукотворные и естественные ландшафты.

§ 30

32

9-14.01.

2012

Контроль знаний по разделу «Природа и человек»

К.р. №2 тестовая работа + К/к.

Природно – хозяйственные зоны (8 ч)

33

16-21.01

Учение о природных зонах

Понятие П.з. П.з. России. Природно – хозяйственные зоны.

§ 31

34

16-21.01

«Безмолвная» Арктика и чуткая Субарктика

Природные особенности Арктики и Субарктики. Люди в Арктике.

§ 32,33

35

23-28.01

Таежная зона

Природные условия. Таёжные леса. Хоз.деятельность человека. Изменение тайги сегодня.

§ 34

36

23-28.01

Зона смешанных широколиственно – хвойных лесов

Природные условия.  Зона смешанных широколиственно – хвойных лесов . Особенности  зоны при движении с запада на восток. Хоз.деятельность человека. Изменения сегодня.

§ 35

37

30.01-4.02

Лесостепи и степи

Понятие, природные условия и ресурсы, С/х деятельность, значение.

§ 36

38

30.01-4.02

Полупустыни, пустыни, субтропики

Понятие, природные условия и ресурсы, значение.

§ 37

39

6-11.02

«Многоэтажность» природы гор.  Человек и горы

Высотная поясность. Отличие п.у. гор от равнин. Раст. и жив.мир горных районов. Человек и горы.

§ 38, 39

40

6-11.02

Оценка природных условий и ресурсов природной зоны (по выбору)

Оценка природных условий и ресурсов природной зоны (по выбору)

Природопользование и охрана  природы (4ч)

41

13-18.02

Основные принципы рационального использования природных ресурсов

Основные принципы рационального использования природных ресурсов.

§ 40,41

42

13-18.02

Охрана природы и охраняемые территории

Охрана природы и охраняемые территории: заповедники, заказники, национальные парки.

§ 42

43

27.02-3.03

Контроль знаний по разделу «Природно – хозяйственные зоны» и «»Природопользование и охрана природы»

К.р. №3. Тестовая работа. + Защита проекта: «Природопользование и охрана природы КМР»

§

Раздел 3. Население России (15 ч)

Федеральный стандарт:

Численность и воспроизводство населения. Половозрастной состав населения России. Миграции населения России: внешние и внутренние. География рынка труда. Этнический и религиозный состав населения России. Плотность населения. Урбанизация и расселение.

Реализация основных требований к уровню подготовки: знать/понимать :

Народы страны, религиозный и национальный состав населения России, демографическая ситуация в стране, урбанизация, миграции населения.

Сколько нас – россиян?(2ч)

44

27.02-3.03

Численность населения

Как менялась численность населения России. Механическое и естественное движение населения.

Чтение и анализ графиков изменения численности и естественного движения населения России

§ 43

45

5-10.03

Воспроизводство населения

Типы воспроизвод-ства населения. Влияние хозяйства на численность и воспроизводс-тво населения.

§ 44

Кто мы? (1ч)

46

5-10.03

Половозрастной состав населения

Половозрастной состав населения. Половозрастные пирамиды. Продолжительность жизни.

Характеристика половозрастного состава населения станы

§45,46

Куда и зачем едут люди? (2ч)

47

12-17.03

Миграция населения

Виды миграций. Направления миграций.

Изучение по картам изменения миграционных потоков во времени и пространстве

§ 47,48

48

12-17.03

Территориальная подвижность населения

Причины террит.подвижности населения.

§ 49

Человек и труд (1ч)

49

19-24.03

География рынка труда

Этапы экономической жизни человека. Трудовые ресурсы. Безработица. Рынок труда.

Анализ графика, отражающие этапы экономической жизни населения

§ 50

Народы и религии России (3ч)

50

19-24.03

Этнический состав населения

Этнос. Формирование этноса.

Изучение таблицы «Национальный состав населения России»

§ 51

51

26-31.03

Этническая мозаика России

Объединение по языковому признаку. Карта народов.

изучение особенностей размещения народов России

§ 52

52

26-31.03

Религии народов России

Религии России. Традиционные верования. Религия и внешняя политика.

Изучение на основе карты особенностей географии религии страны

§ 53

Где и как живут люди? (6ч)

53

2.04-7.04

Плотность населения

Плотность населения. Карта плотности населения.

Выявление главной полосы расселения

§ 54

54

2.04-7.04

Расселение и урбанизация

Расселение и урбанизация. Понятия. Причины.

Выявление факторов, влияющих на заселение территории

§ 55

55

16-21.04

Города России

Города России: рост числа городов, функции города, размещение городов по территории страны.

Объяснить особенности размещения на территории России

§ 56

56

16-21.04

Сельская Россия

Сельская местность, образ жизни сельского населения.

§ 57

57

23-28.04

Контроль знаний по разделу «Население России»

К.р. № 4. Анализ диаграмм  + тестовая работа.

НРК: География Челябинской области.

58

23-28.04

Географическое положение Челябинской области

Географическое положение Челябинской области. «+» и «-» г.п.

Описание географического положения Ч.о.

59

30.04-5.05

Рельеф   Челябинской области

Рельеф   Челябинской области. Отличия запада и востока.

60

30.04-5.05

Климат  Челябинской  области

Климат  Челябинской  области. Изменение климата.

61

7-12.05

Внутренние воды   Челябинской области

Внутренние воды   Челябинской области. Реки и озера. Рекреационная функция водных объектов.

62

7-12.05

Растительность и животный мир   Челябинской области

Растительность и животный мир   Челябинской области

63

14-19.05

Население   Челябинской области

Население   Челябинской области. Численность, возрастной и половой состав.

64

14-19.05

Национальный и региональный состав   Челябинской области

Национальный и региональный состав   Челябинской области

65

21-26.05

Рынок труда и занятость населения  Челябинской области

Рынок труда и занятость населения  Челябинской области

УП,

66

21-26.05

Контроль знаний по разделу «География  Челябинской  области»

К.р. № 5. Географический диктант на К/к. + письменная  работа.

УП

10

67

28-31.05

Обобщение и повторение по курсу географии 8 класса.

УП

10

68

28-31.05

Итоговая контрольная работа по курсу география 8 класс

Итоговая К.р. в форме ГИА.

УП

10

Реализация рабочей программы обеспечивается учебными и методическими пособиями:

Учебно-методический комплекс для учащихся:

  1. География России. Природа и население. Под ред. А.И.Алексеева, М.: Дрофа, 2009 г.
  2. Э.В. Ким, Н.А. Марченко, В.А. Низовцев. Рабочая тетрадь «География России. Природа и население». - М.: Дрофа, 2009 г.
  3. Атлас «География России. Природа и население». - М.: Дрофа, 2009 г.
  4. Контурные карты «География России. Природа и население». - М.: Дрофа, 2009 г.

Методические и дидактические пособия:

  1. География. Дидактические и развивающие игры с применением ИКТ. 6-11 классы. Методическое пособие с электронным приложением. Авт.-сост. Кугут И.А. – М.: Планета, 2011г.
  2.  География. 6 – 8 классы: олимпиадные задания. Авт.-сост.Торопова Т.К., Кривоногова И.В. - Волгоград: Учитель, 2011г.
  3. География. 6 – 10 классы: уроки – исследования, дискуссии, пресс-конференции. Авт.-сост. Стадник А.Г. – Волгоград: Учитель, 2010г.
  4. Никитина Н.А. Поурочные разработки по географии: 7 класс. – М.: ВАКО, 2008 г.
  5. Я иду на урок географии: Физическая география России. – М.: Издательство «Первое сентября», 2002 г.
  6. Раковская Э.М., Давыдова М.И., Физическая география России: В 2 ч. – М.: ВЛАДОС, 2001 г.

Инструментарий для оценивания уровня образованности учащихся:

  1. Дидактические карточки – задания по географии: 8 класс: к учебнику «География России. Природа и население», Лиознер В.Л., Митрофанова И.Б. – М.: Издательство «Экзамен», 2011 г.
  2. Смирнова М.С., Сборник заданий и упражнений по географии. – М.: Издательство «Экзамен», 2011 г.

Список цифровых образовательных ресурсов.

  1. География. Дидактические и развивающие игры. 6-11 классы. Электронное приложение.
  2. Энциклопедия география России. Электронная версия.

Требования к уровню подготовки учащихся.

  1. Называть и  (или) показывать:
  1. Предмет изучения географии России;
  2. Основные средства и методы получения географической информации;
  3. Субъекты РФ;
  4. Пограничные государства;
  5. Особенности ГП, размеры территории, протяженность морских и сухопутных границ России;
  6. Границы часовых поясов;
  7. Климатообразующие факторы, особенности погоды в циклонах и антициклонах;
  8. Распределение рек страны по бассейнам океанов;
  9. Основные области современного оледенения и крупные ледники;
  10. Зональные типы почв, их главные свойства, примеры мелиорации земель в разных зонах и регионах;
  11. Основные виды природных ресурсов и примеры их рационального и нерационального использования;
  12. Важнейшие природно-хозяйственные объекты страны, в том числе центры: промышленные. Транспортные, научно-информационные, финансовые, торговые, рекреационные, культурно-исторические, районы нового освоения, старопромышленные и депрессивные;
  13. Народы, наиболее распространенные языки, религии;
  14. Список ЮНЕСКО;
  15. Районы, подверженные воздействию стихийных природных явлений;
  16. Экологически неблагополучные районы России;
  17. Маршруты и территории первооткрывателей и исследователей России;

2.    Определять (измерять):

  1. ГП объектов;
  2. Разницу в поясном времени территорий;
  3. Погоду по синоптической карте;
  4. Параметры природных и социально-экономических объектов и явлений по различным источникам информации;

3.    Описывать:

  1. ГП положение страны, отдельных регионов и географических объектов, его виды;
  2. Образы природно-хозяйственных объектов, в том числе одного из районов нового, промышленного. Сельскохозяйственного, городского, транспортного или рекреационного строительства;
  3. Особенности быта и религий отдельных народов;

4.   Объяснять:

  1. Роль географических знаний в решении социально-экономических, экологических проблем страны;
  2. Влияние ГП на особенности природы, хозяйства и жизни населения России;
  3. Образование и размещение форм рельефа, закономерности размещения наиболее крупных месторождений полезных ископаемых;
  4. Образование атмосферных фронтов, циклонов и антициклонов, их влияние на состояние погоды, образование смога;
  5. Влияние климата на жизнь, быт, хозяйственную деятельность человека;
  6. Как составляют прогноз погоды;
  7. Распространение многолетней мерзлоты;
  8. Почвообразовательные процессы, особенности растительного и животного мира природных зон;
  9. Причины возникновения опасных природных явлений, их распространение на территории страны;
  10. Разнообразие природных комплексов на территории страны;
  11. Различия в естественном приросте населения страны, темпах его роста и уровня урбанизации отдельных территорий, направления миграций, образование и развитие разных форм городского и сельского расселения;
  12. Роль географического фактора в развитии человеческого общества на примере РФ;
  13. Причины изменения природных и хозяйственных комплексов регионов;
  14. Объяснять причины географических явлений на основе применения понятий: геологическое летоисчесление, циклон, антициклон, солнечная радиация, испарение, испаряемость, мелиорация, агломерация, мегаполис, трудовые ресурсы, концентрация, специализация. Кооперирование, комбинирование, ТЭК, ТЭБ, интенсивный и экстенсивный пути развития хозяйства, районирование, ГП, природные ресурсы, экологический кризис;

5.     Оценивать и прогнозировать:

  1. Природно-ресурсный потенциал страны, региона;
  2. Экологическую ситуацию в стране, регионе;
  3. Изменения природных и социально-экономических объектов под воздействием природных и антропогенных факторов;
  4. Изменения в численности населения, изменения соотношения городского и сельского населения, развитие системы городских поселений;
  5. Развитие и проблемы хозяйства районов страны, своего региона и своей местности.

Обязательная номенклатура 

Тема: ”Географическое положение России”

Страны: Азербайджан, Белоруссия, Грузия, Казахстан, КНДР, Латвия, Литва, Монголия, Норвегия, Польша, США, Украина, Эстония, Япония.

Моря: Азовское, Балтийское, Баренцево, Белое, Берингово, Восточно-Сибирское. Карское, Лаптевых, Охотское, Чёрное, Чукотское, Японское.

Проливы: Берингов, Кунаширский, Лаперуза.

Озёра: Каспийское море.

Острова: Земля Франца - Иосифа, Ратманова.

Полуострова: Таймыр, Чукотский.

Крайние точки: Балтийская коса, мыс Дежнева, мыс Челюскин, мыс Флигели, остров Ратманова, район горы Базардюзи.

Тема ”Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые России”

Равнины: Восточно-Европейская ( Русская ), Западно-Сибирская, Кумо-Манычская впадина, Приволжская возвышенность, Прикаспийская низменность, плато Путорана, Среднерусская возвышенность, Среднесибирское плоскогорье.

Горы: Алтай, Верхоянский хребет, Восточный Саян, Западный Саян, Кавказ ( Большой Кавказ ), Сихотэ-Алинь, Становой хребет, Уральские горы, хребет Черского, Чукотское нагорье.

Вершины: Белуха, Ключевская Сопка, Эльбрус.

Районы распространения полезных ископаемых:

Нефтегазоносные бассейны: Баренцево-Печорский ( Войвож, Вуктыл, Усинское, Ухта ), Волго-Уральский ( Астраханское, Оренбургское, Ромашкинское ), Западно-Сибирский ( Самотлор, Сургут, Уренгой, Ямбург ).

Каменноугольные бассейны: Донецкий ( Шахты ), Кузнецкий ( Кемерово, Новокузнецк ), Ленский ( Сангар ), Печорский ( Воркута и Инта ), Тунгусский ( Норильск ), Южно-Якутский ( Нерюнгри ).

Буроугольные бассейны: Канско-Ачинский ( Ирша-Бородинское, Назарово ), Подмосковный ( Щёкино ).

Месторождения железных руд: Горная Шория ( Таштагол ), Карелия ( Костомукша ), КМА ( Михайловское, Лебединское ), Приангарье ( Коршуновское ), Урал ( Качканар ).

Месторождения алюминиевых руд: Кольский полуостров ( Кировск ), Ленинградская область ( Бокситогорск ), Урал ( Сулея ).

Месторождения медных руд: плато Путорана ( Норильск ), Урал ( Карабаш, Медногорск, Сибай ), Южная Сибирь ( Удокан )

Месторождения никелевых руд: Кольский полуостров ( Никель ), плато Путорана ( Норильск ), Урал ( Верхний Уфалей ).

Месторождения оловянных руд: Северо-Восточная Сибирь ( Депутатский, Эсэ-Хайя ), Сихотэ-Алинь ( Кавалерово ), Южная Сибирь ( Шерловая Гора ).

Месторождения полиметаллических руд: Алтай ( Орловское ), Кавказ ( Садон ), Сихотэ-Алинь ( Дальнегорск ), юга Сибири ( Салаир, Забайкалье )

Месторождения золота: Северо-Восточная Сибирь ( Дукат, Нежданинское, Усть-Нера ), Южная Сибирь ( Бодайбо ).

Месторождения фосфорного сырья: Подмосковье ( Воскресенск, Егорьевск ), Кольский полуостров ( Апатиты ).

Месторождения поваренной соли: Поволжье ( Баскунчак ), юг Западной Сибири ( Бурла ).

Месторождения калийной соли: Предуралье ( Соликамск и Березники ).

Месторождения алмазов: Среднесибирское плоскогорье ( Айхал, Мирный )

Тема ”Климат и климатические ресурсы России”

Города: Оймякон.

Тема ”Внутренние воды и водные ресурсы России”

Реки: Алдан, Анадырь, Ангара, Амур, Волга, Вилюй, Дон, Енисей, Индигирка, Иртыш, Кама, Колыма, Лена, Москва, Обь, Ока, Печора, Северная Двина, Яна.

Озёра: Байкал, Ладожское, Онежское, Таймыр, Ханка, Чудское.

Водохранилища: Братское, Куйбышевское, Рыбинское.

Артезианские бассейны: Западно-Сибирский, Московский.

Каналы: Беломорско-Балтийский, Волго-Балтийский, Волго-Донской, имени Москвы.

Тема ”Природные комплексы России”

Заповедники: Астраханский, Баргузинский, Галичья Гора, Приокско-Террасный, Кандалакшский.

Тема ”Русская равнина”

Моря: Азовское, Балтийское, Баренцево, Белое.

Заливы: Кандалакшский, Онежская губа, Финский.

Острова: Вайгач, Валаам, Кижи, Колгуев, Соловецкие.

Полуострова: Канин, Кольский, Рыбачий.

Крайние точки: Балтийская коса.

Равнины: Кумо-Манычская впадина, Мещёрская низина, Окско-Донская, Печорская низменность, Приволжская возвышенность, Прикаспийская низменность, Северные Увалы, Среднерусская возвышенность, Тиманский Кряж.

Горы: Хибины.

Реки: Волга, Вятка, Дон, Кама, Мезень, Нева, Ока, Онега, Печора, Северная Двина,

Озёра: Баскунчак, Ильмень, Имандра, Каспийское море, Ладожское, Онежское, Псковское, Чудское, Эльтон.

Водохранилища: Волгоградское, Куйбышевское, Рыбинское, Цимлянское.

Каналы: Беломорско-Балтийский, Волго-Балтийский, Волго-Донской, имени Москвы.

Заповедники: Астраханский, Дарвинский, Кандалакшский, Лапландский, Приокско-Террасный, Самарская Лука.

Тема ”Кавказ”

Моря: Азовское, Чёрное.

Заливы: Таганрогский.

Проливы: Керченский.

Полуострова: Таманский.

Крайние точки: район горы Базардюзи.

Равнины: Кумо-Манычская впадина, Прикубанская низменность, Ставропольская возвышенность, Терско-Кумская низменность.

Горы: Большой Кавказ.

Вершины: Казбек, Эльбрус.

Реки: Дон, Кубань, Кума, Терек.

Озёра: Каспийское море, Маныч-Гудило.

Каналы: Ставропольский.

Заповедники: Тебердинский.

Тема ”Урал”

Горы: Пай-Хой, Полярный Урал, Приполярный Урал, Северный Урал, Средний Урал, Южный Урал.

Вершины: Магнитная, Качканар, Народная, Ямантау.

Реки: Белая, Исеть, Северная Сосьва, Тура, Чусовая, Урал.

Заповедники: Башкирский, Ильменский, Печоро-Илычский.

Тема ”Западная Сибирь”

Моря: Карское.

Заливы: Байдарацкая губа, Енисейский, Обская губа.

Острова: Белый.

Полуострова: Гыданский, Ямал.

Равнины: Барабинская низменность, Васюганская, Ишимская, Сибирские Увалы.

Реки: Иртыш, Ишим, Обь, Пур, Таз, Тобол.

Озёра: Кулундинское, Чаны.

Заповедники: Гыданский, Юганский.

Тема ”Средняя и Северо-Восточная Сибирь”

Моря: Восточно-Сибирское, Карское, Лаптевых.

Заливы: Енисейский, Хатангский.

Проливы: Вилькицкого, Дмитрия Лаптева.

Острова: Новосибирские остова, Северная Земля.

Полуострова: Таймыр.

Крайние точки: мыс Челюскин.

Равнины: Колымская низменность, плато Путорана, Приленгское плато, Северо-Сибирская низменность, Среднесибирское плоскогорье, Центрально-Якутская, Яно-Индигирская низменность.

Горы: Ангарский кряж, Бырранга, Верхоянский хребет, Енисейский кряж, Оймяконское нагорье, хребет Черского.

Вершины: Победа.

Реки: Алдан, Ангара, Вилюй, Енисей, Индигирка, Колыма, Лена, Нижняя Тунгуска, Оленёк, Подкаменная Тунгуска, Хатанга, Яна.

Озёра: Таймыр.

Водохранилища: Вилюйское.

Заповедники: Арктический, Таймырский, Усть-Ленский.

Тема ”Горы Южной Сибири”

Равнины: Витимское плоскогорье.

Горы: Алданское нагорье, Алтай, Восточный Саян, Западный Саян, Кузнецкий Алатау, Салаирский кряж, Становое нагорье, Яблоновый хребет.

Вершины: Белуха.

Реки: Ангара, Аргунь, Бия, Катунь, Обь, Селенга, Шилка.

Озёра: Байкал, Телецкое.

Водохранилища: Братское, Красноярское.

Заповедники: Алтайский, Баргузинский.

Тема ”Дальний Восток”

Моря: Берингово, Охотское, Чукотское, Японское.

Заливы: Анадырский, Пенжинская губа, Шелихова.

Проливы: Берингов, Кунаширский, Лаперуза, Лонга, Петра Великого, Татарский.

Острова: Врангеля, Командорские, Курильские, Сахалин.

Полуострова: Камчатка, Чукотский.

Крайние точки: мыс Дежнева, остров Ратманова.

Равнины: Зейско-Бурейская, Среднеамурская низменность.

Горы: Джугджур, Колымское нагорье, Сихотэ-Алинь, Чукотское нагорье.

Вершины: Авачинская Сопка, Ключевская Сопка.

Реки: Амур, Анадырь, Зея, Камчатка, Уссури.

Озёра: Ханка.

Водохранилища: Зейское.

Заповедники: Кедровая Падь, Кроноцкий, ”Остров Врангеля”.

Список литературы в алфавитном порядке с выходными данными

Контрольно-измерительные материалы.

Форма контроля

Содержание

Приложения

Приложение  1.

Ключевые компетенции, формируемые в курсе географии:

Ключевые компетенции

Общепредметные компетенции

Предметные компетенции, реализуемые в рамках школьного курса биологии

Общекультурные (ОК)

особенности национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов, культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций, роль науки и религии в жизни человека, их влияние на мир, компетенции в бытовой и культурно-досуговой сфере, например, владение эффективными способами организации свободного времени. Сюда же относится опыт освоения учеником научной картины мира, расширяющейся до культурологического и всечеловеческого понимания мира, начало  освоения учеником научной картины мира

1.Соблюдение правил поведения в природе и участие в мероприятиях по ее охране

2.Понимание последствий бездумного использования природных ресурсов

3.Знать основные методы изучения природы, фундаментальные научные теории и закономерности.

Учебно-познавательные (УП)

Умение добывать знания на основе наблюдения за объектами или проводить исследования

Систематизация и анализ объектов познания

Установление взаимосвязи систем и процессов

Выявление причинно-следственных связей

4.Умение вести наблюдения в природе за явлениями и процессами , вести дневник

5.Умение пользоваться картами, школьным географическим  оборудованием

6.Установление взаимообусловленности форм изучаемого объекта и его функции

7.Выявление связей в природных процессах и явлениях

8.Вести наблюдения за явлениями, происходящими в природе и технике; задавать вопросы к наблюдаемым фактам, отыскивать причины явлений, обозначать свое понимание или непонимание по отношению к изучаемой проблеме.

9.Умение пользоваться приборами и инструментами для проведения опытов, наблюдений, измерений.

10. Организовывать свою деятельность.

Социально-трудовые

(СТ)

осознание значения оборудованного кабинета  в изучении науки и роли ученика в  оснащении кабинета.

11.Формирование культуры поведения и оказания помощи при стихийных природных явлениях.

12.Осознание значения оборудованного кабинета географии  в изучении науки и роли ученика в  оснащении кабинета.

Информационная  компетенция

(ИК)

При помощи реальных объектов (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем, копир) и информационных технологий (аудио- видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет), формируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее. навыки деятельности ученика по отношению к информации, содержащейся в учебных предметах и образовательных областях, в окружающем мире. 

13. Владеть навыками работы с различными источниками биологической  информации: книгами, учебниками, справочниками, энциклопедиями, каталогами, словарями, CD-Rom, Интернет.

14.Составление таблиц, опорных конспектов, схем по географии

Компетенции личного самосовершенствования (ЛС)

освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки. формировании психологической грамотности, культуры мышления и поведения. внутренней экологической культуры. Сюда же входит комплекс качеств, связанных с основами безопасной жизнедеятельности личности. 

15.Участие в конкурсах и олимпиадах по географии различного уровня.

16.Использовать географические знания для сохранения природы Родного края.

Ценностно-смысловая

  Компетенция

(ЦС)

способность видеть и понимать окружающий мир,

ориентироваться в нем (задавать себе и окружающим вопросы «почему?», «зачем?», «в чем причина?», «как это устроено?»,

осознавать свою роль и предназначение в нем - «а я смогу так?», «как это сделать?»,

уметь выбирать целевые установки своих действий и поступков

17.Понимание устройства окружающего мира.

18.Выявление причинно – следственных связей природно-социальных явлений и процессов.

19.Уметь выбирать целевые установки своих действий и поступков.

Коммуникативная (К)

умений работать в группе, овладение различными социальными ролями в коллективе

20.Владеть способами взаимодействия с окружающими и удаленными людьми

21.Выступать с устным сообщением

22. Владеть способами совместной деятельности в группе, приемами действий в ситуациях общения; умениями искать и находить компромиссы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Начальный курс.6 класс» УМК: География. Начальный курс.6 класс. Герасимова Т.П

Рабочая программа  рассчитана на 2 часа в неделю. При 35 учебных неделях общее количество составляет  70 часов.Реализация учебной программы обеспечивается учебникомТ.П.Герасимова. География....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Россия. Природа и население. 8 класс» «География России. Хозяйство и географические районы. 9 класс» УМК: География. Россия. Природа и население. География России. Хозяйство и

Рабочая программа рассчитана на  70часов по 2часа в неделю в 8 классе и 70часов по 2часа в неделю в 9 классе. Реализация учебной программы обеспечивается учебниками А.И. Алексеев, В,А.Низовц...

ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы /[А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А.Таможняя]. – М.: Вентана – Граф, 2012.

ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы   География: программа: 5-9 классы/(А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя).- М.: Вентана-Граф, 2012...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРЕДМЕТ ГЕОГРАФИЯ КЛАСС 6

В соответствии с ФГОС, на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и требований к его результатам традиционный курс 5-6  классов входит в первый блок базового содержания дисципл...

Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение" 5 - 6 классы О. А. Климанова, В.В. Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А. Климановой. – М.: Дрофа, 2019."География. Землеведение. 5-6 классы" ФГОС".

Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение"5-6 классы О.А.Климанова, В.В.Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А.Климановой. - М.; Дрофа 2019 г....

Рабочая программа по географии. Класс: 6,7

Рабочая программа по географии. Класс: 6,7...