Урок 6 класса по теме "Градусная сетка"
план-конспект урока по географии (6 класс) на тему

Вилесова Лариса Евгеньевна

Доступное и наглядное объяснение градусной сетки на картах и глобусе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon gradusnaya_setka_6_klass.doc36 КБ

Предварительный просмотр:

                                                Градусная сетка.                                          

Цели и задачи: объяснить построение градусной сетки на картах и глобусе; начать формирование умения определять по меридианам и параллелям направления, называть значение градусной сетки.

Оборудование: мультимедиопроектор, диск, глобус, карта полушарий.

Тип урока: изучение нового материала.

Ход  урока:

1. Организационный момент.

2. Знакомство с новым материалом.

  1. Показать фрагмент красивого места на Земле. Как объяснить людям, где это точно находится?  

2.  Объяснение нового материала с элементами беседы.

-  Как объяснить людям, где это точно находится?  Кто из вас умеет играть в шахматы? Можете назвать точное местонахождение фигуры? Как? Точно так же люди решили поступить и с Землей.

     С сегодняшнего урока мы с вами начнем учиться определять адрес любой точки на Земле. Для этого нам понадобится много новых слов, значения которых запишем в тетради. Что же придумали люди для того, чтоб определить адрес любого земного объекта?

- На что похож мяч в хозяйственной сетке? (На глобус). Чем? (Линиями сетки).

На доске запись «Градусная сетка», пока без определения.

- Почему возможно ее построение? Т. к. существует 2 неподвижные точки при вращении Земли вокруг своей оси.

- Какие? (Северный и Южный полюса). Что это? (Версии ребят).

Запись в тетрадь – точки пересечения воображаемой оси вращения Земли с земной поверхностью. Северный полюс впервые достиг американец Р. Пири 6 апреля 1909 года. Южный – норвежец Р. Амундсен 14 декабря 1911 года. Можно ли увидеть в жизни полюса? Нет. Но известно, наблюдатель, стоящий на Северном полюсе будет видеть Полярную звезду над головой. Что это за звезда?

- Как называется линия, которая находится на одинаковом расстоянии от полюса? (Экватор). Что это такое? (Версии ребят).

Экватор (от лат. – уравнитель) – воображаемая линия на поверхности Земли, проведенная на одинаковом расстоянии от ее полюсов. Можно его увидеть? Нет. Если находиться на экваторе, то Полярная звезда будет видна у самого горизонта. Что такое горизонт?

- Длина экватора = 40000 км. окружность = 360 градусов. Сколько км = 1 градус.

40000:360=111км

- Какую форму имеет на карте и глобусе? (Прямой и окружность).

- Параллельно экватору проведены линии, которые называются … (параллели).

- Какая самая большая параллель? (Экватор).

- Одинакова ли длина всех параллелей? Как изменяется? (Чтение на рамке карты их длины).

- Какая форма на карте и глобусе? (Дуга и окружность).

3. Работа с учебником.

 - Рассмотрим рисунок 22 в учебнике стр. 37.

    Если встать спиной к солнцу в 12 часов дня, то тень укажет на Север, раздвинутые руки укажут на Запад и Восток – направление параллелей. Полуденная тень укажет направление меридиана. Спишите определение из учебника.

- Какие 2 точки он соединяет? (Полюса).

- Каково его направление? Одинакова ли у них длина? Параллельны ли они? (Нет, т.к. пересекаются в полюсах). Какая форма на карте и глобусе? (Дуги и полуокружность).

- Как вычислить его длину? (Длина меридиана составляет половину длины экватора, значит 20000 км, полуокружность = 180 градусов, 20000:180 = 111 км).

4. Работа на закрепление значений новых слов.

     На доске написан стих с пропущенными словами. Вставьте нужные слова.

     От (Северного) полюса до (Южного)

      Проходят линии все равные – окружности.

      (Меридианы) прочертили этот круг

      И направленье указали: (север – юг).

                                         Уменьшаясь к (северу и югу)

                                         Форму круга сохранить сумели.

                                         Параллельны все они друг другу,

                                         Потому зовутся (параллелями).

                                         Самую большую звать (экватор),

                                         Маленькая – это точка (полюс).

                                         Все с (востока) тянутся на (запад),

                                         И по ним к широтам ведут поиск.

5. Практическая работа.

- Так что же такое градусная сетка? (Градусная сетка – это линии меридианов и параллелей на глобусе и картах, разделенные на градусы. Понятия «параллель» и «меридиан» впервые ввел Эратосфен).

    С помощью нее можно определять направления. Выполним задание № 1 из учебника стр.38.

- Как с ее помощью можно определить северную и южную часть Австралии, западную и восточную часть?

- Можно ли выбрать параллель для совершения самого длинного путешествия? (Экватор).

- Можно ли выбрать такой меридиан? (Нет).

- Есть ли на Земле материк, который пересекают все меридианы? (Антарктида).

3. Закрепление изученного материала. (Если времени есть много – письменно, если времени мало – устно).

- Заполним таблицу из учебника стр. 39.

Признаки линий                           меридианы                           параллели

градусной сетки

4. Итоги урока.

Домашнее задание:  §11, стр. 36-40, доделать таблицу.

Интересные сведения: «Самоцветная карта СССР» - самая дорогая карта, находится с Санкт-Петербургском геологоразведочном институте, S = 22,5 м2, выполнена из полудрагоценных (основа) и драгоценных камней (аппликация), включая алмазы, рубины, сапфиры, изумруды… Сделана карта гранильщиками Свердловска, над ней работали сотни человек в течение 11 месяцев.

 Самая маленькая карта (от греч. лист) – карта Армении, величиной с копеечную монету. Ее собрал из нескольких сот самоцветных камней Эдуард Казарян, на ней отчетливо видны реки, озера, горные пейзажи, особенно выделяется бирюзовое озеро Севан.

Среднее расстояние Земли от Солнца 150 млн. км, солнечный свет преодолевает его за 8 мин. В среднем каждый см2 на верхней границе земной атмосферы получает 2 калории солнечной энергии в мин. Когда в северном полушарии царит зима, Земля находится ближе к Солнцу на 4 500 000 км, чем когда там лето. Дело в том, что в данном случае погоду определяет не расстояние от нашей планеты до Солнца, а наклон земной оси по отношению к плоскости земной орбиты. Угол этого наклона составляет 23,5 градуса.

Самая древняя карта – вырезана на кости мамонта 15 000 лет назад. Также карты рисовались на бивнях мамонтов, коже, древесине. Жители Гавайских островов изображали окружающие их острова на тыкве и брали ее в путешествие.

0 меридиан – Гринвичская обсерватория вблизи Лондона, с 1884 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

разработка урока по теме Градусная сетка 6 класс

разработка урока по теме  Градусная сетка 6 класс...

Обобщающие уроки "Класс Птицы", "Класс Млекопитающие"

В презентации основной целью является - закрепить и углубить знания учащихся 7 класса по теме "Класс Птицы". Я предлагаю выполнить тестовые задания, ответить на фотовопросы викторины, к вопросу подобр...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА. Тема урока: Класс Земноводные, происхождение, особенности строения, жизнедеятельности как первых наземных позвоночных.

Цель  урока: дать общую, полную характеристику класса Земноводных, особенности их происхождения, строения, жизнедеятельности как первых наземных позвоночных, имеющих определенные приспособления к...

Конспект урока на тему "Градусная сетка"

Технологическая карта по ФГОС....

К Урок Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии. Технологическая карта урока Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии. Общая характеристика, образ жизни, значение.doc

Урок Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии.  Технологическая карта урока Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии. Общая характеристика, образ жизни, значение.doc...

Методическая разработка урока по биологии 7 класс Тема урока "Класс Насекомые. Общая характеристика"

Метидическая разработка урока по биологии 7 класс. Тема урока "Класс Насекомые. Общая характеристика." Тип урока: комбинированный, с использованием ИКТ (лицензионная программа по биологии 7 ...