6 класс. Гидросфера 9 урок. «Воды суши. Озёра»
методическая разработка по географии (6 класс) на тему

Глазова Алина Александровна

Методическая разработка урока к разделу гидросфера 6 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon 9_urok_ozyora.zip1.67 МБ

Предварительный просмотр:

Разработка урока

по теме "Воды суши. Озера. Охрана речных и озерных вод"

 

Цель урока: Дать новые знания о водоёмах мира (озёрах), о типах образования котловин.

  1. Развивать логическое мышление на основе взаимосвязи внешнего вида озёр и происхождения котловин; познавательный интерес и желание самостоятельного поиска знаний в проектной деятельности учащихся.
  2. Формировать умение определять географическое положение географических объектов, составлять описание озёр по плану.

Оборудование: 

  1. Компьютер, проектор, мультимедийный учебник по географии для 6 класса.
  2. Таблицы: “Котловины озёр”.
  3. Карточки для учащихся.
  4. Географические карты: физическая карта полушарий, физическая карта России, карта Тверской области, физическая карта Северной Америки.
  5. Информационные проекты групп учащихся 6 класса в виде электронных презентаций: “Озёро Селигер”, “Озеро Байкал”.

Ход урока

I. Подготовка класса к восприятию новой темы.

Перечислите, что относится к водам суши? Что влияет на воды суши? Как человек может влиять на воды суши в результате хозяйственной деятельности?

II. Новая тема:

1. Отгадайте загадку: Слайд №2

Посреди поля лежит зеркало,
Стекло голубое, рама зелёная,
Глядятся в него молодые рябинки,
Цветные свои, примеряя косынки.
Глядятся в него молодые берёзки,
Цветные свои, поправляя причёски.
И месяц, и звёзды –
В нём всё отражается…
Как это зеркало называется?

(Озеро)

Слайд №3 Постановка темы, целей урока

2. Запишите тему урока “Озёра”. Слайд №4

План: 

  1. Понятие “озеро”.
  2. Озёрные котловины.
  3. Информационные проекты учащихся “Байкал”, “Селигер”.
  4. Свойства воды в озере.
  5. Охрана озёрной и речной воды. Значение озёр.   

Слайд №5

Что можно отнести к водам суши?

Слайд №6

1. Работа над понятиями “море”, “озеро”, “река”, “водохранилище”.

Прочитайте п. 1 п.31 самостоятельно.

Учащимся можно предложить вопросы. 

  1. Что называется озером?
  2. Чем озеро отличается от реки?
  3. Чем озеро отличается от моря?

Запишите определение “озеро”.

2.

а) Дайте определение “котловина”. 

  1. От чего зависит внешний вид озера?

Слайд №7

б) Работа с физической картой и к\к : 

  1. Назовите крупные озёра мира: по материкам, по площади водного зеркала, по глубине.

Класс вместе с учителем работает по карте и таблице.

Нанесите перечисленные озёра на К\к  

Самые глубокие озёра Земли

Озеро

Глубина (м)

Озеро

Глубина (м)

Байкал

Танганьика

Каспийское

Ньяса

1620

1470

1020

706

Верхнее

Титикака

Мичиган

Онтарио

393

304

281

236

Слайд №8в) Решите тестовое задание. 

  1. Подберите пару:

Озеро 

  1. Байкал.
  2. Балхаш.
  3. Каспийское.
  4. Эйр.
  5. Чад.
  6. Верхнее.
  7. Титикака.
  8. Ладожское.
  9. Виктория.
  10. Гурон.

Материк 

  1. Австралия;
  2. Африка;
  3. Евразия;
  4. Северная Америка;
  5. Южная Америка.

Проверка теста и дальнейшее изучение темы проводится, по Слайду №9

г) Прочитайте п. 2 “Озёрные котловины”. Заполните таблицу, записывая названия озёр, о которых идёт речь в тексте.

Проверка задания.

№ п/п

1

2

3

4

5

6

Тип котловин

Тектонич.

Ледников.

Запрудные

Вулканич.

Старицы

Водохранил.

Примеры озёр.

Байкал,
Иссык-Куль,
Титикака,
Телецкое.

Ладожское,
Онежское,
Селигер.

Сарезское

На островах:

Камчатка, Ява.

У рек.

На реках:

Волга, Обь, Енисей.

 Выполните задание 2 на с.55 в рабочей тетради «Укажите происхождение котловин»

3. Информационные проекты учащихся “Байкал”, “Селигер”.

Заслушивание информационных проектов–презентаций всей группы учащихся или 1 выступающего ученика. Данное задание получили группы учащихся заранее, как опережающее. В каждой группе детей есть ученик, который имеет навыки работы с компьютером в программе Power Point. Учитель оказывает помощь в подготовке и оформлении проектов.

Слайд 10 Слайд снабжен гиперссылками, которые облегчают доступ к проектам учеников. Достаточно кликнуть на фото одного из озёр.

4. Свойства воды в озере.

Учитель и учащиеся могут излагать новый материал перед аудиторией.

  1. Сточные и бессточные.
  2. Солёные и пресные.
  3. Холодные и тёплые.
  4. Интересные: “Сладкое”, “Озеро смерти”, “Озеро чернил”.

Покажите примеры озёр на карте с определёнными свойствами. Работа выполняется по вариантам

Слайд 11

 5. Охрана озёрной и речной воды. Значение озёр.

Слайд 12

 III. Закрепление:

Просмотр и прослушивание мультимедийного учебника на компьютере. (5 – 8 минут).

  1. Многообразие котловин.
  2. Просмотр иллюстраций озёр.
  3. Озеро Селигер (видеосюжет).

В России насчитывается более 3 млн. озёр, в Тверской области около 600.

Покажите озёра на карте. Составьте вопросы по теме урока.

  1. Чем понравился урок?
  2. Что нового вы узнали на уроке?

IV. Домашнее задание:

1 уровень:

Прочитайте параграф 31, пересказ. Нанесите озёра на контурную карту зад.4 с.55 тетрадь.

2 уровень:

Составьте описание озера Виктория зад. 5, 3  тетрадь.

Дополнительно:

Сообщения:

“Сладкое озеро” –.
“Озеро смерти” –.
“Озеро чернил” –

Карточка для учащихся.

Литература:

1. «Методическое пособие по физической географии» Н.А. Максимов, Москва «Просвещение», 1987 г.

2.Поурочные разработки по географии. Физическая география. 6 класс. Никитина Н.А., Москва, «ВАКО», 2005 г.

3. «Учитель проектирует компьютерный урок», Герман Селевко журнал «Народное образование» № 8, 2005 г.

4. Свириденко С.С. «Современные информационные технологии» Свириденко С.С. Москва. «Радио и связь» 1999г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

6 класс. Гидросфера 7 урок. «Воды суши. Подземные воды»

Методическая разработка урока к разделу гидросфера 6 класс...

6 класс. Гидросфера 8 урок. «Воды суши. Реки.»

Методическая разработка урока к разделу гидросфера 6 класс...

план- конспект урока "Воды суши" 6 класс по учебнику Герасимова Т.П. Неклюкова Н.П.

разработка урока по географии 6 класс по учебнику Герасимова Т.П. Неклюкова Н.П....

Технологическая карта урока по географии 5 класс по теме "Воды суши.Реки"

Технологическая карта урока составлена в соответствии с ФГОС. Базовый учебник: А.А.Летягин. География. Начальный курс. 5 класс. - М.: "Вентана-Граф", 2013 г....

Гидросфера. Тема: «Воды суши»

Методическая разработка  по теме "Гидросфера", тема урока "Озёра", 6 класс (формирование представлений об озёрах) с использованием презентации....

Урок географии в 6 классе по теме «Воды суши: реки и озёра»

Роль воды в жизни нашей планеты, отдельных компонентов природы, каждого живого существа огромна. Вода входит в состав любого живого организма. Она находится во всех частях растений. Много её и в теле ...

Урок географии в 5 классе. Тема урока "Воды суши. Реки"

Урок с использованием дистанционных образовательных технологий. Урок направлен на организацию самостоятельной деятельности учащихся с применение источников географической информации....